совокупность методов изменения состояния, свойств и качеств материала в процессе производства продукции.
совокупность методов воздействия орудиями труда на физические, химические и иные свойства предмета труда. (1)
наука о мастерстве, способах преобразовательной деятельности и конкретных технологических процессах; интегративная образовательная область.
совокупность и последовательность методов и процессов преобразования, исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.
нормативное выражение последовательности процессов получения конечного результата соотнесенно с последовательностью воздействий применяемых средств.
это система предложенных наукой алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует достижение заданной цели.
(греч. techno – искусство, мастерство + logos – наука, закон) – наука о мастерстве; совокупность эффективных и рациональных методов и приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Технологические процессы устройства несущих и ограждающих строительных конструкций (2 часть из 3)
(технология от techne – искусство, мастерство + loike – разумность, внутренняя закономерность, последовательность) – методы воздействия орудиями труда на физические, химические и иные свойства предмета труда.
от гр. techne — искусство, мастерство, умения и . логика) — совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала, осуществляемых в процессе производства продукции.
[гр. techno – искусство, мастерство, умение + логия] – мастерство, искусство реализации знаний о формировании определенного процесса, об изготовлении, создании некоторого объекта, изменении состояния, свойства, формы, конкретного явления.
1) в переводе с греческого «techne» – искусство, мастерство, умение и совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы объекта. (Словарь иностранных слов); 2) совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерство (Толковый словарь).
(гр. technē – искусство, мастерство, умение; logos – понятие, мысли, разум) – 1) Совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. 2) Любое средство преобразования исходных материалов для получения желаемой продукции и услуг.
совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы объекта (материального или информационного) в процессе производства (в случае материального объекта) или в процессе продуцирования (в случае информационного объекта), а также наука о способах воздействия на материал (в случае материального объекта) или на информационный продукт (в случае информационного объекта), соответствующими орудиями производства (в случае материального объекта) [49, c. 67].
рациональное (стабильное) сочетание нескольких последовательно применяемых операций для получения какого-либо продукта. Т. может восприниматься как логически-операционально воспроизводимое ядро методики. Признаки Т.: постановка целей, оценивание педагогических систем, обновление планов и программ на альтенативной основе, операционные компоненты, средства и способы организации деятельности, постоянный рост эффективности процесса, потенциально воспроизводимые педагогические результаты.
Технологические процессы в строительстве (1 пара) 18.10.2021
Понимается как воспроизводимое ядро методики, причем воспроизводимое логически операционально, а не буквально содержательно, может также рассматриваться одним из необходимых признаков методики. Но будучи необходимым признаком методики, технология не может стать ее единственным и достаточным признаком. Целенаправленность и целесообразность методики задается такими компонентами и признаками как стратегия воспитательной деятельности и тактика воспитательного взаимодействия. (ТитоваЕ.В. Методика воспитания: методологические аспекты.— СПб, 1996.— С.13-15)
совокупность средств, процессов, операций, методов, с помощью которых осуществляется производственный процесс. Важнейший компонент технологии – последовательность направленных на создание заданного объекта действий (технологических операций), каждое из которых основано на каких-либо естественных процессах (физических, химических, биологических и др.) и человеческой деятельности; в сфере образовательных технологий – процесс достижения определенных результатов по применению исходного состояния субъекта/объекта посредством использования свойственной конкретной области деятельности совокупности методов, средств, способов.
от греч. techne — искусство, мастерство и logos — учение) — способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления. Технология воплощает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами. Совокупность технологических операций образует технологический процесс. Современная наука использует термин «технология» и в таких сочетаниях, как «технология обучения, образовательного процесса, лечения, управления».
(от гр. τέχνη – мастерство, искусство и λόγοζ , – понятие, учение) – совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, а также сами эти процессы, при которых происходит качественное изменение объекта. Наибольшее распространение термина «технология» приходится на вторую четверть XX в. Технология разделяется на научную и практическую. В третьей четверти XX в. происходит дальнейшая дифференциация этого понятия (описательная, инструктивная, контрольная и т. д.). Сделана попытка сформулировать предмет научной технологии как науки, изучающей процессы целенаправленного преобразования форм существования материи. (Режим доступа: http:// gaps-gw.tstu.ru). О. В. Лазаренко
школьный предмет, пришедший в некоторых школах на смену предмету «Труд».
