Строительство в России роль

Строительная отрасль пережила за последние 50 лет многое – и взлёты, и падения… Впрочем, лирики достаточно.

В статье рассматривается строительство в РСФСР и РФ с 1966 по 2015 год. Принимались во внимание моменты:

  • удобство прочтения, т.е. максимально возможная минимизация объёма материала;
  • охват всех направлений строительства: жилищное, инфраструктурное, ввод в действие сельскохозяйственных и промышленных объектов, строительство объектов социальной сферы;
  • наличие непрерывного ряда данных за весь рассматриваемый период.

Исходя из этих предпочтений, рассматривается динамика строительства по 20-ти показателям. Работа разбита на разделы:

1. Жилищное строительство (3 рисунка).

2. Дорожное строительство (5 рисунков), включающее в себя:

а) строительство железных дорог;

б) строительство автомобильных дорог;

в) электрификация железных дорог.

3. Строительство сельскохозяйственных объектов (9 рисунков):

а) ввод в действие животноводческих помещений для крупного рогатого скота;

Эпоха проектирования и строительство новых городов. Роль России. — Юрий Крупнов

б) ввод в действие животноводческих помещений для свиней;

в) ввод в действие животноводческих помещений для овец;

г) строительство птицефабрик яичного направления;

д) строительство птицефабрик мясного направления;

е) проведение работ по орошению земель;

ж) проведение работ по осушению земель.

4. Ввод в действие отдельных производственных мощностей (6 рисунков):

а) по добыче угля;

б) по производству стали;

в) по производству стальных труб;

г) по производству мяса;

д) по производству цельномолочной продукции;

е) ввод в действие электростанций турбинных.

5. Ввод в действие объектов социально-культурного назначения (3 рисунка):

а) общеобразовательных школ;

б) детских садов;

Теперь смотрим данные.

1 – Жилищное строительство в 1966-2015 г.г.

Рисунок 1 – ввод в действие жилых домов, млн. м 2

Рисунок 2 – жилой фонд в РСФСР/России, млн. м 2

Рисунок 3 – динамика ежегодного прироста жилого фонда, % к предыдущему году

С 1966 по 1990 годы (за 25 лет) было построено 1535,2 млн. м 2 жилья. За следующие 25 лет (1991-2015 г.г.) введено 1221,6 млн. м 2 (80% к предыдущему периоду). Максимум ввода жилья в РСФСР наблюдался в 1987 году, он был превышен в следующий раз в 2014 и 2015 г.г. В целом ввод жилья в РСФСР рос медленными темпами. После падения в 90-е начале 00-х г.г. темпы строительства жилья восстановились достаточно быстро.

Строительный бум: в России начали с нуля строить новый город

2 – Дорожное строительство в 1966-2015 г.г.

К сожалению, данные об дорожном строительстве доступны только с 1980 года.

Рисунок 4 – строительство железных дорог, км

Рисунок 5 – протяжённость железных дорог общего пользования, тыс. км

С 1990 железнодорожное строительство в России практически прекратилось. Протяжённость сети общего пользования несколько снизилась. Однако, на графиках не указаны сети необщего пользования. С учётом этих дорог протяжённость сети снизилась с 1990 года в 1,3 раза (124 тыс. км в 2009 против 160,8 тыс. км в 1990).

Также в советское время были широко распространены узкоколейные железные дороги. Их длина которых составляла не менее 80 тыс. км, из которых в СНГ сохранилось к нашему времени по данным parovoz.com около 8 тыс. км.

Ввод железных дорог в 1991-2015 г.г. составил 1601,7 км. В то же время только за десять лет с 1980 по 1990 г.г. было введено в строй 5399,9 тыс. км.

Рисунок 6 – строительство автодорог общего пользования с твёрдым покрытием, тыс. км

Ввод автодорог с 1991 года по 2015 составил 104,6 тыс. км. В то же время автодорожная сеть росла гораздо бОльшими темпами – в основном за счёт перевода дорог необщего значения в категорию общего значения. С 2010 года статистика стала включать дороги местного значения, с 2012 – протяжённость улиц.

Рисунок 7 – протяжённость автодорог с твёрдым покрытием, тыс. км

Рисунок 8 – электрификация железных дорог, тыс. км

В 80-е г.г. было электрифицировано 7506 тыс. км железных дорог. За следующие 24 года – 5513,3 тыс. км. Причём в последние годы электрификация железных дорог практически остановлена.

В целом дорожное строительство сильно отстаёт от показателей РСФСР. Наблюдается заметный рост ежегодного ввода объектов дорожной сети до 1988-1990 г.г. С тех пор — неравномерное падение до небольших значений.

3 – Строительство сельскохозяйственных объектов в 1966-2015 г.г.

Рисунок 9 – ввод в действие животноводческих помещений, тыс. мест для КРС

Рисунок 10 – ввод в действие животноводческих помещений, тыс. мест для свиней

Рисунок 11 – ввод в действие животноводческих помещений, тыс. мест для овец

Рисунок 12 – построено птицефабpик яичного напpавления, тыс. куp несушек

Примечание: за каждый год периода 1966-1970 г.г. взяты средние ежегодные цифры для пятилетки.

Рисунок 13 – построено птицефабpик мясного напpавления, млн. голов мясной птицы в год

Стоит отметить то, что видно на рисунках – с начала 80-х г.г. ввод объектов животноводства заметно снизился, хотя и оставался по сравнению с современностью довольно большим. Это же касается строительства объектов орошения. Показатели осушения земель в целом стабильны до начала Перестройки.

Исходя из данных рисунков 9..13 можно сказать, что птицеводство (яйцо), овцеводство и разведение КРС в ближайшее время не покажет заметного увеличения производства. Скорее всего, поголовье птицы (яйцо), КРС и овец будет либо на прежнем уровне, либо снизится, так как ввод соответствующих мощностей близок к нулю. Как минимум не следует ожидать заметного роста производства говядины, яиц, баранины, молока и шерсти. В худшем случае – возможно снижение производства данных продуктов.

Свиноводство, напротив, будет в ближайшие несколько лет показывать положительную динамику производства.

Под сомнением дальнейший стремительный рост производства (и возможный экспорт) мяса птицы, поскольку ввод объектов направления разведения птицы на мясо с 2012 года снижается и в данный момент приближается к нулю. Ввод мощностей по птице мясного направления превысил таковой показатель в РСФСР за последние 25 лет его существования. Это единственный пример увеличения ввода мощностей за последние 25 лет по сравнению с предыдущим периодом.

Резюмируем соотношение ввода объектов в разные периоды таблицей:

Показатель ввода

Ввод 1966-1990

Ввод 1991-2015

1991-2015 в %

к 1966-1990

Мест для КРС, тыс.

Мест для свиней, тыс.

