Директор по логистике ПГК Михаил Петров в своем блоге опубликовал статью о том, что будет происходить с профессией железнодорожника в ближайшем будущем. На сети начинают применять беспилотные и квантовые технологии, закупают современную технику, запускают платформенные модели. Все это требует изменения набора знаний и компетенций у людей, которые работают в отрасли. Решили поделиться с вами его публикацией.
Основной тренд в логистике – это цифровизация, и железная дорога – не исключение. Технологии проникают в различные задачи, будь то натурный осмотр вагона или управление локомотивом. Они заставляют сотрудников всех уровней и функций близко дружить с софтом и устройствами.
Очевидно, железнодорожные профессии в будущем будут требовать от людей симбиоза специфических отраслевых знаний и навыков в области информационных технологий. Это будут условные Rail Data Scientists с широким кругозором. Они понимают, как внешняя среда влияет на работу транспортной системы, какие решения нужны клиентам и партнерам.
Кривые участки пути! Строительство дачной железной дороги
Другими словами, это своеобразный микс глубокого понимания технологий сети и возможностей цифровых технологий. При этом большую роль будет играть опыт старшего поколения. У молодых ребят, которые приходят к нам после учебы в отраслевых вузах, возникает глубокий диссонанс. Они еще не понимают, как применять новые знания в суровой реальности. Им нужны опытные наставники.
Разделим предметную отрасль на несколько областей, чтобы рассказать, как будет меняться каждая из них, и что нужно, чтобы работать по каждому направлению эффективно.
Железная дорога как нельзя лучше вписываются в мировую экологическую повестку. Сокращение неэлектрофицированных участков, рост количества и качества высокоскоростных магистралей, для которых потребуется укладка бесстыковых путей, снижающих сопротивление движению поезда и имеющих увеличенный срок службы, — это интересные и нетривиальные задачи в нашем сегменте.
В ближайшем будущем будет увеличиваться количество беспилотных поездов, они уже есть в некоторых странах мира, запускаются, в том числе, и в России. Однако с учетом протяженности отечественных железнодорожных линий и специфики самой сети этот сегмент будет меняться медленнее и меньше других.
У машинистов со временем будет более комфортный график работы. В будущем, вполне вероятно, каждый из них сможет работать не более 8 часов и возвращаться домой каждый день. Кроме того, нужны будут люди, которые смогут следить за движением локомотива и брать дистанционное ручное управление в случае опасности.
Скорее всего, со временем, профессия помощника машиниста перестанет быть актуальной. Но это произойдет тогда, когда выход на маршрут станет отработанным процессом на подготовленной к этому сети. В обозримой перспективе мы будем наблюдать постепенные изменения на отдельных маршрутах.
Железнодорожная отрасль развивается в сторону сбора больших объемов данных по эксплуатации подвижного состава и клиентского сервиса. Уже сейчас перевозчик в процессе мониторинга контролирует 25 млн объектов, после цифровой трансформации и реализации концепции интернета вещей их число вырастет до 60 млн.
РКН ведёт список кличек Путина. ФСБ будет убивать врагов за рубежом / Кашин, Свитан / ВОЗДУХ
Применение машинного обучения позволяет создавать модели цифровых двойников, которые прогнозируют техническое состояние вагона, загрузку фронтов грузоотправителя или пропускную способность полигона. Но для эффективной работы критически важно повышать качество сбора данных, выстраивать плотную работу между операторами, перевозчиком и грузоотправителями. Данные будут требовать хранения и обработки, что формирует значительный спрос на инженеров и аналитиков данных. Нужно также понимать структуру и суть данных. Например, структура дислокационных событий вагона значительно сложнее, чем статусная модель автотранспорта или курьерской доставки.
Уже сейчас с помощью ИТ-систем прорабатываются маршруты и графики следования составов на сети, задается интервал работы стрелок и светофоров, оперативно вносятся необходимые изменения. Не так давно запущена государственная система отслеживания грузоперевозок с использованием электронных навигационных пломб на основе ГЛОНАСС. Они позволяют дополнительно контролировать местонахождение и сохранность вагонов и контейнеров, соблюдение маршрута следования онлайн. Безусловно, такое большое количество информации нуждается в защите. Уже сейчас начались работы над проектами в сфере квантовых коммуникаций, которые помогут передавать информацию на большие расстояния максимально безопасно.
В этой сфере будут востребованы навыки работы с Big Data, CRM-системами, разработки новых видов оборудования, которое будет считывать информацию. При этом очень важно быть на стыке технологий и железной дороги, потому что специалисту со стороны будет сложно понимать внутреннюю специфику работы.
