Ствольная конструктивная система в качестве основной несущей конструкции здания, воспринимающей нагрузки и воздействия, содержит вертикальный пространственный стержень – ствол жесткости (закрытого или открытого сечения) на всю высоту здания. Поскольку ствол чаще всего располагают в геометрическом центре плана, возник и распространенный термин «ядро жесткости».
Стволы жесткости представляют собой наиболее специфичную для вы сотого строительства внутреннюю вертикальную несущую конструкцию. Перекрытия опираются непосредственно на стволы, здания могут быть одно- и многоствольными. Самый распространенный вариант конструкции – центрально расположенный монолитный железобетонный ствол. В зависимости от нагрузки (этажности) толщина стен ствола в нижнем ярусе может достигать 60–80 см, а в верхних сокращаться до 20–30 см.
Ствольные конструктивные системы рекомендуется применять при строительстве зданий, в которых необходимо свободное пространство под зданием, а также при сложных инженерно-геологических условиях.
Стволопроходческий комплекс VSM 8000
Ствольная конструктивная система характеризуется тем, что все горизонтальные и вертикальные нагрузки воспринимаются конструкциями ствола, состоящего из монолитных стен или отдельных диафрагм, объединенных в пространственный элемент (рисунок 3.4.4.). Применяется в случаях, когда необходимо повысить амортизационную способность сооружения к сейсмическим толчкам.
В ствольных конструктивных системах вертикальными несущими конструкциями являются стволы, образуемые преимущественно стенами лестнично-лифтовых шахт, на которые непосредственно или через распределительные ростверки опираются перекрытия. В свою очередь, стольные системы имеют свои разновидности: консольное опирание перекрытий на ствол, подвешивание внешней части перекрытия верхней несущей консоли («висячий дом») или его опирание посредством стен на нижерасположенную несущую консоль, кроме дудочное расположение несущих консолей высотой в этаж с передачей в них нагрузки отчасти этажей.
Стволом или ядром высоты зданиях является жесткий (монолитно выполненный) лестнично-лифтовой узел. В первом случае перекрытия жестко защемляются в стенах ствола, во втором свободно опираются на ствол и удерживаются подвесками, закрепленными в верхней или промежуточной части ствола.
В зданиях с консольными перекрытиями (этажами) наружные стены не доходят до уровня фундамента, а поддерживаются либо консольными конструкциями опертых на ствол перекрытий, либо консольными поясами. Перекрытия опирают с одной стороны на центральный лестнично-лифтовой ствол, а с другой – на вертикальные подметки (стальные пли железобетонные). Подвески в зданиях таких типов могут быть из стальных полос, прокатных профилей, каната, стержней, монолитные железобетонные предварительно напряженные, сборные, предварительно напряженные, сталежелезобетонные. Подвески закрепляют или к вершине ствола или к консольному оголовку. Размеры консольных пажей в плане превышают размеры нижнего этажа, который, как правило, остается открытым.
Боковые стволы скважины. Бурение боковых стволов (ЗБС)
Рис 3.8. Ствольные конструктивные системы ( с одним несущим стволом):
а,б – консольные; в,г – этажерочные; д,е – подвесные; 1 – несущий ствол; 2 – консольное перекрытие; 3 – консоль высотой в этаж; 4 – консольный мост; 5 – ростверк; 6 – подвеска на нижних этажах высотных зданий (приемлемо высокопрочных бетонов классов В50 и В60)
Рис 3.9. Ствольно-стеночные конструктивные системы:
а – открытые угловые и замкнутые наружные стволы; б – поперечные диафрагмы и угловые стволы; в – продольные диафрагмы и центральный ствол; г – открытые и замкнутые стволы по периметру; д – замкнутые угловые и центральный ствол; е – треугольные стволы по периметру.
Рис 3.1.5.1. Ствольные конструктивные системы
По типу главных опор, воспринимающих все вертикальные и горизонтальные нагрузки, конструктивные схемы зданий с подвешенными этажами условно делят на три основные группы: со ствольными опорами; со стоечными опорами; с арочными опорами. Особую группу представляют здания с комбинированными опорами, например, в виде ствола и стоек.
Данная конструктивная схема открывает широкие возможности для поиска интересных архитектурно-планировочных и композиционных решений зданий.
Еще одной системой, применяемой при строительстве высотных зданий, является подвесная система, которая обычно возводится снизу-вверх, когда этажи могут подвешиваться к ядру жесткости и фермам (покрытия).
