Строительство золотого дома при ком

Самая большая императорская резиденция из когда-либо существовавших в Римской империи, Золотой дом Нерона (Domus Aurea) в Риме представлял собой роскошный дворцовый комплекс, в котором проходили самые грандиозные празднества всех времён, одного из самых известных римских императоров. Помимо использования в его декорации тончайшего мрамора, драгоценных декоративных элементов, сложнейшей изящной настенной росписи и золотой инкрустации, здание являлось еще и техническим чудом с парящими куполами, вращающимися потолками, декоративными фонтанами и даже стекающими по стенам водопадами.

История строительства Золотого Дома Нерона

После разрушительного пожара в 64 г. н.э., уничтожившего большие площади Авентинского и Палатинского холмов, император Нерон решил воспользоваться «освободившейся» территорией для строительства нового дворцового комплекса в свою честь — la Domus Aurea. Император, обвиняемый многими в медленной реакции на пожар и даже, возможно, имевший к нему непосредственное отношение, захватил так же большие участки земли, принадлежавшие римским аристократам и часть склона Оппийского холма. Для строительства дворца Нерон обратился к архитектору Северусу и инженеру Селеру, уже прославившемуся как мастер монументальный архитектуры, а для внутренней отделки и росписи стен он обратился к Фамулу, чьи работы будут изучаться спустя столетия художниками Ренессанса.

Подземный Рим. Удивительное рядом. Путешествие во времени, Золотой дом Нерона. 2021 год

Дворец был построен чуть более чем за четыре года, и стал символом могущества и славы императора. Территория самой большой и величественной резиденции, когда-либо построенной в столице Римской империи, включала в себя холм Палатина, Велия, Оппионский холм и часть Эсквилины. Кроме того, в неё входила северо-западная часть Целио и искусственное озеро, ставшее эпицентром виллы. Огромный комплекс состоял из праздничных павильонов, термальных ванн с нормальной и серной водой и многочисленных банкетные залов.

Как и Колизей, стены Золотого дома были построены из гигантского кирпична, от которых остался только фундамент на холме Оппио. В Золотом доме было около 150 комнат. Почти все сооружения были покрыты сводами высотой 10-11 м, окружающими восьмигранный зал, центральную часть структуры, длиной около 400 м.

В летописи Тацита упоминается, что император сам руководил работами, лично заботясь о каждой детали проекта. Римский народ ненавидел этот дом, потому что на его строительство уходили драгоценные статуи из храмов Рима и Греции, имущества жителей города и всей империи. Когда этот грандиозный проект был окончательно завершен, Нерон с удовлетворением заявил: «Теперь я могу начать жить как человек«.

Domnatia memoriae Нерона и уничтожение Золотого дома

Вскоре после смерти Нерона, император Веспасиан, основатель династии Флавиев, желая вернуть римскому народу узурпированную Нероном городскую территорию, занялся организацией по уничтожению его гигантской резиденции. Веспасиану удалось, благодаря закону «Damnatio memoriae» (с лат. «проклятие памяти»), при поддержке римского сената, получить разрешение на снос и изъятие имущества Золотого Дома Нерона.

✅ Проект дома #1: Расчет дома по золотому сечению и саженям. Дневник самостройщика

Он приказал осушить воды озера, снести здания, и построить на их территории знаменитый Амфитеатр Флавия (Колизей). Несколько лет спустя император Тит построил на развалинах Золотого дома Термы (80 г. н.э.) по проекту архитектора Аполлодора Дамасского, здесь же построил свой термальный комплекс (104-109 гг. н.э.) и император Траян.

В течение нескольких десятилетий роскошные украшения и скульптуры были перенесены, императорские апартаменты разграблены, а помещения — завалены землей, став фундаментом для будущих зданий. Великолепные фрески и лепные украшения Золотого дома оставались погребенными на протяжении веков вплоть до эпохи Возрождения. Такое полное его уничтожение послужило спасением от временных разрушений уникальной древней настенной живописи, «гротесков». Как и вулканический пепел Помпеи, тонны песка защищали их от главной причины разрушений — влажности.

Открытие XV века

Открытие Золотого дома Нерона произошло в конце XV века, когда молодой римлянин случайно упал в яму возле Оппионского холма и оказался в необычной пещере с древними фресками на стенах вокруг него.

Найденные фрески заинтересовали молодых римских художников, которые собирались в пещере при свете факелов для их изучения. На удивление художников, работы оказались свидетельством того, какой была живопись древнего города в период расцвета его имперского великолепия. Изысканный стиль архитектуры и сказочность мифологических сцен с воображаемыми животными, повлияли на творчество таких великих художников, как Пинтуриккио, Рафаэль и Микеланджело на фресках в Ватиканских дворцах, замке Сант-Анджело и Палаццо Мадама.

