Строительству или модернизации производства

которое будет способно эффективно конкурировать на рынке и более экономно использовать энергетические ресурсы.

Новое оборудование и технологии — обеспечат так же более высокое качество выпускаемой продукции с меньшими затратами!

Парк основного технологического обрудования — необходимо обновлять в Среднем через 40 000 часов или 5-8 лет использования.

а при современном уровне развития технологий и в зависимости от технологического вооружения конкурентов как правило — модернизацию проводят раз в 4,5 — 5 лет.

Если вы продолжаете использовать морально и технически устаревшее технологическое оборудование, перед вами постоянно стоит угроза потери конкурентоспособности предприятия и постепенного ухода с рынка.

Выбор между инвестированием значительного капитала в новое оборудование или модернизацией существующего оборудования — нетрудный.

Как правило — всегда дешевле модернизировать существующее производственное оборудование.

Но чтобы сохранять позиции и добиваться успеха на рынке, производственные предприятия должны постоянно модернизировать свои производственные мощности, с целью достичь максимальной эффективности производства и соответствовать как минимум средним требованиям своей отрасли.

Строительство и модернизация подстанций

Независимо от того какое технологическое оборудование вы планируете модернизировать — у нас уже сейчас есть более 150 Готовых проверенных практикой внедрения решений в области Автоматизации технологических процессов, чтобы помочь вам:

— Ускорить процесс модернизации.

— Снизить риски некачественных внедрений.

— Быстро получить экономический эффект от модернизации.

Инжиниринговая Компания «МагистральЭнерго» — на сегодняшний день — лидер в области разработки передовых проектов и технологий и систем автоматизации производства.

Мы поставляем на Российкий рынок технологии, системы и услуги, уже проверенные практикой работы и зарекомендовавшие себя в ключевых отраслях промышленности.

Мы регулярно выполняем проекты модернизации технологического оборудования на таких предприятиях как:

ООО «ЛАФАРЖ ЦЕМЕНТ», ООО «Холсим РУС», ЗАО «Вольво Восток», ООО «Континенталь Калуга», ООО «Волма Воскресенск», группа компаний «ВЕЗА» Брянск и др.

Мы входим в число крупнейших инжиниринговых компаний в России.

Наши услуги сертифицированы по ISO 9001 и соотвествуют международным стандартам качества.

Использование передовых инжиниринговых технологий и Готовых решений — позволяет нам выполнять проекты модернизации для промышленных предприятий за считанные недели,

а вам — получать быструю отдачу от вложенных инвестиций.

Наши ключевые компетенции:

-Инжиниринг полного цикла — от разработки проектной документации и монтажа, до внедрения, пусконаладки и обучения специалистов работе с новым оборудованием «под ключ»

-Проектирование технологических схем.

-Разработка систем автоматизации (АСУ ТП).

Строительство и модернизация производственной базы ГК Дмитровские овощи

-Автоматизация технологических процессов.

-Разработка шкафов управления и автоматики.

Вы получаете — комплексную услугу по модернизации — из одного окна в самые короткие сроки и без каких либо рисков.

Наше ключевое отличие — скорость разработки и выполнения проектов модернизации технологического оборудования за счет сотен наработанных готовых проверенных решений.

Средний срок разработки проекта составляет у нас 2-3 недели, а внедрения

Наши проекты модернизации и технического перевооружения — легко проходят экспертизу, а методы и системы автоматизации находится на уровне международных стандартов и одновременно соответствует современным требованиям отраслей и стандартам ГОСТ Р и МЭК.

Автоматизация производства (1)

Модернизация энергоснабжения (1)

Роботизация производства (1)

Чтобы повысить эффективность деятельности по критериям производиельность-качество-затраты — предприятию необходимо произвести модернизацию производства.

-Увеличение производительности: например до 10 000 тонн/мес (или 15 партий сутки от 3-х до 40 тонн продукта)

-Замена морально устаревших оборудования и технологии производства.

-Строительство современных автоматизированных установок: дозирования, поточного смешивания, взвешивания, плавки и т.д в зависимости от основной технологии.

Установка автоматического смешивания:

Установка весового дозирования:

Еще примеры по модернизации токарно-давильного станка GAMEC пр-ва Италия.

Модернизация производства может осуществляться Экстенсивным и Интенсивным путем.

К экстенсивным методам модернизации относят увеличение количества цехов, участков, персонала и оборудования в цехах.

При этом сохраняется прежняя технология производства продукции и не вносятся инновации в процесс.

При выборе Интенсивного пути модернизации — проводят совершенствование технологического процесса за счет внедрения новых технологий, методов и способов работы, а так же изменения структуры предприятия.

Модернизацию производства осуществляют по следующим направлениям:

1. Совершенствование технологии производства, выпуск более качественной и востребованной на рынке продукции. К совершенствованию технологии на предприятии можно также отнести улучшение технологической дисциплины производства, отслеживание расхода режущих инструментов, списание сырья и материалов по утвержденным нормам расхода.

Примеры проетирования технологии:

2. Автоматизация производства. После внедрения систем автоматизации (АСУ ТП) предприятие начинает работать более эффективно, повышается производительность, снижаются затраты на персонал.

Концепция автоматизации систем весового дозирования — готовое решение:

3. С целью снижения затрат электроэнергии в себестоимости продукции — Модернизация на производстве может осуществляться и по энергетической части.

Здесь сокращаются затраты на электроэнергию, устанавливается более энергосберегающее оборудование, внедряются современные стандарты Энергоменеджмента подбираются оптимальные по мощности двигатели, чтобы исключить перерасход электроэнергии.

Этапы модернизации производства:

ООО «МагистральЭнергоИнжиниринг» разрабатывает проекты технического перевооружения и модернизации на предприятиях стратегических отраслей с 2011 года и как полнофункциональная инжиниринговая компания оказывает полноценную поддержку в проекте.

Мы выполняем — проектирование концепции нового производства, проектирование технологии, подбор и поставка оборудования в тесном взаимодействии с вашими технологами, нашими специалистами и производителями, монтаж, пусконаладка, обучение и воод в эксплуатациию — при необходимости — сервисную поддержку

Вы можете выбрать конкретные технологические пакеты: полная, комплексная или частичная (поэтапная) модернизация.

Условно, процесс модернизации можно разделить на 7 основных этапов:

0.Проведение предварительного технологического аудита (при частичной модернизации). Или расширенного технологического аудита (при полной модернизации)

1.Принятие решения о модернизации на основании технологического аудита. Решение принимается, если для этого есть следующие предпосылки:

-большой объем аварийного и не поддающегося ремонту оборудования;

-большой объем устаревшего оборудования;

-недостаточная эффективность эксплуатируемого оборудования;

-необходимость увеличить производительность;

-расширение производства в перспективе.

