Российское животноводство нуждается в «здоровых» помещениях для содержания поголовья. «Износ основных средств в сельском хозяйстве колоссальный, – говорит Владимир Рогов, директор ЗАО «Савватеевское». – Здания и сооружения советской эпохи давно выработали свой ресурс. И речь здесь даже не о биологической усталости, когда после многолетнего использования объекта ему достаточно дать 3-летний отдых, чтобы поры ограждающих конструкций очистились от влаги, микроорганизмов и газов. Просто срок службы, жизненный цикл деревянных, кирпичных и панельных сельхозпостроек истек».
Поэтапно птицефабрики и животноводческие фермы, отжившие свой век, к сожалению, не обновлялись. Поэтому неудивительно, что настал день, когда одномоментно обновлять понадобилось практически всё. То есть строить надо много и в сжатые сроки.
Основные требования, предъявляемые к строительству современных животноводческих комплексов, можно сформулировать в трех словах: много (имеются в виду большие площади), быстро и, главное, чисто (в полном соответствии с санитарными нормами). Однако традиционные для прошлого столетия строительные технологии не позволяют решить эту задачу. Во-первых, они очень трудозатратны.
Топ-10 технологий, которые изменят сельское хозяйство.
Во-вторых, на то, чтобы с нуля построить сотни сельскохозяйственных объектов, уйдут годы, даже в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и других государственных программ. Кроме того, таких материалов, как кирпич или железобетонные конструкции, в масштабах страны требуется столько, что их производство не способны профинансировать ни бюджет, ни какие бы то ни было программы кредитования. Наконец, срок окупаемости таких сооружений будет столь велик, что о прибыли российские аграрии могут забыть на десятки лет.
Решение проблемы – в применении технологии строительства быстровозводимых зданий из сэндвич-панелей, монтируемых на каркас из легких металлоконструкций. Этот «велосипед» давным-давно изобретен за рубежом и не одно десятилетие с успехом применяется в наиболее развитых странах мира.
Опыт применения подобных технологий есть и у российских аграриев. Так, в 2003-2004 гг. в Московской области был реализован крупнейший проект строительства комплекса по производству мяса и птицы «Моссельпром». С точки зрения эффективности производства предприятие занимает лидирующие позиции не только в отечественном птицеводстве, оно находится также в списке наиболее передовых в Европе. Как рассказал в одном из своих интервью заместитель председателя Комитета по аграрно-продовольственной политике Совета Федерации России Сергей Лисовский, в недавнем прошлом – один из совладельцев «Моссельпрома» — надежность, практичность и долговечность комплексу удалось обеспечить благодаря применению при его строительстве сэндвич-панелей.
Сэндвич-технологии кардинально меняют традиционное отечественное представление о строительстве сельхозсооружений. Сегодня актуальны большие комплексы, т.к. увеличение размера объекта позволяет получать с единицы площади прибыль, которая оказывается существенно выше привычных для отрасли цифр.
Выпуск 28. Эволюция технологий строительства зданий для сельского хозяйства.
Тенденция наращивания площадей требует использования новых технологий при строительстве. Например, применение кровельных сэндвич-панелей поэлементной сборки (СП ПС), обладающих большой несущей способностью, позволяет увеличивать пролеты перекрытия до 3-4 метров, что не только упрощает строительство, но также существенно удешевляет его, так как снижает металлоемкость кровельной конструкции и ее массу. В целом можно сказать, что себестоимость возведения объектов сельскохозяйственного назначения с использованием стеновых и кровельных сэндвич-панелей в среднем на треть ниже, чем при их строительстве с использованием традиционных строительных технологий и материалов (железобетонных панелей, кирпича, пеноблоков и пр.).
Но чтобы в полной мере оценить достоинство новой строительной технологии, нужно хорошо понимать, что к сельскохозяйственным объектам, и в первую очередь к животноводческим и птицефермам, предъявляются особые санитарные требования. В частности, сэндвич-панели гораздо лучше кирпича, бетона или дерева выдерживают регулярную мойку помещений с помощью автоматов высокого давления, не накапливая при этом влагу, а вместе с ней – грибок, плесень и бактерии, вызывающие болезни поголовья.
Но и здесь есть свои нюансы. Герметичность традиционных трехслойных «сэндвичей» с минераловатным сердечником хоть и высока, но не стопроцентна. К тому же регулярная мойка помещений, в конце концов, нарушает герметичность стыков панелей, что грозит их расслоением, намоканием утеплителя, ухудшением теплосберегающих характеристик и развитием грибковых образований. И здесь на выручку вновь приходят СП ПС, конструкция которых позволяет избежать подобных проблем.
Впрочем, сегодня есть и другое решение. Быстровозводимые здания из трехслойных сэндвич-панелей нового поколения Airpanel, имеющих сердечник из пенополиуретана или пенополиизоцианурата, идеально подходят для размещения скота и птицы, т.к. характеризуются полной биологической инертностью.
В отличие от привычных минераловатных, пенополиуретановые панели гарантированно герметичны на протяжении всего срока эксплуатации (порядка 25-30 лет), поскольку их наполнитель не гигроскопичен и обладает прекрасной адгезией к металлу, т.е. сам по себе является прекрасным связующим. Поэтому при производстве таких «сэндвичей» вообще не используется клей.
Кроме того, на стыковой кромке панелей имеется специальный уплотнитель, обеспечивающий их 100%-ю герметичность в местах соединения. А устойчивость панелей к агрессивным химическим средам и воздействию влаги достигается за счет применения облицовки с различными видами полимерных покрытий. Особенно хорошо зарекомендовала себя в этом качестве сталь с покрытием Colorcoat Prisma. Этот материал производится английской компанией и имеет многослойную структуру, обеспечивающую превосходную защиту от коррозии и агрессивных сред, а также высочайшую сопротивляемость ультрафиолету. Все это позволяет без какого-либо ущерба для целостности и герметичности стен фермы проводить в ее помещениях регулярные дезинфекционные процедуры с использованием любых реактивов, моющих составов и кварцевых облучателей.
