Возведение монолитных сооружений требует много времени и сил, поэтому в строительной сфере постоянно появляются новые технологии, ускоряющие процесс заливки бетона. Одной из них является скользящая опалубка (или как ее еще называют – подвижная). Благодаря конструкции этого типа можно возвести прочную и надежную постройку за короткий период времени. Готовое сооружение будет обладать хорошими прочностными, тепло- и звукоизоляционными характеристиками.
Рассмотрим подробнее устройство скользящей опалубки, целесообразность ее использования и метод монтажа.
Сфера использования и конструкция
Применяется технология скользящей опалубки для бетонирования различных вертикальных конструкций, в том числе:
- высоких гидротехнических сооружений;
- дымоходных труб на крупных промышленных предприятиях;
- колодцев;
- градирен.
Применяется скользящая опалубка для возведения высотных монолитных зданий, чаще всего, промышленного назначения.
Скользящая опалубка пилона моста 2022 07 21
Совет! В частном строительстве для возведения жилых домов скользящие системы опалубок практически не используются. Связано это с тем, что будет сложно организовать выполнение дверных и оконных проемов.
Разберемся в чем суть метода скользящей опалубки. Формы для заливки бетонного раствора представляют собой сложную систему сооружений. Для возведения стен используются две параллельно расположенные пластины, а также пластины для формирования углов и оформления торцов.
Особенности технологии в том, что за счет возможности постепенного подъема форм, обеспечивается высокая скорость бетонирования. Ведь не придется тратить время на разборку опалубочных систем и их повторную сборку на новом уровне.
Наиболее популярным материалом для изготовления щитов для опалубки является ламинированная фанера, хотя в последнее время более удобным является использование полимерных материалов. Кроме щитов для сборки форм, в комплект поставки входят:
- рамы каркаса;
- подъемники — домкраты;
- специальный крепеж;
- такелаж;
- подмостки для сборки и прочее необходимое оборудование.
Плюсы и минусы скользящей опалубки
Прежде чем решить стоит ли применять при бетонировании скользящую опалубку, необходимо познакомиться с плюсами и минусами этих монтажных систем. Наиболее весомыми преимуществами данных форм являются следующие моменты:
- позволяет значительно сократить временные затраты;
- сокращение финансовых затрат процентов на 15-20%;
- эта технология возведения зданий позволяет строить объекты сложной геометрической формы;
- высокая прочность конструкций, так как стены не имеют швов.
Однако и минусов у этой конструкции немало, их нужно учитывать при выборе варианта монтажа:
- при использовании скользящей опалубки сложнее устанавливать каркасы из арматуры;
- усложняется процесс бетонирования горизонтальных перекрытий;
- это технология непрерывного процесса, то есть одновременно осуществляется и заливка и постепенный подъем опалубки, поэтому для выполнения работ требуются услуги целой строительной бригады;
Совет! Если возведение объекта по монолитной технологии будет приостановлено в силу объективных причин (например, если испортится погода), то этот простой негативно отразиться на эффективности строительных работ.
- требуется использовать бетона с добавлением пластифицирующих добавок;
- даже при небольших нарушениях технологии применения скользящей опалубки приведет к появлению дефектов, которые будет очень сложно устранить. В частности, если опалубка скользит не строго вертикально, а немного под углом, то конструкция получится кривой.
Основные элементы
Ранее мы уже приводили примерный состав основных элементов, используемых при установке и перемещении скользящей опалубки. Давайте поговорим об этом подробнее. Итак, скользящая опалубка для стен состоит из следующих элементов:
- Домкратные стержни. Это элементы с ручным или электрическим принципом действия. Их задача заключается в том, чтобы упереться в раму и двигать ее в нужном направлении.
- Домкратная рама.
- Щиты. Это элементы с одинаковой геометрией. Могут быть изготовлены из фанеры, ДСП, металла, что зависит от области применения.
- Подвесные подмости.
- Кружал. Это замковая система, в основном имеющая болтовое соединение.
Домкратная рама представляет собой основной несущий элемент конструкции. Именно на ней будут установлены щиты. Домкратная рама должна обладать достаточной прочностью, чтобы выдерживать давление бетона на стенки щитов изнутри. К домкратной раме монтируют подмости, которые станут основой для работы строителей на высоте.
