– Мы живем на 7 этаже в девятиэтажном доме. Соседи с 6 этажа жалуются на мокрые стены на кухне, но у нас в квартире сухо и нигде не течет. Управляющая компания хочет ломать нам стену в коридоре для доступа к канализации. Стена была изначально сделана строительной компанией (из гипсокартона, кажется). Правомерны ли их действия? И кто возместит нам ущерб?
Можем ли мы отказать в доступе или обязаны дать сломать стену?
Отвечает генеральный директор агентства ЦДН Анатолий Пысин:
Доступ к стене надо будет предоставить. У ваших соседей могут появиться грибок и плесень или даже стена начнет терять прочность. Недаром говорят, что вода камень точит. Хотя гипсокартонная стена, упомянутая в вопросе, не может быть несущей и на прочность конструкций дома ее ослабление никак не повлияет. А постоянная сырость и развивающаяся благодаря этому микрофлора может отразиться на состоянии здоровья жителей аварийной и даже примыкающих к ней квартир.
Что касается компенсации, то, если в создавшейся ситуации виноваты соседи автора вопроса, расходы на ремонт лягут на них. Если же вышли из строя коммуникации в зоне ответственности управляющей компании, работы будут проводиться за ее счет. Напомню, что управляющая компания отвечает за все элементы водопроводной системы, которые находятся до запорных вентилей в квартире. Крайне маловероятно, что УК найдет и докажет злой умысел собственника.
Чат-Рулетка с громодянами 404. Ссылка на поддержку в описании!
Отвечает генеральный директор УК «РАДЭКС» Алексей Зарайский:
Собственник жилого помещения обязан предоставить управляющей компании (если таковой способ управления выбран в доме) доступ к транзитным (общедомовым) инженерным коммуникациям. Эту обязанность устанавливают Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, а также Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170. Получается, если эти коммуникации проходят в вашей квартире за стеной из гипсокартона, то ее придется демонтировать.
Восстанавливать стену придется за свой счет. Во избежание подобных случаев специалисты всегда рекомендуют собственникам «закрывать» транзитные инженерные сети таким образом, чтобы в технических шкафах были предусмотрены дверцы или люки.
Отвечает руководитель юридического департамента CENTURY 21 Россия Дамир Хакимов:
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг и Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда собственники помещений обязаны предоставлять доступ к общедомовым инженерным коммуникациям, проходящим через помещение. Если добровольного согласия собственник не даст, это может быть сделано по принуждению суда. При этом собственник несет риск дополнительных убытков, связанных с затягиванием ремонта, и судебных расходов.
Отвечает директор по производству сервиса капитального ремонта «Сделано» Антон Косоногов:
Первое, что необходимо сделать, — выяснить любым способом, почему и откуда течет. При этом имейте в виду, что без постановления суда никто в вашу квартиру ворваться не может и совсем необязательно впускать кого-то, если у вас нет на это желания.
Без крыши над головой! Сосед добился решения суда о сносе дома, построенного без отступов
Однако препятствовать просто осмотру (без разрушений) не нужно: хотят смотреть — пусть смотрят. Если осмотр не принес результата и место протечки визуально определить нельзя, надо заранее сформулировать механизм компенсации или подписать соглашение с УК, что они обязуются починить стену, если в заключении будет указано, что протечка произошла по их вине.
Обычно в таких случаях все договариваются мирным способом. Если течь произошла по вашей вине и вы точно знаете, что это вы делали ремонт и там могут быть какие-то проблемы, лучше решить проблему самим.
Если это затопление, которое в зоне ответственности УК (они отвечают за этот стояк), они должны все починить и сделать, как было, но регламентирующих законов на это нет. Они могут сказать, что разберут, починят и соберут, но в итоге починят и не соберут стену обратно.
Что касается юридической стороны данного вопроса, то по Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, «исполнитель (в этом случае УК) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя (в этом случае ваша стена) в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для предоставления коммунальных услуг, независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет. Исполнитель освобождается от ответственности за причинение вреда, если докажет (экспертизой и судом), что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил потребления коммунальных услуг».
Чтобы такой ситуации не произошло, нужно:
- просить заключение УК по каждому этапу работ;
- подписать соглашение с УК, что они обязуются починить стену, если в заключении будет указано, что протечка произошла по их вине;
- помнить, что без Вашего согласия никаких работ проведено быть не может, если это не аварийная ситуация (а она не аварийная). Если образуется сильное затопление, тогда в ход пойдет МЧС.
Отвечает юрист юридической службы «Единый центр защиты» Елена Ряховская:
Стоит начать с того, что причины намокания стены у соседей могут быть разными. Нужно определить причину протекания труб отопления, водоснабжения или водоотведения, которая относится к общему имуществу или к вашему.
Чтобы вам было понятно, какое имущество относится к общему, а какое к вашему личному, посмотрите на разделительное устройство. Например, радиатор тепла (батарея) в вашей квартире — это ваше имущество, а, значит, если течет радиатор, вы являетесь причинителем вреда имуществу своего соседа, который проживает этажом ниже.
