Строительство в оопт экологическая экспертиза

Содержание

Госуд. экспертиза проектной документации на землях ООПТ

Госуд. экспертиза проектной документации на землях ООПТ

Сообщение natka_eco » 29 июл 2011, 09:10

Скажите пожалуйста, какие документы необходимо иметь для прохождения государственной экспертизы ПД для строительства на землях особо охраняемых природных территориях?

Re: Госуд. экспертиза проектной документации на землях ООПТ

Сообщение riorita » 29 июл 2011, 09:29

Вы должны пройти государственную экологическую экспертизу, подаете свой проект полностью. Обязательно общественные слушания.

Re: Госуд. экспертиза проектной документации на землях ООПТ

Сообщение natka_eco » 29 июл 2011, 09:35

riorita писал(а): Вы должны пройти государственную экологическую экспертизу, подаете свой проект полностью. Обязательно общественные слушания.

Состав проекта, подаваемого на экспертизу, остается тем же, только добавляется еще одна стадия экспертизы?

Re: Госуд. экспертиза проектной документации на землях ООПТ

Сообщение aartemy » 29 июл 2011, 10:30

Оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза.

Стадия для Вас не добавляется. Срок проведения ОБЩЕЙ экспертизы, установленный законом, составляет не более 3 мес.
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ Спойлер

статья 49 Государственная экспертиза проектной документации[/b] и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий
]
6.1. Для проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, такая проектная документация в установленном Правительством Российской Федерации порядке представляется в :
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации, в отношении объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, и в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

Что разрешат строить в нацпарках и заповедниках?


2) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации, в отношении объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в пункте 1 настоящей части.
6.2. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на проведение государственной экспертизы проектной документации и в соответствии с частью 4 настоящей статьи осуществляющие такую государственную экспертизу, направляют представленную заказчиком проектную документацию объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», на государственную экологическую экспертизу в установленном данным Федеральным законом порядке .
6.3. Результатами проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, являются соответствующие заключения.
7. Срок проведения государственной экспертизы определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать три месяца .

Таким образом, по закону, Вы сами не должны проходить ГЭЭ, все сдается в одно окно, в «орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации».
[laie]

Re: Госуд. экспертиза проектной документации на землях ООПТ

Сообщение Oksana » 29 июл 2011, 11:08

По закону может не добавляется, но на деле нас заставили проходить самостоятельно ГЭЭ, потому что в Москве проект не приняли без заключения эколг экспертизы, а это потянуло инж-экологич. изыскания, которые не были сделаны, т.к. это была реконструкция на территории существующего объекта (убирали старое, втыкали новое) и ранее никто их от нас не требовал. И мы очень прилично влетели по деньгам (оказалось проект сделали почти в убыток)

Re: Госуд. экспертиза проектной документации на землях ООПТ

Сообщение levsha » 29 июл 2011, 11:13

Oksana писал(а): По закону может не добавляется, но на деле нас заставили проходить самостоятельно ГЭЭ, потому что в Москве проект не приняли без заключения эколг экспертизы, а это потянуло инж-экологич. изыскания, которые не были сделаны, т.к. это была реконструкция на территории существующего объекта (убирали старое, втыкали новое) и ранее никто их от нас не требовал. И мы очень прилично влетели по деньгам (оказалось проект сделали почти в убыток)

Re: Госуд. экспертиза проектной документации на землях ООПТ

Сообщение aartemy » 29 июл 2011, 13:17

Oksana, levsha прекрасно вас понимаю. Да, вы должны были предостаивить всю документацию, нужную для ГЭЭ, но не в разные инстанции, а в 1 окно. То что у вас было несоответсвие это другой вопрос.
Про убыток: беря проект «под ключ» слишком рискуете, и цена должна быть соответсвующей. Если вам заказали только например, социальную часть ОВОС, тогда были бы и взятки гладки и цена не ахти..
Кстати отрицательное заключение из-за отсутсвия заключения ГЭЭ — это чистое нарушение!! У вас не должны были принять дукументацию ,т.к. был некомплект. Тогда просто экспертиза не проводится, но отрицательного выдавать нельзя.
Хотя по опыту в Москве могу сказать что действительно всех гонят в ДПиООС, те гонят в НИиПИГенплана.. Короче, кушать всем хочется..