Делайте правильный выбор. В зависимости от сложности здания, домкратная рама может быть выполнена с разным количеством стоек, имея одну, 2 и 4 стойки, соответственно. Если предполагаемое строение обладает большим количеством пересечений в плане оконных и дверных проемов, то устанавливаются домкратные рамы с тремя и четырьмя стойками. Во всех остальных случаях применяются двухстоечные рамы.
Щиты на домкратную раму навешиваются при помощи кружал, которые необходимо установить в паз кронштейна и зафиксировать при помощи болтового соединения. Благодаря конструкции кружал, есть возможность регулировать конусность, определяя угол наклона 0,5 градуса для каждого щита.
Разновидности скользящей опалубки
Существует два варианта скользящей опалубки:
- вертикально-скользящая;
- горизонтально-скользящая или катучая.
Применение вертикальной скользящей опалубки для стен целесообразно, если высота возводимых конструкций составляет не менее 25 метров, а ширина не менее 12 см. Если высота меньше, то экономически выгоднее применять разборно-переставной вариант опалубочных систем.
Система скользящих форм применяется не только для строительства зданий, но и для бетонирования любых других сооружений с вертикальными стенами – колодцев, труб и пр. Для заливки перекрытий применяется горизонтальная опалубочная система.
Она состоит из щитов и каркаса, который монтируется на полозьях или тележках. Перемещается конструкция по рельсам. Применяется для бетонирования линейно протяженных конструкций, это могут быть не только перекрытия, но и такие элементы, как:
- водоводы;
- коллекторы;
- технологические тоннели и пр.
Отличаются системы и по виду используемых домкратов для подъема форм. Они могут быть:
- Ручные, винтовые. Это малопроизводительные и не слишком удобные в работе устройства, так как их применения не может обеспечить высокие темпы строительства.
- Гидравлические. Это самый распространенный вариант домкратов. Подъем систем обеспечивается одновременной работой сразу нескольких синхронно работающих домкратов. Управление осуществляется при помощи насосно-распределительной станции. За один цикл работы гидравлический домкрат позволяет поднять конструкцию на 20-30 мм.
Совет! При работе в три смены и использовании гидравлических или электрических домкратов в сутки можно поднимать стены на 3-4 метра. Это является очень высоким темпом проведения строительных работ.
- Электрический. В этом случае для работы домкратов используется электродвигатель. Способ является самым дорогим, но достаточно удобным и эффективным.
Принцип работы
Отвечая на вопрос о том, что такое скользящая опалубка, отметим, что самая простая разновидность представляет собой два щита, которые находятся внутри и снаружи возводимого объекта. Щиты зачастую изготавливают из металла, поскольку они наиболее прочные. Их стягивают между собой при помощи опалубочных балок, соблюдая небольшой конус между плоскостями, равный 0,5 градусов.
С каждой стороны щита располагается деревянный помост. Это неотъемлемая часть опалубки, имеющая оградительные перила для безопасности выполняемой работы. Именно благодаря помосту рабочие могут находиться на высоте, выполнить корректировку проводимой работы, устранять дефекты заливки бетона.
Технология выполнения работы предполагает перемещение опалубки вертикально, применяя специальные домкраты и направляющие. Они бывают ручного, электрического и гидравлического действия. Домкраты на основе гидравлики и с электрическим приводом, считаются наиболее приемлемыми, поскольку способны работать со щитами большого веса.
По той причине, что бетон может прилипать к металлической опалубке, поверхность металла смазывают специальным составом. Это исключает излишнее прилипание. Что касается вертикального перемещения, то опалубка движется по металлическим направляющим. Они же является частью фундамента и направлены строго горизонтально вверх.
Чтобы иметь возможность продолжать перемещение вверх, необходимо чтобы одна из вертикальных направляющих была длиннее другой. Фиксация новых направляющих выполняется при помощи болтового соединения.
В процессе заливки металлические направляющие заливаются бетоном, что добавляет дополнительной жёсткости для общей конструкции. Подачу бетона выполняет бетононасос, который выкачивает его из бетономешалки.
