В сравнении с другими участками жд путей тупиковые ответвления имеют второстепенное значение, но недооценивать их роль не следует. Тупики являются важным и неотъемлемым компонентом железнодорожного хозяйства. К этой категории относятся любые участки колеи, которые соединены с другими путями только с одной стороны. На дальнем конце ж/д тупика обычно располагают специальный упор безопасности, способный эффективно воспрепятствовать съезду вагонов на не имеющий рельсов финишный участок насыпи.
Виды железнодорожных тупиков
В зависимости от назначения и особенностей эксплуатации принято выделять следующие разновидности тупиковых участков ж/д путей:
- Вытяжные или маневровые тупики. Обычно их располагают вблизи или непосредственно на грузовых и пассажирских станциях, и применяют для формирования составов. Работой сцепщиков вагонов и машиниста маневрового локомотива по рации или громкой связи руководит диспетчер железнодорожного узла.
- Ж/д тупики для погрузки и разгрузки вагонов. Данный вид путей может располагаться на территории производственных предприятий, складских комплексов или локальных специализированных площадок, оснащенных необходимым грузоподъемным оборудованием.
- Технические тупики для осмотров и обслуживания подвижного состава. Специально построенные для этой цели участки пути применяются, если необходимо выполнить сервис систем локомотива, а также произвести уборку, очистку и дезинфекцию вагонов.
- Станционные оборотные тупики ‒ пути, предназначенные для изменения направления движения поездов. Обычно расположены на конечных станциях железной дороги, и, к примеру, играют важную роль при организации движения местных электропоездов. Такие составы имеют переднюю и заднюю кабину. Перед тем как снова отправиться в путь, бригаде машинистов достаточно просто перейти в начало поезда.
- Предохранительные и улавливающие тупики ‒ железнодорожные пути, являющиеся важным компонентом системы безопасности движения. Такие сооружения имеют особую конструкцию и применяются для отвода с основной магистрали и принудительного экстренного торможения составов, потерявших управление.
Учитывая различия в назначении и выполняемых функциях, тупики и установленные на них упоры безопасности могут существенно отличаться конструкцией. Все эти особенности учитываются и прописываются в проекте строительства тупиковых ответвлений пути.
Тупиковый упор, тупиковая призма, тупик, конец пути. Обзор жд тупика из 3D печати, масштаб 1:43
Конструктивные особенности тупиковых упоров
Обязательным элементом технического оснащения всех видов тупиков являются финишные упоры. Эти конструкции способны принять на себя удар выехавшего за пределы разрешенной зоны состава и полностью остановить его, либо вынудить максимально сбросить скорость, чтобы минимизировать возможные последствия происшествия. Различают следующие виды исполнения железнодорожных тупиковых упоров:
- Массивные бетонные конструкции.
- Деревянные путевые упоры.
- Стальные упорные сооружения ударного и безударного типа.
- Тупики тоннельного вида.
Большинство конструкций тупиковых упоров включают в себя три основных составляющих: каркас, ударную часть и брус амортизатор. Кроме того, для эффективного сброса скорости составов, потерявших управление, предохранительный тупик на ж/д строят с обратным уклоном пути и оснащают дополнительной балластной подушкой ‒ тормозящей тупиковой призмой.
Строительство железнодорожных путей необщего пользования
Где заказать проектирование и строительство ж/д тупика
Надежность и эксплуатационные характеристики всех видов железнодорожных путей всецело зависят от параметров разработанного проекта и качества его реализации на практике. Компания «Феррум» работает в этой сфере более 10 лет и демонстрирует профессиональный подход к решению любых поставленных задач. Нам можно заказать строительство и ремонт ж/д тупиков любого назначения и типа конструкции, и результат гарантированно оправдает все ваши ожидания. Телефон для справок и консультаций 8 (473) 206-82-43. Обращайтесь!
Источник: ferrum-vrn.ru