Если подземные коммуникации пересекают дорожную трассу или железнодорожные пути, демонтаж таких объектов может быть крайне затруднителен, а часто и вовсе невозможен. Решить проблему поможет прокладка труб методом прокола. Этот способ значительно проще и дешевле в реализации.
Желающим узнать, как прокладываются трубы в земле без нарушения наземных покрытий, сноса построек, перемещения мобильных объектов, мы раскроем специфику технологии. У нас вы узнаете, какое оборудование используется в ходе работ, каким способом осуществляются проколы.
Кроме титульной методики мы описали альтернативные варианты прокладки труб в земле по бестраншейной технологии, приложили схемы, фото-подборки и видео-материалы.
Что из себя представляет метод прокола?
Методом прокола называют технологию, при которой можно получить отверстие без разработки и выемки грунта путем его уплотнения.
Такой способ подходит для прокладки стальных конструкций. Диаметр может варьироваться в пределах 100-500 мм, длина отверстия – 30-50 м. Прокол под дорогой — это один из самых востребованных методов бестраншейной прокладки коммуникаций.
Технология 3 класс (Урок№9 — Строительство и украшение дома.)
Таким образом устраивают подземные ветки водопровода, канализации, подводят к участку магистральный газ.
Управляемый прокол используют для прокладки:
- коммуникаций из металла и пластика;
- футляров, в которые затем укладывают газовые и водопроводные трубы;
- футляров для силовых, телефонных кабелей и т.п.
Прокол используется не только в тех случаях, когда необходимо безболезненно пересечь трассу или железнодорожные пути.
Метод подходит для прокладки отверстий в колодец (при условии, что диаметр этого колодца не менее полутора метров), подвал дома, при необходимости провести провода под каким-либо относительно небольшим объектом и т.п.
Технология прокола в устройстве подземных коммуникаций позволяет значительно ускорить и удешевить цикл проведения работ
Методом прокола могут быть протянуты только коммуникации в стальных трубах Ø 100-500 мм при использовании их в качестве основных каналов или в качестве кожухов
Выполнение прокола для укладки трубопровода возможно только в суглинках, способных держать стенки после механического воздействия. Прокол производится либо наращиваемым металлическим стержнем с конусным стальным наконечником, либо струей воды под большим напором
Установки, выпускаемые для производства прокола в грунте, подразделяются по осуществляемым технологиям, габаритам и мощностным характеристикам
Используя технологию прокола, можно проложить трассу протяженностью не более 50 м. Оптимальной длинной подземного участка, сделанного проколом, считают 30 — 35 м
Небольшие, мобильные, легко перемещаемые установки могут использоваться на участках, на которые не способен заехать транспорт
Во время производства работ данной категории важно соблюдать горизонтальность и обеспечить станку устойчивое положение
НЕВЕРОЯТНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НОВОГО УРОВНЯ
Применение технологии прокола позволяет существенно сократить объем земляных работ. Для укладки трубопровода не нужно разрабатывать траншеи, достаточно двух небольших котлованов в стартовой и финишной точке трассы
Чаще всего управляемый прокол выполняют в толще глинистого грунта под различными дорогами, например, под автотрассой или железнодорожным полотном. Для этого используют насосно-домкратный нажимной агрегат, например, такой как установка Ditch Witch P80.
Кроме того, понадобится набор расширителей, штанг, головок и другого инструмента, с помощью которого выполняют буровые работы.
Обязательно используют гидравлическую станцию. Необходимое силовое воздействие обеспечивает гидроцилиндр, приемлемая мощность агрегата составляет порядка 36 тонн. Работу станции должен обеспечивать двигатель внутреннего сгорания. Для наблюдения за ходом работ в толще грунта применяют средства беспроводной локации.
В качестве примера можно рассмотреть порядок работы локационного устройства Eclipse. В буровую головку помещают зонд, который передает сведения о ходе буровых работ.
Управляемый прокол — это один из наименее затратных способов бестраншейной прокладки коммуникаций под дорогой или другими похожими объектами (+)
Информация поступает на локатор. Здесь данные анализируются, в результате чего определяется точное расположение бурового инструмента в толще грунта, угол наклона буровой головки, соответствие ее движения составленному ранее плану работ. Одновременно контролируется состояние батареи зонда, с которого поступают сведения.
Буровая головка устроена таким образом, что часть ее поверхности скошена. Это улучшает производительность, но отражается на качестве работ.
Из-за скоса при продвижении в толще грунта положение головки будет постоянно отклоняться от вектора воздействия. Оператор должен постоянно корректировать траекторию движения головки, сверяясь с результатами локации.