Между трубой отопления и радиатором есть разделительное устройство: это либо кран Маевского, либо обычный кран с «барашком», как те, которые устанавливаются для самостоятельного перекрытия водоснабжения в ванной либо на кухне. Если протекание происходит из поврежденного участка до разделительного устройства, т. е. ближе к общему стояку, то причинителем ущерба имуществу (вследствие затопления) будет управляющая организация.
Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п. п. 5–7 Постановления правительства РФ № 491 общее имущество предназначено для обслуживания более одного помещения в доме, т. е. это крыши, несущие и ненесущие конструкции, земельный участок со всеми объектами на нем, а также все инженерно-техническое оборудование, предназначенное для обслуживания двух и более помещений. Другими словами, все, что обслуживает более 1 квартиры, — это общее имущество.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ управляющая компания обязана содержать в исправном состоянии общее имущество. В связи с тем, что общее имущество может проходить через жилые помещения (трубы отопления, водоснабжения, водоотведения и пр.), у управляющей компании есть обязанность — выходить два раза в год к каждому собственнику для осмотра данного имущества. По результатам осмотра инженер по работе с населением, являющийся сотрудником управляющей компании, которая управляет МКД, обязан составлять акт осмотра, где должно быть указано состояние общего имущества, которое находится внутри квартиры. Такой «обход» необходимо делать перед пуском тепла, а также перед отключением тепла, т. е. осенью и весной.
Данное требование закона редко исполняется на практике, поэтому часто происходят затопления квартир по причине неисправного оборудования, которое относится к общему имуществу.
Управляющая компания обязана выйти к вам с целью выявить причину намокания стены вашего соседа.
Вы, конечно, не обязаны пускать представителей управляющей компании к себе в дом, но помните, что в этом случае управляющая компания обратится в суд с неимущественным иском, предметом которого будет предоставление доступа в ваше жилое помещение. При обращении в суд УК необходимо будет оплатить государственную пошлину в размере 3 000 руб., возместить которую вынуждены будете вы, потому что суд удовлетворит требования истца.
Чтобы определить причинителя вреда, стоит понимать, что управляющая компания должна выяснить, «чье имущество» протекает и где именно.
Часто между этажами могут быть технические помещения либо проходить трубы общего имущества. Если речь идет о водоотведении (канализации), то для этого получить доступ к трубам просто необходимо.
Вашу стену ломать никто не будет. Для того чтобы получить доступ к трубам водоотведения, достаточно снять гипсокартонную конструкцию, которая загораживает трубу. Странно, что перекрытие делал застройщик, потому что к общему имуществу в МКД, согласно правилам № 354, применяется требование открытого доступа.
В случае, если сотрудниками УК или сотрудниками организации подрядчика (ЖЭУ) будет нанесен ущерб вашему личному имуществу, у вас будет право обратиться с претензией к причинителю вреда, а затем с исковыми требованиями в суд, если в претензионном порядке причинитель не возместит вам ущерб.
Отвечает директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова:
Управляющая компания не может принять решение о сносе стен в вашей квартире. Данный вопрос обычно решается в судебном порядке, так как самовольно никто ничего ломать в вашем объекте недвижимости не имеет права.
Отвечает заведующий МГКА «Бюро адвокатов «Де-Юре» Никита Филиппов:
В случае наличия протечки в доме между вашими соседями и УК обязательно должен быть составлен акт о протечке/заливе в квартире, но не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. Без наличия акта о протечке нет самого факта наличия протечки и, соответственно, нет оснований для проведения каких-либо работ в вашей квартире. При отсутствии такового акта рекомендуется написать претензию в адрес УК, параллельно можно также направить жалобу в Жилищную инспекцию и в Прокуратуру на незаконные действия УК.
При наличии акта УК должна согласовать с вами дату выезда на ваш адрес и получить от вас согласие на проведение работ в вашей квартире. Если в вашей квартире будет выявлена причина протечки, возможны 2 варианта развития событий:
- Вы самостоятельно устраняете причину протечки.
- С вашего согласия УК выполняет работы по ее устранению. И в случае причинения вашему имуществу ущерба именно УК должна возместить вам все убытки в претензионном или судебном порядке. Тогда вам необходимо обязательно получить копию акта о протечке и документы, подтверждающие полномочия лиц, которые будут проводить работы, т. е. то, что они являются сотрудниками данной УК. Достаточно фото документов, которые будут вам предоставлены на ознакомление.
Текст подготовила Мария Гуреева
Не пропустите:
Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.
Источник: www.domofond.ru
Нет договора с фондом капремонта: Обязан ли платить взносы
ЖКХ-ереси наиболее живучи, если согласно им собственники чего-то там не обязаны. Так и с оплатой взносов на капремонт: то Верховный Суд РФ якобы разрешил не платить взносы на капремонт, то собственники не обязаны платить взносы из-за того, что у них нет договора с региональным оператором. Однако Жилищный кодекс РФ не требует заключения договора между собственниками и региональным фондом капремонта. Кодекс просто устанавливает обязанность собственников ежемесячно оплачивать взносы (ст. 169), не ставя эту обязанность в зависимость от наличия мифического договора.
Собственники, исповедующие обязательность договора для возникновения обязанности по оплате взносов, обычно являются должниками. Когда доходит до суда, они заикаются про отсутствие договора. Только это нисколько не помогает.