Будет отлично, если профильные вузы вовремя отреагируют на эти изменения и скорректируют свои программы обучения, чтобы на рынок приходили востребованные специалисты.
Клиентский сервис — область, которая в моем понимании должна активно развиваться. Сейчас она находится на стыке маркетинга, логистики и ИТ. Мы должны научиться работать как с B2B-партнерами, так и с конкретными людьми, которые принимают решения, учитывать их интересы, а это по сути B2B2C. Для этого нужно изучать потребности клиентов и формировать ценностные предложения. Нужно создавать и настраивать Customer Journey Map каждого сегмента и лица, принимающего решения у клиента.
Клиентских решений становится больше. Операторы разрабатывают их сами. Например, мы в ПГК уже 3 года проводим собственные замеры NPS (Net Promotion Score – индекс потребительской лояльности). В ходе исследования Customer Journey Map мы выясняем «боли» клиентов и предлагаем им решения, изменяющие пользовательский опыт и восприятие.
Например, функционал заявки в личном кабинете — это не просто форма для ввода данных, а пользовательский опыт, собранный на базе обратной связи нескольких сотен клиентов. Это несколько десятков замеров времени работы с формой и скорости обратной связи платформы.
Технологические решения оператора касаются не только разработки логистических схем, но качественного изменения пользовательского опыта. Например, для того, чтобы планировать свои мощности и продажи, грузополучатели должны знать, когда вагоны прибудут к ним на площадку.
Чтобы дать им эту возможность, мы, используя технологии машинного обучения, разработали модель, которая прогнозирует дату прибытия конкретного вагона с учетом дислокационной обстановки. Модель не просто учится, она впитывает в себя железнодорожную специфику: «окна», снижение пробегов из-за пассажирского движения, технологические особенности конкретных участков.
В своем «Личном кабинете» наши партнеры на карте могут увидеть, где находится прямо сейчас конкретный вагон, и узнать информацию о том, когда они его получат. В ПГК разрабатывают индивидуальные логистические схемы и сервисные программы для конкретных клиентов. Они предусматривают точечное оперативное реагирование на их потребности. Все это возможно благодаря ИТ-платформе, на которой мы работаем: SAP S/4HANA, а также модулю SAP Transportation Management.
Таким образом в будущем сотрудникам железной дороги понадобятся аналитические способности, умение собирать и структурировать большие объемы информации, коммуникабельность, навыки стратегического планирования, креативность и знание ИТ-продуктов. Кроме того, всегда будут актуальны классические навыки по построению логистических схем, умение производить расчеты и сопоставлять полученные результаты.
Очевидно, что объем технологических и технических обновлений колоссальный. С условием стоимости рабочей силы в России это займет не один год. Однако изменения уже начались, а сам процесс необратим, и к этому надо быть готовым. Не имеет значения, как давно вы работаете на железной дороге – много лет или только пришли в отрасль. Важно развивать в себе те навыки и умения, которые будут востребованы совсем скоро и на долгие годы.
Источник: vc.ru
Кафедра «Проектирование и строительство железных дорог»
Современное название кафедры «Организация, технология и управление строительством» уходит своими корнями в одну из 2-х кафедр Московского инженерного училища (МИУ) «Строительное искусство». В дальнейшем кафедра получила название «Строительное производство». Она начала работать в МИУ в год его основания в 1896 г. Ее возглавил инженер путей сообщения И.М. Федорович. Он работал в Московской дистанции службы пути Николаевской железной дороги, был известен как автор проекта и руководитель передвижки двухэтажного каменного дома в связи с расширением железнодорожной станции.
На кафедре преподавались две дисциплины: «Строительное искусство» на первом курсе и «Основания и фундаменты» на втором. В ее составе были два штатных и два сверхштатных преподавателя. И.М. Федорович, возглавляющий кафедру вплоть до своего отъезда в Польшу в 1918 г., успел издать учебник «Каменная кладка» и выполнил несколько научных работ по основаниям и фундаментам.
Ему присвоили звание профессора. Преподавательскую деятельность он совмещал с обязанностями начальника службы пути Московско-Архангельской железной дороги.
С 1918 по 1930 г. во главе кафедры стоял профессор В.К. Дмоховский. В 1930 г. он создал самостоятельную кафедру «Основания и фундаменты». Одновременно с 1932 г. он руководил кафедрой в Военно-инженерной академии им. М.В.
Фрунзе. В.К. Дмоховский написал много учебников и пособий, неоднократно переиздававшихся. Его научные работы посвящены проблемам снегоборьбы, устойчивости земляных сооружений, методам исследования грунтов и оснований, динамической устойчивости фундаментов, тоннелей и гидротехнических сооружений.
