Технические условия строительства автодорог

Технический регламент устанавливает минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям. Подтверждение соответствия требованиям регламента происходит в форме обязательной сертификации либо декларирования.

В состав группы компаний «СЕРКОНС» входит аккредитованный Федеральной службой по аккредитации орган по сертификации продукции и испытательная лаборатория, имеющие все необходимые аттестаты и полный комплекс полномочий для выполнения работ по оформлению документов, подтверждающих соответствие товаров требованиям ТР ТС 014/2011.

Важно: Сертификат соответствия требованиям технического регламента Евразийского экономического союза может оформляться как на товары, произведенные странами ЕАЭС, так и на товары иностранных изготовителей. Требования, предъявляемые к зарубежной продукции и к продукции ЕАЭС, одинаковы, также совпадают и сертификационные схемы.

Строительство автодорог

Скачать полный текст ТР ТС 014/2011 «Безопасность автодорог»

Требования настоящего документа относятся ко всем типам автомобильных дорог общего пользования: строящимся, эксплуатируемым, находящимся на реконструкции или капитальном ремонте. Также действие технического регламента распространяется на все дорожные сооружения и компоненты обустройства, на процедуры проектирования, строительства, ремонта и использования автодорог, стройматериалов, изделий и дорожных конструкций.

Перечень продукции, подпадающей под действие ТР ТС 014/2011

Сертификация дорожных элементов

Декларирование продукции для автодорог

Песок природный для дорожного строительства

Песок дробленый для дорожного строительства

Щебень и гравий из горных пород для дорожного строительств

Цемент для дорожного строительства

Тумбы опоры и электрические столбы

Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства

Битум нефтяной дорожный вязкий

Битум нефтяной дорожный жидкий

Дорожные битумные мастики и герметики

Натуральные, а также искусственные бортовые камни

Материалы для дорожной разметки

Требования регламента не распространяются на автодороги, которые

  • находятся в пользовании строительных, промышленных, сельскохозяйственных, лесных и прочих предприятий;
  • предназначены для временной эксплуатации;
  • находятся на территориях с особым статусом, в зоне отчуждения;
  • построены для нужд обороны;
  • используются лишь в спортивных целях.

Также действие ТР ТС 014/2011 «Безопасность автодорог» не распространяется на улицы населенных пунктов при их проектировании, прокладывании, модернизации и капитальном ремонте.

Схемы проведения и алгоритм сертификации

Процедура подтверждения по ТР ТС 014/2011 ТР ТС «Безопасность автодорог» проводится по двум схемам.

Строительство цементобетонных покрытий

СХЕМА УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Схема 1с предполагает проведение испытаний, оценку производства и строгий инспекционный контроль.
Используется для продукции серийного производства.
Схемы 1с организация, проводящая сертификацию, делает забор образцов и анализирует состояние производства. По получению положительных результатов клиенту выдается сертификат с обязательной регистрацией компании в государственном реестре. Документ действителен 5 лет. В течение всего этого срока организация осуществляет ежегодный инспекционный контроль.
Схема 3с включает в себя только испытания продукции и применима к партийному производству. При условии использования Схемы 3с сертификат не имеет периода ограниченного действия, а ежегодный контроль не проводится. По результатам сертификации продукция сразу маркируется аббревиатурой ЕАС и может быть пущена в оборот.

Для того чтобы получить сертификат, нужно выслать заявку и всю сопутствующую продукции техническую документацию. На основании оценки документов с клиентом заключается договор.

Схемы проведения декларирования продукции для автодорог

  1. Схема 1д применима к продукции серийного производства и предполагает, что ее испытания проводит сам изготовитель. Кроме того, она требует проведения производственного контроля.
  2. Схема 3д также актуальна при серийном производстве и включает в себя производственный контроль, но испытания продукции осуществляет аккредитованная лаборатория.
  3. Схема 4д используется для сертификации единичного изделия или партии и не требует производственного контроля.

Для того чтобы получить декларацию, нужно подать заявку, приложив к ней все сопроводительные материалы: протоколы испытаний, СТО, сертификаты, технические условия и др. В случае, если испытания не были проведены, организация, проводящая сертификацию, окажет содействие в этом вопросе. В результате заказчик получает на руки декларацию (по желанию – сертификат соответствия), которая имеет срок действия до 5 лет. Его продукция может быть маркирована ЕАС. Документы, доказывающие законность процедуры, необходимо хранить не менее 10 лет.

Источник: www.serconsrus.ru

Технические параметры автомобильных дорог

Для каждой категории дороги назначают расчетную скорость движения, по которой рассчитывают элементы дороги в плане и продольном профиле.

Расчетная скорость – наибольшая возможная по условиям устойчивости и безопасности скорость движения одиночных автомобилей при нормальных условиях погоды и сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части.