Однако древние фрески не у всех вызывали восхищение. Художник и искусствовед Джорджо Вазари и римский архитектор Витрувий резко критиковали этот древнеримский декор, считая его слишком эксцентричным и утопичным. Но несмотря на такое мнение, ставшие популярными мотивы гротесков стали украшать лучшие дома итальянских высших сословий — от папских резиденций до герцогских дворцов.

Во времена, когда настенная живопись Золотого дома Нейрона была обнаружена, она были еще яркой и живой, но вскоре начались проблемы её сохранения. Цвета быстро выцвели из-за влажности и закончилось тем, что о ней вообще забыли. Только после открытия фресок в Помпеях ученые вновь заинтересовались «гротесками» и в 1772 году раскопки в «Domus Aurea» были возобновлены.

Раскопки Золотого Дома Нерона

Свидетельством скульптурных красот, которыми Нерон украсил свою резиденцию «Domus Aurea», было обнаружение в 1506 году, под холмом Оппио, скульптурной группы Лаокона (Ватиканские музеи), бронзовой статуи умирающего Галата (Палаццо Альтемп), самоубийства Галата (Капитолийские музеи) и Венеры Каллипиги (Неаполь).

С XVIII по XX век некоторые комнаты были очищены от земли и была опубликована серия рисунков живописных украшений. Папа Климент XIII назначил первые официальные раскопки в Золотом доме Нерона, освободившие шестнадцать комнат от земли, и последующей публикации еще шестидесяти гравюр найденных рисунков.

Несколько лет спустя архитектор Де Романис реконструировал около пятидесяти комнат, опубликовав план и отчет по проведённой работе. С 1939 по 1969 год Управление Археологическими исследованиями Рима изучил верхний этаж и установило гидроизоляцию на сводах.

Разрушение фресок, хрупкость несущей конструкции и опасность проникновения воды привели к закрытию грандиозного комплекса, который после длительной реставрации был вновь открыт для посетителей в 2017 году.

Описание строения

Главный вход в Domus Aurea осуществлялся через огромный вестибюль. В своей книге «Жизнь двенадцати цезарей» древнеримский историк Светоний (Нерон, 31.2.) так описывает виллу Нерона:

«Все было покрыто золотом и украшено драгоценными камнями и перламутром. Потолок банкетных залов был обит подвижными перфорированными пластинами из слоновой кости, из которых на головы присутствующих в зале высыпались лепестки цветов и проливались ароматные эссенциями. Главный зал представлял из себя аллегорию Земли, круглая конструкция, которого вращалась вокруг собственной оси днём и ночью, не останавливаясь ни на секунду. В ванные комнаты подавалась морская и термальные воды».

Внешний вид Золотого дома

В состав комплекса Domus Aurea, общей площадью около 80 га, входили виллы с полями, садами и бассейнами, павильонами для празднований и размещения гостей, и даже искусственное озеро, на месте которого позже был построен Колизей. В огромном вестибюле стоял знаменитый Колосс Нерона, гигантская статуя около 35 метров, которая увековечивала его как истинного бога в облике Бога Солнца.

Внутренняя структура

Дом Нерона славился не только обшивкой из драгоценных материалов, привезенных со всей империи, но и лепными потолками, инкрустированными драгоценными камнями, настенными росписями и цветным мрамором, покрытым сусальным золотом.

Он состоял из двух секторов: западного, с прямоугольным двориком-садом, окруженным портиком в ионическом стиле, вдоль которого расположены частные комнаты резиденции, и восточного — с восьмиугольным залом с двумя большими полигональными дворами по бокам. Особенностью зала является отверстие в своде, окул в центре, из которого он освещался обильным дневным светом.

Декорации

Художественное оформление своей резиденции Нерон доверил талантливому художнику Фабуллу. Фресковая техника живописи по свежей штукатурке, требовала быстрой и уверенной работы. Плиний Старший в своей «Естественной истории» рассказывает, что Фаббулл ходил в Домус всего на несколько часов в день, чтобы расписывать стены только тогда, когда свет был подходящим. Быстрота росписи Фабулла придала его композиции необычайное единство и удивительную деликатность исполнения.

Читайте также:  Категория земель для строительства азс

Новшеством в интерьерном оформлении, которому суждено было совершить революцию в искусстве, заключалось в том, что Нерон пошел против тенденции того времени украшать мозаикой только пол, а воспользовался ею также для украшения сводчатых потолков. Эта оригинальная техника впоследствии имитировалась на протяжении веков, став незаменимым элементов в развитии христианского искусства, который использовался в декоре многочисленных церквей Рима, Равенны, Константинополя и Сицилии.

