Экспертная оценка инвестиционных проектов дает возможность контролировать поток и объем вложений на этапе планирования. Благодаря грамотному подходу к решению задачи, можно предотвратить совершение ошибок и провести мероприятия для усовершенствования условий. Технологический аудит – функциональный инструмент оценки плана еще до его воплощения.
Что такое публичный технологический и ценовой аудит (ТЦА)
Данное понятие было установлено президентским указом в 2013 году «О долгосрочной государственной экономической политике». Согласно этому документу, данный термин означает организацию оценочных мероприятий, призванных проанализировать целесообразность и перспективность вложений государственных средств в различные проекты. Основная цель такого аудита – повышение темпов экономического роста и его стабилизация.
Более подробно суть данного понятия раскрыта в постановлении Правительства №382. Согласно этому нормативному акту, технологический аудит ИП подразумевает организацию и проведение профессиональной оценки обоснования предложенных решений по созданию капитальных строительных объектов.
ОТВЕРГАЯ ОТЦА — ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ! ПРАВДА О КОТОРОЙ НЕ ПРИНЯТО ГОВОРИТЬ — СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Данные мероприятия призваны отразить его соответствие современным технологиям, материалам и оборудованию, которые используются в строительстве. В рамках работы по оценке рассмотрению подлежат и эксплуатационные расходы на осуществление данного проекта.
Цель технологического аудита – повышение эффективности государственных финансовых вложений, снижение строительных издержек и сокращение сроков возведения здания, повышение конкурентоспособности производства.
Задача ценового аудита – проверка, изучение и оценка расчетов суммы капитальных инвестиций и сметной стоимости с целью установления их соответствия нормативам, физическому объему предстоящей работы и конструктивно-организационным решениям, изложенным в проектной документации. При проведении оценки обязательно учитываются итоги технологического аудита.
Для каких проектов проводится ТЦА
- инвестиции в капитальное строительство объектов, которые включены или не участвуют в федеральных программах;
- инвестиции за счет бюджета Инвестиционного Фонда РФ.
Порядок и этапы проведения технологического и ценового аудита
Проведение ТЦА производится в срок, установленный соглашением сторон, но при этом не превышающий 45 дней. В случае рассмотрения сложных или опасных объектов этот период может быть продлен еще на 15 дней.
По результату проведенных в рамках аудитов мероприятий составляется заключение, имеющее положительный или отрицательный характер.
Действия Аудитора зависят от этапа, на котором проводится оценка:
- на стадии подготовки (планирование локации) проводится аудит предпроектных материалов с учетом технического задания;
- на этапе проектирования (при наличии утвержденной Клиентом проектной документации) оценивается пакет документов;
- на этапе реализации (строительства) оценке подлежит организация работ по возведению объекта.
Для проведения аудита эксперту необходимо предоставить следующий пакет документов:
Построили дом из больших бревен. Пошаговый процесс строительства
- обоснование рациональности капитальных вложений (информация о проекте, предварительные расчеты, источники и объемы финансирования, обоснование спроса на услуги объекта и т.д.);
- проектную документацию;
- заключения органов госэкспертизы (положительные);
- копию задания на производство проектирования;
- информация о специалистах, которые подготовили проектную документацию.
Результаты проведения технологического и ценового аудита
По завершению проверки и анализа Аудитор передает результаты проведенных мероприятий Заказчику. Назначается обсуждение итогов с участием Аудитора. Координатор выносит на утверждение отчет о проведении технологического и ценового аудита.
В результате аудита оформляется следующий пакет документов:
- заключение о проведении аудитов инвестиционного проекта;
- заключение о проведении обсуждения итогов аудитов.
Отчет о технологическом аудите содержит данные об оценке:
- качества и полноты предоставленных данных, которые применяются для проектирования;
- обоснования технологических решений;
- соответствие предложенных решений действующим нормативам и актуальному уровню развития технологий;
- наличия ограничений на применение технологий;
- необходимости найма высококвалифицированных специалистов;
- возможностей для оптимизации предложенных технических решений;
- эффективности и целесообразности реализации проекта;
- потенциальных рисков в вопросе достижения плановых показателей и соблюдения сроков строительства.