Расчетные скорости движения для проектирования элементов плана, продольного и поперечного профилей, а также других элементов, зависящих от скорости движения, следует принимать по СП 34.13330.2012 (табл. 3.4).

Расчетные скорости движения

Расчетная скорость, км/ч

Допускаемая на трудных участках местности*

* К трудным участкам пересеченной местности относят участки с перепадом высот более 50 м на расстоянии менее 500 м. При соответствующем технико-экономическом обосновании скорости для трудных участков допускается принимать: при наличии вдоль трассы автомобильной дороги капитальных дорогостоящих сооружений и лесных массивов: при пересечении дорогами земель, занятых особо ценными сельскохозяйственными культурами и садами, в пределах населенных пунктов.

Дорогу в плане и продольном профиле надлежит проектировать из условия наименьшего ограничения и изменения скорости, обеспечения безопасности и удобства движения. Расчетные скорости на смежных участках автомобильных дорог не должны отличаться более чем на 20%.

Проектирование элементов дорога (в плане, продольном и поперечном профиле) следует осуществлять на основе правильного понимания условий взаимодействия системы «водитель – автомобиль – дорога – среда». Фактический режим движения автомобиля зависит от многих факторов, наиболее важными из которых являются динамические качества автомобиля; дорожные условия, обеспечивающие возможность развить ту или иную скорость; индивидуальные психофизиологические особенности восприятия дорожной обстановки водителем.

На стадии проектирования для обеспечения безопасного проезда с расчетными скоростями необходим комплексный учет указанных факторов, который стал возможен только в последние два десятилетия.

При назначении элементов плана и продольного профиля в качестве основных параметров следует принимать следующие:

  • – расстояние видимости: для остановки автомобилей – не менее 450 м, встречного автомобиля – не менее 750 м;
  • – радиусы кривых в плане – не менее 3000 м;
  • – радиусы кривых в продольном профиле: выпуклых – не менее 70000 м, вогнутых – не менее 8000 м;
  • – длины криволинейных участков продольного профиля: выпуклых – не менее 300 м, вогнутых – не менее 100 м;
  • – продольные уклоны – не более 30‰.

Если по условиям местности применение этих параметров не представляется возможным или связано со значительными объемами работ и стоимостью строительства дороги, то допускается снижать параметры, выполняя соответствующие расчеты и обоснования.

Минимальные нормативы на проектирование автомобильной дороги в плане и продольном профиле по СП 34.13330.2012 приведены в табл. 3.5.

Минимальные нормативы на проектирование автомобильных дорог

Источник: studme.org

ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом), Российской академией транспорта, ООО «Инжинирингинвест»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2005 г. № 297-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

ГОСТ Р 52399-2005

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Geometric elements of automobile roads
Дата введения — 2006-05-01
1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования (далее — автомобильные дороги).

Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), внутрихозяйственных дорог, городских улиц и автозимников.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования

ГОСТ 23457-86 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Национальные стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Читайте также:  Договор долевого участия в строительстве в росреестре срок
3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 краевая полоса: Полоса обочины, предназначенная для защиты от разрушения кромки проезжей части и допускающая регулярные заезды на нее транспортных средств.

3.2 полоса безопасности: Специально подготовленный участок дорожного полотна, примыкающий к границе проезжей части, который допускает регулярные заезды транспортных средств для избегания аварийных ситуаций.

3.3 укрепленная часть обочины автомобильной дороги: Часть обочины, имеющая дорожную одежду.

3.4 грунтовая часть обочины автомобильной дороги: Часть обочины, не имеющая дорожной одежды.

3.5 стояночная полоса: Укрепленная часть поверхности земляного полотна, предназначенная для остановки и стоянки на ней транспортных средств, обозначенная специальными дорожными знаками.

3.6 проезжая часть: Основной элемент дороги, предназначенный для непосредственного движения транспортных средств.

4 Геометрические элементы плана и продольного профиля автомобильной дороги

4.1 Наибольшие продольные уклоны и наименьшие расстояния видимости в зависимости от расчетной скорости движения приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Наибольшие продольные уклоны и наименьшие расстояния видимости

Расчетная скорость, км/ч

Наибольший продольный уклон, ‰

Наименьшее расстояние видимости, м

Примечания

1 Наименьшее расстояние видимости для остановки должно обеспечивать видимость любых предметов, имеющих высоту не менее 0,2 м, находящихся на середине полосы движения, с высоты глаз водителя автомоби ля 1,2 м от поверхности проезжей части.

2 В горной местности (за исключением мест с абсолютными отметками более 3000 м над уровнем моря) для участков протяженностью до 500 м допускается увеличение наибольших продольных уклонов против норм, при веденных в таблице, но не более чем на 20 ‰.