Мест для овец, тыс.

Птицефабрики яичного направления, тыс. кур

Птицефабрики мясного направления, млн. кур

103

Теперь рассмотрим мелиорацию. Данные о площадях орошаемых и осушенных земель в России после 1990 года отрывочны и не подтверждаются статистическими сборниками. Даются справочно из источника [1]. Данные о ежегодном вводе объектов — из изданий Росстата.

Рисунок 14 – проведение работ по орошению земель, тыс. га

Рисунок 15 – площадь орошаемых земель, тыс. га

Рисунок 16 – проведение работ по осушению земель, тыс. га

Рисунок 17 – площадь осушенных земель, тыс. га

Скачок площади осушенных земель в 1967 году связан с уточнением данных после инвентаризации земель.

Мелиорации стоит уделить чуть больше внимания. Да простят меня читатели) Далее следуют цитаты из источника [1]. Те, кого не интересует тема мелиорации, могут сразу перейти к разделу 4.

До принятия в 1966 году государственной программы «О широком развитии мелиорации земель для получения высоких и устойчивых урожаев зерновых и других сельскохозяйственных культур» мелиорация земель в России не находила широкого распространения. Локальное применение не оказывало сколь-нибудь значительного влияния на ведение сельскохозяйственного производства в стране…

В 1990 году в России было учтено 11,3 миллиона гектаров орошаемых и осушенных земель, что составляло всего 8 % от площади сельскохозяйственных земель, нуждающихся в этих видах мелиорации. Мелиорированные земли, занимая только 5,4 % площади используемых сельскохозяйственных угодий, обеспечивали производство более 15 % всей продукции земледелия (весь рис, 75 % овощей, более 25 % кормов и др.)…

В 1992 году были остановлены все имеющиеся заводы по изготовлению дренажных труб…

По состоянию на 2010 год в пользовании отечественных сельхозпроизводителей находится 9,1 миллиона гектаров мелиорированных земель (4,3 миллиона орошаемых и 4,8 миллиона осушаемых), то есть порядка 8 % общей площади пахотных угодий, тогда как в Англии – 80 %, Китае – 55 %, Германии – 45 %, Индии – 36 % и США – 39 %. И «при этом биопродуктивность орошаемых земель в этих странах в 2–3 раза выше, чем в России. Из сельхозоборота выбыло и переведено в немелиорируемые угодья – 2,3 млн. гектаров, в том числе 1,9 млн. гектаров орошаемых земель…

По состоянию на 2011-2015 годы в мелиоративном хозяйстве Российской Федерации и, в частности, в её аридных регионах наметилась устойчивая тенденция к стабилизации площадей орошаемых земель на уровне 45–55 % от имевшихся по состоянию на 1990 год…

В «Концепции–2020» отмечается, что в период (1985–1990) годов дождеванием орошалось около 4 миллионов гектаров. К 1996 году площади дождевого полива по разным причинам и обстоятельствам снизились до 2,5 миллиона гектаров, в 2002 году они составили 1,56 миллиона гектаров, а к 2008 году они уменьшились до 0,9 миллиона гектаров…

По состоянию на 2008 год «пашенное поле» страны составляло 121,6 млн. га. При этом 80 % площадей пашни России располагается в зоне неустойчивого и недостаточного увлажнения, а свыше 10% пашенных угодий подвержены избыточному увлажнению, что предопределяет необходимость проведения на них разного уровня комплексных мелиоративных мероприятий по искусственному регулированию водного режима (орошению, осушению или «осушению и орошению» земель)…

Резюмируя известные данные и сведения о состоянии сельскохозяйственных угодий и качестве природно-климатических условий для ведения растениеводства в Российской Федерации, отметим нижеследующее.

1. Треть земельного фонда находится в зоне с относительно благоприятными для ведения сельского хозяйства условиями, половина земель два раза в каждом пятилетии страдает от засухи, а одна треть весной и осенью переувлажняется и заболачивается от осадков, а летом – иссушивается.

2. Только два процента наших земель находится в оптимальных условиях увлажнения, тогда как в Соединённых Штатах Америки – 60 %.

3. Состояние сельскохозяйственных земель в целом неудовлетворительное и продолжает ухудшаться…

Доля орошаемых земель в общей площади пашни (в нашей стране) составляет всего 3–4 %, а объём получаемой на этих землях продукции составляет 18–20 % от продукции растениеводства (Мелиоративная энциклопедия. Т. 2. С. 303.). Установлено, что биопродуктивность орошаемых угодий в среднем в 2,5–3,0 раза превышает таковую для богарных земель.

Другие добавления излишни. Перейдём к следующему разделу.

4 – Ввод в действие отдельных производственных мощностей

Рисунок 18 – построено электростанций турбинных, млн. кВт

Рисунок 19 – ввод мощностей по добыче и переработке угля, млн. т

Рисунок 20 – ввод мощностей по производству стали, млн. т

Рисунок 21 – ввод мощностей по производству стальных труб, тыс. т

Рисунок 22 – ввод мощностей по производству мяса, тонн в смену

Рисунок 23 – ввод мощностей по производству цельномолочной продукции, тыс. т в смену

В направлениях производства электроэнергии, добыче угля или выплавке стали не приходится ждать каких-то прорывов и значительного увеличения выпуска.

По производству стальных труб введённые мощности по 25-летним срокам сравнимы: 4672 тыс. т в РСФСР и 4162 тыс. т в РФ. Резерв роста производства труб вследствие таких объёмов ввода производств велик, и современный уровень выпуска труб не предел при существующих заводских мощностях. По оценкам Фонда трубной промышленности трубные компании вложили с 2000 года 450 млрд. руб. в производство. Подробно о производителях труб можно узнать из статьи «Кто владеет российской металлургией?»

Мощности по производству мяса: 7669 т в смену и 4119,9 т. Но стоит отметить, что ввод мощностей с 2009 резко увеличился и в 2015 превысил все рекордные показатели прошлых лет. Очевидно, что отечественное промышленное производство мяса будет расти достаточно быстрыми темпами в ближайшие годы.

Мощностей по выпуску цельномолочной продукции в РСФСР было построено на 30,6 тыс. т в смену. После 1990 года – лишь на 8,2 тыс. т. В 2015 году ввод мощностей достиг одного из минимальных значений за весь 50-летний период. Импортозамещение в молочной отрасли, очевидно, не будет таким успешным, как в мясной.

Источник: aftershock.news

Инновации в строительстве и их роль. Проблемы инноваций в строительстве

инновации в строительстве

Раньше некоторые строения возводились веками. Сейчас же даже самые высокие здания мира сооружаются за год-другой. Инновации в строительстве – это передовые технологии, без которых нельзя представить современное общество. Все процессы улучшаются и совершенствуются, и это не обошло сферу строительства.