Есть и еще одно немаловажное обстоятельство, делающее Airpanel особенно привлекательными для применения в животноводстве и птицеводстве. Дело в том, что пенополиуретановый наполнитель не представляет никакой опасности для поголовья, в отличие от минеральной ваты, мелкие фрагменты которой могут разлетаться по помещению в результате нарушения герметичности стыков между панелями при частых санобработках.
Всё сказанное прекрасно иллюстрирует тот факт, что в сельскохозяйственной Беларуси доля сэндвич-панелей с пенополиуретановым сердечником достигает 70% рынка.
Сегодня российское сельское хозяйство выходит на новый уровень развития и эффективности, что требует применения новых технологий, в том числе и при строительстве сельскохозяйственных объектов. Одна из таких технологий – быстровозводимые здания из сэндвич-панелей – уже давно и успешно используется за рубежом. Переняв этот полезный опыт, российские аграрии могут решить целый ряд актуальных проблем и выйти на новый уровень окупаемости.
Источник: agri-news.ru
Эффективные технологии для аграрного строительства
Одной из основных задач Государственной программы развития сельского хозяйства является стимулирование роста производства сельхозпродукции. Наращивание производственных мощностей в этой сфере во многом зависит от эффективной работы животноводческих комплексов и птицефабрик, которых на данный момент катастрофически не хватает.
Таким образом, дальнейший рост невозможен без строительства новых высокопроизводительных объектов сельскохозяйственной промышленности. В свете данной проблемы вопросы, связанные с разработкой и применением специальных строительных технологий для сельского хозяйства, приобретают особую актуальность.
Новые решения для аграриев
Воплощение в жизнь госпрограммы по развитию агропромышленного комплекса (АПК) подразумевает поистине колоссальные объёмы строительства сельскохозяйственной инфраструктуры в кратчайшие сроки, особенно учитывая то неудовлетворительное состояние, в котором находится большинство объектов АПК. На протяжении многих лет старые здания эксплуатировались без ремонта и обновления, а о строительстве новых не было и речи. Теперь же необходимо строить много, быстро и надёжно, поскольку в противном случае добиться быстрого развития отрасли едва ли удастся.
Очевидно, что возводить объекты сельского хозяйства прежними методами – из кирпича или железобетона – уже не имеет смысла: это будет настолько долго и дорого, что реализация госпрограммы будет невозможна. Нужны новые современные технологии, которые смогут обеспечить большой объём строительства в сжатые сроки и в соответствии со всеми санитарными нормами. Кроме того, новые способы возведения должны быть экономичными, иначе срок окупаемости построенных комплексов будет слишком длительным, что отпугнёт частных инвесторов.
«Решение данной проблемы – в применении технологии быстровозводимых зданий (БВЗ) из сэндвич-панелей, – считает Сергей Якубов, директор по продажам и маркетингу Компании Металл Профиль, одного из крупнейших российских производителей фасадных и кровельных систем. – Трёхслойные стальные панели (ТСП) легко монтируются на каркас из металлоконструкций и являются одним из самых надёжных и современных строительных материалов. К тому же этот метод уже давно и успешно используется за рубежом».
Быстровозводимые здания обладают несомненными преимуществами: отличаются лёгкостью монтажа, низкой стоимостью, огнестойкостью, а также возможностью дальнейшего расширения и перепланировки. Сами же строительные работы сводятся к устройству лёгкого фундамента, сборке каркаса, а затем – монтажу ограждающих конструкций из сэндвич-панелей.
Высокотехнологичный бутерброд
ТСП – это «бутерброд», состоящий из теплоизоляционного сердечника и двух стальных облицовок. В зависимости от назначения панели могут использоваться как для устройства стен, так и в качестве кровельного решения. Себестоимость строительства сельхозобъектов с применением сэндвич-технологий примерно на треть ниже, чем при использовании традиционных материалов – кирпича или железобетона.
Долговечность ограждающих конструкций – важнейший фактор длительной эксплуатации производственных объектов без дополнительных финансовых вложений. Напрямую с этим качеством связаны такие характеристики ТСП, как высокая несущая способность, хорошая теплоизоляция, устойчивость к коррозии и различного рода повреждениям.
Когда речь идёт о коррозии, имеется в виду не только неблагоприятное воздействие атмосферных осадков: внутренняя поверхность стен сельскохозяйственных объектов регулярно подвергается санитарной обработке дезинфицирующими составами. Нельзя забывать и о той агрессивной среде, которая неизбежно присутствует в виде побочных продуктов производства на животноводческих комплексах.
Сомнения – в сторону!
Несмотря на то, что материалы для быстровозводимых зданий имеют хорошие эксплуатационные характеристики, некоторые аграрии относятся к ним с недоверием. Объясняется это тем, что ТСП производятся на разных предприятиях и их качество не всегда соответствует заявленному. Например, панели, произведённые на устаревших и изношенных полуавтоматических линиях, либо даже методом ручной сборки (встречается и такое), зачастую отличаются неоднородностью характеристик, малой несущей способностью и склонностью к постепенному расслоению. Если же в качестве теплоизоляционного материала используется традиционная минвата, то при невысоком качестве панелей её волокна могут попадать внутрь помещений, что опасно для поголовья.
Однако на сегодняшний день существуют решения, которые идеально подходят под условия эксплуатации животноводческих и птицеводческих комплексов. К примеру, ТСП Agrarium®, которые были разработаны специально для аграрной промышленности. Основное отличие этого материала от аналогичных – применение для производства облицовок стали с полимерным покрытием Colorfarm® 15, выпускаемой компанией Tata Steel. Полимерный слой толщиной 35 мкм надёжно защищает поверхность панели от коррозии и воздействия агрессивных сред, характерных для животноводческих хозяйств.
Высокая степень защиты подтверждается результатами испытаний, проведённых Национальным исследовательским технологическим университетом «МИСиС». Отдельного внимания заслуживают ТСП Agrarium® в модификации Airpanel® – с сердечником из пенополиуретана. Их использование не только даёт постройкам повышенный уровень теплоизоляции и герметичности, но и успокоит тех, кто, несмотря на подтверждённую испытаниями надёжность панелей, высказывает опасения по поводу использования минераловатного утеплителя в сельскохозяйственном строительстве. Также нужно добавить, что выпускается модификация ТСП Airpanel® с сердечником из пенополиизоцианурата – модифицированного пенополиуретана, относящегося к группе горючести ППИ Г1, то есть соответствующего жёстким отечественным требованиям к пожарной безопасности сельскохозяйственных построек.