Чтоб инструмент двигался строго по прямой, его необходимо вращать с постоянной скоростью. Первую стадию выполнения прокола начинают в стартовом котловане, а завершают — в приемном. Здесь вместо буровой головки на установку закрепляют конусный расширитель.
Это устройство проходит образовавшуюся горизонтальную скважину в обратном направлении, что позволяет расширить ее и уплотнить стенки.
Для выполнения бестраншейной прокладки труб методом прокола необходимо предварительно сделать два котлована: стартовый и финишный (или приемный)
После этого в получившееся длинное отверстие вставляется труба необходимого диаметра или футляр для прокладки коммуникаций. В зависимости от ситуации можно прокладывать не одну, а несколько труб. Дальнейшие действия состоят в том, чтобы эти коммуникации проложить и подключить к общей системе.
Во время подготовительных работ также необходимо продумать место хранения труб, которые должны находиться рядом с местом проведения бурения.
Обычно площадку для труб предусматривают рядом со стартовым котлованом. Размеры площадки для хранения зависят от длины труб, которая может достигать шести метров. Желательно, чтобы выбранные для прокладки трубы хранились в горизонтальном положении. Это упростит монтаж и снизит вероятность повреждения конструкции.
Кроме того, нужно обеспечить подъездные пути к стартовому котловану, чтобы беспрепятственно доставлять материалы и необходимую для проведения работ технику.
Метод управляемого прокола позволяет успешно укладывать в металлическом кожухе и пластиковые, и металлические трубы. Сначала выполнятся пилотный прокол, затем производится уплотнение в обратную сторону, введение кожуха, затем прокладка труб
Сначала выполняется предварительное обследование места проведения работ на местности. Специалисты при этом используют проектную документацию, основываясь на которой, а также на результатах анализа объекта, составляется план выполнения прокола.
Если необходимо выполнить прокол под объектом, испытывающим серьезные транспортные нагрузки (трамвайные пути, автотрасса, железная дорога, метро и т.п.), трубы укладывают в специальных футлярах.
Если нужно проложить под дорогой несколько кабелей, сначала укладывают трубу или футляр, диаметр которого позволяет вместить все необходимые коммуникации
Такой футляр должен иметь диаметр, превышающий размеры труб примерно на 15-20 см. Сначала кладут футляр, затем в него монтируют трубы, а пространство между этими коммуникациями заливают раствором, для которого можно использовать недорогой цемент М-100. Футляры уменьшают нагрузки на подземные коммуникации и снижают риск их повреждения.
Гидро-, вибропрокол и продавливание
Различают гидро- и вибропроколы. В первом случае в качестве инструмента для продавливания грунта используют водяную струю, которая под большим напором бьет из специального наконечника.
Этот метод особенно эффективен на несвязных песчаных грунтах, легко размываемых под воздействие струи. Он позволяет проделать отверстие диаметром около 50 см за минимальное количество времени. Но максимальная длина скважины при гидропроколе – 30 м.
Вибропрокол, как понятно из названия, осуществляется с помощь вибрационного воздействия. В устройстве для выполнения прокола используются ударно-вибрационно-вдавливающие установки с возбудителями продольно-направленных колебаний.
Статическое вдавливание сочетают с воздействием на грунт ударных импульсов вибромолота. Метод применяется на водонасыщенных и маловлажных песчаных грунтах как для прокладки труб, так и для их извлечения. Диаметр скважины может достигать 50 см, а ее протяженность – 60 м.
Метод продавливания осуществляется с помощью домкратов, как и прокол. Но в этом случае труба направляется в грунт открытым концом. В процессе продвижения конструкции в трубе образуется плотная пробка из грунта, которая затем удаляется.
Для выполнения этого типа работ используют от двух до восьми мощных (на 200-400 тонн) гидродомкратов, для работы которых необходим монтаж упорной стенки с рамой и наголовником.
Продавливание грунта — это бестраншейный метод прокладки труб, который выполняется с помощью специальных гидравлических установок высокой мощности
За смену такое устройство может пройти до 10 метров грунта, а общая длина скважины обычно не превышает 80 метров. Если требуется проложить более длинную трассу, ее разбивают на отдельные участки не более 80 метров.
Этот метод также требует устройства начального и финишного котлована, в которых и устанавливают необходимую гидравлику.
Проходку каждого участка выполняют дважды: в прямом, а затем в обратном направлении. Контроль работы механизмов и качества продавливания ведет оператор, который находится в котловане.
Технически этот метод сложнее, чем обычный прокол, но его можно применять практически на любых грунтах. Диаметр конструкции может достигать 172 см. Выборка керна, сформировавшегося внутри трубы, может производиться вручную или механизированными средствами.
