Технологические карты составляются при разработке проекта производства работ и используются в процессе проектирования технологии и организации работ и при непосредственном производстве строительных работ, являясь одним из основных технических документов для инженеров, прорабов, техников и мастеров. Технологическая карта состоит из таблицы (см. табл.4.1.1) и схемы (см. лист формата А-1), в которых приводятся все необходимые сведения для организации и производства строительных работ: наименование и объем работ; технологическая последовательность их выполнения (соответствует порядковому номеру описания в таблице); виды и марки машин, необходимых для выполнения работ; производительности этих машин для данных конкретных условий работ; необходимое время работы этих машин для выполнения соответствующего объема работ.
Схема, прилагаемая к таблице, должна пояснять наиболее рациональную организацию рассматриваемых работ, то есть указывать захватки, их размер, размещение машин по захваткам, время работы каждой машины на каждой из захваток; кроме этих сведений, на схемах обычно приводятся рекомендуемые приемы работы машин для данных конкретных условий производства работ (траектории движения машин в пределах захваток, последовательность разработки и укладки грунта).
Производство земляных работ при строительстве автодорог
Технологические карты составляются на все разновидности дорожно-строительных работ, встречающиеся на рассматриваемом объекте строительства. Эти данные представлены в таблице 4.1.1 данного проекта.
Календарный график строительства автомобильной дороги
Календарный график организации строительства или реконструкции автомобильной дороги составляют в нескольких вариантах на основании принятых схем общей организации строительства в утвержденном проекте. Положения и схемы, принятые в проекте, уточняют и расширяют при составлении проектов организации строительства и производства работ. При составлении календарного графика уточняют полный перечень всех работ, порядок и последовательность их выполнения и характер взаимосвязей между ними, а самое главное — определяют объемы и очередность всех работ во времени.
Календарный график должен обеспечивать оптимальную организацию строительства, т.е. строительство автомобильной дороги в заданные сроки с использованием в течение всего времени постоянного и минимального количества рабочей силы, дорожных и транспортных машин. Поэтому составление графика требует точной согласованности всех работ с учетом, их особенностей. Одним из основных вопросов организации строительства автомобильной дороги является максимальное увеличение сменности использования машин. Исходя из этого все дорожно-строительные работы необходимо проводить в две смены. Исключением являются верхние слои дорожной одежды, высокое качество которых может быть гарантировано только при производстве работ в светлое время суток.
В зимний период земляные работы во избежание промерзания грунтов ведут в три смены. При необходимости увеличить время работы предусматривают освещение. На второстепенных объектах небольшого объема принимают односменную работу.
Дорожное строительство.
Таблица 4.1.1 — Технологические карты производства работ
Номер технологичес-кого процесса
Источник обоснования норм выработки
Описание рабочих процессов
Производи-тельность в смену
Подготовка дорожной полосы
прорубка просеки механизированной комплексной бригадой с ведущей машиной — трактор ТБ-1
корчёвка пней корчевателем ЛД–9 – ведущая машина
снятие растительного слоя грунта и сбор его в кучи бульдозером ДЗ-18
ЕНиР §Е2-1-8, табл.3, п.3а
погрузка собранного в кучи растительного слоя грунта в автосамосвалы экскаватором ЭО-3111 – ведущая машина
транспортировка растительного грунта в кавальер со сред-ней дальностью возки 15 км автосамосва-лами КамАЗ-5511
ЕНиР §Е2-1-31, табл.5, п.1в
доуплотнение естественного слоя основания самоходным катком на пневмошинах ДУ-29А
Строительство сооружений для регулирования водно-теплового режима
ЕНиР §Е2-1-22, табл.2, п.3в
разработка кювета и сбор грунта в кучи бульдозером ДЗ-18 – ведущая машина
ЕНиР §Е2-1-8, табл.3, п.3а
погрузка собранного в кучи при разработке кюветов грунта в автосамосвалы экскаватором ЭО-3111 – ведущая машина
транспортировка разработанного грунта кювета в кавальер со средней дальностью возки 16 км автоса-мосвалами КамАЗ-5511
ЕНиР §Е2-1-9, табл.3, п.3а
укладка ж/б водопропускных труб диаметром 1 м
Реконструкция земляного полотна
ЕНиР §Е2-1-22, табл.2, п.3в
рыхление укрепления и нарезка уступа высотой 30 см на откосе старого земляного полотна бульдозером ДЗ-18
ЕНиР §Е2-1-8, табл.3, п.8в
погрузка грунта III группы в автосамосва-лы экскаватором ЭО-7111 (вместимость ковша 2,5 м 3 ) – ведущая машина
транспортировка грунта III группы из карьера автосамосва-лами КамАЗ – 5511 со средним расстоянием возки 30 км
ЕНиР §Е2-1-28, табл.1, п.1в