✔ Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.12.2019 № 88 – 906/2019
Суд взыскал задолженность с собственника из Забайкальского края:
«В кассационной жалобе Т. повторяет свой довод о том, что с ним не заключен договор на оплату взносов на капитальный ремонт, в силу чего он не обязан оплачивать указанную услугу.
Такая позиция противоречит нормам закона, поскольку взнос на капитальный ремонт является обязательной платой за организацию и проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме для каждого из собственников, поскольку несение данных расходов для последних не просто неотъемлемая часть бремени содержания принадлежащего им имущества, но и вытекающая из факта участия в праве собственности на общее имущество обязанность, которую участник общей долевой собственности несет, обеспечивая сохранность как каждого конкретного помещения в многоквартирном доме, так и самого дома в целом.
Законом не предусмотрена обязанность регионального оператора на заключение индивидуального договора с каждым собственником жилого помещения».
✔ Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 27.04.2020 по делу № 88 – 7121/2020
Суд взыскал задолженность в пределах срока исковой давности с жителя Башкирии:
«Поскольку в отношении многоквартирного дома, квартирой в котором владеет ответчик, утверждена региональная программа капитального ремонта и принято решение о формировании фонда капитального ремонта, с учетом положений части 2 статьи 181 Жилищного кодекса РФ он обязан нести расходы по содержанию, в том числе на капитальный ремонт, а региональный оператор вправе требовать уплаты взносов независимо, вопреки доводам ответчика, от наличия или отсутствия договора между собственником и региональным оператором».
✔ Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 10.02.2020 по делу № 88 – 1684/2020, 2 – 159/2019
Здесь проиграл спор с Фондом капремонта должник из Ленинградской области.
Должник утверждал, что плата за капремонт подлежала начислению лишь с момента заключения им с НО «Фонд капремонта многоквартирных домов Ленобласти» договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта. По мнению собственника, заключение такого договора предусматривалось приказом комитета по ЖКХ и транспорту Ленинградской области от 28 апреля 2014 г. № 25, а также статьями Областного закона от 29 ноября 2013 г. № 82-оз «Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта…», которые впоследствии утратили силу.
Суды не согласились с такой позицией, указав:
— статьями 158, 169 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность собственников ежемесячно вносить взносы на капремонт общедомового имущества;
— обязанность по уплате взносов возникает у собственников по истечении четырех календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором бы официально опубликована утвержденная региональная программа капремонта, в которую включен дом (ч. 3 статьи 169 Жилищного кодекса РФ, ч. 4 ст. 2 Областного закона Ленинградской области от 29 ноября 2013 г. № 82-оз).
«Доводы жалобы заявителя о незаконности обжалуемых судебных постановлений фактически сводятся к несогласию с законодательно установленной обязанностью собственника жилого помещения в многоквартирном доме в установленные сроки вносить взносы на капитальный ремонт с 1 мая 2014 г., а потому указанные доводы, основанные на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, не являются подтверждением незаконности обжалуемых судебных постановлений», – заключила кассационная инстанция.
✔ Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13.03.2020 № 88 – 5029/2020
Региональному оператору из Курской области попался еще более занимательный должник, который также проиграл спор.
Собственник настаивал:
— задолженность по оплате взносов на капремонт возникла в результате неисполнения должностными лицами Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта МКД Курской области» требований Конституции РФ,
— администрация не довела до собственников дома информацию о положениях статьи 170 Жилищного кодекса РФ,
— региональным оператором не направлены проекты договоров, чем нарушаются права собственников,
— оператор не разместил информацию о начислениях и наличии задолженности, а также платежные документы в электронном виде в ГИС ЖКХ,
— нет доказательств, что расчетный счет, указанный в квитанциях, принадлежит региональному оператору,
— не доказано, что данный расчетный счет открыт для формирования фонда капитального ремонта собственников многоквартирного дома.
Суды взыскали задолженность, указав, что уплата взносов на капремонт предусмотрена федеральным законом, а отсутствие договора между региональным оператором и ответчиком не освобождает от выполнения обязанности собственника.
Надеемся, что собственникам, которые добросовестно заблуждаются по обозначенному в заголовке вопросу, этот материал будет полезен и поможет избежать лишних судебных расходов.
Источник: gkhnews.ru
Оспаривание и признание недействующими правил землепользования и застройки
Расскажу о практике оспаривания и признания недействующими правил землепользования и застройки поселений и городских округов в части установления территориальных зон.
В соответствии с ч.ч. 2, 4 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя, в частности, карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Пунктом 2 ст. 85 ЗК РФ также предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Встречаются на практике случаи, когда один земельный участок оказывается расположенным в двух или трех территориальных зонах. Это явная ошибка, допущенная при подготовке правил землепользования и застройки в части установления границ территориальных зон. Из-за этой ошибки у правообладателей земельных участков возникают трудности, например, с оформлением документации на застройку участков. В таких случаях оспаривание и признание недействующими правил землепользования и застройки не составляет большого труда.
Так, в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 11 апреля 2019 г. № 53-АПА19-7 указано следующее: «Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 34 названного кодекса при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
С учетом изложенного отнесение земельного участка с кадастровым номером одновременно к зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ) противоречит части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса и пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса».