Re: Госуд. экспертиза проектной документации на землях ООПТ

Сообщение Oksana » 29 июл 2011, 14:14

В это «одно окно» как раз и не взяли, т.к. проект должен был быть проштампован в «другом окне», а где это окно мы долго выясняли, т.к. в земельных документах нигде не было написано, что наш участок относится к особо-охраняемым землям. Это выяснилось по ходу и Заказчик ни разу не пискнул. Вообщем по-моему мнению, бардак в земельных документах и земельных делах Заказчика, вплоть до правильной процедуры отвода участка, это бомба замедленного действия. Может не рвануть, но если сработает — снесет крышу.

Самый полезный участник форума

Re: Госуд. экспертиза проектной документации на землях ООПТ

Сообщение seergy » 01 авг 2011, 06:40

Oksana писал(а): В это «одно окно» как раз и не взяли, т.к. проект должен был быть проштампован в «другом окне», а где это окно мы долго выясняли, т.к. в земельных документах нигде не было написано, что наш участок относится к особо-охраняемым землям. Это выяснилось по ходу и Заказчик ни разу не пискнул. Вообщем по-моему мнению, бардак в земельных документах и земельных делах Заказчика, вплоть до правильной процедуры отвода участка, это бомба замедленного действия. Может не рвануть, но если сработает — снесет крышу.

Это точно — лучше подстраховываться заранее — ИЭИ, сразу насчёт ГЭЭ уточнить, а с отводом земельных участков и СЗЗ вообще интересно иногда получается.

Если хотите выразить кому-то благодарность и/или почтение, то нажмите кнопку «Поблагодарить за сообщение автора»

Re: Госуд. экспертиза проектной документации на землях ООПТ

Сообщение Оля1977 » 28 сен 2011, 02:34

Подскажите, какой перечень документов мы должны подать на экологическую экспертизу (изыскания прикладывать?). Нас занесло на ООПТ и теперь надо пройти ГЭЭ, проходим первый раз и никто не знает как. Госэкспертиза без ГЭЭ документы не берет.

Источник: forum.integral.ru

ОВОС и экологическая экспертиза при размещении объекта в границах ООПТ и их охранных зон

✚ Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза при размещении в ООПТ от специалистов «ЭкоЭксперт» с опытом работы с 2001 г.

Читайте также:  Основание для строительства дома это

Оценка воздействия на окружающую среду (далее – ОВОС) – международный термин от англ. EIA – «Environmental Impact Assessment».

Материалы ОВОС представляют собой комплект документации, подготовленный при проведении процедуры ОВОС, и в составе другой обосновывающей документации подлежат экологической экспертизе.

Оценка воздействия на окружающую среду — это целый комплекс мероприятий, который направлен на определение характера и интенсивности влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека и возможных экологических, а также связанных с ними экономических и социальных последствий.

Главная цель проведения ОВОС – обосновать возможность реализации хозяйственной деятельности с точки зрения отсутствия негативного воздействия на окружающую среду.

До недавнего времени основным нормативным документом, которым специалисты руководствовались при проведении ОВОС, являлось Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 г. № 372.

С 1 сентября 2021 года вступил в силу Приказ Минприроды России от 01.12.2020 N 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду», который регламентирует процедуру проведения ОВОС. Приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 г. № 372 отменен.

Законодательные акты

Процедура и материалы ОВОС выполняются в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
  • Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
  • Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
  • Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
  • Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ;
  • Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ;
  • Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ;
  • Конституцией Российской Федерации (принята 12.12.1993): ст. 24 п. 2, ст. 42;
  • Приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду».

С этапами и порядком проведения ОВОС согласно Приказу Минприроды России от 01.12.2020 N 999 Вы можете ознакомиться в отдельной статье «Проведение процедуры ОВОС по новым требованиям».

Кому необходимо проводить ОВОС?

Квалифицированные специалисты ООО «ЭкоЭксперт» выполняют полный комплекс услуг по подготовке материалов ОВОС в составе документации на экологическую экспертизу для любых объектов.

