Строительство великой китайской стены началось в каком веке

Содержание

История Китайской стены берёт своё начало в Период Вёсен и Осеней, и впервые строительство было завершено в эпоху династии Цинь. Особенно важно историческое значение Китайской стены во времена в династии Мин (1368–1644 гг.): Стена была укреплена и защищала северные территории Китая от вторжения, за исключением времён правления двух династий: Юань и Цин.

Период Вёсен и Осеней

Принято считать, что первые части Великой Китайской стены были построены в Период Вёсен и Осеней (770 г. до н. э. – 476 г. до н. э.). В то время восточная и центральная части современного Китая представляли собой владения многих маленьких государств и княжеств.

Эти государства находились под управлением западной династии Чжоу (1045 г. до н. э. — 256 г. до н. э.). В них действовала феодальная система правления. Чтобы защитить эти государства от потенциальной угрозы с севера, их правители решили построить высокие стены. Эти стены, построенные независимо друг от друга вдоль границ, не были соединены. Это было похоже на Великую китайскую стену, однако масштаб этих сооружений был, конечно, гораздо меньшим.

Великая Китайская стена. История, мифы и легенды

Период Сражающихся царств

В то время как соперничающие государства боролись за территории и власть, влияние правителей западной династии Чжоу (1045 г. до н. э. — 256 г. до н. э.) становилось все более слабым. К началу Периода Сражающихся царств (475 г. до н. э. – 221 г. до н. э.) маленькие государства начали объединяться и через некоторое время образовали семь крупных объединений: государства (Чу, Ци, Вэй, Янь, Чжао, Цинь и Хань). Каждое из этих государств построило свою собственную оборонительную стену, которые выглядели как короткие участки той стены, которая стала известна всем как Великая стена. Посмотрите карту, которая находится ниже. Кликните на названии государства, чтобы познакомиться с его историей.

Эпоха правления династии Цинь

Период враждующих государств (475 г. до н. э. – 221 г. до н. э.) закончился тем, что наиболее сильное из государств – Цинь – подчинило себе другие и создало большое консолидированное государство. Цинь Шихуан, который был королем государства Цинь с 247 г. до н. э. до 221 г. до н. э., стал первым императором Китая и правил объединенной страной на протяжении большей части в целом короткого периода правления династии Цинь (221 г. до н. э. – 207 г. до н. э).

Император Цинь Шихуан приказал объединить северные участки стены, расположенные вдоль государственных границ. Особенно это касалось стен в северной части Китая, которые были построены государствами Цинь, Чжао и Янь. Это было сделано для того, чтобы образовать единую линию обороны против монгольских завоевателей, которые угрожали с севера. Таким образом было положено начало истории Великой китайской стены. Другие отдельные стены, также расположенные вдоль границ, стали не нужны в объединенном китайском государстве и со временем были разрушены или разобраны.

Когда объединение разных стен и строительство новых участков было завершено, их общая длина составила более 5 тыс. км. Эта длинная стена стала называться Стеной длиной в 10 тысяч ли. (Ли китайская мера длины, равная 500 м). Великая стена в эпоху правления династии Цинь (221 г. до н. э. – 207 г. до н. э) пролегала от местности Линьжао в провинции Ганьсу на западе до полуострова Ляодун в восточной провинции Ляонин.

Эпоха правления династии Хань

После смерти Цинь Шихуана в 210 году до н. э. династия Цинь (221 г. до н. э. – 207 г. до н. э) не смогла удержать правление в своих руках и со временем была замещена династией Хань (206 г. до н. э. – 220 г.). Это был один из золотых периодов в истории Китая. В это время нация была консолидирована и сильна как никогда ранее.

Северные фортификационные сооружения были усилены и удлинены. Некоторые участки стены проходили параллельно друг другу. Объединенная стена тянулась на сотни километров вдоль границы Внутренней Монголии. Великая китайская стена в эпоху правления. династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г.) проходила от Ляодао на востоке до озера Лоп Нур на западе.

В это время стена была самой длинной за всю историю. Ее протяженность составляла более 8 тыс. км. В общую стену входили различные ответвления. Оборонительные функции стены были усилены естественными препятствиями и рвами.

Другие феодальные династии

Дальнейшее строительство и работы по ее содержанию были продолжены в периоды правления почти всех китайских феодальных династий. Более мелкие и менее могущественные династии, такие как северная Вэй, северная Ци, восточная Вэй и северная Чжоу тратили много средств и времени на создание того, что впоследствии стало Великой китайской стеной. В период правления династии Суй (581 г. – 618 г.) проходили масштабные работы по восстановлению и улучшению Великой китайской стены. В эпоху правления династии Тан (618 г. — 907 г.), которая стала кульминацией феодальной эры Китая, напротив, ничего не делалось на Великой китайской стене. В то время Китай приобрел силу и перестал опасаться северных кочевых завоевателей.

Времена правления династии Сун

Эпоха правления династии Сун (960 г. — 1279 г.) известна значительными переменами в экономической жизни Китая. Торговля и другие сферы развивались в это время очень активно. Определенное внимание уделялось строительству Великой китайской стены с целью предотвращения вторжения племен ляо, западных ся и цзинь с севера и северо-запада.

