Строительство железных дорог что это за профессия

Главная картинка статьи Профессия Монтер пути (путеец). Незаменимый работник железной дороги

Железная дорога для России является важнейшим инфраструктурным объектом с самого момента своего появления в XIX веке. Чтобы поддерживать всё это обширное хозяйство в порядке, требуется целая армия работников, которых в народе прозвали путейцами.

Чем занимаются монтеры пути?

Собственно говоря, кто такие монтеры пути (путейцы)? Это люди, которые выполняют всю самую тяжелую и рутинную работу. Их основная задача – текущее обслуживание и профилактический ремонт железнодорожных путей.

Специальность путейца естественным образом оформилась, когда в Российской империи начала активно развиваться сеть железных дорог. Характерно, что несмотря на широкую механизацию, труд путейца по-прежнему остается ручным.

Стоимость строительства 1 км железнодорожного пути.

Суть обязанностей монтера пути:

замена рельс и шпал;

регулировка стрелочных механизмов;

подгонка профилей стрелочных переводов;

исправление пути на пучинах (вздыбливаниях грунта);

сборка рельсовых звеньев на специальных станках звеносборочной линии.

При плановом ремонте путеец, как и сто лет назад, орудует в основном ручным инструментом: кувалдами, ломами, лапами для выдергивания костылей. Шпалы и куски рельс часто также приходится перетаскивать вручную (там, где монтаж кранами невозможен), либо с помощью специальных тележек – модеронов.

При этом работа происходит практически в любое время суток и при любой погоде: в зной, в дождь, в холод или метель.

Характерно, что подобная низкоквалифицированная работа никуда не исчезает и по-прежнему востребована у РЖД и её дочерних организаций.

Требования к квалификации монтеров пути

Кандидат в путейцы в первую очередь должен обладать хорошей физической подготовкой и выносливостью, поэтому на такую работу идут в основном молодые мужчины.

При этом требования к квалификации уже вторичны. На подработку в путевые бригады часто устраиваются даже студенты вузов. Правда, доверяют им самую черновую работу: закручивание и выкручивание болтов при демонтаже рельс, погрузочные и разгрузочные работы, удаление мусора, очистку путей от снега и т.д.

Но для карьерного роста все-таки неплохо получить кое-какое образование. В целом же данная специальность не относится к числу наиболее квалифицированных.

Где пройти обучение на монтёра пути

В России существует множество колледжей, где готовят рабочих-строителей железных дорог. Набор ведется после окончания 9 или 11 класса. Для выпускников 9 класса обучение занимает 4 года. Получившим полное среднее образование предстоит отучиться 3 года.

Тем не менее на монтера пути можно переучиться с иным базовым профессиональным образованием. Существует широкая сеть учебных центров, которые готовят таких специалистов.

Обучение на монтёра пути

Источник фото wirestock/freepik

Квалификационные разряды специальности Монтер пути по ЕТКС

В настоящее время действует пять ступеней подготовки монтеров пути – со 2 по 6-й.

Монтер пути 2 разряда

Может заменять отдельные части путей (шпал и рельсов), проводить сверление, обслуживать шпалопитатель.

Монтер пути 4 разряда

Монтер пути 5 разряда

Способен проводить сложный ремонт, включая монтаж и демонтаж верхнего строения пути. Может укладывать рельсы по угольнику и шаблонам, занимается промером и выправкой пути по ширине колеи, заниматься укладкой рельс бесстыковым методом.

Монтер пути 6 разряда

Занимается особо сложными работами по монтажу и демонтажу путей, включая установку рельсовых переводов, замер кривых участков пути по стрелам прогиба и т.д.

Сколько зарабатывает монтер пути в России

Зарплата работника напрямую зависит от квалификации. На начальном этапе без опыта работы он может рассчитывать в лучшем случае на 20 тысяч рублей.

Специалисту с опытом до 3 лет и 3-им разрядом предложат около 25 тысяч рублей. Максимальный потолок по зарплатам, который встречается на сайтах по поиску работы – 40 тысяч рублей. Однако в среднем сумма колеблется в районе 25 – 30 тысяч.