По другому делу в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 24 апреля 2019 г. № 46-АПА19-7 указано: «ПЗЗ в г. Самаре устанавливают в границах земельного участка с кадастровым номером две территориальные зоны: зону застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) и зону предприятий и складов V — IV классов вредности (санитарно-защитные зоны — до 100 м) (ПК-1).
В связи с этим суд правомерно признал, что оспариваемый муниципальный правовой акт в части установления двух территориальных зон в границах указанных участков противоречит требованиям части 4 статьи 30 ГрК РФ и пункта 2 статьи 85 ЗК РФ.
Также следует согласиться с суждением суда о том, что нахождение земельных участков в нескольких территориальных зонах в рамках действующего правового регулирования создает неопределенность их правового режима и ограничивает право административного истца на использование по назначению принадлежащих ему на праве собственности земельных участков, в связи с чем не может быть принят во внимание довод апелляционных жалоб об отсутствии нарушения прав и законных интересов истца».
Распространенным поводом к оспариванию правил землепользования и застройки является неправильное с точки зрения заявителей установление территориальных зон. Чаще всего заявители недовольны тем, что установленные территориальные зоны и градостроительные регламенты не учитывают ранее установленные виды разрешенного использования и сложившееся фактическое использование земельных участков. Оспаривать правила землепользования и застройки в таких ситуациях намного труднее и менее перспективно.
Согласно п.п. 2, 4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Недовольные заявители обычно ссылаются на то, что территориальная зона, в границах которой оказался расположен их земельный участок, установлена без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Вместе с тем надо учитывать следующее. Границы территориальных зон должны устанавливаться с учетом функциональных зон, определенных генеральным планом поселения или городского округа. Территориальные зоны должны и обычно соответствуют функциональным зонам, установленным в генеральных планах. Оспаривать правила землепользования и застройки неправильно и бесполезно без оспаривания генерального плана в части установленных функциональных зон. Однако оспорить правильность установления функциональных зон в генеральном плане на практике почти нереально.
Например, в п. 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 г.) указано следующее: «Граждане обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими правил землепользования и застройки муниципального образования в части установления территориальной зоны городского наземного транспорта в отношении принадлежащего им на праве собственности земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», ссылаясь на противоречие нормативного правового акта положениям пункта 3 части 1 статьи 30, пункта 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ. Полагали, что установление территориальной зоны городского наземного транспорта в отношении спорного земельного участка препятствует его эксплуатации в соответствии с указанным видом разрешенного использования.
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего…
Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ). При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ). Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 ГрК РФ).
Согласно пункту 2 части 3, подпункту «б» пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ генеральный план должен содержать, в частности, карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа, на которой отображаются автомобильные дороги местного значения.
В данном случае на схеме размещения объектов транспорта местного значения генерального плана муниципального образования земельный участок административных истцов вошел в территорию, отраженную как магистраль общегородского значения регулируемого движения в связи с планируемым строительством мостового перехода через реку.
Суд апелляционной инстанции согласился с суждением суда первой инстанции, что неотражение в правилах землепользования и застройки территориальной зоны городского наземного транспорта, в границы которой вошел спорный земельный участок, означало бы несоответствие нормативного правового акта генеральному плану города и противоречило бы требованиям Градостроительного кодекса.
Доводы апелляционной жалобы о противоречии оспариваемого нормативного правового акта сложившейся планировке территории и существующему землепользованию, а также о невозможности эксплуатации земельного участка в соответствии с его видом разрешенного использования были отклонены, поскольку генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию и допускает потенциальное изменение назначения территории, так как определяет стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности».
Суды также ссылаются на то, что ГрК РФ не содержит норм, обязывающих органы местного самоуправления определять функциональные зоны в документах территориального планирования муниципального образования в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие (изменение) в будущем.
По другому спору в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 13 марта 2019 г. № 4-АПА19-3 указано: «Вопреки выводам суда, поскольку Правила землепользования и застройки приняты в отношении части территории городского округа Коломенский Московской области, отсутствие утвержденного генерального плана муниципального образования не могло являться препятствием к принятию Правил землепользования и застройки. Действительно, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом, в частности, сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ). Вместе с тем названные нормы необходимо применять в совокупности и системном единстве с иными положениями градостроительного законодательства.
Как указано в части 1 статьи 34 ГрК РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Исходя из названных целей градостроительное зонирование городского округа может не соответствовать фактическому использованию объектов недвижимости и допускать изменение назначения территории. Таким образом, то обстоятельство, что в отношении земельных участков, расположенных на территории садоводческого товарищества, установлена территориальная зона «многофункциональная общественно-деловая застройка», а не зона, предназначенная для ведения садоводства и дачного хозяйства, само по себе не может свидетельствовать о нарушении градостроительного законодательства».
С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович
О строительстве дома на двух земельных участках
Расскажу о том, можно ли построить и оформить в собственность дом на двух земельных участках.