В данной статье рассмотрен вопрос, связанный с строительством и реконструкцией объектов, которые полностью или частично располагаются на землях особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) и их охранных зон.

Согласно закону № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», вопросы социально-экономической деятельности на территориях ООПТ и их охранных зон согласовываются с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся ООПТ.

Необходимость согласования социально-экономической деятельности обусловлена особым статусом земель ООПТ, включающим в себя установление для земельных участков особого правового режима их использования.

Задачами согласования является недопущение бесконтрольного осуществления социально-экономической деятельности в границах ООПТ и их охранных зон, недопущение нарушений установленного охранительного режима, увеличения негативного воздействия и антропогенной нагрузки на природные комплексы национального парка.

Бесконтрольная деятельность в границах ООПТ не допускается.

ОВОС проводится в следующих случаях:

  1. 1. Для объектов государственной экологической экспертизы. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:
    • проектная документация объектов в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения за исключением объектов социальной инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в населенных пунктах;
    • проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны страны и безопасности государства в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
    • 2. Для согласования хозяйственная деятельность в охранной зоне ООПТ. Как следует из пункта 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

    Размеры и границы охранной зоны ООПТ устанавливаются для каждой территории в соответствии с отдельным Положением.

    Например, для того, чтобы согласовать строительство в охранной зоне национального парка «Лосиный остров», необходимо предоставить материалы ОВОС, а также другую документацию на строительство в администрацию национального парка и в Минприроды Российской Федерации.

    Категории ООПТ

    Основным законом, регулирующим отношения в области особо охраняемых природных территорий, является Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 N 33-ФЗ.

    В соответствии с этим законом, особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Территории ООПТ частично или полностью изымаются из хозяйственного оборота. На значительной части особо охраняемых природных территорий разрешено строительство новых объектов только необходимых для функционирования ООПТ и населенных пунктов, которые расположены в ее границах. На территории ООПТ устанавливается режим особой охраны.

    В зависимости от особенностей режима устанавливаются различные категории ООПТ:

      , в том числе биосферные заповедники; ; ; ; ; .

    ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответствующих органов исполнительной власти. В особых случаях ООПТ могут находиться в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

    Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

    Примерами ООПТ в Москве и Московской области являются: национальный парк «Лосиный остров», природный заказник «Воробьевы горы», природно-исторический парк «Битцевский лес», памятник природы «Молжаниновское верховое болото» и многие другие.

    Для проведения процедуры ОВОС важно понимать какое значение имеет та или иная территория, чтобы определить орган согласующий документацию.

    ландыш майский

    Рисунок 1 – Ландыш майский на территории застройки в заказнике «Навашинский», Нижегородская область

    Оформление материалов ОВОС

    Перед началом проведения процедуры ОВОС специалистами ООО «ЭкоЭксперт» производится анализ исходной информации об объекте и окружающей территории. Важно получить от заказчика исчерпывающие данные, которые позволят адекватно оценить потенциальное воздействие на окружающую среду. Перечень необходимой информации предоставляется каждому заказчику перед началом работ и может корректироваться в зависимости от специфики объекта и стадии проектирования.

    Также, важно ознакомиться с Положением по конкретной ООПТ, где прописано зонирование территории ООПТ и виды разрешенного использования. Так, в пределах зон особой охраны ООПТ может быть запрещено любое строительство.

    Как правило, ОВОС для объектов на территории ООПТ проводится параллельно с разработкой основных разделов проектной документации. Поэтому исходными данными для проведения процедуры ОВОС могут являться: комплект проектной документации, отчеты об инженерных изысканиях, письма уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, характеристика территории строительства, предоставленная дирекцией ООПТ и т.д.

    В случае, если у Заказчика нет готового проекта, наши специалисты высылают опросный лист с краткими вопросами по проектным решениям.

    Состав материалов ОВОС

    Типовой состав материалов ОВОС регламентируется Приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду».