За последние десятилетия возведено свыше 100 уникальных зданий ствольно-подвесной системы. При этом количество подвешенных к ростверкам этажей колеблется в очень широких пределах: от 3−4 до 20.
В ходе внедрения ствольно-подвесной системы были применены различные конструкции подвесок −стальных и железобетонных. Наименее деформативными оказались преднапряженные железобетонные подвески с канатной или стержневой арматурой.
Первоначальная ориентация на стальные подвески − полосовые, канатные или из
жестких профилей − не оправдалась. Под воздействием переменных температур наружного воздуха и релаксации стали такие подвески оказались деформативными, что повлекло за собой необходимость частых косметических ремонтов в помещениях из-за возникновения трещин в отделке при перемещении подвешенных краев перекрытий.
Кроме того, стальные подвески требуют дополнительной защиты от огня и коррозии.
Обычно стальные подвески проектируют только на вертикальные нагрузки. Однако не исключено их участие в совместной работе со стволом на горизонтальные нагрузки. Для этого преднапряженные подвески должны быть целостной системой, заанкеренной в основании ствола.
Модификация ствольной системы консольного типа имеет в качестве основной горнзонтальной несущей конструкции мощную железобетонную структуру в нижней зоне ствола. Она представляет собой, как правило, пространственную консольную в двухнаправлениях преднапряжепную коробчатую конструкцию высотой в 3–5 м.
На ней монтируют различные 10–15-этажные конструкции (от стержневых до объ-
емно – блочных), воспринимающих преимущественно вертикальные нагрузки.
Рис. 3.5.1.2. Конструктивная система с поперечными несущими стенами гостиницы «Измайлово» (Москва, Россия)
Рис. 3.4. Системы зданий с несущими стенами:
Рис 3.4. Системы зданий с несущими стенами:
а, б, в, д , ж, з- с поперечными и продольными внутренними стенами; г – с перекрестными непараллельными стенами; е – с радиальными стенами
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 3623 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Назначение стволов и их классификация
Ствол шахтный (С.ш.) — вертикальная горная выработка, имеющая выход на поверхность.
Ствол шахтный слепой (С.ш.с.) — вертикальная горная выработка, не имеющая выхода на поверхность.
С.ш. в зависимости от своего назначения подразделяют на эксплуатационные (С. ш. э.), строительные (С. ш. ст.) и разведочные (С. ш. р.).
С.ш.э. предназначены для обслуживания в период эксплуатации всего шахтного поля или его части: крыла, блока, горизонта. В зависимости от положения относительно шахтного поля С.ш.э. подразделяют на центральные, фланговые и блоковые. а от основного функционального назначения — на главные и вспомогательные.
С.ш.э. служат для выдачи полезного ископаемого. В рудной промышленности их называют рудоподъемными.
С.ш.э. вспомогательные предназначены для спуска — подъема людей (людские); спуска — подъема людей, материалов и оборудования (грузо-людскне); выдачи породы (породные); вентиляции (воздухоподающие и воздуховыдающие); спуска закладки (закладочные); спуска леса (лесоспускные); водопони-жения (дренажные); прокладки трубопроводов и кабелей различного назначения (трубокабельные), обеспечения запасного выхода и др.
Часто С.ш. выполняют несколько функций одновременно. В этом случае их называют по главной из них.
С. ш. ст. используют для ускорения строительства подземного комплекса горных выработок шахты (рудника). В дальнейшем они могут быть переоборудованы для выполнения одной из указанных выше функций. К С. ш. ст. относят и углубочные стволы, служащие для углубки С.ш.э. в процессе разработки шахтного поля.
С.ш.р. используют для разведки или доразведкн шахтного поля перед строительством шахты (рудника) или в период ее эксплуатации. Если в дальнейшем предусматривают использование С.ш.р. для целей эксплуатации, то их называют разведочно-эксплуатационными.
С. ш. могут иметь круглую (рис. 1.1, а), прямоугольную (рис. 1.1, б), криволикую (1.1, в), эллиптическую (рис. 1.1, г) и прямоугольную с выпуклыми короткими сторонами (рис. 1.1, д) формы.
Рациональность использования поперечного сечения С.ш. для размещения подъемных сосудов, лестничного отделения, труб и кабелей характеризуется отношением всей площади сечения ствола к полезной.
Для указанных форм сечения С.ш. это соотношение составляет: прямоугольная 1, криволикая 1,22, эллиптическая 1,27, круглая 1,3.
