Большинство обывателей никогда не задумывается об окружающих их линиях электропередач. Чаще всего такое отношение обуславливается отсутствием практического использования этого знания в быту, однако в некоторых ситуациях такая осведомленность может обезопасить от поражения электрическим током и даже спасти жизнь. Поэтому далее мы рассмотрим, как определить напряжение ЛЭП посредством доступных вам факторов.
Классификация ВЛ
Специалисты в области электротехники прекрасно ориентируются не только в обслуживаемых электроустановках, но и в мерах безопасности, которые необходимо соблюдать при выполнении работ и нахождении в непосредственной близи от трасы ВЛ. Однако если вам чужды понятия электробезопасности в части эксплуатации электроустановок, то все попытки порыбачить под опорами ВЛ или произвести какие-либо погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне могут закончиться плачевно.
Именно для предотвращения поражения электрическим током все ваши действия должны производиться в безопасной зоне. Чтобы определить это пространство или зону ЛЭП, вы должны иметь хотя бы элементарные представления о существующих разновидностях.
Как это было. Строительство ВЛ 220 кВ 1500 км Чернышевский-Мирный-Ленск-Пеледуй
Все ЛЭП можно разделить по нескольким категориям в зависимости от величины номинального напряжения:
- Низковольтные – это ЛЭП, используемые для питания напряжение до 1 кВ, чаще всего на 0,23 и 0,4 кВ;
- Среднего напряжения – номиналом в 6 и 10 кВ, как правило, применяются в распределительных сетях для питания объектов на расстоянии до 10 км, на 35 кВ для питания поселков, передачи электроэнергии между ними;
- Высоковольтные – это ЛЭП электрических сетей между городами, подстанциями на 110, 154, 220 кВ;
- Сверхвысокие – в них напряжение передается на большие расстояния с номиналом 330 и 500 кВ;
- Ультравысокие – используются для питания от электростанции до распределительных узлов, передают напряжение номиналом в 750 или 1150 кВ.
В целях безопасности для каждого из типа линий предусмотрено расстояние вдоль воздушных ЛЭП, как на постоянной основе, так и при выполнении каких-либо работ. Эти величины регламентированы п.1.3.3 “Правил Охраны Труда При Работе В Электроустановках“, которые приведены в таблице ниже:
Таблица: допустимые расстояния до токоведущих частей, находящихся под напряжением
Виктор Коротун / Заметки Электрика
Соблюдение вышеперечисленных минимальных расстояний обязательно, так как их несоблюдение приведет к пробою воздушного промежутка . Также существует охранная зона высоковольтных ЛЭП, в которой запрещается строительство домов, размещение технических средств и постоянное нахождение человека.
Определение напряжения ЛЭП
Разумеется, что кабельные линии электропередач в большинстве своем скрыты, да и находящиеся на открытом воздухе далеко не всегда можно различить визуально.
Воздушные линии напряжением 6-10 кВ. Установка опор и монтаж СИП
А вот воздушные линии можно определить по:
Поэтому далее рассмотрим систему определения величины напряжения ЛЭП по основным визуальным критериям.
По количеству проводов
В зависимости от числа проводов все ЛЭП подразделяются таким образом:
- На напряжение 0,23 и 0,4кВ число проводов будет составлять 2 и 4 соответственно, в некоторых случаях присутствует еще один провод заземления;
- Для напряжения ВЛ 6 – 10кВ используются 3 провода;
- В линиях от 35 до 220кВ один провод для каждой фазы, помимо них могут монтироваться провода грозозащиты. Нередко на опорах ЛЭП устанавливаются сразу две линии то есть 6 проводов.
- При напряжении 330кВ и выше фаза выполняется не одним, а несколькими проводами, уже применяется расщепление фазных проводов для минимизации потерь.
По внешнему виду опор
Помимо этого, многое можно сказать о напряжении в ЛЭП по виду установленных опор. Как указано в таблице выше, каждый номинал напряжения имеет допустимое минимальное безопасное расстояние. Поэтому, чем он больше, тем выше располагаются провода. Соответственно, габариты и конструкция опоры должна обеспечивать допустимые расстояния в стреле провеса.
Сегодня опоры подразделяются по материалу, из которого они изготовлены:
- деревянные;
- металлические;
- железобетонные.
По конструктивному исполнению встречаются:
- стойки;
- мачтовые;
- портальные.
Внешнему виду и числу изоляторов
Чем выше напряжение в ЛЭП, тем большей электрической прочностью должны обладать изоляторы. Соответственно сопротивление электрическому току повышается за счет увеличения длины пути тока утечки, чем выше напряжение, тем больше сам изолятор, тем больше ребер расположено на рубашке, помимо этого ребра могут усиливаться несколькими кольцами. Еще одним приемом для повышения диэлектрической устойчивости ЛЭП по отношению к опоре является сборка из нескольких последовательно включенных изоляторов – гирлянда ВЛ.
Чем больше гирлянды изоляторов, тем выше разность потенциалов они могут выдержать, однако не стоит путать с параллельно собранными изоляторами, они предназначены для повышения надежности в местах прохода ЛЭП над дорогами, другими линиями, коммуникациями и сооружениями.
Фото примеры внешнего вида
Чтобы сопоставить изложенную выше информацию с ее практической реализацией следует разобрать особенности каждого класса напряжения. Для лучшего понимания, как неискушенному обывателю с первого взгляда определить величину напряжения в ЛЭП, рассмотрим наиболее распространенные примеры.