Тем не менее, представителям племен цзинь, которые больше известны под названием маньчжуры, удалось преодолеть Великую китайскую стену и взять под свой контроль северные районы Китая. Это было в эпоху правления династии Цзинь (1115 г. – 1234 г.). В это время появилась новая, самая серьезная угроза, — активно растущая монгольская империя. Этой угрозе Китай противостоять не смог, и монголы завоевали Поднебесную, дав начало новому этапу в истории страны – эпохе правления династии Юань (1279 г. – 1368 г.).

Эпоха правления династии Юань

Эпоха правления династии Юань (1279 г. — 1368 г.) является первым историческим периодом, когда вся территория Китая контролировалась не ханьцами, а представителями другого народа. В данном случае – монголами. На протяжении более чем 1500-летнего периода Великая китайская стена играла очень важную роль в сохранении целостности ханьского Китая. Неудивительно, что в эпоху правления династии Юань (1279 г. -1368 г.) строительство и другие работы на Великой китайской стене были прекращены. В этот период Китай и ее северный сосед – Монголия – неожиданно стали единым целым.

Времена правления династии Мин

Эпоха правления династии Юань (1279 г. — 1368 г.) закончилась из-за гражданских волнений. Представители этнического большинства Китая – ханьцы – вновь стали руководить страной. Под руководством лидера повстанцев Чжу Юаньчжуана (Zhu Yuanzhang) ханьцы пришли к власти, и Чжу стал первым императором эпохи правления династии Мин (1368 г. – 1644 г.).

Китай процветал в эпоху правления династии Мин (1368 г. — 1644 г.). Его военная мощь значительно возросла. Строительство Великой китайской стены продолжилось, для того чтобы более успешно предотвращать будущие возможные нападения с севера. Этот этап строительства и укрепления стены занял целых 100 лет.

Период времени после окончания правления династии Мин

В 1644 г. маньчжурские войска прорвали оборону на Великой китайской стене в районе участка Перевала Шаньхай. Это означало конец правления династии Мин, которая стала последней ханьской династией императорского Китая, и начало правления династии Цин (1644 г. — 1912 г.). Это также означало конец строительства и содержания Великой китайской стены.

Со стеной ничего не происходило вплоть до середины 20-го века, когда правительство вновь образованной Китайской народной республики решило начать реставрацию участка Великой китайской стены Бадалин. В 1955 г. участок Бадалин был открыт для доступа широкой публики в качестве полноценной туристской достопримечательности. С тех пор другие участки также стали реставрироваться и открываться для доступа публики. За Бадалином последовали участок Мутяньюй Великой китайской стены и перевал Хуанъя.

Источник www.chinahighlights.ru

Великая Китайская стена

Великая Китайская стена пролегает через северные регионы современного Китая и относится к крупнейшим архитектурным памятникам не только Поднебесной, но и всего мира. Больше того: это самое масштабное сооружение из всех когда-либо возведенных человеком. По официальным данным, общая протяженность Великой Китайской стены с учетом всех ее ответвлений составляет 8851,9 км. Однако некоторые исследователи склонны считать, что на самом деле она почти в два с половиной раза длиннее – 21 тыс. км.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Великая Китайская стена

Основные моменты

«Длинная стена в 10 000 ли» – так называют это чудо античной инженерной мысли сами китайцы. Для огромной страны с почти полуторамиллиардным населением она стала предметом национальной гордости, визитной карточкой, которая привлекает путешественников со всех уголков планеты. На сегодняшний день Великая Китайская стена является одной из самых популярных достопримечательностей – ежегодно ее посещает примерно 40 миллионов человек. В 1987 году уникальный объект был включён ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.

Местные жители еще любят повторять, что тот, кто не поднялся на стену – ненастоящий китаец. Эта фраза, произнесенная еще Мао Цзэдуном, воспринимается как настоящий призыв к действию. Несмотря на то, что высота сооружения составляет примерно 10 метров при ширине на разных участках в пределах 5-8 м (не говоря уже о не совсем удобных ступеньках), иностранцев, желающих хотя бы на мгновение почувствовать себя истинными китайцами, меньше не становится. К тому же, с высоты открывается великолепная панорама окрестностей, любоваться которой можно бесконечно.

Читайте также:  Магнит строительство новых магазинов как стать подрядчиком

Невольно удивляешься, насколько гармонично это творение рук человеческих вписывается в природный ландшафт, составляя с ним единое целое. Разгадка феномена проста: Великая Китайская стена прокладывалась не по пустынной местности, а рядом с холмами и горами, отрогами и глубокими ущельями, плавно огибая их.

Но зачем древним китайцам понадобилось возводить такое большое и протяженное укрепление? Как шло строительство и долго ли оно продолжалось? Этими вопросами задается каждый, кому посчастливилось побывать здесь хотя бы однажды. Ответы на них давно получены исследователями, и на богатом историческом прошлом Великой Китайской стены мы еще остановимся.

Сама же она оставляет у туристов неоднозначное впечатление, поскольку одни участки находятся в отличном состоянии, а другие совершенно заброшены. Только это обстоятельство ни в коей мере не умаляет интерес к этому объекту – скорее, наоборот.

Великая Китайская стена на закате Мутяньюй — участок расположенный около города Хуайжоу в 75 км от Пекина

История строительства Великой Китайской стены

В III веке до нашей эры одним из правителей Поднебесной был император Цин Шихуанди. Его эпоха пришлась на период Воюющих царств. То было сложное и противоречивое время. Государству со всех сторон угрожали враги, особенно агрессивные кочевники хунну, и оно нуждалось в защите от их вероломных набегов.

