Строительство египетских пирамид по сей день остается одной из наиболее загадочных тем для человечества. Существует множество споров о том, кто и как строил эти прекрасные сооружения. Так, по вопросу происхождения объектов можно выделить сразу несколько предположений:
- Первая и наиболее распространенная версия основано на тезисе о том, что строительством пирамид занимались многочисленные рабы. Их понуждали поднимать блоки на вершину по специально сооруженным пандусам. Камни при этом, согласно теории, обрабатывали медными инструментами, а для транспортировки использовали также подъемники;
- Вторая версия, как и все последующие теории, является предположением с фантастическим уклоном. Речь идет о том, что пирамиды есть результат воздействия энергии атлантов, которые заставляли камни передвигаться одной только силой мысли;
- Третья гипотеза связана, конечно же, с деятельностью инопланетян, которые в давние времена соорудили пирамиды для своих конкретных целей;
- Говорят также и о том, что во времена строительства пирамид существовала особая человеческая цивилизация, в которой все люди были не менее 2,5 м ростом.
Это далеко не все существующие предположения, однако суть остальных мало чем отличается от приведенных выше.
Теория строительства пирамиды Хеопса
Как видим, рассуждать на тему происхождения пирамид можно практически бесконечно, так как конкретных доказательств в пользу одной какой-то теории до сих пор не было предъявлено. Однако не менее интересным и спорным является вопрос о технологии строительства египетских пирамид. Здесь также существует определенная дискуссия, но все гипотезы обосновываются исключительно с технической точки зрения, что позволяет, как минимум, не сомневаться в возможности их реального существования.
В данной статье мы рассмотрим основные технологии строительства пирамид в Древнем Египте, отметив приводимые в их пользу доводы, а также имеющиеся недостатки. Но предварительно отметим основные черты, общие для абсолютного большинства предположений о конкретной технологии:
- Бесспорным фактом является то, что технологии у египтян совершенствовались со временем. Подтверждается это реальными фактами, полученными в ходе исследований пирамид различных лет постройки. Установлено, что для более поздних конструкций характерна иная, улучшенная технология;
- Основная масса теорий основана на том, что для строительства египтяне вырубали блоки в карьерах. При этом использовались преимущественно медные инструменты, например, зубила, долота, пробойники и др.
Ввиду последнего обстоятельства существенные различия между теориями наблюдаются в вопросах транспортировки блоков и способов их установки.
Теперь же рассмотрим подробно конкретные технологии, в соответствии с которыми, возможно, строились пирамиды Египта.
Исследования показывают, как на самом деле были построены пирамиды Египта
От Геродота и до наших дней
Единственным источником, в котором содержится хоть какая-нибудь информация про строительство пирамид в Древнем Египте, являются описания Геродота. Собственно, на этих описаниях и основана первая теория. Итак, основные положения этой технологии:
- Камни для строительства добывались в карьерах, где они выдалбливались инструментами;
- Транспортировку камней до места строительства осуществляли с помощью ручной силы рабов, предварительно проложив до пункта назначения широкую прочную дорогу;
- Непосредственно возведение пирамиды осуществлялось поэтапно, уступами. Первоначально укладывались самые нижние камни, что можно было сделать без каких-либо дополнительных приспособлений. Для всех последующих ступеней пирамиды использовали деревянные помосты. Причем один и тот же помост по завершении строительства одной ступени попросту переносили на следующую ступень.
Теперь остановимся подробно на каждом из этапов строительства. В первую очередь, поговорим о применяемом материале.
О камнях
Итак, в соответствии с самым распространенным мнением о технологии строительства пирамид материалом служили камни, добываемые в карьерах. По своему составу блоки были преимущественно известняковыми, а, следовательно, являлись достаточно мягкими. Это позволяло обрабатывать их медными инструментами.
Одновременно с материалами из известняковой породы применялись и более твердые камни: из базальта, кварцита, гранита. Они подвергались обработке уже более мощными инструментами. Так, распил таких камней и их сверление осуществлялись при помощи абразивов (например, кварцевого песка). А иероглифы наносились посредством применения кварцевых резцов.
Интересно, что гранит, который наиболее прочен, раскалывали с помощью термического удара. Происходило это следующим образом: в породе обнаруживалась естественная трещина, область вокруг которой нагревалась, а затем резко остужалась. В результате порода раскалывалась.
В пользу этой теории ее сторонники ссылаются на массу камней, из которых построены пирамиды. Дело в том, что их вес, как правило, не более нескольких тонн. А это позволяет говорить о высоком уровне их транспортабельности.
Кстати, приверженцы классической теории обосновывают также причины выбора формы и размеров блоков для пирамид. По их мнению, уменьшение размеров существенно усложняло бы процесс обработки.