разравнивание грунта III группы, слоями толщиной 32,4 см (без учёта уплотнения) бульдозером ДЗ-18
ЕНиР §Е2-1-31, табл.4, п.2а
послойное уплотнение грунта самоходным катком ДУ-29А на пневмошинах при 4 проходах по следу
ЕНиР §Е2-1-8, табл.3, п.8в
погрузка грунта III группы в автосамосва-лы экскаватором ЭО-7111 (вместимость ковша 2,5 м 3 ) – ведущая машина
транспортировка грунта III группы из карьера автосамосва-лами КамАЗ – 5511 со средним расстоянием возки 30 км
ЕНиР §Е2-1-28, табл.1, п.1в
разравнивание грунта III группы, слоями толщиной 30 см (без учёта уплотнения) бульдозером ДЗ-18
ЕНиР §Е2-1-31, табл.4, п.2а
послойное уплотнение грунта самоходным катком ДУ-29А на пневмошинах при 4 проходах по следу
ЕНиР §Е2-1-38, табл.2, п.1в
планировка верха земляного полотна и нарезка сливной призмы автогрейдером ДЗ-98 – ведущая машина
Строительство дорожной одежды (с устройством присыпных обочин)
ЕНиР §Е2-1-38, табл.2, п.1в
профилировка верха земляного полотна автогрейдером ДЗ-98 за 2 прохода по следу – ведущая машина
ЕНиР §Е1-1-32 табл.1, п.1а
доуплотнение рабочего слоя земляного полотна катком Д-480 на базе ДТ-75 за 4-6 проходов по следу
ЕНиР §Е2-1-38, табл.2, п.1в
окончательная планировка основания земляного полотна автогрейдером ДЗ-98
ЕНиР §Е1-1 табл.2, п.2в
погрузка щебня фракции 40-70 мм в автосамосвалы фрон-тальным погрузчиком ТО – 18 с вмести-мостью ковша – 1,5м 3
транспортировка щебня фракции 40-70 мм автосамосвалами КамАЗ – 5511 со средним расстоянием возки 30 км
распределение щебня фракции 40-70 мм щебнераспределителем ДС-54 – ведущая машина
ЕНиР §Е2-1-31 табл.4,п.2в
прикатка щебня фракции 40-70 мм
катком ДУ-29А за 4 прохода по одному следу
Таблица ГЭСН 27-01-003-1, шифр 120101
розлив вяжущего на прикатанный щебень в количестве 70% от общего объёма автогудронатором
ЕНиР §Е1-1 табл.2, п.2в
погрузка щебня фракции 20-40 мм в автосамосвалы фрон-тальным погрузчиком ТО – 18 с вмести-мостью ковша – 1,5м 3
транспортировка щебня фракции 20-40 мм автосамосвалами КамАЗ – 5511 со средним расстоянием возки 30 км
распределение щебня фракции 20-40 мм щебнераспределителем ДС-54 – ведущая машина
ЕНиР §Е2-1-31 табл.4,п.2в
уплотнение щебня фракции 20-40 мм
катком ДУ-29А за 5 прохода по одному следу
Таблица ГЭСН 27-01-003-1, шифр 120101
розлив вяжущего на укатанный щебень в количестве 30% от общего объёма авто-гудронатором ДС-39А
ЕНиР §Е1-1 табл.2, п.2в
погрузка щебня фракции 10-20 мм в автосамосвалы фрон-тальным погрузчиком ТО – 18 с вмести-мостью ковша – 1,5м 3
транспортировка щебня фракции 10-20 мм автосамосвалами КамАЗ – 5511 со средней дальностью возки 30 км
распределение щебня фракции 10-20 мм щебнераспределителем ДС-54 – ведущая машина
ЕНиР §Е2-1-31 табл.4,п.2в
уплотнение щебня фракции 10-20 мм
катком ДУ-29А за 4-6 проходов по одному следу
ЕНиР §Е1-1 табл.2, п.2а
погрузка песка для присыпных обочин фронтальным погрузчиком ТО – 18 с вместимостью ковша – 1,5м 3
транспортировка песка на расстояние 30 км автосамосва-лами КамАЗ – 5511
Таблица ГЭСН 27-04-001-001-1, шифр 120202
разравнивание привезённого песка автогрейдером ДЗ–98
ЕНиР §Е2-1-31, табл.4, п.2а
укатка песка катком ДУ-29А за 4-6 проходов по одному следу
Таблица ГЭСН 27-04-001-001-1, ресурс 121601
поливомоечной машиной ПМ – 130
приготовление плотной асфальтобетонной смеси марки II, тип В на БНД марки 60/90 на асфальтобетонном заводе «Marini» — ведущая машина
транспортировка плот-ной асфальтобетонной смеси марки II, тип В на БНД марки 60/90 автосамосвалами КамАЗ 5511 со средней даль-ность возки 2,7 км
распределение плот-ной асфальтобетонной смеси асфальтоуклад-чиком VOGELE SUPER 1603
подкатка смеси лёгким двухвальцовым катком ДУ-50 за 2-4 прохода по одному следу
укатка смеси средним трёхвальцовым катком ДУ-49 за 15-18 проходов по следу
Таблица ГЭСН 27-04-006-1, шифр ресурса 120906
окончательное уплотнение верхнего слоя покрытия виброкатком Д-480
ЕНиР §Е1-1 табл.2, п.2а
погрузка песка для присыпных обочин Фронтальным погрузчиком ТО – 18
транспортировка песка для обочин со средним расстоянием возки 30 км
автосамосвалами КамАЗ – 5511
Таблица ГЭСН 27-04-001-001-1, шифр 120202
разравнивание песка на обочинах автогрейдером ДЗ–98
ЕНиР §Е1-1-32 табл.1, п.1а
укатка песка вибрационным катком Д–480 за 1 проход по одному следу
Таблица ГЭСН 27-04-001-001-1, ресурс 121601
поливка водой укатанного песка
поливомоечной машиной ПМ – 130
ЕНиР §Е2-1-38, табл.2, п.1в
окончательная профилировка обочин автогрейдером ДЗ-98
Строительство мостов и зданий, имеющих ограниченную строительную площадку, при длительном ведении работ предусматривают в течение двух-трех смен с обязательным освещением территории. С целью рационального использования автомобильного транспорта эти работы целесообразно выполнять в зимнее время и в периоды распутицы, когда затруднено или вообще неприемлемо по технологическим условиям транспортирование материалов и др. для строительства автомобильной дороги.
