В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики « Об объектах незавершенного строительства » (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской законопроект разработан в целях «закрепления на законодательном уровне механизма осуществления государственного регулирования в сфере определения правового режима объектов незавершенного строительства в части рационального использования таких объектов; обеспечении безопасности граждан, в том числе путем предотвращения обрушения объектов незавершенного строительства, вследствие уклонения собственников (застройщиков) объектов незавершенного строительства от их содержания; выявления объектов незавершенного строительства, по которым не может быть завершено строительство, в целях их своевременного демонтажа; введения в эксплуатацию объектов незавершенного строительства, строительство которых завершено».
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Порядок судебного разбирательства административных дел
Частью 4 статьи 5 законопроекта предусмотрено, что срок, указанный в части 1 настоящей статьи (30 дней со дня вступления в силу данного закона для подачи документов в целях регистрации юридического лица и физического лица-предпринимателя в качестве застройщика объекта), восстановлению не подлежит.
Необходимо отметить, что на практике могут возникнуть случаи (обстоятельства), объективно исключающие возможность подачи документа в установленный срок (тяжелая болезнь лица, беспомощное состояние и другое).
Кроме того, в гражданском и в арбитражном процессах стороны и третьи лица имеют право на восстановление судом пропущенного срока при наличии объективных причин.
Аналогичное замечание в полной мере относится и к части 3 статьи 7 законопроекта.
С учетом изложенного предлагаем часть 4 статьи 5 и часть 3 статьи 7 законопроекта исключить.
В соответствии с частью 5 статьи 5 законопроекта «уполномоченный орган в течение 10 дней со дня получения заявления о регистрации застройщика объекта, вносит информацию в реестр, а также принимает и уведомляет заявителя об одном из следующих решений:
1) о регистрации застройщика;
2) об отказе в регистрации застройщика;
3) об оставлении заявления без рассмотрения до устранения замечаний. Замечания подлежат устранению в течение 10 рабочих дней со дня уведомления о таком решении заявителя».
Обращаем внимание на то, анализ рассматриваемой структурной единицы не позволяет прийти к выводу о том, кто (руководитель уполномоченного органа, комиссия при уполномоченном органе и т.п.) будет принимать вышеуказанные решения.
Также ни рассматриваемой структурной единицей, ни иными положениями законопроекта, не предусмотрено в каком виде (какой документ) будет подтверждать регистрацию или отказ в регистрации в качестве застройщика, что свидетельствует о целесообразности помимо уведомления, выдавать заявителю документ, подтверждающий регистрацию (отказ в регистрации) в качестве застройщика.
Редевелопмент объекта незавершенного строительства — Дмитровка, Пковская,17 (МАХ «АТлант-М»)
Отсутствие вышеуказанных положений в законопроекте может вызвать негативные последствия на практике, поскольку не определен конкретный механизм осуществления государственного регулирования в сфере определения правового режима объектов незавершенного строительства, а его отсутствие приведет к нарушению прав юридических лиц и физических лиц-предпринимателей на легализацию объекта незавершенного строительства.
В связи с этим предлагаем доработать законопроект в указанной части.
Частями 1, 2 статьи 8 законопроекта предусмотрено, что «в случае если по истечению срока, установленного частью 1 статьи 5 настоящего Закона, не был установлен застройщик объекта, уполномоченный орган информирует соответствующий орган местного самоуправления, что объект имеет признаки бесхозяйного имущества.
Объект, который имеет признаки бесхозяйного имущества, признается муниципальной собственностью по заявлению органа местного самоуправления на основании решения суда».
Необходимо отметить, что вышеуказанные процедуры выявления и признания недвижимого имущества бесхозяйным, противоречат законодательству Донецкой Народной Республики.
В частности, согласно части 1 статьи 166 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики «к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства».
Далее, в соответствии с пунктом 1 части 14 2 статьи 1642 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики «до 1 января 2022 года выявление, учет, хранение, оценка и распоряжение бесхозяйными недвижимыми вещами, за исключением жилых помещений, жилых домов, хозяйственных построек и хозяйственных сооружений, осуществляются в порядке, установленном Главой Донецкой Народной Республики».