При этом работодатель может указать в условиях работы как полный восьмичасовой рабочий день, так и посменную работу. В некоторых случаях будет указана вахтовая работа (если речь идет о строительстве или реконструкции путей вдали от населенных пунктов).

Минусы и плюсы профессии Монтера пути

Плюсы специальности:

востребованность на рынке труда;

возможность карьерного рост;

можно трудоустроиться без соответствующей квалификации.

низкая оплата труда на начальном этапе;

физически тяжелая работа на открытом воздухе;

ограничения по здоровью;

риск несчастных случаев и травм.

Источник: kedu.ru

Читайте также:  Организация и календарное планирование строительства промышленных зданий

Железнодорожник

Согласно статистическим данным на долю железнодорожного транспорта в России приходится более 40% пассажирооборота и около 80% всего грузооборота страны. В некоторых же случаях железнодорожное сообщение является едва ли не единственной возможностью добраться из одной точки в другую. А это значит, что российские железные дороги играют ключевую роль в осуществлении грузо- и пассажироперевозок, а железнодорожники – в поддержании работоспособности железных дорог.

Железнодорожник

Согласно статистическим данным на долю железнодорожного транспорта в России приходится более 40% пассажирооборота и около 80% всего грузооборота страны. В некоторых же случаях железнодорожное сообщение является едва ли не единственной возможностью добраться из одной точки нашей необъятной Родины в другую. А это значит, что российские железные дороги играют ключевую роль в осуществлении грузо- и пассажироперевозок, а представители профессии железнодорожника – в поддержании работоспособности железных дорог.

Сразу отметим, что от профессионализма и уровня квалификации железнодорожников зависит не только состояние железнодорожного полотна и подвижного состава, но и безопасность пассажиров. Поэтому выбирать эту профессию необходимо только тем, кто готов качественно выполнять свою работу, несмотря на все ее особенности и недостатки. А вот о том, какие «подводные камни» могут встретиться на профессиональном пути железнодорожника, мы расскажем в рамках этой статьи.

Кто такой железнодорожник?

Железнодорожник – обобщенное название разных специалистов и представителей рабочих профессий, так или иначе имеющих отношение к железнодорожному транспорту, и обеспечивающих эффективную работу железнодорожной инфраструктуры.

Название профессии произошло от устойчивого сочетания слов «железная дорога» (то есть, дорога, вымощенная железом), которым принято называть комплексное транспортное предприятие, которое имеет все технические средства, позволяющие обеспечивать перевозки пассажиров и грузов. Первые железнодорожники появились одновременно с изобретением паровоза и появлением первых железных дорог общественного пользования. Становление профессии в России стало возможным в 1837 году, когда между Петербургом и Царским Селом была построена первая в стране железная дорога, протяженностью 27 километров. Кстати, по протяженности железнодорожного полотна Россия сегодня занимает второе место в мире (первое место принадлежит США).

Принято считать, что к профессии железнодорожника имеют отношение только проводник и машинист локомотива. На самом же деле узких специализаций у этой профессии намного больше: это и начальник состава, и дежурный по станции, и путевой обходчик, и поездной диспетчер, и электромеханик СЦБ (устройств сигнализации, централизации и блокировки), и строители, прокладывающие железнодорожные пути, и сотрудник ведомства РЖД.

Не сложно догадаться, что обязанности железнодорожника целиком и полностью зависят от направления деятельности. Например, машинист локомотива и проводник обеспечивают безопасность и комфортность перевозок, поддерживают чистоту подвижного состава, придерживаются графика и пути следования. Путевой обходчик отвечает за состояние железнодорожного полотна, а поездной диспетчер руководит движением поездов в пределах своего участка. Но в любом случае, каждый железнодорожник обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы перевозки по железной дороге были безопасными, а поезда приходили строго по расписанию.

Какими личностными качествами должен обладать железнодорожник?

Так как от работы железнодорожника зависит безопасность большого количества людей или сохранность большого объема грузов, представители этой профессии, прежде всего, должны обладать такими личностными качествами, как внимательность, ответственность и аккуратность. Кроме того, для большинства специальностей этой профессии характерны:

Очень важны в работе железнодорожника выносливость и хорошее здоровье. Также нельзя не сказать и о профессиональных знаниях и навыках, среди которых особого внимания заслуживают: физика, слесарное дело, система специальных сигналов, используемых на железной дороге, конструктивные особенности тепло- или электровозов, их узлов и вагонов, требования техники безопасности, навыки работы с компьютером и многое, многое другое.