Преимущества метода прокола
Востребованность метода прокола объясняется его значительными преимуществами по сравнению с другими вариантами выполнения работ этого типа. Например, прокол доступен в любое время года, высокая или низкая температура наружного воздуха и грунта большого значения не имеет.
Одно из преимуществ метода управляемого прокола состоит в том, что работы могут проводиться и на участках с повышенным уровнем грунтовых вод
Работа установки не требует использования бентонитового раствора, подачи в скважину воды или бурового раствора. Это компактный и мощный агрегат, который оснащен надежной системой электробезопасности. Его не сложно доставить к объекту и установить. При этом компактные размеры не мешают устройству работать с высокими показателями мощности.
Бестраншейные методы прокладки труб, такие как управляемый прокол, можно с успехом применять и в летний, и в зимний период
Сроки работ также меньше, чем при применении других методов. Даже если на участке, где выполняется прокол, наблюдается повышенный уровень грунтовых вод, нет необходимости проводить мероприятия по отведению воды с участка.
Во время прохождения расширительного конуса производится и уплотнение стенок траншеи, поэтому дополнительные работы в этом отношении не требуются.
Выполнение прокола на разных объектах
Сложность и скорость работ этого типа во многом зависит от условий, т.е. от местности и характеристик объекта, под которым выполняется прокол. Для бурения под железнодорожным полотном обычно требуется достаточно серьезное оформление. Сначала нужно согласовать бурение с целым рядом служб железной дороги.
Использование метода управляемого прокола в черте города позволяет сохранить целостность дорожных трасс, чтобы минимизировать затраты и не нарушать движение транспорта
В России нужно обратиться в подразделения ЭЧ, ШЧ, РЦС НОДГ, ПЧ и другие службы ОАО “РЖД”. В обязательном порядке оформляются договора на ведение технадзора, а также на установку страховочных пакетов. Вся исполнительная документация должна быть согласована и предоставлена органам железной дороги.
В дистанцию пути передается пакет документов по окончании цикла работ по прокладке труб. В городах прокол под дорогой очень востребован при прокладке новых коммуникаций, особенно в местах с историческими достопримечательностями.
Метод позволяет не только сохранить обычное движение на дорогах, но и предотвратить разрушение старинной мостовой, когда необходимо проложить трубы под такими участками.
Реставрация подобного объекта может быть сложной, а порой и невозможной. В коттеджных поселках прокладка коммуникаций методом прокола позволяет выполнить все работы с минимальными повреждениями уже готовых объектов: дорог, изгородей и т.п.
Оценка альтернативных вариантов
Помимо метода управляемого прокола существуют и другие варианты устройства коммуникаций в толще грунта без устройства траншей. Иногда альтернатива может оказаться более приемлемой, чем прокол, все зависит от конкретной ситуации.
Горизонтально направленное бурение, которое также называют наклонно-направленным, используется для прокладки напорных и безнапорных трубопроводов. Бурение этим способом выполняется с поверхности земли. Диаметр отверстия следует взять на 30-50% больше, чем размеры труб, которые предполагается в нее уложить.
Отверстие расширяют не сразу, а в несколько этапов. При этом используется бентонитовый раствор, который смешивается с взрыхленным грунтом и облегчает его удаление из ствола. Кроме того, эта рабочая жидкость используется для охлаждения бурового инструмента, а в дальнейшем она образует на стенках шахты слой, который защищает их от разрушения.
Для откачивания отработанного бентонитового раствора используют илосос. После откачки ненужный раствор нужно отвезти на свалку для дальнейшей утилизации. Если работы выполнены правильно, в результате получается чистая скважина с прочными стенками.
Буровые установки для выполнения работ этого типа обладают различными характеристиками, такими как крутящий момент и тяговое усилие. От этого зависит длина труб, которые будут уложены в толще грунта, которая может достигать 1000 метров.
Допустимый диаметр труб — 120 см. Путем горизонтального направленного бурения можно укладывать и металлические, и пластиковые трубы.
Бурение выполняется по предварительно рассчитанной траектории, движение бурового инструмента контролируется с помощью системы локации. Угол забуривания может варьироваться в пределах 26-34 градуса.
Еще один важный показатель при использовании ГНБ — изгиб штанг, который может составлять 6-12 %, это зависит от их типа. Еще одна популярная методика бестраншейной прокладки труб — бурошнековое бурение. Для ее выполнения используют специальную гидравлическую установку, действующую как домкрат.
Сначала делают стартовый и финишный котлованы. Глубина каждого из них должна быть на один метр глубже, чем уровень прокладки трубопровода. В стартовый котлован опускают гидравлическую установку, которая вращает шнек и трубы продавливания. В результате часть грунта удаляется и получается скважина для трубы.
