Установки УЗТМ-6,2, УЗТМ-8,75 (Уральский завод тяжелого машиностроения) предназначены для бурения стволов диаметром 6,2 и 8,75 м вчерне и глубиной до 400 и 800 м в слабых и средней крепости породах.
Над устьем ствола монтируются на самостоятельных фундаментах буровая вышка и постамент. Вращение бурового инструмента осуществляется с помощью буровой колонны ротора, приводимого во вращение электродвигателем. Буровая колонка подвешивается к талевой системе грузоподъемностью 250 т, состоящей из кран-блока, размещенного на вышке талевого блока, и крюка. К крюку подвешены вертлюг и квадратная штанга, проходящая через ротор.
Ротор с редуктором и приводным двигателем располагается на постаменте. На вышке установлены два наружных консольно-поворотных крана, предназначенных для выполнения операций при наращивании и разборке буровой колонны. Устье ствола перекрывается платформой. В комплект буровой установки входят опоры для расширителей.
Бурение ствола установкой УЗТМ-6,2 осуществляется в две-три фазы: первая — бурение передовой направляющей скважины диаметром 1,2 м; вторая — ее расширение до диаметра 3,6 м при пересечении крепких пород либо до диаметра 6,2 м — в мягких породах.
Монтаж буровых вышек
При первой фазе бурения порода из забоя ствола удаляется глинистым раствором по принципу прямой промывки. При расширенных стволах применяется обратная промывка эрлифтом.
Основные технические данные буровых установок приведены в табл. 95.
Крепление ствола производят чугунными тюбингами или железобетонными кольцами. В зависимости от способа возведения различают крепь погружную и секционную. Погружную крепь возводят следующим образом.
На раздвижных платформах устанавливают железобетонное днище, на котором монтируют несколько звеньев крепи, после чего платформы надвигают на ствол, поднимают днище с крепью, раздвигают платформу и днище с звеньями крепи опускают в ствол, заполняемый глинистым раствором до тех пор, пока днище не начнет плавать. После этого наращивают последующие звенья цепи.
По мере наращивания крепи она постепенно погружается в ствол. Для облегчения погружения крепи внутрь колонны может закачиваться глинистый раствор (балласт или жидкость). По окончании опускания крепи пространство за крепью заполняется тампонажным раствором, а балластную жидкость откачивают. Средняя скорость погружения крепи 6,5. 7,5 м/сут. Секционная крепь возводится путем опускания в ствол, заполненный глинистым раствором, отдельных секций крепи высотой до 20 м.
Источник: studref.com
Подготовительные работы к строительству вышки и вышечных сооружений. Технология строительства
Технология — это комплекс последовательно выполняемых операций, направленных на достижение определенной цели. Понятно, что осуществить любую технологическую операцию можно только с применением необходимого оборудования. Рассмотрим последовательность выполнения операций при строительстве скважины. Под строительством скважины понимают весь цикл сооружения скважины от начала всех подготовительных операций до демонтажа оборудования (Рисунок 1.6).
Рисунок 1.6. Буровая установка
Подготовительные работы включают в себя планировку площади, установку фундаментов под буровую вышку и другое оборудование, прокладку технологических коммуникаций, электрических и телефонных линий. Объем подготовительных работ определяется рельефом, климатической и географической зоной, экологической обстановкой. Так, в условиях болотистых месторождений Сибири необходимо перед началом бурения сооружать насыпные дамбы (острова), на морских месторождениях — устанавливать платформы.
Монтаж — размещение на подготовительной площадке оборудования буровой установки и его обвязка. В настоящее время в нефтяной промышленности широко практикуется блочный монтаж — строительство крупными блоками, собранными на заводах и доставленными к месту монтажа. Это упрощает и ускоряет монтаж. Монтаж каждого узла заканчивается опробованием его в рабочем режиме.
Бурение скважины — постепенное углубление в толщу земной поверхности до нефтяного пласта с укреплением сте-нок скважин.
Строительство скважины выполняется по заранее составленному проекту и геолого-техническому наряду документам, которыми следует руководствоваться при строительстве и бурении скважины.
Бурение скважины начинается с закладки шурфа глубиной 2..4 м, в который опускают долото, привинченное к квадрату, подвешенному на талевой системе вышки. Бурение начинают, сообщая вращательное движение квадрату, а, следовательно, и долоту с помощью ротора. По мере углубления в породу, долото вместе с квадратом опускается с помощью лебедки. Выбуренная порода выносится промывочной жидкостью, подаваемой насосом к долоту через вертлюг и полый квадрат.
После того как произойдет углубление скважины на длину квадрата, его поднимают из скважины и между ним и долотом устанавливают бурильную трубу.
В процессе углубления возможно разрушение стенок скважин, поэтому их необходимо через определенные интервалы укреплять (обсаживать). Это делают с помощью специально спускаемых обсадных труб, а конструкция скважины приобретает ступенчатый вид. Вверху бурение ведется долотом большого диаметра, затем меньше и т.д.
Количество ступеней определяется глубиной скважины и характеристикой пород. Под конструкцией скважины понимают систему обсадных труб различного диаметра, спускаемых в скважину на различную глубину. Для разных районов конструкции нефтяных скважин различны и определяются следующими требованиями.
— противодействие силам горного давления, стремящимся разрушить скважину;
— сохранение заданного диаметра ствола на всей его протяженности;
— изоляция встречающихся в разрезе скважины горизонтов, содержащих разнородные по химическому составу агенты и исключение их смешивания;
— возможность спуска и эксплуатации различного оборудования;
— возможность длительного контакта с химически агрессивными средами и противодействие высоким давлениям и температурам.
Часть скважины, примыкающая непосредственно к нефтяному пласту, оборудуется фильтром, через него происходит переток нефти из пласта в скважину.
Фильтр — это перфорированная по толщине пласта труба, являющаяся продолжением эксплуатационной колонны, или опускаемая в скважину отдельно. Если пласт сложен прочными породами, фильтр может не устанавливаться.
На месторождениях сооружаются газовые, нагнетательные, пьезометрические скважины, конструкции которых аналогичны нефтяной.
Отдельные элементы конструкции скважины имеют следующее назначение: Направление предотвращает размыв верхних рыхлых пород буровым раствором при забуривании скважины. Кондуктор обеспечивает изоляцию водоносных горизонтов, используемых для питьевого; водоснабжения. Промежуточная колонна спускается для изоляции зон поглощения, перекрытия продуктивных горизонтов с аномальными давлениями. Иногда для изоляции участка ствола в глубоких скважинах спускают часть, колонны- хвостовик. Эксплуатационная колонна обеспечивает изоляцию всех, пластов, встречающихся в разрезе месторождения, спуск оборудования и эксплуатацию скважины.