Статьей 40 ЗК РФ установлено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно п. 9 ст. 1 ГрК РФ градостроительный регламент – это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Что касается строительства дома на двух земельных участках, из приведенного понятия нас более всего интересует то, что градостроительный регламент включает в себя предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Как правило, в градостроительных регламентах устанавливаются минимальные отступы от границ земельных участков до мест допустимого размещения домов, равные трем метрам. При строительстве дома на двух земельных участках границы дома неизбежно будут пересекать границы участков. Поэтому невозможно будет соблюсти минимальные отступы от границ земельных участков. Следовательно, формально такое строительство не будет соответствовать установленным параметрам разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства.
В этой связи, чтобы построить дом на двух смежных земельных участках надо сначала эти участки объединить, и уже потом начинать оформление документов для строительства.
С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович
О выкупе земельного участка и жилого дома в санитарно-защитной зоне
Одной из мер компенсации собственнику, земельный участок и жилой дом которого попали в границы санитарно-защитной зоны, является выкуп таких объектов недвижимости.
В соответствии с п. 5 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (утверждены постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222), в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков, в частности, в целях размещения жилой застройки и для ведения садоводства.
Разумеется, собственнику земельного участка, жилого дома, которые оказались в границах санитарно-защитной зоны должна быть предусмотрена компенсация в связи с указанными ограничениями.
Санитарно-защитные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
Согласно п. 7 ст. 107 ЗК РФ в случае, если установление или изменение зоны с особыми условиями использования территории приводит к невозможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, за исключением объекта, в отношении которого принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями (кроме случаев, если данное решение принято исключительно в связи с несоответствием такого объекта обязательным требованиям к количеству этажей и (или) высоте объекта), в соответствии с их разрешенным использованием, по требованию гражданина или юридического лица — собственника таких земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества указанные в пунктах 8 и 9 статьи 57.1 настоящего Кодекса правообладатели зданий, сооружений, в связи с размещением которых принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, застройщики, органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны выкупить такие земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества.
Следовательно, если установление санитарно-защитной зоны приводит к невозможности использования земельного участка и расположенного на нем жилого дома, который не является самовольной постройкой, то собственник вправе требовать выкупить у него земельный участок и дом.
Пунктом 12 ст. 107 ЗК РФ предусмотрено, что выкуп земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества осуществляется по требованию гражданина или юридического лица — правообладателя земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, направляемому соответственно правообладателю здания, сооружения, в связи с размещением которых принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, застройщику, в орган государственной власти, орган местного самоуправления.
В соответствии с п. 13 ст. 107 ЗК РФ, п. 13 ст. 57.1 ЗК РФ требование о выкупе может быть направлено в срок не более чем пять лет со дня установления или изменения санитарно-защитной зоны, либо со дня, когда собственник узнал или должен был узнать об установлении, изменении санитарно-защитной зоны.
С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович
Как перевести садовый дом в жилой дом?
Приведу ссылки на действующее ныне законодательство о переводе садового дома в жилой дом.
В ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено право граждан на размещение жилых домов на садовых земельных участках.
В соответствии с ч. 3 ст. 23 названного Федерального закона садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 55 постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» предусмотрено, что садовый дом признается жилым домом и жилой дом – садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом.
Для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом собственник садового дома или жилого дома представляет в уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг:
а) заявление о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом, в котором указываются кадастровый номер садового дома или жилого дома и кадастровый номер земельного участка, на котором расположен садовый дом или жилой дом, почтовый адрес заявителя или адрес электронной почты заявителя, а также способ получения решения уполномоченного органа местного самоуправления и иных предусмотренных настоящим Положением документов (почтовое отправление с уведомлением о вручении, электронная почта, получение лично в многофункциональном центре, получение лично в уполномоченном органе местного самоуправления);
б) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, содержащую сведения о зарегистрированных правах заявителя на садовый дом или жилой дом, либо правоустанавливающий документ на жилой дом или садовый дом в случае, если право собственности заявителя на садовый дом или жилой дом не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, или нотариально заверенную копию такого документа;
в) заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьями 7, 8 и 10 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», выданное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (в случае признания садового дома жилым домом);
г) в случае, если садовый дом или жилой дом обременен правами третьих лиц, – нотариально удостоверенное согласие указанных лиц на признание садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом.
Решение о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом либо об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом должно быть принято органом местного самоуправления не позднее чем через 45 календарных дней со дня подачи заявления.
Минэкономразвития России опубликовало информацию под названием «Ведение гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», где в ответе на вопрос № 12 сказано, в частности, следующее: «Признание садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом представляет собой простую процедуру, не требующую сложных и длительных согласований и оформления большого пакета документов.
Так, процедура признания жилого дома садовым домом фактически имеет декларативный характер, предусматривая ее осуществление на основании заявления собственника, документов, подтверждающих право собственности на объект недвижимости, и согласия третьих лиц в случае если объект недвижимости обременен их правами.
В случае признания садового дома жилым домом в дополнение к вышеуказанным документам требуется представление заключения по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, выданное членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий».
С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович
Можно ли строить два жилых дома на одном земельном участке?
Если два жилых дома построены на одном земельном участке, то получится ли оформить право собственности на второй дом? Разберемся в этой заметке.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков (утвержден приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540) вид разрешенного использования земельного участка «Для индивидуального жилищного строительства» предполагает размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.