Для строительства автомобильных дорог большой протяженности с разнообразными объемами и видами работ по участкам наиболее употребительны линейные календарные графики.
Линейные графики строят, принимая по горизонтали километры дороги, по вертикали — время, выраженное в сменах или сутках на весь период строительства. Под графиком показывают спрямленный в линию план дороги с расположением всех сооружений, а ниже — объемы всех работ на каждом километре или на 5 км дороги.
Ниже графика приводят номера и состав отрядов и звеньев, участвующих в работе.
Слева приводят график потребности в дорожных рабочих, справа — в грузовых автомобилях.
На календарном графике линии работ по всем сооружениям наносят по срокам предполагаемого их строительства. Строительство нелинейных объектов (труб, мостов, подпорных стен, дорожных и транспортных зданий) изображают в виде вертикальных линий, против мест их расположения на плане дороги, по срокам, принимаемым по типовым или индивидуальным проектам. Линии работ нелинейных сооружений наносят по срокам работ бригад и звеньев, выполняющих эти работы, также с учетом последовательности и поточности работ. Например, после подготовки основания трубы, пока другие бригады еще ее не уложили, бригада по устройству основания переходит на другой объект. Проектирование организации земляных работ из-за неравномерного распределения их объемов по пикетам и разнообразия по видам требует применения различной технологии на разных участках.
По способам механизации предусматривают выбор машин на основании технико-экономического сравнения и для установления окончательно выбранного варианта состава звеньев и отряда составляют два-три варианта графика.
Так как проводить работы по строительству дорожной одежды желательно на следующий год после окончания земляных работ, график должен быть рассчитан не менее чем на 2 года. Особенно важно заполнение графика в период после окончания первого до начала следующего строительного сезона. В целях использования зимнего сезона в соответствии с проектом организации работ на график наносят работы, выполняемые в этот период. К ним относят сосредоточенные земляные работы, искусственные сооружения, строительство производственных предприятий, разработку месторождений минеральных материалов; возможно строительство оснований из минеральных материалов.
В зимний период для загрузки рабочих проводят все необходимые транспортные и погрузочно-разгрузочные работы. В крайних случаях при необходимости срочного выполнения и специальной подготовки осуществляют строительство асфальто- и цементобетонных покрытий.
Строительство сборных цементобетонных покрытий из готовых плит не представляет опасений за качество их выполнения в зимний период. На зимний период назначают ремонт дорожных машин и автомобилей, повышение квалификации и учебу кадров.
Строительство дорожных одежд по их слоям изображают на графике наклонными линиями с указанием номеров отрядов. При составлении графика учитывают проведение работ или от завода, с которого доставляют полуфабрикаты, или к заводу. При назначении направления учитывают условия для движения автомобилей.
При строительстве цементобетонных покрытий выдерживание бетона до набора требуемой прочности потребует больших расстояний для объезда. При строительстве песчаных дополнительных слоев оснований учитывают такое направление работ, чтобы по песчаному слою движения не было. Поэтому все материалы для верхних слоев доставляют по готовому основанию и с него их разгружают на песчаный слой. Во избежание длительной перевозки осенью полуфабрикатов, особенно горячих смесей, работы ведут по направлению к заводам. При составлении графика такие особенности должны быть учтены с внесением при необходимости поправок в расчеты и планы организации работ.
Календарный график строится на основе данных о климатических условиях района строительства (дорожно-климатический график), а также вида выполняемых работ (группы работ).
Для уточнения времени строительного сезона для каждого специализированного потока необходимо учитывать разделение работ на группы по условиям работ в зависимости от температуры воздуха, при которой их проводят в нормальных условиях строительного сезона (табл.4.2.1).