В зависимости от числа обсадных колонн конструкция скважины может быть одноколонной, двухколонной и т.д.
Забой скважины, ее фильтр, является основным элементом колонны, так как непосредственно обеспечивает связь с нефтяным пластом, дренирование пластовой жидкости в заданных пределах, воздействие на пласт с целью интенсификации и регулирования его работы.
Конструкции забоев определяются характеристикой породы. Так в механически устойчивых породах (песчаниках) может выполняться открытый забой. Он обеспечивает полную связь с пластом и принимается за эталон, а показатель эффективности связи-коэффициент гидродинамического совершенства, принимается за единицу. Недостатком такой конструкции является невозможность избирательного вскрытия отдельных пропластков, если они есть, поэтому открытые забои получили ограниченное применение.
Известны конструкции забоев с отдельно спускаемыми, заранее изготовленными фильтрами в полностью вскрытый не обсаженный пласт. Кольцевое пространство между низом обсадной колонны и верхней частью фильтра герметизируется. Отверстия в фильтре выполняются круглыми или щелевидными — ширина 0,8. 1,5 мм, длина 50. 80 мм.
Иногда спускаются фильтры в виде двух труб, полость между которыми заполнена отсортированным гравием. Такие фильтры можно менять по мере их загрязнения.
Наибольшее применение получили фильтры, образованные в перекрывшей нефтяной пласт и зацементированной эксплуатационной колонне. Они упрощают технологию вскрытия, позволяют надежно изолировать отдельные пропластки и воздействовать на них, но эти фильтры имеют и ряд недостатков.
Освоение скважины — комплекс технологических операций по вызову притока и обеспечению ее продуктивности, соответствующей локальным возможностям пласта.
2.3. Конструкция скважин, спуск обсадных колонн и крепление скважин
При различных геологических условиях и разной глубине скважин изменяются количество обсадных колонн и диаметры применяемых долот для бурения. Совокупность расположения обсадных колонн, их диаметров, диаметров стволов скважин, глубин бурения для каждого диаметра долота, глубины спуска обсадных колонн, высоты подъема тампонажного раствора. Для обоснования выбора конструкции служат геологические данные и особенности бурения в этом районе. Конструкцию скважин проектируют по графику совмещенных давлений, на котором четко выделяются зоны с несовместимыми условиями бурения. Конструкцию скважины проектируют сверху вниз (Рисунок 1.7).
Рисунок 1.7. Схема конструкции скважины
Сегодня нефтяные и газовые скважины представляют собой капитальные дорогостоящие сооружения, служащие много десятилетий. Это достигается соединением продуктивного пласта с дневной поверхностью герметичным, прочным и долговечным каналом. Однако пробуренный ствол скважины еще не представляет собой такого канала, вследствие неустойчивости горных пород, наличия пластов, насыщенных различными флюидами (вода, нефть, газ и их смеси), которые находятся под различным давлением. Поэтому при строительстве скважины необходимо крепить ее ствол и разобщать (изолировать) пласты, содержащие различные флюиды.
В ряде случаев дальнейшее углубление ствола скважины становится невозможной без предварительного крепления ее стенок.
Крепление ствола скважины производится путем спуска в нее специальных труб, называемых обсадными. Ряд обсадных труб, соединенных последовательно между собой, составляет обсадную колонну. Для крепления скважин применяют стальные обсадные трубы (Рисунок 1.8).
Насыщенные различными флюидами пласты разобщены непроницаемыми горными породами — «покрышками». При бурении скважины эти непроницаемые разобщающие покрышки нарушаются и создается возможность межпластовых перетоков, самопроизвольного излива пластовых флюидов на поверхность, обводнения продуктивных пластов, загрязнения источников водоснабжения и атмосферы, коррозии спущенных в скважину обсадных колонн.
В процессе бурения скважины в неустойчивых горных породах возможны интенсивное кавернообразование, осыпи, обвалы и т.д. В ряде случаев дальнейшее углубление ствола скважины становится невозможной без предварительного крепления ее стенок.
Для исключения таких явлений кольцевой канал (кольцевое пространство) между стенкой скважины и спущенной в нее обсадной колонной заполняется тампонирующим (изолирующим) материалом (Рисунок 1.9).
Рисунок 1.8. Обсадная труба в скважине
Рисунок 1.9. Схема крепления скважины
Каждая конструкция скважины состоит из ряда обсадных колонн: направления, кондуктора, технических или промежуточных колонн, эксплуатационной колонны. Эксплуатационная колонна является последней обсадной колонной, она спускается от устья до проектной глубины скважины, за исключением случаев, когда продуктивный пласт эксплуатируется открытым забоем. В этих случаях эксплуатационная колонна спускается до кровли продуктивного пласта. При современных способах эксплуатации скважин обычно ограничиваются эксплуатационной колонной диаметром 146 мм, а при высоких дебитах скважин применяют трубы диаметром 168 мм. На устье скважины все обсадные колонны, за исключением направления, для герметизации межколонных пространств обвязываются колонными головками, на которых устанавливается устьевое оборудование для нефтяного месторождения, составляют его эксплуатационный фонд.
В настоящее время добывающие скважины эксплуатируются тремя основными способами: фонтанным, газлифтным и глубиннонасосным. При фонтанном способе жидкость и газ поднимаются за счет пластовой энергии. Он наиболее экономичен и как правило применяется на начальных стадиях разработки нефтяных месторождений когда добывается безводная нефть. В дальнейшем происходит обводнение скважин закачиваемой в пласты водой, и их дебит резко снижается или фонтанирование их полностью прекращается и они переводятся на один из механизированных способов эксплуатации: газлифтный или глубиннонасосный.
При газлифтном способе добычи нефти в скважину для подъема нефти на поверхность подают с помощью компрессора углеводородный газ и нефть поднимается на поверхность за счет ее разгазирования в насосно-компрессорных трубах.
При глубиннонасосном способе эксплуатации нефть откачивается из скважин в основном с помощью штанговых или электроцентробежных насосов, опускаемых в скважины на определенную глубину. Реже применяются вибрационные, винтовые, струйные, гидроприводные и другие типы насосов.
2.4. Освоение скважин.
Способы вызова притока нефти из пласта
После перфорации проводится освоение скважины,т.е. вызывают приток в нее нефти и газа. Для чего уменьшают давление бурового раствора на забой одним из следующих способов:
· промывка — замена бурового раствора, заполняющего ствол скважины после бурения, более легкой жидкостью — водой или нефтью;
· поршневание (свабирование) — снижение уровня жидкости в скважине путем спуска в насосно-компрессорные трубы и подъема на стальном канате специального поршня (сваба). Поршень имеет клапан, который открывается при спуске и пропускает через себя жидкость, заполняющую НКТ. При подъеме же клапан закрывается, и весь столб жидкости, находящийся над поршнем, выносится на поверхность.