ВЛ-0.4 кВ
Это линии минимального напряжения, передающие питание к бытовым нагрузкам, опоры выполнены железобетонными или деревянными конструкциями. Изоляторы, как правило, штыревые из фарфора или стекла по одному на каждой консоли, число проводов 2 или 4, размеры охранной зоны составляют 10м.
ВЛ-0,4кВ
ВЛ-10 кВ
Эти линии не сильно отличаются от низкого напряжения, как правило, имеют 3 провода, также располагаются на железобетонных стойках, значительно реже на деревянных. Охранная зона для ЛЭП 6, 10кВ составляет также 10м, изоляторы немного больше, имеют более ярко выраженную юбку и ребра.
ВЛ-10кВ
ВЛ-35 кВ
Линии переменного тока на 35кВ устанавливаются на металлические или железобетонные конструкции, оснащаются крупными изоляторами штыревого или подвесного типа (гирлянда от 3 до 5 штук). Могут иметь разделение на несколько линий – три или шесть проводов на опоре, охранная зона составляет 15м.
ВЛ-35кВ
ВЛ-110 кВ
Конструкция опоры для ЛЭП 110кВ идентична предыдущей, но для подвешивания проводов применяется гирлянда из 6 – 9 изоляторов. Охранная зона составляет 20м.
ВЛ-110кВ
ВЛ-220 кВ
Для каждой фазы ЛЭП выделяется только один провод, но он значительно толще, чем при напряжении 110кВ, допустимое приближение не менее 25м. В гирлянде чаще всего 10 или 14 изоляторов, но в некоторых ситуациях встречаются конструкции из двух гирлянд по 20 единиц.
ВЛ-220кВ
ВЛ-330 кВ
ЛЭП с напряжением 330кВ для передачи допустимой мощности уже используют расщепление, поэтому в каждой фазе присутствует два провода. В гирлянде от 16 до 20 изоляторов, охранная зона составляет 30м.
ВЛ-330кВ
ВЛ-500 кВ
Такие ЛЭП сверхвысокого напряжения имеют расщепление на 3 провода для каждой фазы, в гирляндах устанавливается более 20 единиц. Охранная зона также 30м.
ВЛ-500кВ
ВЛ-750 кВ
Здесь применяются исключительно металлические опоры, в каждой фазе используется от 4 до 5 расщепленных жил в форме квадрата или пятиугольника. Изоляторов также более 20, а допустимое приближение ограничено территорией в 40 м.
ВЛ-750кВ
ВЛ-1150 кВ
Такая ЛЭП редко встречается, но в ее фазах расщепление состоит из 8 жил, расположенных по кругу. Гирлянды содержат около 50 изоляторов, а охранная зона составляет 55 м.
ВЛ-1150кВ
Источник: www.asutpp.ru
Расшифровка марок кабельно-проводниковой продукции
Монтаж СИП при помощи автовышки
Подвеска СИП
Монтаж повторного заземления
Воздушные линии электропередачи 0.4 кВ монтируются от ТП 10/0,4 кВ до потребителя и состоят из 4 -х изолированных проводов СИП (3 фазы). Протяженность ВЛ должна соответствовать ТУ качества напряжения, бесперебойной подачи электроэнергии, экономическим показателям. На вводе потребителя монтируется автоматическое устройство, ограничивающее потребление мощности.
Опыт использования ЛЭП 0,4 кВ с неизолированным проводом доказал их небезопасность. Это связано с вероятностью поражения электрическим током при обрыве ВЛ. Сложные погодные условия вызывают частые замыкания оголенного провода. Чтобы избежать этих проблем, был разработан новый вид провода — СИП (самонесущий изолированный провод).
Типы СИП для воздушных линий
СИП-провод выполнен из алюминиевых жил, отдельно покрытых устойчивой к УФ-излучению изоляцией. Для ВЛИ используют несколько видов:
- СИП – 1 – провод самонесущий с алюминиевыми жилами, с изоляцией из светостабилизированного сшитого полиэтилена (ПЭ), с нулевой несущей неизолированной жилой из алюминиевого сплава;
- СИП – 2 – провод самонесущий с алюминиевыми жилами, с изоляцией из светостабилизированного сшитого полиэтилена, с нулевой несущей жилой, из алюминиевого сплава, изолированной светостабилизированным сшитым ПЭ.
- СИП – 3 – провод самонесущий защищенный с токопроводящей жилой из алюминиевого сплава, с защитной изоляцией из светостабилизированного сшитого ПЭ.
- СИП – 4 – провод самонесущий изолированный без несущего элемента, с алюминиевыми токопроводящими жилами, с изоляцией из светостабилизированного сшитого ПЭ. При наличии водоблокирующего элемента, к марке провода добавляется буква «г».
- СИП – 5 – все жилы имеют изоляционный покров из сшитого светостабилизированного полиэтилена (полиэтилен с поперечными молекулярными связями). Провод может состоять из 2-х и более жил. В конструкции провода СИП-5 отдельная несущая жила отсутствует.
Требования к воздушным линиям 0,4 кВ:
ВЛ 0,4 кВ должна выполняться в трехфазном 4-проводном исполнении по радиальной схеме проводами одного сечения по всей длине линии (магистрали) от подстанций 10/0,4 кВ.
ВЛ 0,4 кВ выполняются только с использованием самонесущих изолированных проводов.
Протяженность линий должна ограничиваться техническими условиями по критерию качества напряжения, надежности электроснабжения потребителя и экономическими показателями (техническими потерями электроэнергии в линии и затратами на ее распределение).