Источник: studfile.net
Технологическая карта на устройство временных автомобильных дорог из железобетонных плит
Технологическая карта содержит решения по организации и технологии устройства временных автодорог с покрытием из сборных железобетонных плит по песчаной подготовке. Технологическая карта предназначена для производственного персонала, инженерно-технических работников строительных и проектных организаций
Открытое акционерное общество
Проектно-конструкторский и технологический институт промышленного строительства
ОАО ПКТИпромстрой
Генеральный директор, к.т.н.
«22» марта 2005 г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯКАРТА НА УСТРОЙСТВО ВРЕМЕННЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ИЗ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПЛИТ
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1Технологическая карта составлена на производство работ по устройству временных внутриплощадочных,подъездных и внутриквартальных автомобильных дорог из сборных железобетонныхплит.
1.2 В составработ, рассматриваемых картой, входит:
— устройствоподстилающего слоя из песка;
— сварка скоби плит;
— заделкастыков и швов.
1.3 Припривязке технологической карты к конкретному объекту и условиям строительствауточняются: направление монтажа плит и движение крана в зависимости от общегонаправления работ на трассе, разбивка на участки и захватки в соответствии спроектом производства работ. При привязке уточняются также объемы работ,калькуляция трудовых затрат, средства механизации с учетом максимальногоиспользования наличного парка монтажных механизмов.
1.4 Формаиспользования технологической карты предусматривает обращение ее в сфереинформационных технологий с включением в базу данных по технологии иорганизации строительного производства автоматизированного рабочего местатехнолога строительного производства (АРМ ТСП), подрядчика и заказчика.
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
2.1 До началаработ по устройству временной автодороги должны быть выполнены следующиеработы:
— освещена иразбита трасса дороги;
— установленывременные здания и сооружения в объеме, необходимом для производства работ;
— доставленына площадку механизмы и инструменты;
— устроеноосвещение мест производства работ и бытовых помещений;
2.2 Припроизводстве работ по строительству дорог, а также при приемке их вэксплуатацию должны соблюдаться требования СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги», СНиП3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты», СНиП 3.03.01-87 «Несущие иограждающие конструкции».
2.3 Работы построительству временных автодорог осуществляют поточным методом, обеспечивающимравномерное и непрерывное производство работ механизмов и рабочих.Технологическая схема устройства дороги из сборных железобетонных плитприведена на рисунке 1.
Рисунок 1 — Технологическая схема устройства дороги из сборныхжелезобетонных плит
2.4 Принебольших объемах работ и на участках малой протяженности, где применениепоточного метода нецелесообразно, работы производят цикличным методомпоочередно на всем протяжении дороги.
2.5 К началудорожных работ должны быть устроены, ограждения мест производства работ ирасставлены знаки и информационные щиты с указанием видов работ и сроков ихвыполнения.
УСТРОЙСТВО ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
2.6 Кустройству земляного полотна (корыта) приступают после срезки растительногослоя и выполнения разбивочных геодезических работ.
2.7 Срезкарастительного слоя производится продольными проходами бульдозера марки ДЗ-101.Срезаемый грунт вывозится за пределы участка, если он не может бытьиспользован.
2.8 Ширинакорыта в выемке должна быть больше ширины покрытия на 0,5 м.
2.9 Технологияустройства врезного корыта включает следующие операции: зарезание грунта иперемещение в конус, погрузка грунта в автосамосвалы и вывоз наавтомобилях-самосвалах, планировка поверхности дна.
2.10 Бульдозерзарезает и перемещает грунт вдоль корыта, образуя конус соответствующей высоты.Затем погрузчиком ПУМ-500 погружают грунт на автомобили-самосвалы с еготранспортировкой в установленные места.
2.11 Дляобеспечения фронта работ по устройству песчаного подстилающего слоя работы поустройству корыта должны вестись с опережением не менее одной смены.
УСТРОЙСТВО ПЕСЧАНОГО ПОДСТИЛАЮЩЕГО СЛОЯ.
2.12 Кустройству подстилающего слоя приступают после приемки земляного полотна. Песокдля подстилающего слоя должен иметь коэффициент фильтрации в уплотненномсостоянии не менее 3 м/сутки.
2.13Технологический процесс устройства песчаного слоя включает: разгрузку,распределение и уплотнение песка.
2.14 Песок дляустройства подстилающего- слоя доставляют в автомобилях-самосвалах иразравнивают бульдозером ДЗ-101 (ДЗ-101А). Окончательную планировку поверхностиподстилающего слоя под уплотнение при необходимости производят вручную. Толщинаслоя в рыхлом состоянии должна превышать проектную с учетом коэффициентаразрыхления 1,1.
2.15Одновременно определяют влажность песка. В случае необходимости песок увлажняютдо оптимального значения, рассчитывая необходимое количество воды по формуле(т/м 3 ),
Q = h(W о — We) d ´ 10, (1)
где h — толщина отсыпаемого слояпеска, м;
Wо и We — соответственнооптимальная и естественная влажность в %;
d — объемная масса песка.
2.16Уплотнение производится прицепным пневмокатком ДСК-1 в сцепе с трактором С-100или площадочными вибраторами.