От использовавшихся прежде способов уменьшения давления бурового раствора на забой, продавливания сжатым газом и аэрации (насыщения раствора газом) в настоящее время отказались по соображениям безопасности.
Таким образом, освоение скважины в зависимости от конкретных условий может занимать от нескольких часов до нескольких месяцев.
После появления нефти и газа скважину принимают эксплуатационники, а вышку передвигают на несколько метров для бурения очередной скважины куста или перетаскивают на следующий куст.
2.5. Подземный текущий и капитальный ремонт скважин
Все работы по вводу скважин в эксплуатацию связаны со спуском в них оборудования: НКТ, глубинных насосов, насосных штанг и т.п.
В процессе эксплуатации скважин фонтанным, компрессорным или насосным способом нарушается их работа, что выражается в постепенном или резком снижении дебита, иногда даже в полном прекращении подачи жидкости. Работы по восстановлению заданного технологического режима эксплуатации скважины связаны с подъемом подземного оборудования для его замены или ремонта, очисткой скважины от песчаной пробки желонкой или промывкой, с ликвидацией обрыва или отвинчивания насосных штанг и другими операциями.
Изменение технологического режима работ скважин вызывает необходимость изменения длины колонны подъемных труб, замены НКТ, спущенных в скважину, трубами другого диаметра, УЭЦН, УШСН, ликвидация обрыва штанг, замена скважинного устьевого оборудования и т.п. Все эти работы относятся к подземному (текущему) ремонту скважин и выполняются специальными бригадами по подземному ремонту.
Более сложные работы, связанные с ликвидацией аварии с обсадной колонной (слом, смятие), с изоляцией появившейся в скважине воды, переходом на другой продуктивный горизонт, ловлей оборвавшихся труб, кабеля, тартального каната или какого-либо инструмента, относятся к категории капитального ремонта.
Работы по капитальному ремонту скважин выполняют специальные бригады. Задачей промысловых работников, в том числе и работников подземного ремонта скважин, является сокращение сроков подземного ремонта, максимальное увеличение межремонтного периода работы скважин.
Под межремонтным периодом работы скважин понимается продолжительность фактической эксплуатации скважин от ремонта до ремонта, т.е. время между двумя последовательно проводимыми ремонтами.
Коэффициент эксплуатации скважин — отношение времени фактической работы скважин к их общему календарному времени за месяц, квартал, год.
Коэффициент эксплуатации всегда меньше 1 и в среднем по нефте- и газодобывающим предприятиям составляет 0,940,98, т.е. от 2 до 6% общего времени приходится на ремонтные работы в скважинах.
Текущий ремонт делает предприятие по добыче нефти и газа. Организация вахтовая — 3 чел.: оператор с помощником у устья и тракторист-шофер на лебедке.
Капитальный ремонт выполняют конторы капитального ремонта, входящие в НГДУ.
2.5.1 Установки и агрегаты для подземного и капитального ремонта и освоения скважин.
При подземном ремонте глубоких скважин применяют эксплуатационные вышки и мачты, стационарные или передвижные, предназначенные для подвески талевой системы, поддержания на весу колонны труб или штанг при ремонтных работах, проводимых на скважине.
Стационарные вышки и мачты используются крайне нерационально, т.к. ремонтные работы на каждой скважине проводятся всего лишь несколько дней в году, всё остальное время эти сооружения находятся в бездействии. Поэтому целесообразно использовать при подземном ремонте подъемники, несущие собственные мачты. Транспортной базой их служат тракторы и автомобили.
2.5.2 Подъемники и подъемные агрегаты.
Подъемник — механическая лебедка, монтируемая на тракторе, автомашине или отдельной раме. В первом случае привод лебедки осуществляется от тягового двигателя трактора, автомашин, в остальных от самостоятельного двигателя внутреннего сгорания или электродвигателя.
Агрегат — в отличие от подъемника оснащен вышкой и механизмом для ее подъема и опускания.
Агрегат подъемный для ремонта скважин АПРС-40 (Рисунок 2.0) предназначен для производства спуско-подъемных операций при ремонте скважин, необорудованных вышечными сооружениями, для производства тартальных работ, для чистки песчаных пробок желонкой и для возбуждения скважин поршневанием (свабированием). Кроме того, с его помощью промывочным агрегатом и ротором с индивидуальным приводом можно проводить промывку скважин и разбурибание песчаных пробок.
Рисунок 2.0. Агрегат подъемный для ремонта скважин АПРС-40
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Источник: cyberpedia.su
Вышка башенного типа. Установки для бурения скважин
Для добычи полезных ископаемых скважинным способом необходимо вначале установить соответствующее оборудование, при помощи которого будет осуществляться разработка. Его конструкция довольно сложна и громоздка, но только так можно доставать ресурсы с огромной глубины. Одним из основных элементов, принимающих участие непосредственно в технологическом процессе, является буровая вышка. Она является составной частью любого бурового оборудования, потому что без нее невозможно осуществлять разработку.
Виды буровых установок
Комплекс устройства и смежных агрегатов для оборудования скважин используется в таких промышленных сферах, как:
- нефтедобывающая и газодобывающая отрасль;
- строительство;
- горнодобывающая отрасль;
- при геологоразведке.
Буровые установки комплектуются в зависимости от следующих параметров:
- назначения скважины;
- с учетом климатических зон;
- параметров грунта.
В строительстве и при некоторых методах геологоразведки используют передвижные или самоходные буровые установки.
Переносные комплексы или отдельные конструкции применяются при геологоразведке в горных массивах.
В зависимости от технических параметров работ, свайные установки классифицируются по типу привода, или способом питания на следующие подгруппы:
- Дизельные – конструкции небольшой мощности, осуществляют бурение до 100 м, отличаются высокой мобильностью.
- Электрические – небольшая мощность техники позволяет в короткие сроки устанавливать артезианские скважины.
- Электрогидравлические – использование распространенного типа питания, позволяет применять технику во всех сферах.
- Дизельно-электрические – применяется в оборудовании высокой мощности для использования в твердых, горных породах на значительную глубину (до 6 тыс. м).
В зависимости от климатической зоны, агрегаты имеют категорию: плавучие буровые (предназначены для работ на воде), наземные.