О Шадринске во второй половине 1990-х – начале 2000-х гг.: «Официально предмет “труды” назывался “технология” и велся с 5 по 11 класс. “Технология” делилась каждый год на две части: первое полугодие преподавали “кулинарию”, а второе – шили разные вещи. Чем старше класс, тем сложнее задания, например, в 5 классе мы учились делать бутерброды и шили фартук, а в 11 классе шили уже детскую одежду и готовили торты. Мне всегда не нравился этот предмет, потому что родители меня растили “вольным стилем”, а в школе я, как Золушка, должна готовить и шить. Я считаю этот предмет пережитком СССР и хочу, чтобы его убрали из школ» (012).
1) система предписаний, алгоритмов для выполнения исследовательской и практической деятельности. В отличие от методик (исследования, обучения, воспитания) Т. содержит четко и однозначно заданные цели, предполагает возможность объективных, поэтапных и итоговых изменений достигнутых результатов. Т. в силу отработанности этапов и операций в большей степени, чем традиционные методы и методики, обеспечивает получение заданных результатов, однако не обладает гибкостью, вариативностью, необходимых в изменяющихся ситуациях обучения. Видимо, целесообразно сочетать Т. (в стандартных и стабильных ситуациях) с методиками (в быстро меняющихся или нестандартных); 2) определенные образовательные системы, авторские методики.
(педагогическая) – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств (схем, чертежей, диаграмм, карт). Предметом педагогической технологии являются конкретные практические взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности, организованные на основе четкого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приемов обучения или воспитания, с использованием компьютеризации и технических средств. Прямыми задачами педагогической технологи являются: – отработка глубины и прочности знаний, закрепление умений и навыков в различных областях деятельности; – отработка и закрепление социально ценных форм и привычек поведения; – научные действия с технологическим инструментарием: – развитие технологического мышления, умений самостоятельно планировать, алгоритмизировать, стандартизировать свою учебную, самообразовательную деятельность; – воспитание привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий и общественно полезного труда.
(от греч. techne – искусство, мастерство, умение и . логия) – совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т.д.; научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приемы и способы. Т. (или технологическими процессами) называются также сами операции добычи, обработки, переработки, транспортирования, складирования, хранения, которые являются основной составной частью производственного процесса. В состав современной Т. включается и технический контроль производства. Т. принято также называть описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др.Т. обычно рассматривают в связи в конкретной отраслью производства (Т. горных работ, Т. машиностроения, Т. строительства) либо в зависимости от способов получения или обработки определенных материалов (Т. металлов, Т. волокнистых веществ, Т. тканей и пр.). В результате осуществления технологических процессов происходит качественное изменение обрабатываемых объектов.
Задачей Т. как науки является выявление физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов, требующих наименьших затрат времени и материальных ресурсов.
научно и/или практически обоснованная система деятельности, применяемая человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей.
Под педагогической технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер. Понятия «образовательная» и «педагогическая» технологии в значительной степени перекрываются. С одной стороны, понятие «образовательная технология» (технология в сфере образования) представляется несколько шире, чем понятие «педагогическая технология» (относящаяся к сфере педагогики), ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты. С другой стороны, педагогика традиционно охватывает и обучение, и воспитание, и развитие, составляющие образование человека. Кроме того, понятие «педагогическая технология» относится, очевидно, ко всем разделам педагогики (социальная, дошкольная, школьная, вузовская, андрагогика, индивидуальная, коллективная, семейная, досуговая, внешкольная, средовая, производственная, превентивная, специальная, коррекционная, лечебная, педагогика здоровья и др.).
Социальные технологии — 1) способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач. Общественные науки имеют дело, прежде всего с решением практических задач, связанных с функционированием и совершенствованием социальных объектов, понимая в данном случае под социальными объектами не только группы людей, отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы; 2) совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, решения тех или иных социальных проблем.
Технология социальной работЫ — это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Технология работы социального педагога — 1) совокупность содержания методов, приемов практической социально-педагогической деятельности, характеризующейся рациональной и целесообразной последовательностью действий и применением определенного инструментария социальным педагогом; 2) система строго последовательных действий профессионала, нацеленных на решение определенной социально-педагогической задачи, проблемы.