2.17Уплотнение начинают от обочины к оси дороги, при этом каждый след отпредыдущего прохода катка должен перекрываться при последующем проходе не менеечем на 1/3.
2.18 Дляэффективного уплотнения пневмокатком необходимо 8-кратное количество проходовпо одному следу. Окончательное число проходов устанавливается пробной укаткой.Результаты пробного уплотнения необходимо заносить в общий журнал работ.
2.19 Повыполненным подстилающим слоям не допускается движение автотранспорта воизбежание нарушения профиля слоев и загрязнения материала.
2.20 Всепоследующие работы по строительству дороги выполняют после устройстваподстилающего слоя без значительного разрыва во времени.
УСТРОЙСТВО ПОКРЫТИЙ ИЗ СБОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ПЛИТ
2.21 Доустройства сборного покрытия должны быть выполнены все работы, связанные сустройством земляного полотна и песчаного подстилающего слоя.
2.22 Сборныежелезобетонные плиты транспортируются с заводов специально оборудованнымибортовыми автомобилями или плитовозами.
Для устройствавременных дорог могут применяться плиты, выпускаемые промышленностью исоответствующие ГОСТ21924.0-84* «Плиты железобетонные для покрытий городских дорог. Техническиеусловия», приведенные в таблице 1.
Таблица 1 — Плиты железобетонные для временных дорог
6000 ´ 3500 ´ 140
6000 ´ 3000 ´ 140
6000 ´ 1750 ´ 140
3500 ´ 2750 ´ 170
3000 ´ 1750 ´ 170
1750 ´ 1750 ´ 160
1750 ´ 1500 ´ 160
5500 ´ 2000/1500 ´ 140
3500 ´ 2000/1500 ´ 170
2.23Картой предусмотрена укладка плит «с колес», без перегрузки плит в штабеля.
2.24 Монтажплит покрытий надлежит начать с маячного ряда, располагаемого по оси покрытияпри двускатном поперечном профиле покрытия и по краю — при односкатномпоперечном профиле.
Укладку плитпредусмотрено выполнять самоходными кранами в направлении продольной осипокрытия. Монтаж плит выполняется в следующей последовательности: плита краном снимаетсяс автомашины и наводится на место укладки с таким расчетом, чтобы подошва плитыоказалась на 3-5 см ниже поверхности уже уложенных смежных плит. Движениемстрелы уменьшается до минимума зазор в поперечном шве между укладываемой иуложенной плитами. Наконец, плита опускается на песчаный слой с таким расчетом,чтобы она коснулась его одновременно всей подошвой.
Продольные ипоперечные швы должны совпадать, ширина швов между смежными плитами не должнапревышать 20 мм, а уступ между плитами не более 5 мм.
С цельюобеспечения требуемой ровности покрытия плиты следует укладывать на выровненныйпесчаный слой.
2.25Окончательная посадка плит на основании должна производиться путем прикаткипокрытия гружеными автомобилями или катками на пневматических шинах доисчезновения видимых осадок плит.
2.26 Послеприкатки плита с гладкой опорной поверхностью должна иметь контакт с основанием(подстилающим слоем) по всей поверхности опирания. Площадь контакта проверяютвизуально по отпечатку на песчаном основании после поднятия плиты. Приположительном контакте основания с плитой последняя укладывается окончательно.
2.27Завершающими процессами устройства сборного покрытия являются сварка стыковыхскоб и герметизация швов. Для сварки применяется сварочный агрегат типа САК-2Г- IC , электроды типа Э-42Адиаметром 4-5 мм. Сварка ведется непрерывным- швом длиной 8-9 см с катетом неменее 7 мм (шириной 0,5 диаметра скобы, высотой 0,25 диаметра с глубинойпроварки не менее 5 мм).
При зазорахмежду скобами более 4 мм на них накладывается стальной стержень диаметром на2-3 мм больше зазора и приваривается с обеих сторон.
Дляобразования швов расширения через каждые четыре плиты (24 м) скобы не должнысвариваться.
Герметизацияшвов выполняется следующими способами. За исключением швов расширения,поперечные швы на 2/3 глубины паза заполняются цементно-песчаным раствором, на1/3 — битумно-полимерной мастикой. Швы расширения на всю глубину заполняютсямастикой.
Продольные швыпри сварке монтажных скоб заполняются цементно-песчаным раствором на всюглубину шва. Заливка швов выполняется мастикой в два этапа: после оседаниямастики при первой заливке швов доливается снова и излишек срезаетсязаостренным резаком заподлицо с поверхностью покрытия.
Схемыорганизации рабочих мест по устройству временной автодороги приведены нарисунках 2-4.
1 — бульдозер ДЗ-101; 2 — автосамосвал ЗИЛ-ММЗ-555; 3 — погрузчикПУМ-500.
Рисунок 2 — Организация рабочего места при устройстве корыта
1 — бульдозер ДЗ-101; 2, 3 — дорожные рабочие; 4 — площадочный вибратор; ¬ — направление работ.