Производятся ТСП Agrarium® на автоматических линиях непрерывного действия ROBOR, относящихся к последнему поколению данного класса оборудования, размещенных на нескольких заводах Компании Металл Профиль.
Технология быстровозводимых зданий – это эффективное решение для быстрого и качественного строительства новых животноводческих комплексов и птицефабрик, которые так необходимы отечественному сельскому хозяйству. Современные строительные материалы позволяют строить не только быстро и надёжно, но и в соответствии со всеми санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Пресс-служба Группы компаний Металл Профиль
Уральский филиал ООО «Компания Металл Профиль»
624093, Россия, г. Верхняя Пышма, ул. Сварщиков, дом 2
Источник: svetich.info
Возведение сооружений агропромышленного комплекса
Здания и сооружения, возводимые в сельской местности, по их назначению делятся на следующие группы: сельскохозяйственные производственные здания и их комплексы, жилые здания и их комплексы, общественные здания; инженерные сооружения и объекты дорожного строительства.
Сельскохозяйственные производственные здания и их комплексы в зависимости от технологии производственных процессов, в свою очередь, подразделяются на две подгруппы:
− к первой подгруппе относятся объекты с сельскохозяйственной технологией производственных комплексов: животноводческие, птицеводческие объекты и комплексы, зооветеринарные объекты, тепличные комплексы, вегетационные, агротехнические и др.;
Рекомендуемые материалы
Технологическая карта на возведение камеры отключения канализационно-насосной станции методом опускного колодца
− ко второй – объекты с промышленной технологией производственных процессов: сооружения для хранения, обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и орудий, транспортных средств, предприятия по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции и изготовлению кормов, склады минеральных удобрений, ядохимикатов и др.
По однородности проектных решений все производственные здания подразделяются на две группы:
− к первой относятся животноводческие и птицеводческие здания, кормоприготовительные цеха и кормокухни, гаражи, сараи для сельскохозяйственных машин, склады минеральных удобрений, торговые базы, хранилища для картофеля, овощей и фруктов. Производственные здания, входящие в эту группу, как правило, одноэтажные, многопролетные, шириной от 12 до 24 м и имеют прямоугольные очертания;
− ко второй – здания заводов и мастерских по ремонту сельхозтехники, зернохранилища, сооружения по хранению и переработке зерна (кроме элеваторов), предприятии первичной обработки продуктов сельского хозяйства. Производственные здания, входящие в эту группу, также имеют в плане прямоугольные очертания и представляют двух- или трехпролетные одноэтажные здания, в которых размещаются все производственные цеха и бытовые помещения. В этих зданиях крайние пролеты имеют ширину 6 и высоту 3,5 – 4 м; средний пролет – 3 м, с высотой до низа кранбалки – 5-7 м.
В конструкциях сельских производственных зданий применяются сборный и монолитный железобетон, дерево, местные материалы.
Основные типы жилых зданий для сельских поселков – одно- и двухэтажные блокированные дома. Их строительство ведется из сборного железобетона, кирпича, мелких и крупных блоков, дерева.
Анализ наиболее распространенных на селе различных конструктивных схем зданий и их монтажных характеристик показывает, что с точки зрения технологии монтажа здания могут быть разделены на две группы.
К первой группе относятся здания (производственные и животноводческие), монтаж сборных элементов которых можно осуществлять с передвижением крана как внутри них, так и снаружи. Ко второй группе относятся жилые и культурно-бытовые здания, монтаж сборных конструкций которых можно вести с передвижением крана только снаружи.
2. Проектирование и строительство подъездных
и внутрихозяйственных автомобильных дорог и площадок
а) общие сведения об автомобильных дорогах и площадках
Автомобильные дороги, соединяющие населенные пункты, промышленные и сельскохозяйственные центры между собой и с погрузочно-разгрузочными пунктами различных видов транспорта, образуют дорожную сеть.
Основой дорожной сети являются дороги республиканского и областного значений, связывающие между собой основные экономические районы и хозяйственные центры.
Дороги каждой области по значимости делятся на районные. В пределах отдельных хозяйств (совхозы, промпредприятия) устраиваются внутрихозяйственные дороги. Транспортное обслуживание в границах населенных пунктов осуществляется по городским и поселковым дорогам.
Сельскохозяйственные дороги имеют менее 100 транспортных средств в сутки и разделяются на внешне- и внутрихозяйственные. К внешнехозяйственным относятся дороги, соединяющие хозяйственный центр с железнодорожными и водными путями, элеваторами, отдельными промышленными и населенными пунктами района.
Внутрихозяйственные дороги располагаются на территории данного поселка или аула и разделяются на следующие группы:
− полевые, по которым происходит проезд на поля;
− прочие, необходимость в которых возникает в ходе производства.
б) принципы проектирования автомобильных дорог и площадок
Проектирование дороги осуществляется в трех проекциях: поперечном, продольном и в плане.
Поперечным профилем называется сечение дороги плоскостью, проведенной перпендикулярно к продольной оси дороги. В зависимости от рельефа местности дороги размещают выше поверхности земли в насыпи или ниже ее поверхности − в выемке (рис. 1). Полоса поверхности дороги, в пределах которой происходит движение автомобилей, называется проезжей частью.
А всем ее протяжении создают дорожную одежду в виде прочной слоистой конструкции определенной толщины. Прилегающие к проезжей части полосы называют обочинами.
Проезжая часть дороги располагается на земляном полотне, которое обеспечивает устойчивость дорожной одежды, содействует отводу воды и предохраняет от действия других атмосферных факторов.
Для осушения дороги и обеспечения водоотвода выемки и насыпи устраивают боковые канавы (кюветы). При разработке выемки излишек грунта складывают в валы, параллельно дороге, − кавальеры.
Боковые поверхности насыпей, выемок и канав устраивают в виде откосов. Линия сопряжения поверхностей обочин и откоса насыпи или внутреннего откоса канавы называется бровкой земляного полотна.