Так родилось решение построить неприступную стену – высокую и протяженную, чтобы никто не мог нарушить покой империи Цинь. Одновременно это сооружение должно было, выражаясь современным языком, демаркировать границы древнекитайского царства и способствовать дальнейшей его централизации. Стена призвана была решить и вопрос «чистоты нации»: отгородившись от варваров, китайцы лишались бы возможности вступать с ними в брачные отношения и заводить совместных детей.

Идея возведения такого грандиозного пограничного укрепления родилась отнюдь не на ровном месте. Прецеденты уже имелись. Многие царства – например, Вэй, Янь, Чжао и уже упомянутое Цинь – пытались построить у себя нечто подобное. Государство Вэй возвело свою стену около 353 года до н. э.: глинобитная конструкция разделила его с царством Цинь. Позднее это и другие пограничные укрепления соединили между собой, и они образовали единый архитектурный ансамбль.

Строительство Великой Китайской стены (кадр из фильма)

Строительство Великой Китайской стены стартовало вдоль Иншаня – горной системы во Внутренней Монголии, это на севере Китая. Координировать его ход император назначил полководца Мэн Тяня. Фронт работ предстоял большой. Ранее построенные стены нужно было укрепить, соединить новыми участками и удлинить. Что касается так называемых «внутренних» стен, служивших границами между отдельными царствами, то их попросту сносили.

Возведение первых участков этого грандиозного объекта заняло в общей сложности целое десятилетие, а строительство всей Великой Китайской стены растянулось на два тысячелетия (по некоторым свидетельствам, даже на целых 2700 лет). На разных его этапах количество одновременно задействованных на работах людей достигало трехсот тысяч.

В целом власти привлекли (точнее, принудили) к ним около двух миллионов человек. Это были представители многих социальных слоев: и рабы, и крестьяне, и военнослужащие. Рабочие трудились в нечеловеческих условиях. Одни погибали от непосильного труда как такового, другие становились жертвами тяжелых и неизлечимых инфекций.

Зарисовка Великой Китайской стены датируемая 1853 годом

К комфорту, хотя бы относительному, не располагала и сама местность. Сооружение пролегало вдоль горных массивов, огибая все отходящие от них отроги. Строители двигались вперед, преодолевая не только высокие подъемы, но и множество ущелий. Их жертвы оказались не напрасны – по крайней мере, с позиции сегодняшнего дня: именно такой ландшафт местности и обусловил уникальный облик чудо-сооружения. Не говоря уже о его размерах: в среднем высота стены достигает 7,5 метров, и это без учета прямоугольных зубцов (с ними получаются все 9 м). Ее ширина тоже неодинакова – внизу 6,5 м, наверху 5,5 м.

Китайцы в обиходе называют свою стену «земляным драконом». И отнюдь не случайно: в самом начале при ее возведении использовались любые материалы, прежде всего, утрамбованная земля. Делалось это так: сначала из тростника или прутьев сплетали щиты, а между ними послойно прессовали глину, мелкие камушки и другие подручные материалы. Когда же за дело взялся император Цинь Шихуанди, стали использовать более надежные каменные плиты, которые укладывали впритык друг к другу.

Сохранившиеся секции Великой Китайской стены Фотография Великой Китайской стены 1907 года

Однако не только многообразие материалов обусловило неоднородный облик Великой Китайской стены. Узнаваемой ее делают и башни. Часть из них была построена еще до того, как появилась сама стена, и была встроена в нее. Другие возвышения появились одновременно с каменной «границей».

Определить, какие были до, а какие возвели после, несложно: первые имеют меньшую ширину и располагаются на неодинаковом расстоянии, в то время как вторые органично вписываются в постройку и удалены друг от друга ровно на 200 метров. Их обычно возводили прямоугольными, в два этажа, оборудуя верхними площадками с бойницами. Наблюдение за маневрами врагов, особенно когда они наступали, велось с сигнальных вышек, размещавшихся здесь же, на стене.

Когда к власти пришла династия Хань, правившая с 206 года до нашей эры до 220 года нашей эры, Великую Китайскую стену расширили в западном направлении – до Дуньхуана. В этот период объект оснастили целой линией сторожевых башен, которые уходили вглубь пустыни. Их предназначение – защита караванов с товарами, нередко страдавших от набегов кочевников.

До наших дней, в основном, дошли участки стены, возведенные в эпоху династии Мин, правившей с 1368 по 1644 год. Они возводились преимущественно из более надежных и прочных материалов – каменных блоков и кирпича. За три столетия царствования названной династии Великая Китайская стена значительно «выросла», протянувшись от побережья Бохайского залива (застава Шаньхайгуань) до приграничья современных Синьцзян-Уйгурского автономного округа и провинции Ганьсу (застава Юймэньгуань).

Где начинается и заканчивается стена

Рукотворная граница Древнего Китая берет свое начало на севере страны, в расположенном на берегу Бохайского залива Желтого моря городе Шанхай-гуань, имевшем некогда стратегическое значение на рубежах Маньчжурии и Монголии. Это самая восточная точка «Длинной стены в 10 000 ли». Здесь же находится и башня Лаолунтоу, её еще называют «головой дракона». Башня примечательна и тем, что является единственным местом в стране, где Великая Китайская стена омывается морем, а сама она на целых 23 метра углубляется в залив.