Ценовой аудит предусматривает анализ:
- затрат на реализацию инвестиционного проекта;
- стоимости проектов в течение их реализации;
- финансово-экономических показателей;
- финансовых рисков;
- стоимостных показателей;
- возможностей для сокращения издержек.
На основании отчета Заказчик может принять правильное решение, стоит ли инвестировать свои средства в новый проект.
Преимущества проведения аудита ИП компанией «Юрэнерго»
Заказывая ТЦА в компании «Юрэнерго», вы можете не сомневаться в отличном качестве результата:
- многолетний опыт проведения технологических и ценовых аудитов крупных инвестиционных проектов гарантирует, что предложенные рекомендации будут верными на 100%;
- налаженное сотрудничество с регулирующими организациями ускорит процесс оформления необходимой документации;
- высокая квалификация и компетенция специалистов по аудиту обеспечат грамотную оценку всех нюансов инвестиционного проекта и выработку оптимального решения.
Для уточнения деталей сотрудничества позвоните нам по телефону или оставьте заявку на обратный звонок. Мы проконсультируем вас и возьмемся за оценку проекта любой сложности вне зависимости от его направленности и масштаба.
Источник urenergo.ruТехнологический и ценовой аудит
SEVERIN DEVELOPMENT оказывает услуги по проведению публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов. Компания имеет штат квалифицированных специалистов, многолетний опыт работы в сфере аудита и входит в состав Национального объединения технологического и ценового аудита.
Назначение процедуры и порядок ее проведения определен Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 г. № 382 (ред. от 23.12.2016).
Технологический и ценовой аудит (ТЦА) — комплексная проверка инвестиционных проектов, реализуемых государственными и частными организациями, проведение которой целесообразно в следующих случаях:
- Подтверждение обоснованности эффективности реализации проекта и поиск альтернативных технических, технологических и организационных вариантов, позволяющих максимально защитить интересы не только государственных, но и частных заказчиков.
- Проверка заявленных технологий в части их стоимости и актуальности исходя из текущего экономического положения и уровня развития производственных технологий на момент строительства.
- Проверка сметной документации на предмет:
- соответствия текущим рыночным ценам,
- необоснованности предусмотренных расходов,
- соответствия стоимости закупаемых материалов и оборудования.
- Проверка целевого использования денежных средств (в т.ч. бюджетных) в ходе реализации проекта.
- Подтверждение достигнутых показателей и определение их соответствия показателям, которые были заявлены на старте проекта.
Если оценка технологической составляющей проекта касается обоснованности строительных решений и эксплуатационных расходов, то ценовой аудит инвестиционных проектов позволяет определить стоимость возводимого/реконструируемого объекта с учетом данных техаудита.
Основными заказчиками ценового и технологического аудита являются предприятия, чьи инвестиционные проекты полностью финансируются государством, либо компании с государственным участием.
Публичный технологический и ценовой аудит осуществляется на четырех этапах реализации проекта:
- 1 этап — подготовка обоснований основных технических/технологических решений реализации инвестпроекта и расчетов укрупненной сметной стоимости. Проведение технологического аудита на этом этапе предполагает выполнение следующих мероприятий:
- определение технической/технологической возможности реализации проекта;
- анализ оптимальности основных технических/технологических решений и их соответствия современной международной практике;
- анализ бизнес-плана проекта и расчета экономической эффективности;
- анализ технологических и рыночных рисков реализации инвестиционного проекта, SWOT — анализ.
Проведенный на данном этапе технологический аудит завершается разработкой рекомендаций по оптимизации проекта (предложение альтернативных технических/технологических решений).
- 2 этап — подготовка проектно-сметной документации для прохождения государственной экспертизы инвестиционного проекта. На данном этапе аудиторские мероприятия включают:
- анализ достаточности и полноты проектно-сметной документации;
- анализ соответствия конструктивных и технологических проектных решений требованиям, предусмотренным Техническим заданием, а также действующими ГОСТ, СНиП и другими регламентирующими строительство актами;
- анализ соблюдения требований энергоэффективности и экологической безопасности объекта в соответствии с разработанными в проектной документации конструктивными и технологическими решениями;
- анализ плана-графика проекта.