3 При проектировании в горной местности участков подходов дорог к тоннелям наибольшее допустимое значение продольного уклона не должно превышать 45 %о на протяжении 250 м от портала тоннеля.

4.2 Во всех случаях, где по местным условиям возможно регулярное появление на дороге людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы, отстоящей от бровки земляного полотна для дорог, проектируемых для расчетной скорости 100 км/ч и выше на расстояние 25 м, для остальных дорог — 15 м.

4.3 На дорогах в горной местности допускаются затяжные уклоны. Длина участка с затяжным уклоном в горной местности определяется в зависимости от величины уклона, но не более значений, приведенных в таблице 2. При более длинных затяжных уклонах необходимо включение в продольный профиль участков с уменьшенными продольными уклонами (не более 20 ‰ ), а также площадок для остановки автомобилей с расстояниями между ними не более длин участков, указанных в таблице 2.

Таблица 2 — Длина участков с уменьшенными продольными уклонами

Предельная длина участка с затяжным уклоном, м

Равнинный и слабохолмистый

4.4 Размеры площадок для остановки автомобилей на затяжных подъемах должны обеспечивать размещение расчетного количества (но не менее 3) грузовых автомобилей. Место их расположения выбирается из условий безопасности стоянки, исключения возможности осыпей, камнепадов и, как правило, у источников воды.

4.5 На затяжных спусках с уклонами более 50 ‰ предусматриваются противоаварийные съезды, которые устраивают перед кривыми малых радиусов, расположенными в конце спуска, а также на прямых участках спуска через каждые 0,8-1,0 км с правой стороны по ходу автомобиля.

5 Элементы поперечного профиля автомобильной дороги

5.1 Основные параметры элементов поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог в зависимости от их категории по ГОСТ Р 52398 следует принимать по таблице 3.

Таблица 3 — Параметры элементов поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог

Параметры элементов дорог

Автомобильные дороги обычного типа (нескоростная дорога) категории

Общее число полос движения, шт

Ширина полосы движения, м

Ширина обочины, м

Ширина краевой полосы у обочины, м

Ширина укрепленной части обочины, м

Наименьшая ширина центральной разделительной полосы без дорожных ограждений, м

Наименьшая ширина центральной разделительной полосы с ограждением по оси дороги, м

2 м + ширина ограждения

Ширина краевой полосы безопасности у разделительной полосы, м

1 Ширина полосы безопасности входит в ширину разделительной полосы, а ширина краевой полосы — в обочину.

2 Ширину обочин на особо трудных участках горной местности, участках, проходящих по особо ценным земельным угодьям, а также в местах с переходно-скоростными полосами и с дополнительными полосами на подъем при соответствующем технико-экономическом обосновании с разработкой мероприятий по организации и безопасности движения допускается уменьшать до 1,5 м для автомобильных дорог категорий I Б, IB и II и до 1,0 м — для дорог остальных категорий.

3 Ограждения на обочинах дорог располагают на расстоянии не менее 0,50 м и не более 0,85 м от бровки земляного полотна в зависимости от жесткости конструкции дорожных ограждений.

5.2 Поперечные профили автомобильных дорог должны соответствовать профилям, приведенным на рисунках 1-12.

ПБ — краевая полоса у разделительной полосы, ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, b рп — ширина разделительной полосы, b огр — ширина ограждения с учетом требований ГОСТ 23457

Рисунок 1 — Поперечные профили автомобильных дорог категорий IA , I Б, IB с ограждениями

ПБ — краевая полоса у разделительной полосы, ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, РП — разделительная полоса

Рисунок 2 — Поперечные профили автомобильных дорог категорий IA, IБ без ограждений

ПБ — краевая полоса у разделительной полосы, ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины РП — разделительная полоса

Рисунок 3 — Поперечные профили автомобильных дорог категории IB без ограждений

ПБ — краевая полоса у разделительной полосы, ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, b рп — ширина разделительной полосы, b огр — ширина ограждения с учетом требований ГОСТ 23457

Рисунок 4 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II с ограждениями при четырех полосах движения

ПБ — краевая полоса у разделительной полосы, ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, РП — разделительная полоса

Рисунок 5 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II без ограждений при четырех полосах движения

ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, b огр — ширина ограждения с учетом требований ГОСТ 23457

Рисунок 6 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II с ограждениями при двух полосах движения

ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины

Рисунок 7 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II без ограждений при двух полосах движения

ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, b огр — ширина ограждения с учетом требований ГОСТ 23457

Рисунок 8 — Поперечные профили автомобильных дорог категории III с ограждениями

ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины

Рисунок 9 — Поперечные профили автомобильных дорог категории III без ограждений

ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, b огр — ширина ограждения с учетом требований ГОСТ 23457

Рисунок 10 — Поперечные профили автомобильных дорог категории IV с ограждениями

ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины

Рисунок 11 — Поперечные профили автомобильных дорог категории IV без ограждений

ОБ — обочина, ПЧ — проезжая часть

Рисунок 12 — Поперечные профили автомобильных дорог категории V

5.3 Краевые полосы у обочин и полосы безопасности на разделительной полосе должны иметь дорожную одежду такой же прочности, что и проезжая часть.