Во исполнение вышеуказанной нормы Указом Главы Донецкой Народной Республики от 01.02.2021 № 25 был утвержден Порядок выявления, учета, хранения, оценки и распоряжения бесхозяйными недвижимыми вещами» (далее – Порядок).
Так, пункт 5 Порядка регламентирует, что управление бесхозяйными недвижимыми вещами осуществляется приказами Фонда государственного имущества Донецкой Народной Республики, изданными на основании решений Межведомственной комиссии по вопросам управления бесхозяйными недвижимыми вещами.
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что при выявлении недвижимой вещи, имеющей признаки бесхозяйной вещи государственные органы, органы местного самоуправления, трансграничные концерны, физические лица, юридические лица и т.д. направляют в Фонд государственного имущества Донецкой Народной Республики заявление о выявлении недвижимой вещи, имеющей признаки бесхозяйной вещи (по части 1 статьи 8 законопроекта Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Донецкой Народной Республики информирует орган местного самоуправления).
Кроме того, Порядок, в отличие от законопроекта, допускает обращение бесхозяйных недвижимых вещей в государственную собственность.
Соответственно, модели обращения с бесхозяйным имуществом, закрепленные в Порядке и законопроекте, имеют концептуальные отличия.
Далее, согласно части 4 статьи 8 законопроекта «Финансирование мероприятий, предусмотренных пунктами 1–3 части 1 настоящей статьи, может быть осуществлено за счет лиц, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 10 настоящего Закона».
Так, пунктом 2 части 1 статьи 10 законопроекта предусмотрено, что «в целях организации завершения строительства объектов, которые переданы в муниципальную собственность, орган местного самоуправления имеет право привлекать организации частной формы собственности в соответствии с законодательством об инвестиционной деятельности или в рамках реализации муниципально-частного партнерства и передачи последнему прав застройщика».
Следовательно, частью 4 статьи 8 законопроекта предусмотрена возможность финансирования проведения экспертизы технического состояния объекта, определения общей стоимости завершения строительства объекта и оформления технического паспорта на объект и документа, устанавливающего степень готовности объекта за счет организаций частной формы собственности.
В то же время законопроектом не предусмотрен основной источник финансирования вышеуказанных мероприятий.
Кроме того, в данной норме содержится неверная ссылка на пункты 1-3 статьи 8, поскольку статью, на которую ссылается разработчик, не подразделяется на пункты.
Учитывая изложенное статья 8 законопроекта нуждается в существенной доработке и согласовании ее положений с действующим законодательством Донецкой Народной Республики.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует учесть вышеуказанные замечания и предложения.
Источник: supcourt-dpr.su
Особенности приобретения права собственности на вновь созданное имущество и объекты незавершенного строительства (ст. 331 ГК)
Вновь может быть как движимая, так и недвижимая вещь.
Право собственности на новую движимую вещь возникает у лица, которое ее изготовило (создала), в тот момент, когда в результате изготовления или создания появляется объект, который может квалифицироваться как новая вещь, если другое не установлено договором или законом. При этом речь идет о создании такого объекта для себя, поскольку если он создается по договору для другого лица, он становится собственностью этого лица.
Важное значение в связи с этим приобретает установление момента, с которого вещь можно признать созданной, то есть объектом в понимании ст. 179 ГК. Для движимых вещей право собственности возникает с момента окончания соответствующей деятельности (изготовления, сборки, переработки и т.п.).
Относительно момента возникновения права собственности на вновь созданное недвижимое имущество установлены особенности, предусмотренные ч. 2 ст. 331 ГК, согласно которой право собственности на вновь созданное недвижимое имущество возникает с момента завершения строительства. Если договором или законом предусмотрено принятие недвижимого имущества в эксплуатацию, право собственности возникает с момента принятия его в эксплуатацию (принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов регулируется Порядком, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 13 апреля 2011 г. № 461). Если право собственности на недвижимое имущество согласно закону подлежит государственной регистрации, право собственности возникает с момента государственной регистрации (систему органов государственной регистрации прав составляют центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере государственной регистрации прав, и структурные подразделения территориальных органов Министерства юстиции Украины, которые обеспечивают реализацию его полномочий и являются органами государственной регистрации прав — ст. 6 Закона № 1952-IV).