Монтаж опалубки
Применение скользящей опалубки своими руками целесообразно при возведении колодцев. Для строительства домов удобнее применять разборно-переставные конструкции. Колодец же при помощи скользящей опалубки можно изготовить самостоятельно и довольно быстро. Вот инструкция по проведению работ:
- проводится подготовительный этап с устройством донного фильтра, оборудованием участка для установки насоса, укладкой гидроизоляции;
- на дне устанавливаются рамы, на которых закрепляются домкраты, удобнее пользоваться гидравлическими подъемниками;
- собираются формы для заливки, согласно разработанной схеме;
- устанавливается нижнее зажимное устройство в виде крестовины, которое будет фиксировать внутренние стенки формы. В верхней части ставится аналогичная крестовина;
- между внешней и внутренней стенками устанавливаются дистанционные бруски, их количество определяется желаемой толщиной стен;
- проверяют правильность монтажа путем использования отвесов или уровней, стенки должны быть строго вертикальными;
- проводят установку продольной и поперечной арматуры;
- заливают слой бетона слоем 30 см, проводят уплотнение методом штыкования;
- удаляют дистанционные бруски;
- как только залитый бетон наберет начальную прочность, начинают работать домкратом, который поднимает домкратную раму на 2,5 см каждые 10 минут;
- работая таким образом, можно за короткий период времени залить стены колодца.
Виды щитовых панелей
Опалубочные щиты для скользящей формы выполняют в двух типовых решениях:
- Мелкощитовые, размером до 1,2 м. Такие панели можно укрупнять с помощью укрупнительных соединений – дополнительные элементы крепят на кружала.
- Крупнощитовые опалубочные элементы. Конструкция состоит из крупноразмерных панелей, которые воспринимают нагрузки без дополнительных компонентов.
Срок службы скользящих опалубочных щитов зависит от материала, из которого изготовлена конструкция. Самый короткий срок у деревянной опалубки, но это свойство компенсируется низким количеством брака при укладке бетона.
Возведение конструкций с использованием скользящей опалубки
Чтобы при возведении зданий в скользящей опалубке, как, впрочем, и при строительстве других конструкций этим методом, не возникало проблем, необходимо соблюдать ряд важных правил. В частности, необходимо:
- бетонный раствор, применяемый для постройки домов при помощи скользящей опалубки, должен быть самого высокого качества. При приготовлении растворов обязательно используются пластификаторы;
- для формирования каркаса необходимо использовать арматуру;
- залитые слои обязательно уплотняют, для выполнения этой операции при строительстве домов со скользящей опалубкой применяют вибраторы;
- новый ярус стен начинают формировать только после того, как работы по возведению предыдущего будут завершены по всему периметру;
- подъем форм начинают после того, как залитый слой раствора обретет начальную прочность.
Совет! При строительстве с использованием скользящих опалубочных систем не допускается остановка работ и простои, связанные с недостатком приготовленного раствора или других обстоятельств, процесс должен вестись непрерывно.
Важно помнить, что строить дома с использованием скользящей опалубки целесообразно только в том случае, если высота здания превышает 25 метров.
Применение в частном строительстве
Основное назначение связано с возведением высоких зданий или монолитных построек с минимальным числом проемов: дымовых труб, силосов, водонапорных или телевизионных башен. Таким образом, установка скользящей металлической опалубки с автоматическими домкратами больше подходит для промышленного строительства, а не частного. Но система быстро настраивается на любую задачу, вплоть до восстанавливающих работ. Допускается использование скользящей опалубочной конструкции для ремонта стен колодцев.
В индивидуальном строительстве популярнее сам метод, то есть подъем щитов опалубки вертикально вручную. Это позволяет провести бесшовную заливку колодцев и других резервуаров, монолитных стен от фундамента. При этом, во всех без исключения конструкциях внутри размещается надежный армирующий каркас, усиливающий прочность и надежность постройки. В домашних условиях труднее выполнять непрерывное бетонирование, залитый участок находится между щитами более 1 дня (до допустимого нормами состояния затвердевания).
Инструкция по монтажу опалубки для колодца
Этот метод рекомендуется использовать при бетонировании колодца, работы проводят в сезон спада грунтовых вод: с августа по октябрь. Все необходимые материалы, инструменты и участок для размещения выкопанной почвы подготавливаются заранее. Рекомендуемая схема колодца включает:
- Бетонный «нож» — более широкое бетонное кольцо, заостренное изнутри.
- Стены (не всегда круглые).
- Донный фильтр — подушку из щебня и песка.