Однако существует у предположения о данной технологии и существенный недостаток: если согласиться с тем, что строительство пирамид осуществлялось именно так, то невозможно представить, насколько трудоемким был весь процесс. Впрочем, сроки строительства египетских пирамид действительно были впечатляющими: по свидетельству того же Геродота, одна только дорога для транспортировки каменных блоков возводилась на протяжении 10 лет.
О доставке
Общепризнан факт невероятной сложности доставки строительного материала непосредственно к месту будущей пирамиды. И именно по способам доставки камней различаются между собой отдельные направления классической теории о технологии строительства:
1. Первое предположение основано на фресках, зачастую встречающихся в древнеегипетских храмах. На них обычно изображены люди, волочащие за собой огромные статуи тех или иных правителей. В соответствии с этим некоторые исследователи рассчитали возможность перемещения подобным образом каменных блоков. Суть такого способа сводится к следующему: несколько человек (количество зависело от массы камня) тянут за собой большие сани, на которых и размещен блок (или несколько блоков). Считается, что египтяне поливали полозья таких саней водой, чтобы обеспечить достаточное скольжение.
Параллельно с этим, утверждают последователи гипотезы, применялась также и методика, основанная на применении роликов. В Египте были достаточно развиты мощенные кирпичные дороги, по которым удобнее было не тащить сани с блоками, а перекатывать сами блоки на роликах.
В принципе, подобного рода предположения вполне реальны и с точки зрения физики осуществимы. Однако имеется и один нюанс, который не учитывают исследователи: в отдельных пирамидах встречаются огромные, мощные и массивные камни, масса которых доходит до 300 тонн. Их перемещение посредством волочения абсолютно невозможно;
2. Следующий способ доставки блоков был предложен сравнительно недавно. Основан он на найденных при раскопках некоторых святилищ более позднего времени люлечных механизмах. Экспериментально было доказано, что возможно перемещение блока, размещенного на четырех механизмах, посредством перекатывания.
Однако до сих пор не обнаружено каких-либо конкретных подтверждений того, что египтяне использовали люлечные механизмы именно для блоков. Кроме того, для данной гипотезы характерен тот же недостаток, что и для предыдущей: блоки, большие по массе, невозможно передвигать при помощи таких механизмов. К тому же даже самый легкий (по сравнению с остальными камнями) блок не получится перекатывать по песку, а, между тем, непосредственно к местам постройки дороги не вели;
3. Наконец, существует еще одна точка зрения на одну из составных частей процесса строительства пирамид – на доставку материалов. Итак, ряд специалистов полагает, что каменные блоки перемещались посредством специальных помостов, из которых была устроена дорога. Помосты эти представляли собой четверти круга, благодаря чему сохраняется на одном уровне центр тяжести блока. Такая конструкция позволяет с легкостью транспортировать даже довольно тяжелые камни, особенно если речь идет о спуске их со склона, например, с каменоломни.
Про строительство
Как появлялись пирамиды Египта: строительство осуществляли исключительно за счет рабов или нет? Как египтяне поднимали блоки на такую высоту? И в этих вопросах на сегодняшний день нет единства, даже в рамках классического подхода.
С учетом того, что народ Древнего Египта не обладал всеми современными средствами по подъему камней на соответствующую высоту, наиболее оптимальным способом, по мнению большинства исследователей, являлось изготовление пандуса. Разумеется, объективно это было не самой простой метод, поскольку пандус необходим был протяженный и высокий.
Однако несколько лет назад был предложен иной вариант строительства пандуса – внутри пирамиды, что вызвало оживленные дискуссии. Суть такого способа состоит в том, что в процессе строительства пирамиды применялся внутренний пандус, устанавливаемый по ее граням и достаточно пологий, чтобы обеспечить возможность подъема блоков. Внутренняя конструкция пирамид такова, что подобный метод вполне мог применяться, однако следует сделать ряд важных оговорок:
- внутри можно сделать только один пандус, а это значит, что сроки строительства пирамид должны были быть просто огромными, ведь блоки бы пришлось поднимать последовательно друг за другом, цепочкой;
- использование внутреннего пандуса лишает возможности толкания блока сзади, только посредством тяги за собой, а это весьма затруднительно на поворотах;
- пандус создает так называемый эффект туннеля, то есть при чрезвычайном происшествии все находившиеся внутри пирамиды люди были бы обречены на верную гибель;
- подобная конструкция требует достаточного освещения, а для этого либо необходимы были окна, либо требовались факелы. Но окон в египетских пирамидах не наблюдается, а использование факелов условиях отсутствия надлежащей вентиляции на практике невозможно;
- наконец, существенным недостатком теории внутреннего пандуса является то, что его невозможно делать на самой вершине, следовательно, последние блоки поднимали каким-то иным образом.
С учетом этих недостатков была предложена уже упомянутая технология применения полукруглых помостов. В соответствии с ней для подъема блока достаточно было лишь подтягивать его на веревке, а он сам, прокатываясь по помосту, поднимался на необходимую высоту. После завершения одного уровня помосты передвигали на следующий и так до самой вершины.