На вводах к абонентам устанавливать устройства для ограничения потребляемой мощности (совместная работа с энергосбытовой организацией). Устройства ограничения мощности должны обеспечивать автоматическое отключение абонента от электрической сети в случае превышения мощности его электроустановок и обратное включение с выдержкой времени.
Строительство ВЛ
Для выполнения строительства допускается обученная бригада. Все электромонтажные работы выполняются по типовым картам, или по разработанному и согласованному с заказчиком проекту. В строительные работы входит:
- Разработка котлованов и установка опор;
- Монтаж провода и заземляющих устройств.
В начале проведения работ расчищается трасса для установки опор и раскатки провода. Если строительство ВЛ выполняется на старой трассе, то вначале демонтируются старые опоры. Вдоль установленных новых опор выполняют раскатку провода СИП так, чтобы не повредить изоляцию. Бригада электромонтеров поднимает провод на опоры, выполняет монтаж арматуры и заземляющих устройств.
Реклоузеры
Реклоузеры — это высокотехнологичные аппараты, объединяющие в себе передовые технологии в области вакуумной коммутационной техники и микропроцессорной защиты распре делительных сетей. Данные аппараты обладают целым рядом специфических особенностей, которые позволяют применять их для решения самых разных задач.
По результатам проведения научно-технического совета, во II квартале 2007 года принято решение о применении реклоузеров для секционирования и автоматического управления переключениями в сетях 6-10 кВ.
С применением реклоузеров появилась возможность автоматизировать следующие сетевые сервисы:
- оперативные переключения в распределительной сети
- отключение поврежденного участка
- повторное включение линии (тройное АПВ)
- выделение поврежденного участка
- восстановление питания на неповрежденных участках сети
- сбор информации о параметрах режимов работы электрической сети
Нагрузка ВЛ с проводами СИП
Провода, изолированные термопластичным полиэтиленом, допускаются к длительному нагреву до 70оС, и короткому нагреву при замыкании до 130оС. Провода, изолированные сшитым полиэтиленом не должны превышать температуру длительного нагрева больше 90оС и короткого нагрева – 250оС, при замыкании. Продолжительность нагрузки на провод зависит от его сечения и окружающей температуры. Ежегодно, согласно графика, выполняется замер нагрузки на изолированные ВЛ с занесением результатов в паспорт ВЛ.
Заземление ВЛ
Для обеспечения безопасности, бесперебойной работы и защиты от грозы, линия электропередач 0 кВ должна быть заземлена.
Грозозащитное заземление устанавливается через каждые 120м на опорах, а также:
- на опоре с вводом в помещение, где пребывает большое количество людей или имеющих с/х ценность;
- на конечной опоре с вводным ответвлением;
- на опоре, установленной от конца линии за 50м;
- на опоре с пересечением линий высокого напряжения.
Заземление выполняется на всех металлоконструкциях, щитах, уличных фонарях.
Для изготовления заземления используют проволоку диаметром 6 мм с антикоррозийным покрытием.
Самонесущие изолированные провода: надежность, качество и безопасность
Задачу поддержания технического состояния сетей на современном уровне невозможно решить без применения на ВЛ новых, более совершенных конструкций и технологий. Взамен традиционных конструктивных исполнений с неизолированными проводами, которые обладают высокой аварийностью, низкой надежностью получили линии с изолированными проводами (СИП).
Основу воздушной линии с изолированными проводами (ВЛИ) составляют изолированные фазные провода, скрученные в жгут вокруг изолированного или неизолированного нулевого несущего провода (СИП), при этом все механические воздействия на провода воспринимаются несущим проводом.
По сравнению с неизолированными проводами СИП имеют большие преимущества:
- возможность совместной подвески на опорах с телефонными линиями;
- возможность применения опор действующих типовых проектов и опор меньшей высоты (согласно ПУЭ подвеска СИП разрешена на высоте 4 м, а неизолированных проводов на высоте 6 м);
- сокращение эксплуатационных расходов за счет исключения систематической расчистки трасс, замены поврежденных изоляторов, сокращения объемов аварийно-восстановительных работ;
- высокая безопасность обслуживания, отсутствие риска поражения током при касании проводов, находящихся под напряжением;
- практическая невозможность короткого замыкания между фазными проводами и нулевым проводом или на землю;
- меньший вес и большая длительность налипания снега, повышенная надежность в зонах интенсивного гололедообразования, уменьшение не менее, чем на 30% гололедноветровых нагрузок на опоры;
- снижение падения напряжения вследствие малого реактивного сопротивления (0,1 Ом/км по сравнению с 0,35 Ом/км для неизолированных проводов);
- возможность прокладки по фасадам зданий;
- исключение опасности возникновения пожаров в случае падения проводов на землю;
- уменьшение безопасных расстояний до зданий и других инженерных сооружений;
- возможность совместной подвески на одной опоре самонесущих изолированных проводов 0,4/10 кВ и самонесущего изолированного кабеля на напряжение 10-35 кВ;
- использование этих проводов практически исключает хищения: как электроэнергии, так и самих проводов.
Приемка и испытание ВЛ
Все ВЛ перед вводом в эксплуатацию проходят приемку в соответствии с правилами и подвергаются испытанию, включающему в себя:
- Выборочную проверку от 2-х до 15% арматуры, контактов и соединений;
- Проверку на зажимах маркировки жил;
- Мегаомметром на 1000 В измеряется сопротивление изоляции СИП, которое должно составлять не меньше 0,5 МОм;
- Мегаомметром на 2500 В проводится испытание изоляции высоким напряжением на пробой;
- Осмотр и проверка всех заземляющих устройств и их соединений;
- Проверка стрел провеса СИП.