Затем внутрь устанавливают трубы, футляры и т.п. Максимальная длина прокладки обычно составляет всего 100 метров, но диаметр коммуникаций может достигать 172 см, показатели во многом зависят от типа грунта, на котором проводится бурение.
Метод продавливания стальных футляров часто применяют, если необходимо проложить с помощью бестраншейных способов трубы или футляры большого диаметра
Для контроля над проведением работ во время бурошнекового бурения используют лазер, который обеспечивает правильный угол наклона бура, а также позволяет отслеживать направление бурения с высокой точностью. После того, как шнек достигает финишного котлована, его выводят из получившейся скважины в обратном порядке.
Микротоннелирование — это высокоточный метод бестраншейной прокладки коммуникаций, который выполняется с помощью специального проходческого щита.
Для перемещения устройства используется домкратная станция высокой мощности. Она оказывает воздействие на колонну из ж/б труб, которые присоединены к щиту. Постепенно длина скважины наращивается, поэтому длину колонны увеличивают путем наращивания железобетонных конструкций.
Для прокладки железобетонных и стальных труб используют метод микротоннелирования. Его выполняют с помощью специального проходческого щита, который рыхлит грунт
Этот метод также требует предварительной подготовки двух котлованов, расстояние между ними может варьироваться в пределах 50-500 метров. Домкратную установку нужно опустить в стартовый котлован на глубину, которая соответствует уровню прокладки коммуникаций. Если длина скважины превышает 200 метров, обычно используют промежуточную домкратную станцию.
Проходческий щит разрыхляет грунт, который вымывается водой или бентонитовым раствором, поступающим по подводящим линиям. Отработанная жидкость, смешанная с частичками грунта, перемещается в отстойник по отводным линиям. После того, как проходческий щит попадает в финишный котлован, работы можно считать оконченными.
Бестраншейные методы прокладки коммуникаций выполняются с применением специального оборудования высокой мощности. Точное соблюдение технологии обеспечит надежную скважину
Оборудование разбирают и удаляют. Методом микротоннелирования можно устанавливать не только железобетонные, но и стальные трубы. Для контроля правильности выполнения работ используется навигационная система, состоящая из лазера, мишени и измерительного колеса.
Для длинных участков (более 200 м) эффективной считается электронная лазерная система, снабженная гидростатическим уровнем, который дает точные сведения о глубине прокладки труб независимо от температуры воздуха внутри конструкции.
Тонкости выбора подходящего способа
Способ прокладки коммуникаций с помощью горизонтального бурения выбирают еще на стадии проектирования конкретного процесса. Если бестраншейная прокладка труб будет выполняться в рамках строительства какого-то объекта, например, жилого дома, то работы могут стать частью общего строительного проекта.
При проектировании учитываются следующие сведения:
- длина коммуникаций, которые необходимо уложить бестраншейным способом;
- диаметр футляра или трубы;
- материал, из которого изготовлены коммуникации;
- глубина, на которую необходимо уложить трубы;
- тип трубопровода (напорный или безнапорный);
- возможность для монтажа стартового и финишного котлованов подходящей глубины;
- подъездные пути к месту проведения работ;
- наличие достаточно просторной площадки для хранения материалов, техники и т.п.;
- уровень пролегания грунтовых вод;
- другие геологические особенности участка;
- план расположения уже имеющихся на участке коммуникаций.
В процессе строительства иногда необходимо изменить уже составленный проект. Это может быть вызвано желанием сократить расходы, используя, например, пластиковые трубы вместо стальных. Кроме того, план расположения подземных коммуникаций на объекте не всегда оказывается достаточно точным.
Диаметр трубы — один из показателей, которые учитывают при выборе методов бестраншейной прокладки коммуникаций. Скважина должна быть немного больше
При выполнении работ могут обнаружиться такие неучтенные трубы или кабели. Все эти моменты могут потребовать изменений в проекте, а это может сказаться и на решении о способе бурения.
Если глубина прокладки коммуникаций невелика, возникает опасность просадки верхнего слоя грунта, особенно, если при бурении использовался бентонитовый раствор. В таких случаях лучше отдать предпочтение горизонтальному шнековому бурению.
Очень часто метод бурения определяется тем, какая именно техника имеется в распоряжении организации, выполняющей заказ.
Например, если строители располагают домкратами или установкой для горизонтального направленного бурения, то ему и будет отдано предпочтение перед методом прокола. Чаще всего такие изменения продиктованы соображениями экономической выгоды.
