Определение архитектура в строительстве

Содержание

Архитектура (лат. architectura, от греч. architekthon — строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли сооружений), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений. Архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область — градостроительство.
В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота). Назначение, функции архитектурного сооружения определяют его план и объемно-пространственную структуру, строительная техника — возможность, экономическую целесообразность и конкретные средства его создания.

Основы архитектуры и строительных конструкций / УрФУ

Образно-эстетическое начало архитектуры связано с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной структуры сооружения. Выразительные средства архитектуры — композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов, синтез искусств и др. Во 2-й пол. 19-20 вв. социальные и научно-технические сдвиги вызвали появление новых функций, конструктивных систем, художественных средств архитектуры, индустриальных методов строительства.

Смотреть что такое АРХИТЕКТУРА в других словарях:

АРХИТЕКТУРА

Слово архитектура по своей форме латинское (architectura), хотя и происходит от греческих корней αρχι и τεκτονική, что значит высшее плотничное или стр. смотреть

АРХИТЕКТУРА

(лат. architectura, от греч. architéкtón — строитель) зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и дея. смотреть

АРХИТЕКТУРА

АРХИТЕКТУРА, -ы, ж. 1. Искусство проектирования и строения зданий,сооружений, зодчество. Садово-парковая а. (композиция садов, парков).Ландшафтная а. (ис- кусство гармонического сочетания естест-венныхландшафтов с архитектурными! комплексами, искусственными ландшафтами). 2.Стиль постройки. А. здания. 3. собир. Здания, сооружения.

Л. малых форм(небольшие сооружения декоративного, мемориального, служебного назначения).II прил. архитектурный, -ая, -ое. А. институт. А. Ансамбль. смотреть

АРХИТЕКТУРА

архитектура ж. 1) Искусство проектирования и строительства зданий и других сооружений в соответствии с их назначением, техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. 2) Стиль, характер постройки. 3) Совокупность сооружений, составляющих материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности.

Архитектура/Дизайн/Строительство

. смотреть

АРХИТЕКТУРА

АРХИТЕКТУРА

архитектура См. искусство. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. архитектура структура, конфигурация; зодчество, искусство; застывшая музыка Словарь русских синонимов. архитектура зодчество (высок.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З.

Е. Александрова.2011. архитектура сущ. • зодчество Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. архитектура сущ., кол-во синонимов: 6 • акрология (2) • градостроительство (4) • застывшая музыка (2) • зодчество (2) • искусство (45) • экоархитектура (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: градостроительство, застывшая музыка, зодчество, искусство. смотреть

АРХИТЕКТУРА

Архитектура — Слово архитектура по своей форме латинское (architectura), хотя и происходит от греческих корней αρχι и τεκτονική, что значит высшее плот. смотреть

АРХИТЕКТУРА

Архитектура (лат. architectura, от греч. architeckton — зодчий, строитель), зодчество, искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пр. смотреть

АРХИТЕКТУРА

Следы древнейших поселений на японском архипелаге датируются X тысячелетием до нашей эры. Первые «деревни» состояли из землянок с крышами из веток дере. смотреть

АРХИТЕКТУРА

(гр., архи — главный, тектор — строитель) предмет и результат эстетической деятельности человека, связанной с орг-цией комфортной среды его обитания . смотреть

АРХИТЕКТУРА

АРХИТЕКТУРА(лат. architectura, от греч. archi — старший, и tektonike — плотничье искусство). 1) строительное искусство, зодчество. 2) стиль, способ пос. смотреть

АРХИТЕКТУРА

, или зодчество — здания, другие сооружения или их комплексы, образующие материальную, художественную организованную среду жизнедеятельности человека. Как часть материальных средств существования людей и как часть средств производства (промышленная архитектура), она принадлежит к сфере материальной культуры, но как важный вид пластических искусств — к сфере духовной художественной культуры.

Эстетически формируя жизненную среду общества, архитектура выражает специфическими художественными формами господствующие представления своей эпохи, идеи и устремления своего общества. В архитектуре взаимосвязаны функционально-технические и духовно-эстетические начала: она базируется на триединстве пользы, прочности и красоты.

В этом качестве она служит основой объединения скульптуры, живописи и других пространственных и временных видов художественного творчества. Недаром архитектуру называют «матерью всех искусств».

В силу своей открытости массам, а также стабильности и прочности своих творений архитектура более других искусств способна передать социально организующий аспект современного ей идеала, дух упорядоченности и разумной закономерности. Архитектура основана на символическом понимании пространства, ввиду чего обращается к символическому смыслу здания, устанавливая соответствие между различными планами бытия и формами здания.

Пропорции многих построек прошлого определялись символическим значением форм. Например, в древних греческих и римских храмах в целях подчеркивания идеи духовного восхождения устанавливалась прямая соотнесенность между архитектурными пропорциями и космическими моделями. Наиболее последовательно идея постепенного восхождения выражена в композиции вавилонских зиккуратов.

Архитектурное пространство мечети создается балансом качества, сил и энергий, соответственностью с движением светил на небе, чередованием света и тьмы. Несомненно, что в основе сложной геометрической символики храма лежит принцип дерева или горы, в котором присутствует космическая и технологическая символика.

Храм выступает как земная проекция моделей космоса: несколько небес, покоящихся на опорах (пилонах, колоннах), связывают землю с «первичными водами». При этом все круглые формы выражают идею неба, квадрат олицетворяет землю, а треугольник символизирует взаимодействие между небом и землей.

Храм — это модель организованного космоса, проявление одного во множественности, поэтому в нем широко используется символика чисел: 7 в пирамидах, 3 в христианских храмах, а 8, являющееся связующим звеном между 4 (квадратом) и 2 (кругом), — в башнях. В основе храма также лежит символика мандалы — квадратуры круга — квадрат и круг, связанные восьмиугольником, который несет на себе тяжесть храма.

На развитие древнерусской архитектуры оказало влияние византийское искусство, самобытно интерпретированное древнерусскими архитекторами. В XII–XIII вв. сложились местные школы архитектуры в Новгороде, Пскове, Владимире и других городах.

С XIV в. ведущее место заняла московская школа, и постепенно сформировался единый стиль древнерусской архитектуры, которую отличали ясное выявление конструкции зданий, величавые пропорции, строгая уравновешенность пространства и массы. Широкое распространение получили крестово-купольные храмы, а в XVI в. появился своеобразный тип шатровых храмов-башен.

При этом архитектурные элементы храма имеют собственное символическое толкование. Например, три двери храма олицетворяют веру, надежду и милосердие.