Восточный край Великой Китайской стены Башня Лаолунтоу

Самая западная точка монументального сооружения находится в окрестностях города Цзяюгуань, что в центральной части Поднебесной. Здесь Великая Китайская стена сохранилась наилучшим образом. Этот участок строили ещё в XIV веке, поэтому тоже мог бы не выдержать испытания временем. Но он сохранился благодаря тому, что его постоянно укрепляли и ремонтировали.

Самая западная застава империи была построена возле горы Цзяюёшань. Форпост оснастили рвом и стенами – внутренней и полукруглой внешней. Также имеются основные ворота, находящиеся на западной и восточной стороне заставы. Тут гордо высится и башня Юньтай, рассматриваемая многими чуть ли не как отдельная достопримечательность. Внутри на стенах выбиты буддийские тексты и барельефы древнекитайских царей, которые вызывают неизменный интерес исследователей.

Западная часть Великой Китайской стены

Мифы, легенды, интересные факты

Долгое время считалось, что Великую Китайскую стену можно видеть из космоса. Причем родился этот миф задолго до полетов на околоземную орбиту, в 1893 году. С таким даже не предположением, а утверждением выступил журнал The Century (США). Потом к этой мысли вернулись в 1932 году. Известный в то время шоумен Роберт Рипли утверждал, что сооружение можно увидеть и с Луны.

С наступлением эры космических полетов эти утверждения были в целом опровергнуты. Как утверждают специалисты NASA, объект едва различим с орбиты, от которой до поверхности Земли примерно 160 км. Стену, и то с помощью сильного бинокля, смог разглядеть американский астронавт Уильям Поуг.

Другой миф возвращает нас непосредственно ко временам строительства Великой Китайской стены. Древнее предание гласит, что в качестве цементирующего раствора, скреплявшего камни между собой, якобы использовался приготовленный из человеческих костей порошок. За «сырьем» для него ходить далеко не нужно было, учитывая, что здесь погибало много рабочих. К счастью, это всего лишь легенда, хотя и жуткая. Древние мастера сцепляющий раствор действительно готовили из порошка, только основу субстанции составляла обычная рисовая мука.

Исписанные иероглифами камни на участке Бадалин

Сохранилось предание о том, что будто путь рабочим прокладывал большой огненный Дракон. Он же указывал, на каких участках нужно возводить стену, и строители неуклонно шли по его следам. Другая легенда повествует о жене фермера, которую звали Мен Джинг Ню. Узнав о гибели мужа на строительстве, она пришла туда и начала безутешно плакать. В результате один из участков разрушился, и вдова увидела под ним останки своего любимого, которые она смогла взять и похоронить.

Известно, что тачку изобрели китайцы. Но мало кто знает, что к этому их подтолкнуло начавшееся строительство грандиозного объекта: рабочие нуждались в удобном приспособлении, с помощью которого можно было бы перевозить стройматериалы. Некоторые участки Великой Китайской стены, имевшие исключительно важное стратегическое значение, окружили защитными рвами, заполненными водой или оставленными в виде канав.

Великая Китайская стена зимой

Участки Великой Китайской стены

Для посещения туристами открыто несколько участков Великой Китайской стены. Расскажем о некоторых из них.

Ближайшей к Пекину, современной столице КНР, заставой является Бадалин (она же одна из самых популярных). Находится севернее прохода Цзюйюнгуань и от города до нее всего 60 км. Строилась она в эпоху девятого китайского императора – Хунчжи, правившего с 1487 по 1505 год.

Вдоль этого участка стены расположены сигнальные площадки и дозорные башни, на которые открывается великолепный вид, если подняться на ее самую высокую точку. В этом месте высота объекта достигает в среднем 7,8 метра. Ширина достаточна для того, чтобы могли пройти 10 пешеходов или проехать 5 коней.

Читайте также:  Жилищное строительство как вид экономической деятельности

Участок стены Бадалин

Еще одна достаточно близкая к столице застава называется Мутяньюй и находится от нее в 75 км, в Хуайжоу – районе городского подчинения Пекина. Данный участок был построен в правление императоров Лунцин (Чжу Цзайхоу) и Ваньли (Чжу Ицзюнь), принадлежавших к династии Мин. В этом месте стена берет крутой поворот в направлении северо-восточных регионов страны. Местный ландшафт гористый, тут много крутых склонов и обрывов. Застава примечательна тем, что на ее юго-восточной оконечности сходятся воедино три ответвления «великой каменной границы», причем на 600-метровой высоте.

Участок стены Мутяньюй

Одним из немногих участков, где Великая Китайская стена сохранилась практически в первозданном виде, является Сыматай. Он находится в деревне Губэйкоу, что в 100 км северо-восточнее уезда Миюнь, относящегося к муниципалитету Пекина. Этот участок протянулся на 19 км. В его юго-восточной части, впечатляющей своим неприступным видом и сегодня, располагаются частично сохранившиеся наблюдательные вышки (всего их 14).

Участок Великой Китайской стены Сыматай

От Цзиньчуаньского ущелья берет свое начало степной участок стены – это восточнее уездного города Шаньдань, что в округе Чжанъе провинции Ганьсу. В этом месте сооружение протянулось на 30 км, а его высота варьируется в пределах 4-5 метров. В древности Великая Китайская стена тут подпиралась с обеих сторон парапетом, сохранившимся до наших дней.