    Материалы ОВОС должны содержать следующие данные:

    1. 1. Общие сведения об объекте проектирования;
    2. 2. Описание возможных видов воздействия на окружающую среду по альтернативным вариантам;
    3. 3. Описание окружающей среды, которая может быть затронута планируемой деятельностью;
    4. 4. Оценку воздействия на окружающую среду (атмосферный воздух, поверхностные водные объекты, геологическую среду и подземные воды, почвы, растительный и животный мир, воздействие отходов производства и потребления на состояние окружающей среды, оценка физических факторов воздействия, описание возможных аварийных ситуаций и оценка воздействия на окружающую среду при аварийных ситуациях);
    5. 5. Меры по предотвращению и уменьшению возможного негативного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду;
    6. 6. Предложения по мероприятиям производственного экологического контроля и мониторинга окружающей среды;
    7. 7. Выявленные при проведении оценки воздействия на окружающую среду неопределенности;
    8. 8. Обоснование выбора варианта реализации планируемой деятельности, исходя из рассмотренных альтернатив, а также результатов проведенных исследований;
    9. 9. Сведения о проведении общественных обсуждений, направленных на информирование граждан и юридических лиц о планируемой деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду
    10. 10. Результаты оценки воздействия на окружающую среду
    11. 11. Резюме нетехнического характера
    12. 12. Графические и текстовые приложения
    Читайте также:  Перечень материалов для строительства дома таблица

    По согласованию специалисты «ЭкоЭксперт» могут принимать участие в общественных обсуждениях, чтобы подробно предоставить достоверную информацию об объекте на основе материалов ОВОС. Главная задача эколога в таком мероприятии – донести до заинтересованных лиц и обычных граждан объективные сведения о том, что строительство или реконструкция объекта не нанесет ущерба экосистеме ООПТ и района в целом, с учетом разработки комплекса всевозможных мер по предотвращению загрязнения, минимизации выбросов и т.д. По завершению процесса общественных обсуждений оформляется окончательный вариант документации ОВОС, в котором учитываются все замечания и предложения, полученные от общественности и других заинтересованных сторон. Именно этот комплект материалов ОВОС в составе общего проекта направляется на государственную экологическую экспертизу.

    ОВОС и экологическая экспертиза (ГЭЭ)

    В случае, если объект является объектом государственной экологической экспертизы в соответствии со статьями 11, 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» материалы оценки воздействия на окружающую среду , а также другая документация по объекту подлежат процедуре государственной экологической экспертизы.

    Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Для объектов федерального уровня экспертиза осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (РосПриродНадзор).

    Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта.

    Специалисты ООО «ЭкоЭксперт» сопровождают объект при прохождении государственной экологической экспертизы: корректируют материалы ОВОС по замечаниям экспертизы, участвуют в рабочих заседаниях экспертной комиссии.

    Опыт и примеры работ компании «ЭкоЭксперт»

    ООО «ЭкоЭксперт» имеет большой опыт работы в экологической сфере. В нашей компании работают квалифицированные сотрудники – выпускники МГУ им. М.В. Ломоносова и других ведущих ВУЗов страны. Мы имеем большой опыт взаимодействия с согласующими органами, включая РосПриродНадзор, по самым разным вопросам.

    Наши специалисты помогут Вам разобраться во всех тонкостях проведения процедуры ОВОС и последующего согласования материалов.

    Мы выполняли работы по оценке воздействия на окружающую среду для объектов различной направленности, в том числе, и для согласования строительства в границах ООПТ и их охранных зонах. Среди них: прокладка кабельной линии на территории природно-исторического парка «Москворецкий», строительство ДНТ в границах охранной зоны национального парка «Лосиный Остров», реконструкция автодороги на территории Национального парка «Угра», строительство линии электропередач для электрификации дачного поселка на территории национального парка «Мещера».

    Примерные цены на проведение процедуры ОВОС вы можете найти в разделе «Цены». В связи со спецификой работ, стоимость определяется индивидуально с каждым клиентом после анализа предварительной информации об объекте. Пишите и звоните нам, мы проконсультируем Вас бесплатно!

    Источник: xn--80anccgcwd3a3hra8a.xn--p1ai

    ОВОС и экологическая экспертиза строительства в ООПТ

    ✚ Разработка ОВОС в составе экологической документации для строительства в ООПТ от опытных экологов «ГеоЭксперта»: экологическое обследование, расчеты и прогнозы, общественные слушания, гарантированное прохождение экологической экспертизы.