5.4 Укрепленная часть обочины за пределами краевой полосы на дорогах категорий I- IV должна иметь дорожную одежду с покрытием из каменного материала, обработанного вяжущим материалом. Прочность дорожной одежды должна быть достаточной для недопущения остаточных деформаций от стоящего автомобиля с расчетной нагрузкой на ось.

5.5 Обочины автомобильных дорог предназначаются для временного размещения неисправных или поврежденных в дорожно-транспортных происшествиях автомобилей. Для остановок и стоянок автомобилей должны быть предусмотрены стояночные полосы на поверхности земляного полотна, отделенные от проезжей части ограждениями или разделительным островком, или площадки для остановок и стоянок автомобилей за пределами земляного полотна. Расстояние между стояночными полосами и площадками для стоянок должно назначаться в соответствии с нормами проектирования.

5.6 Ширину переходно-скоростных полос следует принимать равной ширине полос движения основной проезжей части.

5.7 Ширину обочин автомобильных дорог в местах устройства переходно-скоростных полос и дополнительных полос на подъем для дорог категорий IA, IБ, IB допускается уменьшать до 1,5 м, для дорог остальных категорий — до 1,0 м. Грунтовая часть таких обочин должна быть 0,50-0,85 м в зависимости от жесткости ограждений; остальная часть обочины должна иметь укрепление, соответствующее категории дороги.

5.8 При устройстве дополнительных полос движения на подъем их ширину следует принимать равной ширине полосы основной проезжей части.

5.9 На дорогах категории V с однополосной проезжей частью следует предусматривать устройство разъездов, расстояние между которыми определяется в соответствии с нормами проектирования.

5.10 Ширину разделительной полосы на участках дорог, проложенных по ценным землям, на особо трудных участках дорог в горной местности, на больших мостах, а также при проложении дорог в застроенных районах и в других обоснованных случаях допускается уменьшать до ширины, равной ширине полосы для установки ограждений плюс 1 м с каждой стороны.

Ключевые слова: продольный профиль автомобильной дороги, продольный уклон, элементы поперечного профиля автомобильной дороги

Хотите оперативно узнавать о новых публикациях нормативных документов на портале? Подпишитесь на рассылку новостей!

Источник: www.vashdom.ru

Техническая характеристика автомобильной дороги

Инженерно-геологические условия проектирования, характеристика автомобильной дороги, расчет числа полос движения и ширины проезжей части. План, выбор направления и сравнение вариантов трассы. Проектирование продольного профиля, расчет отметки над трубами.

Рубрика Строительство и архитектура
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 10.11.2014
Размер файла 446,1 K
Читайте также:  Сроки хранения проектной документации в строительстве

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание

1. Характеристика природно-климатических условий проектирования

1.3 Гидрологические и гидрогеологические условия местности

1.4 Инженерно-геологические условия

2. Техническая характеристика автомобильной дороги

3. Расчет основных технических нормативов

3.1 Расчет числа полос движения, ширины проезжей части и ширины земляного полотна

3.2 Расчет минимальных радиусов кривых в плане

3.3 Определение расстояния видимости

3.4 Определение минимальных радиусов выпуклых и вогнутых кривых

4. План трассы автомобильной дороги

4.1 Выбор направления трассы

4.2 Ведомость углов поворота, прямых и кривых

4.3 Сравнение вариантов трассы

5. Проектирование продольного профиля

5.1 Высота насыпи из условия снегонезаносимости

5.2 Из условия возвышения бровки земляного полотна над уровнем грунтовых вод или длительно стоящих поверхностных вод

5.3 Расчет отметки над трубами

6. Подсчет объемов земляных работ

Список используемой литературы

Цель данного курсового проекта — получить навыки по проектированию автомобильных дорог, научиться оценивать геологические и рельефные условия, выбирать наивыгоднейшее положение трассы.

Автомобильные дороги представляют собой сложный комплекс инженерных сооружений для удобного непрерывного и безопасного движения автомобилей с расчётной нагрузкой и установленными скоростями. Их проектируют и строят таким образом, чтобы автомобили могли реализовать свои динамические качества при нормальном режиме работы двигателя, чтобы на поворотах, подъемах и спусках автомобилю не грозили занос и опрокидывание.