Отдельного внимания заслуживает и само ущелье. На 5-метровой высоте, если считать от его дна, прямо на скалистом обрыве можно рассмотреть несколько вырезанных иероглифов. Надпись переводится как «Цзиньчуаньская цитадель».

Степной участок Великой Китайской стены

В той же провинции Ганьсу, севернее заставы Цзяюйгуань, на расстоянии всего 8 км расположился обрывистый участок Великой Китайской стены. Его построили в период империи Мин. Такой вид он получил из-за специфики местного ландшафта. Изгибы горного рельефа, которые вынуждены были учесть строители, «приводят» стену к крутому спуску прямо в расщелину, где она идет ровно.

В 1988 году китайские власти отреставрировали этот участок и спустя год открыли его для туристов. С дозорной вышки великолепно обозревается панорама окрестностей по обе стороны стены.

Обрывистый участок Великой Китайской стены

Руины заставы Янгуань находятся в 75 км юго-западнее города Дуньхуан, в древности служившем воротами в Поднебесную на Великом шёлковом пути. В старину протяженность этого участка стены составляла примерно 70 км. Здесь можно увидеть внушительные нагромождения камней и земляные валы. Всё это не оставляет сомнений: дозорных и сигнальных вышек тут было не меньше дюжины. Однако до нашего времени они не сохранились, если не считать сигнальную вышку севернее заставы, на горе Дуньдунь.

Руины заставы Янгуань Руины сигнальной вышки Фрагменты Вэйской стены

Участок, известный как Вэйская стена, берет свое начало в местечке Чаоюаньдунь (провинция Шэньси), расположенном на западном побережье реки Чанцзянь. Недалеко отсюда находится северный отрог одной из пяти священных гор даосизма – Хуашань, относящейся к хребту Циньлин. Отсюда Великая Китайская стена движется в направлении северных районов, свидетельством чему являются её фрагменты в деревнях Чэннань и Хунъянь, из которых лучше всего сохранился первый.

Мероприятия по сохранению стены

Время не щадило этот уникальный архитектурный объект, который многие называют восьмым чудом света. Правители китайских царств делали всё от них зависящее, чтобы противодействовать разрушению. Однако с 1644 по 1911 год – период маньчжурской династии Цин – Великая стена была практически заброшена и подверглась еще большему разрушению. В порядке поддерживался лишь участок Бадалин, и то потому, что он находился около Пекина и считался «парадными воротами» в столицу. История, конечно, не терпит сослагательного наклонения, но если бы не предательство полководца У Саньгуя, открывшего маньчжурам ворота Шаньхайгуаньской заставы и пропустившего врага, династия Мин не пала бы, и отношение к стене сохранилось бы прежнее – бережное.

Работы по восстановлению стены Ворота Шаньхайгуаньской заставы

Дэн Сяопин, основоположник экономических реформ в КНР, большое внимание уделял и сохранению исторического наследия страны. Именно он выступил инициатором реставрации Великой Китайской стены, программа которой стартовала в 1984 году. Она финансировалась из самых разных источников, в том числе из средств иностранных бизнес-структур и пожертвований частных лиц. Для сбора денег в конце 80-х в столице Поднебесной даже прошел аукцион искусства, ход которого широко освещался не только в самой стране, но и ведущими телекомпаниями Парижа, Лондона и Нью-Йорка. На вырученные средства была проведена большая работа, но отдаленные от туристических центров участки стены по-прежнему находятся в плачевном состоянии.

Музей Великой Китайской стены

6 сентября 1994 года в Бадалине был торжественно открыт тематический Музей Великой Китайской стены. Позади здания, напоминающего стену своим внешним видом, находится и она сама. Учреждение призвано популяризировать большое историческое и культурное наследие этого без преувеличения уникального архитектурного объекта.

Музей Великой Китайской стены

Под него стилизован даже коридор в музее – он отличается извилистостью, по всей его длине находятся «проходы», «сигнальные вышки», «крепости» и т. д. Экскурсия позволяет почувствовать себя так, будто путешествуешь по настоящей Великой Китайской стене: настолько здесь все продумано и реалистично.

Туристам на заметку

На участке Мутяньюй, самом протяженном из полностью отреставрированных фрагментов стены, расположенном в 90 км севернее столицы КНР, имеются два фуникулера. Первый оснащен закрытыми кабинками и рассчитан на 4-6 человек, второй представляет собой открытый подъемник, по аналогии с горнолыжными. Страдающим акрофобией (боязнью высоты) лучше не рисковать и отдать предпочтение пешей экскурсии, которая, однако, тоже сопряжена с трудностями.

Подниматься на Великую Китайскую стену достаточно легко, а вот спуск может превратиться в настоящую пытку. Дело в том, что высота ступеней не является одинаковой и варьируется в пределах 5-30 сантиметров. Спускаться по ним следует с предельной внимательностью и желательно не останавливаться, потому что после паузы возобновить спуск намного тяжелее. Один турист даже подсчитал: подъем на стену на самом низком ее участке сопряжен с преодолением 4 тысяч (!) ступеней.