Это был бетон!
Но мы рассмотрели только лишь одну предположительную технологию строительства. Она не случайно называется классической, поскольку превалирует среди исследователей. Но мы смогли убедиться в том, что сама по себе классическая гипотеза о строительстве пирамид не является целостной, она состоит из множества разнонаправленных теорий и идей.
В противовес первой технологии около 40 лет назад была выдвинута иная гипотеза, основным тезисом которой стало утверждение о совершенно ином составе камней: было предположено, что они состоят из бетона (изготовленного на основе известняка) и каменной крошки.
С учетом этого существенно изменяется технология строительства: так, на самом первом ярусе сооружается прямоугольная опалубка, в которую заливается своеобразный бетон. Застывшие блоки нижнего ряда выступают в качестве опалубки для блоков верхнего ряда.
Подобная теория реально демонстрирует возможность создания пирамид таких размеров, а также объясняет, почему отдельные блоки так совершенно подогнаны друг к другу.
Однако у данной теории очень много слабых мест:
- прежде всего, под сомнение ставится сам факт возможности изготовления египтянами бетона, поскольку им был известен в основном гипсовый раствор;
- обнаружены карьеры, в которых сохранились следы работы по вырубке блоков;
- наконец, в самой конструкции пирамиды все же существуют исключительно наружные недоработки, которые недопустимы при использовании бетона.
Заключение
Разумеется, существуют и многочисленные иные предположения, но касаются они преимущественно отдельных аспектов строительства, например, вопросов отделки камней или особенностей кладки. В отношении же всего процесса на сегодня существуют две основные и конкурирующие между собой технологии, каждая из которых объясняет одни тайны строительства пирамид, но совершенно не соотносится с другими. Появится ли третья технология или же будет окончательно доказана одна из существующих – вопрос времени.
Источник www.it-nv.ruПродвинутые технологии древнего Египта
Еще в доисторический период продвинутые технологии Древнего Египта, использовавшиеся при строительстве пирамид, вызывали неподдельный интерес у историков, философов и ученых древности. Существуют десятки теорий и предположений о методах их возведения, подъемных механизмах и инструментах. Их авторы, как правило, берут за образец пирамиду Хеопса, аргументируя это тем, что все пирамиды построены по одному принципу. Это предположение, которое имеет право на существование, но не доказано.
Подъемники Геродота
В «Истории. Книге второй» Геродот поделился впечатлениями от посещения Древнего Египта в 450 году до н.э. Он не знал языка, поэтому общался с местными жителями через переводчиков. Насколько достоверны его сведения, судить сложно. Ко времени его визита пирамиды существовали уже больше 2 тысячелетий.
Геродот писал, что каменные блоки вырезали в Аравийских карьерах, затем тащили до Нила, грузили на корабли и доставляли на противоположный берег реки. В работах непрерывно участвовали 100 тысяч человек. Рабочие менялись каждые 3 месяца.
В книге Геродота строения выглядели как многоступенчатые площадки. Технологию их возведения в Древнем Египте он описывал как последовательное обустройство ярусов. Когда первый уступ был завершен, рабочие укладывали деревянные бревна и поднимали по ним блоки на следующий ярус. Подробностей автор не привел, упомянув лишь «некие подъемные механизмы».
Пандусы Диодора
В I веке до н. э. похожую теорию выдвинул Диодор Сицилийский. Историк предположил, что постройки возводились посредством земляных пандусов. По его мнению, насыпи возводили почти 20 лет – в этом постоянно было задействовано 360 тысяч человек.
Высказывалась и версия об обустройстве пандусов из соли и селитры, растворенных в водах Нила после окончания строительства. Но, как и в случае Геродота, она так и осталась на уровне предположений.
Пирамиды в разрезе
Центральное место в сооружениях отводилось под саркофаг, закрытый от посторонних глаз мраморным шатром. Внутри также есть вентиляционные шахты, гроты, подземные ходы, обустроены ливневые канализации. Ученые утверждают, что все перечисленные работы выполнялись до начала строительства усыпальниц – на нулевом цикле.
Саркофаг, весивший несколько десятков тонн, не транспортировали по узким проходам, а устанавливали на изначально отведенное место, а тело фараона помещали в него уже после того, как пирамида была готова.
Как добывали камень?
Современные достижения науки и техники позволяют археологам точно определить карьеры и технологии добычи камня в Древнем Египте. Сегодня точно известно, что при возведении усыпальниц использовались известняк, гранит, кварцит, базальт.
- Известняк добывали каменными молотами и бронзовыми кирками, долотами.
- Твердые породы отбивали долеритовыми инструментами, затем распиливали их. В качестве абразивного материала для беззубых пил того времени использовался кварцевый песок.
- Гранитные блоки выламывали, используя разбухающие от жидкости деревянные клинья.
Блоки из известняка использовались в качестве основного материала – их заметно у входа. Весил каждый блок около 2 тонн. С внешней стороны блоки правильной формы, прилегание плотное. Высота камней разная.