Положения ч. 2 ст. 331 ГК следует понимать в системной связи С положением ст. 182 ГК о государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, которая не предусматривает никаких исключений. Как правило, все объекты недвижимого имущества в силу своей специфики после завершения строительства подлежат принятию в эксплуатацию и государственной регистрации.
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона № 1952-ІV права на недвижимое имущество и их обременения, которые подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Законом, возникают с момента такой регистрации.
Следовательно, моментом возникновения права собственности на вновь созданное недвижимое имущество является момент его государственной регистрации.
Судам следует иметь в виду, что признание права собственности на объект незавершенного строительства (недостроенное недвижимое имущество в судебном порядке ГК не предусмотрено. Указанный вывод содержится в постановлении Верховного Суда Украины от 19 сентября 2011 г. 30 результатам рассмотрения заявления ООО «Черкасизалізобетонстрой» о пересмотре Верховным Судом Украины постановления Высшего хозяйственного суда Украины от 10 февраля 2011 г. в деле № 18/314 по иску ООО «Черкасизалізобетонстрой» ЗАО «Будсоцсервіс», подразделения принудительного исполнения решений Главного управления юстиции в г. Киеве о признании права собственности на имущество (дело № 3-82гс11/32/14).
В первоначальной редакции ст. 331 ГК в ее ч. 4 содержалось положение, согласно которому по заявлению заинтересованного лица суд может признать его собственником недостроенного недвижимого имущества, если будет установлено, что доля работ, которая выполнена согласно проекту, является незначительной.
Законом Украины от 15 декабря 2005 г. № 3201-IV «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» ч. 4 ст. 331 ГК было исключено.
Отсутствие в законе нормы, которая бы позволяла в судебном порядке признавать право собственности на объекты незавершенного строительства, порождает ряд вопросов, ведь спор между субъектами гражданских правоотношений может возникнуть и до момента государственной регистрации.
Как свидетельствует судебная практика, суды по-разному решают споры, что возникают между супругами, о разделе объектов незавершенного строительства; о признании права собственности на вновь созданное имущество, которое приобретается физическими лицами в порядке, установленном Законом № 978-1V; о признании права собственности на объекты незавершенного строительства в порядке наследования, и по-разному определяют объект, относительно которого признают право собственности.
По поводу рассмотрения споров о признании права собственности на объекты незавершенного строительства в порядке наследования соответствующие разъяснения даны в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 30 мая 2008 г. № 7 «О судебной практике по делам о наследовании». в Если строительство осуществлялось по закону, то в случае смерти застройщика до завершения строительства его права и обязанности как застройщика входят в состав наследства, ведь согласно ст. 1216 ГК наследованием является переход прав и обязанностей (наследства) от физического лица, которое умерло (наследодателя)к другим лицам (наследникам).
По результатам рассмотрения споров между супругами в отношении объектов незавершенного строительства суды:
o признают право собственности на часть объекта незавершенного строительством по каждой из сторон и выделяют его в натуре;
o принимают решение не о признании права собственности на объект незавершенного строительства, а признают эту недвижимость объектом общей совместной собственности супругов;
o признают право на часть незавершенного строительством дома за каждой из сторон без указания, какого именно права приобретает истец и ответчик, и т.д.
Согласно разъяснений, изложенных в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 4 октября 1991 г. № 7 «О практике применения судами законодательства, регулирующего право частной собственности граждан на жилой дом», по иску жены, членов семьи застройщика, совместно строили дом, а также наследников суд вправе произвести раздел неоконченного строительством дома, если, учитывая степень его готовности, можно определить отдельные части, подлежащие выделу, и технически возможно довести до конца строительство указанными лицами. В случае невозможности раздела неоконченного строительством дома суд может признать право за этими лицами на строительные материалы и конструктивные элементы дома или с учетом конкретных обстоятельств оставить его одной из сторон, а другой присудить денежную компенсацию.