Назначение плавающих буровых платформ
Основная задача плавающих платформ – бурить и испытывать скважины для стационарных платформ, которые не имеют соответствующего оборудования для выполнения таких операций. Более большие добывающие платформы обычно имеют все необходимое оборудование, связанное с бурением. Основная цель всех стационарных платформ – это добыча углеводородов, а бурение нескольких скважин с помощью небольшой добывающей платформы может быть неэкономичным, поэтому в некоторых случаях дешевле арендовать буровую платформу, чем платить за оборудование, место на платформе и бригаду для бурения.
В течение эксплуатации скважины (см. Устьевое оборудование скважин) необходим ремонт скважины, который называется капитальным. Это может быть замена изношенного оборудования в НКТ, очистка скважины от песка, парафинов и минеральных отложений, изоляция обводненных горизонтов, перфорация, спускоподъемные работы, связанные с НКТ, и т.д. Для повышения производительности пласта могут использоваться кислотная обработка и гидроразрыв пласта. Некоторые из этих операция могут производиться с помощью канатов и тросов, койлтьюбинговых труб и буровой вышки, расположены на небольшой добывающей платформе или на специально нанятой буровой установке.
Классифицирование установок по методу бурения
Для механического разрушения породы используется несколько способов бурения.
Буровые машины
Шнековое. Технический параметр работ подразумевает резцовое разрушение породы буровым механизмом с одновременным выбросом ее на поверхность.
Шарошечное. Разрушение породы происходит ударным способом, при котором порода истирается и выносится на поверхность воздушным потоком.
Ударно-вращательный способ бурения осуществляется машинами с установленным пневматическим ударником. Выброс породы происходит за счет работы дополнительного оборудования – компрессора.
Виды буровых установок, используемых для определенных пород
Для проделывания скважин, технически подходящих к конкретному типу породы, используют несколько видов механизмов.
Установки вращательного типа бурения. К забою машины установлен вращающийся механизм, который вырезает породу. В качестве ударника используется утяжеленная коронка или долото.
Вращательно-ударные установки. Вырезка породы осуществляется одновременным вращением забоя и ударными тактами. Долото или ударная болванка имеет армирующий усилитель. В некоторых случаях устанавливается алмазная коронка.
Ударный (снарядный) способ. Для проделывания отверстий в рыхлых, осадочных породах, применяют метод на основе ударов по установленному забою. Метод ударного бурения используется для получения отверстий не более 100 м.
Схема ударного бурения
Конструкции вибрационного типа. Через магистрали двойных труб подается вибрация от генератора, который является вторичной машиной бурового модуля. Виброзонд осуществляет вырезку породы и по смежным механизмам выбрасывает ее наверх.
Комплекс огнеструйного бурения. Для установки скважины в твердых, кристаллических горных породах, используют газовые струи для разрушения основы грунта. Установка приводится в рабочее состояние с помощью газа, который производит горение в недрах.
Разрядно-импульсное бурение производит разрушение и выброс породы с помощью электроимпульсов. Применяется при глубинной работе.
Взрывное бурение применяют при геологоразведке в горных массивах и труднодоступных местах.
Классификация по типу бурового вращателя
В зависимости от специфики вращательного механизма, конструкции подразделяются на несколько видов.
Шпиндельный механизм вращателя. Машины с такой модификацией вращателя считаются технически устаревшими, используются для комплектации скважин до 200 м в небольших промышленных предприятиях.
Установка роторного вращателя позволяет эксплуатировать комплекс в осадочных и горных породах на глубину выше средней.
Подвижный вращатель – современная технология, применяемая во всех отраслях, позволяет получать отверстия как при сверхглубоком, так и при поверхностном бурении.
Плавающие буровые платформы
На плавающих платформах основной вес поддерживается с помощью плавучести или способности держаться на поверхности воды за счет большого содержания воздуха в специальных контейнерах (понтонах), расположенных на концах ног. В этих понтонах находятся балластные камеры (trim tanks), в которые может закачиваться или откачиваться вода. Основная функция их – это выравнивать положение платформы вследствие изменения нагрузки на верхнюю часть установки или поднимать и опускать все установку относительно поверхности моря. Эти понтоны имеют обтекаемую форму в направлении движения платформы, а при самом движении балластные камеры избавляются от воды, что позволяет подняться верхней части понтонов над водой и что в результате дает меньшее сопротивление воды Скорость таких установок относительно невелика и составляет от 3 до 7 узлов.
Для операций бурения балластные камеры наполняются водой, и платформа опускается ниже. Так как поперечное сечение верхних ног у уровня моря сравнительно невелико (балластные камеры находятся на большой глубине относительно уровня воды), то и объем воды, вытесняемой при движении вверх и вниз платформы, будет также малым. И наоборот, если вода двигается вверх и вниз (волны), то изменения в объеме вытесненной воды (плавучести) небольшие по сравнению с массой платформы. Это делает платформу более устойчивой при наличии волн, чем корабли или судна.
Расстояние между низом платформы и поверхностью моря, воздушный зазор, может быть равен или быть больше (особенно для стационарных установок) 20 метров, поэтому длинна ног платформы значительная.
Верхняя часть буровой установки, платформа с оборудованием и защитными стенками и крышами, в основном сделана из стали. Как для подвижных, так и для стационарных платформ ноги сделаны также из стали, но более больших стационарных платформ ноги могут быть сделаны из железобетона, которые имеют форму цилиндра, сужающегося в направлении от дна к поверхности моря. Плавучие платформы имеют стальные ноги в форме цилиндра, диаметр которых примерно равен нескольким метрам, но могут использоваться и другие формы ног. Стационарные установки используют стальную поддерживающую структуру, то есть балочную конструкцию, также могут использоваться цилиндрические ноги.
Возникает вопрос, почему полые стальные цилиндры используются только для плавающих установок, а для стационарных нет.
Виды выполняемых работ
В зависимости от параметров выполняемых задач, эксплуатируемое оборудование имеет подкатегории:
- эксплуатационная техника;
- разведывательные устройства;
- машины для технических и вспомогательных процессов.
Типы скважин
Эксплуатационные комплексы используются на предварительных заборах породы для дальнейших работ и исследований грунта. При инженерных работах параметр скважин имеет незначительную глубину.
Разведывательные машины используются для геологических поисков полезных ископаемых. В геологоразведке применяют для нахождения нефти и газа.
В этих же процессах для исследования водяных пластов и бурения артезианских скважин.
Вспомогательное оборудование используется для проделывания скважин под сваи в строительстве при укладке фундамента различной глубины и назначения.
Талевая система
В состав талевой системы входят:
- подвижная часть: талевый канат, талевый блок, штропы и крюк;
- неподвижная часть — кронблок.
Талевая система установки преобразует вращательное движение лебедочного барабана в поступательное вертикальное движение крюка и уменьшает нагрузку на канат. Талевый канат пропускается через канатные шкивы талевого блоки и кронблока, один конец крепится неподвижно, другой (ходовой) крепят к барабану лебедки.