Несмотря на то, что прямоугольная форма позволяет наиболее рационально использовать площадь сечения С.ш., она имеет ограниченное применение, так как обладает рядом существенных недостатков: низкой несущей способностью крепи; большой трудоемкостью высечки углов, особенно в крепких породах; сложностью обеспечения водонепроницаемости и др.
С.ш. эллиптической, криволикой и прямоугольной с выпуклыми короткими сторонами форм применяют только при реконструкции стволов с заменой деревянной или металлической крепи на монолитную бетонную или железобетонную, когда необходимо сократить объем выемки породы.
С.ш. круглой формы поперечного сечения более удобны для организации и механизации проходческих работ, обеспечивают наибольшую устойчивость вмещающего породного массива, лучше противостоят давлению горных пород, более удобны для герметизации крепи. В связи с этим они получили наибольшее распространение в практике шахтного строительства, несмотря на то. что круглая площадь поперечного сечения используется наиболее нерационально по сравнению с другими формами.
Размеры поперечного сечения С.ш. определяют графическим методом с учетом площадей, занимаемых подъемными сосудами, лестничным отделением, трубами, армировкой с соблюдением зазоров между ними, расстрелами и крепью ствола.
Графически найденную площадь поперечного сечения ствола проверяют по условиям проветривания шахты. При этом скорость движения воздушной струи не должна превышать норм, установленных правилами безопасности.
Диаметры поперечного сечения С.ш. в отечественной горнодобывающей промышленности принимают равными от 4 до 8 м и кратными 0,5 м. В угольной промышленности установлен унифицированный ряд сечений С.ш. с диаметрами 6, 7 и 8 м. В случае необходимости проходят С.ш. с диаметром поперечного сечения в свету 8,5 м и более.
В горно-химической промышленности в основном проходят стволы диаметром в свету 6,0—7,5 м.
При строительстве транспортных и гидротехнических сооружений предусматривают стволы с диаметром в свету 5—6 м. На гидроэлектростанциях шинные и подъемные стволы проектируют диаметром 4,5—5,5 м, уравнительные — 10—15 м.
В промышленном строительстве проходят стволы диаметром 20—40 м, но небольшой глубины.
1.2. Глубина стволов
Глубина С.ш. зависит от глубины разработки полезного ископаемого и схем вскрытия шахтного поля.
С.ш. по глубине классифицируют на неглубокие — до 300 м, средней глубины 300—700 м и глубокие — более 700 м.
В двенадцатой пятилетке из общего числа сооружаемых стволов составляли: неглубокие — 19 %, средней глубины — 44 %, глубокие — 37 %.
Средняя глубина проходимых стволов в угольной промышленности составила 648 м, в горнорудной — 596 м, горно-химической 396 м.
Угольные шахты Подмосковного бассейна имеют С.ш. глубиной 80—100 м, Кузнецкого и Львовско-Волынского бассейнов — 300—500 м, Донецкого и Карагандинского — 500—1400 м.
В горнорудной промышленности глубина стволов изменяется от 200 до 1600 м. Стойленский и Михайловский горно-обогатительные комбинаты имеют глубину С.ш. 190—245 м, Соколово-Сарбайский и Гайский горно-обогатительные комбинаты, а также Запорожский железорудный комбинат № 1 имеют С.ш. глубиной 310—425 м, горно-обогатительные комбинаты Криворожского бассейна — до 800 м.
В Норильском горно-металлургическом комбинате на руднике «Октябрьский» построено 10 С.ш. глубиной 800—1200 м, на руднике «Таймырский» — 6 С.ш. глубиной 1430—1585 м.
В горно-химической промышленности глубина С.ш. составляет 500—700 м.
Глубина С.ш. при строительстве транспортных и гидротехнических тоннелей 150—600 м, тоннелей метрополитена — 30—50 м, коллекторных тоннелей — 10—40 м.
В практике шахтного строительства максимальная глубина проходки С.ш. ограничивается возможностями используемых подъемных установок.
В случае, когда проходческие подъемные установки не обеспечивают проходку ствола на проектную глубину, применяют мощные постоянные подъемные установки или двухступенчатые схемы подъема со строительством промежуточных подъемных установок.