Рафаэль и Золотой Дом

Раскопки одного из самых известных архитектурных комплексов в мире сыграли огромную роль в иконографии живописи Ренессанса, а в дальнейшем и современного искусства.

История эта начинается около 1480 года, когда некоторые художники (Пинтуриккио, Филиппино Липпи и Синьорелли в числе первых) спустились в полости холма Оппио, чтобы при свете факела полюбоваться расписными украшениями древнеримских домов: они думали, что находятся перед фресками Терм Тита, а вместо этого, сами о том не подозревая, обнаружили заброшенные руины огромного императорского дворца Нерона.

В 1496 году в печати впервые появляется термин «гротеск», вероятно, придуманный самими художниками для определения различных декоративных систем древней настенной живописи, найденных в римских пещерах («grotta»- с ит. — пещера). Однако именно Рафаэль в 20-х годах XVI века вместе со своим верным помощником Джованни да Удине постиг глубокую логику этих декоративных систем. Благодаря своему высокому профессионализму как мастера антиквара, он воссоздал рисунки гротесков Золотого дома Нейрона в апартаментах Биббиена Апостольского дворца в Ватикане.

Многовековой интересе к гротескам, особенно в интерпретациях Рафаэля и его последователей, проявился так же и в искусстве современного периода: в творчестве таких величайших художников ХХ века, как Пол Клее и Александр Колдер, очарованных загадочностью древних и ренессансных гротесков. Они так же станут источниками вдохновения художников сюрреалистов — Виктора Браунера, Сальвадора Дали, Макса Эрнста, Жоана Миро, Ив аТанги. Фантастическая, иррациональная, в сущности нереальная природа этой декоративной системы, соблазняла соим волшебным мистическим искусством. Современное прочтение древнеримских изобретений в фрейдистском ключе позволяло опять бросить вызов классическому вкусу с его избитой моралью.

Гротески Золотого дома Нерона

Гротеск — это особый живописный настенный декор популярный в Риме в эпоху Августа (63 г. до н.э. — 14 г. н.э.), забытый и заброшенный на протяжении веков, пока не был обнаружен в конце XV века.

Влияние открытия древнеримской живописи в среде, уже культурно хорошо подготовленной к возрождению древнего искусства, было ошеломляющим, и не только вызывало интерес вышеупомянутых художников, но и стимулировало к постоянному заимствованию в их творчестве модели древнего живописного декора.

Характерными элементами гротескного декора является изображение сказочных и мифических существ — химер, пегасов, крылатых гениев, сатиров, сфинксов, часто изображаемых в форме стройных и гибких фигурок, которые переплетаются с геометрическими и вегетативными орнаментальными украшениями, такими как канделябры или виноградные лозы. Структура композиции выполнена с абсолютной симметрией, на белом или другом монохромном фоне.

Красочные фигуры, обрамлённые рамкой в форме побега виноградной лозы, геометрическими элементами, переплетениями и архитектурными мотивами, всегда создают определённую лёгкость и воздушность. Эффект этот достигается благодаря тому, что сюжет, почти каллиграфический, как правило, выполнен на заднем плане в миниатюрном размере. Колонны, в свою очередь, стройные, а едва намеченные арки украшены цветами и растениями.

Такие причудливые и игривые иллюстрации не всегда выполняли исключительно орнаментальную функцию. Часто они имели образовательное или энциклопедическое предназначение, представляя собой своеобразную опись искусств, наук или мифических изображений.

Источник: italotrip.com

Золотой дом. История первой тульской высотки

Пятьдесят лет назад — в сентябре 1972 года началось заселение дома, который стал одним из архитектурных символов Тулы. Это была шестнадцатиэтажка на перекрестке Советской и Красноармейской улиц.

Эксперимент всесоюзного значения

Красноармейский проспект в то время был еще только в проекте. Ну, а Красноармейская улица считалась нескрываемой головной болью для городских властей. Когда приезжал Хрущев, его даже не рискнули с Московского вокзала сюда везти, дали кругаля к Первомайской, которая тоже не Елисейские поля, но хоть парк рядом.

Исторически Красноармейская, а когда-то Суворовская улица была одной из самых грязных и захолустных. Не зря тут снимали дореволюционные пейзажи в фильме «Евдокия». Здесь еще сохранялась булыжная мостовая, грохотал трамвай, а на пешеходных тротуарах с трудом расходились встречные прохожие. Само собой, повсеместно сохранялись ветхие старые домики.