В 1930 г. кафедра получила название «Строительные работы и машины». Наряду с теоретическим курсом тогда ввели курсовые проекты: по земляным, железобетонным и монтажным работам, оборудовали кабинет с действующими моделями строительных машин и электрифицированными инструментами. Кафедру возглавил профессор В.И. Раздобреев. Одновременно он работал в Комитете по высшей школе и возглавлял отдел аспирантуры при Академии наук СССР.
В 1940 г. под руководством профессора Н.А. Шадрина организовали кафедру «Постройка железных дорог». До этого курс «Постройка железных дорог» вела кафедра «Изыскания и проектирование железных дорог».
В 1944 г. кафедру возглавил доктор технических наук П.Ф. Дубинский, работавший на ней профессором с 1929 г. Под его руководством коллектив подготовил учебник «Строительные работы и машины», вышедший двумя изданиями (в 1958 г. и 1969 г.). В 1948г. организовали учебную лабораторию кафедры.
Ее оснастили машинами и механизмами, в том числе экскаватором на тракторе Беларусь с емкостью ковша 9,15 м3, компрессором, автокраном, бетономешалками, вибраторами, машинами для штукатурных и малярных работ. В ней студенты выполняли до 20 учебных работ. Вместе с другими преподавателями много моделей и приборов создал доцент Л.М. Черняков.
В 1958 г. кафедры «Строительные работы и машины» и «Постройка железных работ» объединили в одну – «Строительное производство». Ее возглавил профессор Н.А. Шадрин. Там получили образование студенты факультетов «Строительство железных дорог», «Мосты и тоннели», «Промышленное и гражданское строительство», «Инженерно-экономического» и вечернего.
В 1972 – 1973 гг. кафедрой временно руководил профессор М.И. Иванов. Он был одним из инициаторов применения ЭВМ в учебном процессе.
С 1973 г. по 1994 г. кафедрой заведовал Почетный профессор МИИТа, доктор технических наук С.П. Першин. Под его руководством сотрудники подготовили к печати учебник «Железнодорожное строительство: технология и механизация», который издан дважды (1982 г. и в 1991 г.).
С 1994 г. кафедру «Организация, технология и управление строительством» возглавил профессор Э.С. Спиридонов. Он автор 260 научных работ, включая два учебника и два пособия, четыре изобретения. Одно из них экспонировалось на Международной выставке «Транспорт – 89» и отмечено дипломом.
В разные годы на кафедре работали профессора В.М. Толстопятов, Ф.Д. Дмитриев, М.Ф. Макарочкин и др.
Преподаватели кафедры неоднократно возглавляли студенческие отряды на важнейших стройках страны – в районах освоения целинных и залежных земель, линии Тюмень-Сургут и Байкало-Амурской магистрали.
На кафедре отрабатываются рекомендации по совершенствованию и развитию учебного процесса в вузах МПС. Кафедра всемерно способствует повышению квалификации и подготовки инженерных кадров, периодически участвует в научно-методических семинарах и конференциях в Германии, Монголии, Вьетнаме, КНР, Югославии по линии Госкомвуза России и МПС.
Перспективными оказались проводимые на кафедре исследования, касающиеся прогнозирования развития железнодорожной сети России, совокупности моделей и программ, которые позволили создать вычислительный аппарат для анализа и аванпроектирования развития сети; получили распространение модели автоматизированных мест для экспертизы проектов железнодорожных линий. На кафедре составлен аванпроект Лено-Беринговской железной дороги и после обсуждения в научно-координационном центре Совета «Трансконтиненталь» проанализирована целесообразность железнодорожного выхода из Японии через Сахалин в Россию, а также из России в Индию. В 1993 – 1994 гг. профессор С.П. Першин предложил автоматизированную систему управления качеством пути для повышения безопасности движения.
Неоценимый вклад в строительное дело внес М.И. Иванов – автор более 120 научных трудов, универсального метода моделирования противопучинных мероприятий при строительстве новых линий и вторых путей, а также определения высоты теплоизолирующих насыпей. Полученные данные легли в основу нормативных документов.
Преподаватели кафедры ведут следующие учебные дисциплины:
- Технология, механизация и автоматизация железнодорожного строительства.
- Технология строительного производства.
- Основы технологии строительства железных дорог.
- Организация и планирование железнодорожного строительства.
- Организация производства на предприятии.
- Управление железнодорожным строительством.
- Управление и маркетинг в железнодорожном строительстве.
- Строительство железных дорог.
- Автоматизированные системы управления строительством и путевым хозяйством.
- История строительно-путейского дела.
- Математические модели и методы инженерных расчетов на ЭВМ.