Рисунок 3 — Схема организации рабочего места при устройстве песчаногоподстилающего слоя
1, 2, 3 — монтажники; 4 — автокран; 5 — плитовоз ¬ -направление укладки дорожных плит.
Рисунок 4 — Организация рабочего места при укладке дорожных плит
Приемы труда при выполнении работ приведены на рисунках:
1. Устройство корыта
Бульдозер продольными проходами вдоль оси дороги производит разработку грунта растительного слоя и его перемещение в конус
2. Погрузка грунта в автосамосвалы
Тракторный погрузчик подбирает грунт, сдвинутый бульдозером, и производит погрузку в автосамосвалы
3. Разравнивание песка
Бульдозер продольными проходами вдоль оси дороги разравнивает песок, завезенный автосамосвалами в корыто
4. Планировка песчаного основания
Дорожные рабочие Р1 и Р2 лопатами разравнивают песок и проверяют профиль спланированной поверхности основания по шаблону.
5. Уплотнение песчаного подстилающего слоя вибратором
Дорожный рабочий Р3 включает двигатель площадочного вибратора и за фалы перемещает его по спланированной поверхности песчаного подстилающего слоя.
6. Устройство покрытия из сборных железобетонных плит
Автокран, установленный на ранее смонтированных плитах, производит монтаж дорожных плит «с колес». Монтажник M 1 осуществляет строповку и подает сигналы машинисту крана. Монтажники М2 и М3 укладывают плиту, проверяют по уровню правильность ее положения. Машинист крана поднимает предварительно уложенную плиту и отводит ее в сторону.
Монтажники М2 и М3 устраняют неровности на песчаной постели и с помощью машиниста крана производят окончательную укладку плиты. Машинист крана подает стрелу для строповки следующей плиты. Уложенные плиты обкатываются самоходным катком. Электросварщик С1 выполняет сварку закладных элементов плит и скоб. Дорожные рабочие P 1, Р2, Р3 заполняют швы цементно-песчаным раствором, а температурные швы — битумной мастикой.
3 ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ
3.1 Пристроительстве дорог производится контроль качества работ на всех этапахстроительства.
3.2 Привходном контроле материалы и изделия для строительства временных дорог следуетпринимать по паспортам (сертификатам) и проверять их качество в соответствии стребованиями стандартов или технических условий на эти материалы и изделия, атакже указаниями, данными в чертежах дорожных одежд.
3.3Технические характеристики песка подстилающих слоев дорожных одежд должнысоответствовать требованиям ГОСТ 8736-93* .
3.4Технические характеристики плит должны соответствовать требованиям ГОСТ21924.0-84* .
Дорожные плитыдолжны иметь шероховатую лицевую поверхность, обеспечивающую коэффициентсцепления не менее 0,5.
Допускаемыеотклонения от размеров плит приведены в таблице 2.
Таблица 2 — Допускаемые отклонения для плит временных дорог
Допускаемые отклонения, мм
Отклонение от линейного размера
длина и ширина плиты:
до 2,5 м включительно
свыше 2,5 до 4,0 м включительно
размеры выемок (монтажно-стыковые элементы)
Отклонение от прямолинейности
Прямолинейность профиля верхней поверхности плиты в любом сечении на всей длине или ширине:
до 2,5 м включительно
свыше 2,5 до 4,0 м включительно
Отклонение от плоскостности
Плоскостность лицевой поверхности плиты (при измерении от условной плоскости, проходящей через три крайние точки) при длине плиты:
до 2,5 м включительно
свыше 2,5 до 4,0 м включительно
Отклонение от перпендикулярности
Перпендикулярность смежных торцевых граней плит на участке длиной:
Отклонение от равенства диагоналей
Разность длин диагоналей лицевых поверхностей плит при их наибольшем размере (длине и ширине):
до 4,0 м включительно
3.5 Величины и количество допускаемых дефектов внешнего видадорожных плит приведены в таблице 3.
Таблица 3 — Допускаемые дефекты
Не более 3 на 1 м 2
Околы бетона и ребер
Не. более 3 на 1 м 2
Толщина защитного слоя
3.6При устройстве земляного полотна и песчаного подстилающего слоя контролируетсястепень уплотнения грунта, соответствие отметок профилей проектным, ровностьоснований.
3.7 Размертвердых включений, в т.ч. мерзлых комьев, в насыпях и обратных засыпках недолжен превышать 2/3 толщины уплотненного слоя, но не более 15 см для грунтовыхподушек и 30 см для прочих насыпей и обратных засыпок.
3.8 Отклонениягеометрических размеров насыпей:
— положенияоси насыпей автомобильных дорог — не более ± 20 см;
— ширинынасыпей по верху и по низу — не более ± 15 см;
— отметокповерхностей насыпей — ± 5 см;
— крутизныоткосов насыпей — увеличение не допускается.