Церковные стены ограждают спасенное от греха человечество, контрфорсы опоры означают духовный подъем и моральную силу, крыша символизирует милосердие, колонны — догматы веры, своды — пути спасения, а шпиль — Божий перст, указующий конечную цель человечества. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь.

М., 1997; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1997; Чернявская Т. Н. Художественная культура СССР: Лингвострановедческий словарь. М., 1984. смотреть

АРХИТЕКТУРА

Архитектура — искусство проектирования и строительства сооружений, решающее эстетические и социальные задачи. Архитектура входит в триаду главных искусств: живопись, скульптура, архитектура.Источник: Словарь архитектурно-строительных терминов

[ЗОДЧЕСТВО] — искусство создавать здания и сооружения, а также комплексы их в соответствии с социальными, функциональными и художественными требованиями и эстетическими идеалами общества, а также уровнем науки и техники

(Болгарский язык; Български) — архитектура

(Чешский язык; Čeština) — zástavba; architektura

(Немецкий язык; Deutsch) — Architektur; Baukunst

(Венгерский язык; Magyar) — építészet, építőművészet

(Монгольский язык) — архитектур; уран барилга

(Польский язык; Polska) — architektura

(Румынский язык; Român) — arhitectură

(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — arhitektura; neimarstvo

(Испанский язык; Español) — arquitectura

(Английский язык; English) — architecture

(Французский язык; Français) — architecture Источник: Терминологический словарь по строительству на 12 языках
(лат.architectura, от греч. architekthon — строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.

Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли сооружений), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений. Архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область — градостроительство.

В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота). Назначение, функции архитектурного сооружения определяют его план и объемно-пространственную структуру, строительная техника — возможность, экономическую целесообразность и конкретные средства его создания.

Образно-эстетическое начало архитектуры связано с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной структуры сооружения. Выразительные средства архитектуры — композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов, синтез искусств и др. Во 2-й пол. 19-20 вв. социальные и научно-технические сдвиги вызвали появление новых функций, конструктивных систем, художественных средств архитектуры, индустриальных методов строительства. Источник: «Архитектурный словарь»
Синонимы:

. смотреть

АРХИТЕКТУРА

(от греч. architekton—строитель).—1. Вид искусства, целью к-рого является создание сооружений, отвечающих утилитарным и духовным потребностям людей, включая их эстетические потребности. 2. Деятельность проектирования и руководства процессом возведения сооружений, синтезирующая в себе худож., научные и технические начала.

3. Совокупность характерных признаков сооружений к.-л. периода всеобщей истории (А. античная, готическая, Возрождения, барокко и т. п.) или истории национальной культуры (А. Индии, допетровской Руси, доколумбовой Америки и т. п.). Наряду с ткачеством и изготовлением орудий, живописью и пластикой, А. является древнейшим из человеческих умений.

Восходя к этому умению, народная А. образует его местные вариации, достигая совершенства в приспособлении к природно-климатическим условиям и образу жизни народа., Как область иск-ва А. оформляется в культурах Месопотамии и Египта, достигая высочайшего расцвета к XXVII—XXV вв. до н. э. (пирамиды в Саккара и Гизе, зиккурат в Уре и пр.). Как авторское искусство А. складывается к V в. до н. э. в античной Греции: наряду с такими совершенными худож. произв., как Парфенон, Пропилеи афинского Акрополя, становятся известны имена их авторов и написанные ими книги о постройках — начала теории А. (Авторство в искусстве).

К I в, складывается самостоятельный по отношению к др. иск-вам круг теоретического знания об А. (трактат римского архитектора Витрувия «Десять книг об архитектуре»)Новый импульс теория А. как худож. деятельности получает в период расцвета итал. Возрождения (трактаты Альберти, Палладио).

В XVII и XVIII вв. теория и практика А. становится ведущей дисциплиной в академиях художеств, включается в ряд изящных искусств, занимая в нем ведущее место. В XIX в. при совершенствовании строительных конструкций А. переживает кризис как вид иск-ва: внешняя форма отделяется от структуры сооружения, что ведет к эклектическому декоративизму.

В совр. период А. занимает промежуточное положение между градостроительным проектированием, техническим проектированием, дизайном и собственно худож. деятельностью. На протяжении всей своей истории А. служит опредме-ченным выражением социально-экономической структуры об-ва, господствующей в нем идеологии и системы эстетических ценностей.

Вплоть до середины XIX в., находясь в синтезе с живописью, скульптурой, декоративным иск-вом и занимая среди них главенствующее положение, А. определяла собой стиль (романский, готика, Возрождение, барокко, классицизм). С конца XIX в. А. уступает лидерство в формировании стиля живописи, скульптуре: модерн, конструктивизм.

Попытки мастеров А. начала XX в. вернуть ей главенствующую позицию среди иск-в (Ле Корбюзье, Гропиус, К. С. Мельников и др.) не увенчались успехом. Совр. западная А. характеризуется одновременным развитием неоклассицистских, техницистских и неоэклектических (постмодернизм) тенденций.

Значительная роль А. в истории иск-ва предопределила ее место в развитии эстетики античности (Сократ, Платон, Аристотель отмечали первичность пользы А.), средневековья (Августин, Фома Аквинский подчеркивали значение символизма А.), Возрождения (Альберти и др. выдвинули формулу «польза — прочность — красота» как основу А.), нового времени (Дидро, Лессинг, Гёте, Гегель связывали А. с периодизацией в истории иск-в). Новейший этап развития теории А. обогатил ее разработкой проблем градостроительства (А. Бунин, К. Линч), семиотики архитектурной формы (Р. Арнхейм, А. Иконников), эстетических и психологических проблем архитектурного творчества. В социалистическом об-ве уделяется большое внимание развитию А. как важному средству удовлетворения не только духовных, но и материальных потребностей трудящихся. смотреть

Читайте также:  Как узнать разрешение на строительство по адресу

АРХИТЕКТУРА

(или зодчество) — проектирование и строительство зданий или других сооружений и их комплексов, удовлетворяющих жизненно необходимые потребности общества (защита от неблагоприятных явлений природы — холода, жары, непогоды и пр., от вторжения нежелательных лиц, использование для быта, личной жизни, рекреации, воспитания детей и пр., для осуществления трудовых процессов, общественной, культурной и другой деятельности) и отвечающие господствующим в обществе идейно-эстетическим взглядам. Архитектура создает определенным образом организованное пространство (материально среду жизни и деятельности людей, их ближайшее окружение), состоящие из зданий и других сооружений, улиц, проспектов, площадей, набережных, а также садов, парков и т. п.Из этих архитектурных сооружений образуются комплексы населенных мест — города, села, поселки и др., в которых человек проводит не менее 80 — 90% всей жизни.