На земельных участках с видом разрешенного использования «Ведение садоводства» разрешается осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1 (то есть «Для индивидуального жилищного строительства»), хозяйственных построек и гаражей.
В описании названных видов разрешенного использования земельных участков указано на размещение жилого дома в единственном числе. Из-за этого на практике могут возникать сложности с правильным пониманием того, можно ли на одном земельном участке построить два дома.
В ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» указано, что приусадебный земельный участок используется, в том числе для возведения жилого дома (в единственном числе).
В то же время в ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сказано, что на садовом земельном участке у граждан имеется право размещения садовых домов, жилых домов (во множественном числе).
Вместе с тем надо понимать, что все приведенные выше нормативные акты на самом деле не регулируют вопрос количества жилых домов, размещаемых на земельном участке, и не запрещают строить два и более дома на одном участке.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе градостроительные регламенты. Согласно ч. 6 ст. 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в частности, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ установлено, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Именно максимальный процент застройки земельного участка применительно к каждому конкретному случаю имеет определяющее значение для решения вопроса о возможности построить два и более жилых дома или иных строений на одном земельном участке.
С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович
Как изменить разрешенное использование земельного участка в настоящее время?
У собственников нередко возникает необходимость смены разрешенного использования земельного участка. Расскажу о действующем правовом регулировании этого вопроса.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до утверждения правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации.
С утверждением в муниципальных образованиях правил землепользования и застройки указанный выше порядок утрачивает актуальность, и сейчас нет смысла рассматривать его подробно.
Частью 2 ст. 30 ГрК РФ установлено, что правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя, в частности, положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами (п. 2 ч. 3 ст. 30 ГрК РФ).
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Для каждой территориальной зоны в градостроительном регламенте устанавливаются свои виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Проще говоря, нужно открывать правила землепользования и застройки, искать на карте градостроительного зонирования Ваш земельный участок и смотреть, какие в градостроительном регламенте указаны виды разрешенного использования для территориальной зоны, в которой расположен Ваш участок.
Положения о том, как изменить разрешенное использование земельных участков могут быть предусмотрены в порядке применения правил землепользования и застройки. Поэтому нужно изучить этот порядок на предмет того, как в нем урегулирована смена разрешенного использования земельных участков.
Таким несложным путем можно определить, какое разрешенное использование Вы вправе выбрать для своего участка.
В ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. Согласно п. 4 ч. 5 данной статьи в кадастр недвижимости вносятся такие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества как вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.
В п. 3 ст. 13 вышеназванного Федерального закона предусмотрено, что внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в уведомительном порядке при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
Таким образом, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки смена разрешенного использования земельного участка возможна в уведомительном порядке путем подачи в Росреестр соответствующего заявления о внесении изменений в сведения ЕГРН о земельном участке в части изменения его вида разрешенного использования.
Правомерность этого вывода подтверждается и материалами судебной практики. Так, в п. 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 г.), разъяснено следующее: «Исходя из положений пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
С учетом изложенного и положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.
Согласно пунктам 3, 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки принятия соответствующего решения об изменении вида разрешенного использования главой местной администрации не требовалось.
Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Установлено, что выбранный заявителем вид разрешенного использования соответствует одному из видов разрешенного использования, установленных для территориальной зоны, в которой расположен принадлежащий обществу земельный участок.
При таких обстоятельствах требования органа регистрации прав о предоставлении дополнительных документов – акта органа власти (органа местного самоуправления) об изменении вида разрешенного использования – обоснованно признаны судом неправомерными».
С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович
Какие нужны документы, чтобы начать строительство индивидуального жилого или садового дома?
Расскажу, какие по действующему закону необходимы документы для начала строительства индивидуального жилого или садового дома вместо разрешения на строительство.
В соответствии с п.п. 1, 1.1 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек; в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Согласно ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также – уведомление о планируемом строительстве).
Форма уведомления о планируемом строительстве утверждена приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 сентября 2018 г. № 591/пр.
К уведомлению о планируемом строительстве должны прилагаться:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;
3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;
4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.
Затем в соответствии с ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В силу ч. 13 ст. 51.1 ГрК РФ получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо ненаправление в срок уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке считается согласованием строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет.
В этом случае согласно ч. 15 ст. 51.1 ГрК РФ убытки, причиненные застройщику сносом или приведением в соответствие с установленными требованиями объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, построенных или реконструированных в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в связи с признанием таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома самовольной постройкой вследствие несоответствия их параметров предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо вследствие недопустимости размещения таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, в полном объеме подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования при условии, что судом будет установлена вина должностного лица органа государственной власти или органа местного самоуправления, направившего застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо не исполнившего обязанности по направлению в срок уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Анализ вышеприведенных довольно сложных для восприятия норм наводит меня на такие мысли: во-первых, процедура легализации начала строительства не является настолько простой, чтобы мотивировать абсолютное большинство застройщиков к соблюдению этой процедуры, во-вторых, есть опасения, что должностные лица из-за страха возмещения убытков могут на всякий случай, для перестраховки направлять застройщикам уведомления о несоответствии.