Судами признается право собственности на: «незаконченный строительством объект»; «на строительные материалы под застройку жилого дома и летней кухни, как объект незавершенного строительства»; «на строительные материалы, которые были использованы в процессе строительства и существуют в виде домовладения: жилой дом, пристройку, тамбур, летнюю кухню, сарай, душевую, уборную, забор, отмостка, цистерну»; «на строительные материалы и конструктивные элементы, из которых состоит домовладения»; «на имущественные права на недвижимость» и т.п.
В таких случаях необходимо использовать терминологию, которую применяет законодатель в ст.ст. 331, 876 ГК и Законе № 1952-IV, — «объект незавершенного строительства» или «объект строительства».
Следует отметить, что в связи с отсутствием в законе четкости по вопросу государственной регистрации объектов незавершенного строительства возможны злоупотребления со стороны лиц, принимающих решение о необходимости такой регистрации, а также осуществления выборочной регистрации.
Учитывая, что по своей правовой природе объект незавершенного строительства является недвижимой вещью, а также то, что по такой вещи возможно установление как субъективных вещных, так и обязательственных прав (в случаях, предусмотренных актами гражданского законодательства), с целью устранения существующих несогласованностей в законодательстве в отношении объектов незавершенного строительства, следует внести изменения в ст. 331 ГК, изложив ее в следующей редакции:
ч. 1 оставить без изменений;
ч. 2 ст. 331 следует изложить в новой редакции, а именно: «Право собственности на вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, в том числе на объекты незавершенного строительства возникает с момента такой регистрации на основании документов, подтверждающих право собственности или пользования земельным участком для создания объекта недвижимого имущества, проектно-сметной документации, а также документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства»;
В Законе № 1952-1V предусмотреть, что государственная регистрация права собственности на объекты незавершенного строительства осуществляется на основании документов о подтверждении использования земельного участка по его целевому назначению и при наличии соответствующих разрешительных и узгоджу тельных документов на строительство.
Источник: studbooks.net
Признание отсутствующим зарегистрированного права собственности на объект незавершенного строительства
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Действующее законодательство относит объекты незавершенного строительства к недвижимому имуществу (пункт 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства).
Значит, на объекты незавершенного строительства можно оформить право собственности, как и на иные объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации. Рассмотрим возможные варианты действий дольщиков в зависимости от того, какой именно договор был оформлен ими с застройщиком.
Договор долевого участия в строительстве (ДДУ)
В большинстве случаев застройщики заключают с дольщиками договоры долевого участия в строительстве, в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
В этом случае беспокоиться относительно возможного приостановления строительства смысла нет, поскольку право требования на незавершенный строительством объект гарантированно заключенным с застройщиком договором долевого участия в строительстве.
Однако в случае банкротства застройщика дольщику всё же придется совершить ряд действий, чтобы подтвердить свои права требования на приобретенную у застройщика квартиру (именно квартиру, а не офис или гараж). Дольщику необходимо будет после возбуждения в арбитражном суде дела о банкротстве застройщика, подать заявление о включении требований в реестр требований о передаче жилого помещения в собственность. После включения требований дольщика в вышеуказанный реестр, в случае банкротства застройщика, местная администрация по месту нахождения неоконченного строительством объекта сама подберет кандидатуру нового застройщика, который за свой счет достроит объект и передаст его в собственность дольщиков. При наличии заключенного договора долевого участия смысла в подаче в суд иска о признании права собственности на недострой не имеется, поскольку сам по себе такой договор, после его государственной регистрации, гарантирует участнику долевого строительства, что, в дальнейшем, пусть и со значительным отступлением от ранее оговоренных сроков, дольщик сможет оформить право собственности на оплаченную им на стадии строительства недвижимость.
Исковое заявление о признание права собственности на объект незавершенного строительства (образец)
Процедура признании права собственности на недострой
Признание прав на незавершенку (именно такое определение дано в жизни этой проблеме), осуществляется исключительно через суд.
Документ, инициирующая начало разбирательства – это исковое заявление о признании права собственности на незавершенный строительством объект.
Иск подается по месту нахождения такого строения, тем, кто непосредственно заинтересован в приобретении статуса собственника недвижимости – участником долевого строительства.