Архитектура и экология человека имеют много точек пересечения и в теоретическом, и в практическом плане. Робер Леру (1971) даже поставил знак равенства между экологией человека и жилищным строительством.

Архитектура теснейшим образом связана с экономикой общества, с уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений, с уровнем развития науки и техники. Вместе с тем произведения архитектуры не только служат практическим целям, но и эстетически формируют окружающую человека среду.

Таким образом, архитектура в целом является одновременно областью материальной культуры и видом искусства и в свою очередь активно воздействует на материальную жизнь общества и на формирование его эстетических взглядов.

Многообразие практических потребностей общества определило развитие различных отраслей и видов архитектурного творчества, строительства разнообразных по назначению сооружений.

В современном мире помимо архитектуры объемных сооружений (жилые дома, предприятия, театры, школы, магазины и т. п.), выделяют ландшафтную архитектуру и градостроительство. Ландшафтная архитектура — проектирование садов, парков, городских скверов, бульваров, рекреационных зон, национальных, природных парков и т.п. и достижение при этом трех основных целей — реализации задач по функционально-пространственной организации среды жизни человека, преобразованию пейзажей при сохранении их природных особенностей, решению эстетических проблем.

Иногда ландшафтную архитектуру понимают как строительство с учетом пейзажных особенностей местности. Градостроительство (городская планировка) — разработка проектов и создание новых городов и поселков, реконструкция старых городских районов, в последнее время планировка урбанизированных регионов, даже таких крупных, как зона нефтегазоносных районов Западной Сибири. Возведению зданий и сооружений, а также застройке населенных мест предшествует этап проектирования, на котором предусматривается использование строительных материалов, конструктивных систем, соответствующих практическому назначению данного сооружения, технико-экономическим, эколого-гигиеническим, территориальным и климатическим условиям. Проекты крупных сооружений и особенно населенных мест должны быть согласованы с санитарно-эпидемиологической службой, после чего подлежат обязательной экологической экспертизе. Синонимы:

. смотреть

АРХИТЕКТУРА

(лат. Аrchitectura — строительство) — строительное искусство, зодчество, искусство проектировать и возводить здания и сооружения , приобретающее уровень художественного обобщения и выражения в художественно-образной форме мировоззрения человека. В этом значении архитектура пред-ставляет собой вид пластического искусства и поэтому принадлежит сфере художественной культуры.

Эстетически формируя жизненную среду общества, архитектура выражает своими специфическими художественными средствами господствующие представления своей эпохи, идеи и устремления своего общества. Историческое развитие архитектуры происходило от перво-бытных механических сооружений, древних египетских и мексиканских пирамид, пещерных храмов Индии и Китая, от античных акрополей и форумов, средневековых храмов и крепостей до дворцов и парковых ансам-блей эпохи Возрождения, барокко и классицизма, вплоть до новейшей архитектуры ХХ в. Специфическими художественными средствами архитектуры являются: композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов и поверхностей, фактура и цвет строительных материалов, синтез искусств и т.д.

Архитектура служит основой объединения скульптуры, живописи и других пространственных и временных видов художественного творчества. Архитектура является одним из основных (наряду с изобразительным и декоративным искусствами) пространственных искусств, которое можно опреде-лить как: 1) художественно-организованное пространство для человеческой деятельности; 2) совокупность объектов, обусловливающих художественную организацию пространства своим расположением и присутствием; 3) совокупность творческих процессов, направленных на создание художественного образа организованного пространства.

В подавляющем большинстве слу-чаев архитектурная деятельность направлена на оформление объектов, у которых назначение и основ-ные свойства уже предопределены практической по-требностью, техническими возможностями и экономическим расчетом. Такими объектами для архитектуры являются постройки (культовые, административные, жилые, про-мышленные, общественные и т.д.), открытые городские пространства (площади, улицы, парки), а также ком-плексы построек и открытых пространств, которые оформляются как художественные единства, называемые архитектурными ансамблями. Как любое другое искусство, архитектура отражает в своих стилях и отдельных памятниках соответствующей эпохи. Она обладает специфическими выразительными средствами, с помощью которых аппелирует не только к зрительным ощущениям, но и ко всей совокупности чув-ственного и духовного восприятия человека. В силу своей открытости массам людей, а также стабильности и прочности своих произведений архитектура более дру-гих искусств способна передавать современные ей соци-альные идеалы, дух упорядоченности и разумной зако-номерности. Помимо масштабности произведений архитектуры этому способствует свойственное им под-черкивание ритма и пропорций. смотреть

АРХИТЕКТУРА

(лат. architectura, от греч. architekthon — строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), с. смотреть

Источник: arhitecture.slovaronline.com

Значение слова архитектура

архитект у ра, архитектуры, мн. нет, жен. (см. архитектор). Зодчество, строительное искусство. Архитектура древних греков.

Современная архитектура.

| Наука о возведении зданий. Курс архитектуры.

| Стиль постройки. Готическая архитектура. Дом изящной архитектуры.

Культурология. Словарь-справочник

(лат. architectura , от гр. architektonike (techne) ) – строительное (искусство))

1) искусство проектировать и строить здания, сооружения; зодчество; иногда архитектура как искусство проектирования противополагается строительству как осуществлению проекта в натуре;

2) художественный характер постройки.

Архитектурный словарь

(лат. architectura , от греч. architekthon — строитель)

(зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.

Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли сооружений), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений. Архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область — градостроительство.

В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота). Назначение, функции архитектурного сооружения определяют его план и объемно-пространственную структуру, строительная техника — возможность, экономическую целесообразность и конкретные средства его создания.

Образно-эстетическое начало архитектуры связано с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной структуры сооружения. Выразительные средства архитектуры — композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов, синтез искусств и др. Во 2-й пол. 19-20 вв. социальные и научно-технические сдвиги вызвали появление новых функций, конструктивных систем, художественных средств архитектуры, индустриальных методов строительства.

Значение этого слова — высшая степень строительного искусства. Сегодня под словом «архитектура» понимают искусство проектирования и строительства сооружений. Архитектура отвечает не только утилитарным запросам общества, но решает также идеологические, социальные и эстетические задачи. Будучи частью материальной культуры, архитектурное сооружение является в то же время произведением монументального искусства, в формах которого выражается общественное сознание. Архитектура входит в триаду главных искусств живопись, скульптура и архитектура.