Так выглядел перекресток Красноармейской и Советской в 1965 году.

И вот посреди всего этого великолепия было принято решение соорудить первую в городе многоэтажку в шестнадцать этажей, да еще экспериментальную. Тогда так было принято — все, что не укладывалось в сложившиеся каноны, именовать на всякий случай экспериментальным, а потом — как пойдет.

Тулякам было доверено построить первый в СССР монолитный дом в скользящей опалубке, он же метод непрерывного бетонирования. Это не было абсолютной новинкой. Метод скользящей опалубки придумали еще до революции. Одно из первых практических применений он нашел в советской России. В 1926 году таким образом построили первую в Европе железобетонную промышленную мельницу в городе Рубцовске на Алтае и силосный корпус элеватора на Северном Кавказе.

В СССР же наряду с Америкой впервые применили скользящую опалубку и для возведения зданий. Домкраты в то время были ручные, и это сдерживало развитие метода. Но в шестидесятые годы таким способом уже вовсю возводились элеваторы, заводские трубы. С его помощью строилась Останкинская телебашня.

В Туле также имелся опыт строительства с помощью скользящей опалубки. Так возводилась высотная часть сценической коробки драмтеатра. В Туле находится и «Оргпромстрой» — головной институт Минпромстроя СССР по внедрению строительства методом скользящей опалубки. Поэтому когда в мае 1968 года Государственный комитет по строительству и архитектуре при Госстрое СССР рассмотрел возможности широкого применения метода скользящей опалубки в гражданском строительстве и признал его перспективным для домов свыше 12 этажей, выбор для первого экспериментального дома был логичен — Тула. Но этот эксперимент имел всесоюзное значение.

«Бетон — тульской 16-этажке»

В сентябре 1968 года на Красноармейской улице было снесено несколько одноэтажных домов, и освободившуюся площадку тут же огородили. За забором началась необычная стройка.

Принцип метода достаточно простой по описанию. Прямо на строительной площадке после завершения нулевого цикла собирают металлическую конструкцию — опалубку. В пространство между ее наружной и внутренней частями, определяющее толщину стены, непрерывно заливается бетон.

При этом рабочий пол поддерживали сто тридцать домкратов на специальных рамах, опорой для которых служил фундамент. В опалубке монтировались прутья арматуры, закладные детали стен — оконные и дверные блоки и другие, помещались газобетонные блоки. Так росли стены.

По мере заполнения опалубки включались насосы, давление масла в домкратах незаметно поднимало на несколько миллиметров рабочий пол с опалубкой, подмостками, людьми и всем, что там было. При этом стенки желоба опалубки скользили по поверхности уложенного в них, еще не затвердевшего бетона. Элементы междуэтажных перекрытий применялись впервые в мировой практике.

По замыслу каждый час каркас должен был прирастать на тридцать сантиметров вверх. Два-три дня — этаж. Такая скорость работы была запланирована по проекту. На деле все было медленнее, но все равно непрерывно двигалось вперед. Ведь укладку бетона нельзя было прекращать ни на час — иначе окажется под угрозой прочность здания.

Для советского строительства это серьезное испытание. Не было тогда стройки, которая бы периодически не останавливалась из-за того, что бетон не подвезли.

Прорабам и руководителям проекта приходилось буквально ночевать на объекте. Дом строился по индивидуальному проекту, разработанному Центральным научно-исследовательским институтом типового и экспериментального проектирования жилища ЦНИИЭП. На его возведение были брошены лучшие силы.

Так, начальником стройуправления был Павел Косушко. Многие в городе знают его как художника, картины которого представлены в областном художественном музее. Но Павел Андреевич был и авторитетным строителем. Его первым большим объектом стали «Тульские Лужники» — нынешний «Арсенал».

Он участвовал и в эпохальной «Тульской Магнитке» — строительстве новой домны на Новотульском металлургическом комбинате. Это все еще и очень сложные объекты, где приходилось принимать оперативные решения с листа, даже не имея на руках проекта. Именно такому человеку и доверили первую тульскую высотку.

В то время в Туле делали лишь пятиэтажные крупнопанельные дома старого типа и немногие девятиэтажные кирпичные, облицованные керамическим кирпичом. Но облицовочного кирпича Тульская область сама не производила, и его надо было завозить со стороны. Делать же дома повышенной этажности, а девятиэтажка тоже еще считалась домом повышенной этажности, крупнопанельными было невозможно. Местные домостроительные заводы никак не могли перейти на новую серию зданий. Из-за этого в некоторых микрорайонах областного центра годами пустовали площади, предназначенные как раз под дома повышенной этажности.