Итак, какие действия необходимо осуществить?
Прежде чем подать иск в суд, потенциальному собственнику необходимо собрать пакет документов и обратится в Росреестр с заявлением о регистрации объекта. После получении отказа собственник может обратится в суд с соответствующим заявлением
Подготовка такого заявления имеет некоторые особенности.
Однако, чтобы избежать длительного изучения нормативных документов можно проследовав по ссылке заявления о признании права собственности на незавершенный строительством объект, внизу текста.
Предварительный договор купли-продажи
Известным способом ухода многих застройщиков от налогообложения и от необходимости заключения и государственной регистрации договора долевого участия в строительстве является заключение с дольщиком предварительного договора купли-продажи.
Смысл оформляемых застройщиком документов заключается в том, что дольщик, якобы, передает по договору беспроцентного займа денежные средства застройщику, с обязательством застройщика вернуть дольщику эту денежную сумму в определенную дату. По наступлении указанной даты, дольщик подписывает с застройщиком основной договор купли-продажи квартиры, а также соглашение о взаимозачете, в котором указывается, что сумма беспроцентного займа засчитывается застройщиком в оплату дольщиком стоимости приобретаемой недвижимости.
В случае существенного нарушения сроков окончания строительства, процедуры банкротства застройщика, дольщикам нужно подтвердить свои права на приобретаемый объект в судебном порядке. Сделать это можно так:
- Подать в суд иск о подтверждении права требования на приобретаемые квартиру, офис или гараж, и обязании застройщика передать этот объект в собственность дольщика по окончании строительства здания;
- Подать в суд иск о признании права собственности на объект незавершенного строительства, представив в суде документы, подтверждающие, что дольщик произвел оплату стоимости объекта незавершенного строительства в полном объеме, и что оплата была произведена именно в счет погашения стоимости этого объекта, а не из-за желания дольщика передать просто так деньги застройщику по договору.
Заказать обратный звонок
Требования истца
26 марта 2021 года Арбитражный суд Московской области рассмотрел в судебном заседании иск одного общества с ограниченной ответственностью к Управлению Росреестра по МО о признании права собственности.
Общество в своем иске просило:
- признать за ним право собственности на недостроенную подземную автостоянку, расположенную в г. Балашиха Московской области. Готовность объекта – 75%;
- обязать регистрирующий орган произвести госрегистрацию права собственности на данный объект за истцом.
Договоры соинвестирования или инвестиционного вклада
Часто застройщики заключают договоры соинвестирования или договоры инвестиционного вклада.
При наличии такого договора и после приостановления строительства проинвестированного объекта, в том числе, по причине возможного банкротства застройщика, инвесторам (соинвесторам) следует подать в суд иск о признании заключенного с ними договора притворной сделкой и признании права собственности на объект незавершенного строительства.
Дело в том, что такого рода договоры, в большинстве случаев, не подпадают под требования Федерального закона от 30.12.2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Данный вид договоров может быть не зарегистрирован в Управлении Росреестра, и коме самого изначального застройщика о существовании таких договоров может никто и не знать. А это обстоятельство означает возможность «двойных продаж», переоформления документации на строящийся объект уже по правилам долевого участия в строительстве на других лиц, а также снос недостроенного объекта, как самовольной постройки, без выплаты инвесторам строительства каких-либо денежных компенсаций.
С целью избежать таких негативных последствий, при нарушении сроков окончания строительства объекта недвижимости или возбуждения в арбитражном суде процедуры банкротства застройщика, инвесторам (соинвесторам) лучше обратиться в суд по месту нахождения строящегося объекта с иском, в котором просить суд признать заключенные ими договоры притворными сделками, применить к этим сделкам правила договоров об оказании услуг (в данном случае – договора строительного подряда, условием которого является возведение ответчиком здания и последующая передача помещения в этом здании в собственность истца), и признать право собственности на проинвестированные объекты недвижимости, как на объекты незавершенного строительства.
