Письмо Росреестра от 04.02.2021 N 13-00065/21. О порядке изменения назначения зданий, сооружений, помещений и наименовании такого объекта недвижимости
«Письмо» Росреестра от 09.10.2020 N 13-00290/20 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка»
Управление законодательства в сфере регистрации недвижимости и кадастровой деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии рассмотрело обращение по вопросам, связанным с установлением (изменением) видов разрешенного использования земельных участков, и сообщает.
В соответствии с пунктом 5.26(7) Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее — Положение), Росреестр осуществляет в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию при осуществлении ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, кадастровой деятельности. Согласно Положению Росреестр не наделен полномочиями по разъяснению законодательства, а также практики его применения.
Вместе с тем, по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 51 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921, вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям ЕГРН, о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
В таких случаях сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются в межевом плане на основании:
градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границ территориальной зоны или в случае отсутствия такого реестрового номера ее индивидуального обозначения (например, вид, тип, номер, индекс), при этом в разделе «Заключение кадастрового инженера» приводится обоснование указания в данном реквизите такого (основного и при наличии вспомогательного) вида (видов) разрешенного использования;
разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (копия такого разрешения включается в состав приложения межевого плана, далее — Приложение);
акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения об утверждении проекта межевания территории (копия акта включается в состав Приложения, за исключением случая, если сведения о проекте межевания территории внесены в ЕГРН);
вступившего в законную силу судебного акта (копия такого документа включается в состав Приложения);
проектной документации лесных участков в отношении лесных участков.
Таким образом, вид разрешенного использования образуемого земельного участка может отличаться от вида разрешенного использования исходного земельного участка только в случае, если федеральным законом установлен порядок определения вида разрешенного использования образуемого земельного участка, отличный от предусмотренного пунктом 3 статьи 11.2 ЗК РФ.
Пунктом 14 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются в том числе территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка. Указание вида разрешенного использования образуемых земельных участков в решении об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в иных случаях не основано на законе и не позволяет указывать его в межевом плане.
Согласно пунктам 3 и 4 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) в текстовой части проекта межевания территории указывается в том числе вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ; вид (виды) разрешенного использования лесного участка (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 254-ФЗ) виды разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов инфраструктуры, указанных в статье 2 Закона N 254-ФЗ, определяются утвержденной документацией по планировке территории таких объектов инфраструктуры.
Пунктом 35 Положения о составе и содержании документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 N 564, в разделе 2 «Проект межевания территории. Текстовая часть» должна содержаться информация о виде разрешенного использования образуемых земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов и объектов капитального строительства, проектируемых в составе линейного объекта, а также существующих земельных участков, занятых линейными объектами и объектами капитального строительства, входящими в состав линейных объектов, в соответствии с проектом планировки территории.
Дополнительно полагаем необходимым отметить, что проектом поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона N 496293-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)» (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 9 октября 2018 года) предлагается установить случаи, при которых вид разрешенного использования образуемых земельных участков может отличаться от вида разрешенного использования исходного земельного участка.
Начальник Управления
законодательства в сфере
регистрации недвижимости
и кадастровой деятельности
Э.У.ГАЛИШИН
+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
" Сведения об объекте капитального строительства " разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В графах 9 — 17 проставляются фактические значения по соответствующим объектам капитального строительства на основании раздела II. " Сведения об объекте капитального строительства " разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. … Раздел 3 заполняется в строгом соответствии с данными, указанными в Уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства . В графе 5 показывается код характера строительства : строительство — 0; реконструкция — 3. В графе 7 отражается количество надземных этажей в жилых зданиях.
Письмо Росреестра от 04.02.2021 N 13-00065/21 «О порядке изменения назначения зданий, сооружений, помещений и наименовании такого объекта недвижимости»
Вопрос: Об изменении сведений о назначении зданий, сооружений, помещений и наименований таких объектов недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости.