С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович
О выдаче разрешения на строительство после начала этого строительства
Зачастую граждане обращаются в администрацию за выдачей разрешения на строительство после начала работ, когда на земельном участке уже возведен объект незавершенного строительства.
Как правило в таких случаях администрация отказывает в выдаче разрешения на строительство. Однако такой отказ не основан на законе.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее — требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Из этих норм администрация обычно делает вывод, что выдача разрешения на строительство возможна только до начала возведения объектов капитального строительства. Между тем действующий ГрК РФ не дает оснований для такого вывода и не содержит запрета на выдачу разрешения на строительство на возведенные объекты капитального строительства.
Этот вопрос рассматривался Верховным Судом РФ. По одному из судебных споров в кассационном определении Верховного Суда РФ от 28 февраля 2018 г. № 18-КГ17-286 по делу об отмене приказа органа местного самоуправления, обязании выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства указано следующее: «Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суды исходили из того, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства только после получения такого разрешения (в случаях, когда получение разрешения предусмотрено законом). Поскольку такое условие не соблюдено, возведенный К. объект капитального строительства имеет признаки самовольной постройки, а получение разрешения на строительство после начала строительства законом не предусмотрено.
Такая позиция ошибочна по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
Согласно предписаниям частей 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных поименованным кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 указанной выше статьи, либо их несоответствии требованиям закона (часть 13 этой же статьи).
По смыслу приведенных законоположений, уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе, начало проведения строительных работ к таковым основаниям не отнесено.
Как следует из материалов дела, К. отказано в выдаче разрешения на строительство только ввиду того, что ею до получения разрешения на строительство был возведен фундамент. Однако такой отказ не соответствует статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из системного анализа положений поименованной статьи следует, что проверочные действия уполномоченного органа осуществляются исключительно с целью установления возможности (допустимости) строительства объекта капитального строительства по представленному проекту на заявленном земельном участке. При этом начало строительных работ не влияет на принятие решения о соответствии проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, и возможности возведения на заявленном участке объекта капитального строительства по представленному проекту. В случае положительного заключения — законные основания для отказа в выдаче разрешения на строительство отсутствуют».
С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович
Об установлении санитарно-защитных зон в генеральных планах и правилах землепользования и застройки
В редакции по состоянию на 20 июля 2018 г.
Нередко органы местного самоуправления без оснований устанавливают в генеральных планах и правилах землепользования и застройки санитарно-защитные зоны различных объектов. Это влечет негативные последствия для дальнейшего использования и застройки земельных участков в границах таких санитарно-защитных зон. Поэтому предлагаю разобраться в данном вопросе.
В соответствии с п. 4 ст. 1 ГрК РФ санитарно-защитные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
Частями 6, 8 ст. 23 ГрК РФ установлено, что к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в частности, зоны с особыми условиями использования территорий.
Согласно ч.ч. 2, 5 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются, в том числе границы зон с особыми условиями использования территорий.
Из приведенных норм следует, что санитарно-защитные зоны, как зоны с особыми условиями использования территорий, обязательно отображаются на картах в составе генерального плана и правил землепользования и застройки.
В настоящее время порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон определен в Правилах установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (утверждены постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222).
Согласно п. 3 указанных Правил решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы, в зависимости от класса опасности объектов.
Вышеназванные Правила установления санитарно-защитных не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по установлению санитарно-защитных зон.
Таким образом, санитарно-защитные зоны должны отображаться на соответствующих картах в составе генерального плана поселения или городского округа и правил землепользования и застройки, но только в тех случаях, когда эти санитарно-защитные зоны установлены в надлежащем порядке компетентными органами.
Этот вывод подтверждается практикой Верховного Суда РФ по конкретным делам. Например, в определении Верховного Суда РФ от 15 февраля 2018 г. № 10-АПГ17-14 указано: «Вместе с тем, санитарно-защитные зоны для промышленных объектов и производств постановлениями и решениями должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в границе расположения земельного участка административного истца не устанавливались, что подтверждается материалами дела.
Таким образом, Кировская городская Дума вышла за пределы своей компетенции установив в Правилах землепользования и застройки г. Кирова в части отображения на Карте физических источников загрязнения территории города Кирова» санитарно-защитных зон в размере 50 м от территории ОАО «Кировский хладокомбинат», со стороны переулка Проселочный и от территории общественного здания многофункционального назначения, принадлежащего ЗАО «Маяк-Инвест», со стороны ул. Молодой Гвардии».
По другому делу в апелляционном определении Верховного Суда РФ от 19 апреля 2018 г. № 43-АПГ18-3 указано следующее: «Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и не оспаривается лицами, участвующими в деле, постановление об утверждении санитарно-защитной зоны скотомогильника, расположенного на территории бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Завьяловская районная станция по борьбе с болезнями животных», Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации не принималось. Проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров в материалы дела не представлен.
При этом Закон N 131-ФЗ и Закон N 52-ФЗ не относят к полномочиям органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта федерации вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон.
С учетом изложенных обстоятельств отображение в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки санитарно-защитной зоны, не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы».
И еще один пример. В апелляционном определении Верховного Суда РФ от 25 апреля 2018 г. № 4-АПГ18-6 указано следующее: «Б… является собственником земельного участка с кадастровым номером < …>(категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства), расположенного по адресу: < …>.