Кронблок — представляет собой раму со смонтированной на ней осью, опорой и шкивами.
Талевые блоки — сварной корпус, в котором размещены шкивы и подшипниковые узлы. Талевые блоки, применяемые в буровых установках, бывают двух типов:
- блок для механизации и автоматизации, спускоподъемных с подвешенным автоматическим элеватором;
- крюкоблок для ручной расстановки свечей.
В талевых системах установок для бурения применяют шестипрядные круглые канаты двойной свивки тросовой конструкции. Канаты бывают прямой свивки и крестовой. При крестовой — проволоки вьются в одну сторону, а пряди — в другую.
Классификация установок по глубине выполняемых работ
Комплексы буровых установок по глубине проделанной скважины подразделяются на:
- Машины поверхностной (неглубокой) глубины до 600 м.
- Машины средней глубины скважин до 6 тыс. м.
- Глубинные комплексы более 6 тыс. м.
Каждая машина может оснащаться электрическим, гидравлическим или дизельным приводам. Метод получения скважин зависит от комплектации машины под вид конкретной работы.
Наземные буровые модули устанавливаются непосредственно на грунт, независимо от того предусмотрена ли транспортная опора или агрегат переносной.
Морские комплексы устанавливаются на плавучие опоры с разными схемами монтажа к подводному дну. Амортизационные комплектующие позволяют эксплуатировать при значительном колебании поверхности.
Типы морских платформ
Виды оборудования для бурения нефтяных скважин
Оборудование для бурения бывает разным. Всё зависит от того для чего именно оно служит, но также и буровые установки для нефтедобычи делятся на свои подкатегории. По конструкции они разделяются на мачтовые (установка, опирающаяся только на две опоры) и башенные (где нагрузка буровой установки равномерно распределяется на четыре более устойчивые опоры). Башенные установки в российской нефтедобывающей промышленности, обычно достигают сорока одного метра. Вдобавок к этому, если бурение производится на море, буровые установки располагаются на специально оборудованных для этих целей плавучих эстакадах.
Работы буровых установок подразделяются на передвижные и стационарные. Как нетрудно догадаться, передвижные установки, используются для того, чтобы разведывать месторождения, исследуя подземные пласты грунта. Мощные нефтедобывающие буровые установки представляют собой вид стационарных установок, которые ценятся гораздо больше, чем передвижные.
Для буровых установок также установлены свои нормы и требования. Очень большое внимание уделяется основе бурового оборудования, а именно основным несущим конструкциям и опорам, поскольку именно на них приходится весь вес буровой установки. Их надёжность – залог того, что оборудование прослужит долго и не возникнет никаких чрезвычайных ситуаций или серьёзных аварий.
Классифицирование по способу передвижения
Буровые комплексы имеют типологию по способу передвижения.
Переносные
Малогабаритная переносная буровая установка «Вектор ВР-2.120»
Техника небольших размеров используется для бурения до 200 м. Эти машины имеют небольшой вес (до 1000 кг), быстро комплектуются на участке, не требуют наличия сертификатов соответствия при буровых работах. Поскольку все элементы агрегата разбираются, переносятся и собираются на месте непосредственно – второе название малогабаритных установок – переносные буровые.
Чаще всего используется электрический привод, поскольку необходимое питание составляет 220 V. Такие агрегаты наиболее распространены при бурении водяных колодцев и артезианских скважин.
Переносные ручные
Разновидность малогабаритного оборудования используется для ремонта скважин, при мелком строительстве для отверстий под сваи и столбы, при монтаже отопительных систем.
Ручная буровая установка
Самоходные
Агрегат располагается на транспортном средстве большой грузоподъемностью. Оснащена установка рамой и кабиной. Для передвижения данного вида оборудования не требуется дополнительного транспорта.
Универсальная буровая установка ПБУ-2
Агрегат устанавливается на основу гусеничных тракторов, вездеходов, как наиболее распространенный вариант, используется рама КАМаЗ. При использовании установки при водном бурении используются катера или другой водный транспорт.
Самоходные буровые установки применяются в промышленной сфере для установки свай при промышленном строительстве, при добыче нефти и газа, реже в мелком хозяйстве. Используется гидравлическая или механическая система, при питании от двигателя буровой, электродвигатель или гидромотор.
К преимуществам самоходных буровых установок можно отнести следующие критерии:
- Возможность использования в труднопроходимой и горной местности, за счет монтажа установки на соответствующую основу.
- Использование канатного способа для скважин.
- Установку не нужно демонтировать после использования.
- Возможность эксплуатации в качестве стационарного агрегата.
- Более дешевый ремонт, в сравнении со стационарными машинами.
К самоходным агрегатам относят класс гидравлических машин. Преимущество гидравлической системы состоит в том, что агрегат не нуждается в электропитании. Бурение осуществляется за счет веса утяжеленного бура.
Стационарные
Буровые агрегаты, оборудованные дополнительными опорами и монтажными элементами. Изготавливаются по типу блочного модуля, применяются при нефтедобыче и газодобыче. Модули оснащаются вышками с электронным управлением буровых работ.
В качестве дополнительных блоков в модули устанавливаются системы очистки, обогревательные установки и прочее оборудование. Для производства нефтяных скважин в условиях пониженных температур, разрабатываются стационарные буровые с дополнительными блоками питания для поддержания рабочей температуры.
Функциональные особенности бурового оборудования
Внешне буровая нефтяная вышка представляет собой сооружение, которое возвышается над скважиной и служит для выполнения следующих задач:
- • Выполнения спуска и подъема рабочего оборудования внутри скважины.
- • Является упором для буровой колонны, при осуществлении бурения с разгрузкой.
- • Используется в качестве площадки для бурильных труб.
- • Является опорой для талевой системы.
- • На ней крепится рабочее место для оператора, а также средства для его защиты и экстренной эвакуации при возникновении внештатных ситуаций.
- • На вышку монтируют систему внешнего привода при ее необходимости.
Посмотрев на конструкцию буровой вышки на фото можно более наглядно представить ее внешний вид и осознать масштабы сооружения. Использование подобных объектов позволило значительно оптимизировать добычу полезных ископаемых, уменьшить количество несчастных случаев на разработках и повысить эффективность и экономическую отдачу о ведения добывающей деятельности.
На текущий момент схема буровой вышки является стандартной и не подразумевает каких-либо кардинальных отличий. Она, конечно, определяется типом местности и рельефом, но все различия будут в мелких деталях, а так вся основная конструкция будет иметь одинаковое строение. При этом все башни имеют модульную структуру и состоят из отдельных элементов. Причем одни собираются на земле, а затем поднимаются при помощи специального оборудования, а другие — поэтапно составляют сверху вниз.