3.9 Плотностьгрунта естественного основания должна контролироваться путем отбора проб по осидороги и в 1,5-2 м от оси бровки земляного полотна, а также по одной пробе впромежутках между ними по ширине отсыпаемого слоя более 20 м. Контрольплотности грунта следует производить на глубине 8-10 см от поверхностиуплотняемого слоя. Отклонения от требуемого значения показателя плотности всторону уменьшения допускается не более чем у 10 % образцов и не должныпревышать 4 %. Число точек с максимальным отклонением не должно превышать 10 %от общего числа измерений.
3.10 Контрольширины участка с поперечным и продольным уклоном, крутизны откосов земляногополотна, размещения и размеров водоотводных и дренажных устройств следуетпроизводить с помощью геодезических инструментов и шаблонов в процессепроизводства работ.
Допускаемыеотклонения от проектных размеров не должны превышать установленных в таблице 4.
Таблица 4 — Допускаемые отклонения от проектных размеров приустройстве дорог при использовании комплектов машин без автоматической системызадания вертикальных отметок
1. Земляное полотно
Высотные отметки продольного профиля, мм
Расстояние между осью и бровкой земляного полотна, см
Разница между показателями плотности верхнего слоя на одной поперечине (для дорог с усовершенствованными покрытиями), %
Поперечные размеры кюветов нагорных и других канав (по дну), см
Глубина кюветов при условии обеспечения стока, см
Продольные уклоны дренажей, %
Ширина насыпных берм, см
Толщина растительного грунта на откосах, %
2. Железобетонное покрытие
Ширина покрытия, см
Высотные отметки по оси, мм
Превышение граней смежных плит сборных цементно-бетонных покрытий, мм
3.11Плотность песчаного подстилающего слоя контролируют стандартнымипробобрателями. Для измерения коэффициентов фильтрации и оптимальногоуплотнения отбирают через каждые 50 м не менее трех образцов (по оси и нарасстоянии 1,5-2 м от кромок проезжей части). Отклонения от коэффициентаоптимального уплотнения не должны превышать по абсолютной величине ± 0,02с количеством образцов до 10 %.
3.12 Послеопределения коэффициента оптимального уплотнения песок из каждых шестипробобрателей испытывают на фильтрацию.
3.13 Контролькачества покрытий дорог из сборных железобетонных плит заключается в проверкеполного опирания плит на песчаный подстилающий слой, ровности покрытия,прямолинейности продольных и поперечных рядов плит, ширины швов между плитами,правильности заполнения швов и применяемого состава резинобитумной мастики.
3.14 Приоперационном контроле качества работ по устройству дорог следует контролироватьне реже чем через каждые 100 м:
— высотныеотметки по оси дороги;
— толщину слоянеуплотненного материала по его оси;
— ровность(просвет под рейкой длиной 3 м на расстоянии 0,75-1 м от каждой кромки покрытия(основания) в пяти контрольных точках, расположенных на расстоянии 0,5 м отконцов рейки и друг от друга);
— постоянновизуально — цельность плит и стыковых элементов, качество сварки стыков изаполнения швов, соблюдение технологии строительства;
— не режеодного раза в смену — контакт плит с основанием (подстилающим слоем) поднятиемодной из 100 уложенных плит;
— превышениеграней смежных плит в продольных швах на трех поперечниках на 1 км, а впоперечных швах в 10 стыках на 1 км.
3.15Контрольную проверку контактирования плит сборного покрытия с основаниемследует осуществлять перед сваркой стыковых скоб поднятием одной из стауложенных плит, но не реже 1 раза в смену. Превышение краев смежных плит сборногопокрытия следует проверять в трех поперечниках на 1 км. В случае если высотауступов между плитами более 3 мм, производится подъем плит и удаление (илиподсыпка) песчаной смеси.
3.16Контролируемые параметры, состав и способы осуществления контроля качестваработ приведены в таблице 5.
Таблица 5 — Состав операционного контроля качества работ
Наименование операций, подлежащих контролю
Контроль качества выполнения операций
Устройство земляного полотна
Срезка растительного грунта. Выемка корыта или насыпи. Качество грунта. Способы уплотнения. Геометрические размеры.
Соблюдение геодезических отметок. Качество уплотнения
Теодолитом, нивелиром, рулеткой, режущим кольцом, визуально
В процессе и по окончании работ
Строительная лаборатория. Геодезическая
Распределение, планировка и уплотнение подстилающего слоя и основания
Качество грунта (песка). Качество уплотнения. Геодезические и геометрические размеры
Нивелиром, стальным метром и рулеткой, мерным шаблоном
Распределение технологического слоя
Качество песка. Равномерность распределения, соответствие толщины слоя
Монтаж покрытия дорог
Соответствие монтажных кранов. Проверка наличия паспортов на плиты. Внешний осмотр плит. Сохранение проектных уклонов. Плотность прилегания основания плит. Размерность швов
Нивелиром, стальным метром, визуально
Исправность механизма. Качество посадки плит. Сохранность проектных размеров и уклона
Соответствие компонентов и их качество для заполнения швов. Качество выполнения работ
4 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА,ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
4.1 Устройстводорожных покрытий из сборного железобетона должно осуществляться при строгомсоблюдении требований СНиП12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», СНиП12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительноепроизводство», ПБ-10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», правилпожарной безопасности, предусмотренных в ГОСТ 12.1.004-91* и ППБ01-03 . Ответственность за состояние безопасности труда и промышленнойсанитарии возлагается на начальников и главных инженеров специализированных строительныхорганизаций.