Преимущества профессии железнодорожника

Принимая во внимание тот факт, что протяженность российских железнодорожных магистралей составляет порядка 85 тысяч километров, а РЖД является крупнейшим работодателем России (по состоянию на конец 2013 года занятыми в РЖД числилось более 880 тысяч человек), можно смело заявить, что основным преимуществом профессии железнодорожника является востребованность. Ведь железная дорога в России, как и раньше, продолжает активно развиваться, и для обслуживания увеличивающегося с каждым годом грузо- и пассажиропотока требуется все большее и большее количество квалифицированных специалистов.

Важность и значимость работы железнодорожников понимают не только в обществе, которое относится к «повелителям» железных дорог с должным пиететом, но и на правительственном уровне. Проявляется это понимание в виде вполне достойного уровня зарплат (среднемесячная зарплата железнодорожника в России составляет порядка 40-50 тысяч рублей, плюс надбавки за качественную и результативную работу), и различных льгот (в том числе, путевки в санатории и бесплатный проезд в электропоездах).

Отметим, что некоторые специальности профессии (например, проводник или работник железнодорожных касс), помимо официальной зарплаты, имеют большие возможности для дополнительных заработков (не совсем честных, но все-таки). Россиянам хорошо известно, что за определенное вознаграждение с проводником можно передать посылку, а материальная благодарность пассажира самым волшебным образом помогает кассиру найти билеты даже на те поезда, мест в которых уже вроде бы как и нет.

Читайте также:  Лучшие блоки для строительства дома

Недостатки профессии железнодорожника

Но не стоит думать, что высокую зарплату работникам железной дороги платят за «красивые глазки». Если рассмотреть все недостатки профессии железнодорожника, то можно понять, что зарплата не такая уж и высокая. Конечно же, перечислить все недостатки каждой из специальностей железнодорожника в рамках одной статьи невозможно. Поэтому мы перечислим только основные, характерные для большинства из них.

  • Во-первых, ответственность за жизнь и здоровье пассажиров: например, отсутствие даже одной соединительной детали в рельсах может стать причиной катастрофы и огромного количества жертв, а несоответствие вагона санитарным нормам – массового заболевания пассажиров.
  • Во-вторых, сложные условия труда: работники железной дороги работаю при любых погодных и климатических условиях, днем и ночью, в праздники и выходные.
  • В-третьих, поступить в железнодорожные учебные заведения, чтобы стать квалифицированным специалистом, очень сложно. Мало того, что абитуриентам приходится «преодолевать» большой конкурс, так еще и бороться за право поступления им предстоит с потомственными железнодорожниками (что, согласитесь, дает последним явные преимущества).

Где можно получить профессию железнодорожника?

МАСПК приглашает Вас пройти курсы повышения квалификации железнодорожника. Мы предлагаем передовые технологии дистанционного образования с выдачей диплома установленного образца.

Получить профессию железнодорожника можно в любом учебном заведении России (независимо от уровня аккредитации), которое специализируется на подготовке квалифицированных работников железнодорожного транспорта. Выбор же учебного заведения целиком и полностью зависит от того, какую специальность вы хотите освоить. Например, чтобы стать специалистом по безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта или электроснабжению железных дорог, то необходимо выбирать один из ведущих железнодорожных ВУЗов России, ТОП-5 которых выглядит следующим образом:

  • Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения;
  • Московский государственный университет путей сообщения;
  • Забайкальский институт железнодорожного транспорта Иркутского государственного университета путей сообщения;
  • Дальневосточный государственный университет путей сообщения;
  • Иркутский институт инженеров железнодорожного транспорта.

Если же вас прельщает романтика работы проводника или машиниста локомотива, то местом вашего обучения может стать один из лучших железнодорожных техникумов или колледжей России, в число которых входят:

Источник: fulledu.ru

Эксплуатация железных дорог: кем можно идти работать

Передвижение на поезде является одним из самых популярных во всем мире и в нашей стране в частности. Профессии, связанные с железнодорожным транспортом, будут востребованы еще долгое время. Некоторым профессиям можно обучиться в колледже или техникуме. Но высшее образование дает больше возможностей для устройства и получения хорошего дохода.