После получения положительного судебного решения, инвесторы (соинвесторы) смогут зарегистрировать своё право собственности на объекты незавершенного строительства, и, тем самым, гарантировать себе последующее оформление права собственности на эти объекты после окончания строительства домов, гаражей, офисов и т.д., или (в случае сноса строящегося объекта, как самовольной постройки) получение за снесенный объект недвижимости денежной компенсации.
Как доказать законность регистрации объекта незавершенного строительства?
В указанной ситуации лицу-ответчику необходимо доказывать, что объект имеется на арендованном земельном участке. При этом, чтобы доказать, что он существует на участке, который предоставлен в аренду, необходимо предоставить:
- договор аренды земельного участка;
- разрешение на строительство;
- технический план;
- документы о постановке на кадастровый учет;
- документы о регистрации права собственности на незавершенку, в настоящее время таким документом является выписка из ЕГРН, а ранее выдавалось свидетельство;
- документы о строительстве объекта недвижимости, например, договоры подряда, акты о приемке выполненных работ, акты освидетельствования скрытых работ, товарные накладные и другие документы, в том числе, о покупке материалов. Предоставлять надо документы, которые подтверждают фактический объем выполненных работ;
- заключение строительно-технической экспертизы.
При рассмотрении категории данных дел, ответчик должен предоставить необходимые допустимые доказательства, которые достоверно обоснуют существование объекта незавершенного строительства на арендованном земельном участке.
Судебная практика требует доказательства, а именно:
- Документы, представляемые в подтверждение факта строительства до регистрации права на объект незавершенного строительства — договоры на выполнение работ, акты сдачи приемки выполненных работ, акты освидетельствования скрытых работ, товарные накладные и другие.
При этом необходимо виды указанных в актах работ соответствовали фактическому состоянию объекта по состоянию на момент регистрации права.
- Проведение строительно-технической экспертизы
Какие могут быть последствия
Принадлежность вещи и ее определение имеет специфичные особенности, которые в данном случае обусловлены ее индивидуальными характеристиками.
Право собственности на объект незавершенного строительства возникает в соответствии с условиями, подлежащего применению закона, но требует определенной процедуры, которая исключит нарушения на этапе его создания.
Судебный порядок определения права собственности на объект незавершенного строительства предоставляет возможность наиболее тщательно изучить нарушения при возведении многоэтажного дома и оценить существующую опасность данной постройки.
Все обязательная документация прилагается к иску и подлежит оценке судом.
Отсутствие проекта и иных разрешительных документов может спровоцировать обратный результат.
Вместо удовлетворения иска о праве собственности на незавершенный строительством объект, при наличии встречного заявления органов власти, возведенное строение имеет все шансы быть признано самовольным и как следствие подлежать сносу.
Образец иска о признании прав на незавершенку
Исковое заявление о признании права собственности на незавершенный строительством объект готовится с учетом действующего законодательства. Найти необходимые аргументы и обосновать собственную позицию не всегда бывает легко.
Именно поэтому мысль найти подходящий образец или пример для скачивания является достаточно хорошей. Тем более что в данном случае долго искать не придется.
искового заявления о признании права собственности на незавершенное строительство, можно просто проследовав по ссылке ниже. Приведенный пример позволит сориентироваться в действующем законодательстве и не упустить важные моменты на данном направлении.
В целом обращение в суд с соответствующей просьбой, имеет значительные шансы на успех.
Образец искового заявления о признании права собственности на объект незавершенного строительства
Источник: donmatrix.ru
Вопрос-Ответ
Какие права считаются ранее возникшими, учитывая положения части 2 статьи 32 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которой система регистрации прав на территории Республики Марий Эл введена после 01.01.2000
Согласно части 1 статьи 69.1 Федеральный закон от 13.07.2015
№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
(далее – Закон № 218-ФЗ), в редакции Федерального закона от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон
№ 518-ФЗ), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органы местного самоуправления проводят на территориях указанных субъектов Российской Федерации и соответствующих муниципальных образований мероприятия по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые в соответствии со статьей 69 Закона № 218-ФЗ считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которых могут быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) по правилам, предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, и мероприятия по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на ранее учтенные объекты недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ) и права на такие объекты недвижимости, подтверждающиеся указанными документами, не зарегистрированы в ЕГРН.