Читайте также:  Разрешение на строительство кто выдает ошибку

Новые дороги

Самыми актуальными вопросами на сегодняшний день в нашей стране являются инновации в дорожном строительстве. Этому был посвящен международный форум, проходивший в 2015 году в Сочи. Участники обсудили проблемы и перспективы внедрения новых технологий в дорожной отрасли. Особое внимание уделялось экспериментальным методикам, до сих пор не опробованным в РФ и в мире.

В тоже время инновации в строительстве в России применяются постепенно. Уже есть участки трасс, созданных по нетрадиционным проектам. О том, какие технологии могут стать преобладающими в нашей стране, и какие уже успешно внедрены, речь пойдет далее.

Superpave

Дословно Superpave означает идеальное дорожное покрытие с отличными характеристиками. Изначально эта технология была применена для строительства стратегически важных автомагистралей в Америке. Позже ученые поняли, что это удобно использовать и для обыкновенных трасс.

Огромное преимущество методики в том, что битумный раствор как основной компонент готовится индивидуально под условия среды, где будет проходить трасса. Небольшую массу раствора сначала подвергают множеству испытаний, прежде чем уложить ее под асфальт. Специфика Superpave заключается в том, что она поможет избежать трех самых главных проблем: колееобразования, усталостного и термического растрескивания.

 инновации в дорожном строительстве

В России определены два участка дорог, на которых были применены технологии идеального асфальтирования. Протяженность каждого – 1 км. Первый участок расположен на трассе М-5 «Урал» на расстоянии 45-46 км. И второй – Московское большое кольцо в направлении Минского шоссе, 25-й километр.

Холодный ресайклинг

Инновации в дорожном строительстве подразумевают нахождение новый путей формирования покрытия, используя уже испробованные варианты. Метод холодного ресайклинга нельзя назвать таким уже новаторским. В мире его используют давно. Основная особенность в том, что асфальтобетонные гранулемы не разогреваются привычным способом, а наоборот, охлаждаются.

С одной стороны, это помогает сэкономить на транспортировке горячих смесей с завода, а с другой – стоимость эмульсионной базы довольно высока. Но несомненное преимущество в том, что методика холодного ресайклинга может использоваться в условиях холодного климата.

Рассматриваемый метод очень популярен у дорожников в нашей стране. Огромный плюс в том, что он позволяет повторно использовать материал старого покрытия. Таким образом, осуществляются реконструкция полотна и быстрое латание ям.

Укрепление грунта

Можно бесконечно приводить примеры инноваций в строительстве дорог. Рассмотрим еще один эффктивный метод. Сначала его успешно реализовывали в Америке, потом им заинтересовалась Европа. Чаще всего технология применяется для прокладки дорог в границах населенных пунктов и в тех местах, где присутствует серьезная нехватка ресурсов.

Укрепление грунта позволяет использовать тот слой почвы, который находится в месте прокладки полотна. Влажные и болотные грунты, преобладающие в России, невозможно использовать при других технологиях. Раньше их приходилось полностью вынимать и класть другие, более сухие и устойчивые породы. Такие инновации в сфере строительства дорог позволяют значительно экономить ресурсы.

«Чип-сил» и «Сларри-сил»

Обе методики очень схожи по составу используемой массы и способу нанесения. Основной материал представляет собой смесь щебня, битумной эмульсии и некоторых других наполнителей. Самое удобное то, что нанесение нового слоя происходит поверх старого асфальта. Это позволяет производить реконструкцию участков дорог в городе и на трассах, имеющих большой поток машин.

Более совершенная методика Microsurfacing считается передовой в мире дорожной отрасли. Новаторство заключается в том, что в смеси используется щебень высочайшего качества, производить который научились сравнительно недавно. И второе отличие — это ширина слоев.

В Microsurfacing она достигает двадцати миллиметров, что рекордно для покрытия, в то время как «Сларри-сил» позволяет получать слой шириной 15 мм. А этот показатель напрямую связан с износом. Чем больше ширина, тем дольше прослужит полотно.

примеры инноваций в строительстве

«Чип-сил» — это технология быстрого латания дорог. На поврежденный участок наливают битумную эмульсию, засыпают щебнем и сразу проходят катком. После этого дорога готова к использованию. Наверняка вы встречались с реализацией подобного метода в своем городе. Несмотря на то что он появился в стране всего лишь несколько лет назад, его повсеместно используют, экономя средства.

Конечно, у метода есть недостатки, которые выражаются в рассыпанном на дороге и тротуаре щебне, но вместе с тем он помогает продлить срок эксплуатации основного асфальта.

Возводим дома

Мы рассмотрели сферу строительства дорог. Сейчас мире также повсеместно набирают популярность инновации в строительстве домов. Чего только не придумывают инженеры и архитекторы! Самое интересное, что многие постройки готовы служить столетиями, хотя на их возведение уходит очень мало ресурсов, а порой их лепят даже из отходов. Предлагаем рассмотреть, какие инновации в строительстве преобладают на сегодняшний день.

Дом, напечатанный на 3D-принтере

В регионах США, подверженных частым торнадо, принято возводить простые дома из тонких материалов, чтобы не увеличивать расходы на строительство после каждой природной катастрофы. Жителям этих городов наверняка понравится идея китайских инженеров. На мировой презентации они представили взору простой дом, напечатанный на 3D-принтере.

Агрегат нового поколения имеет длину 150 метров и высоту 7 метров. Его легко можно поставить на любой площадке. За рекордное время — 24 часа — он сумеет возвести 10 каркасов площадью от 20 до 200 квадратных метров. С такой скоростью можно строить целые города, в теплой климатической зоне.

роль инноваций в строительстве

Если вам кажется, что это вымысел, спешим вас разубедить. Основной материал — не бумага и картон, а довольно крепкая смесь, в основу которой входят цемент, стекловолокно и некоторые другие составляющие. Главное — это невысокая стоимость. По расчетам специалистов, один небольшой дом обойдется в 4800 долларов.

Роль инноваций в строительстве

Ни для кого не секрет, что инновации – это путь к экономическому развитию страны и благосостоянию населения. Одно дело – новые технологии в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, но какую роль они играют в строительстве? Если задуматься над этим, то можно сделать несколько выводов:

  1. Компаниям инновации в строительстве помогают быть конкурентоспособными и удерживать лидерские позиции на рынке. Чем больше заказов, тем выше прибыль, а значит, еще больше вложений в развитие.
  2. Заказчикам инновационные проекты помогают сэкономить время и быстрее ввести в эксплуатацию объект.
  3. Кроме того, в условиях кризиса и постоянной нехватки ресурсов новые технологии способны удешевить проект и сэкономить расходные материалы, значит, и деньги.