Ответ: В соответствии с пунктами 9, 10, 11 части 5 статьи 8 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) в ЕГРН вносятся в качестве дополнительных в том числе сведения о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом), если объектом недвижимости является здание; о назначении помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение; о наименовании здания при наличии такого наименования.
По мнению Управления, наименованием объекта недвижимости может являться только его уникальное имя собственное (как например, храм Христа Спасителя, Театр оперы и балета), позволяющее его идентифицировать и отличить от других объектов недвижимости.
При этом наименование здания «жилой дом» не позволяет идентифицировать такое здание и отличить его от других объектов недвижимости.
Также следует учитывать, что в настоящее время законодательством Российской Федерации не урегулированы на комплексной и системной основе правила присвоения наименований объектам недвижимости. В связи с этим положениями Закона N 218-ФЗ не предусмотрены нормы о порядке изменения наименования объекта недвижимости.
Дополнительно сообщаем, что проектом федерального закона N 962484-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и иные законодательные акты Российской Федерации» (далее — законопроект) (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 21 июля 2020 года) планируется статью 70 Закона N 218-ФЗ дополнить частью 17, устанавливающей порядок внесения в ЕГРН сведений о наименовании здания, сооружения или помещения и изменения таких сведений.
Поправками Правительства Российской Федерации законопроект дополнен положениями о том, что сведения о наименовании здания, сооружения или помещения могут быть исключены из ЕГРН по заявлению собственника такого объекта при наличии в ЕГРН сведений о виде разрешенного использования такого объекта либо одновременно с внесением сведений о виде разрешенного использования такого объекта.
В соответствии с пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) объект индивидуального жилищного строительства — отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в ГрК РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства ГрК РФ, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В реквизите 3.1 формы уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дом и формы уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, утвержденных приказом Минстроя России от 19.09.2018 N 591/пр, предусмотрено указание сведений о виде разрешенного использования объекта капитального строительства путем указания слов «объект индивидуального жилищного строительства» или «садовый дом».
Таким образом, словосочетание «жилой дом» с учетом положений пункта 39 статьи 1 ГрК РФ является указанием вида разрешенного использования здания, и не является его наименованием.
Относительно изменения назначения здания с «нежилое» на «жилое» считаем необходимым отметить, что согласно пункту 1 Положения о Минстрое России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. В связи с чем рекомендуется направить обращение относительно порядка изменения назначения нежилого здания на жилое в Минстрой России.
Источник3.1 Сведения о виде разрешенного использования индивидуальное объекта капитального строительства ( объект жилищное индивидуального жилищного строительства или строительство садовый дом). 3.2 Цель подачи уведомления ( строительство или строительство реконструкция). 3.3 Сведения о планируемых параметрах
Особенности изменения вида разрешенного использования жилого дома
Сведения об установленном для каждого объекта недвижимости виде его разрешенного использования содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. Законодательством предусмотрено, что эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением) (часть 1 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При желании собственник объекта недвижимости может изменить вид его разрешенного использования, для этого необходимо представить в орган регистрации прав заявление о внесении сведений об ином виде разрешенного использования, предусмотренном градостроительным регламентом.
Возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий. В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования объектов капитального строительства устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства их правообладателями выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. При этом вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Изменение одного вида разрешенного использования объектов недвижимости на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В то же время изменение вида разрешенного использования объекта капитального строительства жилого назначения, к примеру, жилого дома, на иной вид разрешенного использования (магазин, спортивный комплекс, баня и т.п.), вызывает необходимость подготовки и представления в орган регистрации прав с соответствующим заявлением таких документов, как разрешение на ввод реконструированного жилого дома в эксплуатацию и технический план.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, допускается с учетом требований Жилищного кодекса Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Перевод жилого здания в нежилое и нежилого здания в жилое предполагает изменение его функционального назначения и соответственно вида разрешенного использования, в связи с чем такое изменение должно осуществляться путем проведения реконструкции, порядок осуществления которой установлен положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь, реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства в объект капитального строительства, имеющий иное функциональное назначение, должна осуществляться в общем порядке на основании выданного уполномоченным органом разрешения на строительство, в целях получения которого застройщику требуется наряду с заявлением представить перечень документов, предусмотренный частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об ином виде разрешенного использования объекта недвижимости жилого назначения, предусмотренном правилами землепользования и застройки для территориальной зоны, в которой такой объект недвижимости расположен, необходимо получить разрешение на реконструкцию такого объекта, реконструировать его, получить разрешение на ввод реконструированного объекта недвижимости в эксплуатацию, подготовить технический план, содержащий необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об этом объекте недвижимости, и лишь потом обратиться в орган регистрации прав с соответствующим заявлением.
ИсточникЗаявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (Скачать). Заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства , реконструкции объектов капитального строительства (Скачать). Заявление о согласовании местоположения границ земельных участков (Скачать). Заявление на регистрацию инженерных изысканий(Скачать). … Уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства (Скачать). 130-05-01 Предоставление ЗУ по результатам торгов (аукцион) (Скачать). 130-05-02 Предоставление в собственность, аренду ЗУ (Скачать).
Сведения о виде разрешенного использования объекта капитального строительства как заполнять
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
от 26 июня 2020 г. N 13-5600-АБ/20
В ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР НЕДВИЖИМОСТИ СВЕДЕНИЙ
О ВИДЕ РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
Вопрос: Просим представить позицию по вопросам, связанным с внесением в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о виде или видах разрешенного использования земельных участков, сообщает.
Ответ: В соответствии с Положением о Росреестре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (далее — Положение N 457), Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению N 457 Росреестр не наделен полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем по изложенным в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 36, частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) правообладатель земельного участка вправе выбрать любой вид разрешенного использования земельного участка из числа основных или вспомогательных видов, установленных градостроительным регламентом, что не предполагает необходимости издания каких-либо актов со стороны органов государственной власти или органов местного самоуправления (пункт 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года). В то же время в соответствии со статьей 39 ГрК РФ заинтересованное лицо вправе получить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка в порядке, предусмотренном данной статьей, что, в свою очередь, предусматривает необходимость принятия органом государственной власти или органом местного самоуправления отдельного решения.
Таким образом, законодательством о градостроительной деятельности различаются процедуры выбора вида разрешенного использования правообладателем земельного участка и предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка заинтересованному лицу.
В этой связи Росреестром не поддерживается позиция о необходимости при принятии решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка одновременного принятия решения об установлении (определении, изменении) вида разрешенного использования земельного участка, поскольку такой подход не следует из законодательства Российской Федерации. Кроме того, ГрК РФ не предусматривается, что при получении заинтересованным лицом разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка такой вид разрешенного использования должен стать основным или дополнительным и заменить собой иные виды разрешенного использования, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. Также следует учитывать, что возможность изменения вида разрешенного использования земельного участка на основании отдельного решения главы местной администрации была предусмотрена в переходный период применения законодательства о градостроительной деятельности (статья 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»).
На основании вышеизложенного, по мнению Росреестра, при поступлении от уполномоченного органа решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка ранее установленный в отношении такого земельного участка основной вид разрешенного использования должен сохраняться и продолжать оставаться актуальным наряду с возможностью использования земельного участка в соответствии с условно разрешенным видом разрешенного использования.
Пунктом 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ), пунктом 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее — Порядок ведения ЕГРН), установлено, что в сведениях ЕГРН о земельном участке указываются в том числе вид или виды разрешенного использования земельного участка путем указания:
установленного вида разрешенного использования — на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования;
вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).
Согласно части 4 статьи 8, статьи 13, пункта 2 части 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ, сведения о виде разрешенного использования земельных участков, могут быть внесены в ЕГРН на основании соответствующего решения (акта), принятого уполномоченным органом государственной власти (органом местного самоуправления), направленного в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с требованиями статьи 32 Закона N 218-ФЗ и Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 — 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1532 (далее — Правила).