При выявлении нарушений, ВЛИ в эксплуатацию не принимается.
- Косвенный метод
- Прямой метод фазировки кабельных линий напряжением 6 — 10 кВ
- Требования к безопасности
Процесс определения соответствия (чередования) фаз кабельных линий от источников электропитания к потребителю, при трёхфазном, параллельном подключении, называется фазировкой
или фазированием. Основной задачей данной операции, является определение напряжения тока на каждой из токоведущих жил электрооборудования на предмет совпадения с напряжением на соответствующих жилах электросети
Предварительная и прямая фазировка
Предварительное фазирование
проводится непосредственно в процессе монтажа, перед первым включением электрооборудования. А также в случае ремонта оборудования или силового кабеля, когда есть вероятность изменения очерёдности фаз, и их несоответствия между собой и шинами распределительного устройства. Работы по предварительной фазировке проводяться исключительно на электрооборудовании находящееся без напряжения.
А при вводе в работу электрооборудования, в обязательном порядке производится косвенное или прямое фазирование оборудования. Поскольку, только проведение данной операции, может дать гарантию соответствия фаз всех элементов электроцепи.
Выбор метода, прямой или косвенной фазировки, главным образом, зависит от вида оборудования и класса напряжения электросети. Принципиальным отличием методов, является то, что прямой
метод производится на рабочем напряжении и является более наглядным.
Косвенные методы
При вводе в эксплуатацию новых распределительных устройств (РУ)
Данный метод сводится к проверке соответствия маркировки (расцветки) выводов вторичных обмоток трансформаторов напряжения, с указаниями ПУЭ. Наиболее объективным способом проверки данной операции является пофазная подача электрического тока с проверкой на соответствие расцветки фаз в РУ, фазам энергосистемы. Вместе с тем проверяется маркировка вторичных цепей по появлению напряжения на выводах той или иной фазы трансформатора напряжения.
Вторичные обмотки других трансформаторов напряжения в дальнейшем фазируют с трансформатором, для которого маркировка уже проверена. Выбор метода зависит от схемы вторичной обмотки: заземлена ли ее нулевая точка или одна из фаз.
В первом случае для фазировки применяют вольтметр со шкалой на двойное фазное напряжение, во втором — на двойное линейное напряжение. Например, необходимо проверить совпадение фаз двух трансформаторов напряжения, включенных со стороны высокого напряжения (ВН) на разные системы шин (или секции), то для этого шины соединяют между собой включением шиносоединительного (или секционного) выключателя и затем производят фазировку.
При двойной системе шин
В данном случае фазировку проводят на вторичном напряжении трансформаторов. Для этого при включённом шиносоединительный выключателе с помощью вольтметра, устанавливают совпадение фаз вторичных напряжений трансформаторов рабочей и резервной систем шин. Затем одну из систем переводят в резерв, отключают выключатель соединяющий шины и снимают с её привода оперативный ток. К резервной линии подключают цепь, фазировку которой нужно произвести и на неё подают ток.
Затем производят фазировку на выводах вторичных цепей трансформаторов напряжения рабочей и резервной систем шин. С помощью вольтметра в последовательности (рис 1.): a1-a2; a1-b2; а1-с2; b1-а2; b1-b2; b1-c2, производят измерения. При нулевых показаниях вольтметра, включают шиносоединительный выключатель, а сфазированную цепь включают на параллельную работу.
Схема фазировки при двойной системе шин (Рис. 1)
При положительных показаниях
прибора фазируемую цепь отключают и производят пересоединение токопроводящих частей. Заново производят процесс фазировки, добиваясь соответствия фаз резервной и фазируемой цепи.
Прямой метод фазировки цепи 6-10 кВ
В качестве указателя напряжения применяются УВН-80, УВНФ и другие. В обязательном порядке проводится проверка исправности указателя напряжения. Осуществляется внешний осмотр: на целостность лакового покрытия, наличие штампа о проведении периодических испытаний, целостность изоляции соединительного кабеля.
Заказать периодические высоковольтные испытания указателей и других СИЗ в электролаборатории МЕТТАТРОН. Оставить заявку
После внешнего осмотра приступают к проверке исправности указателя.
УВН 80 2М с ТФ — указатель высокого напряжения с трубкой фазировки
Для этого щупом трубки, содержащей резистор, касаются заземления, а щуп другой трубки на несколько секунд подносят к одной из фаз цепи, которая заведомо находится под напряжением, индикаторная лампочка должна загореться (рис. 2а)
. Затем на насколько секунд щупами обеих трубок касаются одной токоведущей части
(рис. 2б)
. Если лампочка не загорелась, значит указатель исправен и можно проверить наличие напряжения на всех фазах. Для этого щуп трубки с резистором соединяют с заземлением, а щупом другой трубки поочередно касаются всех шести зажимов разъединителя
(рис. 2в)
. В каждом случае сигнальная лампа должна гореть.