Читайте также:  Биайкью что это в строительстве

Поэтому внимание к стройке первой тульской высотки было всесторонним.

По городу мчались самосвалы с плакатами «Бетон — тульской 16-этажке», и им везде давали зеленую улицу. Все туляки прониклись идеей эксперимента, да и как было не гордиться.

В помощь первому управлению Тульского треста домостроения, которое вело объект, были направлены рабочие, инженеры и техники из других управлений. Трудились здесь и студенты политехнического института. Все понимали, что объект должен быть закончен с намеченными темпами. На бетонирование стен отводилось 48 дней.

Сомневающихся, что все получится как надо, в городе хватало, но получилось. В Тулу немедленно повалили изучать опыт делегации из Харькова, Днепропетровска, Тбилиси, Минска, Братска, Москвы.

Но самым примечательным эпизодом строительства стал самый настоящий клад. На месте разрушенного двухэтажного дома рабочие прокладывали траншею под силовой кабель, и ковш экскаватора извлек из земли старый эмалированный чайник, из которого посыпались монеты. Тут же сообщили в милицию.

На месте находки обнаружили чайник, столовые серебряные приборы и макет церкви, тоже серебряный. Сам чайник был наполнен золотыми монетами николаевских времен достоинством в 5 и 10 рублей. Всего было найдено около килограмма золота и двух килограммов серебра. Составили акт и клад был передан в ювелирный магазин. Рабочим, которые все это обнаружили, честно выплатили вознаграждение — 25 процентов от стоимости находки.

Весна 1969 года. Здание уже готово, но старые постройки еще стоят. Фото из коллекции Владимира Щербакова.

Коробка дома была видна со всех сторон, и на нее еще специально ходили любоваться — уж очень эффектное зрелище. Форма дома также была необычна — две четырехугольных башни, врезанные одна в другую. Считалось, что этот дом положит начало оригинальному архитектурному комплексу разнообразных зданий, который примкнет к центральному универмагу Тулы.

Слава КПСС!

Хотели как лучше, но тут случилось как всегда. Коробку поставили, и тут же о ней чуть ли не на год забыли. Так и стояла она пугающей громадой без окон. По городу тут же поползли слухи. Кто-то говорил, что дом накренился и скоро будет похож на Пизанскую башню.

Другие уверяли, что он опустился на метр в землю или вовсе треснул, и трещины скоро будут видны.

Май 1969 года. Рядом с готовой коробкой здания виден подъемный кран. И никакой подготовки к сносу старых зданий. Фото из коллекции Владимира Щербакова.

На деле все оказалось проще. Во-первых, институт ЦНИИЭП жилища не выдал своевременно техническую документацию на пристройку здания. А во-вторых, горисполком не освободил для сноса старые дома, на месте которых должны сооружаться пристройка и теплотрасса к 16-этажке. Как это все можно было в запарке не предусмотреть, удивительно. Но факт есть факт.

Только спустя долгое время приступили к запланированным пристройкам к зданию, а затем облицовочным работам.

Заселять жильцов начали только в сентябре 1972 года. В доме было около сотни квартир в одну, две и три комнаты. Конечно, он моментально стал престижным.

На площадке располагалось по шесть квартир. Лоджия — аж девять квадратных метров, почти в четыре раза больше обычных балконов крупнопанельных зданий. Не было привычных водонагревательных колонок. Теплая и холодная вода подавались двумя специальными насосами. В квартирах имелись вмонтированные в стену шкафы.

А в подъезде целых два лифта — грузовой и пассажирский, да еще мусоропровод.

На крыше дома по ночам горел призыв крупными буквами «Слава КПСС». Фото из коллекции Владимира Щербакова.

Внизу, словно широкий постамент, расположится бытовой комплекс. В нем разместились агентство аэрофлота, железнодорожные кассы, салон-парикмахерская, отделение связи, помещение сберегательной кассы.

Салон-парикмахерская фактически на месте старой парикмахерской «Улыбка» был открыт практически сразу же — в сентябре. Одновременно здесь могли обслуживать 31 клиента. Но желающих сюда попасть было значительно больше. Ведь тут работали лучшие мастера города. Правда, с открытием торопились так, что даже забыли вовремя подключить телефон, и это создавало клиентам некоторые проблемы.

Новое отделение связи под номером 41 считалось лучшим в Туле. Здесь были отделанные под мрамор колонны, висели на стенах чеканки по металлу, художественные панно, на подоконниках стояли комнатные цветы.