Ширина проезжей части дороги зависит от количества полос движения автомобилей и ширины каждой из полос.
Полоса, на которой устраивается проезжая часть, и обочины называются дорожным полотном.
План трассы и элементы дороги в плане. Трассой называют продольную ось дороги, проложенную на поверхности дороги. Проекция трассы на горизонтальную поверхность называется планом трассы. Кратчайшим расстоянием между двумя заданными точками является прямая (в плане) линия, ее называют воздушной линией. Из-за различных препятствий план трассы состоит из прямых линий, соединенных между собой кривыми, которые нужны для обеспечения плавного и безопасного перехода автомобиля с одной прямой на другую, смежную с ней, а также для оптимального сочетания дороги с местным ландшафтом.
В целях безопасности движения на кривых с радиусом менее 600 м устраивают вираж − односкатный поперечный профиль с уклоном к центру кривой.
Земляное полотно. Конструкция, грунты и методы возведения земляного полотна должны обеспечивать сохранение его проектной геометрической формы независимо от погодных условий и времени года, а также необходимые прочность и устойчивость дорожной одежды.
Для большей устойчивости земляного полотна следует по возможности выбирать сухие места с обеспеченны водоотводом. При сооружении дороги в сырых и мокрых местах для устойчивости верхних слоев земляного полотна нижнюю поверхность дорожной одежды возвышают на различную величину (0,3−1,9 м) в зависимости от грунта и дорожно-климатической зоны.
Ширина земляного полотна в подъездных и внутрихозяйственных дорогах принимается в пределах 6,5−8 м, ширину проезжей части − 3,5−4,5 м, а ширину обочины − 1,5−1,75 и или по СНиП II-Д. 5-72 в зависимости от интенсивности движения.
Насыпь на болотах устраивают из крупнозернистого песка, при этом на болотах с устойчивыми торфами насыпи возводят без выторфовывания или с частичным удалением с расчетом, чтобы толщина оставшегося слоя после его обжатия была при переходных типах покрытия не более 1/3, а при низших − не более ½ толщины минеральной части насыпи. В целях снижения стоимости строительства дорог на болотах дорожное полотно устраивают на бревенчатых, жердевых настилах или на прослойке из синтетических текстильных материалов.
Дорожной одеждой называется один или несколько конструктивных слоев, укладываемых на земляное полотно в пределах проезжей части для создания прочной и ровной поверхности.
Воспринимая нагрузку от автомобилей, дорожная одежда передает ее нижележащим слоям грунта, рассредотачивая на большую площадь.
В дорожной одежде напряжения от колес автомобилей уменьшаются с глубиной, поэтому целесообразно проектировать дорожную одежду как многослойную конструкцию, используя в отдельных ее слоях материалы различной прочности, соответственно величине действующих в этих слоях напряжений.
Покрытием называется верхний слой дорожной одежды, предназначенный непосредственно воспринимать воздействия движущегося транспорта и характеризующий эксплуатационно-транспортные качества проезжей части. Покрытие может состоять из слоя износа, периодически возобновляемо в процессе эксплуатации.
Основание − основной конструктивный слой, обеспечивающий прочность и устойчивость дорожной одежды.
Дополнительный слой основания (подстилающий слой) укладывается непосредственно на уплотненный грунт земляного полотна. Дорожные одежды классифицируют по типу покрытия и разделяют на низшие, переходные, усовершенствованные облегченные и усовершенствованные капитальные (см. таб).
Грунтовые, укрепленные различными местными материалами, в том числе: грунтовые с подобранным оптимальным составом; грунтовые, укрепленные скелетными материалами (гравием, щебнем)
1. Щебеночные из естественных каменных материалов и шлаков и гравийные.
2. Из грунтов и местных низкопробных минеральных материалов, обработанных органическими или неорганическими вяжущими.
3.Мостовые из булыжного камня.
III. Усовершенствованные облегченные
1. Из щебеночных и гравийных материалов, обработанных органическими вяжущими материалами.
2. Из холодного асфальтобетона
IV. Усовершенствованные капитальные
1. Из прочных щебеночных материалов подобранного состава, обработанных в смесителе вязкими битумами или дегтями.
2. Асфальтобетонные, укладываемые в горячем и теплом состоянии.
3. Цементобетонные (монолитные и сборные)
Проезжей части дорог придают двускатный поперечный профиль, клоны которого назначают в зависимости от типа покрытий: из щебеночных, гравийных и др. материалов, обработанных органическими вяжущими 20-25 %; щебеночные и гравийные покрытия − 25−30, мостовые из булыжного камня и грунтовые, укрепленные местными материалами − 30−40 %.
Поперечный уклон обочин при двускатном поперечном профиле дорог должен быть на 10−20 % больше поперечного уклона покрытия, т.е. проезжей части.
При проектировании конструкций одежд сельскохозяйственных дорог важно соблюдать принцип стадийности их строительства, который заключается в постепенном совершенствовании и усилении одежды по мере роста интенсивности движения, транспортных нагрузок, а также значения дороги. При стадийном строительстве используют ранее построенные слои, причем одежда, уложенная в первой стадии, для второй используется в качестве основания и т.д.
Проектирование площадок состоит из следующих взаимосвязанных частей: горизонтальная планировка (включая проектирование подъездов к площадке и проездов по ней); вертикальная планировка; водоотвод и дренаж; конструирование покрытий.
Горизонтальная планировка площадки решается в соответствии с технологическими процессами, для которых предназначается площадка. Планировка площадок определяется из условия размещения на ней необходимых зданий, сооружений и конфигураций проездов, которая обеспечивает возможность для транспортных средств подъезжать к фронту погрузки−разгрузки и производить необходимое маневрирование.
Вертикальная планировка площадки представляет собой искусственное изменение рельефа поверхности земли, на которой намечается устройство площадки. Для этой цели используют либо систему числовых отметок, либо систему горизонталей. Вертикальная планировка осуществляется с учетом обеспечения требований технологического процесса, экономичности и удобства последующей эксплуатации площадки.
Системы для отвода поверхностных вод проектируются для каждой площадки, а грунтовых (дренаж) − лишь при близком залегании уровня грунтовых вод к дневной поверхности. Желательно, чтобы вблизи площадок имелись такие понижения местности, которые бы служили естественными водоприемниками для поступающей с площадки воды и оказывали дренирующее воздействие на прилегающую территорию.