Схема прямой фазировки (Рис. 2)
Процесс непосредственно самой фазировки заключается в подключении одного щупа трубки указателя напряжения, к любому крайнему выводу электроустановки, а щупом другой трубки поочерёдно касаются трёх выводов фазируемой линии (рис. 2г)
Если при подключении щупов указателя, лампочка не горит, то это означает, что разность потенциалов фаз между цепями отсутствует, а фазы являются одноимёнными (согласно включению). Найдя первую фазную пару, можно приступать к дальнейшей фазировке. При нахождении второй пары, проверка третьей не обязательна и является контрольной.
Далее одноимённые фазы соединяют на параллельную работу, при условии расположения одноимённых фаз друг против друга. В противном случае производится переподключение фаз в порядке совпадения расположения фаз.
Требования к безопасности при проведении фазировки
К производству работ допускается бригада состоящая минимум из двух электромонтёров. При этом, у одного из них должна быть группа по электробезопасности не ниже 4-ой. Он выполняет контроль за производством работ и вносит записи о выполненных операциях в бланке переключений и заполняет протокол фазировки.
Второй электромонтёр (оператор), который непосредственно проводит измерения, должен иметь группу не ниже 3-ей. В отдельных случаях, при необходимости, измерения может проводить старший электромонтёр. Все измерения производятся исключительно в диэлектрических перчатках, которые также как и УВН должны иметь штамп о проведении периодических испытаний. Перед фазировкой перчатки необходимо проверить на механические проколы и трещины, путём скручивания краг в сторону пальцев. Не допускается проведение измерений в условиях дождя, снега или густого тумана.
Источник: svet202.ru
Строительство вл что это такое
ЛЭП – проводная или кабельная линия передачи электроэнергии
- Запись опубликована: 10.09.2020
- Post author: Металлистика
- Post category: Технарь
- Post comments: 0 комментариев
Как можно обозначить значение линий электропередач? Есть ли точное определение проводам, по которым передается электроэнергия? В межотраслевых правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей есть точное определение. Итак, ЛЭП – это, во-первых, электрическая линия. Во-вторых, это участки проводов, которые выходят за пределы подстанций и электрических станций.
В-третьих, основное назначение линий электропередач – это передача электрического тока на расстоянии.
Классификация ЛЭП
По тем же правилам МПТЭЭП производится разделение ЛЭП на воздушные и кабельные. Но необходимо отметить, что по линиям электропередач производится также передача высокочастотных сигналов, которые используются для передачи телеметрических данных, для диспетчерского управления различными отраслями, для сигналов противоаварийной автоматики и релейной защиты. Как утверждает статистика, 60000 высокочастотных каналов сегодня проходят по линиям электропередач. Скажем прямо, показатель значительный.
Воздушные ЛЭП
Воздушные линии электропередач, их обычно обозначают буквами «ВЛ» – это устройства, которые располагаются на открытом воздухе. То есть, сами провода прокладываются по воздуху и закрепляются на специальной арматуре (кронштейны, изоляторы). При этом их установка может проводиться и по столбам, и по мостам, и по путепроводам. Не обязательно считать «ВЛ» те линии, которые проложены только по высоковольтным столбам.
Что входит в состав воздушных линий электропередач:
- Основное – это провода.
- Траверсы, с помощью которых создаются условия невозможности соприкосновения проводов с другими элементами опор.
- Изоляторы.
- Сами опоры.
- Контур заземления.
- Молниеотводчики.
- Разрядники.
То есть, линия электропередач – это не просто провода и опоры, как видите, это достаточно внушительный список различных элементов, каждый из которых несет свои определенные нагрузки. Сюда же можно добавить оптоволоконные кабели, и вспомогательное к ним оборудование. Конечно, если по опорам ЛЭП проводятся высокочастотные каналы связи.
Строительство ЛЭП, а также ее проектирование, плюс конструктивные особенности опор определяются правилами устройства электроустановок, то есть ПУЭ, а также различными строительными правилами и нормами, то есть СНиП. Вообще, строительство линий электропередач – дело непростое и очень ответственное. Поэтому их возведением занимаются специализированные организации и компании, где в штате есть высококвалифицированные специалисты.
Напряжение ЛЭП соответствует их назначению.
- Высоковольтная линия напряжением свыше 500 кВ считаются сверхдальними, они предназначаются для соединения отдельных энергосистем.
- Высоковольтная линия напряжением 220, 330 кВ считаются магистральными. Их основное назначение – соединить между собой мощные электростанции, отдельные энергосистемы, а также электростанции внутри данных систем.
- Воздушные ЛЭП напряжением 35-150 кВ устанавливаются между потребителями (большими предприятиями или населенными пунктами) и распределительными пунктами.
- ВЛ до 20 кВ используются в качестве линий электропередач, которые непосредственно подводят электрический ток к потребителю.
Элементы воздушной ЛЭП
Между специалистами всегда происходят разговоры, в которых применяются специальные термины, касающиеся линий электропередач. Непосвященному в тонкости сленга понять этот разговор достаточно сложно. Поэтому предлагаем расшифровку этих терминов.
- Трасса – это ось прокладки ЛЭП, которая проходит по поверхности земли.
- ПК – пикеты. По сути, это отрезки трассы ЛЭП. Их длина зависит от рельефа местности и от номинального напряжения трассы. Нулевой пикет – это начало трассы.
- Строительство опоры обозначается центровым знаком. Это центр установки опоры.
- Пикетаж – по сути, это простая установка пикетов.
- Пролет – это расстояние между опорами, а точнее, между их центрами.
- Стрела провеса – это дельта между самой низшей точкой провеса провода и строго натянутой линией между опорами.