Для быстрого и культурного обслуживания клиентов установили журнальные столики, кресла, светящиеся витрины с марками, конвертами, открытками, полуавтоматы для торговли открытками и конвертами. Полуавтомат — это когда опускаешь монетку, а потом еще сам нажимаешь на рычажок, и выскакивает выбранный товар. Для облегчения труда работников почты смонтировали транспортеры, завезли машину для упаковки бандеролей и целлофановые мешочки. Кроме услуг почты здесь были круглосуточный междугородный переговорный пункт и отправка телеграмм.

Практически сразу же в витринах 16-этажки открыли градостроительную выставку «Тула: вчера сегодня и завтра».

Она была подготовлена по материалам института «Тульскгражданпроект» и конкурса на общественный центр Тулы.

Практически сразу же началось строительство монолитных зданий в скользящей опалубке в Кишиневе, Сочи, Донецке, Фрязине, Ростове-на-Дону. К 1974 г. в различных городах страны было возведено около 70 монолитных зданий обычной и повышенной этажности.

Для Тулы же появление первой высотки ознаменовалось тем, что бывшая захолустная Красноармейская улица в 1973 году выросла статусом до проспекта. С нее убрали трамваи и началось коренное благоустройство.

Новый дом стал одним из архитектурных символов города.

Правда, высоток в Туле больше не ставили. Единственное, в 1973 году сдали Дом печати на перекрестке Агеева и Фридриха Энгельса высотой 12 этажей и ростом 45 метров. Большинство туляков считали, что главные причины отсутствия высотных зданий — наличие секретных военных производств в городе, а пуще того сложный тульский грунт. Специалисты же объясняли это тем, что многоэтажные дома требуют значительного укрепления коммунальных служб, да и трудозатраты при их возведении все равно в два — два с половиной раза выше обычных.

Источник: myslo.ru

Золотой дом Нерона

Золотой дом Нерона

«Золотой дом» Нерона (Domus Aurea) – это императорская резиденция, по своей площади занимающая 2 место в Евразии (после Запретного города в столице Китая – Пекине).

История

Император Нерон (Nerō Claudius Caesar Augustus Germanicus) мечтал о величайшем в истории Рима (Roma) дворце. Однако центр Рима был застроен, и единственная возможность увековечить свое имя виделась в строительстве дворца в форме пассажа (domus transitoria), который бы протянулся от Палатинского (Mons Pălātīnus) до Эсквилинского холма (Mons Esquilinus).

Однако Нерону «повезло»: в 64 году н. э. разразился крупнейший пожар, уничтоживший большинство сооружений вокруг Палатинского холма. Строительство Золотого дома началось после этого пожара.

По указанию Нерона гениальными архитекторами того времени Севером (Severus) и Целером (Tseller) был спроектирован гигантский дворцово-парковый комплекс.

Золотой дом Нерона

В центре находился украшенный золотом и драгоценными камнями дворец, а вокруг него были разбиты сады, посажены леса, засеяны луга, вырыты пруды. Внешний вид центра Рима преобразился, ландшафт 4-х холмов из семи изменился до неузнаваемости, с каждой новой точки открывались неповторимые виды, взгляд поражало обилие зелени и дивной сельской природы.

В состав комплекса вошли холмы Палатин и Эсквилин и их окрестности, а также низменное место, на котором позднее появится Колизей (Colosseo).
Планы и чертежи не дошли до наших дней, но, по отзывам современников, можно оценивать общую площадь комплекса в 40-120 гектаров.

Дворец

До наших дней дошли только фрагменты дворца, располагающиеся в парке Траяна, расположенном к северо-востоку от Колизея.
Именно он был полностью отстроен при жизни императора.

фрагменты дворца

Название Золотой дом связано с тем, что Нероном были задумано покрыть позолотой купол над своей резиденцией. Это было дерзкое решение, так как до этого золотили только купола культовых построек.

О размерах дворца можно судить по тому, что, как пишет Светоний (Svetonio), протяженность портиков вдоль боковых стен превышала полтора километра, во внутреннем дворике находился пруд, поля, посадки винограда, лес, свободно обитали дикие животные и паслись домашние. В передней находилось 36-метровое скульптурное изображение Нерона.

Залы для пиршеств были с открывающимися в потолке люками, из которых на пирующих рассыпались лепестки цветов и разбрызгивались благовония. Центральный зал был подвижным, чтобы поворачиваться вместе с небесным куполом. В термах вода была соленая, как в море, и серная, как в целебных источниках. Такие описания сохранились в труде Светония «Жизнь 12-ти Цезарей».