- Информатика.
- Строительная климатология.
- Строительные работы и машины в мосто- и тоннелестроении.
- Технологическое оборудование производства строительных материалов. Механизация строительно-монтажных работ.
- Проектная документация транспортного строительства.
- Управление организационно-технологической надежностью в строительстве.
Кафедра располагает учебной лабораторией по технологии, механизации и автоматизации железнодорожного строительства.
При кафедре организован учебно-методический центр «Организационно-технологическое моделирование и управление строительством».
Отдельно необходимо отметить большую работу коллектива кафедры по формированию студенческих строительных отрядов для организаций: Московской железной дороги, предприятий корпорации «Трансстрой», по реконструкции объектов в Иосифо-Волоцком монастыре и культовых сооружений мэрии Москвы. На кафедре впервые в 1995 году был сформирован студенческий отряд безвозмездного труда для работы в монастырях: Иосифо-Волоцкий Волоколамского района Московской области и Печерский в городе Новгороде.
Студенты проводили реконструкцию в старейших храмовых сооружениях России и их разработки в дальнейшем были реализованы в дипломных проектах по технологии ведения работ и повышению устойчивости фундаментов сооружения. Большую помощь и заботу проявил о студентах и студенческом отряде лично Владыка Питирим Митрополит Волоколамский и Юрьевский. Неординарная защита прошла в монастыре, все дипломы защищены на отлично о чем был информирован министр путей сообщения. В результате конкурса проектов проведенных научно-исследовательскими институтами г. Москвы по реконструкции Иосифо-Волоцкого монастыря дипломные проекты студентов, защищавшихся по кафедре, признаны лучшими и реализованы строительными организациями в 2001-2006 гг.
Работа выпускающей кафедры многомерна и имеет много параметров – направлений, каждый из которых чрезвычайно важен для главного направления – обеспечения высокого качества ведения учебного процесса и подготовки высококвалифицированных инженеров путей сообщения — строителей.
Кафедра реализует стандарт третьего поколения в области подготовки специалистов по специальности «Строительство железных дорог, мостов и транспортых тоннелей».
Сотрудники кафедры постоянно выполняют научно-методическую работу по исследованию применения современных методов обучения в сфере подготовки специалистов по дисциплинам «Изыскания и проектирование ж.д.», «Проектирование реконструкции ж.д.», «Управление организационно-технологической надежностью транспортного строительства», «Автоматизированные системы управления строительством». В состав кафедрального комплекса входит лекционная аудитория с мультимедийными средствами визуализации и интерактивной, компьютерный класс с передовым программным обеспечением «Robur» для проектирования дорог, комплексами «САПР КРП» — системой автоматизированного проектирования капитальных ремонтов пути, реконструкции и модернизации пути, программным комплексом «Ferrovia» — проектирование новых железных и автомобильных дорог (учебная версия).
Источник: www.miit.ru
Инженер электроснабжения железных дорог: где учиться и работать специалисту?
Несмотря на повышение доступности авиабилетов и строительство скоростных шоссе, наиболее востребованной для пассажироперевозок и транспортировки грузов в мире остается железная дорога. В России на обслуживании объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта работают около двух процентов трудоспособного населения. Интенсивное развитие сети, включая международные проекты строительства магистралей, гарантирует востребованность железнодорожных профессий в перспективе, по меньшей мере, нескольких десятков лет.
Чем занимается инженер путей сообщения?
Инженер путей сообщения — довольно широкое понятие, под которым принято понимать специалистов, отвечающих за проектирование, строительство, эксплуатацию и ремонт систем обеспечения движения поездов на железных дорогах и в метрополитенах.
Для тех, кто хочет связать свою жизнь с железнодорожным транспортом, важно определиться: чем именно они мечтают заниматься? Специалисту необходимо выбрать конкретное направление деятельности, например, стать инженером в области электроснабжения. Во время обучения в вузе он постигнет все тонкости работы с электротехникой, использования измерительных приборов, а также создания сложных схем.
Получив диплом, молодой специалист сможет найти работу в проектных организациях, сетевых компаниях, дистанциях электроснабжения. Стоит отметить, что выпускники профильных вузов востребованы не только на объектах железной дороги, но и на предприятиях, занимающихся общесетевой энергетикой.
Особенности профессии
Профессия инженера в настоящее время очень востребована, во многом благодаря отличным возможностям трудоустройства и достойной заработной плате. При этом, готовясь к поступлению в вуз, важно трезво оценивать свои возможности.