    Строительство в границах ООПТ или их охранных зон контролируется сразу несколькими направлениями права: Земельным, Жилищным и Градостроительным кодексами плюс – законами об охране окружающей среды, включая основной – №7-ФЗ – и отдельные акты, регламентирующие разработку экологической документации и экологическую экспертизу. По уровню ответственности объект может попадать как под федеральные, так и под региональные требования. Соответственно, для получения разрешения на строительство в ООПТ, в зависимости от категории объекта, места расположения, назначения и технических характеристик при составлении проектной документации необходимо учесть весь комплекс требований и согласовать готовые материалы с ведомствами и органами власти различных уровней.

    Разработка раздела ОВОС в составе экологической документации для строительства в ООПТ подчиняется общим требованиям Приказа Минприроды России от 01.12.2020 г. № 999, а положительное заключение государственной экологической экспертизы может быть получено только при соблюдении всех требований федерального и регионального законодательства плюс – законодательно утвержденных положений по конкретной ООПТ, где планируется строительство.

    Состав раздела ОВОС для проекта строительства

    Разделы ОВОС, которые обязательно должны присутствовать в этом документе, четко описаны в «Требованиях к материалам оценки воздействия на окружающую среду», утвержденных в 2020 году. В перечень входят:

    • информация о заказчике, с указанием контактных и регистрационных данных,
    • информация о планируемом месте и виде использования участка,
    • подробное описание деятельности на объекте (промышленной, коммунальной, сельскохозяйственной, строительной),
    • возможные альтернативы,
    • анализ компонентов окружающей среды и видов вероятного воздействия,
    • непосредственно результаты оценки воздействия,
    • предложения по уменьшению/устранению вредного воздействия, программам ПЭК и экологического мониторинга на период эксплуатации объекта,
    • все материалы по общественным слушаниям, включая способы информирования граждан, протоколы, журналы замечаний,
    • подробное и краткое описание проведенной процедуры ОВОС,
    • графические приложения.
    • Гарантируем соблюдение необходимых сроков
    • Сделаем всё «От и до»
    • Окажем бесплатные консультационные услуги

    Техническое задание – основа разработки ОВОС для эколога, поэтому оно тоже входит в отчет и позволяет впоследствии (на экспертизе) оценить: насколько объем исследований соответствовал задаче, поставленной заказчиком. Разумеется, что они должны полностью совпадать.

    Информирование об общественных слушаниях – задача местных властей того района/населенного пункта, где предполагается строить. Задача специалистов, ответственным за всю процедуру, – контролировать участие третьих лиц и строгое соответствие регламенту.

    Экологическая экспертиза ОВОС для строительства в ООПТ

    Относительно содержания экологической экспертизы для ООПТ нет никаких отличий по сравнению с другими площадками размещения проектируемых объектов строительства. Основная цель экспертизы – проконтролировать, что строительство не нанесет вреда окружающей среде, либо этот вред обратим и его возможно компенсировать. Требования к охране окружающей среды в границах ООПТ и их охранных зон – выше, объемнее и строже. Этим и объясняется большая трудоемкость в составлении экологической документации на строительство в ООПТ.

    Процедура ОВОС проводится с той же целью: оградить природу и человека от чрезмерного негативного воздействия будь то строительство завода, прокладка газопровода или обработка сельхозпродукции пестицидами на стадии вегетации. Но, в отличие от собственно экспертизы, все оценочные параметры ОВОС относятся непосредственно к проектируемому объекту. Что произойдет, если объект начнет использоваться в хозяйстве? Какой вред он может нанести хрупкой экосистеме в границах ООПТ? Это вопросы, на которые ищет ответ ОВОС.

    Экологическая экспертиза оценивает не само влияние объекта, а полноту и качество исследований его безопасности, состав экологической документации, наличие обоснований, соответствие требованиям и т.д., то есть выполняет контрольную и надзорную функцию.

    Государственную федеральную экспертизу проходят проекты капитального строительства:

    • в федеральных ООПТ, кроме объектов социальной инфраструктуры, III категории, относящихся к населенным пунктам;
    • в региональных и местных ООПТ для сложных, уникальных, оборонных объектов.

    Категории объектов и уровни экспертизы перечислены в ФЗ №174.