Согласно пункту 8 Правил в случае установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка орган местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в:
решении о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (с указанием кадастрового номера земельного участка и условно разрешенного вида использования);
решении об определении (изменении) вида разрешенного использования (с указанием кадастрового номера земельного участка и вида разрешенного использования).
В этой связи представляется, что с учетом пункта 12 Порядка ведения ЕГРН записи об основном виде разрешенного использования земельного участка не должен присваиваться статус «погашенная» в случае поступления от уполномоченного органа решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и при этом сведения о виде разрешенного использования должны быть дополнены новыми сведениями, содержащимися в решении о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
ИсточникКапитальный частный дом – официально, объект индивидуального жилого строительства . … Вид разрешенного использования – будет это индивидуальный жилой дом ( объект индивидуального жилищного строительства ) или садовый дом. Цель подачи уведомления – строительство или реконструкция. Информация о планируемых параметрах объекта ИЖС или садового дома – этажность, площадь, высота, отступы от границ участка. … Сведения о типовом архитектурном решении объекта – когда строительство (реконструкция) запланированы на территории исторического поселения в соответствии с одобренным законодательно для данной местности типовым проектом, достаточно указаний на него.
Заполнение уведомления о начале строительства дома
С 4 августа 2018 года разрешение на строительство дома не требуется, однако вовсе обойтись без документов не получится.
Понадобиться подать уведомление о планируемом строительстве.
Заполнить бланк уведомления можно:
- в электронном виде – при помощи интернет-сервиса, позволяющего заполнить все поля уведомления буквально за несколько минут. Сервис не только ускоряет процесс, но и предлагает подсказки, помогающие избежать ошибок при заполнении. Но это стоит денег.;
- от руки – для этого нужно скачать и распечатать форму. Бесплатно.
Весь юридический «путь» от планирования строительных работ до оформления дома в собственность можно условно разделить на три этапа. К каждому из них стоит отнестись внимательно – иначе процесс приобретения права собственности на готовый дом затянется.
Заполнение уведомления о начале строительства – это первый шаг на пути к регистрации будущего дома.
В каких случаях достаточно уведомления?
Уведомления о начале строительства будет достаточно, если планируется возводить:
- объект индивидуального жилищного строительства (ИЖС);
- садовый дом.
Разрешение для объектов этих двух типов не требуется. А теперь пришло время подробнее разобрать понятия «объект ИЖС» и «садовый дом».
Объект ИЖС – это отдельно стоящее здание (далее вместо этого может быть употреблен термин «дом»). Отдельно стоящее – это значит конструктивно не связанное с каркасом или ограждающими элементами уже имеющегося здания.
Чтоб подпадать под определение ИЖС, дом должен соответствовать таким требованиям:
- этажность – до трех этажей, расположенных над землей;
- высота – не более 20 м;
- внутренние помещения – объект ИЖС должен включать только комнаты и помещения вспомогательного назначение, необходимые исключительно для нужд жителей дома.
Ключевая черта объекта ИЖС – невозможность раздела на изолированные объекты. После постановки здания на учет в рамках объекта ИЖС нельзя выделить отдельные помещения или комнаты, для которых возможна регистрация собственности. Именно в этом состоит принципиальное отличие объекта ИЖС от многоквартирного дома.
Как правило, термины «объект ИЖС», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» равнозначны. Исключение – случаи, предусмотренные законами федерального уровня или правовыми нормативами, действующими на территории Российской Федерации.
Теперь о понятии «садовый дом». С технической точки зрения оно ничем не отличается от ИЖС – для садового дома также предусмотрены:
- не более трех этажей (надземная часть);
- высота до 20 м.
Разница заключается в эксплуатационном назначении внутренних помещений. Комнаты садового дома предназначены не для круглогодичного проживания людей, а для сезонного пребывания. Вспомогательные помещения призваны создавать адекватные бытовые условия для людей в период их временного пребывания в доме.