На основании заявления от 3 марта 2017 г. Б… был выдан градостроительный план указанного земельного участка без определения места допустимого размещения объекта капитального строительства, поскольку участок находится в санитарно-защитной зоне ООО «СПК «Машкино».
9 июня 2017 г. администрацией Коломенского муниципального района Б… в ответе на ее обращение сообщено, что в санитарно-защитной зоне не допускается размещение жилой застройки.
Из текстовых материалов по обоснованию Генерального плана следует, что на территории Непецинского сельского поселения расположен один объект первого класса опасности — ООО «СПК «Машкино».
На прилагаемых к Генеральному плану картах в районе нахождения указанного предприятия отображена окружающая его санитарно-защитная зона.
Суд первой инстанции, установив, что земельный участок административного истца расположен в границах отображенной в Генеральном плане санитарно-защитной зоны, не установленной в порядке, соответствующем действующему законодательству, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления и признания оспариваемого нормативного правового акта не действующим в той мере, в какой он устанавливает размеры санитарно-защитной зоны 1000 м для ООО «СПК «Машкино» в отсутствие решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с этим выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права».
С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович
Может ли единоличный собственник недвижимости продать или подарить долю в этой недвижимости?
Не только в теории, но иногда и на практике возникает вопрос о допустимости для единоличного собственника недвижимости продавать, дарить или иным образом отчуждать не весь объект недвижимости, а определенную долю в праве собственности на него.
В соответствии с п. 4 ст. 244 ГК РФ общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона. Общая собственность на делимое имущество возникает в случаях, предусмотренных законом или договором.
Основываясь на данных нормах, теоретики и практики нередко делают вывод, что отчуждение доли в имуществе его единоличным собственником не допускается.
Один из самых авторитетных специалистов в области права собственности, К.И. Скловский, в своей книге «Собственность в гражданском праве» по этому вопросу писал следующее: «По буквальному смыслу ст. 244 ГК собственник неделимой вещи не может совершить сделку, в силу которой у другого лица возникает право на долю в общей собственности. Ведь логически невозможно создать общую собственность односторонней сделкой.
Применительно к делимым вещам общая собственность возникает лишь в силу соглашения, т.е. односторонняя сделка также исключается.
В то же время на практике такие сделки, когда собственник создает другому лицу долю в своей вещи и тем самым создает общую собственность, совершаются. Совершаются и сделки по отчуждению части здания в виде помещения с возникновением у приобретателя права собственности на помещение. Такая практика не может быть признана, как уже говорилось, корректной. Но, признавая сложившиеся хозяйственные реальности, запретить ее невозможно. Речь может вестись лишь о ее легализации путем, например, введения в закон фикции принадлежности собственнику 100% долей в принадлежащем ему объекте недвижимости».
Однако такой вывод не был поддержан в судебной практике. В одном из споров этот вопрос рассматривался Верховным Судом РФ, который в кассационном определении от 15 ноября 2017 г. № 36-КГ17-8 указал следующее: «Б… на праве собственности принадлежит встроенное нежилое помещение с кадастровым номером < …>площадью 71,9 кв. м, расположенное по адресу: < …>(далее — спорное помещение).
24 августа 2016 г. Б… продал Б… 1/2 доли в праве на поименованное помещение, о чем стороны заключили договор купли-продажи, удостоверенный нотариусом, и обратились в уполномоченный орган с заявлением, приложив необходимые документы, о государственной регистрации перехода права.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее — Управление Росреестра по Смоленской области) на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений; далее — Федеральный закон N 122-ФЗ) приостановило государственную регистрацию перехода права собственности на названное помещение, указав в письменном уведомлении от 25 августа 2016 г., что отчуждение определенной доли собственником целого (неделимого) объекта не основано на действующем законодательстве, а также на необходимость предоставить дополнительные доказательства наличия основания для проведения государственной регистрации.
…Основания для приостановления государственной экспертизы предусмотрены статьей 19 Федерального закона N 122-ФЗ, ни одно из которых по настоящему делу не выявлено.
Таким образом, у государственного регистратора отсутствовали предусмотренные законом основания для приостановления государственной регистрации права собственности на 1/2 долю в праве на спорное помещение и решение суда первой инстанции об удовлетворении требований Б… и признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации перехода права на 1/2 долю в праве собственности на спорное помещение является правильным.
Ссылки государственного регистратора и суда апелляционной инстанции в обоснование своей позиции на статью 244 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащую понятие и основания возникновения общей собственности, которая, по их мнению, не предусматривает возможность продажи единоличным собственником доли в праве собственности на объект недвижимости, являются несостоятельными, поскольку нормы названной статьи такого предписания не содержат».
С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович
Земельный адвокат Маковеев Сергей Иванович, рег. № 50/6025 в реестре адвокатов Московской области, член АПМО, член МКА «Филиппов и партнеры».
Запись на прием по тел.: +7 906 074 76 14.
Адрес: МОСКВА, ст. метро Лефортово, ул. Сторожевая, д. 26, стр. 1, оф. 407.
Источник: www.advokat-makoveev.ru