2.Подбор оборудования. Наши специалисты подберут оптимальное по цене оборудование соответствующее отраслевым стандартам и усовершенствованной технологии производства, это важно так как от качества и характеристик оборудования напрямую зависит дальнейшая эффективность и окупаемость предприятия. Мы поставляем оборудование в сжатые сроки, это гарантирует что сама модернизация пройдет максимально быстро, не вводя производство в простой. Данный этап обычно объединяют с предыдущим, что бы здраво оценить текущее положение дел с перспективами, которые откроет модернизация производства.

3.Составление технико-экономического обоснования проекта. Рассчитываем все расходы, время окупаемости и ROI.

4.Привлечение финансов. Модернизация скорее всего потребует от вас привлечения кредитных ресурсов, однако договор поставки можно заключась не дожидаясь поступления финансовых средств, достаточно будет получить одобрение кредитной заявки.

5.Поставка оборудования. Данный этап на практике считается самым длительным и может достигать нескольких месяцев в зависимости от страны производителя оборудования.

6.Демонтаж устаревшего оборудования. Разборка станков, приборов и механизмов.

7.Доставка и монтаж и пусконаладка нового оборудования. Проведение испытаний. Введение в эксплуатацию до момента работы оборудования в штатном режиме обычно занимает до 3 месяцев.

СТЕПЕНЬ ИЗНОСА ОБОРУДОВАНИЯ:

Для принятия решения о модернизации оборудования необходимо определить степень его износа. Износ — технико-экономическое понятие, отражающее снижение уровня потребительских свойств машин и оборудования и уменьшение их работоспособности.

Для оценки рабочего состояния и физического износа оборудования рассчитывают процент износа объекта основных средств (оборудования) по формуле:

Процент износа = Амортизация / Первоначальная стоимость ОС × 100 %.

Первоначальная стоимость ОС — это сумма, которая была потрачена на приобретение или изготовление основного средства.

Спектрометр атомно-абсорбционный был приобретен предприятием за 3 500 000 руб. Срок полезного использования данного оборудования — 10 лет, амортизация начисляется равномерно (линейным способом) один раз в месяц.

С момента покупки спектрометр эксплуатировали в течение четырех лет. Необходимо рассчитать процент его износа.

Амортизационные начисления = 0,40 × 3 500 000 руб. = 1 400 000 руб.

Процент износа: 1400 000 руб. / 3 500 000 руб. × 100 % = 40 %.

Таким образом нужно рассчитать износ всего оборудования, которое подлежит модернизации. Также следует определить не только физический, но моральный износ оборудования (неактуальность, несоответствие текущим задачам производства).

ЗАТРАТЫ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ И ПОЛУЧЕННАЯ ВЫГОДА:

Предположим, в связи с моральным износом оборудования руководство предприятия, занимающегося лабораторными исследованиями, приняло решение провести модернизацию — вместо старого спектрометра приобрести спектрометр атомно-абсорбционный iCE3500 с программным обеспечением нового поколения.

Чтобы оценить все затраты на модернизацию и полученную выгоду, нужно рассчитать производственную мощность оборудования после проведения модернизации.

Производственная мощность — это максимально возможный годовой выпуск продукции в номенклатуре и ассортименте планового года при полном использовании оборудования и производственных площадей, а также при наилучших организационно-технических условиях производства.

Производственную мощность определяют как по всему предприятию в целом, так и по отдельным цехам или производственным участкам, где задействовано ведущее оборудование. К ведущему оборудованию относится оборудование, на котором выполняют основные, наиболее трудоемкие технологические процессы и операции по изготовлению изделий или полуфабрикатов.

План выпуска продукции напрямую зависит от производственной мощности, поэтому обоснованность программы производства должна подтверждаться расчетами производственной мощности, которые необходимы для производственного планирования.

Формула расчета производственной мощности (ПМ) предприятия:

где Вэф — эффективный фонд времени работы оборудования;

Тр — трудоемкость изготовления единицы продукции.

Эффективный фонд рабочего времени определяют исходя из количества рабочих дней в году, количества рабочих смен в один день, продолжительности рабочей смены за вычетом потерь рабочего времени.

Рассчитаем производственную мощность рассматриваемого предприятия, учитывая, что оно работает в одну смену. Продолжительность смены — 8 ч.

Произведем расчет эффективного фонда времени, если по производственному плану на год определено 248 рабочих дней, потери рабочего времени на ремонт оборудования и простои составляют 7 %.

Эффективный фонд работы предприятия составит:

(248 дн. × 8 ч) – 7 % = 1845 ч.

Трудоемкость изготовления единицы продукции определяется на каждый вид изготавливаемой продукции по отраслевым нормам, измеряется в нормо-часах.

Для определения производственной мощности нового оборудования (спектрометра атомно-абсорбционного iCE3500 с программой) необходимо рассчитать его мощность и сравнить со старым оборудованием. Для расчетов используем табл. 1.

В целом по предприятию производственная мощность после внедрения спектрометра нового поколения будет составлять 3690 исследований.

Зная производственную мощность, составим план модернизации производства. Расчеты представлены в табл. 2.

Как видно из табл. 2, после модернизации увеличиваются мощность оборудования и объем выпуска продукции, повышаются производительность труда и фондоотдача. Как следствие растет прибыль и рентабельность предприятия.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБОРУДОВАНИЯ:

Рассмотрим, как оценить затраты на модернизацию, если предприятие приняло решение сделать капитальные вложения в процесс модернизации.

Чтобы оценить затраты на модернизацию, нужно провести предварительные расчеты.

Капитальные вложения при модернизации оборудования производятся по формуле:

Ко = КI + Кн + Км + Кд – Л, (2)

где Ко — балансовая стоимость оборудования после модернизации;

К1 — стоимость оборудования до модернизации;

Кн — стоимость вновь проектируемых (приобретаемых) деталей, узлов и частей оборудования;

Км — затраты на монтаж проектируемых (приобретаемых) узлов и деталей (принимаются в размере 6–8 % от их стоимости);

Кд — затраты на демонтаж узлов и деталей, подлежащих замене (5–7 % от их стоимости);

Л — ликвидационная стоимость заменяемых узлов, деталей (по цене металлолома).

Определим цену проектируемого оборудования.

Допустим, стоимость нового технологичного оборудования по расчету составила 4 207 880 руб. (расчеты приведены ниже).

Рассчитаем стоимость затрат на изготовление узлов и частей оборудования по табл. 3.

Из таблицы 3 следует, что затраты на изготовление оборудования составили 3 506 567 руб. Составим сметы по затратам.

В таблице 4 представлены расчеты затрат на основные материалы, в табл. 5 — на покупные полуфабрикаты.

Рассчитаем заработную плату (ЗП) основных производственных рабочих, которые участвуют в процессе изготовления оборудования. Формула расчета выглядит следующим образом:

ЗП = ТСч + В × Кдоп × Крк, (3)

где ТСч — часовая тарифная ставка изготовителя, руб.;

В — затраты времени на изготовление, н/ч;

Кдоп — коэффициент дополнительной зарплаты (принимается в размере 1,1);

Крк — районный коэффициент (1,15).