Наиболее общее современное определение технологии: технология – это система условий, форм, методов, средств и критериев решения поставленной задачи. Современное понимание технологии пришло в широкий обиход из сферы производства в последние десятилетия.
А именно тогда, когда в развитых странах стали выделяться в отдельные структуры фирмы – разработчики ноу-хау: новых видов продукции, материалов, способов обработки и т. д. Эти фирмы стали продавать фирмампроизводителям в менее развитых странах лицензии на право выпуска своих разработок, сопровождая эти лицензии детальным описанием способов, средств и условий производства – т. е. технологиями. Вслед за этим понятие «технология» стало применяться в более широком смысле.
Технология, понимаемая в современном, более широком смысле, связана не только с техникой, но и с другими завоеваниями цивилизации. Когда говорят, например, о компьютерной или информационной технологии, то имеют в виду открываемые ими новые возможности, которые они несут с собой.
В этом смысле о технологии стали говорить после того, как выяснилось, что цивилизационные завоевания, достижение новых эффектов труда связаны не только с новой техникой. Но и с новыми формами кооперации, организации производства, с возможностями концентрации ресурсов, с культурой труда, с накопленным научнотехническим и культурным потенциалом, с целеустремленностью усилий общества и государства и т. д. Постепенно под технологией стали подразумевать сложную реальность, которая представляет собой сферу целенаправленных усилий (политики, управления, модернизации, интеллектуального и ресурсного обеспечения и т. д.).
Другое, более узкое понимание технологии (для производственной сферы): Технология – комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом. В промышленности и сельском хозяйстве описание технологии выполняется в документах, именуемых карта технологического процесса (при подробном описании) или маршрутная карта (при кратком описании).
В сценическом искусстве технология исполнения спектаклей, пьес, съёмки кинофильмов, … описывается сценарием. Применительно к политике с 70-х годов прошлого столетия установился термин дорожная карта (дословный перевод англоязычного термина Road map). В разговорной речи термин технология часто заменяют англоязычным словосочетанием Know How – «Знайте Как».
Наиболее новые и прогрессивные технологии современности относят к высоким технологиям. К высоким технологиям обычно относят самые наукоёмкие отрасли промышленности: микроэлектроника, вычислительная техника, робототехника, атомная энергетика, самолётостроение, космическая техника, нанотехнологии, микробиологическая промышленность.
В сфере услуг к высоким технологиям относят образование, здравоохранение и финансовые технологии. Информационные технологии – технологии, использующие совокупности средств и методов сбора, накопления, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Инновационные технологии – комплексы (системы) методов, средств, и условий, поддерживающих реализацию нововведений. Литература: [33, 37].
Источник: didacts.ru
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Рис. 2.2 Разрез фундамента
Усиление бутовых фундаментов путем устройства двусторонней железобетонной обоймы. 1- бутовый фундамент; 2 – анкер; 3 – арматурная сетка;
4 — опалубка; 5 – бетонная смесь; 6 – крепление стенок траншеи
1. Разборка асфальтового покрытия с наружной стороны здания.
Общая площадь разламываемого покрытия Fас, м 2 , составляет:
Fас = (2,89 + 0,1) [ 2 (12 + 6+6+4+2+2) + 4 0,75 + 4 (2,89+0,1) ]=236,1 м 2 ,
где b2 – ширина траншеи поверху, м; l1, I2 … I6 – длины отдельных участков фундамента по заданию, м; bф – толщина фундамента по заданию, м.
Ширина траншеи поверху b2, м, равна:
где bоб – ширина обоймы, равная 0,3 м; bп = 0,7 м – расстояние от опалубки до низа откоса отрываемой траншеи с наружной стороны здания; m – показатель крутизны откоса; hф – высота фундамента по заданию, м.
2. Разработка грунта одноковшовым экскаватором в отвал.
Общий объем разрабатываемого экскаватором грунта Vэк, м 3 , составит:
Vэк = (1 + 2,89) (1,8 – 0,1) (12+6+6+4+2+2)=211,6 м 3 ,
где Fн – площадь сечения траншей с наружной стороны фундамента, м 2 ; Lоб. н – общая длина отрываемых траншей, м; b1 = 0,3 + 0,7 = 1м – ширина траншей понизу, м.