Без автомобильных дорог не может функционировать ни одна отрасль экономики страны. Уровень развития и техническое состояние дорожной сети существенно влияют на экономическое и социальное развитие страны в целом, так и её отдельных регионов, поскольку надёжные транспортные связи способствуют повышению эффективности использования основных производственных фондов, трудовых и материальных ресурсов, повышению производительности труда.

В последние годы происходит рост автомобильного парка, увеличился объем внутренних и международных перевозок, повысилась интенсивность движения.

Без строительства и реконструкции автомобильных дорог невозможна реализация приоритетных проектов в области сельского хозяйства, здравоохранения, образования и обеспечения населения России доступным жильем. Инвестиции в развитие дорожной сети направлены на решение важнейших социальных задач:

-повышение доступности среднего и среднего профессионального образования для населения (особенно это актуально для сельской местности, где затруднена доставка школьников к местам учебы в осенний и весенний период);

-своевременное оказание медицинской помощи больным за счет повышения -скорости движения и улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автодорог;

-обеспечение транспортной доступности жилых районов, стимулирование -освоения новых территорий под жилищную застройку, снижение -себестоимости жилья, улучшение условий проживания населения;

-повышение сохранности и снижение себестоимости отечественной сельхозпродукции за счет уменьшения потерь в местах ее производства и при перевозке.

В курсовом проекте идет разработка участка автомобильной дороги второй технической категории, район проектирования: Костромская область.

1. Характеристика природно-климатических условий проектирования

1.1 Климат

Рязанская область расположена в центре Европейской части РФ, в бассейне среднего и отчасти нижнего течения р.Оки. входит в географическую зону лесостепи, характеризующейся континентальным климатом умеренно холодной зимой и теплом летом. Средняя температура июля +19,2 ?С, января -11,5 ?С (рис. 1.1.). Район находится в зоне достаточного увлажнения, среднегодовое количество осадков 450-500 мм.

Проанализировав график распределения температур по месяцам можно сделать вывод, что в Рязанской области строительный сезон в среднем начинается с апреля месяца и заканчивается в ноябре; дата наступления среднесуточной температуры воздуха от +3 до +7 ?С осенью — 26 октября. Это позволяет выполнять большой объем работ по строительству земляного полотна, дорожной одежды и искусственных сооружений в нормальном темпе без отставаний от графика производства работ.

Преобладающее направление ветра зимой юго-западное и южное (см. рис. 1.2.), таким образом, при выборе направления трассы желательно прокладывать ее с подветренной стороны или под углом 30? к преобладающему направлению ветра в целях защиты дороги от снежных заносов.

Рис. 1.2. Роза ветров в январе (а) и июле (б)

В соответствии со схемой дорожно-климатического районирования Рязанская область входит в III ДКЗ I подзону. Зона характеризуется значительным увлажнением в отдельные периоды года. Вводно-тепловой режим области в целом соответствует II типу местности по условиям увлажнения, когда поверхностный сток не обеспечен, но грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи грунтов. Весной и осенью появляется застой воды на поверхности. Учитывая это необходимо на этапе проектирования предусмотреть мероприятия по устройству поверхностного водоотвода, обеспечивающего своевременный выход воды с поверхности проезжей части и обочин в боковые канавы с последующим отводом ее в пониженные участки местности при помощи водоотводных канав.

Все необходимые климатические данные района проектирования представлены в табл. 1.1

Таблица 1.1 Климатические данные района проектирования

Наименование показателя

Абсолютный минимум температуры воздуха, ?С

Абсолютный максимум температуры воздуха, ?С

Средняя скорость ветра:

Глубина промерзания грунтов, см

Высота снежного покрова с 5% вероятностью превышения, см

Количество дней со снежным покровом, дней

Количество дней с осадками, дней

1.2 Рельеф

Ландшафт Рязанской области характеризуется наличием развитых малых форм рельефа и частых долин водотоков — заросших балок (на Севере) и действующих оврагов (на Юге). Леса в зоне лесостепи расположены своеобразными островками, представляющими в связи с их малым количеством значительную ценность. Поскольку элементы рельефа не создают существенных препятствий для трассирования дорогу можно прокладывать по любому направлению с соблюдением всех допустимых требований, однако при этом желательно не затрагивать лесные массивы.

Рельеф района проектирования автомобильной дороги можно отнести к сильнохолмистому, а в некоторых случаях даже имеются участки с явно выраженным пересеченным рельефом. По всей территории с севера в юго-западном направлении протекает река Ердва, которая имеет четко выраженное русло и на данном участке течения в нее впадает 3 притока.

С правой стороны по течению реки местность представлена в виде отдельных высоких холмов, отметки вершин которых превышают 260м. Склоны холмов пологие (i < 10‰) и плавно переходят в равнину. С левой стороны течения реки рельеф имеет достаточно резкие формы.