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Краткий словарь по вычислительной технике, информатике и метрологии

концепция, определяющая модель, структуру, выполняемые функции и взаимосвязь компонентов сложного объекта.

Эстетика. Энциклопедический словарь

(от греч. architekton — строитель)

синтетическое пространственное искусство, заключающееся в планировании и строительстве отдельных зданий и складывающихся из них разномасштабных ансамблей, в формировании ландшафтов, создании локальных культурных пространств, подчиняющихся определенным утилитарнофункциональным закономерностям и представляющих художественно-эстетическую ценность. Именно синтетизм архитектуры позволяет ей воздействовать на все органы чувств человека, на состояние его души и духа и порождать комплексный эстетический эффект.

Этот эффект порождается не только деревом, камнем, металлом, т. е. физически-материальным субстратом чувственно воспринимаемых пространственных объемов, форм, пропорций, но и той богатой символикой, которая присутствует в архитектурных образах и позволяет создателям этих образов говорить с теми, кто их созерцает, не только о бренном, но и о вечном, бесконечном, сакральном. «Глубинный, философский смысл архитектуры заключается в творческом преобразовании хаоса в космос, случайной, неоформленной, а потому и неуютной среды обитания в осмысленную композицию, «очеловеченную» форму» (Власов В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т. 1. — СПб., 2000. — С.440).

Архитектурные сооружения с присущим им синтетизмом ориентированы не только на органы человеческого зрения. Они взывают ко всем без исключения органам чувственного и духовного мировосприятия.

Внешний вид и внутреннее убранство создают сложнейшие ансамбли эстетически выразительных форм, воздействие которых на человека можно сопоставить лишь с воздействием симфонии на эстетическое сознание слушателя. Каждое эстетически значимое архитектурное целое — это маленькая вселенная, локализованный в земном пространстве мирокосм, сущестующий и функционирующий по законам функционирования целостных, рукотворных ансамблей. «Архитектурное пространство живет двойной семиотической жизнью.

С одной стороны, оно моделирует универсум: структура мира построенного и обжитого переносится на мир в целом. С другой, оно моделируется универсумом: мир, создаваемый человеком, воспроизводит его представление о глобальной структуре мира. С этим связан высокий символизм всего, что так или иначе относится к создаваемому человеком пространству его жилища» (Лотман Ю. М. Архитектура в контексте культуры // Лотман Ю, М. Семиосфера. — СПб., 2000. — С. 676). Символика мира архитектурных форм способна возвышать человеческое сознание до способности ощущать либо гармоничность Божьего мира, либо разительное несовершенство мира человеческого.

◘ Лит.: Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве. Т. 1-2.- М., 1935; Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура.

Терминологический словарь. — М., 1997; Гропиус В. Границы архитектуры. — М.: Искусство, 1971; Михайлов А. Архитектура как застывшая музыка //Античная культура и современная наука. — М.: Наука, 1985; Михаловский И. Теория классических архитектурных форм. — М. 1937; Некрасов А. Теория архитектуры. — М.: Стройиздат, 1994; П. А. Раппопорт. Древнерусская архитектура. — СПб., 1993; Розенберг А. В. Философия архитектуры. — М., 1923; Шуази О. История архитектуры. Т. 1. — М., 1935; Pothom Н. A Guide to Architectural Styles. — Word, 1983; Watkin D. A History of Western Architecture. — L., 1992.

Уральская Историческая Энциклопедия

(гр., архи — главный, тектор — строитель)

предмет и результат эстетической деятельности человека, связанной с орг-цией комфортной среды его обитания средствами стр. Подразделяется на градостр., ландшафтную арх., арх. произв., гражд., жилых и культовых зданий и сооружений. Возникновение А. на У. связано с колонизацией региона рус. и проникновением рус. стр. культуры.

Первые военно-оборонительные пос. строили новгородцы для сбора дани с местного нас. в сев. Приуралье. В летописях упоминаются г.Хлынов (Вятка, 1374) и г. Анфаловск (1398-1409). В XVI в. нач. организованная колонизация У., опорными пунктами к-рой являлись «государевы остроги». В нач. XVI в. ц. колонизации находился в Покче, с 1535 — в Чердыни.

В сеть острогов вошли Канкор (1558), Орел-городок (1564), Нижне-Чусовской (1568), Сылвенский и Яйвенский, Очерский (1597), Верхне-Чусовской городки (1610).

Вдоль Камы для защиты торг. путей была возведена др. цепь оборонительных пос.: Уфа (1574), Сарапул (1556), Бирская и Табынская крепости. Путь в Сибирь охранял Верхне-Тагильский городок (1583), крепости Лозьва (1590), Верхотурская (1598) и Туринская (1600). Активная колонизация сопровождалась стр. крепостей и острогов и требовала создания новых укрепленных пунктов в Зауралье: Невьянская (1621), Ницинская (1624), Тагильская (1625), В.-Ницинская (1632), Ирбитская (1633), Мурзинская (1639), Пышминская (1646), Чусовская (1656) крепости, Катайский острог (1655), Челяб. острог (1658), Шадринский острог (1662), Царево городище (Курган, 1662), Камышловская (1666-1667), Красноярская (1670), Арамильская (1675-1676), Новопышминская (1680), Багарякская (1698), Белоярская (1695) крепости. В Приуралье возведены Кунгурский (1649), Торговинский и Кишертский острожки.

В первой пол. XVIII в. для защиты от киргиз-кайсаков на Юж. У. были выстроены оборонительные линии: Закамская (1732), Самарская (1736-42), Екат. (1737), Старая Ишимская (1737), Сакмарская (1739-42), Верхне- и Нижне-Уйские (1737), влившиеся позже в Оренб. линии.

Читайте также:  Визы в строительстве это

Крепости и остроги вплоть до XVII в. возводились по традициям зодчества ц. России на возвышенных местах в точке слияния рек. Они имели неправильную конфигурацию, обносились деревянными стенами с башнями по углам и в местах въездов. Ряд крепостей и острогов в месте пересечения торг. путей имели посады с кварталами купцов и ремесленников и позже переросли в первые ур. гг. (Вятка, Чердынь, Верхотурье, Кунгур, Ирбит, Уфа и т.п.).

Крепости XVIII в. строились с учетом европ. традиций, имели регулярную геометрическую планировку по всем правилам фортификационного иск-ва. Посад многих из них имел регулярный план.

Крест. пос. делились на починки, дер. и с., их застройка носила самый разнообразный характер в соответствии с традициями нар. зодчества и климатом мест переселения (народное жилище).