Во внутренних коридорах пирамиды Хеопса видны декоративные гранитные блоки. Они тонкие, идеально подогнаны друг к другу, чтобы не было зазоров.
В погребальных камерах установлены монолитные гранитные плиты. В камере фараона Хеопса их 52, их вес доходит до 20-40 тонн. Такие мегалиты добывали и доставляли на строительство из дальних карьеров. Остается вопрос, как такой вес строители поднимали на высоту?
Процесс сборки каменных блоков
Современники разгадали технологию строительства пирамид в Древнем Египте, точнее, механизм подъема многотонных гранитных блоков на высоту. Секрет в том, что 20-30-тонные глыбы строители не поднимали, а готовили его по месту.
Для этого сооружали опалубку из древесины египетского кедра и готовили бетонный раствор с добавлением гранитной крошки. Часто в раствор добавляли мраморную крошку, оставшуюся при дроблении камней в карьерах.
Раствор готовили на высоте, а воду для него и другие материалы строители поднимали по пандусу. Когда бетон застывал наверху, получался прочный камень.
Научным подтверждением описанной технологии строительства стали результаты исследования, опубликованные в авторитетном научном издании «Journal of the American Ceramic Society» в ноябре 2006 года.
В статье говорилось о том, как группа ученых исследовала каменные блоки пирамид Древнего Египта посредством спектроскопии и светомикроскопии. В ходе анализа выяснилось, что в состав образцов входят компоненты, включающие кремний, кальций и магний в пропорциях, не характерных для натурального известняка и другого камня природного происхождения.
Без фундамента
У пирамид нет фундамента – вместо него известняковое основание на природном плато. Подобный проект строительства был сопряжен с риском сооружений грунтовыми водами, поэтому в поймах Нила пирамиды не строились – выбирались предгорные районы.
И все же некоторые гробницы фараонов подтапливались и постепенно разрушались, превращаясь в щебень и песок. Сегодня от них не осталось и следа.
Источник qwizz.ruТехника строительства египетских пирамид
Существует много гипотез относительно техники строительства египетских пирамид. Очевидным является то, что техника эта менялась со временем, то есть более поздние пирамиды строились иначе, нежели более ранние.
Бо́льшая часть гипотез исходит из того, что блоки вырубались в карьерах с помощью пробойников, зубил, доло́т, тёсел и т. п., основным материалом при изготовлении которых была медь [1] . Соответственно, добытый материал должен был быть каким-то образом доставлен к месту строительства и установлен. Расхождения между различными гипотезами касаются, в основном, методов доставки и установки блоков, а также оценок сроков строительства и потребности в рабочей силе.
Сегодня имеется достаточно информации о местоположении карьеров, о некоторых из инструментов, использовавшихся при разработке камня (с поправкой, что медных шламбуров там пока не найдено), о транспортировке камня к стройке, о выравнивании фундамента и последующих уровней возводимой структуры.
Сведения Геродота
Нашим единственным письменным источником, в котором описывается процесс строительства пирамид, служит II книга «Истории» Геродота, посетившего Египет ок. 450 г. до н. э. Не говоря на языке египтян, Геродот должен был делать записи со слов греческих поселенцев, проживавших в стране, а также — через переводчиков — со слов представителей египетского жречества. О том, как строили Великие пирамиды за две тысячи лет до него, ему определённо было трудно узнать, поскольку это вряд ли было известно и самим египтянам.
Одни были обязаны перетаскивать к Нилу огромные глыбы камней из каменоломен в Аравийских горах (через реку камни перевозили на кораблях), а другим было приказано тащить их дальше до так называемых Ливийских гор. Сто тысяч людей выполняло эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца.
Десять лет пришлось измученному народу строить дорогу, по которой тащили эти каменные глыбы, — работа, по-моему, едва ли не столь же огромная, как и постройка самой пирамиды. Ведь дорога была пять стадий длины, а шириной в десять оргий, в самом высоком месте восемь оргий высоты [GerodotCite 1] , построена из тесаных камней с высеченными на них фигурами.
Десять лет продолжалось строительство этой дороги и подземных покоев на холме, где стоят пирамиды. В этих покоях Хеопс устроил свою усыпальницу на острове, проведя на гору нильский канал. Сооружение же самой пирамиды продолжалось двадцать лет.
У неё с каждой стороны грань в восемь плетров [GerodotCite 2] , квадратная и равная высоте [GerodotCite 3] . Она сложена из тёсаных и прилаженных камней, каждый камень по меньшей мере тридцать кубических футов [GerodotCite 4] . Построена же эта пирамида вот как. Сначала она идет в виде лестницы уступами, которые иные называют площадками, или ступенями.
После того как заложили первые камни, остальные поднимали при помощи помостов, сколоченных из коротких балок. Так поднимали с земли камни на первую ступень лестницы. Там клали камень на другой помост; с первой ступени втаскивали на второй помост, при помощи которого поднимали на вторую ступень. Сколько было рядов ступеней, столько было и подъемных приспособлений.