- Участок для размещения насоса (необязательно).
- Подземную гидроизолирующую отмостку из рубероида или пленки.
Для изготовления скользящей опалубки потребуются щиты из стали, толщиной не менее 2 мм, для каркаса и остальных деталей подходит дерево. По сути, это одноразовая конструкция, нужные размеры и форма достигаются соединением листов винтами или гайками. Крепежные элементы не должны попадать в бетонный раствор, они выводятся наружу.
Рекомендуемый внутренний диаметр скользящей опалубки для колодца составляет 80 см, внешний — 100, высота стен — 50–60. На заданной высоте листы фиксируются металлическими полосами, между ними устанавливаются деревянные бруски одинаковой длины (по ширине стен). При малом поступлении воды в схему вносятся изменения: нижний участок делается с прорезями, в которые впоследствии установятся фильтры.
Работы проводятся поэтапно:
- Копание ямы.
- Изготовление и размещение скользящей опалубки.
- Заливка бетонного «ножа», верхний край которого должен быть строго горизонтален.
- Бетонирование колец с обязательным армированием.
- Засыпка грунта (допускается закапывание незавершенного до конца колодца).
Монтаж и заливку бетоном легко провести самостоятельно, для удобства работ рекомендуется воспользоваться стремянкой. Для изготовления бетонного скошенного основания в опалубку помещают срезанные доски. Армирующие прутья или проволока размещаются по вертикали и горизонтали, наподобие плетеного каркаса. Бетон выбирается самой высокой прочности, обязательно проверяется инструкция к цементу (рекомендуемая марка — не ниже М500). Более простым вариантом является скользящая опалубка квадратной формы, к примеру — 100×100 см, при таком исполнении легче выполнять армирование.
Что говорят мастера?
Советы и рекомендации:
1. При проведении работ в домашних условиях следует найти замену строительному вибратору, для трамбовки раствора идеален запаянный кусок железной трубы подходящего диаметра.
2. Внутреннее армирование является обязательным нюансом технологии, оптимальный эффект достигается при использовании рифленых стальных прутьев. Горизонтальное усиление колодцев проволокой проводят через каждые 30 см. Внутренний каркас берегут от коррозии: прутья не должны располагаться близко к поверхности (от 15 мм и глубже, в идеале — в середине стены).
Чтобы определиться, как своими руками сделать опалубку, лучше изучить видео-материалы.
Демонтаж опалубки
После заливки всех ярусов конструкции выдерживают некоторое время, чтобы верхний ярус обрел начальную прочность. После чего можно приступать к демонтажным работам. Они должны проводиться специалистами с соблюдением правил технологии. Снятые с конструкции части опалубочной системы отправляют на хранение, так как они могут быть использованы многократно.
Итак, технология возведения монолитных сооружений при помощи скользящей опалубки – достаточно сложный процесс. Применяют её, в основном, в промышленном и профессиональном строительстве. В частном порядке можно применять этот вариант опалубочных систем для сооружения шахты колодца.
Бетонирование стен своими руками
Применение системы скользящей опалубочной конструкции на возведении стен частных домов своими руками нецелесообразно. Эти системы не применяют на небольших объектах по причине высокой эксплуатационной стоимости опалубочного комплекса.
Поэтому в частном домостроении используют метод возведения монолитных конструкций переставной опалубкой.
Переставные щиты по своему строению аналогичны скользящей опалубке. Такое бетонирование исключает использование дорогостоящей скользящей опалубочной системы.
Посмотрите видео, как использовать переставные щиты в частном строительстве.
При перестановке опалубочных щитов используют труд рабочих, в других случаях дополнительно применяют небольшие грузоподъёмные механизмы или автокран. Монтаж щитов своими руками начинают от дверного проёма или от угла строения. Нижнюю часть, переставленных щитов на верхнем ярусе стен, крепят стяжками к готовой части монолита.
Когда монтируют следующий ярус, щиты крепят стяжками к боковому участку и к нижнему ярусу стены. Переставную конструкцию передвигают таким образом, чтобы использовать оставшиеся внизу отверстия в монолите для крепления стяжек верхнего яруса внизу.