3. Срезка недобора грунта в траншеях после их разработки экскаватором.
Объем грунта, срезаемого под подошвой обойм вручную при зачистке дна траншей Vзач, равен:
Vзач = 0,2 0,3 (12+6+6+4+2+2)=1,92 м 3 .
4. Разработка грунта вручную в траншеях, расположенных внутри здания.
Объем грунта, разрабатываемого вручную с внутренней стороны фундамента Vр, м 3 , составит:
где Fв – площадь сечения траншей с вертикальными стенками, м 2 ; Lоб. в – общая длина траншей, разрабатываемых внутри здания, м.
5. Устройство временного крепления вертикальной стенки траншей.
Общая площадь временного крепления вертикальной стенки траншей Fкр, м 2 , равна:
6. Уплотнение грунта щебнем в основании обоймы.
Уплотнение грунта щебнем производится по всей площади основания двухсторонней обоймы Fщ, которая составит, м 2 :
Fщ =0,3(3*6+2*2+4+10+8)=13,2 м 2 =1,32 м 3 .
7. Очистка поверхности фундамента пескоструйным аппаратом или металлическими щетками.
При двухсторонней обойме выполняется с двух сторон фундамента и на всю его высоту. Общая площадь обрабатываемой поверхности Fоч, м 2 , равна:
8. Устройство отверстий в бутовой кладке под металлические стержни.
Согласно конструктивной схеме усиливаемого фундамента при двухсторонней обойме сквозные отверстия под металлические стержни, скрепляющие арматурные сетки, высверливаются в трех уровнях с шагом 1 м в каждом ряду. Общее количество отверстий Nот, шт, составит:
9. Установка металлических стержней в высверленные отверстия.
Общая масса закладываемых стержней Р, кг, будет равна:
Р = 1,8*132=237,6 кг.
10. Установка арматурных сеток.
Общее количество арматурных сеток Nсет, штук
где Vб – объем бетонной смеси, подаваемой в обоймы и рассчитанный ниже, м 3 .
11. Установка деревянной щитовой опалубки для бетонирования обойм.
Площадь устанавливаемых опалубочных щитов Fоп при двухсторонней обойме:
12. Укладка бетонной смеси в обоймы вручную.
Расход бетонной смеси, укладываемой в двухстороннюю обойму, м 3 , составит:
13. Перемещение бетонной смеси ленточным транспортером.
Ленточным транспортером бетонная смесь подается через оконные и дверные проемы первого этажа здания на боек с последующей укладкой в обойму, расположенную внутри здания. Общий объем перемещаемого транспортером бетона Vтр, м 3
Vтр = 2 0,3 1,6 (2 7,5 + 10 + 7,5)=31,2м 3 .
14. Разборка деревянной щитовой опалубки.
Общая площадь снимаемой опалубки Fс равна площади установленной ранее опалубки, т.е.
15. Разборка временного крепления стенки траншей.
Площадь разбираемого временного крепления, м 2
16. Обратная засыпка наружной траншеи бульдозером.
Общий объем перемещаемого грунта равен:
Vбул =211,6+1,92 -0,3*1,8(12+3,6+8+10)=187,6 м 3 .
17. Трамбование засыпаемого бульдозером грунта.
Послойному уплотнению подвергается весь грунт, засыпаемый в наружные пазухи бульдозером, т.е.
18. Засыпка грунта в траншеи с внутренней стороны фундамента с его послойным трамбованием.
Объем засыпаемого грунта Vз определяется:
19. Установка и перестановка лотков и ленточных транспортеров при их массе до 100 кг.
Принято, что лоток, используемый для подачи бетона в наружную обойму, переставляется после завершения укладки бетонной смеси на очередной захватке. Из этого следует, что количество перестановок лотка равно количеству захваток по периметру всего фундамента, т. е. составит перестановку. Общее количество перестановок ленточного транспортера, подающего бетон внутрь здания и обслуживающего 16 захватки, примем 2 шт. Следует иметь в виду, что в данный перечень не вошла часть второстепенных процессов, выполняемых на ремонтируемом объекте (устройство водосборных колодцев и откачка грунтовых вод, приём бетонной смеси из автотранспорта, уход за твердеющим бетоном, восстановление гидроизоляции по верху фундамента и др.).