Проникновение христианства на У. сопровождалось стр. мон.: Пыскорский-Преображенский мон., переведенный в Канкор (1570-79), Николаевский мон. в Верхотурье (1604), Далматов мон. (1644) и др. Мон. У. также возводились по традициям оборонного зодчества ц. России, постепенно перестраивались в камне, занимая видное место в гор. застройке.

Оборонительная роль пос. У. к концу XVIII в. была исчерпана. Однако этот период наложил сильный отпечаток на выразительность планировки и застройки адм.-торг. гг. У., оставив такие замечательные произв. арх., как Верхотурский кремль, Оренб. и Николаевские крепости, Николаевский мон. в Верхотурье, Далматов мон., возведенные в лучших традициях рус. зодчества. Указанный период дал У. своеобразные школы мастеров арх. (Гусев Т.М., Гулков Е.Д., Стафеев А.Д., Сорока И.Б.).

Помимо мон., христианизация У. активно шла путем стр. отд. храмов в гг. и сел. пос. На ранних этапах сооружались деревянные церкви клетского типа (церкви с. Пянтег — XVII в., с. Янидор -1707, Чердынский р-н). Первые каменные храмы несли черты моск. и ярославского зодчества с местной интерпретацией (Троицкий собор в Соликамске, 1684-97).

В XVIII в. на У. проявились стилевые особенности моск. барокко (церковное зодчество). Возросло число мастеров-каменщиков, создавших замечательные пам. А. XVII-XVIII вв. (Вешняков Л.А., Горбовский И., Кичигин А., Корсаков Л., Кремлев И.Т.).

Пром. освоение У. началось с осн. посадскими людьми Калинниковыми соляного городка Усолье Камское. С передачей Строгановым земель сев. Прикамья стали интенсивно осваиваться соляные месторождения, появились первые пром. пос.: Новое Усолье, Дедюхин. Пром. сооружения этого периода строились преим. в дереве и не сохранились.

Вторая волна пром. освоения У. нач. в XVIII в., когда было построено св. 200 мет. з-дов. У. превратился в осн. мет. базу России. Большинство мет. з-дов позже переросли в гг. и положили нач. особой арх.-градостр. культуре У. (пром. архитектура). В теч. XVIII в. сложились градостр. принципы и новые для России типы зданий и сооружений. Каменное стр. в пром. гг.

У. нач. в осн. в конце XVIII в. после пожаров Пугачевского восст. За осн. принципы планировки и застройки пром. гг. были взяты положения Комиссии о строении С.-Петербурга с идеями регулярного европ. градостр. Поэтому большинство пром. пос. У. получили регулярный план с четким функциональным зонированием.

Однако в отличие от адм.-торг. и оборонительных пос. ц. г. формировал з-д с системой предзаводских площадей. В первой пол. XIX в. на ур. з-дах работала плеяда талантливых арх. — выпускников С.-Петерб. акад. художеств (Комаров А.З., Луценко К.А., Подъячев И.М., Малахов М.П., Чеботарев А.П., Дудин С.Е., Тележников Ф.А., Свиязев И.П.). Эти арх. горного ведомства привнесли в пром. гг.

У. высокую культуру классической арх. и создали уникальные пром.-селитебные ансамбли европ. уровня. Данные ансамбли до сих пор формируют ц. гг. Екат., Нижнего Тагила, Ижевска, Воткинска, Невьянска, Златоуста, Кыштыма, Каслей, Каменска-Ур., Белорецка, Очера, Алапаевска и др. Арх. горного ведомства, их ученики приняли активное участие и в застройке сложившихся адм.-торг. гг. У., разработав ген. планы их развития и гл. классические ансамбли гор. ц. (гражданская архитектура).

Вторая пол. XIX — нач. XX в. в связи с интенсивным развитием капиталистических отношений, бурным ростом нас. пунктов отмечена реализацией ген. планов гг. На смену классической А. пришли национально-романтические поиски. В нач. XX в. в А. утвердился стиль модерн, наиб. полно отразивший процесс пром. рев. На смену арх. горного ведомства пришли горные и гражд. инженеры.

Акцент в развитии А. У. был перенесен на среду гор. ц. и узлы транспортных коммуникаций. Этот период характеризуется появлением на У. новых типов зданий: гимназии, театры, доходные дома, банки, клубы, больн., школы, уч-ща, вокзалы, порты, депо, пассажи, торг. ряды. Среди ур. инженеров и арх. выделяются яркие таланты перм. арх. Турчевича А.Б., вятского арх. Чарушина И.А., екат. арх.

Дютеля Ю.О. Сов. этап развития А. на У. характеризуется индустриализацией региона и привлечением средств не только в пром., но и в гражд. и жилое стр. Особенно продуктивны были 1920-е — нач.30-х — время активной работы пионеров сов. арх., развивающих творческие концепции конструктивизма. Произошла окончательная специализация А. на пром. и гражд.

Складывались осн. принципы сов. градостр.: районная планировка, зонирование тер., специализация и кооперация произв., единые системы транспортного и бытового обслуживания, озеленения и благоустройства, крупные ансамбли и комплексы. Создавалась система типового проектирования, возникали крупные гос. проектные ин-ты.

В пром. проектировании ведущее место занимал гос. проектный ин-т «Промстройпроект», где работали арх. Мыслин В.А., Зильберт А.Э., Надеждин В.П., Щербаков С.Н., Бурдунин В.С., Дементьев В.Е., Жукова Н.П. и др. Проекты крупных технологических агрегатов Магнитогорского з-да разрабатывали арх. Соколов В.Д., Гофман В.Л., Лубнин А.И., Тихонов Н. и др. Эти агрегаты послужили типовой осн. для пром. стр. и на др. ур. з-дах (промышленная архитектура).

Показательной явилась работа по проектированию Большого Свердл. — ц. Ур. обл. Здесь была реализована идея о социалистическом г. с крупными жил. комплексами-коммунами, адм.-жил. блоками, дворцами, стадионами, клубами, мед. городками, втузгородками и т.п. По размаху проектирования и стр. в эти гг. Свердл. занимал одно из ведущих мест в стране. К проектированию сооружений в гг.

У. было привлечено внимание видных лидеров конструктивизма: Мейер Г., Фридман Д.Ф., Гинзбург Н.Я., Соколов В.Д., Антонов Н., Голосов И., Корнфельд Я., Оранский П.В. К выдающимся произв. этого времени можно отнести «Городок чекистов», стадион «Динамо», комплекс Уралобкома с жил. домом обл. совета, клуб строителей, комплексы-коммуны по пр.Ленина, и ул.Малышева (гражданская архитектура).