    Получение разрешения на строительство в ООПТ после прохождения экологической экспертизы

    Разрешение на капитальное строительство в ООПТ в Москве выдается Департаментом природопользования, тогда как для других площадок размещения объектов заявка подается в Департамент градостроительства. Единственное исключение – зона объектов культурного наследия, где ведущая роль в оценке проектной документации отводится Департаменту культурного наследия. Состав документации во всех случаях идентичен, но, очевидно, что положительное заключение экологической экспертизы в случае с ООПТ будет иметь решающее значение.

    На объектах в любом регионе РФ специалисты «ГеоЭксперта» заранее планируют весь перечень согласований и готовят экологическую документацию на строительство в ООПТ с учетом региональных особенностей.

    Источник: geoexpert-msk.ru

    Проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях

    особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения

    Интенсивное промышленное, сельскохозяйственное и рекреационное освоение края, активное строительство ведет к тому, что давление на природу возрастает с каждым годом. Для реализации стратегии устойчивого развития, позволяющей непротиворечиво совместить экономическое процветание и сохранение природных ценностей, необходим целый комплекс природоохранных мер, важнейшим компонентом которого является развитие сети особо охраняемых природных территорий.

    В России действует Федеральный закон № ЗЗ-ФЗ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях». Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны [37]. С учетом особенностей режима ООПТ и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории территорий, изображенные на рис. 6. Законами субъектов РФ могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

    Читайте также:  Незавершенное строительство бухгалтерский учет счет

    Правила представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполага-стся осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы определены Постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 № 822 [38].

    Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах ООПТ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на их восстановление.

    Государственные природные заповедники, в том числе биосферные

    Государственные природные заказники

    Дендрологические парки и ботанические сады

    Рис. 6. Категории особо охраняемых природных территорий

    В проектной документации на строительство, реконструкцию объектов в границах ООПТ должно быть отражено следующее:

    • — сведена к минимуму промышленная эксплуатация природных ресурсов (рубка леса, разработка полезных ископаемых, использование подземных и поверхностных вод, сбор растительного сырья и др.);
    • — исключено строительство жилых и нежилых зданий и сооружений, за исключением зданий и сооружений, необходимых для организации деятельности ООПТ;
    • — воссоздание и сохранение гармоничного сочетания природных и культурных компонентов ландшафтов, жилых, хозяйственных и культовых построек, формирующих привычные ландшафтные картины.
    • — сохранение форм и масштабов природопользования, при которых сформировалась предлагаемая к охране территория;
    • — сохранение природных ландшафтов (лесных, луговых, долинных), традиционного сельскохозяйственного использования, естественной структуры лесных массивов;
    • — сведение к минимуму случаев перевода лесных земель в нелесные для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, дробления лесных массивов линейными транспортными и инженерными коммуникациями (за исключением обоснованных случаев, когда другие варианты их размещения невозможны).

    Примерами проектной документации, имеющей отношение к Байкальской природной территории, являются:

    • — техническая документация «Реализация мероприятий по ликвидации негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат»;
    • — материалы общего допустимого улова водных биоресурсов в озере Байкал с впадающими реками Баргузин, Селенга, Верхняя Ангара на 2015 год (с материалами ОВОС).

    В случае размещения объекта на территории ООПТ федерального уровня, в проектной документации представляются инженерноэкологические изыскания. В большинстве случаев, на практике для объектов ООПТ регионального уровня данные изыскания могут быть заменены отчетами научно-исследовательских институтов.

    В отчетах приводится расчет размера вреда или ущерба при планировании строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов, внедрения новых технологических процессов и производства работ, влияющих на состояние биологических ресурсов и среду их обитания, с целью оценки возможных последствий негативного воздействия этой деятельности на их состояние. Ниже приведены определения вреда и ущерба.

    Вред окружающей среде — это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов [25].

    Под ущербом окружающей среде и природным ресурсам понимается денежная оценка потерь и убытков народного хозяйства в целом, всех негативных последствий причиненного загрязнения окружающей среды и порчи природных ресурсов. Ущерб может быть прямой, косвенный, реальный, предотвращенный и накопленный.

    Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению.