Выводы и полезное
Источник: sovet-ingenera.com
Технология и организация в городском строительстве и хозяйстве
ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ В ГОРОДСКОМ СТРОИТЕЛЬ-СТВЕ И ХОЗЯЙСТВЕ : метод. указания к выполнению лаб. работ / Воронеж. гос. арх.-строит. ун-т; Сост.: А.Н. Ткаченко [и др.] – Воронеж, 2009. – 36 с.
Методические указания содержат шесть лабораторных работ по курсу «Технология и организация в городском строительстве и хозяйстве». Каждая работа сопровождается краткими теоретическими сведениями и необходимым справочным материалом для их выполнения.
Предназначены для студентов 3-го курса, обучающихся по специальности 270105 «Городское строительство и хозяйство».
Ил. 15. Табл. 19. Библиогр.: 9 назв.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного архитектурно-строительного университета
Рецензент – Г.Д. Шмелев, к. т. н., доцент кафедры городского
строительства и хозяйства Воронежского государственного
Введение
Успешное решение задач капитального строительства в значительной степени зависит от дальнейшего совершенствования технологии строительства. Поэтому инженеру-строителю необходимо знать и уметь применять на практике основы технологии производства различных видов строительных работ, назначение специализированных механизмов и приспособлений.
Целью лабораторных работ является ознакомление студентов с принципами расчета и подбора строительной техники, определения основных технологических параметров производства работ, методиками и критериями организации и планирования строительства.
Задания для лабораторных работ составлены с целью обеспечения индивидуальной работы каждого студента.
Лабораторная работа №1 Техническое нормирование
1.1. Цель работы: изучение основных положений технического нормирования, ознакомление с принципами формирования норм, отработка навыков использования нормативно-справочной литературы.
1.2. Время выполнения работы: 2 часа.
1.3. Теоретические основы. Важнейший показатель эффективности трудовой деятельности рабочего – производительность труда, определяющая процесс общественного производства и уровень развития производительных сил общества.
Производительность труда строительных рабочих определяется выработкой и трудоемкостью.
Выработка – количество строительной продукции, выраженной за единицу времени (за 1 ч. – часовая).
Но так как в производственных нормах отсутствуют нормы текущего времени для рабочих, а даны нормы затрат труда Нз.т, выраженные в человеко-часах, которые условно именуются нормами времени Нвр (подразумевая нормативные затраты труда в единицах трудоемкости)
где К – количество людей.
Нормами наблюдения установлено, что укладка трапецеидального блока весом 1,5 т в ленточный фундамент производиться звеном в составе трех монтажников при помощи крана, управляемого одним машинистом за 0,22 ч. Следовательно – это текущее время, а Нз.т. или норма времени для монтажников 0,22·3 = 0,66, для машиниста 0,22·1 = 0,22, а для всего звена 0,88 чел.·ч.
Норма машинного времени на укладку асфальтобетонной мелкозернистой смеси асфальтоукладчиком составляет 0,27 маш.·ч. на 100 м 2 покрытия. Выполнение этого производственного процесса предусмотрено звеном, состоящим из машиниста асфальтоукладчика и 7-ми асфальтобетонщиков. Нвр составит 0,27·8 = 2,16 чел.·ч.
Исследование строительных процессов методами технического нормирования и разработка на этой основе производственных норм состоят из целого ряда взаимоувязанных этапов, главными из которых являются:
Создание группы инженеров;
Ознакомление с технологией и организацией намеченного к исследованию строительного процесса;
Выбор нормали, на основе которой осуществляются нормативные наблюдения и проектирование норм;
Выбор объекта наблюдения;
Выбор вида и способов наблюдений (фотоучет, хронометраж, киносъемка, моментные наблюдения), устанавливается степень точности замеров, времени, количества и продолжительности наблюдений;
Расчленение производственного процесса на составляющие его элементы и установление границ между предыдущими и последующими элементами;
Выбор измерителя продукции элементов процесса и главного измерителя всего производственного процесса;
Изучение размера и характера затрат рабочего времени и обработка этих данных;
Проектирование производственных норм;
Проверка запроектированных норм и внедрение в производство.
Классификация затрат труда рабочего времени представлена на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Классификация затрат труда рабочего времени
Нормаль – характеристика производственного процесса, на основе которой определены затраты рабочего времени и запроектирована норма выработки.
Нормаль процесса должна устанавливаться с учетом того, чтобы организация труда и производства соответствовали современному уровню техники и технологии строительного производства, эффективно использовались машины, материалы и конструкции отвечали требованиям СНиП и ГОСТов, квалификация рабочих соответствовала требованиям ЕТКС и т.д.