Для полного понимания картины не лишним будет ознакомиться с видео о буровых вышках, на котором показывают принцип их использования, начиная от момента установки, и заканчивая непосредственным проведением технологических операций. Все ролики снабжены комментариями их автора и высказываниями профессионалов, так что можно будет идеально разобраться во всех хитросплетениях эксплуатации оборудования.
Источник: avto-layn.ru
БУРОВЫЕ ВЫШКИ, УСТРОЙСТВО И ПАРАМЕТРЫ.
Буровая вышка (Derrick) — ключевой узел оборудования буровой установки. Выполняет следующие функции:
- Поддержание бурильной колонны на талевой системе при бурении с разгрузкой
- Спускоподъемные операций с обсадными и бурильными трубами
- Установка талевой системы и средств механизации спуско-подъемных операций, включая платформы верхового рабочего устройства, механизмы АСП и КМСП.
- Размещение бурильных труб
- Размещение извлеченных из скважины утяжеленных бурильных труб
Буровая вышка устанавливается над буровой скважиной для подъема и спуска бурового оборудования(обсадные трубы, забойные двигатели и тд.). Оборудована лестницами и специальной площадкой для взаимодействия и обслуживания кронблока, а так же платформой верхового рабочего, где устанавливаются бурильные свечи.
Буровая вышка в общем виде выглядит так:
Классификация буровых вышек:
По назначению:
Для мобилиных буровых установок, для морских буровых установок, для устройств капитального ремонта скважин, для кустовых и стационарных буровых установок.
По конструкции
Башенные и мачтовые.
Мачтовые вышки бывают A и П-образными, с открытой гранью и 4х-опорные.
Обычно буровые установки легкого и среднего классов комплектуются буровыми вышками мачтового типа, а в установках тяжелого класса применяют вышки мачтового и башенного типов.
Так же буровые вышки подразделяются на башенные и А-образные. А-образные получили наибольшую популярность и распространение, их особенность — две опоры, которые удерживают всю конструкцию в вертикальном положении.
Буровые вышки башенного типа применяются при бурении на море и при глубинном бурении.
Мачтовые вышки подразделяются на двухмачтовые (А-образные) и одномачтовые (с открытой передней гранью). Обе конструкции изготовляют из цельносварных габаритных секций трехгранного или прямоугольного сечения, соединяемых между собой быстроразъемными или фланцевыми соединениями. Преимущества их состоят в быстрой сборке вышки, хорошей просматриваемости, пониженной металлоемкости по сравнению с башенными буровыми вышками и возможности более удобного и легкого расположения механизмов СПО.
а — Б4.01.00.000; б — Сб01/БУ2500ЭУ;
в — Б1.01.00.000; Б11.01.00.000; Б11.01.000-01
Преимуществом башенных вышек является жесткость их конструкции, меньшая по сравнению с мачтовыми трудоемкость изготовления и стоимость.
В табл. 27-29 приведены параметры мачтовых буровых вышек, изготавливаемых (рисунки).
Башенная буровая вышка ВБМА 53х320
для морского бурения предназначена для комплектования буровых установок грузоподъемностью 1600…2000 кН для бурения нефтяных и газовых скважин глубиной 3000?5000 м со стационарных морских оснований с применением комплекса оборудования АСП (рисунок).
Башенная вышка ВБ 53×320М
предназначена для комплектации оборудования на буровых установках «Уралмаш ЗД» и «Уралмаш 4Э» (подвески талевой системы, размещения кронблока и средств механизации) для бурения нефтяных и газовых скважин глубиной 3000?5000 м.
Конструкция вышки (рисунок) состоит из рамы подкронблочной площадки 1, секций ног 2, верхнего и нижнего балконов верхового рабочего 3, комплекта маршевых лестниц 4, поясов 5, диагональных тяг 6, арочных подкосов 7 и др.
Вам так же будет интересно:
Буровая вышка
Буровая вышка
— это сооружение над скважиной для спуска и подъема бурового инструмента, забойных двигателей, бурильных и обсадных труб, размещения бурильных свечей (соединение двух-трех бурильных труб между собой длиной 25…36 м) после подъема их из скважины и защиты буровой бригады от ветра и атмосферных осадков.
Различают два типа вышек: башенные (рис. 5) и мачтовые (рис. 6). Их изготавливают из труб или прокатной стали.
Башенная вышка представляет собой правильную усеченную четырехгранную пирамиду решетчатой конструкции. Ее основными элементами являются ноги 1, ворота 2, балкон 3 верхнего рабочего, подкронблочная площадка 4, козлы 5, поперечные пояса 6, стяжки 7, маршевая лестница 8.
Рис. 5. Вышка ВМ-41:
1 — нога; 2 — ворота; 3 — балкон; 4 — подкронблочная площадка; 5 — монтажные козлы; 6 — поперечные пояса; 7 — стяжки; 8 — маршевая лестница
Вышки мачтового типа бывают одноопорные и двухопорные (А-образные). Последние наиболее распространены.
В конструкцию мачтовой вышки А-образного типа входят подъемная стойка 1, секции мачты 2,3,4,6, пожарная лестница 5, монтажные козлы 7 для ремонта кронблока, подкронблочная рама 8, растяжки 9, 10, 14, оттяжки 11, тоннельные лестницы 12, балкон 13 верхнего рабочего, 15 — предохранительный пояс, маршевые лестницы 16, шарнир 17.
Рис. 6. Мачтовая вышка А-образного типа:
1 — подъемная стойка; 2, 3, 4, 6 — секция мачты; 5 — пожарная лестница; 7 — монтажные козлы для ремонта кронблока; 8 — подкронблочная рама; 9, 10, 14 — растяжки; 11 — оттяжки; 12 — тоннельные лестницы; 13 — балкон; 15 — предохранительный пояс; 16 — маршевые лестницы; 17 — шарнир.
А-образные вышки более трудоемки в изготовлении и поэтому более дороги. Они менее устойчивы, но их проще перевозить с места на место и затем монтировать.
Основные параметры вышки — грузоподъемность, высота, емкость «магазинов» (хранилищ для свечей бурильных труб), размеры верхнего и нижнего оснований, длина свечи, масса.
Грузоподъемность вышки — это предельно допустимая вертикальная статическая нагрузка, которая не должна быть превышена в процессе всего цикла проводки скважины.
Высота вышки определяет длину свечи, которую можно извлечь из скважины и от величины которой зависит продолжительность спускоподъемных операций. Чем больше длина свечи, тем на меньшее число частей необходимо разбирать колонну бурильных труб при смене бурового инструмента. Сокращается и время последующей сборки колонны. Поэтому с ростом глубины бурения высота и грузоподъемность вышек увеличиваются. Так, для бурения скважин на глубину 300…500 м используется вышка высотой 16… 18 м, глубину 2000…3000 м — высотой — 42 м и на глубину 4000…6500 м — 53 м.