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Источник: cyberpedia.su
Производственные технологии: описание понятия, разработка, развитие, функции
Под термином «производственные технологии» скрывается разное толкование. Зачастую это понятие ассоциируется с тяжелым производственным процессом, промышленностью. Но на самом деле технология – это в первую очередь умение, мастерство, методы. Если перевести слово «технос» с греческого языка, откроются дополнительные варианты интерпретации данного понятия: искусство и логика. Следовательно, производственная технология – это совокупность способов, приемов и методов для создания продукта, товара или его обработки.
Обобщенное понятие технологии
Научное направление, которое занимается изучением производственных явлений, имеет название «технология». Данная дисциплина – это комплекс знаний о процессах изготовления, обработки и переработки различных материалов, сред, продуктов. Предметов исследования технологии может быть очень много, ведь обрабатывать и перерабатывать можно не только материальные среды (дерево, металл, минеральное сырье, полезные ископаемые, растительное сырье и прочие материалы), но и невещественные ресурсы, к которым относится информация, научно-исследовательские разработки, проекты, шоу, законотворческие процессы, финансовые, социальные услуги и др.
К задачам технологии относят выявление физических, химических, механических, коммерческих и прочих закономерностей в процессе создания и превращения одного продукта в другой. Для достижения данной цели принципиально важно изучить суть производственной технологии.
Производство должно отражать современные концепции, позволять делать прогноз, находить соответствующие направления и идти в ногу с темпами развития мирового технологического прогресса. В этом смысле под технологией правильнее понимать саму операцию добычи, переработки, доставки, сбережения, продажи и прочие действия, которые в комплексе представляют собой производственный процесс.
Виды производства
Говоря о технологии, правильнее рассматривать ее в связи с конкретной производственной отраслью. Это может быть строительство, химическая промышленность, проектирование и конструирование, сбор и хранение информации, металлопрокат, печатание денег, политическая карьера и др. Технология производственного процесса предполагает поэтапное изменение качественных характеристик, обработку среды, ее форму, структуру, материальные и потребительские свойства. Если рассматривать понятие «технология» в контексте сферы и функций менеджмента, то в нем заложен более широкий смысл, поскольку предполагается проведение управленческой деятельности в совокупности с приемами и способами переработки различных сред.
Все технологии можно считать производственными, поскольку любая из них предназначена для улучшения качества исходного ресурса. Исходя из специализации компании, определяется приоритетность производственного процесса по значимости технологии: он может быть главным и вспомогательным. Подобное разделение обусловлено порядком развития и лицензирования деятельности.
Усовершенствование технологических процессов
Внедрение новых производственных технологий происходит практически беспрерывно за счет появления новых научно-технических достижений. На сегодняшний день ученые выделяют несколько направлений в развитии современных технологий:
- переход от статичных методов к динамичным производственным процессам в связи с более высокой эффективностью и экономичностью последних;
- реализация новых проектов, предусматривающих безотходное производство;
- прохождение всех технологических циклов при соблюдении принципов экологической безопасности;
- повышение роли научных разработок в бизнесе.
Классификация продуктов как результатов производственной деятельности
Следствием применения новых производственных технологий является повышение качества конечного продукта (товаров, услуг). О закономерности полученного результата свидетельствует увеличение потребительского спроса. По предназначению готовые продукты разделяют на три категории:
- материальные;
- энергетические;
- интеллектуальные.
Все три разновидности – это самостоятельные единицы, которые взаимодействуют между собой в различных отношениях и комбинациях. Производственные технологии, по которым изготавливаются товары, предоставляются услуги, обуславливают физическую природу и материальную сущность продуктов. Различие между ними в потребительском спросе нельзя назвать совершенным, что можно заметить на основании следующего примера.
Рассмотрим два конечных результата производственной деятельности и применения современных производственных технологий – пишущую авторучку и оперную арию. Каждый из этих готовых продуктов состоит из тех же трех составляющих (материальной, энергетической и интеллектуальной), но с разной приоритетностью.
Так, для создания авторучки используются одни производственные технологии, а для записи оперной арии требуются другие. В процессе изготовления авторучки используются пластмассовые материалы, металл, красящие чернила, что подтверждает материальную природу продукта, которая и является приоритетной.