Грамотное заполнение и подача уведомления о начале строительства на участке садового или жилого дома поможет избежать проблем с оформлением дома в будущем.
3 этапа оформления в собственность дома, построенного «с нуля»
В данном случае под словом «дом» имеется в виду индивидуальный или садовый дом. По умолчанию принимается, что дом соответствует требованиям по высоте, этажности и назначению помещений.
В первую очередь необходимо подробно рассмотреть первый этап – подачу уведомления.
Подача уведомления о начале строительства
Для подачи используется форма, содержащаяся в приложении к Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19.09.2018 года №591/пр.
В дальнейшем могут употребляться три термина:
- уведомление;
- уведомление о строительстве;
- уведомление о начале строительства.
Для краткости принимается, что все три термина равнозначны и означают «уведомление о строительстве или реконструкции ИЖС или садовых домов».
Образец 2019 года уведомления о начале строительства ИЖС или садового дома предполагает заполнение, как физическими, так и юридическими лицами.
Бланк уведомления – заполнение «шапки»
Заполнение бланка следует начинать с простановки даты и указания органа, куда планируется подавать документ – нужные поля выделены на рисунке.
Куда нужно подавать уведомление?
Для жилых и садовых домов, отвечающих перечисленным требованиям, достаточно уведомления. Однако для объектов других типов разрешений никто не отменял.
Соответственно, органы, выдающие разрешения, продолжают работать в прежнем режиме. В число функций этих органов теперь входит и прием заполненных уведомлений.
Немного о приобретении прав на землю без аукциона
А теперь немного полезной информации, которой нечасто делятся с гражданами чиновники земельных ведомств.
Существует возможность без аукциона приобрести участок земли под жилой дом или личное подсобное хозяйство на территории населенного пункта, а также под постройку садового дома.
Речь здесь идет о получении права на землю без торгов – так называемом «предварительном согласовании предоставления участка земли».
Получить такое согласование можно без посторонней помощи – для этого не потребуется юридического сопровождения, участия кадастровых специалистов или иных посреднических услуг. От заявителя потребуется только желание и немного терпения – вся манипуляции займут около 3 месяцев.
Зато, если решение будет принять в пользу заявителя, он сможет беспрепятственно приобрести землю без аукциона. Причем, этим правом потенциальный застройщик сможет воспользоваться в течение 2 лет с момента получения согласования.
Как узнать, в какой орган подавать уведомление?
На самом деле все не так сложно. Подсказка: ответ на это вопрос отчасти содержится в самом бланке уведомления (после слов «уполномоченного на выдачу разрешений…»).
Органы, имеющие право выдать такое разрешение могут быть уровня:
- государства (федеральными);
- субъекта федерации (региональными);
- муниципалитета (местного самоуправления).
Если речь идет об арендованной для строительства дома земле, уровень уполномоченного органа будет зависеть от собственника земли. Иначе говоря:
- если дом планируется строить на арендованной земле, собственность на которую оформлена на федеральном уровне, подавать уведомление нужно в федеральный исполнительный орган (Министерство строительства и ЖКХ РФ);
- если собственник арендованной земли – субъект федерации, уведомление следует подавать в региональный орган;
- если земля арендуется у муниципалитета, уведомление принимает местная администрация.
Подавляющее большинство арендованных земельных участков под ИЖС или садовые дома являются собственностью муниципалитета. Поэтом подавать уведомление нужно в органы местного самоуправления – администрацию.
Если речь идет не об арендованной, а собственной земле, следует знать, на территории какого населенного пункта расположен участок. Уведомление подают в местную администрацию этого населенного пункта.
Из этих правил могут быть исключения – в первую очередь они касаются городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).
Заполнение 1 раздела – сведения о застройщике
В роли застройщика может выступать физическое/юридическое лицо:
- обладающее правом собственности на землю;
- владеющее землей на праве аренды.