Затраты времени на изготовление (В) определяют в зависимости от веса металла и нормы времени на 1 кг металла:

где А1 — черный вес металла, кг;

А2 — чистый вес металла, кг.

По норме определяем В1 и В2 — 0,4 н/ч на 1 кг металла.

В нашем случае А1 = 13 460 кг (см. табл. 4).

Читайте также:  Получение земли многодетным семьям под строительство

Подставим это значение в формулу расчета чистого веса металла:

А2 = 0,95 × А1= 0,95 × 13 460 кг = 12 787 кг.

Подставляя данные в формулы (5) и (6), получим:

В1 = 0,4 н/ч × 13 460 кг = 5384 н/ч.

В2 = 0,4 н/ч × 12 787 кг = 5114,8 н/ч.

Определим затраты времени на изготовление по формуле (4):

В = 5384 н/ч + 5114,8 н/ч = 10 498,8 н/ч.

Допустим, часовая тарифная ставка изготовителя — 70 руб. Тогда заработная плата составит:

ЗП = 70 руб. × 10 498,8 н/ч × 1,1 × 1,15 = 929 668,74 руб.

По статье «Страховые взносы» расчет производим по итоговой ставке 30,2 %:

929 668,74 руб. × 30,2 % = 280 760 руб.

Износ инструмента рассчитывается в размере 8 % от стоимости обрабатываемого материала и полуфабрикатов:

(747 918 руб. + 86 928 руб.) × 8 % = 66 788 руб.

Цеховые расходы по бухгалтерским данным составили 150 % от зарплаты основных производственных рабочих. Цены на материалы и полуфабрикаты приняты по сложившемуся уровню базового предприятия.

Определим затраты на новое оборудование:

3 506 567 руб. × 1,2 = 4 207 880 руб. (это значение подставляем в формулу (2)).

Подведем итоги капитальных вложений на модернизацию оборудования:

Ко = 5 620 800 + 4 207 880 + 252 470 + 140 520 – 720 940 = 9 500 730 (руб.) — общие затраты капитальных вложений.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАМЕНЫ ОБОРУДОВАНИЯ ПРИ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА:

Главная задача при принятии решения по модернизации производства — заменить функциональные объекты основных средств на более совершенные с технической точки зрения. Чтобы оценить эффективность замены старых основных средств на усовершенствованные, необходимо сделать расчеты, так как новое оборудование будет стоить дороже.

Оценим эффективность инвестиционного проекта, который заключается в покупке нового оборудования стоимостью 5 млн руб., сроком использования 5 лет. Для покупки оборудования предприятие использует 1,5 млн руб. собственных средств и берет кредит в банке в размере 3,5 млн руб. под 12 % годовых.

При использовании этого оборудования себестоимость снижается с 2,7 до 2,4 млн руб.

Показатели выручки и себестоимости по годам представлены в табл. 6.

С помощью табл. 7 рассчитаем показатели инновационного проекта.

Согласно данным расчетов, приведенных в табл. 7, заемные средства в сумме 3500 тыс. руб. предприятие погасит в течение трех лет. На выплату процентов по кредиту идет 748 тыс. руб. Таким образом, затраты инвестиционной деятельности составляют 5748 руб. (1500 собственные средства + 3500 кредит + 748 проценты за кредит).

Накопленный доход от операционной деятельности в общей сложности составит 9050 тыс. руб., а накопленный дисконтированный доход — 6516 тыс. руб.

Далее определим эффективность инвестиционного проекта без дисконтирования с помощью табл. 8.

Из таблицы 8 следует: чистый доход от инвестиционной деятельности составил 3302 тыс. руб. в конце года (17 400 руб. сумма денежных потоков нарастающим итогом – 14 098 руб. сумма денежных оттоков нарастающим итогом).

Индекс доходности затрат определяется отношением денежных потоков нарастающим итогом к сумме денежных оттоков:

17 400 тыс. руб. / 14 098 тыс. руб. = 1,23.

Индекс доходности инвестиций на конец периода — 1,57.

Финансовые результаты проекта:

первый год — 0 (1787,5 – 420 проценты – 1367,5 уплата кредита);

второй год — 0 (1787,5 – 255,9 проценты – 1531,6 кредит);

третий год — 1152 тыс. руб. (1825 – 72,1 проценты – 600,9 кредит);

четвертый и пятый годы — по 1825 тыс. руб.

Финансовый результат проекта — 3302 тыс. руб. (9050 – 5748 затраты инвестиционной деятельности).

Рассчитаем показатели оценки эффективности проекта с учетом дисконтирования (табл. 9).

По данным табл. 9, чистый доход от инвестиционной деятельности составил 3 млн руб.

Внутренняя норма доходности — 23,58 %. Это больше, чем рассматриваемая ставка дисконтирования в 12 %.

Индекс доходности инвестиций (1,57) без учета дисконтирования и 1,30 (6516 / 5000) с учетом дисконтирования больше нормативного значения (норматив — 1,00).

Вывод: данный проект является финансово реализуемым и экономически целесообразным.

Негативные последствия отсутствия модернизации промышленного оборудования:

-Стремительное падение конкурентоспособности.

-Невозможность конкурировать с аналогичными объектами по причине устаревшей техники;потеря финансов.

-Практически невозможно получать выгоду, создавая продукцию на старом оборудовании. Низкая скорость производства и низкое качество;потеря рабочих мест.

-Тяжело работать на устаревшем оборудовании, так как большая доля ручного труда.

-Инновации привлекают не только потенциальных покупателей, но и рабочую силу.

Источник: magistrenergo.ru

Строительству или модернизации производства

В статье, обосновывая необходимость кардинального улучшения управления персоналом проектно-строительных организаций, автор раскрывает новые направления их деятельности, называет основные условия реализации системных мер, осуществляемых разными уровнями реагирования, приводит ряд методологических разработок. Одним из важных направлений инновационного подхода автор считает разработку и реализацию федеральной системы специальных, региональных и ведомственных программ развития персонала строительной сферы на основе анализа лучшего мирового и отечественного опыта, имеющихся научно-теоретических разработок и имеющихся ресурсов. Особую роль в решении задач ускорения инновационной модернизации проектно-строительного производства должны играть организации первичного звена управления, их менеджеры и специалисты, а также образовательные учреждения.

1. Бобков К.И., Сапожников В.Н. Научные проблем экономики строительства: учебное пособие. – М.: Изд-во Ассоциации строительных ВУЗов, 2006. – 224 с.

2. Жбанов П.А. Императив инновационных управленческих компетенций в сфере развития экономических знаний // Экономика строительства. – 2011. – № 1(7).

3. Инновационное развитие экономики России: национальные задачи и мировые тенденции: Международная конференция; Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, Экономический факультет: сборник статей: в 2 т. – М.: МАКС Пресс, 2008. – Т.2.

4. Никифоров А.Д. Управление качеством: учеб. для вузов. / А.Д. Никифоров, А.Г. Схиртладзе. – М.: Студент, 2011. – 717с.: ил.

