Существенные условия контракта на строительство

Термин «существенные условия» достаточно часто встречается в 44-ФЗ, но сама расшифровка его в законодательстве не содержится. Для понимания данного термина нужно обратиться к Гражданскому кодексу.

Понятие

В п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса приведено понятие существенных условий. Под такими условиями здесь понимаются условия о предмете контракта; условия, названные существенными или необходимые для включения в договора этого вида, и все условия, относительно которых стороны должны договориться.

Существенные условия закреплены в госконтракте и не могут изменяться (за некоторыми исключениями). Если контракт не содержит существенные условия, то он считается недействительным.

Для того чтобы между заказчиками и победителями закупки не возникало спорных ситуаций по вопросу существенных условий, они заранее оговаривают между собой, что подлежит отнесению к таким условиям. Это позволяет сторонам избежать судебного урегулирования возникших разногласий.

Что относится к существенным условиям

В случае заключения в рамках 44-ФЗ договора подряда и договора на оказание услуг к существенным условиям относят:

Что такое существенные условия контракта? (обучение госзакупкам по Закону № 44-ФЗ), 10.02.2022

  1. Предмет договора, разновидность и предполагаемые объемы работ по п. 1 ст. 432 ГК либо виды и объем услуг по п. 1 ст. 432, п. 1 ст. 779 ГК.
  2. Сроки выполнения работы или услуги (начальный и конечный). В договоре могут быть прописаны финальные сроки работы и сроки окончания каждого этапа (по п. 1 ст. 708, 783 Гражданского кодекса).
  3. Цена работы (услуги) и способ ее определения по п. 1 ст. 709, ст. 783 Гражданского кодекса. Если заключается договор строительного подряда, и цена работ определяется сметным расчетом, то смета прилагается к контракту и выступает его неотъемлемым условием на основании п. 3 ст. 709 Гражданского кодекса.
  4. Сроки и порядок оплаты выполненных заказчиком работ (услуг) по п. 1 ст. 711, ст. 781 ГК.
  5. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств заказчика по контракту по п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса.

Для договоров поставки товаров по 44-ФЗ в качестве существенных могут выступать:

  1. Предмет договора: в данном случае наименование и количество поставляемых товаров по п. 1 ст .432, п. 3 ст. 455, ст. 465 ГК.
  2. Сроки поставки товаров по пп. 1, 2 ст. 457 ГК.
  3. Цена товара по п. 1 ст. 485 ГК.
  4. Порядок оплаты поставленных товаров и сроки, в которые она должна быть произведена заказчиком по п. 1 ст. 486 ГК.
  5. Ответственность заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту по п. 1 ст. 432 ГК.

Согласно ч. 1 ст. 34 44-ФЗ, госконтракт заключается на условиях, которые были предусмотрены извещением и документацией по закупке. Соответственно, все перечисленные в закупочной документации условия относятся к существенным.

Также разъяснениями по вопросам существенных условий контракта приведены Минэкономразвития РФ в письме №Д28и-2286 от 2015 года.

С учетом того, что нормативно-правовая база не уточняет, какие именно условия могут стать существенными, к таким стороны могут отнести любые условия, которые признаны сторонами таковыми по п. 1 ст. 432 ГК.

В частности, стороны могут отнести к существенным условиям такие:

  1. Способ и величина обеспечения в рамках госконтракта, а также сроки для возврата внесенных денег поставщику после исполнения договорных условий.
  2. Обязанность поставщика (исполнителя) информировать заказчика обо всех субподрядчиках, если им отдается более 10% от общего объема работ и при цене от 1 млрд р. для федеральных контрактов, от 100 млн р. – для региональных. , полученное только в банках, которые прошли предварительный отбор.
  3. Численность субподрядчиков из числа малого предпринимательства и социально ориентированных НКО, которые можно привлечь к госконтракту, или обязанность поставщика привлекать к госконтракту таких участников.
  4. Возможности для одностороннего отказа от исполнения контракта (или невозможность этого).
Читайте также:  Отзывы о кредите в Сбербанке на строительство жилого дома

Дополнительные требования к заключаемым контрактам определяются с учетом специальных нормативно-правовых актов. В частности, Постановления Правительства от 2010 года №636 при подписании энергосервисного контракта, Постановления от 2017 года №563 при заключении договора по проектированию и строительству объектов капстроительства.

Возможно ли условия изменить

Для внесения изменений в государственный контракт такая возможность должна быть предусмотрена текстом такого договора. Также сторонам следует позаботиться о правильном документальном оформлении изменений через подписание дополнительного соглашения.

Условия госконтракта при его подписании изменить нельзя. Подписываемый договор должен быть полностью соответствовать тому, который содержался в закупочной документации. Вносить изменения допускается только в случае, если торги еще не начались. Главное, чтобы заказчик придерживался установленных сроков и разместил сведения об изменениях в ЕИС.

Если стороны пришли к соглашению, то вносить в госконтракт изменения допускается только после того, как контракт был подписан.