    Кроме ущерба и вреда, могут быть рассчитаны убытки и упущенная выгода. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

    Упущенная выгода возникает в случае прохождения линейного объекта (чаще всего автодороги) через частные сельскохозяйственные земли. В этом случае дается реальная коммерческая стоимость изымаемой земли и выплачивается компенсация. Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. Экономическую оценку вреда рекомендуется осуществлять по следующим видам природных ресурсов: атмосфере; водным ресурсам; почвам и земельным ресурсам. Примеры отчетов природоохранного значения приведены ниже.

    1. Мероприятия но компенсации прогнозируемого ущерба водным биологическим ресурсам в результате реализации проекта строительства автодороги. Необходимое для компенсации ущерба количество рыбопосадочного материала (объем выпуска) рассчитывается исходя из нормативных для данного региона показателей: среднего веса взрослой особи рыб, коэффициента промыслового возврата, связанного с видом, возрастом и навеской (размером) зарыбляемой молоди.

    Также возможны и другие расчеты ущерба биоресурсам с учетом регионального коэффициента биоразнообразия в результате изъятия территории. Расчет представляет собой оценку в денежной форме числа объектов животного и растительного мира, сохраненных либо приумноженных в результате планируемых природоохранных мероприятий за рассматриваемый период времени или делается прогноз уменьшения числа биоресурсов.

    • 2. Расчет размера вреда водным биологическим ресурсам реки от осуществления планируемой хозяйственной деятельности по проекту строительства автодороги. Расчет проводится по методике исчисления вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, которая утверждена приказом Росрыболовства от 25 ноября 2011 г. № 1166 [39]. Исчисление размера причиненного вреда предусматривает его определение как в натуральном выражении (кг, т) с учетом последствий многостороннего воздействия негативных факторов на состояние водных биоресурсов, так и в стоимостном (рубли) — исходя из затрат на восстановление нарушенного состояния биоресурсов с учетом полученных убытков, в том числе упущенной выгоды.
    • 3. Расчет размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду. Расчет проводится по методикам и ставкам, которые утверждены следующими постановлениями:
    • — таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, лесам и лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства [40];
    • — ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности [41];
    • — методика экономической оценки лесов [42].

    Также в рамках выполнения отчетов необходимо проведение маршрутных полевых обследований, получение информации в региональных управлениях регионов по надзору за использованием объектов животного мира, водных биологических ресурсов.

    Необходимо установить виды и их численность объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ и Красную книгу региона. В рамках отчета возможно рассчитать размеры вреда по методикам, утвержденным приказами Минприроды России:

    • — «Об утверждении такс для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования», № 658 от 01.08.2011 [43];
    • — «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания», № 107 от 28.04.2008 [44];
    • — «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», № 948 от 08.12.2011 [45];
    • — «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, № 948 от 08.12.2011 [46].

    Данные материалы представляются на государственную экологическую экспертизу регионального или федерального уровня. Экспертиза после рассмотрения поступивших материалов может запретить планируемую хозяйственную деятельность на определенной территории в пределах ООГТТ. Например, в целях обеспечения строительства необходимым объёмом грунта в земляное полотно, которое планировалось проложить через ООПТ регионального значения в одном из районов Белгородской области, будут использованы четыре грунтовых карьера. Выработанные карьеры согласно проектной документации будут рекультивированы после изъятия грунта. Так как на одной из площадкок предполагаемых карьеров суглинков произрастает плотно-дерновинный многолетник, внесенный в Красные книги России и Белгородской области — ковыль перистый то экспертная комиссия посчитала не допустимым разработку грунта на данном карьере и рекомендовала найти подходящий иной карьер, где отсутствуют краснокнижные виды растений.

    На проектируемых линейных объектах (автодороги, газопроводы) для отведения поверхностных вод с проезжей части должны быть предусмотрены строительством круглые или прямоугольные железобетонные трубы, которые будут играть также роль биопереходов для животных. Трубы должны быть соизмеримы с размерами обитающих на ООПТ животных. В качестве примеров объектов экспертизы, реализация которых осуществлена в Белгородской области, следует привести следующие:

    Источник: studref.com

    Рейтинг
    Загрузка ...