Время для посещений, как добраться до Великой Китайской стены

Экскурсии на участок Мутяньюй с 16 марта по 15 ноября проводятся с 7:00 до 18:00, в остальные месяцы – с 7:30 до 17:00.

Участок Бадалин доступен для посещений с 6:00 до 19:00 в летний период и с 7:00 до 18:00 в зимнее время.

Знакомиться с участком Сыматай в ноябре-марте можно с 8:00 до 17:00, в апреле-ноябре – с 8:00 до 19:00.

Наплыв туристов Марафон на Великой Китайской стене

Посещение Великой Китайской стены предусмотрено как в составе экскурсионных групп, так и в индивидуальном порядке. В первом случае туристов доставляют специальными автобусами, которые обычно отправляются с пекинской площади Тяньаньмэнь, улиц Ябаолу и Цяньмэнь, во втором к услугам любознательных путешественников общественный транспорт или нанятая на весь день частная машина с водителем.

Вход на стену в районе Гуанчжоу

Первый вариант подойдет тем, кто оказался в Поднебесной впервые и не знает языка. Или, наоборот, знающим страну и владеющим китайским, но при этом желающим сэкономить: групповые экскурсии стоят сравнительно недорого. Но тут есть и свои издержки, а именно значительная продолжительность таких туров и необходимость ориентироваться на других участников группы.

Общественным транспортом, чтобы добраться до Великой Китайской стены, пользуются обычно те, кто хорошо знает Пекин и хотя бы немного говорит и читает на китайском языке. Поездка обычным автобусом или электричкой обойдется дешевле даже самого привлекательного по цене группового тура. Налицо и экономия времени: самостоятельная экскурсия позволит не отвлекаться, например, на посещение многочисленных сувенирных лавок, куда так любят водить туристов гиды в надежде заработать свои комиссионные от продаж.

Аренда водителя с автомобилем на весь день – самый комфортный и гибкий способ добраться до того участка Великой Китайской стены, который вы выберете сами. Удовольствие не из дешевых, но оно стоит того. Состоятельные туристы часто заказывают машину через отель. Поймать ее можно и просто на улице, как обычное такси: так зарабатывают многие столичные жители, с готовностью предлагая иностранцам свои услуги. Только не забудьте взять у водителя номер телефона или сфотографировать сам автомобиль, чтобы потом долго не искать его, если человек до вашего возвращения с экскурсии куда-нибудь отойдет или отъедет.

Источник wikiway.com

Великая Китайская стена

Великая Китайская стена — гордость Китая и одно из новых чудес света. С 2007 г. находится под охраной ЮНЕСКО. Ежегодно к достопримечательности добираются около 50 млн. путешественников.

В каком городе построена

Строение занимает значительное расстояние, захватывая по пути несколько населенных пунктов. Поэтому нельзя определить к какому одному городу оно относится. Памятник берет свое начало в городе Шаньхайгуань.

Затем извилистыми зигзагами тянется на полстраны, мимо Пекина и оканчивается в городе Цзяюгуань. Здесь форпост 14 века сохранился лучше всего, благодаря реставрации.

великая китайская стена

Яндекс. Картинки

Прямое расстояние между 2 крайними точками – 1900 км. Туристы, приехавшие посмотреть на самый популярный участок рядом с Пекином, вынуждены добираться к нему около 2-х часов.

Описание

Великая Китайская стена – значимое творение, изгибы, которого схожи со змеей. Поэтому ее еще называют «земляной дракон» или «земляная змея».

Возраст

Точный возраст неизвестен, но установлено, что строительные работы начались в 3 веке до н. э. От начала и до конца прошло 23 столетия. Всего на работу затратили 10 лет. Великая Китайская стена претерпевала множественные изменения. За столетия она разрушалась, достраивалась, реставрировалась. Сменилось 10 династий во время возведения «земляной змеи».

Наибольший вклад внесли китайские императоры династии Цинь, Хань и Мин. В 1644 г. работы закончились из-за свержения императора из династии Мин.

Факт: В 2022 г. недалеко от Великой Китайской стены найдены окаменелости двух новых видов птиц.

Общая длина

Так как достопримечательность воздвигалась частями, а не строилась как единое целое, то и методы подсчета длины у ученых разнятся. Строение местами достраивалась, а где-то настолько заброшенное, что тяжело добраться. Сегодня многие участки Китайской стены опознать трудно, остались только камни с надписями, керамические куски.

За такой большой срок не раз менялся облик конструкции. Во времена правления династии Хань объект удлинили на 100 км. Специалисты в 2002 г. сообщали, что только 30% находятся в удовлетворительном состоянии. А новые находки только усложняют задачу в определении истинной длины.

Читайте также:  Для чего нужны строительство каналов

великая китайская стена

Яндекс. Картинки

Китайские специалисты в течение 5 лет исследований, вывели историческую цифру – 21196 км. Но они посчитали все фрагменты, вместе со спорными (в Монголии тоже есть участки, построенные в эпоху династии Цин) и стертыми с лица земли.

Общемировые ученые, подсчитали официальную сегодняшнюю длину – 8850 км (5500 миль). Брали для подсчета только сохранившиеся фрагменты династии Мин. Постройка протягивается через территории 17 провинций.