Источник: mtstroy24.ru
Что такое скользящая опалубка
Возведение монолитных сооружений требует много времени и сил, поэтому в строительной сфере постоянно появляются новые технологии, ускоряющие процесс заливки бетона. Одной из них является скользящая опалубка (или как ее еще называют – подвижная). Благодаря конструкции этого типа можно возвести прочную и надежную постройку за короткий период времени. Готовое сооружение будет обладать хорошими прочностными, тепло- и звукоизоляционными характеристиками.
Рассмотрим подробнее устройство скользящей опалубки, целесообразность ее использования и метод монтажа.
Сфера использования и конструкция
Конструкция скользящей опалубки представляет собой 2 ряда одинаковых щитов высотой до 1,2 м, усиленных с помощью деревянных балок. Щитовой каркас соединяется с металлической рамой, на которой устанавливаются домкраты, позволяющие равномерно поднимать конструкцию.
Домкраты для скользящей опалубки могут быть:
- Ручными. Это самый дешевый вариант, однако, ручные домкраты нуждаются в частом ремонте. Кроме этого, их очень неудобно использовать при строительстве своими руками.
- Гидравлическими. Оборудование этого типа встречается намного чаще. Такие системы работают благодаря подключенным насосам, которые позволяют функционировать сразу всей группе домкратов.
- Электрическими. Такие модели стоят дороже всего, однако, они считаются самыми современными, благодаря безотказной работе и малому весу. При использовании домкрата не придется прилагать много усилий.
Несмотря на то, что бетонирование с помощью подвижной опалубки позволяет значительно сэкономить время на строительстве, процесс установки скользящего каркаса считает довольно специфическим. Такая конструкция будет оправдана только в том случае, если вы строите:
- расположенные рядом высотные сооружения;
- одиночное здание, высота которого превышает 25 м;
- силос;
- дымовую трубу;
- градирню;
- колодец.
Для возведения частного жилого дома своими руками такая технология используется очень редко, из-за того, что будет осложнена организация оконных и прочих проемов, отверстий для коммуникаций и многого другого. В этом случае обычная фиксированная вертикальная опалубка будет более оптимальным и простым вариантом.
Помимо этого, стоит обратить внимание и на другие недостатки и преимущества скользящей опалубки.
Плюсы и минусы скользящей опалубки
Среди преимуществ такой конструкции:
- высокий темп работы;
- расходы на строительство сокращаются на 15-20%;
- возможность возведения сложных конструкций с разной геометрией.
При этом такие каркасы обладают массой недостатков (для частного строительства):
- внутри опалубки сложно устанавливать армирующие каркасы;
- заливка перекрытий становится более трудоемкой;
- так как заливка бетонной смеси и подъем каркаса должны осуществляться непрерывно, потребуется целая строительная бригада;
- при заливке бетона в зимнее время потребуются дополнительные расходы на прогрев раствора;
- при несоблюдении технологического процесса установки конструкции, эффективность использования скользящей опалубки сильно снижается;
- для конструкции этого типа необходимо использовать бетон наивысшего качества и пластифицирующие добавки;
- опалубка должна подниматься строго вертикально;
- в случае ошибки, стоимость устранения дефектов будет очень высокой.
Если же вы планируете построить на загородном участке колодец, то скользящий каркас вполне можно использовать. Рассмотрим подробнее, как возвести опалубку в этом случае.
Изготавливаем опалубку для колодца
Каркас для колодца можно изготовить самостоятельно или взять в аренду готовую форму.
Скользящая опалубка своими руками изготавливается из полуколец по следующей схеме.
При необходимости внутреннее кольцо можно сделать меньше на 10 см и тогда земельные работы уменьшатся на 20%.
Для подобной конструкции лучше брать металлические листы толщиной 1-1,5 мм, если использовать более тонкий материал (например, 0,8 мм), то опалубка будет не достаточно прочной. В свою очередь, слишком толстые листы (более 1,5 мм) значительно утяжелят конструкцию.
Полезно! Крепежные элементы не должны быть внутри, иначе они будут «цеплять» бетонный раствор. Лучше вывести все крепежи наружу.
Чтобы листы полукруга не смещались в процессе высвобождения опалубки, между ними необходимо установить бруски, толщиной порядка 20 мм. Также потребуется подготовить:
- 12 «дистанционных» брусков длиной около 9,5 см (они буду располагаться между внешней и внутренней стенками конструкции).