В каких случаях допускается

Существенные условия подлежат изменению только на основании положений ч. 3 ст. 34 44-ФЗ и в случаях, которые оговорены ч.1 ст.95 44-ФЗ.

В ст. 95 44-ФЗ приведено 7 оснований для внесения изменений в госконтракт. Можно изменять:

  1. Цену договора как существенное условие в сторону снижения можно изменять по соглашению сторон без изменения количества поставленных товаров, выполняемых товаров и услуг, а также прочих договорных условий (при этом цена контракта должна определяться с учетом Постановления Правительства РФ от 2014 года №19).
  2. Цену договора в случае изменения объема товара, работы или услуги на 10%.
  3. Цену договора при изменении регулируемых тарифов на газ, воду, свет или тепло.
  4. Цену и количество товаров, объем выполненной работы или оказанной услуги, сроки выполнения работ при уменьшении финансирования бюджетной организации также можно рассматривать как уважительную причину для изменения госконтракта.
  5. Качество товара, его технические и функциональные характеристики в сторону улучшения.
  6. Количество товара на сумму, которая не превышает разницы между ценой победителя и НМЦК, если эта возможность предусмотрена закупочной документацией.
  7. Цену договора при изменении перечня медицинских услуг в процессе лечения гражданина за границей.

Других оснований для внесения изменений в договор быть не может.

Также вносить изменения в подписанный государственный контракт допускается на основании положений Гражданского кодекса. Здесь сказано, что основанием для изменения и расторжения договора является форс-мажор. Под ним понимается такая ситуация, когда обстоятельства существенно изменились и это невозможно было предусмотреть на момент подписания договора (например, резкое ухудшение погодных условий, которое препятствовало исполнению договорных обязательств).

Это норма применима ко всем договорным обязательствам, которые были заключены в рамках 44-ФЗ.

Чем грозит нарушение условий

Ответственность за нарушение существенных условий контракта влечет за собой штрафные санкции, которые предусмотрены самим договором. Например, поводом для наложения штрафов может стать просрочка исполнителя при выполнении работ по договору или поставке товара либо несвоевременная оплата работ после подписания акта приема-передачи. Штрафы и пени по 44-ФЗ рассчитываются с учетом законных требований Постановления Правительства №1042 от 2017 года.

В случае грубых нарушений это может стать поводом для расторжения договора в судебном порядке.

Также поставщики, которые грубо нарушили договор, могут быть включены в реестр недобросовестных поставщиков. В данном случае факт существенного нарушения договора должен быть зафиксирован должным образом.

Но только факт документального оформления изменений существенных условий контракта не может стать основанием для признания его законным. За внесение правок в госконтракт по основаниям, которые не указаны в 44-ФЗ, сторонам грозят штрафные санкции по ч. 4 ст. 7.32 КоАП. Штраф для должностных лиц составляет 20 тыс. р., а для юрлиц – 200 тыс. р.

Согласно ч. 5 ст. 7.32 КоАП, если изменения условий контракта (включая увеличение стоимости поставляемых товаров и услуг) привели к необходимости дополнительного расходования денежных средств из бюджета, то на заказчика накладывается штраф в двукратном размере от дополнительно израсходованных средств.

Таким образом, понятие существенных условий приведено в Гражданском кодексе. К ним относятся условия, которые в обязательном порядке включаются в государственный контракт, и он считается незаключенным при их отсутствии. Вносить изменения в контракт по 44-ФЗ допускается в ограниченном перечне случаев, которые перечислены в ст. 95 44-ФЗ.

Читайте также:  Залог права аренды земельного участка для строительства

Если изменения были внесены в обход данной правовой нормы, то заказчику и поставщику грозит административная ответственность в виде крупного штрафа. Нарушение существенных условий договора грозит сторонам наложением штрафных санкций, расторжением договора в одностороннем порядке.

Источник: zakonguru.com

Госзаказ: спрашивали — отвечаем: существенные условия контракта, установление конкретных ставок по пени, штрафам и другое

Уважаемые заказчики, вы помните, как наше управление штрафовало Вас за то, что на пени, штрафы в контрактах вы ссылались только на Постановление Правительства и искренне не понимали за что мы вас штрафуем.

Вот Вам ответ:

В случае, когда величина штрафа не определена, условие о неустойке за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту признается несогласованным.

К данному выводу пришел суд кассационной инстанции, отказав заказчику во взыскании штрафа с исполнителя, который нарушил условия контракта.

Согласно заключенному контракту стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение его условий. При этом конкретный размер штрафа, исчисляемый в том числе с учетом законодательства о контрактной системе, в контракте предусмотрен не был.

Суд также учел, что заказчик не доказал факт ненадлежащего исполнения контрагентом условий контракта.