Трудоемкость – затраты труда на выполнение заданного количества продукции (основная единица измерения чел.·см., маш.·см.). Эта характеристика — один из основных показателей оценки производительности труда. Чем меньше затраты труда, тем выше производительность.
Количественно трудоемкость работ регламентируется техническим нормированием и может быть представлена в следующем виде:
где трудоемкость работ, чел.·см., маш.·см.;
норма времени (норма затрат труда), чел.·ч.; маш.·ч.;
заданное количество продукции, м 3 , шт., м 2 , и т.п.
Техническое нормирование — это установление технически обоснованных норм затрат труда ручного и машинного и материальных ресурсов на единицу продукции. Нормы затрат труда выражают в виде Нвр (норм времени) и Нвыр (норм выработки).
Нормой времени называется количество времени, необходимого для изготовления единицы продукции надлежащего качества. При определении нормы времени исходят из условия, что нормируемую работу выполняют по современной технологии рабочие соответствующей профессии и квалификации.
Нормой машинного времени называют количество времени работы машины, необходимое для изготовления единицы машинной продукции соответствующего качества при правильной организации труда.
Н орма выработки рабочего или звена рабочих, а также норма выработки машины или комплекта машин — это количество продукции, полученной за единицу времени при условиях, принятых для установления норм времени.
орма времени и норма выработки связаны между собой соотношениями:
Установление технически обоснованных норм времени происходит в процессе организованных наблюдений за отдельными операциями или строительными процессами. Наблюдения ведут группы инженерно-технических работников методами технического нормирования за продолжительностью выполнения работ, составом звена и объемом (количеством) продукции, выполненным в период наблюдений. Методы математической статистики рекомендуют проводить наблюдения от 5 до 10 раз за каждой операцией или процессом.
1.4. Исходные данные представлены в табл. 1.1
Задания для выполнения лабораторной работы
Обоснование по ЕНИР
Определить Нвр для кладки стен с проемами без облицовки толщиной 800 мм на известково-цементном растворе из бутового камня высотой 10,8 м. Дать обоснование и определить состав звена.
Определить Тр устройства 60 м 3 глухих перегородок толщиной в ½ кирпича. Дать обоснование и определить состав звена.
Найти Нвр при установке одноярусных площадок для монтажа несущих конструкций краном на высоте 35 м. Дать обоснование и состав звена.
Определить Тр укрупнительной сборки 20 решетчатых подкрановых балок массой 5,4 т каждая, состоящая из 2-х отправочных элементов. Дать обоснование и определить состав звена.
Найти Нвр при устройстве стремянки из готовых щитов шириной 0,8 м из лиственницы без обработки лесоматериала. Дать обоснование и определить состав звена.
Определить Тр острожки 420 м брусьев с одной стороны шерхебелем и рубанком при ширине острожки 140 мм. Дать обоснование и определить состав звена.
Найти Нвр на покрытие крыши безрулонными материалами холодной мастикой в 1 слой на высоте 25 м. Дать обоснование и состав звена.
Определить Тр устройства защитного слоя гравия 60 м 2 кровли механизированным способом. Дать обоснование и определить состав звена..
Найти Нвр при механизированной насечке поверхности кирпичных стен в помещении с площадью пола 4,6м 2 . Дать обоснование и определить состав звена.
Определить Тр отделывания декоративной крошкой 24 м 2 фасада с лесов. Дать обоснование и определить состав звена
Найти Нвр при облицовке поверхностей стен гипсокартоновыми панелями с декоративным слоем из винистена на мастике при площади пола
8,2 м 2 . Дать обоснование и определить состав звена.
Определить Тр при общей разметке пола площадью 800 м 2 при устройстве подвесных потолков. Дать обоснование и определить состав звена.
Найти Нвр прокладки полиэтиленового трубопровода водостока диаметром 100 мм с установкой кронштейнов вручную к гипсобетонным стенам на высоте 8 м. Дать обоснование и определить состав звена.
Определить Тр установки 25 однопетельчатых полотенцесушителей с помощью пистолета ПЦ-52-1. Дать обоснование и определить состав звена.
Источник: studfile.net
Презентация дистанционного обучения. МДК 02.01 Строительство городских улиц и дорог. Практические работы №№ 5, 6, 7, 8, 9, 10.
электронный образовательный ресурс
Презентация дистанционного обучения. МДК 02.01 Строительство городских улиц и дорог. Практические работы №№ 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ГОРОДСКИХ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
МДК.02.01 СТРОИТЕЛЬСТВО ГОРОДСКИХ УЛИЦ И ДОРОГ
основной профессиональной образовательной программы –
программы подготовки специалистов среднего звена
08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО
на заседании ЦК СЭГПС
_________Председатель ЦК Соляник Ю.А.
по учебно-методической работе
_____________ О.Б. Грунева
Методические рекомендации по выполнению практических работ разработаны в соответствии с рабочей программой ПМ 02. Организация и выполнение работ по строительству городских путей сообщения по специальности 08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения
Щедрин В.Н., преподаватель ОБПОУ «КМТ».