5. Строительство в России // Аналитический материал Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, 2010. http:// www.gks.ru/doc_2010/stroit10.rar.

6. Управление качеством образования в регионах России: монография /В.Г. Садков, В.А. Голенков, Д.В. Аронов, Т.Б. Брехова, Т.Г.

Вайдерова, Ю.С. Степанов, П.Н. Машегов. – 2 изд., перераб., доп. – М.: ОАО Издательская группа «Прогресс», 2007. – 262 с.

7. Череповский А.П. Стратегическое развитие управление персоналом в строительстве: Монография// А.П. Череповский. – Орёл: Изд-во Орел ГАУ, 2007. – 376 с.

8. Череповский А.П. К вопросу об инновационном развитии отечественного производства в капитальном строительстве // Вестник Орел ГАУ. – 2011. – № 4(31).

9. Четверик Н.П., Грунин И.Ю., Ханухов Х.М., Пироцкая Л.М., Шляпников А.А., Деревянко А.А. Методические рекомендации по оценке эффективности инноваций в строительстве. НОСТРОЙ, 2011 http://www.nostroy.ru.

Новые социально-экономические системы в разных странах и сферах деятельности всё больше и активнее развиваются по законам инновационного конкурентного соперничества и эффективного использования ресурсов, среди которых трудовые, формирующие их инновационный капитал, – ключевые [3].

Базируясь на постоянном воспроизводстве интеллектуальных продуктов, инновационная деятельность творческого персонала современных фирм создает условия конкурентного превосходства, представляющего собой важнейший источник их социально-экономического развития [10].

Отечественное строительное производство, будучи катализатором развития экономики, переживает застаревшую тенденцию вяло-текущего научно-технического развития, являющегося следствием недостаточно активной политики государства в постреформенный период по сдерживанию «сползания» образовательно-культурного уровня специалистов в рыночную стихию и восполнению дефицита их квалификационного потенциала, необходимых для осуществления прогрессивного переустройства, всё более утрачивает конкурентные преимущества в ряде направлений и теряет потенциал развития.

Так, например, среди крупных строительных фирм мирового рынка отечественных, составляющих конкуренцию, нет. Многие наши строительные проекты и объекты грешат значительными упущениями и просчетами. Цена строительной продукции стремительно растет, а качество отстает от требований рынка [5].

В России немало проектов осуществляют зарубежные фирмы, тогда как мощности отечественного производства используются не в полной мере. Приобретая первый опыт рыночного хозяйствования, наши менеджеры медленно приводят строительство в стадию стабилизации [5].

Следует обратить внимание руководителей разных уровней на то, что менеджеров в строительной сфере трудятся миллионы, а эффективных, развивающих инновационное производство, большой дефицит. Для решения задач значительных масштабов качества и эффективности – производства продукции мирового уровня в строительстве необходимы, прежде всего, новые менеджеры, способные достигать «выкристаллизации» синергетического эффекта в трудовых коллективах и умело его использовать [4].

Эти процессы осуществляются под воздействием ряда объективных сдерживающих факторов. Основные среди них: недостаток инвестиций и изношенность производственных фондов, масштабность проблем научно-технического, законодательно-нормативного, социально-экономического характеров, а также инновационная инертность менеджеров, специалистов и других работников. Их проявления хорошо известны [6,7,8].

Следует отметить, что с целью преодоления этих факторов правительством принимаются меры: растут объемы инвестиций в экономику на образование и другие социальные сферы; улучшается международное взаимодействие и т.д. Вместе с тем радикальных мер к ускорению инновационной модернизации отрасли на разных уровнях управления производством принимается ещё крайне недостаточно, и требуется более эффективное совершенствование этой деятельности.

Проводить такую работу следует с учетом всех технологических переделов и инвестиционных циклов, схему этапов которых автор предполагает на рисунке 1.

Совершенствование инновационной модернизации строительного производства следует осуществлять по четырём основным направлениям, которые характеризуются:

· созданием современной производственной базы и обновлением производственных фондов;

· совершенствованием организационно-управленческих систем строительной сферы;

· кардинальным улучшением функционирования систем среднего и специального образования, нацеленных на существенное наращивание культурного и интеллектуального потенциала персонала, способного создавать инновационную продукцию, и повышением качества жизни и труда работников [1,7,8].

Передача функций бывших министерств строительства на уровень региональной власти предопределяла совершенствование управления производством созданием саморазвивающихся строительных организаций (СРО). На деле же нередко это приводило к очередному бюрократическому барьеру развития и подмене термина научно-техническое совершенствование простым обслуживанием рутинных функций инвестиционно-строительной сферы.

Можно сказать, что научно-технических прогресс (НТП) в строительстве сдерживает организационно-управленческую незавершенность системы управления его развитием, а действующая система СРО не имеет потенциала для радикального её совершенствования. Очевидно, что преодоление наших отставаний сопряжено с необходимостью принятия сложных системных мер и волевых действий всех уровней власти.

Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым (на совещании в Ростове-на-Дону 17.08.12 г.) поставлены амбициозные задачи: в ближайший и средне-срочный периоды в экономике долю инновационной продукции повысить на 30 % против имевшегося уровня 2011 г.: производительность труда в течение 6 лет повысить в 1,5–2,0 раза.

Известно, что главным средством интенсификации творческих процессов и формирования инновационного производства в таких масштабах и уровнях является существенное ускорение научно-технического прогресса во всех сферах и отраслях экономики, обеспечивающегося соответствующим ростом квалификационного потенциала персонала. Совершить такой «прорыв» возможно лишь путем значительного улучшения управления персоналом, перевода этой деятельности в каждой организации на новый научно-обоснованный уровень и постоянную основу, создания соответствующей инфраструктуры во внешней среде [7].

Трансформируя подходы к творческой деятельности персонала организаций, следует особое внимание уделять развитию его интеллекта, повышению профессионального и квалификационного уровня, гарантирующего востребованную рынками конкурентоспособность как работников, так и результатов их труда (процессов, технологий, продуктов, системы).

Решение этих проблем связано с решениями федеральной власти об:

· увеличении ресурсного обеспечения процессов модернизации, научных исследований и опытно-конструкторских работ;

· технологическом переоснащении производства;

· сертификации и стандартизации новых продуктов, изделий, технологий, методов;

· создании эффективной инновационной инфраструктуры. При этом важнейшим направлением деятельности руководителей разных уровней должно быть стремление к максимально эффективному использованию так называемых внутренних резервов и всех ресурсов [4,6,7].

Опыт развитых стран мира и отечественного производства позволяет принять к сведению всем его участникам тезис о том, что интеграция науки и производства – неотъемлемый элемент современного инновационного процесса, а персонал – важнейший элемент их осуществления. Они подсказывают основные направления совершенствования деятельности любой организации, избравшей инновационный путь развития, и дают основу для формирования её новой инновационной политики не зависимо от формы собственности, стадии инвестиционного цикла, фазы инновационного развития или ресурсного обеспечения [1,6].