Для исполнения оперной арии материальная составляющая не имеет первостепенного значения. Приоритетным здесь считают интеллектуальный элемент, поскольку в первую очередь для исполнения этого музыкального произведения требуется подходящее звуковое сопровождение, внешний артистизм певца, красивый голос, интонация, мелодия и другие невещественные составляющие. Назвать певческую арию материальным продуктом можно лишь отчасти, поскольку для ее исполнения требуется специальная аппаратура, здание, сцена. В то же время и для изготовления ручки, и для исполнения оперной арии играет роль энергетическая часть, которая предполагает использование не только электроэнергии, но и живого человеческого труда.
О современных технологиях в промышленном производстве
За последние десятилетия прошлого века среди технологических процессов появилось множество инновационных решений, которые положительно сказались на работе предприятий практически во всех промышленных отраслях. Условно все эти нововведения можно разделить на две группы: одни из них предназначены для технического обеспечения, а другие – для программного.
Главным показателем применения новых технологий можно назвать повышение уровня автоматизации и трудоемкости процессов. Прогресс производственных технологий не стоит на месте. Одной из современных разработок можно смело называть станки с электронным управлением, оснащенные обрабатывающими центрами. Такое оборудование выполняет промышленную работу при автоматизации основных процессов и функций (например, подачи материалов, распределения готовой продукции и пр.).
Станки с числовым программным управлением представляют собой систему, состоящую из обычного станка и компьютера. Электронная аппаратура следит за последовательностью выполняемых операций. Более современными и усовершенствованными моделями являются станки с системами обратной связи. В отличие от обычного оборудования, эти станки способны определять фактическое положение инструментов и деталей, сравнивать его с запрограммированным положением и в случае несоответствия вносить необходимые корректировки.
При прохождении производственной практики по технологии стажеру предприятия необходимо овладеть основными принципами функционирования системы и получить навыки управления станком с ЧПУ. В дальнейшем эксплуатация оборудования не вызовет никаких сложностей, особенно если речь идет о системах с автоматическим выбором и установкой инструментов, загрузкой необработанных деталей и выдачей готовых изделий.
Роботизация производства в России
В современных развитых странах роботы успешно заменяют людей в производственном процессе. Пока речь идет о выполнении однообразной, монотонной работы или деятельности, связанной с повышенными рисками и опасностью. Чтобы внедрить машину в работу предприятия, робота оснащают специальным устройством (например, для захвата или подъема деталей) и системой визуальной координации.
Современная робототехника обладает массой возможностей. Робота можно обучать новым движениям, которые необходимы для выполнения того или иного действия. Возможным это стало за счет увеличения объемов компьютерной памяти.
Благодаря автоматизированным системам подачи сырья на производстве удается сократить время на транспортировку, сбережение и восполнение исходных материалов. Компьютеризированные системы подключают к радиоуправляемым транспортным средствам, которые автоматически определяют нужный груз и место его доставки. Такие производственные ячейки помогают комбинировать несколько роботов или их отдельных систем.
Сегодня производственные комплексы на предприятии – это автоматизированные технологии, лежащие в основе промышленности и содержащиеся в разных технических комбинациях для достижения более высоких результатов и увеличения продуктивных показателей.
Второй блок – это программное обеспечение, которое широко используется на стадии проектирования, планирования и анализа производственной деятельности. Чаще всего применяются технологии автоматизированного проектирования и управления рабочим процессом. Такие системы могут использоваться во время разработки любой продукции. Среди методов, которые применяются в технологии автоматизированного проектирования, ведущими являются:
- компьютерная графика;
- компьютерное моделирование;
- автоматизированный план производства.
Компьютерную графику целесообразно применять для исследования визуальных свойств и характеристик готовых изделий. В свою очередь моделирование позволяет оценить инженерные характеристики, уровень автоматизированной готовности производства для внедрения компьютерных программ на станки с ЧПУ и обрабатывающими центрами. Без автоматизированных систем планирования и управления производством стало бы невозможным полноценное функционирование информационного блока, необходимого для регулирования рабочего процесса и контроля за ходом производственных операций.
Залог технологического прогресса
Создание передовых производственных технологий и их повсеместное внедрение в промышленном и непромышленном производстве — главное условие для развития научно-технической сферы как отдельных предприятий-изготовителей, так и производственного сектора государственной деятельности. Прогрессивная модель производственных мощностей позволяет разрабатывать продукты, которые в большей мере будут соответствовать критериям полезности и пользоваться более высоким спросом у потребителей.