Высокие холмы с крутыми склонами и узкими водоразделами образуют огромное количество оврагов, которые в свою очередь образуют сеть временных и постоянных водотоков. Благодаря чему вода не застаивается на поверхности земли, а стекает в овраги и далее впадает в реки. Отсюда следует, что территория проектирования автомобильной дороги относится к I типу местности по условиям увлажнения, так как поверхностный сток воды обеспечен, а грунтовые воды залегают на большой глубине и не влияют на увлажнение верхней толщи грунтов.

1.3 Гидрологические и гидрогеологические условия местности

Гидрологическая сеть Рязанской области представлена р.Окой и ее притоками, озерами, болотами и подземными водами. Общая протяженность реки Оки в пределах области достигает свыше 500 км. Пойма р.Оки изобилует озерами. Наиболее крупные: Великое, Белое, Черное. Грунтовые воды в северной части района залегают на глубине 2-5 метров, а на юге — от 6 до 7 метров.

Местность проектирования трассы представлена лишь одной крупной рекой — Ердвой и небольшим количеством мелких речушек. Ердва течет с севера в юго-западном направлении. В зоне варьирования трассы ее можно охарактеризовать как равнинную немеандрирующую, которой свойственно неизменное положение русла. Поэтому при проектировании трассы в плане местоположение мостового перехода будет подчиняться основному направлению дороги, так как не возникает серьезных проблем при выборе места пересечения дороги и реки.

В районе начала трассы местность сложена из оврагов, образующих сеть небольших водотоков, при пересечении которых рекомендуется устраивать водопропускные трубы большого диаметра.

1.4 Инженерно-геологические условия

При проведении инженерно-геологических изысканий района проектирования трассы (зоны варьирования) была получена карта геологического строения местности, которая наглядно показывает из каких грунтов сложена верхняя толща земной коры. Что позволяет в дальнейшем оценить пригодность использования этих грунтов для строительства земляного полотна.

В данном случае земляное полотно будет возводиться из глины. Такой грунт обладает значительной связностью и очень малой водопроницаемостью, в связи с чем он медленно насыщается водой и так же медленно просыхает. Глина является хорошим материалом для отсыпки насыпей в сухих местах и в местах, увлажняемых на короткое время.

В переувлажненном состоянии она переходит в мягкопластичное текучее состояние, становится липкой и не поддается уплотнению. Поэтому при строительстве дороги необходимо предусматривать мероприятия, защищающие земляное полотно от переувлажнения, а именно соблюдать все уклоны при послойной отсыпки насыпи и разработке выемки, в местах близкого расположения грунтовых вод устраивать дренаж. По степени пучинистости глина относится к III группе и является пучинистым грунтом. Среднее значение относительного морозного пучения при промерзании 1,5м — 4-7%.

Кроме того проведенные инженерно-геологические изыскания включали в себя и поиск месторождений строительных материалов. Вблизи р.Ердвы были обнаружены карьеры с песчано-гравийной смесью и песком. Эти материалы прошли все необходимые испытания в дорожной лаборатории и были признаны пригодными для строительства, как земляного полотна, так и дорожной одежды.

автомобильный дорога проектирование трасса

2. Техническая характеристика автомобильной дороги

Перспективная интенсивность движения N = 1876 авт/сутки. По суммарной интенсивности движения автомобилей всех марок устанавливается техническая категория дороги. По СНиП 2.05.02-85 категория дороги — III. Для дороги данной категории составим таблицу основных технических нормативов (табл. 2.1).

Читайте также:  Соглашение о соинвестировании в строительстве образец

Табл. 2.1 Основные технические нормативы проектируемой дороги

Расчетная скорость, км/ч

Число полос движения, шт

Ширина полосы движения, м

Ширина проезжей части, м

Ширина обочины, м

Наименьшая ширина укрепленной полосы обочины, м

Ширина земляного полотна, м

Поперечный уклон проезжей части,%о

Поперечный уклон обочины, %о

Продольный уклон, %о

Расстояние видимости для остановки автомобиля, м

Рекомендуемые радиусы кривых в плане, м

не менее 3000

Рекомендуемые радиусы кривых в продольном профиле

не менее 70000

не менее 8000

Длины кривых в продольном профиле:

не менее 300

не менее 100

Наибольший продольный уклон, %о

Не более 50

Наименьшее расстояние видимости:

для остановки, м

встречного автомобиля, м

Наименьшие радиусы кривых, м:

в продольном профиле:

10000

Наибольшая длина прямых участков в плане, м

Наименьшая длина прямых участков в плане, м

В соответствии со СНиП 2.05.02-85 III техническая категория по народнохозяйственному и административному значению является общегосударственной (не отнесенная к I-б и II категории), областного (краевого) значения. Данная категория предназначена для пропуска автотранспортных средств габаритами: по длине одиночных автомобилей до 12 м и автопоездов до 20 м, по ширине до 2,5 м, по высоте до 4 м.