Читайте также:  Контроль заказчика в строительстве это

Мозаика и фрески

Воспоминания современников и результаты археологических исследований указывают на то, что строители дворца Нерона в качестве украшения использовали мозаичные панно не только на стенах, но и в оформлении внутренней части куполов.

кусок фрески

Центральный зал имел два свода, один из которых вращался с помощью механизмов, которые приводились в движение усилиями нескольких рабов.

Стены и потолочные своды были украшены мастером по имени Фабул (Fabul) фресками, представлявшими сюжеты древних мифов.

Статуя Нерона

До сих пор нет единого мнения по поводу того, где находилось гигантское скульптурное изображение Нерона (Colossus Neronis) работы греческого мастера Зенодора (Zenodorus), названное Колоссом: в прихожей или на территории, прилегающей к дворцу и граничащей с городом. В свидетельствах современников ее высота равняется 30-36 метрам.

скульптурное изображение Нерона

Когда Нерона не стало, по приказанию его преемника Веспасиана (Titus Flavius Vespasianus) изменили черты лица скульптуры, чтобы устранить сходство с императором Нероном, и назвали статую олицетворением Бога Солнца. Позднее, по указанию императора Адриана (Publius Aelius Traianus Hadrianus), скульптуру переместили к амфитеатру Флавиев ( Amphitheatrum Flavium), который благодаря установленному рядом Колоссу переименовали в Колизей. Император Комод (Lucius Aelius Aurelius Commodus) приказал высечь собственные черты лица вместо лика Бога Солнца. Фрагменты статуи сохранялись вплоть до 1936 года, а после этого их окончательно разобрали.

Гибель «Золотого дома»

Когда Нерон в 68 году погиб, поначалу его дело пытался продолжить император Отон (Marcus Salvius Otho). Но правил он всего 3 месяца, после него к власти пришел род Флавиев, первым из которых был Веспасиан. Веспасиан решил не завершать постройку, которая требовала больших денежных вложений.

Поэтому незаконченный Золотой дом забросили. Немного позднее он был охвачен пожаром, затем территорию дворцово-паркового ансамбля разровняли, засыпали пруды, а остатки дворца оказались законсервированными под землей. На месте Золотого дома Нерона были возведены новые постройки:

  1. Колизей; ;
  2. Термы Траяна (Terme di Traiano);
  3. Триумфальная арка Тита (Arco di Tito); (Basilica di Massenzio e Costantino) и др.

Большое количество земель было роздано для строительства частных зданий.

Спрятанные под землей остатки дворца были найдены в XV веке. С фресок дворца были сняты копии Рафаэлем (Raffaello Santi) и другими художниками эпохи Возрождения (Rinascimento). Однако под воздействием дождей и влажного воздуха фрески быстро разрушались.

Золотой дом Нерона

В XX веке в течение двух десятилетий проводились реставрационные работы, и с 1999 по 2005, с 2007 по 2010 годы подземные залы открыли для посещения экскурсантами. В 2006 и 2010 годах произошли значительные обрушения сводов подземных залов.

Как добраться

Руины Золотого дома Нерона находятся по адресу: Via della Domus Aurea.

Доехать удобнее всего на метрополитене до станции Colosseo или на автобусах № 53, 75, 80, 85, 87, 186, 810, до остановки Colle Oppio.

Источник: italy4.me

Золотые кирпичи Что стало с первыми в России элитными домами для новых русских

Распад СССР позволил подпольным отечественным миллионерам выйти из тени, но они, как и первые новые русские, еще долго вынуждены были ютиться в относительно обычных советских домах — элитного жилья в стране не строили, поэтому пентхаусы с безумными интерьерами лепились из того, что было — путем объединения нескольких квартир в «сталинках» или дореволюционных зданиях. Единичные образцы современной «элитки» начали появляться в Москве в середине 90-х, а в нулевых были официально введены в эксплуатацию полноценные жилые комплексы элитного класса. На исходе второго десятилетия нового тысячелетия на некоторые из них без слез не взглянешь. Но «Лента.ру» смогла и убедилась в том, что дорогостоящие «динозавры» живее всех живых: квартиры в них продаются и покупаются, а также сдаются в аренду по немалым ставкам.

Вересаева, 6

Жилой дом на западе Москвы, по адресу улица Вересаева, 6, считается первым элитным в столице. Построен он был в 1994 году по индивидуальному проекту, в настоящее время по своим характеристикам дотягивает до бизнес-класса. В доме около сотни квартир, самая маленькая — в открытой продаже, имеет площадь 120 квадратных метров и стоит 38,5 миллиона рублей (здесь и далее — данные из базы ЦИАН).