Таким образом, в целях реализации положений Закона № 518-ФЗ выявлению подлежат правообладатели ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на ранее учтенные объекты недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Закона № 122-ФЗ
(до 31.01.1998).
При этом относительно прав, которые считаются ранее возникшими, отмечаем следующее.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 33 Закона № 122-ФЗ с момента вступления его в силу и до создания системы учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество такая государственная регистрация проводилась органами, на которые она была возложена ранее.
Кроме того в силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Закона № 122-ФЗ до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».
Таким образом, по общему правилу ранее возникшими считаются права, возникшие до 31.01.1998, однако в случае если на территории отдельных субъектов Российской Федерации к 31.01.1998 не были созданы учреждения юстиции по регистрации прав, то ранее возникшими считаются также права, зарегистрированные уполномоченными органами до начала функционирования системы регистрации прав, введенной Законом № 122-ФЗ.
1. В законе отсутствует указание на «уровень компетенции уполномоченных органов» (администрации сельских поселений, городские администрации, районные администрации)
2. Будет ли вноситься в ЕГРН дата возникновения ранее возникшего права в соответствии с правоустанавливающим документом либо дата внесения записи в ЕГРН
1. Законом № 518-ФЗ предусмотрено внесение изменений, в том числе в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) в котором раскрыта соответствующая компетенция органов местного самоуправления.
Рекомендуем руководствоваться положениями статьей 14, 16, 16.2 Закона № 131-ФЗ.
2. Согласно Порядку ведения ЕГРН, утвержденному приказом Росреестра от 11.03.2021 № П/0100 (далее — Порядок), который в настоящее время проходит государственную регистрацию в Минюсте России, в ЕГРН вносятся следующие сведения:
В данном приказе предусматривается, что в кадастр недвижимости ЕГРН, в том числе включаются сведения о реквизитах документов, подтверждающих, что выявленное лицо является правообладателем:
— виде (наименовании) документа (например, свидетельство о праве собственности на землю):
— серии и номере (при наличии);
— дате выдачи (подписания);
— наименовании органа (организации), выдавшего (выдавшей) документ.
Внесение в ЕГРН даты возникновения ранее возникшего права в соответствии с правоустанавливающим документом Порядком не предусматривается.
Необходимо конкретизировать порядок осмотра зданий, сооружений, ОНС в ситуации, когда доступ к объекту не обеспечен или ограничен.
Необходимо конкретизировать порядок осмотра помещений, так как такой вид объекта недвижимости не предусмотрен статьей 69.1 Закона № 218-ФЗ.
Росреестром разработан проект приказа «Об установлении порядка проведения осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства при проведении мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, формы акта осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства» (проходит процедуру согласования).
Проектом приказа устанавливается следующее:
— осмотр здания, сооружения или объекта незавершенного строительства проводится комиссией, состоящей из не менее чем трех представителей уполномоченного органа;
— до проведения осмотра размещается уведомление о дате его проведения (на официальном сайте и информационных щитах);
— комиссия проводит визуальный осмотр объектов либо осмотр с использованием технических средств для дистанционного зондирования Земли (например, с применением беспилотных летательных аппаратов или иных подобных средств);
— в ходе проведения осмотра осуществляется фотофиксация объекта(ов) недвижимости с указанием места и даты съемки. Материалы фотофиксации прилагаются к акту осмотра;
— в акте осмотра отражается информация о том существуют или прекратили существование здания, сооружения или объекты незавершенного строительства.
Таким образом, целью проводимого осмотра является установление факта существования или прекращения существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства. Проведение такого осмотра в отношении помещений не предусмотрено Законом № 518-ФЗ и проектом приказа поскольку они являются частью зданий, сооружений (в случае прекращения существования здания и сооружения также прекращают существование и помещения, расположенные в них).
При этом в случаях, когда доступ к объектам недвижимости ограничен, могут быть использованы в том числе беспилотные летательные аппараты.
1. В каком объеме нотариус обязан представить по запросам уполномоченных органов сведения о наследниках.
Источник: mingosim.kamgov.ru