Как и в случае с другими специальностями, добиться успеха в профессии помогают не только полученные в университете знания, но и определенные черты характера. Так, большие шансы закрепиться в профессии имеют ответственные молодые люди с аналитическим складом ума и хорошей реакцией. Для них важно иметь перспективное мышление и быструю реакцию, а также пространственное воображение. Не обойтись инженеру без умения систематизировать информацию, четко следовать инструкциям руководства, но при этом работать самостоятельно и в условиях минимального контроля. Наконец, для специалиста должно войти в привычку постоянное стремление получать новые знания, повышать квалификацию и осваивать технологические новшества.
Что будет уметь выпускник профильного вуза?
Профиль «Электроснабжение железных дорог» дает студенту значительный объем информации, без которой дальнейший трудовой путь попросту не представляется возможным. Прежде всего, выпускника научат разрабатывать проектную документацию и методы повышения безопасности систем электроснабжения. Также он получит знания, позволяющие ему осуществлять техобслуживание и ремонт устройств, изготовление и проведение испытаний новых элементов систем обеспечения железнодорожного движения.
Где можно обучиться профессии?
Получить профессию инженера путей сообщения можно в Нижегородском филиале «Самарского государственного университета путей сообщения». Филиал в Нижнем Новгороде существует уже более 60 лет и начал свою работу в составе Самарского университета путей сообщения в 2017 году. Сегодня он является одним из крупнейших образовательных комплексов ПФО.
Первый год работы филиала предполагал подготовку специалистов только по заочной форме обучения. Тогда поступающим нужно было набрать 99 баллов. Стоимость учебы для внебюджетников составляла 49 020 рублей.
В 2018 году возобновилась подготовка по программам высшего образования по очной форме обучения по основным железнодорожным специальностям. Кстати, кафедра «Электроснабжение железнодорожного транспорта» СамГУПС имеет несколько лабораторий: «Контактная сеть и линии электропередач», «Тяговые и трансформаторные подстанции», «Автоматизация систем электроснабжения», «Электронная техника и преобразователи», «Релейная защита» и другие.
Интерес к профессии энергоснабжения железных дорог сегодня понятен. Прежде всего, это связано с революционным преобразованием железных дорог — введение сверхскоростного пассажирского движения со скоростями 300–350 км/ч. Эта магистраль Москва — Н.Новгород — Чебоксары — Казань уже до 2020 -2022 г дойдет до Н.Новгорода.
Поэтому сегодня мы усиливаем подготовку специалистов, корректируя учебную работу на освоение тягового электроснабжения сверхскоростных магистралей. Изучаем цифровые тяговые подстанции, микропроцессорную технику, новые алгоритмы автоматизации тягового электроснабжения, современные устройства автоматики и телемеханики, проблемы компенсации реактивной мощности и так далее. Мы гордимся нашими выпускниками, имеющих богатый багаж современных знаний по электроэнергетике, и в частности, по тяговому электроснабжению железных дорог, и во-вторых, опыт сверхскоростного движения будет распространяться по всей сети железных дорог России, поэтому наши выпускники будут востребованы далеко за пределами Нижегородского региона. Порядка 60–70% специалистов по электроснабжению железных дорог на Горьковской (инженеры и техники) — выпускники Нижегородского филиала. Надеюсь, что в ближайшие годы филиал увеличит выпуск специалистов по электроснабжению железных дорог.
Источник: www.vgoroden.ru
1.2. Профессия «железнодорожник»
Профессия железнодорожник – это собирательное название целого ряда профессий рабочих и служащих, которые существуют на железной дороге, в метро и на предприятиях, где есть внутренняя железнодорожная сеть.
Железнодорожные профессии очень многочисленны. В их число включаются:
-рабочие (машинисты, путейцы, вагонщики, проводники);
-служащие (инженеры, диспетчеры, начальники станций, вокзалов, участков).
По характеру работы профессии РЖД могут сильно отличаться. Некоторые предполагают тяжелый физический труд, в других нужна постоянная концентрация внимания и мгновенная реакция, существуют узкоспециализированные профессии, требующие глубоких технических знаний.
Дежурный по станции
Круглые сутки посменный дежурный по станции руководит передвижением поездов, обеспечивает безопасность и выполнение графика движения, проводит маневровую работу и операции по приготовлению маршрутов приема, отправления и пропуска поездов. Маневровыми передвижениями он руководить с пульта управления устройствами ЭЦ стрелок и сигналов. Дает необходимые распоряжения работникам исполнительных постов по приготовлению маршрутов и контролирует правильность выполнения отданных распоряжений по показаниям приборов управления или докладам исполнителей.