Скоростное строительство

Отличным примером успешного внедрения инноваций в области возведения зданий является китайская фирма Broad Group. Она сумела доказать, что за две недели можно построить 30-этажный дом. Это стало мировым рекордом в возведении высотных зданий.

Предназначается площадь в 17 тыс. кв. метров для размещения туристов и гостей города. Отель Ark Hotel — это самый скоростной по постройке комплекс, существующий в мире.

инновации в строительстве домов

Секрет Broad Group довольно прост. В такие рекордные сроки им удалось построить высотное здание благодаря высшей точности в логистике, большому количеству рабочих и умелому управлению. Кроме того, с завода на площадку поставлялись готовые монолитные блоки, которые оставалось только установить на место. За 15 дней рабочие полностью возвели все этажи, облицевали внутри и снаружи, и даже расставили мебель.

Картонный домик

Если раньше дома из картона строили исключительно детям для игр, то сейчас инновации в архитектуре и строительстве поражают воображение. Еще несколько лет назад в Японию пришла мода строить перегородки в домах из тонкого материала. А что, климат там теплый, частые землетрясения не позволяют строить капитальные стены, вот и решили таким образом обезопасить себя. Но архитектор Шигеру Бан пошел еще дальше. Он предложил возводить целые капитальные сооружения из плотной бумаги.

Первые его детища – это небольшие строения временного характера для жертв природных катастроф. Из плотно скрученных труб картона он собирал стены, а середину оставлял полой. Если переплести между собой такие трубы, то они представляют собой довольно крепкую основу, способную выдержать крышу.

инновации в области строительства

Самым выдающимся творением Шигеру Бан считает храм в Новой Зеландии. Это огромный дом, способный вместить несколько тысяч человек. Треугольная крыша из картона и витражи создают необычное впечатление, но больше всего поражает масштаб, когда понимаешь, что это все – из обыкновенного картона.

Дом из грузового контейнера

Привычка селиться где угодно — родом из США. Именно там для этих целей впервые стали использовать бесхозные грузовые контейнеры. Позже эта идея превратилась в продвинутые инновации в области строительства. Особенно понравилась технология Европейскому сообществу. В Лондоне была возведена необычная гостиница, способная видоизменяться в зависимости от потока туристов.

инновации в строительстве в россии

Само здание имеет шесть этажей. Но все они собраны по принципу конструктора и могут легко сниматься и перемещаться. Таким образом, из шестиэтажного здания в период низкого туристического сезона гостиница превращается в небольшой двухэтажный бюджетный комплекс.

Современные тенденции в России

Несмотря на то что последние годы в РФ реализуются такие масштабные проекты как Универсиада в Казани, Олимпийские игры в Сочи, сопровождающиеся грандиозными постройками, проблемы инноваций в строительстве существуют очень большие.

Как сообщают в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства, новаторские идеи присутствуют и успешно внедряются в различных отраслях. Есть интересные проекты, которые можно было бы применить для модернизации производственных мощностей, разработки повышения энергоэффективности и экологической безопасности наиболее крупных предприятий.

В то же время по всей стране наблюдается такая тенденция: общий объем жилищного строительсва повышается, а вот строительных работ идет на спад. Во многих городах, находящихся далеко от центральных регионов, уже давно забыли, как выглядит строительный кран. Причин спада работ множество. Это и снижение расходов государства на данную сферу, и существенный рост цен на необходимые материалы, и недостаточное внедрение инновационных технологий. Рассмотрим, какие проблемы препятсвуют развитию и реализации новаторскх идей.

Проблема №1

Инновации в строительстве имеют свои спецефические преграды, мешающие бизнесу развиваться семимильными шагами. Первая, и, возможно, основная, — несогласованость действий между всеми субъектами, принимающими участие в формировании и внедрении в жизнь новаторских идей. Это государство, научные институты и непосредственно предприниматель. Нет единого координационного центра, который бы смог направить деятельность в единое русло. Да и со стороны государсва не ощущается поддержки в развитии, слишком давящими оказываются порой инструменты регулирования.

Проблема №2

Самое большое несоответствие в строительной сфере состоит в том, что, с одной стороны, необходимы постоянные расходы на инновации, а с другой — важно экономить. Как известно, в условиях кризиса вряд ли кто купит дорогой дом, пускай там даже на крыше будут установлены собственные солнечные батареи. Предприниматель лучше вложит деньги в более качественный кирпич, чем претворит в жизнь очередную новаторскую идею.

Источник: businessman.ru

Развитие производства строительных материалов в России, и роль российских учёных в развитии строительного материаловедения

российских учёных в развитии строительного материаловедения».

Выполнил: Сабирзянов И.И.

Проверил : Камалова З.А.

2. Исторические этапы развития строительного материаловедения

3. Краткие сведения из истории развития производства строительных материалов

4. Достижения отечественной науки, техники и промышленности.

4.1 Природные каменные материалы

4.2 Искусственные каменные материалы

4.4 Лесные материалы

5. Строительные материалы в народном хозяйстве и исторические сооружения.

6. Список литературы.

Материаловедением называют науку, изучающую связь состава, строения и свойств материалов, а также закономерности их изменения при физико-химических, химических механических и других воздействиях. Всякий материал в конструкциях зданий и сооружений воспринимает те или иные нагрузки и подвергается действию окружающей среды.

В России производство строительных материалов возникло в далеком прошлом. Уже в глубокой древности наши предки умели изготавливать глиняный кирпич, воздушную и гидравлическую из весть, широко использовали древесины и природный камень.

Строительные материалы являются основой нашего огромно го строительства — промышленного, жилищного, гидротехнического, транспортного, се и др. К числу важнейших строительных материалов относятся: металл, лесные материалы, цемент, бетон, кирпич, камень, шифер (асбестоцементный), черепица, рулонные кровельные и гидроизоляционные материалы, теплоизоляционные, стекло и др.

Наши ученые, инженеры и новаторы производства успешно борются за дальнейшее развитие строительных материалов, сознавая, что расширение производства и повышение качества всех основных строительных материалов, особенности металла, кирпича, цемента и бетона, являются од ним из важных условий для матёриального обеспечения построения коммунистического общества.

Огромный вклад в развитие современного строительства внесли и казанские учёные. В.И.Куприянов, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, заведующий кафедрой архитектуры, ректор Казанской государственной архитектурно-строительной академий; закончил КИСИ в 1963г., факультет Строительно-технологический, затем в КИСИ, аспирант ВНИИСМа, научное направление: плёночно-тканевые материалы для строительных конструкций. Р.З. Рахимов, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники, лауреат государственной премии Татарстана, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, заведующий кафедрой Строительных материалов КГАСА; закончил КИСИ в 1961г.; ф-т Строительно-технологический; работал в строительной индустрии, затем в КИСИ; научные труды по развитию минерально-производственных комплексов строительных материалов Поволжья.