Наиболее часто водоотводные линии проектируют в виде сети открытых канав. Уклоны дна канав назначают не менее 3 %.
Для строительства площадок применяют одежды: из асфальтобетона, цементно-бетонных плит, гравия или из других местных материалов, способствующих быстрой заделке образующихся колей и неровностей.
Поверхность площадки планируется с уклоном не менее 10-15 %.
3. Строительство дорог и площадок
Для возведения земляного полотна следует выполнить подготовительные работы, в которые входят:
− восстановление и закрепление трассы дороги, полосы отвода и находящихся за ее пределами площадей для размещения резервов, карьеров, подъездных дорог, постоянных и временных сооружений;
− расчистка полосы отвода от леса, пней, кустарника и камней;
− снос, перенос, переустройство сооружений, строений и коммуникаций, пересадка ценных пород деревьев;
− строительство новых и ремонт существующих подъездных дорог и других сооружений, необходимых для строительства дороги.
Возведение земляного полотна состоит из следующих операций:
− устройства водоотводных сооружений;
− устройства дренирующих изолирующих слоев, замены грунтов, не обеспечивающих прочности и устойчивости земляного полотна;
− разработка грунта в резерве, выемке или карьере и перемещения его в тело насыпи;
− разравнивание грунта в теле насыпи слоями требуемой толщины и его послойного уплотнения;
− предварительной планировки откосов насыпи, планировки и отделки резервов;
− профилирования, планировки, укатки и окончательной отделки поверхности земляного полотна, включая откосы;
− транспортирования и распределения растительного слоя на откосах, досыпки, уплотнения и отделки обочин;
При возведении насыпей, в зависимости от местных условий, объемов и сроков работ и имеющихся машин, применяют три основных способа отсыпки грунта: продольный, поперечный и отсыпку «с головы » .
При продольном способе насыпь возводят последовательными горизонтальными слоями на полную ширину и длину скреперами или автогрейдерами.
Поперечный способ отсыпки насыпи состоит в доставке грунта в насыпь в направлении, перпендикулярном ее оси. Насыпь отсыпается слоями из боковых резервов, закладываемых в пределах полосы отвода по обе или одну сторону земляного полотна. Этот способ характерен для устройства невысоких насыпей в равнинной местности с помощью бульдозера.
Для планировки откосов насыпей и выемок используют автогрейдеры и бульдозеры с дополнительными откосопланировщиками. Для укрепления откосов используют засев их травами, реже одерновку в клетку, сплошную одерновку и в особо сложных случаях (у конусов устоев мостов) − мощение камнем, бетонными плитками.
При устройстве щебеночных слоев (оснований и покрытий) выполняют следующие работы:
− вывозку щебня для нижнего слоя и распределение его распределителями;
− уплотнение щебня с одновременной поливкой водой;
− вывозку щебня для верхнего слоя и его распределение;
− уплотнение щебня с одновременной поливкой водой;
− вывозку щебня для верхнего слоя и его распределение;
− уплотнение щебня с поливкой водой;
− вывозку щебня для расклинки и его распределение с разметанием механическими щетками;
− уплотнение с поливкой водой;
− вывозку щебня для окончательной расклинки покрытий, его распределение и окончательное уплотнение с поливкой.
В нижних и средних слоях щебеночных оснований применяют щебень фракций 40−70 и 70−120 мм; в верхних слоях оснований и покрытиях − 40−70; для расклинки −5−10; 10−20 и 20−40 мм.
Максимальная толщина уплотненного слоя не должна превышать 18−20 см. При песчаном основании и отсутствии самоходных распределителей щебень следует разгружать у края уплотненного щебеночного слоя и далее передвигать бульдозером.
Уплотнение щебеночного слоя начинают легкими катками от краев к середине покрытия, с перекрытием предыдущих слоев на 1/3 ширины и постепенным уменьшением числа проходов по оси дороги. После этого каток вновь переходит на края и движется от края к оси. Легким катком укатывают до тех пор. Пока не будет оставаться заметный след. Затем уплотнение продолжают более тяжелыми катками с обязательной поливкой водой.
Количество проходов катка по одному следу зависит от качества щебня и ориентировочно составляет для первого периода уплотнения −3−6 проходов; второго − 10−35; третьего −10−15. Устройство гравийного основания осуществляется аналогично устройству щебеночного основания.
Укреплением грунтов минеральными вяжущими называется комплекс мероприятий, в результате чего грунты приобретают необратимую связность вследствие образующихся в них кристаллических связей, механическую прочность и устойчивость.
Минеральные вяжущие (цемент, известь, шлаковые и зольные вяжущие) сцепляют отдельно грунтовые частицы прочными кристаллическими связями, изменяют коллоидно-химические свойства грунта и увеличивают его механическую прочность и водоустойчивость.
Наиболее пригодны для укрепления минеральными вяжущими крупнообломочные щебенистые и гравелистые грунты, супеси легкие и крупные, легкие суглинки с числом пластичности от 3 до 12.
Укрепленные грунтовые смеси укладывают слоями толщиной не менее 10 и не более 22 см в плотном теле. Устройство слоев из грунтов, укрепленных грунтов осуществляют при температуре окружающего воздуха не ниже + 10° С.
Устройство покрытия из щебня, обработанного битумом. Щебень обрабатывают битумом в основном в стационарных смесительных установках или непосредственно на дороге.
В зависимости от вязкости битума и температуры воздуха в момент укладки определяется и температура смесей перед укладкой. В связи с этим получаемые смеси разделяют на горячие, теплые и холодные. Для получения горячих смесей применяют вязкие дорожные битумы.
В качестве минеральных материалов можно применять щебень из плотных горных пород различной прочности, гравий и др. местные материалы. Для смешения минеральных материалов с вяжущим используют смесители со свободным и принудительным перемещением. Готовую горячую или теплую смесь быстро доставляют автосамосвалами к месту работ, распределяют на заданную толщину при помощи асфальтоукладчиков и уплотняют сначала легкими, а затем тяжелыми катками.