Как известно из теоретических положений, для решения подобных сложных производственных задач рекомендуется разработка соответствующих комплексных программ. В этой связи вытекает необходимость разработки и осуществления с участием государства федеральной и региональных программ инновационной модернизации строительства, которые должны определить генеральные стратегические направления его развития. К разработке и реализации таких программ должны быть привлечены не только министерские и академические силы, но и талантливые и способные менеджеры – лидеры и специалисты предприятий, бизнеса, вузов, чей труд нацелен на активное преодоление инерции научно-технического отставания от достижений лучших отечественных и зарубежных фирм, развитие творческой активности персонала, и чьи волевые усилия способны максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы и возможности каждого предприятия и региона. Выполнение таких программ должно содействовать «выкристаллизации» творческого и делового синергетического эффекта как в организационно-управленческих системах предприятий, так и в региональных аспектах [7,8].

Читайте также:  Технология строительства автомобильных дорог

Важной составляющей компонентой проводимых мер по инновационному перевооружению строительного производства должны стать вопросы к региональным и федеральным органам власти по укреплению государственно-технологической дисциплины, улучшению информационного обслуживания специалистов, восполнению недостающей части и улучшению имеющейся нормативно-законодательной базы, оздоровлению общественно-нравственных и культурно-воспитательных аспектов деятельности образовательной сферы, средств массовой информации и ведомств, обеспечивающих социально-экономическое развитие общества и каждой семьи [2].

В свою очередь на предприятиях должны быть разработаны и осуществляться комплексные организационно-технические мероприятия, в которых предусматриваются меры по созданию новой инновационной политики, включающей совершенствование организационно-управленческой системы и развитие персонала, ресурсное обеспечение достижения тактических и стратегических целей деятельности и улучшение социально-экономических и производственных условий жизни и труда работников.

Важными принципами формирования нового инновационного подхода совершенствования управления производством и развития персонала должны стать эффективные меры по созданию: постоянно обучающихся организаций, участков, специализирующихся на инновационном производстве; здорового социально-психологического климата в коллективах; бригад (специалистов), работающих на основе личных планов делового и творческого роста (ЛПДР, ЛПТР); условий и возможностей стажировок специалистов на лучших фирмах и т.д. [7,8].

Каждому менеджеру важно осознать необходимость этих изменений, особенно, усиления внимания вопросам развития интеллектуального потенциала персонала и эффективному использованию ресурсов.

Учитывая повышение роли личности в рыночных условиях, важным резервом менеджеров организаций являются меры по совершенствованию методов осуществления управления персоналом как в групповой форме, так и в индивидуальной, которые требуют от них более полного использования ресурсов и создания новых условий труда и стимулов. Из опыта работ современных прогрессивных фирм известно, что приоритетной концепцией управления инновационным характером труда является гуманистическая модель, базирующаяся на повышении качества жизни работников [1,3].

Отечественные строительные фирмы пока не располагают ресурсами для обеспечения реализации данной концепции в полной мере, однако, многие элементы мер воздействия на улучшение условий труда и жизни своих работников должны осуществляться. Среди них, например, могут быть:

· реализация системы постоянного обучения;

· улучшение адресной информации о достижениях НТП и результатах работ лучших фирм;

· повышение делового характера проводимых конкурсов и периодических аттестаций;

· создание специализированных участков, бригад, лабораторий, мастерских (в т.ч. макетных);

· улучшение обмена опытом с передовыми коллективами, новаторами, лидерами инновационного производства;

· усиление внимания межличностным отношениям в коллективе и выяснение необходимости помощи сотрудникам в улучшении условий труда, учебы, быта и т.д.;

· создание наглядной информации о результатах и планах инновационного развития в коллективе и их периодическое обсуждение;

· совершенствование должностных инструкций работников;

· разработка темников о проблемных участках и необходимых усовершенствованиях продуктов труда;

· улучшить работу с резервом кадров;

· зафиксировать порядок принятия, изучения, оценки и реализации научно-технических идей;

· разработать и реализовать стандарт организации о повышении научно-технической и социально-экономической корпоративной культуры;

· установить постоянный контроль за ходом реализации мероприятий и бизнес-планов инновационной модернизации производства [7,8].

Главную роль в формировании инновационного подхода к модернизации экономики, в т.ч. строительного производства, должна играть всё же сфера образования. Как на школьно-дошкольном, так и на высшем уровнях её новая система должна существенно повысить качественные характеристики обучения и воспитания обучающихся в духе бережного отношения к общечеловеческим ценностям, традициям и общей культуре. Она должна обеспечить подготовку специалистов, способных осуществить «технологический прорыв», эффективно влиться в мировой рынок и решать задачи социально-экономического развития отечественной экономики. Главной особенностью такой системы должна стать возможность создания, функционирования и развития новых инновационных форм управления инновационными знаниями во всех структурах, ведомствах, уровнях управления [1,2,6].

Один из их вариантов приводим в таблице 1.

Балльная градация инновационной деятельности
профессорско-преподавательского состава кафедры АПГС ИСИ

Виды инновационной деятельности

Удельный вес вида

Общий бал деятельности членов кафедры АПГС за период

Получение научных степеней, званий

Получение патента на изобретение

Выпуск учебного пособия с грифом УМО

Выпуск учебного пособия внутривузовской публикации

Участие в изобретениях и в научных трудах вуза

Выполнение хоздоговора (35-45 т.р.)

Реализация эффективного инновационного проекта

Публикация в мировой (периодической) печати

Публикация статьи в журналах, лицензированных ВАК`ом

Публикация статьи в сборниках ОрелГАУ

Доклад на конференции, симпозиуме, семинаре

Разработка комплекта документов УМК по дисциплине

Участие в выставках НТП

Разработка темы дисциплины на мультимедиа

Эффективная работа студенческих кружков

Работа с аспирантами и магистрами по НИР

Проведение культурно-спортивных программ

Получение призов и премий победителей конкурсов, выставок достижений НТП

Научное руководство диссертационными работами

Рецензенты:

Садков В.Г., д.э.н., профессор, руководитель научной школы ФГБОУ «Госуниверситет УНПК», научный руководитель кафедры «Государственное управление», заслуженный работник высшей школы, лауреат премии Президента РФ в области образования, г. Орел;

Калиничева Е.Ю., д.э.н., профессор кафедры «Бухгалтерский учёт» экономического факультета ФГБОУ «Орловский государственный аграрный университет», г. Орел.

Источник: science-education.ru

Строительству или модернизации производства

Аннотация
В данной статье рассмотрены особенности процесса модернизации на промышленных предприятиях в контексте теории управления проектами. Описаны основные этапы модернизации и функциональные участники процесса. Определены основные проблемы модернизации промышленных предприятиях в РФ.

Abstract
This article describes the features of the process of modernization of industrial enterprises in the context of the theory of project management. The basic stages of modernization and functional participants of process described. The main problems of modernization of industrial enterprises in Russia defined.