Читайте также:  Понятие человеческого капитала в строительстве

2. Исторические этапы развития строительного материаловедения.

Наука о материалах имеет глубочайшую историю развития. Истоком ее служат первые истинные познания материалов в древности.

Условно можно выделить три основных по своей продолжительности не равных этапа в ее истории. Возникновение науки и каждый этап ее развития всегда были обусловлены производством, практикой. В свою очередь, развитие производства являлось следствием возрастающих потребностей в материалах у общества.

Первый этап охватывает наиболее длительный период. При необходимости в нем можно выделить более дробные подпериоды, на пример древнейшие и древние времена, средние и поздние века. Имеется достаточно оснований утверждать, что исходным моментом для становления науки о материалах явилось получение керамики путем сознательного изменения структуры глины при ее нагревании и обжиге.

Исследования раскопок показывают, что предки улучшали качество изделий вначале подбором глин, затем с помощью изменения режима нагревания и обжига на открытом огне, а позже — в примитивных специальных печах. Со временем чрезмерную пористость изделий научились уменьшать глазурованием

С течением значительного времени человечество познало само- родные, а затем и рудные металлы, крепость и жесткость которых были известны уже с 8-го тысячелетия до н.э. Холоднокованая самородная медь была вытеснена медью, выплавленной из руд, которые встречались в природе чаще и в больших количествах.

В дальнейшем к меди стали добавлять другие металлы, так что в З-м тысячелетии до н.э. научились изготовлять и использовать бронзу как сплав меди с оловом, а также обрабатывать благородные металлы, уже широко известные к тому времени. Масштабы использования металлов возрастали, и человечество вступило из бронзового века в железный, поскольку железные РУДЫ оказались доступнее медных. В 1-м тысячелетии до н.э. преобладало железо, которое научились соединять с углеродом при кузнечной обработке в присутствии древесного угля. Пока точно не установлено, когда началось применение термической обработки стали, но все же известно, что в 9 и 8 вв. до н.э. жители Луристана (территория западного Ирана) использовали ее в быту и технике.

Сознательное создание новых керамических и металлических материалов и изделий было обусловлено определенным прогрессом производства. Возрастала необходимость в более глубоком понимании свойств материалов, особенно прочности, ковкости и других качественных характеристик, а также способов возможного изменения их. К этому времени развились мореплавание, ирригация, постройка пирамид, храмов, укрепление грунтовых дорог и т.д. Пополнились новыми сведениями и фактами теоретические представления о материалах.

Первыми и наиболее правдоподобными суждениями о сущности качества материалов и о слагающих частицах вещества были суждения древнегреческих философов Демокрита (около 460 или 470 до н.э.) и Эпикура (34 1—270 до н.э.). Их учёния об атомизме воз никли под влиянием наблюдений за состоянием и свойствами при родных камней, керамики, бронзы и стали. Примерно к тому же времени относится и философия древнегреческого ученого Аристотеля, который установил 18 качеств у материалов: плавкость—не плавкость, вязкость—хрупкость, горючесть—негорючесть и т.п. Три известных состояния вещества (твердое, жидкое и газообразное) и отношение их к энергии выражалось Аристотелем четырьмя элементами: землей, водой, воздухом и огнем, что с позиций физики являлось определенным достижением. Римский философ Тит Лукреций Кар (99-—55 до н.э.) в дидактической поэме «О природе вещей» излагал свои суждения о природе свойств материалов: «. что, наконец, представляется нам затверделым и плотным, то состоять из на чал крючковатых должно непременно, сцепленных между собой на подобие веток сплетенных. В этом разряде вещей, занимая в нем первое место, будут алмазы стоять, что ударов совсем не боятся, да лее — твердый камень и железа могучего крепость, так же как стойкая медь, что звенит при ударах в засовы. »

Для древнего периода науки весьма характерна нерасчлененность ее по отдельным видам строительных материалов. В значительной мере в ней прослеживается общая взаимосвязь между качеством. материалов и их атомистическим составом, хотя, естественно, до подлинных научных химических знаний о составе и свойствах было еще весьма далеко. Теория строилась в основном на догадках, интуициях, хотя были и удивительные решения, например в 3 в. до н.э. уже умели придавать строительным растворам гидравлические свойства, т.е. способность к их твердению в водной среде с помощью природных добавок. Этим же специалисты занимаются до сих пор.

К первому периоду относится и средневековье с характерной для него алхимией. Именно в этот период Парацельс заменяет четыре элемента Аристотеля тремя своими — солью, серой и ртутью, что можно расценить как интуитивное предсказание роли межатомных связей в формировании свойств веществ.

К этому периоду относится и учение Декарта (1596—1650) о том, что природа представляет собой непрерывную совокупность материальных частиц, что движение материального мира вечно и сводится к перемещению мельчайших частиц — атомов. Перемещение атомов или, как их тогда называли, корпускул, составляло основу корпускулярной теории строения вещества, что было значительным достижением в области познания составов, внутренних взаимодействий и свойств веществ.

Исследования, связанные с изучением внутреннего строения (структуры) материалов, развивались медленнее, хотя у философов античного периода, как отмечалось выше, были и теории, и некоторые опытные данные. Среди наиболеё выдающихся работ следует назвать публикацию Реомюра (1683—1757) о структуре (в современной терминологии — о микроструктуре) железа и ее изменениях. Опыты завершились получением нового материала — ковкого чугуна. В первых книгах по материаловедению Бирингуччо (1480—1539) и Агриколы (1494—1555) суммировались эмпирические сведения о сущности операций, выполняемых в литейном и кузнечном производствах, о плавлении руд и характере металлургического производства. Следует отметить, что к периоду средневековья относится также учреждение в Москве в 1584 г. «Каменного приказа» о камне, кирпиче и извести в связи с применением их в строительстве, который сыграл положительную роль.

Большой вклад в развитие науки о материалах был внесен гениальными русскими учеными М.В. Ломоносовым и Д.И. Менделеевым.

М.В. Ломоносов (1711—1765) заложил основы передовой русской философии и науки, особенно в области химии, физики, геологии. Он явился основоположником курса физической химии и химической атомистики, обосновывающей атомно-молекулярное строение вещества. В 1752 г. им было написано «Введение в истинную физическую химию». Касаясь распространенной в тот период корпускулярной теории, М.В.

Ломоносов отмечал, что корпускулы — это мельчайшие частицы, ввел представление о молекулах и их отличии от атомов, а относительно еще более распространённого тогда учения о флогистоне, выделяющемся, якобы, при прокаливании метал лов и горении веществ, то он не только отверг такое учение о таинственном «веществе огня», но и дал научное объяснение химическим явлениям, протекающим при таких воздействиях огня. Кроме того, МВ. Ломоносов впервые написал книгу на русском языке по металлургии, разработал составы цветных стекол и способ изготовления мозаичных панно из них, высказал гипотезу о происхождении янтаря и др.