Раскопки продолжаются и по сей день, был найден плохо сохранившийся участок из грунта длиной 290 км. К сожалению, через десятилетия он исчезнет навсегда. Смена климата, деятельность местных жителей, сильнейшие песчаные бури и ветра делают свое дело. Треть китайской достопримечательности утеряна, особенно сильно пострадал знаменитый «Шелковый путь». Основная ветка имеет множество ответвлений со сложной формой, что тоже осложняет подсчет.

великая китайская стена

Яндекс. Картинки

Где проходит

Строение берет свое начало с восточной точки – Лаолунтоу. Далее она извивается по северу Китая вдоль горного массива Иньшань. Конец Великой стены находится на западе, неподалеку от города Цзяюгуань. На своем пути китайский памятник спускается в ущелья, поднимается на горы, проходит через пустынные и лесные области.

Памятник проходит через следующие провинции:

Наиболее известные для посещений считаются:

  1. Бадалин — самый популярный фрагмент, находящийся в 55 км. от Пекина.
  2. Цзюйюнгуань – второй по популярности, находящийся в 60 км от Пекина.
  3. Шаньхайгуань – самая восточная точка сооружения, возведена в 14 веке.
  4. Янгуань — была почти полностью разрушена, кроме сигнальной башни. После реконструкции доступна туристам для осмотра.
  5. Губейкоу — заброшенный фрагмент, сюда любят добраться любители древностей.
  6. Джианку – очень опасное место, с обрывами, обвалившимися лестницами, камнепадами, добраться могут только экстремалы.
  7. Мутяньюй – самый восстановленный участок. Подходит для путешествий сквозь 22 сторожевых башни. Отличный вид на китайские пейзажи.
  8. Симатай – рискованный участок, разделен искусственным озером, чтобы добраться на другую сторону нужно пройти по висячему мосту.
  9. Яньменьгуань – рядом находится деревушка, куда можно добраться для знакомства с бытом древних жителей.

Факт: До Бадалина с 1957 г. успели добраться более 300 государственных деятелей со всего мира. Первым из иностранцев был революционер Клим Ворошилов.

Толщина Китайской стены

Толщина стены такая, чтобы в древности мог пройти конный отряд – 6-9 м. На участке около Пекина –7 м.

Высота исторической ценности

Высота на разных фрагментах неодинаковая. В среднем 6-9 метров, около Пекина – 7 метров, в местах с зубцами – до 10 метров.

великая китайская стена

Яндекс. Картинки

Сколько кирпичей использовано

В работе строители использовали сначала утрамбованную землю, затем блоки из камня с землей. Земляные участки разрушились давно. В каждой местности использовали тот материал, который легче добывать и перевозить к стройке. При династии Хань и Мин кирпичи склеивали рисовым клеем с гашенной известью. Такие фрагменты дошли до нас лучше всего.

Есть 2 участка построенных из фиолетового мрамора, очень долговечного. Один близ города Цзянъань и другой в Янышан. До фрагментов не добраться, они закрыты.

Если верить легенде, в которой мастер спорил с госслужащим о количестве кирпичей, то использовано 99,999 тыс. и 1 кирпич «на удачу» над входом в башню.

Всего к 21 веку сохранилось 8% стены в хорошем состоянии, остальные 74% серьезно повреждены.

великая китайская стена

Яндекс. Картинки

Факт: Секрет прочности — в особом растворе. Работники варили кашу из риса и смешивали с гашенной известью.

История

Строительство Великой Китайской стены началось тогда, когда страна страдала от разорения кочевниками. Начальные постройки были созданы из глины и земли. При Цинь Шихуанди участки укреплялись, достраивались, а сооружение удлинялось, но материалы все также оставались примитивными. На отдельных местах появились каменные плиты.

Во времена династии Хань строение продолжили на запад. В этот период восстановили и построили 10 тыс. км. укрепления в месте с новыми сигнальными башнями. Участки строили из камня и кирпича, но центральная часть была из земли.

На сегодня, туристы могут добраться до фрагментов, возведенных при династии Мин. Стена протянулась с востока на запад. В 15 веке был заложен город близ стены, впоследствии ставшим «сердцем» Китая — великий Пекин.

Три сотни лет велась постройка и закончилась в конце 17 века. Повстанцы захватили столицу и казнили многих из императорского рода. Катаклизмы, эпидемии и нищета настигла жителей. Защитная застава была заброшена.

После победы повстанцев, страной стали править маньчжурские князья. Маньчжуры из династии Цин правили до 20 века. И только потом власти начали активно реконструировать великое сооружение и развивать туризм.

великая китайская стена

Яндекс. Картинки

Факт: Гробницу первого великого императора Цинь Шихуанди нашли в 1974 г., но до сих пор не вскрыли. Планируют гробницу изучить с помощью космических лучей. Император известен по другим историческим проектам: Терракотовая армия, гробница в Сиане с его телом и Великий канал.

Что разделяет

В прошлые столетия стена разделяла Китай от племен, живущих на севере, за горами Иньшань. В 21 веке сооружение тянется по территории страны, но не на китайской границе.

Причины строительства

Ученые до сих пор спорят о причине возведения Великой стены. По распространенной версии можно предположить, что строили ее для защиты от Чингисхана и определения китайской границы. Существует легенда, которая предсказывала конец китайского государства из-за северных кочевников. А в другой легенде говорится, о том, что императору явился дракон и прочертил след на земле, где и нужно было возвести строение.