Бланк уведомления предусматривает отдельные поля для физических и юридических лиц.
Физические лица (граждане) заполняют поля:
- 1.1.1 – ФИО;
- 1.1.2 – адрес;
- 1.1.3 – удостоверение личности.
Для юридических лиц предусмотрены поля:
- 1.2.1 – наименование;
- 1.2.2 – юридический адрес;
- 1.2.3 – ОГРН (для юрлиц, зарегистрированных на территории РФ);
- 1.2.4 – ИНН.
Заполнение 2 раздела – сведения об участке
В этом разделе – представлен на рисунке ниже – всего пять полей.
Поле 2.1 – кадастровый номер
Здесь необходимо указать уникальный номер участка земли, присвоенный при постановке на кадастровый учет. Заполнять этот пункт нужно, если у участка такой номер есть. Если кадастровый номер отсутствует, поле можно не заполнять вовсе либо поставить прочерк.
Поле 2.2 – адрес
Здесь указывается адрес или описание местоположение земли. Когда речь идет об адресе, все казалось бы, очевидно. Один нюанс – если участку присвоен почтовый адрес, вписывать его в поле нужно таком же виде, в каком он фигурирует в документах, устанавливающих права на землю.
Иначе говоря, адрес в этом поле должен выглядеть точно также, как адрес, прописанный в:
- свидетельстве о госрегистрации права на землю;
- выписке из Единого госреестра недвижимости (Росреестра);
- договоре об аренде земельного участка.
Нередко на участке отсутствует объект, которому присвоен почтовый адрес. Тогда в этом поле указывают так называемое «описание местоположения».
Описание местоположения земли требует наличия расположенного рядом ориентира – объекта недвижимого имущества, которому адрес уже присвоен. Описание представляет собой указание географического положения участка относительно этого ориентира в формате «расстояние плюс направление».
Пример такого описания: от жилого дома, находящегося по адресу с. Пречистое, ул. Зеленая, 22, на юго-восток 200 метров.
Поле 2.3 – информация о праве застройщика на землю
Здесь необходимо указать тип права застройщика на участок земли, а также реквизиты документа, подтверждающего это право.
Чаще всего речь идет о свидетельстве о праве собственности или договоре аренды участка. Также роль полноценного правоустанавливающего документа могут играть:
- выписка из Росреестра;
- договор купли-продажи (а также дарственная или мена);
- свидетельство о праве наследования;
- решение суда (после вступления в силу по закону);
- постановление (для федеральных/региональных органов власти) или решение (для органов местного самоуправление).
Реже в качестве правоустанавливающих документов выступают:
- договор о разделе имущества супругов;
- решение организации (предприятия, фирмы) о передаче имущества одному из учредителей после ликвидации формы собственности.
В строке, соответствующей полю 2.3, указывается:
- тип права – владение участком на правах собственности или аренды;
- реквизиты устанавливающего это право документа – название, номер, серия – полный список может отличаться в зависимости от типа документа.
Поле 2.4 – иные права на землю (если есть)
Это поле требует заполнения в ситуациях, когда участок:
- выступает в роли объекта долевой либо общей (например, супругов в браке) собственности;
- принадлежит на правах аренды 2 и более лицам (аренда с множественностью лиц).
Таким образом, если застройщик владеет участком не единолично, эту информацию нужно отразить в уведомлении.
В поле 2.4 нужно представить информацию о других собственниках или участниках совместной аренды.
В какой форме должны быть представлены сведения о других собственниках или соарендаторах?
Министерства строительства и ЖКХ пока не давало каких-либо рекомендаций по поводу заполнения поля 2.4. В таком случае остается принять, что для этих физических лиц нужно указывать ту же информацию, что и об основном застройщике – ФИО, адрес фактического проживания и реквизиты паспорта.