4.2 Куправлению дорожными машинами допускаются рабочие не моложе 18 лет, прошедшиемедицинское освидетельствование и имеющие удостоверение на право управлениямашинами и водительские права.
4.3 Привыгрузке и распределении дорожных материалов находиться в кузовеавтомобиля-самосвала запрещается.
4.4 Водителямавтомобилей-самосвалов, доставляющих песчаную смесь к местам укладки, движениезадним ходом допускается производить только по сигналу дорожного рабочего.
4.5Становиться на кузов автомобиля-самосвала во время очистки кузова запрещается.
4.6 Находитьсярядом с движущимся катком, а также зажигать и регулировать форсункиавтогудронатора на ходу запрещается.
4.7 Присовместной работе ряда машин расстояние между ними должно быть не менее 10 м, амежду моторными катками — не менее 5 м.
4.8 Дляпредотвращения пожара на машинах с бензиновыми двигателями и форсунками должныбыть установлены огнетушители, а на битумовозах и автогудронаторах -дополнительно и ящики с песком.
4.9Запрещается заправка машин привозными горюче-смазочными материалами в местахпроизводства дорожно-строительных работ.
4.10 Рабочуюзону необходимо оградить. С наступлением темноты в зоне работ должны бытьустановлены сигнальные лампы красного цвета. Осветительные лампы мощностью до200 Вт подвешивают на высоте 2,5-3 м, а более 200 Вт — на высоте 3,5-10 м.Проект электроосвещения выполняет заказчик или по его заказу -специализированная проектная организация.
4.11 Рабочиедолжны быть обеспечены специальной одеждой и исправным инструментом всоответствии с действующими нормами ( ГОСТ12.4.011-89 ).
4.12Производство земляных работ в зоне расположения подземных коммуникаций(электрокабели, газопроводы и др.) допускается только с письменного разрешенияорганизации, ответственной за эксплуатацию этих коммуникаций. К разрешениюдолжен быть приложен план (схема) с указанием расположения и глубины заложениякоммуникаций, составленный на основании исполнительных чертежей. До началаработ необходимо установить знаки, указывающие места расположения подземныхкоммуникаций.
4.13 Призавозе материалов на объекты строительства автомобилями должны соблюдатьсяследующие правила:
— лица, руководящие разгрузкой, не должныподходить к самосвалам, становиться на крылья и колеса, подниматься в кузов дополной остановки самосвалов;
— приразгрузке бортовых машин можно открывать борта после принятия соответствующихмер предосторожности от ушибов при возможном падении грузов и самих открываемыхбортов.
4.14 Приустройстве сборных покрытий доставленные на место работ железобетонные плитыразгружают автомобильными кранами непосредственно на покрытие дороги.
4.15 К монтажуплит допускаются лица, имеющие удостоверения на право выполнения монтажныхработ.
4.16 Приустановке строительных машин и применении транспортных средств с поднимаемымкузовом в охранной зоне воздушной линии электропередачи необходимо снятьнапряжение с воздушной линии электропередачи.
Приобоснованной невозможности снятия напряжения с воздушной линии электропередачиработу строительных машин в охранной зоне линии электропередачи разрешаетсяпроизводить по наряд-допуску при условии выполнения следующих требований:
а) расстояниеот подъемной или выдвижной части строительной машины в любом ее положении донаходящейся под напряжением воздушной линии электропередачи должно быть неменее указанного в таблице 2 СНиП12-03-2001 ;
б) корпусамашин, за исключением машин на гусеничном ходу, при их установкенепосредственно на грунте должны быть заземлены при помощи инвентарногопереносного заземления.
4.17 Припроизводстве работ по монтажу и демонтажу сборных покрытий рабочие должнынаходиться вне пределов опасной зоны. Перемещение стрелы крана с плитой надкабиной автомашины запрещается.
4.18 Приустановке плиты на место подходить к ней можно только в том случае, когда плитабудет находиться на высоте не более 50 см от поверхности основания.
4.19Выравнивать песчаное основание под приподнятой плитой разрешается только спомощью гладилки, насаженной на длинную рукоятку.
4.20 Рабочимзапрещается становиться на плиту во время ее укладки на основание.
4.21Запрещается осматривать основание под висящей плитой во время ее монтажа.
4.22 Все лица,находящиеся на строительной площадке, обязаны носить защитные каски. Работникибез защитных касок и других необходимых средств защиты к выполнению работ недопускаются.
5 ПОТРЕБНОСТЬ В МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСАХ
5.1Потребность в машинах, оборудовании, механизмах и инструментах определяется
с учетомвыполняемых работ и технических характеристик согласно таблице 6.
Таблица 6 — Ведомость потребности машин, механизмов, оборудования,приспособлений и инструментов
Источник: ohranatruda.ru