Холодные смеси хранятся в штабелях на складе, оттуда по мере необходимости их перевозят к месту работ, укладывают тонким слоем и уплотняют.
Перемешивание смеси производится автогрейдером с середины дороги в обе стороны проезжей части до ее кромок и обратно к оси дороги, до получения темной однородной массы, что достигается за 25−60 проходов автогрейдера в зависимости от ширины и толщины обрабатываемого слоя. Затем смесь разравнивают автогрейдером и покрытие приобретает профильный вид.
Уплотнение смеси делают сначала легким, а затем тяжелым катком. окончательное уплотнение достигается в процессе эксплуатации под воздействием колес автомобилей. Для равномерного уплотнения в этот период движение регулируют по ширине проезжей части. Работы по смешению должны проводиться в сухую погоду при температуре не ниже + 10° С.
Устройство асфальтобетонного покрытия. Асфальтобетон в зависимости от его температуры в момент укладки подразделяется на три вида: горячий, теплый, холодный. В состав асфальтобетона, кроме крупного заполнителя щебня или гравия, входят − мелкий заполнитель − песок, минеральный порошок и поверхностно-активные вещества. В качестве вяжущего используют битум разных марок в зависимости от вида асфальтобетона.
Асфальтобетонную смесь готовят на асфальтобетонных заводах. Транспортируют смесь к месту укладки автосамосвалами. Укладка смеси на основание (ровное, сухое) осуществляется асфальтоукладчиком − распределителем.
Уплотнение смеси производят сразу же после укладки, не допуская остывания смеси. Укладывают вначале легкими, а затем тяжелыми гладко-вальцевыми катками. Уплотнение начинается от краев покрытия, что обеспечивает создание упора из плотной смеси при последующих проходах, которые последовательно смещаются к оси дороги, перекрывая предыдущие проходы. Уплотнение должно обеспечить создание слоя требуемой ровности.
4. Строительство малых гидротехнических сооружений
Гидротехнические сооружения представляют собой инженерные сооружения, предназначенные для использования природных водных ресурсов (рек, озер, грунтовых вод) и для борьбы с разрушающим действием водной стихии.
Строительство трубопроводов. Трубоукладные работы в большом объеме выполняют для централизованного водоснабжения сельских населенных мест питьевой водой по групповой схеме из водохранилищ (Ишимский, Сергеевский, Булаевский, Пресновский водопроводы в Северном Казахстане), подачи к зданиям и сооружениям холодной и горячей воды, природного газа, а также для отвода от зданий и сооружений хозяйственно-фекальных вод и др.
Прокладка трубопроводов включает в себя подготовку основания и монтаж труб с заделкой стыков.
Для трубопроводов в сельской местности применяют керамические, асбоцементные, пластмассовые, чугунные стальные трубы. Последние в случае укладки в землю покрываются в заводских условиях битумными мастиками.
Ширина траншеи с откосами (см. рис.1, а) по дну принимается равной Д+0,5 м при укладке трубопроводов из отдельных труб и Д+0,3 м − при укладке плетями, где Д − диаметр трубы. При устройстве креплений (см. рис. 1, б) ширину траншеи увеличивают на их толщину.
Если в траншеях с вертикальными стенками необходима работа людей, то наименьшее расстояние в свету между поверхностью трубопровода и стенками должно быть не менее 0,7 м. В случае совмещенной прокладки трубопроводов размеры траншеи принимаются в соответствии со схемой, представленной на рис 1. в. Ширина траншеи поверху определяется крутизной ее откосов. Глубина траншеи зависит от глубины заложения труб, которая во всех случаях должна быть на 0,5 м больше расчетной глубины промерзания грунта. Продольный уклон траншеи устанавливается проектом, в зависимости от назначения трубопровода. Для заделки стыковых соединений труб в траншеях открывают приямки необходимых размеров.
При прокладке трубопроводов основные рабочие операции по перемещению труб, их сборке, укладке в траншею выполняют в основном с помощью кранов. В трубопроводном строительстве обычно применяют самоходные стреловые краны на гусеничном, автомобильном и пневмоколесном ходу.
Строительство плотин. Существующие типы и конструкции плотин в гидротехническом строительстве различаются по материалам на: земляные, из каменной наброски, бетонные, железобетонные, деревянные и смешанные.
Земляные плотины являются наиболее распространенным типом водопроводных сооружений, они входят в состав большинства гидроузлов различного назначения и широко используются в гидромелиоративном строительстве.
По способу возведения земляные плотины подразделяют на насыпные, намывные и полунамывные. Насыпные плотины возводят послойной отсыпкой грунтов насухо с последующим уплотнением механическими средствами или отсыпкой в воду. Намывные плотины возводят средствами гидромеханизации. В этом случае разработку грунта в карьере, его транспортировку и укладку в сооружение производят гидравлическим способом при помощи воды. Полунамывные плотины возводят частично отсыпкой грунта и частично намывом.
Разность уровней водного пространства, расположенного выше плотины (верхний вьеф) и ниже плотины (нижний вьеф), называется напором. По высоте земляные плотины делят на низкие (напор менее 15 м), средней высоты (напор 15-50 м) и высокие (напор более 50 м).
Земляные насыпные плотины подразделяются на различные типы, в зависимости от конструкции поперечного профиля и способа возведения, которые показаны на рис. 2.
Намывные плотины по конструкции поперечного профиля бывают однородные (рис. 3, а, б) и неоднородные (рис. 3, в-е). Поперечный профиль однородных плотин формируют принудительно (с устройством дамб обвалования) или в результате свободного растекания пульпы со стороны одного или обоих откосов.
В качестве материалов для возведения земляных плотин и их отдельных элементов используют связные и несвязные грунты естественного происхождения, а также − искусственные (золоотвалы ТЭЦ, отходы горнодобывающей и металлургической промышленности).
В состав основных работ по возведению плотин послойной отсыпкой грунтов насухо входят подготовка и разработка карьеров, доставка грунта к месту укладки, отсыпка, разравнивание и уплотнение грунта в теле сооружения.