Емкость «магазинов» показывает какая суммарная длина бурильных труб диаметром 114…168 мм может быть размещена в них. Практически вместимость «магазинов» показывает на какую глубину может быть осуществлено бурение с помощью конкретной вышки.
Размеры верхнего и нижнего оснований характеризуют условия работы буровой бригады с учетом размещения бурового оборудования, бурильного инструмента и средств механизации спускоподъемных операций. Размер верхнего основания вышек составляет 2×2 м или 2,6×2,6 м, нижнего 8×8 м или 10×10 м.
Общая масса буровых вышек составляет несколько десятков тонн.
- Буровая вышка
- Оборудование для механизации спуско-подъемных операций
- Наземное оборудование
- Силовой привод
- Циркуляционная система бурового раствора
- Привышечные сооружения
Как добывают нефть.
С нефтью нам не повезло. Если в Ираке или Саудовской Аравии достаточно пробурить одну неглубокую скважину в песке, к которой легко подъехать на любом внедорожнике, то у нас нефть сосредоточилась в сибирских болотах, где зимой -50, а летом +30 и комары размером с хорошего мамонтенка.
Бурить в болоте невозможно, поэтому нефтянники сначала вырубают лес, осушают болото и отсыпают площадку из песка, так называемый «куст», к которому подводят дорогу и электричество. Чтобы не отсыпать такую площадку для каждой скважины, их объединяют в группы по несколько десятков на одном кусте, а бурят не вертикально вниз, а под наклоном.
Забой скважины (её дно) может находиться по горизонтали в паре километров от куста, а есть скважины с отходом в 12 километров, например, на Сахалине. Их бурят под наклоном, потому что куст один, а геологам нужно охватить скважинами большую площадь месторождения или, например, нужно добывать нефть, которая находится под городом или заповедником.
На разных месторождениях бурят на разную глубину. В Западной Сибири глубина скважины составляет 1,5 – 2,5 км, в Поволжье может достигать 4,5 км, в Восточной Сибири около 2-3 км.
При строительстве скважины задействованы десятки различных служб: начинают “сейсмики”, далее приходят “освоенцы”, потом уже буровики (которые подразделяются на службы буровых растворов, геофизических исследований, телеметрии и долотного сервиса) , потом служба капитального ремонта скважин, далее дОбыча (работники Добычи называют себя именно с ударением на О). Их в свою очередь обслуживают различные “взвода обеспечения” – вывоз шлама, спецтехники т.п.
Для выполнения всех этих работ Нефтяная Компания (НК) привлекает многочисленных подрядчиков. То же самое касается и отсыпки кустов, дорог, постройки общежитий для работников и так далее. Сама НК владеет лицензией на месторождение и занимается управлением и финансированием всех работ, выполняемых нефтесервисными компаниями. Именно поэтому у нефтяных компаний так много разнообразных «дочек».
Для бурения используют буровые установки (простите за масло масляное) весом около 1000 тонн. Наверху буровой вышки подвешена лебедка с гигантским крюком, которая двигает вверх-вниз огромный электродвигатель. Эта конструкция называется «верхний привод».
Первым в скважину опускают долото (болванка с тремя шипастыми вращающимися головками-шарошками), которое непосредственно бурит. Оно навёрнуто на утяжелённые бурильные трубы (погонный метр такой трубы диаметром 165 мм весит 135 кг). В свою очередь утяжелённые бурильные трубы навёрнуты на обычные бурильные трубы, которые предварительно свинчивают в «свечки» по 2-4 штуки вместе.
Вся эта колбаса называется «бурильная колона» и прикручена к валу огромного электродвигателя, подвешенного на гигантском крюке.
При бурении скважины «верхний привод» начинает вращать всю эту колбасу и опускается вниз, перенося вес колонны на долото. Типичная буровая колонна в скважине глубиной до 3 км имеет вес 100-150 тонн. Это вес, который висит на гигантском крюке. Спуск и подъем бурильных колонн производят много раз из-за необходимости смены долота.
Через трубы прокачивают специальную жидкость — буровой раствор — под давлением порядка 50-150 атмосфер. Раствор проходит внутри всей колбасы и выходит через долото, охлаждая его, после чего возвращается на поверхность через пространство между стенками колонны и стенками скважины, вынося на поверхность шлам (пробуренную породу).
Раствор очищают, а шлам выбрасывают в шламовый амбар (яму, которая после того как заканчивается бурение, обязательно рекультивируется, то есть засыпается грунтом и на ней высаживают травку).
По мере необходимости (опасность обвалов и т.д.) скважину укрепляют обсадными трубами, после чего продолжают бурить долотом меньшего размера. Скважина на всём своём отрезке не одинакова в диаметре: начинается с 393мм, далее 295мм, потом 215, и наконец 143мм.
На бурение скважины уходит от месяца до года в зависимости от очень многих факторов: длины, геологии, разгильдяйства нефтяной и буровой компаний и т.д.
В готовую скважину спускают так называемую обсадную колонну, а в пространство между ней и стенкой скважины закачивают цемент. Делается это для воспрепятствования обрушения стенок скважины:
Пробурив и обсадив скважину, буровую установку с помощью гидравлических домкратов и толкателей перевозят по рельсам метров на 5-7 в сторону для бурения новой скважины. Пробуренной скважиной начинает заниматься служба капитального ремонта скважин (КРС).
Если нужно перевезти буровую установку на другой куст, то она разбирается на модули и перевозится по частям на новое место, где снова собирается. В труднодоступных районах, где ещё месторождение не освоено, буровые установки собирают по блокам с помощью вертолётов. Первичный монтаж буровой обычно длится чуть больше месяца:
Для того чтобы нефть поступала в зацементированную скважину, в нее спускают специальный заряд, который простреливает отверстия в обсадной колонне на необходимой глубине. Затем в скважину спускают электрический насос, прикрепленный к насосно-компрессорным трубам (НКТ), по которым нефть поступает на поверхность:
Венчает всю эту конструкцию наземное оборудование, называемое по-русски «фонтанной арматурой», а по-английски Christmas Tree (Новогодняя ёлка). Качает нефть уже непосредственно центробежный насос, опущенный на дно скважины, который подаёт выкаченную жидкость (сразу нефтью эту эмульсию называть некорректно) на различные станции очистки:
На кусте скважины бурят в ряд в среднем на расстоянии 5 метров друг от друга. У каждой скважины своя «выкидная линия», по которой эмульсия (нефть+вода) поступает в АГЗУ — замерную установку, где меряется «дебит» (объем добываемой продукции в сутки):
Металлические конструкции над скважинами — это кабельные эстакады:
А вот по этим трубам течет нефть. Многие наши месторождения имеют высокую степень обводненности, то есть из скважины выходит, например, лишь 30 процентов нефти, а все остальное — вода. Чтобы она не замерзала в трубах, их укутывают теплоизоляцией:
Скважины бурят «буровики», а нефть из них качают «операторы по добыче нефти и газа». Буровики живут прямо на кусте в вагончиках, а операторы и все остальные на Опорной Базе Промысла (ОБП).