3. Расчет основных технических нормативов

Перспективный состав движения:

Магирус-232 Д 19 L

Таблица технических нормативов

Принято для проекта

Расчетная скорость, км/ч

100

Число полос движения, шт

Ширина полосы движения, м

Ширина проезжей части, м

Ширина обочины, м

Наименьшая ширина укрепленной полосы обочины, м

Ширина земляного полотна, м

16,1

Поперечный уклон проезжей части,%о

Поперечный уклон обочины, %о

Продольный уклон, %о

Расстояние видимости для остановки автомобиля, м

178,45

Рекомендуемые радиусы кривых в плане, м

не менее 3000

Рекомендуемые радиусы кривых в продольном профиле:

не менее 70000

не менее 8000

Длины кривых в продольном профиле:

не менее 300

не менее 100

Наибольший продольный уклон, %о

Не более 50

Не более 50

Наименьшее расстояние видимости:

для остановки, м

встречного автомобиля, м

Наименьшие радиусы кривых, м:

в продольном профиле:

10000

Наибольшая длина прямых участков в плане, м

Наименьшая длина прямых участков в плане, м

3.1 Расчет числа полос движения, ширины проезжей части и ширины земляного полотна

где Ni — заданная интенсивность движения автомобилей, авт/сут.

ki — коэффициент приведения отдельных видов автомобилей к легковому.

Магирус-232 Д 19 L

· Часовая приведенная интенсивность движения:

· Пропускная способность одной полосы:

где, -расчетная скорость, км/ч.

-минимальное расстояние между автомобилями, м.

где, — коэффициент эксплуатационных условий торможения.

— коэффициент продольного сцепления шины с дорогой.

м — длина автомобиля.

м — расстояние между автомобилями.

· Необходимое количество полос движения:

где, z = 0,5 — расчетный коэффициент загрузки движения.

— коэффициент учитывающий рельеф местности.

· Ширина проезжей части дороги:

Определяют из условия встречного движения колонн автомобилей, двигающихся с расчётной скоростью.

Ширина кузова а, мм

Ширина колеи с, мм

где x — расстояние от кузова до оси проезжей части,

y — расстояние от внешней грани следа колеса до кромки проезжей части

1) В случае движения двух легковых автомобилей.

2) В случае движения двух грузовых автомобилей.

· Ширина земляного полотна принимается как ширина проезжей части и двух обочин.

3.2 Расчет минимальных радиусов кривых в плане

При расчёте наименьших радиусов кривых в плане рассматривают движение автомобиля по мокрому чистому покрытию.

· Без устройства виража:

где, расчетная скорость.

коэффициент поперечной силы (0,05…0,1).

поперечный уклон дороги.

· С устройством виража:

где, коэффициент поперечной силы (0,15).

уклон проезжей части на вираже(0,06).

где, В — ширина проезжей части.

дополнительный уклон виража, зависит от категории дороги.

· Длина переходной кривой.

где, нарастание центробежного ускорения при движении автомобиля на участке переходной кривой(0,3 м/).

3.3 Определение расстояния видимости

· Остановка автомобиля перед препятствием:

где, коэффициент эффективности действия тормозов.

— время реакции водителя;

коэффициент продольного сцепления при торможении на чистом покрытии(для легк: 1,3; для груз: 1,8).

Для легкового автомобиля:

· Торможение автомобилей движущихся навстречу друг другу:

где, расстояние остановки автомобиля друг перед другом(5 м).

Для легковых автомобилей:

· Обгон легковым автомобилем грузового автомобиля, при наличии встречного движения:

Расстояние между легковым и грузовым вначале выезда на встречную полосу:

Время в момент выравнивания легковым автомобилем грузового:

длина грузового автомобиля.

Расстояние между легковым и грузовым автомобилями после обгона:

скорость встречного автомобиля.

3.4 Определение минимальных радиусов выпуклых и вогнутых кривых

а) Вертикальные кривые из условия обеспечения видимости:

высота глаз водителя(1,2 м).

б) Вертикальные кривые из условия видимости встречного автомобиля:

а) Из условия допустимой перегрузки рессор чтобы центробежное ускорение не превышало 0,5-0,7 м/:

центробежное ускорение (0,5…0,7).

б) Расчет расстояния видимости на вогнутой кривой при свете фар:

4. План трассы автомобильной дороги

В соответствии с требованиями СНиП 2.05.02-85 план автомобильной дороги следует проектировать из условия наименьшего ограничения и изменения скорости, обеспечения безопасности движения, удобства водоотвода и наилучшей защиты дороги от снежных заносов.