Быть может, однако, было только одно подъемное приспособление, которое после подъема камня без труда переносилось на следующую ступень. Мне ведь сообщали об обоих способах — почему я и привожу их. Таким образом, сначала была окончена верхняя часть пирамиды, затем соорудили среднюю и напоследок самые нижние ступени на земле.
Пояснения
- ↑ длина 5 стадий — это около километра, ширина 10 оргий это примерно 20 метров, соответственно высота 8 оргий — 16 метров
- ↑ 8 плетров — это чуть менее 250 метров
- ↑ то есть основание квадратное, а высота пирамиды тоже около 250 метров
- ↑ 30 кубических футов — это примерно 850 литров
Строительные материалы
Добыча блоков в карьерах
Сегодня имеется достаточно информации о местоположении карьеров, где добывались материалы для постройки пирамид.
Для работы с относительно мягким камнем, каким является большая часть известняка, рабочие могли использовать медные долота, свёрла и пилы. Однако достоверные сведения об использовании каких-либо металлических инструментов во времена Древнего Царства отсутствуют.
Более твёрдый камень: гранит, базальт, кварцит и т. д. — обрабатывался посредством оббивания долеритом, сверление и распил происходил с применением абразивов, типа кварцевого песка, а иероглифы вырезались с помощью кремнёвых резцов [2] [3] . Гранит раскалывался из массива по найденным природным трещинам, методом «нагреть и остудить» (термический удар).
Проблемой подобных традиционных гипотез о методах строительства пирамид является невероятная трудоёмкость процесса. В частности, возникает вопрос об обоснованности транспортировки и использования при строительстве блоков настолько большого размера.
Отливка блоков из известнякового бетона
Французский химик Жозеф Давидовиц, специализирующийся на разработке строительных материалов, в конце 1970-х выдвинул гипотезу о производстве блоков пирамид непосредственно на месте строительства из смеси каменной крошки и «геополимерного бетона» на основе известняка [4] [5] .
Тогда эта технология выглядит так: на предыдущих ярусах пирамиды устанавливалась опалубка прямоугольной формы, в которую затем заливался растворообразный состав — геополимерный бетон. Застывший блок сам служил опалубкой для следующих блоков растущего яруса. Составные части раствора относительно легко могли быть доставлены силами многочисленных рабов без применения сложной техники.
Такая теория хорошо объясняет идеальную подгонку стен отдельных блоков. Также эта теория даёт объяснение ещё одной проблеме — идеально, практически под прямым углом высеченные в камне египетские символы. Если же применялся бетон — то символы могли просто выдавливаться в мягком растворе и застывая принимали форму ровных углублений.
Возможность бетонных смесей из твёрдых пород (например, гранита), обладающих нужной прочностью и не требующих при производстве высоких температур, была доказана лишь теоретически. Кроме того, вопрос производства огромного количества каменной крошки при примитивном дроблении камня также остаётся открытым.
Карьеры, в которых добывали камень, известны. Ближайший находится непосредственно у подножья пирамид. В карьерах видны следы вырубки блоков.
Транспортировка
Волочение блоков
Одной из наиболее сложных задач, стоявших перед строителями, была необходимость перемещения больших объёмов камня. Известна фреска одного из захоронений времён XII династии в Дейр эль-Берше (англ.), на которой изображено, как 172 человека тянут на санях-волокушах алебастровую [6] статую номарха XV нома Джехутихотепа, полозья которых поливают водой в качестве смазки [7] [8] . Оценивая её вес в 60 т, Денис Стокс (англ. Denys Stocks ) экстраполировал: чтобы привести в движение блок весом 16 300 кг, с условием использования смазки было бы достаточно 45, а для веса 2750 кг — 8 рабочих [3] . Поэтому считается, что наиболее распространённым способом было перемещение груза на санях-волокушах.
Статую, видимо, передвигали на небольшое расстояние. А поливать в пустыне песок водой, принесённой за десятки километров — дело неблагодарное. Статуя — разовая операция. То есть смазывали только полозья волокуш. При конвейерной транспортировке блоков смазка неизбежно попадёт и под ноги работников.
Перекатывание блоков
Р. Пэрри (англ. R. H. G. Parry ) предложил реконструкцию метода перекатывания блоков с помощью люлечного механизма [9] , которые находят при раскопках различных святилищ Нового царства. Разместив вокруг блока четыре таких устройства, его можно было легко перекатывать. Компания Obayashi (англ.
) провела эксперимент с 2,5-тонными бетонными блоками размером 0,8×1,6 м, в ходе которого 18 человек смогли тащить этот груз по плоскости с наклоном 1 : 4 со скоростью 18 м в минуту. Ещё Витрувий в своём трактате «Десять книг об архитектуре» [10] описывал схожие приёмы перемещения нестандартных грузов.