При этом разработка производственных технологий должна основываться на применяемых принципах управления технологическим процессом в рыночной экономике. Считать ее успешной можно будет только тогда, когда она будет в состоянии обеспечить конкурентоспособность производственной системы.
Это сложный, многокомпонентный фактор, на который оказывают влияние все виды производственных технологий. Компании промышленной отрасли используют системы производства и управления объектом, но, помимо них, большое значение имеет анализ воздействия внешней среды на рабочий процесс. Учитывается также уровень технической оснащенности, экономический потенциал предприятия и степень образовательно-практической подготовки наемного персонала. Обучение производственным технологиям сотрудники проходят на этапе стажировки.
Еще один фактор, который влияет на производственный и научно-технический прогресс – это инновационный менеджмент. Будучи одним из элементов управленческой системы, он обеспечивает прогрессивность и поступательную динамику развития производственных технологий. Практика доказывает, что новые проекты не приносят успеха, если модель управления имеет недоработки. Почему? Все просто: производственные технологии и труд сотрудников не способны заменить талант и предпринимательскую энергию управленцев.
Таким образом, современное общество озадачено вопросом развития технологий. Каждое предприятие, компания, организация старается освоить уже применяющиеся современные производственные технологии и приумножить их.
Какими бывают технологии производства
Учитывая, что сегодня существует и применяется на практике множество производственных технологий на предприятиях, первостепенная задача заключается в определении их типа. Для разграничения технологий, применяемых на производстве, принимают во внимание несколько типичных признаков.
Вне зависимости от разновидности, каждая из технологий развивалась и продолжает развиваться в условиях аккумуляции жизненного опыта людей. Примерами являются:
- духовенство;
- религия;
- письменность;
- исторические источники;
- письменные рукописи;
- музеи;
- магнитные носители;
- чертежи, фотографии, схемы, рисунки;
- образцы оборудования и пр.
Классифицировать производственные технологии можно по нескольким основным параметрам:
- по уровню сложности – бывают простыми и сложными;
- по области применения – научные, производственные и образовательные;
- по динамике развития – прогрессирующие, развивающиеся, устоявшиеся и устаревшие, неактуальные;
- по потребности в ресурсах – выделяют капиталоемкие, наукоемкие, энергоемкие;
- по уровню описания – разделяют на профессиональные, ноу-хау, аксиоматические;
- по уровню обработки и переработки сред – низкого, среднего и высокого уровня;
- по назначению – созидательные и разрушительные.
Каждая из них имеет свою форму выражения. Так, технологии производственных работ трансформируются в федеральные законы, нормативно-правовые акты предприятия, регламентирующие порядок рассмотрения и отбора готовой продукции, отраслевые стандарты, патенты, сертификаты и лицензии, механизмы защиты и контроля качества.
Роль Академии технологических наук РФ
Поскольку ни одно из явлений в природе или обществе не происходит само по себе, особое внимание уделяется изучению закономерностей и условий, необходимых для протекания производственных процессов. При осуществлении научно-исследовательской деятельности выявляются проблемы социально-экономического, технического, организационного, экологического характера. Их решение является обязательным для удовлетворения запросов общества.
Ведущая роль в подборе и совмещении различных по природе технологий принадлежит менеджменту. От взвешенности управленческих решений зависит успех предприятия. Фундаментальными и прикладными исследованиями в области передовых производственных технологий в нашей стране занимается Академия технологических наук РФ. Эта организация имеет многоотраслевую структуру, собственную экспериментальную базу и является самоуправляемой единицей с подведомственными институтами, центрами, отделениями.
Основная задача работы Академии заключается в определении тенденций развития инновационных технологических проектов и разработок двойного назначения, необходимых для их использования в формировании технологического потенциала государства. Бюджетная научно-техническая организация осуществляет экспертизы новейших разработок, обосновывает их применение в производственном процессе и предлагает Правительству РФ рабочие концепции по их комплексному использованию в государственных интересах.