Самая дешевая оценивается в 38 миллионов рублей — столько просят за 180-метровую «трешку» на шестом этаже. При этом в доме, судя по данным из объявлений, нет выдающейся инфраструктуры: покупателям обещают услуги консьержа, подземный паркинг, охрану территории дома, видеонаблюдение. Набор более чем скромный, что не мешает заламывать 220-миллионный ценник.

В такую сумму оценили пентхаус, занимающий 13, 14 и 15 этажи здания. Общая площадь квартиры — более 500 квадратных метров. Отделка, как и следовало ожидать, дизайнерская.

«Золотые ключи»

Две очереди ЖК «Золотые ключи» возвели на Минской улице в 2002-2003 годах. В строительстве участвовала компания Miraх Group Сергея Полонского, позднее канувшая в Лету. Список жителей элитного комплекса не раскрывался и не раскрывается, но, по данным СМИ, квартирами в нем владеют звезды шоу-бизнеса — участник Comedy Club Гарик Мартиросян, музыкант Владимир Пресняков, рэпер Тимати и актриса Елена Воробей. «Новая газета» в 2008-м утверждала, что в «Золотых ключах» живет и Дмитрий Медведев, в ту пору занимавший пост главы государства. По данным издания, политик занимал почти 365-метровую квартиру в доме №1А на Минской улице.

ЖК «Золотые Ключи 1»

В настоящее время минимальная стоимость квартиры в ЖК «Золотые ключи 1» — 33 миллиона рублей. Во второй очереди ценник ниже — от 16 миллионов рублей. Максимумы достигают 431 миллиона и 270 миллионов соответственно.

«Эдельвейс»

Из окон верхних этажей «Золотых ключей» можно увидеть другой образец лужковского стиля в архитектуре — небоскреб «Эдельвейс» на Давыдковской улице, в пяти минутах ходьбы от станции метро «Славянский бульвар». Это первое здание, построенное в 2003 году в рамках программы «Новое кольцо Москвы» (она предполагала возведение 60 высоток в разных районах города, но не была реализована). 43-этажный дом насчитывает около 330 квартир. В комплексе есть собственный аквапарк, бар, ресторан, супермаркет, салон красоты, фитнес-центр и прочая инфраструктура. Вишенка на этом жилищно-архитектурном торте — вертолетная площадка.

Разброс цен в комплексе колоссальный, двадцатикратный: самая дешевая квартира оценивается в 23,5 миллиона рублей («двушка» на 27 этаже), самая дорогая (общей площадью 410 квадратных метров) — почти в 528 миллионов. Снять здесь жилье можно по ставке от 90 тысяч рублей в месяц.

Дом-яйцо

Дом-яйцо — практически единственный неудачник из числа первых элитных домов Москвы. Проект разработала группа архитекторов под руководством Сергея Ткаченко (он же спроектировал жилой дом «Патриарх» на Малой Бронной). Здание построили в 2002 году на улице Машкова (Басманный район), в проекте оно значилось флигелем.

Впоследствии «яйцу» безуспешно пытались найти хоть какое-нибудь применение, но в марте 2019-го, спустя 17 лет после ввода в эксплуатацию, оно все еще продается — почти за 429 миллионов рублей. В объявлении на портале ЦИАН его описывают как «архитектурный шедевр Москвы — квартира в виде яйца Фаберже». «Всего в квартире имеется четыре комнаты и лифт, а также подземная стоянка, — пишет автор. — Цокольный этаж занимает входная группа, тренажерный зал и сауна.

На первом уровне находится гостиная-столовая с кухней. На втором уровне расположены две спальни с балконами, каждая со своей ванной комнатой. Верхний уровень занимает гостиная с купольным потолком высотой 4,5 метра, покрытым художественной росписью в духе Ренессанса. Цокольный этаж (белого цвета) выполнен в виде ножек-волют с окнами-иллюминаторами.

Два жилых этажа отделаны красной керамической плиткой — окна и балконы спрятаны в глубоких нишах. Верхний уровень — купольная мансарда, покрытая медью».

«Интересно, что этот обособленный объект уже оценивается в меньшую или почти в такие же суммы, как и схожие по площади квартиры в соседнем доме, — говорит Ирина Доброхотова, председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой». — Например, там есть на четвертом этаже четырехкомнатная квартира меньшей площади — 308 квадратных метров, при этом собственник просит более 520 миллионов рублей. Все-таки классические интерьеры и комнаты правильной формы сегодня ценятся гораздо выше, чем вычурные. Кроме того, в скругленных комнатах крайне сложно эргономично расставить мебель и предметы интерьера».

Источник: lenta.ru

Рейтинг
Загрузка ...