Изменение стилевой направленности сов. А. в 1930-е в сторону неоклассики затормозило развитие арх. творчества в СССР. Однако этот период дал много для А. гг. У., которые получили крупные градостр. ансамбли своих ц. и гл. улиц, гармонично сочетающиеся с классическим наследием первой пол.

XIX в. Многие зодчие-конструктивисты изменили свои творческие взгляды в связи с соц. заказом, искренне увлеклись освоением классического прошлого. В этот период на У. были заложены основы проф. арх. образования. Открылись архитектурно-стр. техникумы в Перми и Свердл., а в 1949 в УПИ — арх. специальность, давшая нач. Ур. арх. школе. Основателем ее является арх., проф. Бабыкин К.Т.

На базе этой специальности в 1967 был создан второй в стране самостоятельный вуз (Свердловский архитектурный ин-т). САИ качественно изменил ситуацию на У. в подготовке квалифицированных арх.

С 1960-х гос. политика в обл. стр. исключила А. из сферы иск-ва. На смену диктата полит. приходит диктат стройиндустрии и жесткой экономии. Типовое стр. активно внедряется в массовую застройку гг. У. в ущерб худ., экологическим и комфортным качествам. Единый заказчик и подрядчик в лице гос-ва не оставляет места арх. творчеству.

Гос. монополизм привел к резкому снижению качества стр., его технология испытывает период глубокого застоя. В этих условиях арх. творчество замыкается в стенах вузов и приобретает форму «бумажной А.», оторванной от стр. практики. Современные концепции А. и градостр. не получают реализации.

Некачественная застройка гг. встречает в 1970-е шир. протесты общественности, особенно в ист. гг. У. В качестве инструмента защиты ист. ц. гг. и пос. в это время выступают охранные зоны и зоны регулирования новой застройки. Появляются арх.-этнографические муз. в пос. Хохловка Перм. обл. и с. Нижняя Синячиха в Свердл. обл. Первые берут на себя роль резервации недвижимых пам.

А., вторые — становятся формой физ. сохранения пам. нар. зодчества путем переноса их в муз.-заповедники.

Недооценка арх. наследия привела к утрате на У. мн. тыс. пам. А. и объектов ценной ист. застройки. Грубым искажениям подверглись ист. ц. гг. Перми, Челяб., Ижевска, Воткинска, Кургана, Камышлова, Туринска, Невьянска, Нижнего Тагила, Кунгура и др. В нач.

1990-х значит. сократилось капитальное стр. в гг. У. в связи с глубоким экономическим кризисом. Внедрение рыночных отношений в сферу А. и стр. способствует преодолению гос. монополизма и возврату А. индивидуального заказчика и подрядчика. Это становится важной предпосылкой возрождения и развития отечественного зодчества.

Лит.: Алферов Н.С. Зодчие старого Урала. Свердловск, 1960; Раскин А.М. Архитектура классицизма на Урале. Свердловск, 1989; Художественная культура Пермского края. Пермь, 1992; Вопросы градостроительства и архитектуры Урала. М., 1987; Каптиков А.Ю.

Народные мастера-каменщики в русской архитектуре XVIII в. (на примере Вятки и Урала). М., 1988.

Источник: znachenie-slova.ru

Лекция 1 Архитектура. Определение и основные понятия

Архитектура теснейшим образом связана с историей развития человеческого общества. Все этапы мировой цивилизации находили отражение в памятниках архитектуры. Что же такое — АРХИТЕКТУРА?

Среда, окружающая человека, может быть естественной и искусственной. Искусственная среда может быть духовной и материальной. Материальная среда в свою очередь может быть предметной и пространственной.

Архитектура — это искусственная, материальная, пространственная среда и процесс её создания.

Именно в создании необходимой для существования человека искусственной материальной пространственной среды основное назначение архитектуры. Характер и степень комфортности этой среды определяются уровнем развития общества. Процесс создания этой среды, включает в себя две составляющие: архитектурное проектирование (АП) и строительство (С). Результатом такого процесса являются здания, имеющие внутреннее пространство, а также комплексы зданий и сооружений, организующие наружное пространство — улицы, площади, города.

Даже на ранних ступенях исторического развития естественный инстинкт заставлял человека стремиться повлиять на место, где проходила его жизнь, так, чтобы оно в наибольшей степени было благоприятно для жизненных процессов. С глубокой древности в сознание человека вошло так же понятие и о том, что удобство, рациональность сооружения, надежность его конструкций неразрывно связаны с чувством красоты. Это определяет архитектуру как соединение материальной и духовной деятельности человека.

Формула единства «пользы, прочности, красоты» была провозглашена ещё в I в. до н. э. древним теоретиком архитектуры Витрувием. Многие архитекторы последующего времени пытались улучшить или исправить эту формулировку, однако и сейчас изменить ее существенно никому не удалось. Можно только объяснить, например, что понятие «польза» включает функциональную целесообразность сооружения (Ф), «прочность» — долговечную надежность и устойчивость конструкций (К). Связанная с этими двумя свойствами «красота» должна обеспечивать эмоциональную выразительность, соответствующую назначению здания и месту его среди природы (Э).

Таким образом, сущность создания архитектурного сооружения, сущность архитектурного проектирования можно представить формулой:

Только в органическом единстве пользы, прочности и красоты создаются подлинные произведения. Односторонний подход — пренебрежение или резкое выделение только одной из сторон — функциональной, технической или эстетической — ведёт к разрыву этого единства, к искажению самого смысла архитектуры.

Рассмотрим составляющие архитектурного проектирования подробнее.

Надёжность и устойчивость конструкций.

Сооружения, как правило, строятся на долгое время. Естественно, что прочность и устойчивость являются важнейшими условиями длительного существования зданий, а они, в свою очередь, зависят от конструкций и применяемого в них строительного материала. История архитектуры свидетельствует о постоянном изменении строительных материалов и создаваемых из них конструкций.

Эти изменения обусловливались развитием производительных сил и теми новыми задачами, которые выдвигала жизнь. В Греции классического периода стены и колонны сооружений возводили из мраморных блоков. В Риме, в императорское время, монументальные здания строились из обожженного кирпича в сочетании с бетоном.

Кирпично-бетонные конструкции облегчали и удешевляли строительство и вместе с тем предоставляли архитекторам широчайшие композиционные возможности. Замки, соборы средних веков возводились целиком из камня, причем техника его обработки в то время достигла совершенства.