1. Пояснительная записка
2. Требования к результатам работы, в том числе к оформлению
3. Формы контроля и критерии оценки
4. Список рекомендуемой литературы
5. Практическая работа №1(2) Расчёт элементов затрат и производительности по
устройству земляного полотна выемок.
6. Практическая работа № 2 (2) Расчёт элементов затрат и производительности по
устройству земляного полотна насыпей.
7. Практическая работа № 3 (2) Расчёт элементов затрат и производительности по
устройству водоотводных сооружений для отвода поверхностных вод.
8. Практическая работа № 4 (2) Расчёт элементов затрат и производительности по
устройству водоотводных сооружений для отвода грунтовых вод.
9. Практическая работа № 5 (2) Расчёт элементов затрат и производительности по
устройству слоев основания из каменных материалов, необработанных вяжущими.
10. Практическая работа № 6 (2) Расчёт элементов затрат и производительности по
устройству слоев основания из каменных материалов, обработанных вяжущими.
11. Практическая работа №7 (2) Расчёт элементов затрат по устройству покрытия из
12. Практическая работа №8 (2) Расчёт производительности по устройству покрытия
из асфальтобетонных смесей.
13. Практическая работа №9 (2) Расчёт элементов затрат и производительности по
устройству монолитных слоев из цементобетонных смесей.
14. Практическая работа № 10 (2) Расчёт элементов затрат и производительности по
устройству слоев из сборного бетона.
15. Практическая работа № 11 (2) Выборка строительных ресурсов.
16. Практическая работа № 12 (2) Построение календарного и директивного графиков
17. Практическая работа №13 (2) Построение графика движения рабочей силы.
18. Практическая работа №14 (2) Построение часового графика использования машин.
19. Практическая работа №15 (2) Составление сметных расчетов строительства
городских улиц и дорог.
1. Пояснительная записка
Практические занятия являются одним из видов учебной деятельности и направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование общих и профессиональных компетенций. Они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.
Выполнение обучающимися практических работ проводится с целью:
- формирования умений в соответствии с требованиями к результатам освоения профессионального модуля;
- обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний;
- совершенствования умений применять полученные знания на практике, реализации единства интеллектуальной и практической деятельности;
- развития интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
- выработки при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Дидактической целью практических занятий является формирование практического опыта, умений (решать задачи, выполнять расчеты, графические задания, определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности).
Практические занятия проводятся в учебных кабинетах. Продолжительность практических занятий определяется рабочей программой профессионального модуля. Обязательным требованием к проведению практических занятий является выполнение практической работы в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными преподавателем.
Содержание практических работ по ПМ.02 Организация и выполнение работ по строительству городских путей сообщения соответствует требованиям к умениям, практическому опыту, общим и профессиональным компетенциям.
2. Требования к результатам работы, в том числе к оформлению
В результате освоения ПМ.02 Организация и выполнение работ по строительству городских путей сообщения обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности 08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения следующими общими компетенциями:
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
и умениями, знаниями, которые формируют профессиональные компетенции:
У1 — согласовывать прокладку подземных коммуникаций со всеми заинтересованными городскими службами;
У2 — оформлять текстовую и графическую техническую документацию, составлять исполнительскую техническую и нормативно-сметную документацию;
У3 — устанавливать технологическую последовательность работ по строительству городских улиц и дорог, рельсовых и подъездных путей, искусственных сооружений, проектировать проект организации работ и проект производства работ;
У4 — выполнять работы по возведению земляного полотна, устройству дорожных одежд и водоотводных сооружений, укладке рельсовых и подъездных путей, строительству искусственных сооружений;
У5 — организовывать и выполнять работы по подъемке пути стрелочных переводов на балласт и подбивке шпал балластом, рихтовке пути;
У6 — проводить учет и контроль качества всех видов строительных работ;
У7 — нормировать дорожно-строительные работы;
У8 — выполнять разработку сметной документации по строительству городских улиц и дорог;
З1 — технологию работ по возведению земляного полотна, устройству конструктивных слоев дорожных одежд, водоотвода, укладке рельсовых и подъездных путей, строительству искусственных сооружений, озеленению и обустройству городских улиц и дорог, производству строительных материалов и изделий;
З2 — нормативные требования к составлению графиков организации строительства
и производства работ;
З3 – виды согласований с городскими службами;
З4 — виды дорожно-строительных материалов, спецификации изделий;
З5 — виды дорожно-строительных машин для возведения земляного полотна,
устройства дорожных одежд искусственных сооружений и область их применения;
З6 — типовые решения технологических карт всех видов работ;
З7 — требования нормативных документов по контролю качества при всех видах
З8 — требования нормативных документов по нормированию работ;
З9 — технологию составления сметных расчетов различными методами;
З10 — методику лабораторных испытаний и расчетов по определению физико-
механических свойств строительных материалов;
З11 — правила техники безопасности и охраны окружающей среды.