Общее направление дороги назначают по результатам экономических изысканий и обоснования схем развития сети дорог. При этом чем выше ожидаемая интенсивность движения и больше доля транзитного движения, тем большее внимание необходимо уделять максимально возможному сокращению длины дороги, выполнению требований обеспечения эффективности работы автомобильного транспорта и безопасности движения. При проектировании местных дорог в сельскохозяйственных и промышленных регионах выбор трассы дороги должен обеспечивать обслуживание возможно большего количества населенных пунктов и других грузообразующих точек при минимизации транспортной работы.

При проектировании дороги в плане приходится отклоняться от кратчайшего направления в связи с необходимостью прохождения трассы через контрольные точки, за которые чаще всего принимают места пересечения крупных и средних рек, горные седловины, места пересечений с железными и автомобильными дорогами и другими коммуникациями, участки используемых существующих дорог. Также нередко возникает необходимость обхода контурных и рельефных препятствий, которые могут существенно усложнить строительство и последующую эксплуатацию дороги. К контурным препятствиям относятся населенные пункты, крутые излучины рек, озера и болота, территории с неблагоприятными геологическими условиями, санитарные и водоохранные зоны, ценные земельные угодья и т.п.

Трассу дороги следует проектировать как плавную линию в пространстве со взаимной увязкой элементов плана, продольного и поперечного профилей между собой и с окружающим ландшафтом, с оценкой влияния сочетания и размеров элементов дороги на условия движения и зрительное восприятие.

Для обеспечения плавности дороги необходимо соблюдение принципов ландшафтного проектирования и использование рационального сочетания элементов плана и продольного профиля.

Радиусы смежных кривых в плане должны различаться не более чем в 1,3 раза. Параметры смежных переходных кривых при сопряжении кривых рекомендуется назначить одинаковыми.

При малых углах поворота дороги в плане рекомендуется применять следующие радиусы круговых кривых:

Не рекомендуется короткая прямая вставка между двумя кривыми в плане, направленными в одну сторону. При длине ее менее 100 м рекомендуется заменять обе кривые одной кривой большего радиуса, при длине 100 — 300 м рекомендуется прямую вставку заменять переходной кривой большего параметра. Прямая вставка как самостоятельный элемент трассы допускается для дорог I и II категории при ее длине более 700 м, для дорог III и IV категории — более 300 м.

4.1 Выбор направления трассы

Между двумя заданными точками на топографической карте необходимо запроектировать участок дороги. Необходимо рассматривать не менее двух вариантов трассы. Трасса должна гармонично вписываться в ландшафт местности; проектироваться по кратчайшему направлению с наименьшими объемами работ и соблюдением норм проектирования.

Для того чтобы обеспечить движение транспортных средств с постоянной скоростью дорогу необходимо проектировать как плавную линию в пространстве с увязкой элементов плана, продольного и поперечного профилей между собой и с окружающим ландшафтом. Проложение трассы по водоразделам и подошва склонов способствует не только наиболее эффективному отводу воды от дороги, но и проводит к уменьшению объемов земляных работ, а значит и к снижению сметной стоимости дороги.

Малые и средние мосты, а также трубы под насыпями допускается располагать при любых сочетаниях плана и продольного профиля, но все же желательно пересекать водные препятствия под углом близким к прямому и на прямом участке трассы.

В целях защиты дороги от снежных заносов направление ее выбирают с учетом розы ветров. А именно трассу необходимо прокладывать таким образом, чтобы площадь снегосборных бассейнов была наименьшей, то есть основное направление трассы должно составлять с преобладающим направлением ветра угол менее 30?. Если же это невозможно, то дорогу проектируют вблизи опушек леса и зарослей кустарника с подветренной стороны.

4.2 Ведомость углов поворота, прямых и кривых

Параметры круговых кривых определяются по формулам:

R — радиус горизонтальной круговой кривой, м;

б — угол поворота трассы, ?;

Б — биссектриса, м;

I. Вариант трассы:

Угол поворота №1, = 57, R = 2500 м

Д = 2Т — К = 2•1357,39 — 2485,83 = 228,95 м

КК1 = НК1 + К1 = 517,61 + 2485,83 = 3003,44 м

КК1 = НК1 + 2Т — Д = 517,61 + 2*1357,39 — 228,95 = 3003,44 м

КТ = L1 + K1 + L2 =517 ,61 + 2485,83 + 842,61 = 3846,05 м

II. Вариант трассы:

Угол поворота №1, = 72, R = 2500 м

Д = 2Т — К = 2•1816,36 — 3140 = 492,72 м

КК1 = НК1 + 2Т — Д = 383,64 + 2*1816,36 — 492,72 = 3523,64 м

КТ = L1 + K1 + L2 = 383,64 + 3140,0 + 408,64 = 3932,28 м

Источник: revolution.allbest.ru

Рейтинг
Загрузка ...