Дежурный по станции выполняет распоряжения поездного диспетчера по вопросам организации движении поездов, ведет переговоры с дежурными соседних станций и машинистами локомотивов. Оформляет и выдает предупреждения и разрешения; передает приказы на прием и отправление поездов; ведет поездную и другую документацию. Осуществляет оперативное руководство подчиненными работниками, участвующими в перевозочном процессе; контролирует соблюдение ими трудовой и технологической дисциплины.
Эта профессия требует предельной внимательности, собранности, остроты мышления и понимания ответственности за жизнедеятельность не только станции, но и всей магистрали. Вместе с тем работа дежурного по станции очень интересна и привлекает деятельных, энергичных людей, способных быстро реагировать на любое, в том числе и нештатные, аварийный ситуации. Иначе управлять станционной жизнью просто невозможно.
Начальник железнодорожной станции
Руководит всеми видами деятельности железнодорожной станции. Это очень ответственная и разноплановая должность. На его плечи ложится организация работы железнодорожной станции и взаимодействие её с другими структурными подразделениями по выполнению пассажирской, грузовой и поездной работы. Обеспечение безопасности перевозок, сохранности грузов и подвижного состава.
Также в круг его ежедневных забот входит оперативное планирование поездной и грузовой работы станции. Помимо этого, он должен следить за исправным состоянием станционных сооружений, устройств и оборудования, не отставать в деле своевременного технического перевооружения станции.
А поэтому начальник станции обязан постоянно быть в курсе новейших достижений в технике, технологиях и передовом опыте на всей железной дороге. Начальник представляет и отстаивает интересы своей железнодорожной станции, распоряжается её имуществом в пределах предоставленных прав. Утверждает структуру и штаты станции; издает приказы и распоряжения; поощряет отличившихся работников и налагает взыскания на провинившихся. Обеспечивает улучшение условий труда и предупреждение производственного травматизма, выполнение трудового законодательства, правил и норм охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии.
Начальник станции хорошо знает все виды деятельности, правила, инструкции и законодательства Российской Федерации, определяющие работу железной дороги.
Дорожный мастер
Рабочим местом дорожного мастера является участок железнодорожного пути станции или перегона. Он руководит участком на всём его протяжении, обеспечивает выполнение работ по ремонту и текущему содержанию верхнего строения пути, земляного полотна, искусственных сооружений для обеспечения безопасности и бесперебойности движения поездов с установленными скоростями. При обнаружении неисправности или нарушения состояния пути мастер своевременно подготавливает производство работ, обеспечивает расстановку рабочих и бригад, контролирует соблюдение технологических процессов, оперативно воздействуя на устранение причин опасности для движения поездов. Он отвечает за качество выполняемых работ, осуществляет мероприятия по предупреждению брака и травм.
Дорожный мастер должен обладать способностью анализировать причины возникновения нарушений технического состояния полотна и найти наиболее быстрый и результативный способ их устранения. Также он контролирует расходование фонда заработной платы по своему участку, обеспечивает правильность и своевременность оформления документов по учёту рабочего времени, выработке, заработной платы.
В любую погоду, в любое время года, днём и ночью мастер должен быть готов выйти на трассу, возглавить ремонтные работы и не покидать своего участка до полного устранения неисправности пути. А потому он должен быть волевым, мужественным и, безусловно, технически грамотным человеком. Чтобы получить должность дорожного мастера, необходимо получить высшее образование по специальности «Строительство железных дорог» или среднее специальное техническое образование по одноимённой специальности в железнодорожном колледже или колледже строительства и предпринимательства.
Электромеханник СЦБ
Исправное состояние, безаварийная и надёжная работа электрических устройств и оборудования на железной дороге зависят от мастерства электромеханика. Поскольку практически вся инфраструктура дороги основана на электричестве, то можно себе представить всю меру ответственности и дань уважения к этой профессии. Чтобы добиться бесперебойной работы всех задействованных электроагрегатов, нужно постоянно следить за их правильной эксплуатацией, проводить своевременный качественный ремонт и модернизацию в целях повышения их надёжности.
Электромеханик руководит работой электромонтёров, контролирует качество выполняемых ими работ, соблюдение технологии, правил по технике безопасности, охране труда, производственной санитарии, пожарной безопасности. Принимает участие в ликвидации неисправностей в работе устройств, их ремонте, монтаже, регулировке, электрических измерениях и испытаниях. Обеспечивает рабочие места материалами, сырьём, запасными частями, измерительными приборами, защитными средствами, инструментом и приспособлениями, технической документацией. В случае аварии он принимает участие в расследовании причин повреждения оборудования и разработке мероприятий по предупреждению сбоев в работе и производственного травматизма. В составе комиссий электомеханик участвует в проведении ежемесячных осмотров состояния пути, стрелочных переводов, устройств СЦБ.