Д.И. Менделеев (1834—1907) открыл важнейшую закономерность природы — периодический закон, в соответствии с которым свойства элементов находятся в периодической зависимости от величины их атомной массы. Он опубликовал книгу «Основы химии»; в ней описано, в частности, атомно-молекулярное строение вещества. Д.И. Менделееву принадлежит и публикация по основам стекольного производства.

Для первого этапа становления и развития строительного материаловедения, который, как отмечалось, начался с глубокой древности и продолжался до начала второй половины ХIХ в., характерно сравнительно ограниченное количество разновидностей материалов и опытных данных по их качественным характеристикам. Однако великие ученые и философы тех времен с помощью интуиции и логики, гипотез и теорий, а несколько позже — с привлечением новых знаний в физике и открытий в химии и физической химии (последняя свое поступательное развитие начала с работ М.В. Ломоносова) сумели дать достаточно полное представление о составе веществ, внутренних взаимодействиях мельчайших частиц и свойствах. Были установлены некоторые общие зависимости свойств веществ, особенно механических, от их состава. Менее изученной оставалась зависимость свойств от структуры, хотя ёще в 1665 г. английский ученый Роберт Гук выявил у металлов типичную кристаллическую структуру, т.е. за 200 лет до открытия микроструктуры стали под микроскопом английским ученым Генри Сорби.

Второй этап развития строительного материаловедения условно начался со второй половины 19 в. и закончился в первой половине 20 в. Важнейшим показателем этого этапа явилось массовое производство различных строительных материалов и изделий, непосредственно связанное с интенсификацией строительства промышленных и жилых зданий, общим прогрессом промышленных отраслей, электрификацией, введением новых гидротехнических сооружений и т.п. Характерным является также конкретное изучение составов и качества производимых материалов, изыскание наилучших видов сырья и технологических способов его переработки, методов оценки свойств строительных материалов со стандартизацией необходимых критериев совершенствования практики изготовления продукции на всех стадиях технологии.

Второй этап отличается сравнительно быстрым ростом производства новых материалов, ранее отсутствовавших в номенклатуре. достижения науки о материалах в нашей стране исходят от основоположников крупнейших научных школ Ф.Ю.Левинсона-Лессинга, Е.С. Федорова, В.А. Обручева, А.И.Ферсмана, Н.А. .Белелюбского, занимавшихся исследованием минералов и месторождений природных каменных материалов (горных пород). В результате строительное материаловедение обогатилось данными петрографии и минера логии при характеристике минерального сырья, используемого после механической переработки либо в сочетании с химической переработкой в виде готовой продукции — природного камня штучного и в рыхлом состоянии, керамики, вяжущих веществ, стекла и др. С той же целью начали применять побочные продукты производств — шлаки, эолы, древесные отходы и пр.

В номенклатуре материалов, кроме применявшихся на первом этапе камня немолотого или грубо околотого, меди, бронзы, железа и стали, керамики, стекла, отдельных вяжущих, например гипса, из вести, появились новые цементы, и начался массовый выпуск портландцемента, открытого Е. Челиевым в начале 19 в. В разработке новых для того времени минеральных вяжущих участвовали А.Р. Шуляченко, И.Г.

Малюга, А.А. Байков, В.А. Китщ, В.Н. Юнг, Н.Н. Лямкн и другие ученые. Улучшилось качество и из древле известных извести и гипса.

Так, И.В. Смирнов предложил использовать в строительстве молотую негашеную известь, в то время как в течение двух тысячелетий известь применялась после ее гашения водой; И.А. Передерий предложил высокопрочный гипс; А.В. Волженский при участии А.В. Ферронской — гипсоцементное пуццолановое вяжущее; П.П.

Будников — ангидритовый цемент и др.

Быстро развивалось производство цементных бетонов различно го назначения; сформировалась специальная наука о бетонах — бетоноведение. В 1895 г. И.Г. Малюга издал первый в нашей стране труд «Состав и способы прищтовления цементного раствора (бетона) для получения наибольшей крепости».

Он впервые вывел формулу прочности бетона и сформулировал так называемый закон водоцементного отношения. Несколько• раньше французский ученый Фере предложил формулу прочности цементного камня (и бетона). В 1918 г. была установлёна прочность бетона Абрамсом (США), уточненная Н.М.

Бёляевьим, что послужило исходной позицией для разработки метода подбора (проектирования) состава плотного и высокопрочного бетона. Появилась и формула прочности Боломея (Швейцария), уточненная, БГ. Скрамтаевым применительно к отечественным исходным компонентам.

Аналогичный процесс обновления и интенсификации производства с одновременным развитием соответствующих наук на этом этапе произошел и в отношении многих других материалов. Так, на пример, на основе извести и портландцемента осуществлялся массовый выпуск разновидностей смешанных цементов и вяжущих веществ. Последующие исследования Н.М. Беляева, И.П. Александрина, Б.Г.

Скрамтаева, Н.С. Завриева и других ученых способствовали существенному повышению качества бетона с уточнением ранее полученных зависимостей его прочности (Абрамсом, Боломеем). К этому же времени Н.А. Попов разработал научные основы технологии легких бетонов и строительных растворов, объемы применения которых быстро возрастали, особенно в жилищном строительстве. Были предложены новые разновидности искусственных заполнителей для легких бетонов — керамические, шлаковые и др.

В конце 19 в. формируется технология изготовления железобетона и получает развитие наука о железобетоне. Этот высокопрочный материал был предложен французскими учеными Ламбо и Ковалье, садовником Монье (1850—1870). В России А. Шиллер, а затем в 1881 г. Н.А.

Белелюбский провели успешные испытания конструкций из железобетона, а в 1911 г. были изданы первые технические условия и нормы для железобетонных конструкций и сооружений. Особого внимания заслужили безбалочные железобетонные междуэтажные перекрытия, разработанные в Москве А.Ф. Лолей том (1905).

В конце ХIХ в., послё успешных исследований, внедрен в строительство предварительно напряженный железобетон. В 1886 г. П. джексон, деринг, Мандель, Фрейсине взяли патент на его применение и развили этот метод. Массовое производство преднапряжённых конструкций началось несколько позже, а в нашей стране — на третьем этапе развития строительного материаловедения.

К этому периоду относится внедрение и сборного железобетона. Развивались научные концепции производства многих других строительных материалов. Уровень познания поднялся так, что в цементной, полимерной, стекольной и некоторых других отраслях разрыв во времени между окончанием научной разработки и внедрением ее в производстве становился весьма малым, т.е. наука превращалась в непосредственную производительную силу.