Проведенный на стадии подготовки документации технологический аудит обеспечивает успешное прохождение государственной экспертизы. В составленном заключении Исполнитель укажет на имеющиеся недоработки и даст соответствующие рекомендации.
- 3 этап — возведение/реконструкция объекта согласно инвестиционному проекту. Аудиторская проверка на этом этапе предусматривает:
- финансово — техническую экспертизу способов реализации инвестиционного проекта;
- проверку целевого расходования средств (в т.ч. бюджетных), выделенных на строительство, проверку соответствия стоимости и качества завершенных работ заключенным договорам, анализ рисков отклонения от бюджета и запланированных показателей;
- проведение технологического аудита на предмет соответствия производимых работ на объекте проектным требованиям и условиям рабочей документации, техрегламентам, результатам инженерных изысканий, требованиям ГПЗУ (градостроительного плана земельного участка);
- проверку исполнения требований регламентов энергоэффективности завершенного объекта согласно условиям проектной документации;
- оценку рисков и составление Исполнителем рекомендаций о доработке инвестиционного проекта.
- 4 этап — после сдачи готового объекта в эксплуатацию. Технологический аудит и экспертная оценка стоимости объекта включают:
- анализ соответствия эксплуатационных показателей объекта параметрам Технического задания на проектирование;
- проверку соответствия выполненного проекта утвержденной проектно-сметной документации;
- проверку целевого расходования средств (в т.ч. бюджетных), выделенных на возведение/реконструкцию объекта, проверку соответствия стоимости произведенных работ договорам и соглашениям, анализ рисков несоблюдения бюджета и отклонения от запланированных параметров;
- анализ соответствия выполняемых работ на объекте требованиям рабочей и проектной документации, техрегламентам, результатам инженерных изысканий, требованиям ГПЗУ (градостроительного плана земельного участка);
- проверку соблюдения регламентов энергоэффективности завершенного строительством объекта в соответствии с условиями проектной документации;
- анализ экологической эффективности объекта в эксплуатационном режиме;
- предоставление Исполнителем мотивированных рекомендаций по повышению эффективности инвестиционного проекта.
Компания SEVERIN DEVELOPMENT оказывает услуги технологического и ценового аудита (ТЦА) с точным соблюдением законодательных и нормативно-правовых актов, Постановлений и директив Правительства РФ.
Стандартная продолжительность проведения технологического и ценового аудита:
- I этап — не менее 30 (Тридцати) календарных дней;
- II этап — не менее 30 (Тридцати) календарных дней;
- III этап — не менее 45 (Сорока пяти) календарных дней;
- IV этап — не менее 45 (Сорока пяти) календарных дней.
Стоимость услуг ценового и технологического аудита определяется на основании следующих факторов:
Источник www.severindevelopment.ruПроверки по большому счету
Технологический и ценовой аудит крупных инвестиционных проектов — относительно новая для российского рынка услуга. Пока объем данного рынка не превышает нескольких миллиардов рублей в год, однако его участники говорят, что потенциально объектом подобного аудита может стать существенная доля общего инвестиционного портфеля российских банков.
Публичная плоскость
Термин «технологический и ценовой аудит» (ТЦА) появился в России в 2012 году, после выхода соответствующего указа президента. С 2013 года появился также термин «публичный технологический и ценовой аудит», предполагающий общественное обсуждение результатов экспертизы инвестиционных проектов.
ТЦА предполагает независимый взгляд на инвестиционный проект на различных этапах проектирования и строительства — с точки зрения технологий, сроков и стоимости инвестиционных проектов.
«В общем понимании бизнес-сообщества технологический и ценовой аудит — прежде всего независимая экспертная оценка заявленной стоимости, технических и технологических параметров строительства объекта. Зарождение этого рынка в России — ответ на вполне адекватные потребности банков-кредиторов или инвестиционных организаций в специализированных технических исследованиях осуществимости проектов, которые планируются к финансированию»,— говорит генеральный директор компании Severin Development Роман Сигитов.