Рассмотрим такую специальность, как эксплуатация железных дорог. Кем работать по окончания вуза, где востребованы работники такого профиля?

Что это за специальность?

специалисты жд дорог

Эксплуатация железных дорог – деятельность служб по подготовке и осуществлению перемещения железнодорожного транспорта.

К этой работе относят все действия, связанные с движением транспорта:

  • подготовка и координация перемещения поездов,
  • пассажирские перевозки,
  • работа станций и отделов,
  • грузовая и техническая деятельность,
  • обслуживание железнодорожного состава и транспорта.

специалист жд путей

Эксплуатация железных дорог делится на два вида: коммерческая и техническая. Техническая эксплуатация железных дорог – подготовка и контроль передвижения поездов, организация пассажирских перевозок, разработка станций и узлов.

Коммерческая – подготовка и осуществление коммерческой и грузовой работы, фирменное обслуживание.

Данная специальность доступна только в высших учебных заведениях. Она включает в себя несколько профилей:

  • производственный состав,
  • пассажирский состав,
  • магистральный состав,
  • бизнес и логистика в сфере ЖД транспорта,
  • грузовая и коммерческая работа,
  • безопасность движения и использования ЖД транспорта,
  • ораторская деятельность и экспедирование на ЖД транспорте,
  • сервис на транспорте.

специалист

Квалификация, которая будет присвоена выпускнику вуза, – инженер путей сообщения.

Специалисты в этой области организуют передвижение составов по территории страны, регулируют обслуживание путей и коммуникаций, обеспечивают безопасность перемещения пассажиров и грузов.

Для поступления на железнодорожника нужно сдавать ЕГЭ по следующим предметам:

  • русский язык,
  • математика,
  • физика,
  • обществознание.

Важно! Необходимо учесть, что требования различных вузов могут отличаться.

Кем работать

специалист

Выпускники получают знания не только в области железнодорожных дисциплин, но и в сфере маркетинга, менеджмента и информационных технологий. Это открывает доступ к еще большему кругу профессий.

Кем можно работать после учебы по данной специальности:

  • руководитель техобслуживания ЖД транспорта,
  • дорожный инспектор ЖД транспорта,
  • инженер по безопасности путей,
  • логист,
  • инженер по осуществлению перевозок и управлению на транспорте,
  • логистик,
  • руководитель по логистике,
  • оператор автоматизированных транспортных линий,
  • диспетчер поездов/специалист по диспетчерскому регулированию ЖД перевозок,
  • специалист по обслуживанию на транспорте,
  • техник интермодальных транспортных решений,
  • транспортный планировщик.

После прохождения необходимых ступеней образования можно преподавать.

Техническая эксплуатация подвижного состава

эксплуатация состава

Не многие знают, что техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог – это отдельная специальность. В отличие от предыдущей, она преподается и в средних специальных учебных заведениях.

Читайте также:  Ответственность за строительство в охранной зоне

Профессии, которые можно получить после обучения, связаны непосредственно с оборудованием, движущимся по рельсам. Эта специальность обобщенная, предыдущая – узкая.

Кем работать после обучения по этой специальности? Поскольку она более широкая, выбор профессий тоже больше.

Система железнодорожного транспорта имеет структурные подразделения. Выбор следует делать исходя из того, в каком подразделении хочется работать. Например, в метрополитене есть разделения на цеха: электродепо, ремонт, эксплуатация. Каждый цех включает в себя несколько профессий.

Это интересно! Выбор профессии: что нужно знать, чтобы стать стюардессой

Один из самых престижных вузов в данной отрасли – МГУПС (МИИТ). Образовательное учреждение готовит специалистов для работы в сфере железнодорожного транспорта. В программе учреждения есть 64 направления и специальности высшего образования и 32 направления и специальности среднего специального образования.

где обучают

Учебное заведение включает в себя:

  • филиалы 24, находятся они в 22 регионах страны,
  • институты – 9,
  • академии – 4,
  • факультеты – 4,
  • колледжи – 3.