Пример: сособственник Петрова Леокадия Дмитриевна, адрес проживания – Нижегородская область, г. Дмитрогорск, ул. Частная, до 29, кв.100. Документ, удостоверяющий личность – паспорт: серия 0607, номер 116611, выдан 03 декабря 2016 года, ОФМС г. Семенова, код подразделение 200-415, адрес регистрации: Нижегородская область, г. Семенов, ул. Частная, до 29, кв.100.
Пока еще от Минстроя не получены указания по поводу заполнения уведомления в случае, если на участок имеет залоговые права банк. Такая ситуация может возникнуть, когда земля выступала в качестве залога при оформлении кредитного договора. В сегодняшний день однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя.
Поле 2.5 – вид допустимого использования земли
Информацию о виде разрешенного использования земли (сокращенно ВРИ) можно почерпнуть из документов, устанавливающих право застройщика на участок (аренда или собственность).
Но лучше все же уточнить разрешенное использование в выписке из Единого госреестра недвижимости – это уменьшит риск указать в уведомлении устаревшую информацию.
Существует еще один способ узнать ВРИ – воспользоваться Публичной кадастровой картой.
Нюансы определения вида разреженного использования земли
Строго говоря, с устаревшим определением ВРИ можно столкнуться практически в любом источнике, включая:
- Документ о регистрации собственности или договор аренды;
- Единый госреестр недвижимости;
- Публичная карта кадастра.
Ярким примером устаревшего ВРИ можно считать «для ведения дачного хозяйства». Сейчас такого вида использования не существует.
В таких случаях следует внимательно ознакомиться с имеющимися документами. Вполне может случиться такое, что в выписке из Росреестра и/или в документах госрегистрации собственности (аренды) фигурируют такие виды использования, как:
- садовый (дачный) земельный участок;
- для ведения садоводства (дачного хозяйства);
- для садоводства (дачного строительства).
Перечисленные виды равнозначны и означают что современное ВРИ участка (согласно части 7 стать 54 Федерального закона №217-ФЗ) – «садовый земельный участок».
Очевидно, что участок с любым из этих 6 видов ВРИ следует классифицировать как садовый земельный участок.
Заполнение 3 раздела – сведения о капитальном объекте строительства
Основным отличием капитального строительства от временного является проведение работ по заглублению фундамента. Участок и дом при этом связываются в единое целое – продать капитальный дом (в отличие от временного киоска или «вагончика») без участка невозможно.
В уведомлении на описание будущего дома отводится 8 полей.
Поле 3.1 – вид разрешенного использования капитального объекта
Здесь вариантов немного, в соответствии с ВРИ и своими планами, следует указать один из двух:
- объект ИЖС;
- садовый дом.
Поле 3.2 – сведения о цели уведомления
Тут выбор также невелик. Уведомление может подаваться с целью:
- строительства;
- реконструкции.
Поле 3.3 – технические характеристики будущего дома
Данное поле в заполнении не нуждается, а вот подпункты требуют некоторых важных пояснений.
Поле 3.3.1 – число надземных этажей
Требования к этажности жилых индивидуальных и садовых домов остаются в силе – поэтому здесь можно указывать один, два или три этажа.
Строить 4-х и более этажный дом не запрещается. Но тогда понадобится получать полноценное разрешение на строительство.
Поле 3.3.2 – высота дома
Максимальное значение не должно быть больше 20 метров. При наличии готового проекта, высоту можно узнать, заглянув в документацию.
Отдельно следует оговорить единицы измерения. Министерство строительства и ЖКХ не дает на этот счет каких-либо указаний. Поэтому высоту допускается указывать в метрах (пример: 11,2 метра).
Поле 3.3.3 – положение дома на участке земли (отступы)
В большинстве случаев, дом в плане имеет вид прямоугольника, стороны которого обращены к соответствующим земельным границам.
В зависимости от расположения дома в пределах участка, от каждой стороны дома до границы остается отступ. Эти расстояния и нужно указать, заполняя поле.
Если в качестве примера взять дом, изображенный на плане выше, то информация в поле будет выглядеть так: 3 метра, 15 метров, 8 метров, 16 метров.