Библиографическая ссылка на статью:
Мысин И.В. Особенности проектов модернизации на промышленных предприятиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/01/10567 (дата обращения: 05.10.2022).

Кризис 90х годов резко сократил инвестиции в промышленные предприятия, что привело к моральному старению и высокому износу основных производственных фондов, а следовательно ухудшению качества продукции, повышения издержек и снижению конкурентоспособности промышленных предприятий. Необходимо отметить, что несоответствие выпускаемой продукции, отечественных предприятий, современным требованиям ставит под угрозу экономическую безопасность страны. В современных условиях отечественным предприятиям необходимо повышать конкурентоспособность и производительность труда, а возобновление конкуренции с импортными производителями невозможно без осуществления модернизации. Процесс модернизации предполагает техническое переоснащение производства в соответствии с современными требованиями к технике, технологиям и продукции.

Основными вопросами модернизации производства является оценка ожидаемой эффективности от реализации проекта и сопоставления выгод и затрат, оценка рисков реализации проекта и учет жизненного цикла продукции и технологии на основании технических, экономических и технологических экспертиз. В результате менеджмент предприятия должен выбрать приоритетные для реализации проекты с наибольшим планируемым экономическим эффектом и сосредоточить на них основные ресурсы.

Основными инициаторами и исполнителями проектов модернизации являются производственные службы предприятия. Решения по модернизациям принимаются специальным органом, принимающим решения, касающиеся инвестиционной деятельности предприятия, например инвестиционным комитетом.

Рассматривая осуществление модернизации в контексте теории управления проектами можно выделить 5 этапов, представленных на схеме ниже.

Рисунок 1. Этапы управления проектом модернизации.

Для включения проекта в годовую инвестиционную программу, инициатор проекта готовит предварительное технико-экономическое обоснование (ПТЭО). ПТЭО формируется на основании исходных данных, имеющихся в наличии у инициатора проекта модернизации на момент подготовки ПТЭО (предварительные разработки, экспертные оценки, предварительные сметные расчеты, подготовленные функциональными службами).

В случае принятия положительного решения по проекту на основании ПТЭО, органом инвестиционной деятельности предприятия формируются органы управления проектом (рабочая группа проекта и управляющий проектом).

Управляющий проектом готовит техническое задание на выполнение ТЭО проекта, а так же проводит выбор исполнителя работ по выполнению ТЭО. После окончания разработки ТЭО, управляющий проектом совместно с рабочей группой проекта готовят окончательный пакет документов для утверждения проекта, и выносит его на рассмотрение органом инвестиционной деятельности предприятия.

В отдельных случаях выполнение ТЭО может быть признано нецелесообразным. Например, по проектам по поддержанию, типовым проектам уже выполнявшимся на предприятии, мелким инвестиционным проектам. В таком случае принимается решение о начале проектно-изыскательных работ или реализации проекта, минуя стадию ТЭО.

Завершением этапа обоснования проекта модернизации является решение органа инвестиционной деятельности предприятия об утверждении и начале реализации проекта.

Рабочая группа и управляющий проектом модернизации готовят план-график выполнения работ по проекту и график финансирования, которые могут быть реализованы в виде календарно-сетевого графика. План-график выполнения работ обязательно должен содержать следующие разделы:

— график выполнения проектно-изыскательских работ (включая график проведения тендерных процедур, заключения договоров и график выдачи проектно-сметной документации;

— календарный график производства строительно-монтажных работ с разделением по объектам строительства;

— календарный график поставки оборудования.

Ответственный, из рабочей группы проекта, за ведение планов вносит в график все изменения, возникающие по ходу реализации проекта: корректировка сроков и объемов поставки оборудования и материалов по мере проведения процедур по выбору контрагента и заключения договоров, изменение сроков и объемов строительно-монтажных работ по мере готовности проектно-сметной документации и выполнения работ.

3) Реализация и отчетность.

Отчетность об исполнении планов реализации проекта модернизации готовится управляющим проектом и рабочей группой, предоставляется в соответствующий орган инвестиционной деятельности для контроля реализации проекта. Текущий отчет об исполнении графика работ и финансирования формируется ежемесячно и содержит следующую обязательную информацию:

— общая сумма договора (оценка стоимости работ выполняемых определенным исполнителем);

— объем выполненных работ в стоимостном выражении, накопительным итогом на начало отчетного периода;

— объем работ, запланированный на отчетный период;

— сумма запланированных оплат согласно утвержденному графику;

— сумма фактических оплат по состоянию на начало отчетного периода;

— сумма фактических оплат за отчетный период.

В случае если по результатам текущей отчетности произошли изменения, которые могут вызвать задержку реализации проекта более чем на 20% по длительности и/или привести к увеличению сметной стоимости проекта более чем на 10%, если возникли обстоятельства, ставящие под угрозу получение ранее заявленного эффекта или его снижение более чем на 20%, управляющий проектом обязан вместе с ежемесячным отчетом представить доклад в курирующий орган по инвестиционной деятельности, о причинах, вызвавших изменения и предложениях по устранению данных причин.

Проект считается полностью завершенным, когда завершены все мероприятия и объекты, предусмотренные утвержденным графиком и проектно-сметной документацией.

Датой завершения проекта является окончание горячих испытаний (испытаний под нагрузкой).

Основными документами завершающими капитальное строительство по проекту модернизации являются:

— акт об успешном прохождении технологических испытаний (холодного пуска);

— акт приема-передачи законченного строительством объекта;

— положительное заключение технадзора о соответствии построенного объекта утвержденному проекту строительства;

— разрешение на ввод в действие построенного объекта местного органа исполнительной власти.

После завершения проекта управляющий проектом готовит отчет о завершении проекта, в котором содержится сопоставление параметров, утвержденных на этапе обоснования, а также в техническом задании, с фактически полученными результатами реализации проекта модернизации с описанием корректировок, производимых в ходе реализации.

Мониторинг проекта осуществляется с момента начала производственной деятельности на объекте инвестиций, отчет по мониторингу предоставляется не реже чем раз в 6 месяцев и заканчивается при достижении проектом периода окупаемости.

В формате мониторинга производится контроль соответствия фактических показателей функционирования объекта инвестирования, запланированным при обосновании.

Момент достижения периода окупаемости определяется по текущему исполнению плановых показателей проекта, определяемому в отчетах каждые 6 мес. В случае исполнения плановых показателей момент окупаемости проекта должен совпадать с плановым сроком окупаемости.

В случае достижения периода окупаемости готовится документ с расчетом фактической эффективности, подтверждающий фактическую окупаемость проекта и завершающий мониторинг по проекту.

В случае если расчет эффективности строился на сравнении вариантов «до» и «после», вариант «до», для расчета фактического эффекта моделируется на основании предположения о дальнейшем существовании объекта в состоянии «до реализации проекта модернизации».