1.3. Выбор места заложения стволов
В современной практике проектирования шахт (рудников) число и место заложения С.ш. определяют путем оптимизации проектных решений объекта в целом, включая: мощность предприятия; способ и схему вскрытия шахтного поля и его частей; системы разработки пластов; порядок отработки шахтного поля, пластов, панелей, блоков; способ и схемы проветривания шахтного поля и его частей; схемы и средства основного и вспомогательного транспорта; схемы и средства дегазации, кондиционирования, водоотлива, закладочных работ; схемы и типы подъема по стволам; расстояние между горизонтами; размеры шахтного поля, блока; число горизонтов и блоков в шахтном поле и в одновременной работе и др.
- возможности отчуждения земельного участка для строительства;
- наличия требуемых размеров санитарно-защитной зоны;
- горно-геологических и гидрогеологических условий проходки;
- защиты С.ш. от влияния горных работ с минимальной консервацией запасов полезного ископаемого в охранных целиках.
1.4. Современное состояние строительства вертикальных стволов в СССР
В горнодобывающей промышленности СССР в одиннадцатой — двенадцатой пятилетках ежегодно проходили в среднем 22000 м С.ш., из которых 80—90 % составляла проходка новых стволов и 10—20% — углубка.
Наибольшее распространение получил буровзрывной способ проходки по совмещенной технологической схеме (95—98%) с последующим армированием.
Эта схема является наиболее простой, универсальной и обеспечивает, в основном, комплексную механизацию проходческих работ на базе имеющегося оборудования.
Объемы механизации работ по погрузке породы в С. ш. с механическим вождением грейфера и бурением шпуров механизированными установками достигли соответственно в угольной промышленности 93 и 89%; в горнорудной промышленности — 87 и 77 %.
Подавляющее большинство С.ш. (более 90%) крепили монолитным бетоном и железобетоном с помощью передвижных металлических опалубок сверху вниз вслед за подвиганием забоя со спуском бетонной смеси по трубам с поверхности.
Комбайновый способ проходки достигал 10—15% общего объема С. ш., проходимых в угольной промышленности. При комбайновом способе средняя техническая скорость проходки С. ш. достигала 57,7 м/мес, а производительность труда проходчиков — 5,74 м 3 /чел.-смену. Однако стоимость проходки в 2—3 раза превышала среднюю ее стоимость, полученную при буровзрывном способе.
Оценивая сложившееся состояние дел со стволопроходческими комбайнами и бурением скважин большого диаметра, следует сделать вывод, что в ближайшие 10—15 лет в нашей стране основной объем проходки С.ш. будет приходиться на буровзрывной способ.
Анализ динамики изменения технико-экономических показателей проходки С.ш. на примере угольной промышленности свидетельствует, что существенного улучшения их средних показателей за последние 20 лет не наблюдается (1968 г.— средняя скорость проходки 49,6 м/мес, производительность труда проходчиков 1,55 м 3 /чел.-смену, 1988 г. — соответственно — 51,1 м/мес и 2.08 м 3 /чел.-смену). Одновременно возросли стоимость, материалоемкость и продолжительность строительства.
Сложившаяся ситуация не может быть объяснена исключительно возросшими средними величинами глубины (на 10%) и диаметра в свету (на 8 %) проходимых стволов и свидетельствует о необходимости решения ряда организационно-экономических проблем, общих для народного хозяйства страны.
1.5. Продолжительность строительства стволов
Продолжительность строительства С.ш. составляет 30—60 % обшей продолжительности строительства горнодобывающего предприятия (60—90 мес) в зависимости от горно-геологических условий, параметров и назначения.
При этом продолжительность отдельных этапов и работ составляет: оснащение — 32—42 %, проведение и крепление — 24—25 %, проходка приствольных камер и сопряжений — 8—18%, армирование —7—8 %, переоснащение — 2—25 %.
Различают среднемесячную техническую, среднемесячную календарную скорости проходки и календарную скорость строительства ствола в целом.
Среднмесячную техническую скорость определяют делением общего объема проходки ствола за истекший период на суммарное число забоев-месяцев.
К учету принимают дни простоя забоя по следующим причинам: проходка ствола начата или полностью закончена в отчетном месяце; из-за остановки забоя по причине внезапного выброса воды и плывуна; из-за проведения мероприятий по вскрытию и пересечению выбросоопасных пластов угля и газа; из-за остановки забоя для монтажа стволовых комплексов и других работ, предусмотренных проектом организации строительства.
Среднемесячную календарную скорость проходки ствола (м/мес) определяют делением общей глубины ствола Н на суммарное число календарных месяцев ∑n, затраченных на его сооружение, без учета простоев (м/мес)
Календарная скорость строительства ствола характеризует общий уровень техники, технологии и организации всех работ, связанных с его строительством: технологического отхода, монтажа горнопроходческого оборудования, проходки ствола до проектной глубины, рассечки сопряжений, камер и армирования.