Ученые из Монголии, Израиля и Америки проанализировали недавно карту с постройкой и считают, что она была не для защиты. Построенный фрагмент в Монголии, 740 м. длиной, имеет относительно малую высоту. Такое сооружение не могло защитить от набегов, а рядом находятся тропы древних людей. Стену использовали для контроля над торговцами и скотоводами. Возможно, их облагали налогом.

Факт: Китайцы изобрели тачку для использования в стройке.

Китайцы и ВКС

Великая Китайская стена играла большую роль в торговле, а защищала не очень хорошо. Во многих местах она была недостроенной, недостаточно высокой, не хватало воинов-охранников.

Сегодня туристы стремятся добраться к исторической достопримечательности. Китайцы же помнят, как много людей было отправлено на каторжные строительные работы и погибло. Работа была на износ, питание было скудным, а отличным здоровьем многие не могли похвастаться. Так появились различные мифы о строительстве. Современная молодежь гордится сооружением.

Факт: Последний раз по назначению использовали в войне между Японией и Китаем в 1938 г.

Реставрация стены

Великая Китайская стена постоянно нуждается в реставрации, т.к. время нещадно уничтожает фрагменты, особенно из наименее прочного материала. Самый сохранившийся – Бадалин, был отремонтирован не раз, потому что находится на торговых путях рядом с Пекином.

Реставрационные работы начали уже в 18 веке при династии Суй. В 20 веке Дэн Сяопин организовал сбор средств для ремонта, вместе с инвесторами, местными жителями, компаниями. Ремонт производили не только стены, но и дорог, кварталов.

Сделать реставрацию всего сооружения невозможно, т.к. даже после ремонта части стены начинают рушиться. На сегодня самый разрушенный фрагмент находится в провинции Ганьсу. В тех местах, куда не добраться, сооружение выглядит ужасно. Не только время сделало свое дело, но и на состояние повлияло сельское хозяйство. Пересохли подземные каналы с водой и Ганьсу атаковывают сильнейшие песчаные бури.

Власти Китая пытаются сохранить достопримечательность, информируя туристов и жителей о значимости Китайской стены. Создаются новые законы о сохранности и ищутся средства для реставрации. Жители высаживают деревья, чтобы остановить эрозию. Для туристов вывешены таблички с правилами. После принятия закона о защите культурных памятников, у жителей появилось понимание значимости китайского памятника и бережливое отношение.

великая китайская стена

Яндекс. Картинки

Исследователи прогнозируют, что еще два десятка лет пройдут, прежде чем не восстановленные китайские фрагменты исчезнут навсегда. Но Китай не планирует полное восстановление. Представитель из Пекина сообщила, что по требованиям ЮНЕСКО, Великую Китайскую стену следует оберегать в первоначальном облике. Задача – охранять оригинал, как можно меньше вмешиваясь в него, но укрепляя те ветки, которые находятся в опасном состоянии.

Факт: Власти Китая привлекли к восстановительным работам аппараты беспилотники. С помощью их работы, можно провести анализ состояния аварийных участков, куда люди не могут добраться из-за большой опасности.

Как добраться до китайской стены из Пекина

Самый посещаемый участок – Бадалин, расположен неподалеку от Пекина. До труднодоступных мест рекомендуем добираться с групповыми экскурсиями.

великая китайская стена

Яндекс. Картинки

Из Пекина до Великой Китайской стены можно добраться:

  1. На автобусных маршрутах с номерами 1, 877 и 919. Маршруты с номерами 877 и 919 отъезжают от площадки под названием Deshengmen. Автобус 1 отправляется от башни Qianmen.
  2. На экспрессе S2, едущего с Северного железнодорожного вокзала Пекина — вариант самый лучший, чтобы самостоятельно добраться до стены.

Из аэропорта Пекина до Великой Китайской стены добраться выйдет с пересадками либо заказным трансфером.

Совет: Отправляясь гулять, возьмите с собой бутылку водички, головной убор, удобную обувь. При подъеме не торопитесь, чтобы сохранить силы.

Легенды

За время существования китайского сооружения родились мифы, тайны и сказания. Одна из китайских легенд гласит, что для стены использовали не известь, а человеческие молотые кости. И в ней скрыто множество захоронений. Но ученые нашли только рисовую муку и известь. Никаких захоронений не было обнаружено.

В известной китайской легенде женщина Мэн Цзяннуй добралась к супругу на стройку, но он умер и был захоронен внутри стены. Она так сильно плакала, что стена обрушилась, а вдова смогла забрать тело супруга и похоронить.

В другой легенде первому китайскому императору Цинь Шихуанди ясновидец предсказал успешное завершение стройки, если погибнут 10 тыс. человек или один по имени Ван, которого нужно замуровать в строении. Человека убили и замуровали вертикально. Но стройка продолжилась и люди гибли дальше. Тогда император приказал всех замуровывать после гибели, словно они вечные стражи.

Если приложить ухо к стене в полной тиши, то можно услышать человеческие стоны и голоса. Поэтому сооружение называют «стеной плача» или длинным кладбищем.

Строение имеет множество легенд, богатую историю, а власти постоянно вкладывают миллионы долларов, чтобы сохранить объект для будущих поколений. Великая Китайская стена – это-то место, без которого путешествие в Китай будет неполноценным.

Источник kitaigid.ru
Рейтинг
Загрузка ...