Читайте также:  Вредные условия работ на строительство

В нашей стране, как и в других развитых странах, создавались отраслевые научные институты — НИИЦемент, НИИЖелезобетон, НИИСтройполимер, НИИАсбестоцемент, НИИКерамика, НИИ- Минерального сырья и др. Периодически собирались национальные и международные конгрессы по проблемам дальнейшего совершенствования технологий и повышения качества традиционных и новых материалов. В них остро нуждалось жилищное, промышленное, гражданское, дорожное, гидротехническое, сельскохозяйственное и другие виды строительства. Развитие практики на этом этапе в строительном материаловедении было в известной мере гипертрофировано по сравнению с теорией. Раскрытие теоретических принципов и общих закономерностей сдерживалось необходимостью быстрейшего решения проблемы интенсификации производства строительных материалов и изделий для удовлетворения острой нужды в них в этот трудный период времени.

Гипертрофирование практики выразилось, в частности, в том, что фундаментальная наука о материалах именовалась как «Строи тельные материалы» с достаточно подробным описанием в них производимых материалов и изделий, но, как правило, вне связи между собой. Под этим названием издавались учебники для студентов высших и средних специальных учебных заведений.

Одним из первых массовым тиражом в 1896 г. вышел в свет учебник В.В. Эвальда, переиздававшийся затем 14 раз под названием «Строительные матери алы, их изготовление, свойства и испытания». далее следовали аналогичные учебники «Строительные материалы», подготовленные В.А. Киндом и С.д. Окороковым (1934 г.), Б.Г. Скрамтаевым, Н.А. Поповым и др. (1950 г.), В.А. Воробьевым (1952 г.), А.Г.

Комаром (1967 г.), а также другими авторами с неоднократным их переизданием. Несомненно, эта учебно-методическая литература сыграла и продолжает играть свою роль главнейших систематизированных пособий в изучении научной практики производства строительных материалов и изделий, научных основ их качества и широкого применения в строительстве.

Третий этап охватывает период со второй половины ХХ в. до настоящего времени. Он характеризуется, во-первых, процессом дальнейшего расширения производства строительных материалов и углублением соответствующих им специализированных наук и, во-вторых, — интеграцией научных знаний о строительных материалах и изделиях в их сложной совокупности. Расширение производства материалов вызывалось по-прежнему необходимостью восстановления жилищного и промышленного фонда после второй мировой войны. Строительство было переведено на индустриальные способы, в частности, путем заводского изготовления изделий из железобетона, конвейеризации производства сборного бетона и железобетона. Если в 1950 г. в нашей стране было изготовлено 1,3 млн. м сборного железобетона в виде панелей и блоков, то в

Информация о работе «Развитие производства строительных материалов в России, и роль российских учёных в развитии строительного материаловедения»

Источник: kazedu.com

imperialcommiss

imperialcommiss : Уже достаточно известно об американской крови в финансовых и промышленных жилах Третьего Рейха. Несколько менее известно о том, как США «накачивали» Японскую империю в преддверии Второй мировой войны. Но как известно, Запад спонсирует все стороны и любые политические режимы. До Третьего Рейха и Японской империи был Советский Союз… ■

СССР в кратчайшие сроки решил построить мощную промышленность практически с нуля. Своих умений и средств для этого было недостаточно. «Строить социализм» пригласили почти 20 000 иностранных инженеров и рабочих.

Заводы, построенные с помощью иностранцев

1. Магнитогорский металлургический комбинат. 2. АЗЛК (Московский автозавод). 3. Челябинский тракторный завод. 4. «Уралмаш». 5. Горьковский автозавод. 6. Волгоградский тракторный завод. 7. Пермский авиамоторный завод. 8. «Сибсельмаш».

9. Казанский авиационный завод. 10. Новокузнецкий металлургический комбинат.

Любой кризис в развитых странах дает уникальную возможность развивающимся. Объясняется это просто: крупный бизнес как огня боится кризиса. В это время предпринимателям лишь бы на ногах устоять. Поэтому единственный выход — искать на планете те места, где их инвестиции смогут дать максимальную отдачу. Вот почему крупные компании так любят развивающиеся страны.

Там, где потенциал развития выше (другими словами, где страна беднее), отдача от любого вложенного доллара будет сильнее.

Сталину крупно повезло. Западные страны (основной источник научно-технической мысли в то время) находились в тяжелом положении. Поэтому они готовы были согласиться на любую работу. Иосиф Виссарионович это моментально понял. В итоге советскую индустриализацию можно условно разделить на два периода.

В 1920-х годах «красный колосс» использовал послевоенную слабость Германии. А в 1930-х — Великую депрессию в США.

После кабального Версальского мира в 1919 году Германии было запрещено иметь крупную армию и развивать военную промышленность. Немцы пошли в обход. Они начали вести секретные переговоры с Советским Союзом, а затем и строить промышленные объекты в нашей стране. Этим занималась так называемая «Зондергруппа Р».

«Немцы являются для нас единственной отдушиной, через которую мы можем изучать достижения в военном деле за границей», — писал в то время Сталину Иероним Уборевич, начальник вооружений Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА).

Схема была проста. Немцы строили заводы у нас и размещали на них свои заказы. Часть самолетов и пушек оставляли в России, а часть увозили к себе. Примеров их работы полно. После прихода к власти в Германии Гитлера сотрудничество с Россией было ­приостановлено, но заводы остались.

Следующий этап индустриализации можно назвать американским. В 1929 году, когда Великая депрессия в США стала реальностью, без работы остался именитый архитектор Альберт Кан. Он был известен тем, что построил завод Форда в Детройте. А в 1930-х составил план промышленной модернизации в России.

За несколько лет в СССР ударными темпами построили более 500 заводов. По некоторым оценкам, это обошлось Союзу в $2 млрд. (по нынешнему курсу это почти $250 млрд.). Нанятые американские инженеры перенесли готовые проекты заводов из США и привезли свое оборудование. К примеру, московский завод АЗЛК был сделан по образцу сборочных производств Форда.

1. Ford Motor Company
С американскими компаниями сотрудничали в первую очередь по проектированию наиболее крупных предприятий – в машиностроении, металлообработке, черной и цветной металлургии. Важнейшим партнером СССР был Ford Motor Company. Компания поставляла в страну советов оборудование, кадры и машины. На фирму автомобильного короля равнялись, а «фордизм» стал главным направлением первой пятилетки. Сам Генри Форд в журнале «National Business» (1930 год), комментируя начало строительства в СССР первых крупных автозаводов фордовского образца, сказал:

«Это великое начинание, и автомобиль окажет огромное влияние на развитие их страны. Я считаю своим долгом помогать любой нации, которая собирается жить собственным трудом, чтобы стать экономически независимой».