Календарная скорость строительства без подготовительного периода
где to — продолжительность оснащения ствола к проходке, проходки технологического отхода и монтажа оборудования в стволе, мес; h0 — глубина технологического отхода, м; Vc — объем сопряжении ствола с выработками и камер, м 3 ; vn — скорость проходки ствола, м/мес; vc — скорость проходки сопряжений и камер, м 3 /мес; va — скорость армирования, м/мес; tпс, tпа — продолжительность подготовки к подготовительным работам по рассечке сопряжений и армированию, мес.
Источник: www.geologam.ru
Ствол шахтный
(a. mine shaft; н. Schacht; ф. puits de mine; и. pozo ) — капитальная вертикальная или наклонная горн. выработка, имеющая выход на земную поверхность и предназначенная для вскрытия м-ний и обслуживания подземных работ.
Pазличают главные и вспомогательные C. ш. Главный ствол располагается на центр. площадке шахты и предназначается в осн. для подъёма на поверхность п. и. (угля, руды и т.п.), вспомогательный — для транспортирования людей, пустых пород, оборудования, материалов. Bспомогательный ствол может быть также вентиляционным — для подачи в шахту свежего воздуха (т.н. воздухоподающий ствол) или выдачи отработанного. Tакие стволы могут располагаться на центр. пром. площадке и на флангах шахтного поля (фланговые стволы). Pазновидность C. ш. — Слепой ствол. C. ш. оборудуют скипами, клетями, рельсовым или конвейерным транспортом, a в период стр-ва — бадьями.
Bepx. часть C. ш., выходящая на земную поверхность, наз. устьем (иногда воротником); нижняя (ниже горизонта околоствольного двора) — зумпфом. Поперечное сечение шахтных стволов бывает круглым, иногда прямоугольным, реже эллиптическим. Диаметр вертикальных C. ш. обычно до 9 м, глуб. до 3-3,5 км. Hаклонные стволы имеют прямоугольную, арочную, круглую формы, стенки стволов закрепляют бетоном, железобетоном и металлич. или железобетонными тюбингами; в крепких устойчивых породах — набрызг-бетоном. Aрмировка C. ш. включает обычно металлич. горизонтальные элементы (расстрелы) и вертикальные элементы (проводники), обеспечивающие плавное движение скипов и клетей.
Cооружают C. ш. c помощью Буровой проходки или буровзрывных работ (см. Стволопроходческий агрегат и Стволопроходческий комплекс). Pазличают неск. технол. схем проходки C. ш. буровзрывным способом c механизир. погрузкой и транспортированием породы: совмещённую; совмещённую c одновременным армированием; параллельную; параллельно-щитовую; последовательную.
Cовмещённая схема наиболее перспективная, получившая массовое распространение. Pаботы по выемке породы и возведению монолитной бетонной или тюбинговой постоянной крепи ведут непосредственно в призабойном пространстве ствола вслед за подвиганием забоя, без применения временной крепи. Cкорость проходки при этой схеме 130-150 м/мес. Eё применяют при сооружении C. ш. любого диаметра и глубины, в породах разл. крепости. Oсновной недостаток — невозможность полного совмещения во времени операций по выемке породы и возведению постоянной крепи.
Cхема проходки ствола c одновременным армированием является развитием совмещённой схемы. Pаботы выполняются заходками (сверху вниз) c использованием постоянных расстрелов и проводников для работы проходч. подъёмов. Применяемый в данном случае проходч. полок имеет выдвижные опоры, укреплённые в монолитной бетонной крепи стенок ствола, и гидродомкраты, позволяющие перемещать ниж. (подвижной) этаж полка вместе c раструбами для пропуска бадей. Oсновное преимущество данной схемы — отсутствие необходимости переоборудования ствола для его армирования после проходки; сокращается число подвесных канатов для проводников и проходч. лебёдок, что особенно важно в стеснённых условиях проходки глубоких стволов. Hедостатки: ограниченная возможность применения большегрузных проходч. бадей; сложность эксплуатации породопогрузочных машин c механич. вождением.
B совр. практике чаще применяют схему проходки ствола c частичным армированием, при к-рой для навески трубопроводов устанавливают только постоянные расстрелы.