Электромеханик должен быть требовательным к себе и подчинённым электромонтёрам, высококлассным специалистом, знающим своё дело с азов и до последнего слова электротехники. Для выполнения должностных обязанностей электромеханика СЦБ необходимо получить высшее образование по специальности «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» или среднетехническое — в колледже железнодорожного транспорта.
Машинист локомотива — одна из самых нелёгких, но романтичных профессий на земле. Во всех странах мира машинисты первых поездов описываются как мужественные, непреклонные перед невзгодами и опасными ситуациями люди. В самом деле, управление локомотивом в пассажирском, грузовом движении или при производстве маневровой работы требует предельной собранности и готовности к любому повороту событий во время движения. И чтобы не допускать критических ситуаций на дороге, машинист обязан хорошо знать конструкцию локомотива, профиль обслуживаемого участка, расположение на нем постоянных сигналов, сигнальных указателей и знаков и их назначение, иметь расписание движения поездов. При приёмке локомотива убедиться в надёжности всех его агрегатов, обратив особое внимание на действие тормозов, песочниц и радиосвязи, а по записи в журнале технического состояния локомотива убедиться в исправном действии автоматической локомотивной сигнализации и автостопа; проверить наличие сигнальных принадлежностей, противопожарных средств.
В пути следования машинисту доверены сотни жизней пассажиров и проводников. В ночное время они спокойно отдыхают под мягкий перестук колёс, и от плавного скоростного движения локомотива машиниста тоже тянет ко сну. Но машинисты никогда не заснут — они легко преодолевают состояние дрёмы посредством своих профессиональных секретов. Днём и ночью от машиниста и его помощника требуется предельное внимание в пути следования. Случается так, что они обнаруживают неисправности светофоров, автоблокировки, повреждения пути, контактной сети и других сооружений и устройств, аварийное состояние в поездах, следующих по соседним путям, и тогда машинист тут же сообщает об этом дежурному по ближайшей станции или поездному диспетчеру, а при необходимости и машинисту поезда, следующему по смежному пути.
Помимо профессиональной интуиции и твёрдости характера, машинисту требуются крепкие знания инструкций по движению, сигнализации, технологии проведения слесарно-сборочных работ, основ электротехники и материаловедения и других нормативных документов. Это позволяет слиться с локомотивом в одно целое, каждым нервом чувствовать «дыхание» стального мощного друга.
Для того, чтобы стать машинистом локомотива, необходимо большое желание, и после работы в должности помощника машиниста более 1,5 года окончить 6-месячные курсы в Дорожной технической школе.
Поездной диспетчер
На железной дороге нет, пожалуй, профессии, сопоставимой по ответственности, умственной утомляемости и напряжённости с работой поездного диспетчера. Он руководит движением множества поездов на обслуживаемом диспетчерском участке. Обеспечивает выполнение графика и безопасность движения поездов. Оценивает и прогнозирует положение на участке, планирует и организует пропуск, ввод в график опаздывающих пассажирских и пригородных поездов. Контролирует работу станций по выполнению задания по погрузке, выгрузке, приёму, формированию и отправлению составов.
При диспетчерской централизации выполняет операции по приготовлению маршрутов отправления, пропуска и приёма поездов. Ведёт график исполненного движения поездов и другую установленную документацию единой смены. Работа диспетчера — посменная, продолжительность смены от 8 до 12 часов.
Диспетчер должен обладать глубокими знаниями структуры железной дороги и особенно своего участка, уметь быстро ориентироваться в любой Диспетчер — гарант безопасности движения .По степени сложности ситуации и быстро найти выход по разводу поездов, предотвращению аварийной ситуации на линиях и в других сложных моментах магистральной жизни. Одна из самых высокооплачиваемых на дороге профессий требует от человека полной отдачи интеллектуальных и физических сил, но и приносит немало удовлетворения от хорошо выполненной работы. Для выполнения должностных обязанностей поездного диспетчера необходимо получить высшее образование по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» и иметь стаж работы, связанный с движением поездов, не менее одного года.
Составитель поездов
Грузовые и пассажирские поезда самого разного назначения, идущие во все стороны нашей страны, составляются специалистами, которые так и называются — составители поездов. Работа эта нелёгкая, но очень важная, ведь от неё зависит скорость формирования составов, точность в назначении того или иного вагона или цистерны, чтобы не получилось так, что груз, который с нетерпением ждут на юге, неизвестно зачем появляется на севере. Составитель поездов руководит маневрами на станции и несёт ответственность за правильное и безопасное их проведение. При маневровой работе он выполняет трудоёмкие и подчас просто виртуозные операции: формирует и расформировывает поезда, отцепляет и прицепляет вагоны к поездам, подаёт и убирает вагоны с погрузо-разгрузочных и других специальных путей, расцепляет вагоны при роспуске с горки.