Основными направлениями работ Академии технологических наук РФ можно назвать:
- конверсионные и технологии двойного назначения;
- разработки для повышения продуктивности нефте- и газодобычи, переработки, хранения и транспортировки ресурсов;
- создание проектов для сектора тяжелой промышленности (металлургия, горное дело и др.);
- усовершенствование строительных технологий.
Данная научно-техническая организация является дочерним учреждением Международной академии технологических наук, которая является организатором постоянных конференций, форумов и выставок по различным направлениям деятельности. Основной формой содействия научно-технического прогресса в России являются научно-технические программы и проекты региональных отделений Академии.
Законодательное регулирование технологической сферы
В сфере науки и технологий гражданского назначения главным правительственным органом является Министерство промышленности, науки и технологий РФ. Этот центральный орган проводит государственную политику в данной области, управляет основными процессами и определяет первостепенные задачи для развития конкретного направления. За счет использования эффективных научно-производственных технологий Министерство решает такие задачи:
- Формирует и реализует единую государственную научно-техническую политику.
- Определяет приоритетные отрасли развития науки и техники, составляет перечень технологий, совершенствование которых нуждается в федеральной поддержке.
- Организует работу подразделений по решению межотраслевых научно-технических проблем.
- Создает экономические и организационно-правовые условия, мотивируя предпринимателей на осуществление инновационной деятельности в научно-технической отрасли.
- Дает рекомендации по использованию современных достижений в производственном процессе.
- Участвует в разработке плана финансирования инновационных проектов, в том числе программ бюджетного обеспечения.
- Координирует деятельность исполнительных органов, использующих научно-техническую информацию.
- Содействует регулированию международных связей и сотрудничеству по вопросам совершенствования устаревших технологий.
- Разрабатывает и реализует стратегию научно-технического потенциала РФ, способствует ее рациональному размещению в регионах.
- Гарантирует социальную защиту работников научных организаций и работников сферы научно-технического обслуживания.
Используя производственные технологии, компании различных форм собственности имеют право направить в Миннауки соответствующие документы, рекомендации региональных органов исполнительной власти с целью получения государственной аккредитации. Возможность предоставления научной организации официального статуса рассматривается Министерством с учетом значимости и уровня проводимых исследований, разработок, квалификации работников, внедрения успешных проектов в практической деятельности и материально-технического оснащения компании. Кроме того, для получения государственной аккредитации имеет значение объем научной деятельности: он должен быть более 70% от общего объема выполненных работ в течение трех лет, предшествовавших подаче заявки.
Если Миннауки РФ принимает положительное решение, организации выдается свидетельство об аккредитации, которое действует в течение последующих трех лет. По истечении данного срока процедуру аккредитации необходимо пройти повторно. Процедура аккредитации проводится на платной основе.
Помимо указанных федеральных органов, развитием научно-технической сферы в регионах занимаются Инновационный Союз РФ, Международный инкубатор технологий при Правительстве РФ. Аналогичную роль играет Академия менеджмента и рынка и Государственный комитет РФ по поддержке малого предпринимательства.
Принципы эффективности используемых технологий
Теперь рассмотрим несколько показателей, по которым можно сделать вывод об эффективности производственных технологий. Функции систем оцениваются с учетом следующих параметров:
- Удельного расхода сырья и ресурсов на одну единицу продукции, готовой к реализации.
- Количества полезных веществ, извлекаемых из единицы сырьевого материала.
- Качества и экологической чистоты готовой продукции (товаров, услуг).
- Уровня производительности труда при расчете реальной загруженности наемных сотрудников.
- Интенсивности труда.
- Затрат на оснащение производственного процесса и себестоимости готовой продукции.
- Возможности использования систем безотходного производства.
С учетом установленных целей определяется отраслевая специализация предприятия и обосновываются приоритеты первостепенной и вспомогательной производственной деятельности. Технологии, которые используются предприятиями, задают курс на развитие той или иной научно-технической отрасли в регионе.
Однако рассматривать технологии на профессиональном уровне можно лишь при условии владения специальной теоретической базой – это является принципиальным моментом в вопросах подготовки менеджеров. Роль управленческого персонала заключается в умении принимать верные решения, стремиться к экономически значимым результатам и поддерживать функционирование сложной многокомпонентной системы, состоящей из элементов экономической природы: ресурсов, имущества, персонала, денежных потоков, научного потенциала.
Источник: fb.ru