- Габарит провода – это опять-таки расстояние между самой низшей точкой провеса и самой высшей точкой пролегаемых под проводами инженерных сооружений.
- Петля или шлейф. Это часть провода, которая соединяет на анкерной опоре провода соседних пролетов.
Две первые позиции понятны, а что относится к позиции «по сооружениям»?
- Кабельные туннели. Это специальные закрытые коридоры, в которых производится прокладка кабеля по установленным опорным конструкциям. В таких туннелях можно свободно ходить, проводя монтаж, ремонт и обслуживание электролинии.
- Кабельные каналы. Чаще всего они являются заглубленными или частично заглубленными каналами. Их прокладка может производиться в земле, под напольным основанием, под перекрытиями. Это небольшие каналы, в которых ходить невозможно. Чтобы проверить или установить кабель, придется демонтировать перекрытие.
- Кабельная шахта. Это вертикальный коридор с прямоугольным сечением. Шахта может быть проходной, то есть, с возможностью помещаться в нее человеку, для чего она снабжается лестницей. Или непроходной. В данном случае добраться до кабельной линии можно, только сняв одну из стенок сооружения.
- Кабельный этаж. Это техническое пространство, обычно высотою 1,8 м, оснащенное снизу и сверху плитами перекрытия.
- Укладывать кабельные линии электропередач можно и в зазор между плитами перекрытия и полом помещения.
- Блок для кабеля – это сложное сооружение, состоящее из труб прокладки и нескольких колодцев.
- Камера – это подземное сооружение, закрытое сверху железобетонной или плитой. В такой камере производится соединение муфтами участков кабельной ЛЭП.
- Эстакада – это горизонтальное или наклонное сооружение открытого типа. Она может быть надземной или наземной, проходной или непроходной.
- Галерея – это практически то же самое, что и эстакада, только закрытого типа.
И последняя классификация в кабельных ЛЭП – это тип изоляции. В принципе, основных видов два: твердая изоляция и жидкостная. К первой относятся изоляционные оплетки из полимеров (поливинилхлорид, сшитый полиэтилен, этилен-пропиленовая резина), а также другие виды, к примеру, промасленная бумага, резино-бумажная оплетка. К жидкостным изоляторам относится нефтяное масло.
Есть и другие виды изоляции, к примеру, специальными газами или другими видами твердых материалов. Но их используют сегодня очень редко.
Заключение
Разнообразие линий электропередач сводится к классификации двух основных видов: воздушных и кабельных. Оба варианта сегодня используются повсеместно, поэтому не стоит отделять один от другого и давать предпочтение одному перед другим. Конечно, строительство воздушных линий сопряжено с большими капиталовложениями, потому что прокладка трассы – это установка опор в основном металлических, которые имеют достаточно сложную конструкцию. При этом учитывается, какая сеть, под каким напряжением будет прокладываться.
Источник: metallistika.ru
Публикации
В настоящей статье предлагается рассмотреть, в каких случаях воздушная линия электропередачи (ВЛ) является движимым или недвижимым имуществом.
Проблематика, касающаяся ВЛ, достаточно широка и затрагивает вопросы строительства (в части необходимости получения разрешений на строительство).
Основополагающей причиной ряда проблем является вопрос о том, является ли ВЛ недвижимым имуществом или нет.
В широком понимании под ВЛ понимается устройство для передачи и распределения электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам, стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.). Такое определение является легальным и содержится в Инструкции по безопасной эксплуатации электроустановок в горнорудной промышленности[1]. Указанная инструкция не служит основополагающим документом в электроэнергетике, но иного, более полного определения воздушной линии электропередачи действующее законодательство не содержит.
Опоры с фундаментом
Как видно из указанного определения, прокладка проводов ВЛ возможна многими способами, среди которых прокладка по зданиям (стенам или иным конструктивным частям) и сооружениям, мостам, а также посредством установки специальных опор.
Строительство (монтаж) и эксплуатация проводов ВЛ по зданиям, сооружениям, мостам не вызывают особых проблем, поскольку указанные здания и сооружения выполняют функцию промежуточной опоры и не образуют вместе с проводами электропередачи единого объекта.
Остановимся на рассмотрении ВЛ, расположенных на самостоятельных опорах. В зависимости от способа подвески проводов опоры воздушных линий делятся на две основные группы:
а) опоры промежуточные, на которых провода закрепляются в поддерживающих зажимах (промежуточные опоры составляют большинство применяемых опор);
б) опоры анкерного типа, служащие для натяжения проводов. На этих опорах провода закрепляются в натяжных зажимах.
По конструктивному выполнению опоры можно разделить на свободностоящие и опоры на оттяжках. На воздушных линиях применяются деревянные, стальные и железобетонные опоры.
Конструкции опор ВЛ:
а) деревянная опора одностоечная, промежуточная. Выполняется из сосны, иногда лиственницы. Пасынок выполняется из пропитанной сосны. Для линий 35-110 кВ применяются деревянные П-образные двухстоечные опоры;
б) железобетонные опоры — выполняются одностоечными свободностоящими, без оттяжек или с оттяжками на землю. Опора состоит из стойки (ствола), выполненной из железобетона, траверсы, грозозащитного троса с заземлителем на каждой опоре (для молниезащиты линии);
в) металлические (стальные) опоры — применяются при напряжении 220 кВ и более.
В рамках настоящей статьи наибольшее внимание уделено такому важному элементу конструкции опор, как фундамент, представляющему собой конструкцию, заделанную в грунт и передающую на него нагрузки от опоры, изоляторов, проводов и внешних воздействий (гололед, ветер).