Изучить следующие темы в соответствии с рабочей программой ПМ.02 Организация и выполнение работ по строительству городских путей сообщения МДК 02.01 Строительство городских улиц и дорог
Тема 1.1. Технология работ по строительству городских улиц и дорог
Тема 1.2. Организация строительства городских улиц и дорог
Оформление практических работ
Практические работы выполняются в рабочих тетрадях, на листах чертёжной и писчей бумаги формата А4 (А3). На листах писчей бумаги формата А4 практические работы выполняются с контурной рамкой и основной надписью по ГОСТ 2.105-95 . одним из следующих способов:
- рукописным с одной стороны листа. Необходимо писать пастой черного цвета;
- с применением печатающих и графических устройств вывода персонального компьютера при этом используя гарнитуру шрифта Times New Roman (номер шрифта 12 или 14);
- текст на странице должен быть расположен от контурной рамки: сверху, снизу – 10мм, справа – 3мм, слева – 5мм;
- абзацы в тексте начинают отступом от контурной рамки 20мм.
Вписывать в машинописный текст отдельные символы, слова, формулы и условные знаки допускается пастой только одного цвета.
Расстояние между заголовком и текстом при оформлении практической работы должен быть не менее 15мм. Расстояние между заголовками пункта и подпункта 8мм -10 мм.
Текст должен быть четким, кратким и не допускать различных толкований. В нем должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные стандартами.
В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими стандартами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснение каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него. Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой.
Чертежи и схемы выполняются в рабочих тетрадях или на стандартных листах чертёжной бумаги формата А4 (А3), в карандаше или в программе AUTOCAD.
3. Формы контроля и критерии оценки
Текущий контроль учебных достижений по результатам выполнения практических работ проводится в соответствии с накопительной системой оценивания, а также в соответствии с традиционными формами и методами указанными в рабочей программе. Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного учебным планом на освоение учебной дисциплины. Оценки за выполнение практических работ учитываются как результат текущего контроля знаний обучающегося. Уровень подготовки определяется оценками «5 (отлично)», «4 (хорошо)», «3 (удовлетворительно)», «2 (неудовлетворительно)», результаты заносятся в журнал учебных занятий.
Перечень практических работ, а также количество часов на их проведение должны обеспечивать реализацию основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена.
Основные показатели оценки результатов
-оформление работы в соответствие с предъявляемыми требованиями.
-соблюдение алгоритма действий по выполнению практической работы при решении задач;
— понимание значимости поставленной задачи для решения профессиональных проблем;
-применение теоретических знаний для решения практических задач;
-подготовка к защите и защита практической работы по контрольным вопросам.
Критерии оценки практической работы
Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он творчески планирует выполнение работы, самостоятельно и полностью использует знания программного материала, правильно и аккуратно выполняет задание, свободно пользуется справочной литературой, грамотно отвечает на все контрольные вопросы при защите практической работы.
Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он правильно планирует выполнение работы, самостоятельно использует знания программного материала в основном правильно и аккуратно выполняет задание, использует справочную литературу, отвечает на все контрольные вопросы при защите практической работы.
Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся если он допускает ошибки при планировании выполнения работы, не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала, допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание, затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, частично отвечает на контрольные вопросы при защите практической работы.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он не может правильно спланировать выполнение работы, не может использовать знания программного материала, допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание, не может самостоятельно использовать справочную литературу, не отвечает на контрольные вопросы при защите практической работы.
4. Список литературы
1. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы.
ГЭСН-81-02-01-2017. Земляные работы. — М.: Госстрой России, 2018.
2. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы.
ГЭСН-81-02-27-2017. Автомобильные дороги. М.: Госстрой России, 2018.
3. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы.
ГЭСН-81-02-32-2017. Трамвайные пути. М.: Госстрой России, 2018.
1. СП 34.13330. 2012 Акт.ред.СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. 2013.
2. СП 78.13330. 2012 Акт.ред.СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги. 2013.
Источник: nsportal.ru