Работа составителя связана с постоянным нахождением на железнодорожных путях. Он должен обладать крепким физическим и психическим здоровьем. От его профессиональных знаний и действий зависит качество работы всего железнодорожного узла, эффективность и темп его пассажиропотока и грузоперевозок. Составитель поездов постоянно находится на связи с диспетчером и другими ответственными должностными лицами за текущее состояние станции.
Для выполнения должностных обязанностей составителя поездов необходимо получить среднее специальное образование в колледже железнодорожного транспорта или пройти курсы в Дорожной технической школе машинистов локомотивов.
Осмотрщик вагонов
Осмотрщик вагонов, без всяких преувеличений, — это страж безопасности железнодорожного движения. Перед началом работы он обязан проверить наличие и исправность инструмента, средств измерений (шаблонов), предусмотренного комплекта сигнальных принадлежностей, спецодежду и обувь у прикреплённых к нему работников, наличие необходимых запасных деталей и материалов на стеллажах и при необходимости через руководителя смены принять меры по устранению обнаруженных отступлений от действующей нормативной технической документации.
Осмотрщик вагонов самым тщательным образом проверяет техническое состояние вагонов в прибывающих, формируемых и отправляемых поездах. При обнаружении дефектов или даже малейших отклонений от нормативных требований, он организует работу прикреплённой к нему группы работников по устранению неисправностей вагонов, а по окончании ремонта проверяет качество и объём выполненных работ. Осмотрщик вагонов и слесарь несут всю полноту ответственности за каждый узел конструкции вагона и безаварийное проследование поездов по гарантийным участкам дороги.
Профессиональное образование, необходимое для работы осмотрщиком, можно получить в специализированном лицее или на специальных курсах в вагонном депо.
Мастер ПТО вагонного депо
Вся работа мастера ПТО и его подчинённых направлена на безаварийное проследование поездов по гарантийным участкам дороги.
Мастер в совершенстве должен знать организацию работы вагонного депо, технологию ремонта вагонов, правила технической эксплуатации и много других служебных нормативов и документов.
Для выполнения должностных обязанностей мастера ПТО необходимо получить образование по специальности «Вагоны» в высшем учебном заведении.
Все мы знаем по собственному опыту, насколько важна работа проводника для пассажира во время следования по железной дороге. Но мало кому известно, сколько проводнику необходимо знать и уметь, чтобы пассажир чувствовал себя комфортно под постоянной опекой этого всегда приветливого человека в форме.
Перед отправлением в рейс пассажирского поезда проводник прибывает к месту работы в установленное время в форменной одежде, имея при себе удостоверение личности и удостоверение о проверке знаний Правил технической эксплуатации на железной дороге Российской Федерации. Перед каждым рейсом проводник проходит целевой и внеплановый инструктажи.
При приёмке вагона перед посадкой пассажиров он обязан проверить исправность всего оборудования вагона. А также наличие комплектов постельных принадлежностей, посуды, моющих и дезинфицирующих средств, туалетной бумаги; наличие инвентаря для уборки вагона.
Обо всех неисправностях и недостатках, обнаруженных в процессе приёмки пассажирского вагона, проводник обязан доложить начальнику поезда для принятия соответствующих мер.
Во время посадки пассажиров в поезд проводник обязан находиться снаружи пассажирского вагона возле открытой двери рабочего тамбура со стороны салона вагона и проверять у пассажиров проездные документы, руководствуясь основными правилами допуска граждан к проезду по железной дороге.
В пути следования проводник следит за санитарным состоянием вагона и контролирует весь цикл жизнеобеспечения вагона. Для этого он должен знать общее устройство вагона и обеспечивать правильную эксплуатацию отопительного и электрического оборудования, вентиляции. В случае экстренных ситуаций он принимает меры к наведению порядка, ликвидации панических настроений и, если требуется, остановке поезда. При выходе из строя радиоустановки он доводит до сведения пассажиров остановочные пункты и станции.
По прибытии пассажирского поезда в пункт назначения проводник должен осмотреть пассажирский вагон и при обнаружении забытых вещей сдать их в специальную камеру хранения по акту. При обнаружении посторонних подозрительных предметов руководствоваться специальной Памяткой для работников железнодорожного транспорта. Затем произвести влажную уборку вагона и приготовиться к следующему рейсу.
Для выполнения должностных обязанностей проводника вагона необходимо закончить курсы в резерве проводников вагонного депо
Источник: licey-36.ru