Управление проектом модернизации осуществляет управляющий и рабочая группа проекта. Кандидатура управляющего проектом представляется органом инвестиционной деятельности, который принимает решение о начале реализации проекта модернизации. Состав рабочей группы проекта представляется управляющим проектом.

Основные функциональные участники проекта модернизации и их функции:

1) Экономическая служба.

— расчет экономических показателей проекта модернизации;

— подготовка экспертных и иных заключений по проекту;

— согласование планов капитальных вложений;

— внесение предложений по формированию инвестиционной программы и анализ исполнения инвестиционной программы;

— анализ ситуации и мониторинг по проектам, внесение предложений по корректирующим воздействиям по результатам мониторинга.

2) Служба по работе с денежными потоками проекта.

Читайте также:  Что такое переуступка долевого строительства

— согласование и контроль платежей на всем жизненном цикле проекта;

— определение и планирование источников финансирования;

— координация и обеспечение процесса получения внешнего финансирования;

— контроль целевого финансирования проектов.

3) Служба капитального строительства – отдельное функциональное подразделение, определяющее капитальные затраты на проект и отвечающее за планирование, выполнение, текущий контроль и приемку объекта в эксплуатацию.

— определение мероприятий и составление сметы капитальных затрат по проекту;

— составление и мониторинг календарно-сетевого графика выполнения работ;

— подготовка экспертных и иных заключений по проекту, анализ ситуации и мониторинг;

— согласование, контроль и отчетность по затратам и платежам по проекту;

— подготовка и согласование планов капитальных вложений;

— анализ фактического исполнения планов капитальных вложений;

— заключение договоров, контроль хода их исполнения;

— приемка объекта в эксплуатацию;

4) Производственно-технические службы – основные инициаторы инвестиционных проектов, определяющие технические параметры проекта и отвечающие за достижение установленных показателей проекта.

— выработка идей для создания инвестиционного проекта;

— подготовка технических заданий;

— технико-экономическое обоснование инвестиций и технологические расчеты на этапе планирования;

— подготовка экспертных и иных заключений по проекту, анализ ситуации и мониторинг;

— приемка объекта в эксплуатацию, эксплуатация объекта после реализации;

— технический мониторинг проекта, выработка предложений по корректировке проекта.

5) Коммерческая служба.

— выработка идей для создания инвестиционного проекта через исследование рынка, корректировка вводных для проекта по ходу реализации;

— прогнозирование объемов реализации продукции и услуг;

— прогнозирование цен реализации готовой продукции и услуг по проекту;

— прогнозирование цен приобретения сырья и материалов, энергоресурсов и услуг по проекту;

— прогноз макроэкономических показателей развития рынков (курсов валют, уровня инфляции);

— подготовка заключений по проекту, анализ ситуации и мониторинг.

6) Юридическая служба – проводит правовую экспертизу договоров на соответствие действующему законодательству и минимизации правовых рисков в соответствии с локальными нормативными актами, регулирующими деятельность соответствующей службы.

7) Управление бухгалтерского и налогового учета

— проводит анализ договоров на наличие налоговых рисков;

— проводит расчет и согласование бюджетных эффектов от реализации проекта.

Для того чтобы получить желаемый результат от модернизации производства необходимо применить целый комплекс мер и одной из главных является формирование рациональной структуры источников финансирования модернизации на предприятии. Внутренними источниками финансирования являются прибыль и амортизация. Внешними источниками являются государственная политика, заемные средства, лизинг.

Государственная политика в этой области строится на необходимости формирования и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения по приоритетным направлениям, на исполнение которых концентрируются ресурсы и которые обеспечиваются государственной поддержкой.

Создание государством благоприятной инвестиционной среды, прямое бюджетное финансирование, поощрение капиталовложений в проекты модернизации и обеспечение необходимых для этого экономических условий, предоставление государством гарантированных займов или акционерное участие в бизнесе, безусловно, повышает объём частных инвестиций, так как государство не может быть единственным (и доминирующим) источником финансовых ресурсов для предприятий промышленности в силу того, что оно не обладает достаточной информацией и мотивацией для их развития [1].

Анализируя процессы модернизации на промышленных предприятиях РФ в современных реалиях – можно выделить главную проблему: нехватку денежных средств на осуществление своих планов. Отсутствие собственных средств не позволяет предприятиям приобретать современное оборудование для реализации проектов модернизации, а позволяет только устранять неисправности в действующем производстве, тем самым «удерживая предприятие на плаву». После событий декабря 2014 года и так, трудно получаемое, банковское кредитование стало практически недоступным. Тем более когда речь идет о инвестиционных проектах, ведь это высокий риск для банка, а значит еще более высокие процентные ставки и необходимость предоставления залога. В данной ситуации первостепенно необходимо усовершенствовать производственные процессы предприятия, исключая потери и используя другие не капиталоемкие средства повышения производительности, а так же развивать кадровый потенциал работников путем профессионального и производственного обучения.

  1. Ефимычев Ю.И., Трофимов О.В., Ломовцева А.В., Шипилов А.Г. Модернизация предприятия как источник повышения его конкурентоспособности.// УЭкС. №10 2013. URL: http://uecs.ru/marketing/item/2438-2013-10-17-08-12-19. (дата обращения: 19.12.2015).

Источник: ekonomika.snauka.ru

Роль и значение модернизации промышленности в современных условиях развития экономики

Сатторкулов, О. Т. Роль и значение модернизации промышленности в современных условиях развития экономики / О. Т. Сатторкулов, К. У. Рахматов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 1433-1435. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31077/ (дата обращения: 12.10.2022).

Промышленность представляет собой тот тип производства, по образцу которого осуществляется или может осуществляться преобразование всех других отраслей и сфер экономики. Для нее характерны относительно высокий уровень концентрации производства и труда, техники и технологии, применение гибких систем организации и управления производством, использование наиболее квалифицированной части рабочей силы общества, соблюдение режима экономии и т. п. Промышленность оказывает заметное влияние на формирование производственных отношений, развитие и укрепление межотраслевых связей, на весь ход расширенного воспроизводства в стране. Велика роль промышленности в создании новых или дополнительных рабочих мест, повышении уровня занятости населения. Не без участия промышленности достигается стирание существенных различий между городом и деревней, приближение уровня сельской жизни к городским условиям. Благодаря промышленности ускоряются научно-технический прогресс и темпы экономического развития, улучшается благосостояние народа.

За счет кардинальных структурных преобразований можно обеспечить ускоренный рост промышленности и довести ее долю в ВВП до 40 процентов против 33,5 процента в 2015 году, а долю сельского хозяйства снизить с 16,6 до 8–10 процентов, сократить энергоемкость ВВП примерно в 2 раза в результате широкого внедрения современных энергосберегающих технологий. О реальности поставленной задачи можно судить исходя из следующих расчетов. Для того чтобы добиться роста ВВП за 2016–2030 годы в 2 раза, достаточно обеспечить среднегодовые темпы прироста на уровне 4,8 процента, тогда как за истекшие 11 лет среднегодовые темпы роста ВВП в стране составили не менее 8 процентов. [1, с. 3].