Университет готовит кадры для 134 профессий. Обучение проводится по формам обучения: очная, очно-заочная, заочная. По программе бакалавриата вуз предоставляет около 2500 бюджетных и около 4500 платных мест. Стоимость обучения в год – от 53000 тысяч рублей.

РЖД обучение

На получении диплома о высшем или среднем специальном образовании обучение не заканчивается. Как в любой другой профессии, нужно постоянно совершенствовать свои навыки. Более того, железнодорожные системы развиваются. Чтобы быть востребованным специалистом, необходимо идти в ногу со временем и знать, как происходит развитие отрасли.

обучение

Для этих целей ОАО «РЖД» создаются учебные центры. Актуальную информацию о них предоставляет официальный сайт ведомства. Всего в стране 15 таких учебных центров.

Курсы проводятся для подготовки и переподготовки специалистов, повышения квалификации работников. Помимо этого, есть курсы для обучения второй профессии.

Один из важных вопросов – кто может проходить обучение в этих учебных центрах:

  • работники ОАО «РЖД»,
  • работники, направленные из других учреждений по договору с ОАО «РЖД»,
  • лица, заключившие договор с учебным центром.

Это интересно! Для чего нужна и что это такое физическая культура

Что касается последнего, учебный центр может принимать решения об оказании платных услуг физическим и юридическим лицам от имени ОАО «РЖД».

железодорожник

Также в структуре ОАО «РЖД» есть корпоративный университет. Он создан для руководителей филиалов и подразделений. Обучение проводится по 150 программам. Формы обучения – очная и дистанционная.

Цели корпоративного университета – развитие профессиональных знаний и опыта, дополнение и развитие навыков управленческого персонала. Одно из направлений деятельности – стажировки за границей. Университет сотрудничает с несколькими международными университетами и школами.

Это интересно! Стоит ли идти на таможенное дело и что это за профессия

Работа и вакансии

В целом в России на редкость развитая железнодорожная сеть. Железной дороги нет только в пяти субъектах РФ:

  • Камчатской области,
  • Республике Алтай,
  • Магаданской области,
  • Чукотском автономном округе,
  • Республике Тыва.

где работать

В остальных субъектах пути проходят даже через небольшие города и некоторые поселки. Поэтому железнодорожные работники востребованы везде.

Самая популярная вакансия – дорожный мастер. Примеры некоторых других вакансий в Москве:

  • менеджер отдела логистики (опыт от 3 до 6 лет),
  • инженер-проектировщик (опыт от 1 до 3 лет),
  • специалист по визуальным коммуникациям (опыт от 1 до 3 лет),
  • составитель поездов (без опыта),
  • машинист автомотрисы (без опыта),
  • машинист мотовоза (без опыта).

Это интересно! Выбираем профессию: как можно стать археологом

В некоторых местах есть возможность работы на железной дороге вахтой. Сколько получают эти работники, зависит от конкретного места работы.

железные дороги

Зарплата зависит от региона и населенного пункта. В крупных городах железнодорожник получает больше. Расценки там примерно такие:

  • начальная зарплата на должностях, на которые берут без опыта работы, – 20–30 тысяч рублей,
  • зарплата на должностях, требующих 1–3 года опыта, – 30–45 тысяч рублей,
  • зарплата на должности руководителя отрасли – от 40 тысяч рублей.

Данная работа в России доступна везде, но в небольших городах оплата труда в этой сфере меньше.

Интересный момент! Нельзя не отметить отдельно одну профессию проводник поездов. Чтобы работать проводником, не требуется высшее и среднее специальное образование. Для устройства нужно обратиться в отделение кадров железнодорожного вокзала. Кандидат должен быть старше 18 лет.

Также придется пройти трехмесячное обучение.

Полезное видео

Подведем итоги

Работа в России по специальности эксплуатация железных дорог непростая, именно поэтому многие считают ее престижной. Более того, при получении необходимых навыков и опыта работы можно рассчитывать на хороший доход. Выпускники колледжей нередко стремятся продолжить образование и выбирают именно эту специальность.

Источник: tvercult.ru

Рейтинг
Загрузка ...