Для одностоечных опор, у которых нижний конец стойки заделывается в грунт, фундаментом служит низ стойки.
Для металлических опор применяются свайные или сборные грибовидные железобетонные фундаменты, а при установке переходных опор и опор на болотах – монолитные бетонные фундаменты. Ригель увеличивает боковую поверхность подземной конструкции железобетонных стоек и подножников металлических опор.
Еще одним способом установки опор ВЛ являются оттяжки. Они предназначены для повышения устойчивости опор и принимают на себя усилия оттяжения провода электропередачи.
Из приведенного описания видно, что в большинстве случаев опоры ВЛ имеют фундамент разной степени сложности. Сложность фундаментов указывает на прочность связи с грунтом: чем сложнее фундамент, тем сильнее связь с грунтом. Однако существуют способы установки опор ВЛ без сооружения фундаментов, в частности на растяжках либо на специальных платформах в местах грунтов вечной мерзлоты. Это важно учитывать при квалификации опор в качестве недвижимого имущества.
В статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации дается определение недвижимых вещей (недвижимого имущества, недвижимости), к которым относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Из данного определения и юридической доктрины можно выделить ряд признаков, отличающих движимое и недвижимое имущество. Признаки недвижимого и движимого имущества связаны с природой вещей или их назначением. Можно назвать следующие признаки недвижимого имущества:
объекты недвижимости – это всегда объекты материального мира;
недвижимость – это всегда индивидуально-определенное имущество;
прочная связь с землей, невозможность перемещения без существенного ущерба;
значимость или ценность недвижимых вещей.
Приведенное выше описание конструкций опор ВЛ дает возможность сделать вывод, что ВЛ, установленные на опоры, имеющие фундамент, являются объектами недвижимого имущества, т. к. соответствуют всем указанным признакам.
Кроме рассмотренных особенностей, ВЛ также является линейным объектом, в смысле, определенном Градостроительным кодексом Российской Федерации. Статья 1 ГрК РФ понимает под линейными объектами линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Поскольку процесс передачи электрической энергии является непрерывным в силу особенностей передаваемого товара, то ВЛ представляет собой сложный многосоставной объект материального мира.
Если учесть все перечисленные признаки ВЛ, то можно сказать, что это линейный объект, состоящий из множества элементов, прочно связанных с грунтом и имеющих единое назначение – передачу электрической энергии. Раздельно элементы электрической сети не могут выполнять свою основную функцию – передачу электрической энергии.
Таким образом, вновь сформулированное определение дает основание считать, что ВЛ может являться единым недвижимым комплексом.
Недвижимой вещью, участвующей в обороте в качестве единого объекта, может являться единый недвижимый комплекс – совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и др.), либо расположенных на одном земельном участке, если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах (ст. 133.1 ГК РФ).
Сделанные выводы косвенно подтверждает Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.15 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором указано, что недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно ст.
133.1 ГК РФ в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания ст. 133.1 ГК РФ в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.
Подводя итог, можно сказать, что воздушные линии с опорами, имеющими фундамент, являются недвижимой вещью и в некоторых случаях могут также являться единым недвижимым комплексом.
Опоры без фундамента
Иным образом обстоят дела с ВЛ, установленными на опоры, не имеющие фундамента. Ведь на первый взгляд указанные объекты отвечают некоторым признакам недвижимого имущества, указанным в настоящей статье.
Повторюсь, что опоры без фундамента используются, как правило, для строительства ВЛ напряжением до 35 кВ.
Интересным представляется мнение Министерства экономического развития Российской Федерации, выраженное в письме от 11.10.16 № Д23и-4847 «Об отнесении линейных объектов к объектам движимого имущества». В нем Департамент недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации высказал мнение, что линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со ст. 55 ГрК РФ, с большой степенью вероятности относятся к недвижимости. Линейные объекты, не вводимые в эксплуатацию в указанном порядке, скорее всего, не являются недвижимостью.
На основании высказанного мнения можно установить квалифицирующий признак – наличие акта ввода в эксплуатацию, выданного согласно требованиям ГрК РФ.
Данное мнение является достаточно интересным и заслуживает отдельного внимания.
Для анализа вопросов квалификации ВЛ, установленных на опоры, не имеющие фундамента, необходимо также классифицировать ВЛ в качестве объекта капитального строительства, по той причине, что Градостроительный кодекс оперирует понятием «объект капитального строительства», и не оперирует понятием «объект недвижимого имущества». В правоприменительной практике часто возникает спор между соотношением понятий недвижимой вещи и объектом капитального строительства.
Статья 1 ГрК РФ содержит легальное определение объекта капитального строительства, под которым понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее – объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Данное определение прямо не указывает ни на какие признаки, позволяющие сравнить рассматриваемые понятия, а только перечисляет некоторые строительные объекты.
Помочь в анализе нам может легальное определение понятия сооружения, под которым понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Такое определение содержится в Федеральном законе от 30.12.09 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Из приведенного определения сооружения можно понять, что сооружение – результат строительства, как правило, прочно связанный с землей, что является общим признаком с понятием недвижимого имущества.
Более четких количественных и качественных характеристик объектов недвижимости и объектов капитального строительства, а также иных критериев, позволяющих отнести объект к объектам недвижимого имущества или объектам капитального строительства либо к объектам, не являющимся объектами недвижимого имущества или объектами капитального строительства, действующее законодательство не содержит. На основе изложенного можно сделать вывод, что понятия объекта недвижимого имущества и объекта капитального строительства можно признать тождественными для целей настоящей статьи.