Дзержинский впоследствии называл Форда – «учителем всех руководителей нашей промышленности».

2. Austin Company
Строительный проект ГАЗа выполнила фирма The Austin Company. В советской истории Горьковского завода фирма получила нелестную оценку, несмотря на то, что договорные обязательства не были нарушены, а проект удачно завершен. У Нижнего Новгорода в то время даже существовал американский заводской поселок. Все строительство сопровождалось конфликтами между иностранными специалистами и представителями советского «Автостроя». Намеченные сроки не выдерживались, сметы повышались из-за нехватки строительных материалов и неэффективного использования рабочей силы. В одной из своих жалоб в Москву, инженер Гарри Майтер писал:

«Нам пришлось работать больше, чем нужно при выполнении подобных проектов в Америке. Ни один проект не стоил нам больших денег и времени, чем этот».

Несмотря на все негативные оценки, руководивший строительным сектором ВАТО, инженер Макаровский назвал роль The Austin Company в строительстве завода решающей:

3. Albert Kahn Incоrporation
Архитектурно-строительная фирма Albert Kahn Incorporation, согласно своему договору с «Амторгом» обеспечила строительство более 550 промышленных объектов на территории СССР, в том числе Челябинского и Сталининградского тракторных заводов. В 1930 году Стройобъединение ВСНХ СССР заключило с фирмой крупного американского предпринимателя Альберта Кана контракт на 2 млрд долларов, что сегодня равняется 250 млрд.

Согласно ему, Albert Kahn Incorporation становился главным проектировщиком и консультантом советского правительства по промышленному строительству. В рамках сотрудничества в СССР был основан «Госпроектстрой», где работало 25 американских инженеров и около 2,5 тысяч советских сотрудников. На тот момент это было крупнейшее бюро мира, получившее в народе имя «кузницы кадров». В стенах «Госпроектстроя» была спроектирована практически вся танковая, тракторная и автомобильная индустрия – все важнейшие промышленные объекты первой пятилетки. Впоследствии, новые заводы возводились по разработанным здесь же чертежам.

4. Siemens
За период индустриализации СССР заключил более 70 договоров с германскими фирмами. Из последних стоит выделить немецкий концерн Siemens, который обеспечивал поставку оборудования и техническое консультирование советских специалистов. Так, компания взяла на себя подготовку строительной площадки Днепровской ГЭС – флагмана первой пятилетки и крупнейшей в те времена электростанции. Для других энергетических объектов СССР фирма поставляла паровые турбины мощностью от 44 000 до 55 000 кВт. Специалисты Siemens также участвовали в строительстве московской подземки.

5. General Electric
Если компания Канна строила промышленные объекты страны, то International General Electric их электрифицировала. Фирма принимала активное участие в выполнении плана ГОЭЛРО – государственной программы по обеспечению электричества всей страны.

В нем предусматривалось строительство электростанций и предприятий, обеспечение строек всем необходимым, ну и, в конечном счете, опережающее развитие энергетики. Все, как Ленин завещал: «Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны». Впоследствии, значительная часть советских заводов и фабрик работала на электрооборудовании фирмы. Помимо этого, General Electric, в начале 30-х поставляла в СССР первые локомотивы.

6. Junkers
Согласно условиям Версальского договора, завершившим Первую мировую, Германии было запрещено иметь тяжелую артиллерию, танки, подводные лодки и военную авиацию. Многим немецким компаниям, специализировавшимся на военной промышленности, удалось спастись от банкротства лишь благодаря заказам из Советской России. Среди них была и небезызвестная фирма Junkers.

26 ноября 1922 года правительство РСФСР заключила три договора с фирмой: об организации транзитного воздушного сообщения Швеция-Персия, об аэросъемке и, наконец, о производстве металлических самолетов и моторов на территории России. Для выполнения последнего пункта, Junkers выделили Русско-Балтийский завод в Филях (сегодня завод им. Хруничева).

Договор предусматривал выпуск 300 самолетов в год, при этом РСФСР обязалась закупать 60 самолетов ежегодно. Сотрудничество оказалось совершенно невыгодным для Хьюго Юнкерса. Цены на продукцию были фиксированы, но, в результате НЭПа и роста инфляции, себестоимость самолетов, оказалось вдвое больше оговоренных цен.

Все попытки компании поднять цены встретили жесткое сопротивление со стороны советского руководства. В результате, сославшись на невыполнение договора, сотрудничество с Junkers было разорвано. К этому времени, Россия уже получила свой «мощный завод в Филях, входящий в общий план развития военных воздушных сил».

7. Arthur McKee of Cleveland
На строительстве знаменитой «Магнитки» (Магнитогорского металлургического комбината) трудились более 800 иностранных специалистов из США, Германии, Англии, Италии и Австрии, под руководством американской компании Arthur McKee. Американцы должны были подготовить строительный, технологический проекты с полным описанием оборудования, станков и механизмов.

Прототипом завода стал металлургический комбинат U.S. Steel Corporation, в городе Гэри (штат Индиана, США). Впрочем, как и в предыдущем случае, договор был досрочно расторгнут. 31 января 1932 года, во время пуска первой догмы произошла авария – из-за сильного мороза прорвало трубу в одном из колодцев, а из кладки вырвался раскаленный газ. Arthur McKee предложили убраться восвояси.

Тем не менее, доменные печи фирмы McKee работают на Магнитке и сегодня.

Естественно, тот факт, что заводы и фабрики нам строят иностранцы, никто не афишировал. Филиал компании Альберта Кана в Москве носил советское название — «Госпроектстрой». В нем трудились 25 американских и 2,5 тысячи советских инженеров, которые изучали западную науку проектирования и строительства крупных промышленных объектов. Филиал немецкой компании Demag в Москве тоже был зашифрован и носил название Центрального бюро тяжелого машиностроения.

Результаты индустриализации впечатляют. Многие предприятия до сих пор составляют основу нашей промышленности. К 1940 году по объему промышленной продукции СССР занял второе место в мире, уступая лишь США. С помощью иностранных инженеров было подготовлено более 2 млн. советских специалистов, которые освоили новые технологии. И стали заниматься их дальнейшим развитием.

Чтобы навсегда оставить индустриализацию в глазах народа как «беспримерный подвиг освобожденного пролетариата, руководимого партией большевиков и гениальным Сталиным», генсек расстрелял всех, кто так или иначе был связан с закупками импортного оборудования. Сотни высококлассных инженеров в конце 30-х годов оказались «врагами народа» и «вредителями». Фактически благодаря их работе СССР смог подготовиться к ­войне с фашистской Германией и победить. Но история объявила героями совсем других людей.

Источник: imperialcommiss.livejournal.com

Рейтинг
Загрузка ...