Немного о нормативах отступов от границ участка земли согласно Правилам землепользования и застройки (ПЗЗ)
Указывая размер отступов, следует знать, что ПЗЗ регламентирует минимальные допустимые значения таких отступов. При этом на территории разных населенных пунктов Правила землепользования и застройки могут существенно отличаться.
Для понимания приведен рисунок, где представлена таблица из ПЗЗ одного из поселений. В выделенных столбцах для территории типа Ж-2 (допускающей строительство индивидуальных жилых) указывается минимальный отступ. В соседнем столбце можно посмотреть максимальный процент застройки – это отношение площади под домом к общей площади участка.
На пересечении столбца 9 и строки 3 определяю минимальные отступы – дом должен располагаться не ближе 3 м. к каждой из границ участка.
Если отступы, указанные в уведомлении меньше территориальных норм ПЗЗ, уведомление отклоняется. Об этих нормативах не стоит забывать и при дальнейшем строительстве.
Поле 3.3.4 – площадь застройки
Как правило, площадь застройки равна площади под планируемым домом. Допустимые единицы измерения – квадратные метры.
Здесь пригодится уже упомянутый в предыдущем пункте максимальный процент застройки. Согласно таблице, для данного населенного пункта эта величина составляет 40% – дом может занять площадь, не превышающую 40% площади земли. Построить дом большей площади на данном участке нельзя.
В общем случае в площадь застройки включают не только сам дом, но и любые другие капитальные строения на участке. Поэтому, планируя строительство, лучше выбрать проект дома с площадью, меньшей максимальной. Это создаст небольшой «запас» под будущие постройки – гараж, теплицу, баню.
Поле 3.3.5 – информация о решении, допускающем отклонение от предельных характеристик строительства
В некоторых ситуациях застройщик может рассчитывать на разрешение уменьшения/увеличения характеристик (в сравнении с нормативами).
Иногда можно взять разрешение на постройку дома:
- с большим числом этажей;
- меньшими (по сравнению с установленными ПЗЗ) отступами от границ;
- площадью, превышающей максимальную площадь построек по ПЗЗ.
Узнать больше о случаях, когда возможно получение разрешения на отклонение можно, ознакомившись со ст. 40 Градостроительного кодекса.
Если подобное разрешение получено, это нужно указать в уведомлении, обязательно сопроводив реквизитами документа. Если такого решения нет, строку можно оставить пустой.
Поле 3.4 – типовое архитектурное решение капитального объекта
Это поле рекомендовано к заполнению только в ситуациях, когда дом планируется возводить внутри исторической области населенного пункта, относящейся к ведению государства или региона (субъекта Федерации).
Если застройщик арендует или приобрел участок в границах исторически значимого населенного пункта, он обязан выбрать одно из типовых решений архитектуры или заранее описать внешний вид будущего жилого или садового дома.
Это означает, что при возведении застройщик не сможет руководствоваться только своими личными вкусами и представлениями о красоте и оптимальном стилевом решении дома.
Если участок не лежит на территории исторической области, поле нужно оставить пустым.
Заполнение 4 раздела – схема расположения постройки
Картинка должна включать схематичное изображение границ, дома и отступов.
Поскольку это схема, а не чертеж, точно соблюдать масштаб не нужно.
Однако примерные пропорции участка и дома в плане, а также отступов лучше отразить правильно. Иначе схема может не вызвать доверия у госслужащего, в результате чего чрезмерно старательный чиновник попытается уведомление отклонить.
ИсточникТекстовая часть" должна содержаться информация о виде разрешенного использования образуемых земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов и объектов капитального строительства , проектируемых в составе линейного объекта , а также существующих земельных участков, занятых линейными объектами и объектами капитального строительства , входящими в состав линейных объектов , в соответствии с проектом планировки территории. Дополнительно полагаем необходимым отметить, что проектом поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона N 496293-7 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации некоторые…