Впрочем, оценка инвестиционных проектов с привлечением независимых аудиторов в России велась и до 2012 года — например, такую экспертизу заказывал Внешэкономбанк, когда речь шла о сделках по программам проектного финансирования. Однако после упомянутых решений президента и правительства публичный ТЦА стал обязателен для всех крупных инвестпроектов, реализуемых государством и квазигосударственными компаниями.
«Логика принятия решения об обязательном публичном ТЦА была примерно следующая,— рассказывает член правления Национального объединения ТЦА Борис Ярышевский.— К 2012 году был пройден некий этап экономического подъема, и экономисты стали все больше говорить о том, что рост мировой экономики не бесконечен, что необходимо задумываться не только о новых проектах развития, но и об оптимизации существующих инвестиционных программ. Так возникла идея, связанная с аудитом инвестиций, осуществляемых при прямом или косвенном участии государства — речь шла о проектах, финансируемых из федерального бюджета, региональных бюджетов, а также компаниями с государственным участием».
Согласно регламентам, технологический и ценовой аудит проводится в четыре этапа — по окончании разработки предпроектной документации, по окончании разработки проекта, в ходе строительно-монтажных работ и по их окончании. «Основная цель аудита на первых этапах — получить компетентное подтверждение реализуемости инвестиционного проекта и выявить направления возможной оптимизации,— говорит генеральный директор компании «ЭФ-Инжиниринг» Дмитрий Зубов.— Результатом такой работы может быть отказ от потенциально убыточного проекта — если проект признается нереализуемым или неэффективным либо если целесообразность реализации проекта доказана, повышение эффективности проекта путем оптимизации технических решений и сокращения затрат на строительство. На более поздних этапах привлечение аудиторской компании помогает заказчику сократить риски, принимая на основе рекомендаций аудитора коррекционные действия».
Ценовая аномалия
Участники рынка отмечают, что, несмотря на обязательный характер публичного ТЦА для инвестпроектов с госучастием, далеко не всегда и корпорации, и власти эти обязательства выполняют. «Это сейчас самый болезненный для рынка вопрос,— говорит Борис Ярышевский.— Я бы сказал, что правительственное постановление о публичном ТЦА практически не исполняется. Это связано с тем, что этим постановлением предусмотрено несколько процедур, которые, честно говоря, немного оторваны от реальности.
Например, регламентом установлены слишком длинные сроки проведения всей процедуры: они могут превышать полгода. Закупочная деятельность, работа, несколько кругов обсуждения результатов — это все очень длительно. Второй негативный момент: когда вышло постановление правительства, никто не заложил в бюджете средства на технический и ценовой аудит.
И получилось, что оно почти год реально не работало. Третий фактор — завышенные требования к компаниям, получившим необходимую аккредитацию при Минстрое. Сейчас в этот реестр попало порядка 25 организаций, и далеко не все из них эту услугу оказывают, а есть большое количество компаний, которые не попали в реестр, хотя могли бы работать на данном рынке. Кроме того, нет никакой ответственности: сейчас, если орган власти не проводит ТЦА, он не получает ни штрафную санкцию, ни административное воздействие, ничего. Нет ни ответственности, ни контролирующего органа, а в таких условиях не исполняются никакие постановления».
По оценкам Национального объединения ТЦА, объем рынков технологического и ценового аудита в России по итогам 2013-2014 годов составил 750 млн руб.— это были пилотные проекты, проведенные в соответствии с директивами правительства. Прогнозный объем рынка ТЦА в 2015 году составлял 1,25 млрд руб. Рост прогноза был связан с тем, что, согласно постановлению правительства, была снижена минимальная стоимость проектов, финансируемых с участием государства, для которых публичный ТЦА признавался обязательным, соответственно, увеличилась и потенциальная клиентская база. Однако в связи с неисполнением этого постановления закупки услуг по ТЦА уменьшились, фактический объем данного рынка ТЦА в 2015 году составляет лишь 250 млн руб.