По общему правилу, строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, порядок выдачи которого предусматривает представление среди прочего правоустанавливающего документа на земельный участок (ст. 51 ГрК РФ).
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с ГрК РФ подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или проектом планировки территории и проектом межевания территории при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
— строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;
— иных случаях, если в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Важным пунктом в указанной статье является указание на то, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют случаи, при которых не требуется разрешение на строительство.
Такие нормативные правовые акты приняты многими субъектами Российской Федерации. Для примера разберем несколько актов.
1. Постановлением Правительства Москвы от 27.08.12 № 432-ПП[2] установлены случаи, при которых получение разрешения на строительство не требуется. Среди таких случаев строительство и реконструкция кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, а также иных объектов электросетевого хозяйства напряжением до 20 кВ включительно.
Примечательно, что разрешение на строительство также не требуется при строительстве антенно-мачтовых сооружений связи в виде металлических или железобетонных столбов высотой до 40 м включительно и (или) устанавливаемых с заглублением подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до 4 м включительно.
2. Законом Московской области 10.10.14 № 124/2014-ОЗ[3] установлены случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство. Среди таких случаев указано строительство объектов электросетевого хозяйства классом напряжения до 20 кВ включительно.
3. Областным законом Ленинградской области 18.05.12 № 38-оз[4] установлены случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство, среди которых указываются случаи строительства линий электропередачи напряжением до 35 кВ.
4. Закон Свердловской области 15.07.13 № 75-ОЗ[5] закрепляет, что получение разрешения на строительство, помимо случаев, установленных федеральным законом, не требуется в случае строительства и (или) реконструкции кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, а также электроустановок напряжением до 20 кВ включительно.
Поскольку для строительства, реконструкции и модернизации указанных объектов в силу ст. 51 ГрК РФ и регионального законодательства не требуется получение разрешения на строительство, то и не будет требоваться разрешение на ввод такого объекта в эксплуатацию. Данное правило закреплено в ст. 55 ГрК РФ.
Если внимательно проанализировать нормы указанных нормативных правовых актов органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то можно усмотреть, что освобождение от получения документов, предусмотренных ГрК РФ, возможно только в отношении ВЛ напряжением до 35 кВ. Напомню, что ВЛ данного класса напряжения располагаются, как правило, на одностоечных опорах, вкопанных в грунт, т. е. не имеющих фундамента.
Причина, по которой можно отнести указанные опоры к движимым вещам, состоит в незначительной связи с землей, которая выражается в скорости и простоте монтажа и демонтажа таких опор без ущерба самим опорам. На практике не составляет труда демонтировать или смонтировать ВЛ на одностоечных опорах, а равно и изменить расположение таких опор.
Таким образом, можно сделать вывод, что опоры ВЛ, не имеющие фундамента, могут рассматриваться как объекты некапитального строительства и соответственно они являются движимым имуществом. Их можно квалифицировать как сооружения, на которых подвешиваются провода электропередачи. К таким опорам можно отнести деревянные и железобетонные одностоечные или П-образные опоры, вкопанные в грунт.
[1] Утв. постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 05.06.03 № 65.
[2] «О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется».
[3] «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области».
[4] «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области».
[5] «Об установлении на территории Свердловской области случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство».
Источник: www.vegaslex.ru
Строительство вл что это такое
-
Вы здесь:
- Линии электропередачи ЛЭП
Линии электропередачи ЛЭП
Линия электропередачи — важный компонент электрических сетей, систем энергетического оборудования, предназначенный для передачи электроэнергии. ЛЭП имеют как воздушные так и кабельные линии электропередачи. В последнее время часто используются более надежные и эффективные газоизолированные линии электропередачи — ГИЛ.
Линия электропередачи также используются для передачи информационных потоков. В России широко используется способы организации информационных каналов и волоконно-оптических линий связи по ЛЭП. Используются они для диспетчерского управления, передачи телеметрических данных, противоаварийной автоматики и сигналов релейной защиты.
Строительство ЛЭП включает в себя проектные и производственные работы, монтаж, пуско-наладку и последующее обслуживание.
ЛЭП классифицируются по напряжению
- ЛЭП на 10 кВ, получившая широкое распространение в РФ
- ВЛЭП до 1000 В
- ВЛЭП выше 1000 В
- ВЛЭП 1-35 кВ
- ВЛЭП 110—330 кВ
- ВЛЭП 500—750 кВ
- ВЛЭП выше 750 кВ
Линии постоянного тока имеют меньшие потери на ёмкостную и индуктивную составляющие, но несмотря на это ЛЭП служат для передачи переменного тока.
Кроме того ЛЭП классифицируются по назначению
- Сверхдальние ВЛЭП напряжением 500 кВ и выше предназначены для связи отдельных энергосистем.
- Магистральные ВЛЭП напряжением 220 и 330 кВ предназначены для передачи энергии от мощных электростанций, а также для связи энергосистем и объединения электростанций внутри энергосистем.
- Распределительные ВЛ напряжением 35, 110 и 150 кВ предназначены для электроснабжения предприятий и населённых пунктов крупных районов.
- ВЛ 20 кВ и ниже, подводящие электроэнергию к потребителям.
ВЛЭП различаются по режиму работы нейтралей в электроустановках
Источник: etss.pro