Доказательств, что египтяне использовали именно этот метод, пока нет, но эксперименты показывают возможность работы с блоками такого размера.
Египтологи признают такую возможность для 2,5-тонных блоков (составляющих большинство в массе материала), но расходятся в возможностях подобного способа относительно блоков тяжелее 15 т, из которых некоторые достигают по весу 70 т.
С помощью такого механизма катить блок можно только по твёрдой дороге, но никак не по песку. Следов каменной дороги не найдено. Пандус тоже должен быть весьма твёрдым и прочным и достаточно пологим. На крутом пандусе возникнет проблема устойчивости.
По пути доставки придётся несколько раз «переобуть» блок — лишние затраты труда и времени. Дополнительные затраты на перемещение люлечного механизма вместе с блоком, необходимость его возврата к месту добычи блоков.
Технология квадратного колеса.
Если сделать дорогу из помостов — секций четверти круга, то по ней даже один работник легко сможет катить блок квадратного сечения, имеющего тот же периметр, что и круг. [11] . Центр тяжести блока в такой конструкции все время остается на одном уровне. Сила трения незначительная. Теоретически достаточно только толкнуть блок, он будет катиться сам. Тем более с горы, где находились каменоломни.
Таким образом можно перемещать и поднимать блоки гигантских размеров. Например, для перемещения обелиска достаточно поставить в ряд несколько помостов — расширить дорогу.
Подъём можно осуществлять с помощью верёвочной петли (нескольких петель) непосредственно по склону пирамиды или очень крутому пандусу — блок будет самоцентрироваться под действием собственной силы тяжести, а петля снизит усилие в два раза. При этом работникам нет необходимости подниматься самим — достаточно тянуть веревку, не сходя с места. Возможен подъём несколькими потоками.
Такая технология подходит под описание Геродота, поскольку блок действительно перетаскивается с одного помоста, сколоченного из коротких балок, на другой.
В африканских странах нечто подобное используют для добычи соли.
Для подъёма будет достаточно примерно 30-40 человек. Для транспортировки по равнине хватит одного человека.
Внутренний пандус
Загадка пирамид заключается и в том, что для подъёма камней на их вершину необходимо построить очень высокий пандус, а построить такой пандус ещё труднее, чем построить саму пирамиду.
Французский архитектор Жан-Пьер Уден (фр. Jean-Pierre Houdin ) с помощью трёхмерного моделирования создал реконструкцию строительства пирамиды Хеопса. Система трёхмерного моделирования Dassault Systèmes позволила показать, что пирамида могла быть построена с помощью внутреннего пандуса, который шёл по граням пирамиды и был достаточно пологим и длинным, чтобы можно было внутри поднимать каменные блоки.
Уден реконструировал строительство таким образом: до высоты 43 метра использовалась пологая платформа, а дальше уже использовался внутренний пандус, спирально идущий вверх. Причём Большая галерея пирамиды использовалась как система противовесов, что позволило поднять гранитные плиты весом до 63 тонн, ставшие перекрытиями Камеры Царя. Восемь лет ушло у архитектора на разработку и создание модели конструкции, подтверждающей его гипотезу.
Бывший директор немецкого Института археологии в Каире египтолог Райнер Стадельманн (Rainer Stadelmann) сказал: «Теория Жана-Пьера не только интересна, она последовательна и революционна. Французский архитектор принимает строителей того времени совершенно всерьез, он видит в них великих мастеров и настоящих инженеров, что наверняка так и было, поскольку они смогли создать всего за 20 лет уникальное сооружение весом в несколько миллионов тонн».
Возможен только один коридор, по которому каждый день должны были бы проносить несколько сотен (в среднем 350) блоков. То есть блок надо не просто тащить, с ним надо бежать. Блок можно только тянуть (поскольку подход сзади сильно ограничен). Это весьма затруднительно на многочисленных поворотах.
Особенно учитывая, что проход узкий, то есть процессия растянется на несколько десятков метров. Эффект туннеля — в случае аварии люди в туннеле обречены. Освещение — либо должны были быть окна, которые должны были бы быть видны после обрушения облицовки, либо факелы — это в тесном помещении с огромным количеством людей. Вентиляция затруднительна. Смазка невозможна.
Невозможно также пронести негабаритный блок, например самый верхний камень. Невозможно сделать такой пандус до самой вершины, последние 10 метров все равно придется поднимать блоки каким-то другим способом. Простой серпантин решил бы все проблемы, кроме пропускной способности. Именно так поступают современные строители горных дорог. Насыпать внешний пандус или строить сложный туннель — неоправданные затраты.
Кладка
Ещё одна проблема возникает в связи с раствором, используемым для заполнения пустот между камнями, так как для этого требовалось немалое количество гипса. Связующий материал хоть и не играет основной роли для стабилизации постройки, он всё же был необходим в качестве смазки для облегчения перемещения тяжелых блоков.