В историческом плане промышленности всегда принадлежала ведущая роль в развитии экономики, но она не всегда могла реализовать эту судьбоносную миссию в полной мере и непрерывно. Сложилось так, что наряду с сельским хозяйством в промышленности преобладают в основном отрасли первичной переработки сырья, а отрасли, выпускающие готовую продукцию, в первую очередь товары народного потребления, занимают незначительный удельный вес. Совершенно неудовлетворительно развивались такие трудоемкие прогрессивные отрасли, как электроника, приборостроение, радиотехника, производство сложной бытовой техники и многие другие, которые могли бы лучше и больше занять трудоизбыточное население республики. Неоправданное развитие получили в республике водоемкие и вредные производства. [2, с. 24]

Последовательное претворение в жизнь рыночных принципов позволили Узбекистану не только создать новую экономику, но и приобрестиновое «лицо» в мировом сообществе.В экономике произошли серьезные структурные сдвиги, созданы совершенно новые отрасли и производства. Благодаряразвитию промышленности, экономика теряет свою былую сырьевую направленность и заметно становится индустриальной, наблюдается тенденция снижения экспорта сырья и рост экспорта готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Растет позитивное влияние промышленности на развитие экономики и благоустройства села. Одновременно растут и обновляются основные фонды и производственные мощности самой промышленности, особенно отраслей, занятых производством современных орудий и предметов труда, что способствует, с одной стороны, развитию и укреплению производственного потенциала промышленности, а с другой-росту производства как промышленных, так и непромышленных товаров и изделий, а также насыщенности ими внутреннего рынка.

Важно подчеркнуть роль промышленности в улучшении экспортных параметров экономики. Дело в том, что экономическая устойчивость и конкурентоспособность любой страны, а также ее имидж в мировом сообществе не ограничивается только достигнутым показателем общего роста или прироста промышленного производства. В условиях глобализации и развития мирохозяйственных связей особое значение имеет участие и реализация национальных продуктов на внешних рынках. Во многих случаях именно через продукцию, созданную в той или иной стране, потребительский мир создает к ней свое отношение и доверие.

Структурные преобразования, опережающее развитие высокотехнологичных отраслей и производств, нацеленных на дальнейшее повышение конкурентоспособности и укрепление позиций Узбекистана на мировых рынках, является основным приоритетным направлением не только промышленной, но и всей социально-экономической политики, начатой еще с первых дней независимости республики. Речь идет, прежде всего, о таких отраслях промышленности, которые, с одной стороны, обеспечивают диверсификацию производства и выпуск продукции, вызывающей высокий потребительский спрос, а с другой-ориентированы на использование имеющихся в стране богатых источников сырья и ресурсов. Данное условие, являющееся, по сути, основным правилом осуществления производственно-хозяйственной деятельности любого предприятия, служит ориентиромдля достижения не только высокой рентабельности производства, но и сокращения импорта товаров, особенно тех, которых можно производить из собственных ресурсов и собственными силами.

Только отказ от устаревших наших производств и предприятий, продукция которых уже сейчас не вызывает никакого интереса на международном, а завтра не будет вызывать и на нашем внутреннем рынке, строительство современных предприятий и высокотехнологичных комплексов-локомотив экономического роста и одновременно последовательная реализация глубоко продуманной и взвешенной программы модернизации базовых отраслей и необходимой инфраструктуры-вот та востребованная, жизненно необходимая сегодня политика которая может и должна для нас надежный выход на мировой рынок экспорта, стабильное финансово-экономическое положение, высокий уровень и качество жизни населения страны. [3, с. 2]

Промышленность – фондосоздающая отрасль национальной экономики. Создавая машины, оборудование и прочие виды современной техники, она способствует росту фондо- и механовооруженности труда, а также повышению его производительности. Не менее важно то, что изготовление техники новых поколений в сочетании с применением передовых технологий служит основой для организации массового производства, его комплексной механизации и автоматизации. Особая роль и воспроизводственные функции промышленности выводят её на плоскость особого внимания со стороны государства. Модернизация, диверсификация, техническое и технологическое перевооружение производства-это тот главный путь, по которому сегодня идут почти все отрасли экономики.

Программный подход-основной принцип всех преобразований, осуществляемых в стране. Программой модернизации, технического и технологического перевооружения и диверсификации производства обладают почти все отрасли экономики, особенно базовые. Эти отраслевые программы, во-первых, взаимоувязаны и являются составной частью программы модернизации и обновления промышленности, как фундамента экономики, а во-вторых, обладают последовательностью и непрерывностью осуществления. Так, в 2012–2016 годах, в соответствии с принятой Программой развития промышленности, с учетом отмеченных отраслевых программ модернизации, технического и технологического перевооружения производства, предусматривается реализация более 270 инвестиционных проектов расчетной стоимостью 6,2 млрд. долларов. Онидолжны способствовать не только расширению объемов производства и освоению новых видов конкурентоспособной продукции, но и улучшить экономическое и финансовое состояние предприятий, повысить рентабельность отечественного промышленного производства.

Осуществляя современную инновационную промышленную политику, а также претворяя в жизнь программы модернизации, технического и технологического перевооружения производства страна стремится выйти на новый уровень развития и использования производительных сил, создать конкурентоспособную и эффективно функционирующую экономику.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что развитие промышленности-одно из главных направлений подъема экономики, которого можно добиться более быстро и качественно путем модернизации, технического и технологического перевооружения производства. Однако в проблеме модернизации промышленного производства необходимо улавливать не только технический, но и экономический аспект. Дело в том, что даже совершенная техника или технология, не дающая при внедрении в производство достаточного эффекта, не приводящая к снижению издержек, росту производительности труда и качества продукции не имеет практического смысла. Кроме того, важно не упускать из виду то, что модернизация, техническое и технологическое перевооружение производства-это не рядовое организационно-техническое мероприятие, обходящееся предприятиям без особых усилий и затрат. Поэтому, осуществляя всецело промышленную политику, в том числе занимаясь вопросами модернизации и диверсификации производства, предприятия не должныупускать из виду большие возможности интенсивного пути развития промышленного производства.

  1. Каримов И. А. Наша главная цель-несмотря на трудности, решительно идти вперёд, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создавая ещё более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса // Народное слово, № 11. 16.01.2016.
  2. Каримов И. А. Узбекистан на пороге достижения независимости. – Т.:ИПТД «Узбекистан», 2011. – 383 с.
  3. Каримов И. А. Наша главная цель-решительное продвижение по пути развития, демократического обновления и модернизации страны // Народное слово. № 237, 06.12.2014.

Основные термины (генерируются автоматически): диверсификация производства, отрасль, промышленное производство, технологическое перевооружение, технологическое перевооружение производства, внутренний рынок, готовая продукция, мировое сообщество, отрасль экономики, программа модернизации, производство, промышленность, процент, развитие экономики, сельское хозяйство.

Источник: moluch.ru

Рейтинг
Загрузка ...