«Компании идут на все, лишь бы не проводить ТЦА. Последний из примеров — мост через Керченский пролив, решение самого правительства не проводить публичный ТЦА,— рассказывает Роман Сигитов.— Основные факторы, стимулирующие развитие публичного ТЦА, являются одновременно и тормозящими его факторами — это вынужденность проведения аудита и публичность в обсуждении результатов.
Навязываемый характер услуги со стороны государства, публичность обсуждения стоимостных технико-экономических параметров будущих проектов — такие вещи никогда не приветствовались частными инвесторами. И самое важное — это несвоевременность полученного результата.
Дело в том, что результатом ТЦА являются конкретные рекомендации по корректировке ошибочных или необоснованных проектных, технологических, строительных решений и, соответственно, по уточнению сметной стоимости инвестпроекта. Но к тому моменту, когда аудит завершен и появляются подобные рекомендации, проектно-сметная документация зачастую уже прошла экспертизу, более того, получила положительное заключение. А федеральная целевая программа сверстана под эту смету, и инициировать переделку, пересогласованние, переподписание ранее утвержденных решений в существующих политических реалиях не возьмутся ни чиновники, ни инвесторы. Поэтому на рынке известны случаи, когда по результатам проведенного ТЦА выявлены однозначно ошибочные решения и несоответствия, но поскольку бюджетный процесс уже запущен, то отчет аудиторов бурно обсужден и тихо отложен в сторону, а проект реализовывается в тех же параметрах, под которые было получено бюджетное финансирование. Другими сдерживающими развитие ТЦА факторами служат антирыночность вознаграждения самих экспертных организаций — зачастую в два-три раза ниже осуществленных трудозатрат — и рекомендательный характер самого аудита».
Действительно, вознаграждение аудитора за услуги ТЦА не особо велико и жестко ограничено постановлением правительства. При этом объем работ может быть весьма значительным. «Срок работ варьируется от 30 до 75 дней,— говорит Дмитрий Зубов.— Стоимость на первых этапах регламентирована правительственным постановлением и составляет 0,2% и 0,38% стоимости изготовления проектной документации и материалов инженерных изысканий, которые, в свою очередь, составляют 4-7% от инвестиционной стоимости объекта. Это делает малопривлекательным аудит проектов с минимальным размером капитальных затрат. Экономически обоснованная стоимость аудита на первых двух этапах редко превышает 3 млн руб., а на двух последних — 6 млн руб.». На «среднюю» стоимость аудита, которая, по экспертным оценкам, в 2013-2014 годах составила 8,4 млн руб., существенно влияет цена аудита проектов-рекордсменов, которая достигала 75 млн руб.
«Зачастую стоимость ТЦА, рассчитанная в соответствии с постановлением правительства, оказывается несопоставимой с трудозатратами, необходимыми на проведение соответствующего анализа с должным качеством,— рассказывает партнер практики «Инфраструктура» КГ «НЭО Центр» Инна Карпова.— Поскольку проекты большие, объемы анализа значительные. Плюс к этому сжатые сроки, которые регламентированы тем же постановлением правительства и в которые подрядчики зачастую не укладываются — опять же из-за большого объема работ». При этом, по ее словам, типичные сроки проведения ТЦА — два-два с половиной месяца.
«Стоимость услуги публичного ТЦА на первом и втором этапах определена законодательно, и она, по мнению многих профессиональных участников рынка, антирыночна и составляет от 0,2% до 0,58% от стоимости разработки проектной документации,— говорит Роман Сигитов.— Это порядка 200-500 тыс. руб. в абсолютном выражении, что зачастую в два-три раза ниже трудозатрат аудитора. Что касается третьего и четвертого этапов, здесь стоимость аудита законодательно не ограничена и в среднем варьируется в диапазоне от 1,5 млн до 5 млн руб. Все зависит от желаний самого заказчика. К сожалению, стандартизированного технического задания сейчас нет. Сроки оказания услуг — от месяца до трех в зависимости от этапа».
Повод для роста
Вместе с тем, несмотря на все описанные сложности, участники рынка ТЦА оценивают его перспективы с большим оптимизмом.