Читайте также:  Проект освоения лесов для строительства линейных объектов

В последующее время, в эпоху Возрождения, в XV-XVI веках в западноевропейском строительстве камень вытесняется кирпичом, который становится основным материалом и для кладки стен домов, и для возведения сводчато-купольных конструкций. Кирпич облицовывался снаружи или камнем, или штукатуркой. Наряду с кирпичными сводами для перекрытия помещений использовались и деревянные балки. Эта строительная техника принципиально не изменялась вплоть до конца XIX века. В наше время старые полукустарные методы постройки зданий сменились новой индустриальной техникой, техникой сборных, крупноэлементных конструкций

Художественная ценность архитектурных сооружений определяется решением внешнего и внутреннего облика зданий. Красота, выразительность облика должны присутствовать в каждом здании. Сооружение воспринимается постоянно теми, кто им пользуется, для кого оно предназначено и, кроме того, бесчисленным количеством людей, которые наблюдают его извне.

Отсюда — и желание строителей всех эпох придать своим постройкам в той или иной мере привлекательный облик. В различные времена у разных народов существовали свои особые представления о красоте и художественной гармонии. Развивались и изменялись эстетические критерии и в области архитектуры.

То, что казалось выразительным и красивым в строительстве древним грекам и римлянам, совершенно не было понято зодчими средних веков; строители эпохи Возрождения, в свою очередь, отвергали готику — архитектурный стиль предшествующего времени. Современная архитектура руководствуется совершенно иными, чем ранее, художественными представлениями. То, что нравилось строителям XIX века, сейчас нас уже не удовлетворяет. У людей нашего времени новые художественные идеалы и понятия о красоте и гармонии архитектурного стиля.

В процессе развития архитектуры в строительном деле происходили постоянные и столь же крупные изменения, как и в разработке типов зданий и их внутренней планировке. Функциональная, конструктивная, и художественная особенности архитектуры являются историческими категориями, изменявшимися в ходе исторического процесса и находившими свое реальное воплощение в том или ином архитектурном стиле.

Архитектурные стили многочисленны и многообразны. Они многообразны так же, как и создававшая их культура народов, как многолика та социальная среда, которая явилась для них почвой. Но в каждом архитектурном стиле присутствовали своя внутренняя логика и четкая система. Определить их — наша задача.

Для того чтобы достигнуть наиболее полного результата, необходимо достаточно хорошо знать исторический материал, и не только архитектурный, художественный, но и социально-исторический, общекультурный. То, что заключено в этих лекциях, — лишь первый шаг к цели.

Архитектура — одновременно и техника и искусство. Проектирование и возведение зданий ведется на основе инженерно-технических знаний. Вместе с тем она является искусством, так как архитектор, проектируя будущее здание, мыслит художественными, эмоциональными образами.

Архитектура — это не только отдельные здания. Архитектура — это и города, с их улицами, площадями, садами, парками, водоемами, павильонами, мостиками, скульптурой. Планировка городов, населенных мест — особый раздел архитектуры, именуемый градостроительством.

Планировка и вся пространственная композиция садов, парков также составляет часть понятия «архитектура». Это — садово-парковая архитектура. В наших лекциях вопросы градостроения и паркостроения будут затронуты в той мере, в какой это будет необходимо для раскрытия общего процесса развития мировой архитектуры и её стилей.

Органическую часть архитектуры составляют интерьер и включаемое в него убранство. В интерьер нередко вводятся живопись, скульптура, изделия прикладного искусства. Интерьер в принципе должен стилистически и художественно соответствовать внешнему облику сооружения.

Образование и развитие архитектурных форм продолжается и в наши дни. Для того чтобы заглянуть в завтрашний день эволюции архитектуры, надо представлять весь исторический путь, пройденный ею.

Источник: studopedia.ru

Архитектура

Храм Гефеста в Афинах

Архитекту́ра , или зо́дчество [1] — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы) [2] [3] , а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека [4] . Архитектура создаёт материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с их устремлениями, а также современными техническими возможностями, эстетическими и художественными воззрениями [2] [3] . В архитектуре взаимосвязаны функциональные (назначение, польза), технические (прочность, долговечность), эстетические (красота) свойства объектов и их художественно-образный смысл [2] .

Родственные термины, также имеющие аналогичную этимологию, но не являющиеся синонимами: архитектоника, тектоника.

Художественный смысл и специфику архитектуры как искусства лучше всего выражает классическая Триада Витрувия: Прочность, Польза, Красота (лат. Firmitas, Utilitas, Venustas). В дальнейшем эту формулу стали трактовать исключительно широко — как три мира, или три «царства», с которыми имеет дело архитектор [5] .

Древнеримский архитектор Витрувий назвал шесть «составных частей архитектуры»:

  • ординация (строй, или порядок; греч. taxis), в современной теории композиции близко понятию «конструкция»;
  • благообразие (украшение);
  • соразмерность (пропорционирование);
  • экономия (расчет);
  • евритмия (уравновешенность);
  • дистрибуция, или удобное расположение зданий [6] .

Архитектурные работы часто воспринимаются как произведения искусства, как культурные или политические символы. Исторические цивилизации характеризуются своими архитектурными достижениями. Архитектура позволяет выполнять жизненные функции общества, в то же время направляет жизненные процессы. Однако архитектура создается в соответствии с возможностями и потребностями людей [4] .

Предметом работы с пространством является и организация населённого места в целом. Эта задача выделилась в отдельное направление — градостроительство [4] , которое охватывает комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. По этой же причине трудно дать правильную оценку архитектурному сооружению, не зная градостроительства [7] .

Одной из высших международных наград в области архитектуры является Притцкеровская премия, присуждаемая ежегодно за наиболее выдающиеся достижения в области архитектуры.

По решению Двадцатой Генеральной ассамблеи Международного союза архитекторов (МСА), проходившей в Барселоне в 1996 году, ежегодно в первый понедельник октября отмечается международный профессиональный праздник архитекторов и ценителей архитектурных шедевров — Всемирный день архитектуры [8] .

Источник: wiki2.org

Архитектура

Архитекту́ра (лат. architectura от др.-греч. αρχι — старший, главный и др.-греч. τέκτων — строитель, плотник) — искусство проектировать и строить здания и сооружения (также их комплексы). Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества [1] .

Архитектурой также называют облик зданий и сооружений, а также и сами здания и сооружения собирательно [2] [3] .

Архитектурные работы часто воспринимаются как культурные или политические символы, как произведения искусства. Исторические цивилизации иногда оценивают лишь по их архитектурным достижениям.