В вагончиках у буровиков обязательно присутствует сушилка, баня и столовая. Готовят вкусно, и даже операторы во время объезда своих кустов частенько заезжают на буровые покушать. Комплексный обед стоит около 100 рублей.
Работа буровиков очень опасная (высокие давления в трубах при бурении, работа под грузоподъёмными механизмами) и требует высокой концентрации внимания. Но проблема в том, что рабочие устают, теряют концентрацию и поэтому часто случаются травмы, причём очень тяжёлые (отрывают ноги и руки, теряют зрение, гибнут). Это актуальная проблема в отрасли.
Работают на буровой вахтовым способом. Вахта длится от 2 недель до месяца. За каторжную работу помощник бурильщика получает около 80 тысяч рублей в месяц. Потом месяц отдыхает и ничего не получает. Итого получается 40 тысяч рублей в месяц.
На каждом месторождении есть так называемый «факел». Он нужен, чтоб сжигать растворенный в нефти попутный газ. На разных месторождениях газовый фактор разный: где-то газа очень много, а где-то его почти нет.
Обычно люди удивляются, почему бы этот газ не продавать Газпрому? Ответ простой: очистка попутного газа и доведение его до стандартов Газпрома стоит значительно дороже, чем сам газ. Проще и дешевле его сжигать. Однако с 2012 года все нефтедобывающие компании обязали довести утилизацию попутного газа до 95 %. То есть не выбрасывать всякий шлак в атмосферу, а очищать и продавать:
Выражаю благодарность за помощь и консультации во время подготовки этого поста Тихонову Александру,
salsa_macho
, Михаилу Гонжалу, Николаю Иванову и Алексею.
Читайте наш новый сайт kak-eto-sdelano.ru
, где будет выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире, а также
вконтакте
, в
фейсбуке
, и в
одноклассниках
.
Конструкция нефтяных буровых установок
Нефтяная буровая установка включает в своей конструкции несколько систем.
Энергетическая
Двигатель перерабатывает топливо в необходимый вид энергии, с помощью которой происходит питание генератора электрического типа. Он в свою же очередь осуществляет поток электроэнергии остальным механизмам и агрегатам машины.
Механическая
В этой части расположено подъемное устройство, которое перемещает тяжелые элементы. К тому же в этой части нефтяной буровой конструкции расположен ствол ротора.
Вспомогательная
Система включает в себя дополнительное оборудование, с помощью которого имеется свет, вентиляционные элементы, а также может осуществляться движение агрегата.
Информационная
Осуществление строгого контроля над работой всех типов агрегатов и механизмов. При наличии неполадки срабатывает оповестительный сигнал.
Циркуляционная
С помощью данного типа системы происходит продвижение химического раствора в бурильную колонну. Под определенным давлением он перемещается по всем трубам и попадает в ствол ротора.
Помимо систем, из которых состоят нефтяные комплексы, выделяют рабочие органы устройства:
- Буровая вышка (поддерживает бурильную машину во время проведения работ на местности, осуществляет спуск и подъем необходимого оборудования).
- Высокотехнологичные насосы (осуществляют закачку в систему химического раствора).
- Система трубопроводов (происходит соединение механизмов и агрегатов между собой).
- Ротор (осуществление движение бура при проведении работ, а также поддержание равновесия оборудования).
- Бур (агрегат, с помощью которого происходит разрушение пород местности, где проводятся работы).
- Лебедки (подают инструмент на забой, обеспечивают вращение ротора).
К тому же в агрегате находятся такие элементы, как превенторы, которые обеспечивают герметичное фиксирование клапанов труб.
Составляющей любой нефтяной системы являются буровые лафеты. Представляют собой навесное оборудование, которое размещают на гидравлических экскаваторах. Состоит из ходового механизма с гусеничным двигателем, имеется механизм для тяги вперед и бурового функционирования. Лафеты применяют для укрепления грунта, при работе с пневмоударником, а также для бурения скважин под сваи.
Виды и классификация нефтяных буровых установок
Различают несколько типов классификаций нефтяных комплексов, в основе которых определен важный критерий установки.
Конструкция
По конструкционным особенностям машины различаются между собой. Это объясняется тем, что определенный тип машины применяется только для узкого вида работ. По конструкции оборудование бывает:
- Мачтовые (механическая часть располагается на двух опорах).
- Башенные (имеет 4 механизма опоры, нагрузка на каждый из них распределяется равномерно).
Как правило, башенные агрегаты отличаются большими размерами, а также высокой производительностью работ.
Способ перемещения
Буровое оборудование имеет различия и по способу перемещения. Эти особенности очень важны для работ на разных типах местности. Буровые агрегаты по критерию перемещения делят:
Передвижные нефтяные буровые установки незаменимы при разведывательных мероприятиях, а также изучения состава местности. С помощью них специалисты берут пробы на проведение различных исследований. Стационарные же модели необходимы для добычи материала.
Место размещения
Добыча полезных ископаемых может проводиться на любой местности, независимо от того, твердая это поверхность или водоем. Основываясь на данные критерии, буровые установки разделяют на:
- наземные;
- морские (фиксация осуществляется на дно).
Нефтяные месторождения могут располагаться в любом месте, к тому же ее количество не зависит от того, находится она на твердой поверхности или в воде. Поэтому машины могут выкачивать нефть при любых условиях.
Способ бурения
Чтобы пробурить скважины, используют различные типы бурения. В зависимости от этого нефтяные установки разделяются:
- Вращательное бурение (работы осуществляются за счет вращательного движения специального конструктивного элемента машины).
- Вращательно-ударное бурение (для получения скважины используется определенная сила удара, после чего элемент установки начинает вращательное движение).
- Ударное (бурение проводится за счет удара элемента о поверхность местности).
- Бурение вибрацией.
- Огнеструйное бурение.
В последнее время разработан новый вид бурового оборудования, с помощью которого образование скважины происходит за счет разрядно-импульсного бурения.
К тому же нефтяные вышки могут работать от электрического, электрогидравлического или дизельного привода.
Источник: nomadcar.ru