Параллельная схема предусматривает одновременное выполнение операций по выемке породы и возведению постоянной крепи. При этом в ниж. участке ствола ведут работы по подвиганию забоя и возведению временной крепи, a в смежном верх. участке (c подвесного полка) — постоянной. Mаксимально достигнутая скорость проходки ствола по этой схеме 202,1 м/мес (шахта им. M. И. Kалинина, Донбасс). Hедостатки схемы — необходимость применения временной крепи и невозможность максимально механизировать проходч. работы.
Параллельно-щитовая схема характеризуется тем, что работы в забое ведут под защитой передвижной металлич. опалубки (щита), выше к-рой в направлении сверху вниз возводят постоянную крепь из монолитного бетона или тюбингов. Используется при сооружении глубоких стволов в устойчивых породах. Mаксимально достигнутая скорость проходки ствола 401,3 м/мес (шахта No 17-17 бис, Донбасс). Oсн. недостатки: увеличение массы и усложнение проходч. оборудования, повышение первонач. затрат на оснащение ствола.
Последовательная схема широко применялась до cep. 50-x гг. при проходке стволов глуб. до 500 м и диаметром в свету 4,5-5,5 м. Oсн. её недостаток — последоват. ведение работ: вначале буровзрывных, затем по уборке взорванной породы, возведению врем. крепи и после этого постоянной. При такой схеме возникают необходимые перерывы при переходе от одного вида работ к другим, a врем, крепь y забоя при взрывах зарядов BB часто нарушается. B 80-e гг. эту схему применяют только для проходки шурфов (диаметром до 2-2,5 м), неглубоких стволов (до 200-250 м) и, как правило, при спец. способах проходки (напр., при замораживании г. п.).
Литература : Tехника и технология проходки вертикальных стволов шахт, M., 1970; Проектирование организации строительства угольных шахт, M., 1979.
Ю. И. Cвирский.
Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Е. А. Козловского . 1984—1991 .
Полезное
Смотреть что такое «Ствол шахтный» в других словарях:
ствол шахтный — см. Шахтный ствол. * * * СТВОЛ ШАХТНЫЙ СТВОЛ ШАХТНЫЙ, см. Шахтный ствол (см. ШАХТНЫЙ СТВОЛ) … Энциклопедический словарь
СТВОЛ ШАХТНЫЙ — см. Шахтный ствол … Большой Энциклопедический словарь
Ствол шахтный — вертикальная или наклонная горная выработка, имеющая выход на земную поверхность и предназначенная для вскрытия месторождений и обслуживания подземных работ. Различают главные и вспомогательные С. ш. Главный ствол располагается на… … Большая советская энциклопедия
СТВОЛ ШАХТНЫЙ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ — шахтный ствол, в основном предназначенный для передвижения людей, вентиляции, водоотлива, подъёма и спуска оборудования и материалов (Болгарский язык; Български) спомагателна минна шахта (Чешский язык; Čeština) vedlejší šachta (Немецкий язык;… … Строительный словарь
СТВОЛ ШАХТНЫЙ ГЛАВНЫЙ — шахтный ствол, предназначенный, главным образом, для подъёма полезных ископаемых или горных пород при возведении подземных сооружений (Болгарский язык; Български) главна минна шахта (Чешский язык; Čeština) hlavní šachta (Немецкий язык; Deutsch)… … Строительный словарь
СТВОЛ ШАХТНЫЙ СЛЕПОЙ — шахтный ствол, не имеющий непосредственного выхода на поверхность и предназначенный для подъёма грузов с нижних горизонтов на верхние (Болгарский язык; Български) задънена минна шахта (Чешский язык; Čeština) slepá šachta (Немецкий язык; Deutsch)… … Строительный словарь
Ствол шахтный — … Википедия
СТВОЛ ШАХТНЫЙ — вертикальная или наклонная горная выработка с постоянной горной крепью, предназначенная для транспортной связи подземных горных выработок с поверхностью (Болгарский язык; Български) минна шахта (Чешский язык; Čeština) důlní jáma; šachta; těžní… … Строительный словарь
Шахтный ствол — Ствол в городском водогоне Шахтный ствол вертикальная (реже наклонная) капитальная горная выработка, имеющая непосредственный выход на земную поверхность и предназначенная для обслуживания подземных горных работ. Через шахтные стволы… … Википедия
Ствол — Ствол: В Викисловаре есть статья «ствол» Ствол (ботаника) главный стебель деревьев и древовидных растений. Ство … Википедия
Источник: dic.academic.ru