«Рынок публичного ТЦА — это общая сумма проведенных целевых конкурсов государством и квазигосударственными компаниями,— говорит Роман Сигитов.— Наша оценка стоимости самих подобных проектов с 2013 года — от 250 млрд до 500 млрд руб. в год. Рынок вознаграждений специализированных компаний мы оцениваем в 0,5-1 млрд руб. в год. Перспективы рынка зависят от трех ключевых факторов: доли государства в экономике, наличия инфраструктурных мегапроектов, таких как «Сочи-2014», ЧМ-2018, «Крым» и т. п., объема инвестиций в экономике и инвестиционного климата в стране. С учетом долгосрочных планов государства по снижению с 2015 года порога инвестпроектов, в отношении которых проводится ТЦА, до 1,5 млрд руб., наши оценки емкости рынка на ближайшие два-три года — 350-400 млрд руб. в год. Потенциальный же объем рынка — это примерно 15-20% общего корпоративного портфеля банков».
Вполне возможно, что такой оптимизм оправдан и шансы получить значительную долю банковских кредитных портфелей у участников рынка ТЦА есть. По крайней мере то, что они рассказывают относительно экономического эффекта технологического и ценового аудита, свидетельствует о том, что данная услуга для заказчиков окупается с лихвой.
«Мы делали заключение в отношении третьего пускового комплекса ЦКАД по заказу госкорпорации «Автодор»,— говорит Инна Карпова.— Результатом нашего заключения стал ряд предложений по оптимизации проектных решений, что позволило существенно сократить капитальные и операционные затраты. Основной рекомендацией по оптимизации проектных решений стало внедрение автоматизированной ORT-системы сбора платы и отказ от ручного сбора.
Эффекты — экономия при строительстве системы взимания платы порядка 4% от общего бюджета проекта, повышение пропускной способности дороги, снижение времени ожидания водителей для оплаты, современный уровень организации движения. Кроме того, мы предложили изменить конструкцию строения искусственных сооружений — путепроводов через ЦКАД. Внедрение данной рекомендации позволит более чем на 1 млрд руб. сократить инвестиционные затраты проекта. В целом же бюджет строительства удалось сократить примерно на 10%. И это при общем объеме инвестиций порядка 100 млрд руб.».
«Ожидается, что аудитор будет технически более компетентен, чем проектировщик, более опытен, чем подрядчик, и более бережлив к бюджету проекта, чем заказчик,— рассказывает Дмитрий Зубов.— Это было бы невозможно, если бы не широкий кругозор аудиторской компании. Постоянная смена проектов, погруженность в процесс проектирования и стройки на целом ряде объектов, независимость и отсутствие аффилированности с производителями оборудования — все это позволяет привносить в готовый проект такие решения, которые существенно его оптимизируют. В ряде проектов экономия достигала 25% от предусмотренных проектно-сметной документацией затрат. С другой стороны, стоимость не самый важный критерий проекта, рассматриваемый аудитором. Например, оптимальный выбор места размещения основного оборудования или замена технологического узла не только приводят к снижению размера затрат на строительство, но и могут привести к ежедневной экономии на этапе эксплуатации объекта».
«Для оценки экономического эффекта ТЦА можно посмотреть на пример энергетических компаний,— говорит Борис Ярышевский.— Только за 2014 год от проведения технологического и ценового аудита ФСК ЕЭС, МОЭСК и «Тюменьэнерго» получили экономию примерно в 8,6 млрд руб. А стоимость этого аудита составила около 24 млн руб. Таким образом, на каждый рубль, затраченный на проведение аудита, приходится 360 руб. экономии. И подобный экономический эффект наблюдается по многим проектам».
Правда, необходимо отметить, что не всегда цифры экономии, выявленные по результатам ТЦА, соответствуют реально полученному заказчиком экономическому эффекту. Это связано с тем, что аудитор лишь дает рекомендации, которым клиент вполне может просто не последовать. «Есть два вида экономической эффективности: бумажная и реальная. Первая от второй отличается только завершенностью процесса реализации проекта. Исходя из нашего опыта, бумажная эффективность достигает 10-20%. Реальная, как правило, меньше в два раза — 5-10%»,— отмечает Роман Сигитов.
Источник www.kommersant.ru