Грунт в карьере разрабатывают землеройными или землеройно-транспортыми механизмами. В качестве землеройной машины обычно используют одноковшовые экскаваторы емкостью ковша 0,5−5 м 3 . В этом случае грунт транспортируют к месту укладки автосамосвалы грузоподъемностью 5−75 т, а также самоходные и прицепные саморазгружающиеся тележки вместимостью до 15 м 3 , железнодорожный транспорт, ленточные транспортеры.
При больших объемах работ для непрерывной загрузки транспортных средств могут быть использованы многоковшовые роторные экскаваторы и конвейерные погрузчики.
В отдельных случаях разработка и транспортировка грунта к месту укладки может производиться прицепными и самоходными скреперами с ковшом вместимостью 2,25−15 м 3 и бульдозерами (при небольших расстояниях).
При выборе схемы разработки и транспортировки грунта и типов механизмов учитывают вид грунта и условия его разработки в карьере, дальность транспортировки, объемы и сроки выполнения работ.
Процесс укладки грунта в тело сооружения делится на несколько этапов. Основными этапами являются отсыпка, разравнивание и уплотнение грунта. Поэтому в соответствии с принятым числом необходимых этапов рабочую площадь сооружения разбивают на несколько равновеликих карт (от двух до четырех), на каждой из которых последовательно производят работы всех видов по укладке грунта.
Чередовании е видов работ на различных картах позволяет укладывать грунт непрерывно, без простоя механизмов. Обычно длина карты составляет 50-100 м.
Разравнивание грунта слоем проектной толщины осуществляют бульдозерами, грейдерами и скреперами. Механическое уплотнение грунта в земляных полотнах осуществляют укаткой, трамбованием, вибрированием или комбинированными способами.
Способ уплотнения и уплотняющие механизмы выбирают с учетом физических свойств укладываемого грунта, условий строительства и конструктивных особенностей сооружения.
Для уплотнения связных грунтов применяют главным образом кулачковые и пневматические катки. Могут быть использованы также гладкие, решетчатые и вибрационные катки. Для уплотнения несвязных грунтов наиболее эффективны виброкатки и вибротрамбовки.
При возведении намывных плотин различают два основных способа разработки грунта средствами гидромеханизации: земснарядами (подводная разработка) и гидромониторами (надводная разработка в сухих забоях). Грунт, разработанный земснарядами, транспортируют на карты намыва по напорным пульпопроводам.
При гидромониторной разработке возможна транспортировка грунта по напорным пульпопроводам или самотеком − по канавам и лоткам. Плотины из каменной наброски без применения вяжущих материалов являются наиболее экономичными в тех районах, где имеются достаточные запасы камня и скальные основания. В зависимости от водохозяйственного назначения плотины из каменной наброски могут быть глухими для поддержания напора воды и водосливными, через которые осуществляется при необходимости сброс воды из водохранилища. При этом глухие плотины можно возводить в любое время года.
Лучшими материалами для набросных плотин являются изверженные породы − граниты, габбро, диориты, диабазы, базальты и др. Из осадочных пород наиболее подходящие − плотные известняки, доломиты и кварциты.
5. Возведение сенажных башен, зерновых элеваторов,
комбикормовых заводов
Сенажные башни как герметические емкости башенного типа для хранения силоса возводят из металла, сборного железобетона и бетонных блоков.
Металлическая сенажная башня представляет собой цилиндрический корпус диаметром 6 м и высотой 16-19 м, опирающийся на ленточный фундамент. Башню собирают из поясов высотой по 1,5 м. Каждый пояс состоит из отдельных, изогнутых по радиусу цилиндра однотипных стальных листов, соединяемых между собой внахлестку болтами.
Башню обычно монтируют укрупненными царгами массой до 1 т, которые собирают из отдельных стальных листов на стенде-кондукторе. Установка укрупненных блоков в проектное положение проводится одновременно. Поэтому применяют два крана, один из которых работает на сборке, другой − на монтаже. Стыки герметизируют прокладками из мягкой кислощелочестойкой резины.
Сборные железобетонные сенажные башни диаметром 6 м и высотой до 18 м состоят из отдельных колец, укладываемых одно на другое. Кольца собирают на стенде-кондукторе из сборных железобетонных сегментов, соединяемых при помощи электродуговой сварки.
Высота собранного кольца составляет до 1,5 м, масса до 9 т. В процессе укрупнительной сборки кольца подвергают предварительному напряжению. Укрупненный блок краном устанавливают в проектное положение на подготовленную постель из цементного раствора. Укрупнительную сборку и установку колец производят с помощью кранов соответствующей грузоподъемности.
Сенажные башни из бетонных блоков строят диаметром 7,3−9,15 м, высотой 21,3−24,4 м. Размер бетонного блока 762,5х254х92 мм. Процесс возведения башни состоит из башни блоков на цементном растворе и монтажа стальных колец по окружности башни. Кладка блоков ведется с подмостей, устраиваемых с внутренней стороны башни.
Сборные железобетонные зерновые элеваторы возводят в следующей последовательности: сначала монтируют конструкции подсилосного этажа, затем − силосов, рабочей башни и после приступают к монтажу надсилосной части элеватора.
Подсилосный этаж состоит из фундаментной плиты с подколонниками, колонн с капиллярами, перекрытия с воронками и стен. Фундаментную плиту с подколонниками обычно выполняют в монолитном железобетоне.
Все остальные элементы этажа состоят из сборного железобетона с максимальной массой отдельных из них до 4, 5 т. Их монтируют тем же башенным краном, что и силосы, или стреловым самоходным краном в соответствии с выбранным методом механизации монтажных работ. Колонны устанавливают в стаканы фундаментной плиты и замоноличивают. На них закрепляют капители со сквозными отверстиями.
После выравнивания и закрепления на капители укладывают конструкции перекрытия и сборные железобетонные воронки. Силосы и рабочие башни возводят по готовому перекрытию подсилосного этажа из отдельных элементов в виде квадратных и круглых колец, объемных и плоских элементов. Стены силосов монтируют по высоте отдельными ярусами. Высота яруса соответствует высоте элемента.
В каждом ярусе элементы устанавливают в следующей последовательности: сначала монтируют объемные, затем между ними устанавливают плоские. Объемные элементы обладают достаточной устойчивостью, поэтому их монтаж производится без дополнительных временных креплений. Плоские плиты удерживают в пазах, которые имеются в углах объемных элементов, и соединяют с последними с помощью болтов.