Процесс производства строительного гипса требует дегидратации исходного сырья, для чего, в свою очередь, нужно топливо, древесина. Исходя из этого, David H.Koch, проводивший исследования по программе радиоуглеродного обследования пирамид, (англ. Pyramids Radiocarbon Project [12] ) высказал предположение, что для постройки пирамид в Гизе Египту пришлось бы свести все свои леса до последней щепки.
Анализ углерода, извлечённого из материала-заполнителя, показал некоторый разброс полученных дат в отдельных частях пирамид, что Кох связывает с необходимостью использовать старое древесное топливо. Ввиду чего, данный феномен может трактоваться в пользу гипотезы, что меньшие размеры более поздних пирамид объясняются сильным истощением лесных ресурсов Египта. Однако, подобные предположения египтологами всерьёз не рассматриваются.
Сам фундамент постройки по горизонту выравнивали, вероятно, путём заполнения водой вырытых вокруг основания траншей (как предполагают Mark Lehner и I.E.S.Edwards), либо же с помощью обычного квадратного уровня и опытных разметчиков [13] [14] .
Отделка и облицовка
Некоторые пирамиды, сохранившие свою облицовку, позволяют увидеть качество обработки поверхности камня. Кроме того, что крупные блоки подогнаны так, что между ними не остаётся зазоров, внешняя поверхность зачастую образует идеальную плоскость, несмотря на то, что плоскость эта находится под углом к основанию. Ярким примером тому может служить облицовка Ломаной и Мейдумской пирамид.
При выравнивании поверхности камней у входа в пирамиду Микерина крайние камни были выровнены не полностью, причём край линии выравнивания проходит непрерывно через все камни кладки, что позволяет сделать предположение о том, что поверхность блоков выравнивалась после укладки камней. Это же предположение подтверждается выравниванием пола, неподалёку от пирамиды Усеркафа. Нижняя поверхность камней пола находится в песке и имеет естественные необработанные формы; камни хоть и разной высоты, однако верхняя часть камней образует единую ровную поверхность.
Источник dic.academic.ruКак строили пирамиды в Египте?
Пирамиды Гизы — хитроумный ребус для ученых всего мира. Разгадать его пытаются уже не один десяток лет архитекторы, археологи и историки. За последние пять-семь лет было сделано столько открытий, сколько не случалось за тысячелетия. Теперь мы наконец-то знаем, каким способом возводились эти чудеса света!
Головоломка для ученых
Пирамидам Древнего Египта около 4500 лет, а они все стоят, не теряя формы, изумляя не только туристов, но и представителей науки. Эти величественные сооружения построены еще до того, как люди изобрели колесо и такое простое механическое устройство, как блок, с помощью которого было бы куда проще поднимать наверх тяжелые камни. У строителей египетских пирамид не было железных инструментов, и им было нелегко обтачивать глыбы и придавать им форму.
Тем не менее они смогли создать почти идеальные по форме шедевры, четко ориентированные по сторонам света. Крупнейшая египетская пирамида — пирамида Хеопса, которая также называется Великой, — вошла в историю всей человеческой цивилизации как единственное из Семи чудес света, сохранившееся до наших дней. По высоте в 146 м она сравнима с 50-этажным современным зданием. И неизвестно, способны ли сегодняшние архитекторы и строители, вооруженные мощной техникой XXI века, соорудить что-то подобное.
Строительство пирамиды Хеопса продолжалось около 20 лет и закончилось около 2540 года до н. э. Архитектором считается некий Хемион, визирь и племянник Хеопса. Размер основания составляет 230 м, высота в настоящее время — 138,75 м. Средняя масса каменных блоков — 2,5 тонны!
Эти параметры всегда вызывали массу вопросов у ученых: где и как египтяне добывали строительный материал в таком масштабе, как они перевозили по пустыне тяжеленые глыбы, как поднимали наверх эти гигантские «кирпичи»? Гипотез было множество, но доказательства появились лишь недавно.
Что известно о строительстве пирамид?
Долгое время единственным источником информации о строительстве пирамид были сведения историка Геродота, который посетил Египет около 450 года до н. э. и попытался описать технологию со слов египетских жрецов и греческих поселенцев. Египетского языка он не знал и общался через переводчиков. Вот что удалось выяснить.
«Хеопс. заставил всех египтян работать на него. Одни были обязаны перетаскивать к Нилу огромные глыбы камней из каменоломен в Аравийских горах (через реку камни перевозили на кораблях), а другим было приказано тащить их дальше до так называемых Ливийских гор. Сто тысяч людей выполняло эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца.
Десять лет пришлось измученному народу строить дорогу, по которой тащили эти каменные глыбы, — работа, по-моему, едва ли не столь же огромная, как и постройка самой пирамиды… Сооружение же самой пирамиды продолжалось двадцать лет… Она сложена из тесаных и прилаженных камней, каждый камень по меньшей мере тридцать кубических футов. Построена же эта пирамида вот как.