Еще один актуальный вопрос: можно ли применить к контрактам по 44-ФЗ 425- ГК

Письмо от 3 августа 2015 г. N Д28и-2286

В соответствии с пунктом 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона N 44-ФЗ закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 44-ФЗ определение поставщика начинается с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом N 44-ФЗ случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается заключением контракта.

Таким образом, применение положений пункта 2 статьи 425 ГК РФ не представляется возможным к отношениям, регулируемым Законом N 44-ФЗ, в связи с тем что обязательственные правоотношения между заказчиком и поставщиком начинаются исключительно с момента заключения контракта.

Вопрос: что такое «существенные условия контракта по 44-ФЗ» и указание на источник финансирования — это существенное условие?

Учитывая, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ, контракт, заключенный в рамках Закона N 44-ФЗ, должен содержать обязательные условия, предусмотренные статьей 34 Закона N 44-ФЗ, и соответствовать требованиям, установленным ГК РФ в зависимости от предмета контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки содержит в том числе информацию об источнике финансирования.

При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Закона N 44-ФЗ и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, по мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, изменение источника финансирования в ходе исполнения контракта является существенным изменением.

Источник: pskov.fas.gov.ru

Несущественные условия договора 2022 г.

В законе о контрактной системе, ни в гражданском законодательстве нет определения того, что представляет собой несущественные условия договора.

Если брать во внимание нормы ГК России, то на основании них можно дать определение таким условиям договора. Данные условия представляют собой некие параметры госконтракта, которые не будут выступать в качестве существенных для этого вида договора и не требует наличия согласия между сторонами.

  • срок и место заключения договора;
  • форма, в которой может быть заключен договор;
  • подсудность возникающих споров, которые могут вытекать из самого контракта.
Читайте также:  Налог на землю под строительство дома

2. Изменить несущественные условия договора

Действие по изменению данных условий представляет собой правку соглашений, заключаемых между исполнителем и заказчиком и которые не будут оказывать влияние на итоги исполнения контракта.

В данной ситуации поставщик должен будет отправить заказчику протокол разногласий, который будет свидетельствовать о том, что будет совершено внесение правок в данные условия договора. Кроме того в данном документе необходимо отмечать обстоятельства вносимых изменений.

При проведении электронной закупки обязательным требованием, которое должно быть выполнено является отправка протокола разногласий с помощью программно-технических средств оператора ЭТП. Нужна помощь в прохождении аккредитации на ЭТП для возможности принятия участия в торгах и аукционах в электронной форме.

В том случае, если заказчик нуждается во внесении правок в данные условия, то благодаря ЭТП можно будет отозвать сам договор и внести в него все необходимые правки. Далее потребуется участнику направить тот вариант договора, который будет итоговым.

С помощью протокола разногласий или итогового договора можно будет выяснить характер вносимых корректировок, то есть будут они являться существенными или же нет.

При внесении правок в несущественные условия он все равно может быть заключен. Когда от поставщика происходит отправка протокола разногласий, то в данном случае заказчик имеет возможность внести все необходимые правки в сам текст договора и итоговую версию направить победителю закупочной процедуры, чтобы тот поставил свою подпись.

Если требуется внесение правок из-за наличия технических ошибок, то можно внести изменения, когда договор уже содержит подписи двух сторон и он опубликован на сайте ЕИС.

Но все же, если найденный недочет будет являться совсем незначительным, тогда можно его опустить и подписать договор сторонами лучше будет в таком виде какой есть.

Когда ошибка будет значимой и сможет каким-либо образом повлиять на итог договорных отношений или же будет грозить наложением штрафных санкций, тогда сторонам рекомендуется подготовить протокол разногласий и внести в него все изменения. Нужна помощь в получении банковской гарантии по обеспечению исполнения обязательств по контракту в соответствии с 44 и 223 ФЗ? Тогда обратитесь за помощью в наш «Центр» и мы поможем в решении данного вопроса.

Обратитесь с данным вопросом к нашим специалистам, они окажут для вас бесплатную консультацию!

3. Контракт заключение и изменение

Когда от поставщика заказчику происходит направление протокола разногласий, то происходит указание на внесение правок несущественных условий госконтракта и обстоятельств данных изменений.

В том случае, если речь идет об электронной закупке, то потребуется отправить протокол разногласий с помощью программно-технических средств оператора ЭТП.

В том случае, когда у заказчика появляется надобность во внесение правок в условия, тогда благодаря функционалу ЭТП можно будет отозвать контракт на исправление и еще раз отправить участнику уже итоговый вариант.

Внесение корректировок в несущественные условия контракта может также осуществляться на этапе исполнения договора при наличии согласия между сторонами.

При этом этапы будут точно такими же, как и при внесении правок на этапе заключения контракта. Кроме того потребуется будет подготовить дополнительное соглашение и отметить при этом все нужные параметры. Все изменения которые будут внесены должны в дальнейшем публиковаться на ЕИС в виде акта корректировки.

4. Видео-инструкция существенные условия договора подряда

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Источник: cpp-group.ru

Рейтинг
Загрузка ...