All Gizah Pyramids

O Partenon de Atenas

Colosseum in Rome, Italy - April 2007

Taj Mahal in March 2004

Pisa - Campo Santo - Campanile 2 - 2005-08-08 10-23 2005

Kdom

Saint Sophia Cathedral in Novgorod

Russia-Moscow-Saint Basil's Cathedral-5

Архитектор

Архитектор — специалист, занимающийся архитектурным проектированием, то есть разработкой планов зданий, их фасадов — в целом и в деталях, а также внутренних пространств.

Этимология слова «архитектура»

Слово «архитектура» по своей форме латинское (architectura), хотя и происходит от греческих корней αρχι и τεκτονική, что значит высшее плотничное или строительное искусство. В этом смысле слову «архитектура» придавали очень обширное значение; так, например, были в ходу выражения «военная архитектура», «корабельная архитектура», «гидротехническая архитектура» и т. д. Но в настоящее время под словом «архитектура» разумеется исключительно искусство строить здания, предназначенные только для помещения людей, животных или каких-либо предметов.

Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера [5] указывает на польский след в происхождении русского слова «архитектура»:

с 1705 г., у Петра I и Прокоповича; см. Христиани 45. Из польск. architektura от лат. architectura ; см.

Христиани, там же; Смирнов 47.

В русском языке имеется оригинальное слово для обозначения строительного искусства: «зодчество» ( «зьдьчий» от «зьдь» — глина, материя) [6] .

Архитектура как вид искусства

Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.

Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений [8] .

По способу формирования образов архитектуру относят к неизобразительным (тектоническим) видам искусства, которые пользуются знаками, не допускающими узнавания в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращённых непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия [9] .

По способу развёртывания образов архитектуру относят к пространственным (пластическим) видам искусства, произведения которых:

  • существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени;
  • имеют предметный характер;
  • выполняются путём обработки вещественного материала;
  • воспринимаются зрителями непосредственно и визуально [9][10] .

Основные области архитектуры

Проектирование зданий и сооружений

Объёмно-планировочное проектирование (архитектура в узком смысле, зодчество) — основной раздел архитектуры, связанный с проектированием и строительством зданий и сооружений.

Архитектурная деятельность — профессиональная деятельность архитекторов, имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя

    процесс создания архитектурного проекта,
  • координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции, за строительством архитектурного объекта

Градостроительная деятельность

В середине XX века архитектурная профессия разделилась на две ветви: «объёмное проектирование» (которое ведает проектированием зданий — «объёмов»), и «градостроительство» (то есть проектирование городских районов или крупных многофункциональных комплексов).

Градостроительство — раздел архитектуры, решающий задачи проектирования и развития городской среды. В том числе комплексно охватывает вопросы развития планировочного решения города, строительства новых объектов, санитарно-экономические и экологические проблемы.

Одним из основоположников современного градостроительства считается Ле Корбюзье [11] . Ему принадлежит большое количество градостроительных проектов (1922—1945), в которых проведена идея «свободного городского плана», или «зеленого города» («Лучезарный Город» — по Ле Корбюзье) — идея, получившая настоящее распространение лишь во второй половине XX века.

Весьма важным (и дискуссионным) является вопрос о соотношении архитектуры и градостроительства.

О соотношении понятий архитектуры и градостроительства пункт 92 Афинской хартии (градостроительного манифеста, составленного Ле Корбюзье и принятого конгрессом CIAM в Афинах в 1933 году) говорит следующее:

Архитектура приобретает первостепенное значение. Архитектура предрешает судьбу города. Архитектура определяет структуру жилища, первооснову градостроительного плана. Архитектура группирует жилища в крупные комплексы на основе точных расчётов.

Из сказанного следует, что Афинская хартия первичной считает архитектуру, исходя из принципа сомасштабности человеку: «Человек — мера всех вещей».

Однако существуют иные мнения. В частности, Зигфрид Гидион пишет [12] :

В наше время архитекторы точно знают, что будущее архитектуры неразрывно связано с градостроительством. Один-единственный красивый дом сравнительно мало значит.

Очевидно, такой подход основан не на масштабе отдельного человека, а на масштабе крупных социальных групп, общества в целом.
Советская градостроительная школа также учила мыслить масштабами города как среды [13] :

Невозможно почувствовать и выразить индивидуальный характер отдельного здания, не поняв его места в городе. Градостроитель… занимается объектами, которые по своим размерам и сложности на порядок превосходят обычное архитектурное сооружение.

Современное российское законодательство также рассматривает градостроительную деятельность как более широкое понятие, нежели архитектурную деятельность. В соотв. со ст. 1 ГСК РФ:

    , , ,
  • архитектурно-строительного проектирования, , , объектов капитального строительства.

Урбанистика

В конце XX века, из градостроительства, на стыке социологии и общей теории систем, выделилась как самостоятельная дисциплина урбанистика, имеющая своим предметом город и принципы городского развития.

Ландшафтная архитектура

Основная статья: творческая деятельность архитекторов и дизайнеров по созданию эстетичного пространства внутри помещения архитектурно-художественными средствами.

Архитектура малых форм

Архитектура малых форм — раздел архитектуры, к которому относятся объекты функционально-декоративного (напр., ограды), мемориального характера (напр., надгробия), объекты, являющиеся частью городского благоустройства (напр., фонари), объекты-носители информации (напр., стенды, рекламные щиты).

«Бумажная архитектура»

Marina Bay Sands model 1

Life mounds charles jencks

Galleria-UNStudio-02

Rietveld chair 1

Основная статья: [14] определяет теорию архитектуры как науку о природе и специфике архитектуры и о её общих закономерностях.

История архитектуры

науку, исследующую функциональное, техническое и эстетическое развитие архитектуры во времени и пространстве.

Необходимо отметить тот факт, что на сегодняшний день удобная планировка одноэтажного дома становится все более популярной, и это объясняется новыми веяниями в архитектуре и дизайне. Сейчас общая концепция загородной жизни подразумевает сочетание коттеджа и прилегающего к нему участка в качестве одного единого целого. [16]

Учет недвижимости определен законодательными правительственными актами – он осуществляется на территории государства вне зависимости от вида собственности. Как только возведение подошло к концу, факт соответствия строения необходимо документально подтвердить. [17]

Архитектурный стиль

Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм, модерн и [18] .

Архитектурный стиль, как и стиль в искусстве вообще, — понятие условное. Он особенно удобен для осмысления истории европейской архитектуры. Однако для сопоставления истории архитектуры нескольких регионов стиль как описательное средство не подходит.

Существуют такие стили (например, постмодернистской философии и языковым средствам. Пока идут научные споры о самостоятельности того или иного направления, нет и не может быть единства в терминологии.

Источник: science.fandom.com

Рейтинг
Загрузка ...