После окончания возведения силосов производят монтаж надсилосной галереи с технологическим оборудованием.
Комбикормовые заводы производительностью 50 т/сут включают склады тарных грузов, цехи по производству комбикормов, склады сырья и готовой продукции, приемное устройство, административно-бытовое помещение. Склады сырья и готовой продукции монтируют из сборных железобетонных элементов размером в плане 3х3 м при помощи башенных кранов. Для монтажа других зданий, входящих в состав комплекса завода, применяют стреловые самоходные краны на гусеничном и пневмоколесном ходу, а также автомобильные краны с башенно-стреловым оборудованием.
Сборные конструкции комбикормового завода производительностью 130 т/сут, размером 30х18 м и высотой 34,8 м монтируют более мощными башенными кранами, осуществляющими возведение всего комплекса.
6. Строительство тепличных комплексов
Тепличные комбинаты и на их основе крупные агрономические комплексы с несущим каркасом из металла и сборного железобетона могут быть по конструктивному решению многопролетные рамы, арочные фермы и др. Основным конструктивным элементом тепличного сооружения является стеклянная кровля. Например, при строительстве теплицы из металлических трехшарнирных рам конструкцию шатра монтируют в два этапа.
Вначале устанавливают рамы, прогоны и связи последовательно во всех захватках. Затем монтируют элементы верхнего и бокового остекления. Монтаж каркаса обычно ведут автокраном со стрелой длиной 12 м. Для обеспечения устойчивости в процессе монтажа каждую полураму временно опирают на монтажную вышку. После установки второй полурамы их закрепляют в шарнире с помощью болтов.
Первые установленные полурамы крепят к якорям, забиваемым в грунт, а последующие − шаблоном к ранее установленным. После монтажа полурам и временного их крепления автокраном, проходящим снаружи по периметру здания, укладывают цокольные плиты, прогоны из труб и связи.
После окончания монтажа рам, прогонов и связей приступают к монтажу элементов верхнего и бокового освещения. Монтаж элементов освещения производится вручную с лестницы-стремянки. Первый элемент верхнего освещения тщательно выверяют и приваривают, остальные закрепляют и выверяют при помощи шаблонов.
При возведении теплиц из металлических трубчатых арок автокран находится в центре сооружения и устанавливает их на фундамент, закрепляя анкерными болтами. Первую арку в проектном положении дополнительно раскрепляют временными связями. После установки в проектное положение второй арки кран продолжает ее поддерживать, в это время вторым краном монтируют продольные прогоны между двумя установленными арками. Таким образом создается жесткая устойчивая конструкция, элементы которой прихватывают сваркой. Затем автокран переходит к монтажу последующих арок.
Источник: studizba.com
Сельскохозяйственное строительство
Современные строительные технологии позволяют возводить сельскохозяйственные здания без особых затрат времени, рабочей силы и техники, финансов. Практически все виды построек можно возвести в чрезвычайно короткие сроки малой группой строителей. Если у Вас возникла необходимость в разработке проектной документации, то наша компания с большим удовольствием возьмется за реализацию Вашего проекта. Позвоните нашим менеджерам или свяжитесь с нами любым другим удобным для Вас способом. Мы будем рады видеть Вас у себя в гостях в наших офисах в Санкт-Петербурге и в Москве.
Метод быстровозводимых сооружений для сельского хозяйства
Если раньше здания сельскохозяйственного профиля возводили классическим капитальным методом, то на данный момент наиболее общеупотребительным является метод быстровозводимых сооружений. Строительная компания имеет большое число готовых проектов всех видов сельскохозяйственных построек: склады, ангары, хранилища для зерна (картофеля, овощей и так далее), специализированные фермы для содержания животных – свинофермы, коровники и так далее. В том случае если заказчик имеет специфические требования к постройке, то компания в самые короткие сроки разработает индивидуальный проект по быстровозводимой технологии в Санкт-Петербурге и в Москве.
Для Московской области у нас не только низкие цены на сельскохозяйственное строительство, но и оперативные сроки монтажа в таких городах, как Москва, Балашиха, Подольск, Химки, Королёв, Мытищи, Люберцы, Красногорск, Электросталь, Коломна, Одинцово, Домодедово, Серпухов, Щёлково, Орехово-Зуево, Раменское, Долгопрудный, Пушкино, Реутов, Сергиев Посад, Воскресенск, Лобня, Ивантеевка, Дубна, Егорьевск, Чехов, Дмитров, Видное, Ступино, Павловский Посад, Наро-Фоминск, Фрязино, Лыткарино, Дзержинский, Солнечногорск, Истра и Жуковский.
Все детали быстровозводимой конструкции изготавливаются непосредственно в цехах в СПб, а сборка происходит непосредственно на объекте. Отдельные модули легко транспортировать, они обладают привлекательным внешним видом, малым весом, просты в эксплуатации и сборке. Все быстровозводимые здания снабжаются необходимыми коммуникациями для поддержания порядка и чистоты – специализированные фермы для содержания животных могут иметь автоматы для регулирования и контроля температуры, влажности, автоматического кормления и поения животных.
Степень утепленности строений зависит от климатических особенностей местности, с тем расчетом, чтобы максимально сэкономить на расходах на отопление и кондиционирование.
Преимущества в сельскохозяйственном строительстве в Москве и Санкт-Петербурге
Опытные специалисты возводят постройки из модульных элементов в Краснодаре в течение дня, используя минимум строительной техники. Возведенное здание может эксплуатироваться уже на следующий день – пока специалисты трудятся над следующим.
Также важным преимуществом модульного метода является его лабильность – при необходимости здание можно увеличить или изменить его конфигурацию каким-либо другим образом. Кроме того, строение может быть в любой момент разобрано и собрано на другом месте в СПб.
Модульное строительство может быть применено в любой климатической зоне. Если в жарких странах стройматериалы не отличаются значительными теплоизоляционными свойствами, то в странах с холодным климатом используется широкий спектр утеплительных материалов и технологий в Краснодаре, начиная от обшивки строения сандвич — панелями, до монтажа отопительной системы.
Источник: skdomaks.ru