Сначала она идет в виде лестницы уступами, которые иные называют площадками, или ступенями. После того как заложили первые камни, остальные поднимали при помощи помостов, сколоченных из коротких балок. Так поднимали с земли камни на первую ступень лестницы.
Там клали камень на другой помост; с первой ступени втаскивали на второй помост, при помощи которого поднимали на вторую ступень. Сколько было рядов ступеней, столько было и подъемных приспособлений. Быть может, однако, было только одно подъемное приспособление, которое после подъема камня без труда переносилось на следующую ступень».
Но эти данные были записаны 2000 лет спустя после события, а современным ученым нужны были более наглядные доказательства. И они их получили — уже в XXI веке.
Серия удивительных открытий
В результате экспедиций удалось выяснить маршрут путешествия строительных материалов. Оказалось, что гранит для внутренних камер пирамиды добывался в Асуане, что в 859 км к югу от Гизы, а известняковые плиты доставлялись из Туры, что находится в 12 км.
Но как именно транспортировали строительный материал? В 2014 году голландская команда физиков взялась экспериментально проверить технику доставки камней на санях — такой способ транспортировки запечатлен на фреске из захоронения времен XII династии в Дейр-эль-Берше.
Там показано, как 172 человека тянут на санях статую номарха Джехутихотепа, а человек льет воду на песок перед санями. Команда ученых из Фонда фундаментальных исследований вещества (Голландия) и Амстердамского университета построила собственную реплику саней и замерила, насколько проще таким образом волочить тяжести по мокрому песку, чем по сухому. Оказалось, что влажный песок уменьшает необходимое тяговое усилие в два раза, так что при орошении дороги сани скользят гораздо легче. Так, древняя фреска с малозаметным сюжетом дала ключ к разгадке одного из ребусов.Еще одну знаменательную улику отыскал египтолог Марк Лехнер: в ходе раскопок он обнаружил древний порт прямо у пирамид и смог доказать, что во времена строительства пирамид притоки Нила подходили прямо к ним, а значит, египтяне грузили массивные камни на лодки и перевозили их по реке, что значительно облегчало транспортировку.
Но самой большой удачей стало обнаружение древнего папируса в морском порту Вади-аль-Джарф. Его раскопал французский археолог Пьер Талле в 2013 году, но результатом научный мир насладился лишь в 2017 году, когда текст был наконец расшифрован. Оказалось, что этот документ написан человеком по имени Мерер, который, по всей видимости, был чиновником низкого уровня во время строительства пирамиды Хеопса и отвечал за транспортировку стройматериалов в Гизу.
В этом самом древнем из когда-либо найденных свитков папируса описаны наблюдения за командой из 40 рабочих, которые открывали дамбы, чтобы отводить воду из Нила в искусственные каналы, ведущие прямо к пирамидам. Мерер отчитался в этом документе о своем путешествии из Туры, где добывался известняк, до Гизы с несколькими гигантскими известняковыми блоками по воде..Так, египтологи получили первый и пока единственный документ с рассказом о строительстве Великой пирамиды, написанный очевидцем. Важный кусок пазла-головоломки был найден, но еще осталось много загадок.
Одна из них: как именно египтяне поднимали гигантские блоки наверх? В 2018 году археологи сообщили, что нашли древнюю рамповую систему в восточной пустыне Египта в карьере Хатнуб. Эта рампа возрастом 4500 лет представляет собой наклонную поверхность с двумя лестницами по бокам и многочисленными отверстиями в грунте.
Археологи считают, что группа рабочих волокла груз в горку с помощью веревок, перекинутых через деревянные столбы, и это облегчало им задачу. Эта же технология, вероятно, позволила египтянам поднимать блоки вверх по крутым склонам во время строительства пирамид, считает команда Французского института восточной археологии и Ливерпульского университета, которая сделала это важное открытие.Если кто-то еще сомневается в рукотворности египетских пирамид и считает их непостижимым творением инопланетян — а такая версия существует среди мистиков и представителей лженауки, — то вот вам разочаровывающий факт от ученых из Института исследования Древнего Египта: пирамида Хеопса далека от идеальной геометрической формы. В самом начале ее строительства были допущены ошибки, из-за которых основание не представляет собой идеальный квадрат. В итоге стороны пирамиды не равны по длине: западная сторона была примерно на 14 см длиннее восточной. Кстати, не все знают, что пирамиды Древнего Египта изначально были белоснежными: сразу после возведения их облицевали белым известняком.
Исследование пирамид продолжаются нон-стоп, и ученые все время объявляют о новых сенсациях — например, о загадочных пустотах неизвестного назначения. Так что древний архитектурный шедевр все еще таит в себе неразгаданные секреты.
Ранее канал «Наука» рассказывал о том, что архитектура в далеком прошлом, включая Античность, была цветной — читайте в материале «Яркая история».
На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации
Источник naukatv.ru