- 2 крестовины (как на рисунке ниже), с помощью которых вы сможете придать опалубке правильную цилиндрическую форму. Для изготовления крестовины достаточно соединить две доски крестом и скрепить их болтом.
В результате у вас должна получиться такая конструкция.
Монтаж опалубки для колодца
Оптимальным временем для рытья колодца считается период с августа по октябрь, когда уровень грунтовых вод спадает.
Прежде, чем начать монтаж опалубки и залить бетон, необходимо подготовить:
- Донный фильтр. Для этого необходимо засыпать на дно колодца слой песка и щебня (толщина зависит от уровня грунтовых вод и особенностей рельефа).
- Участок для насосного оборудования (если оно предполагается).
- Слой гидроизоляции из рубероида или обычной плотной пленки.
Также на дне колодца устанавливаются рамы, на которых фиксируются домкраты.
Технология установки опалубки выглядит следующим образом:
- Соберите опалубку и опустите ее в котлован.
- Установите верхнюю и нижнюю крестовины.
- Уложите между внешней и внутренней стенками по 6 «дистанционных» брусков (сверху и снизу).
- Отрегулируйте опалубку по отвесу, чтобы она находилась в вертикальном положении.
- Смешайте цемент М 400 (или выше) и песок в пропорции 1:4, добавьте воду и щебень так, чтобы раствор перемешивался с трудом.
- Установите в опалубку продольную и поперечную арматуру (можно использовать стальные стержни или обычную проволоку).
- Залейте слой бетона выстой порядка 30 см и уплотните его штыкованием.
- Удалите дистанционные бруски.
- Дождитесь, пока стены первого яруса наберут начальную прочность, и начните поднимать конструкцию опалубки на 2,5 см каждые 10 мин.
Таким образом, с помощью подвижной опалубки можно довольно быстро изготовить колодец.
Полезно! Некоторые рекомендуют монтировать под первое кольцо колодца «бетонный нож», диаметр которого должен быть чуть больше самого кольца. Это делается для простоты спуска готовых колец. Однако, монтировать «нож» очень сложно, объем земляных работ увеличится, появится риск, что стенки колодца начнут отклоняться по вертикали.
Подобным методом можно осуществлять бетонирование и других объектов.
Особенности и стоимость использования скользящей опалубки
Если вы используете подвижную опалубку для заливки стен монолитного дома, то для каркаса необходимо выбирать щиты из металла или влагоустойчивой древесины. Внутренние щиты рекомендуется изготавливать из листовой стали.
Если говорить о стоимости вопроса, то выгоднее всего изготовить ящик без дна и взять в аренду отдельные элементы системы:
- Алюминиевую опалубку, м 2 – обойдется приблизительно 300 рублей за 15 дней и 500 – за месяц.
- Стяжку с гайками L=1 м (1 штука) – будет стоить 40 рублей за 15 дней и 70 – за 30 дней.
- Шкворень с гайкой (1 штука) – 30 рублей за 15 дней и 50 рублей – за месяц.
Один гидравлический домкрат будет стоить порядка 800 – 1500 рублей.
Скользящая опалубка чаще используется при строительных работах, промышленного масштаба. Если вы хотите таким методом возвести стены загородного дома, то придется столкнуться с массой проблем, которые решаются более простыми опалубочными конструкциями. Единственное рациональное применение передвижной опалубки в частном строительстве – это постройка колодца.
Источник: zamesbetona.ru
Что такое скользящая опалубка: устройство, характеристики и виды
Можно ли построить 16-24-этажный дом за минимальное количество времени без потерь качества (безопасности) постройки? Благодаря развитию монолитной технологии строительства, можно. Для этого нужна скользящая опалубка: что это такое, где используется, как она устраивается — вот вопросы, на которые специалисты нашей компании помогут вам найти ответы.
Такая временная форма для придания жидкому бетону определенной формы и габаритов поднимается в ходе возведения монолита без прекращения процесса бетонирования. За счет этого ее эффективно использовать именно при возведении сооружений из железобетона и бетона:
- высотой свыше 10 этажей;
- с монолитными (цельнозаливными) вертикальными стенами;
- различной конфигурации (скользящую опалубку применяют в строительстве дымовых труб, резервуаров, башен, градирен и пр.);
- со стенами с минимальным числом проемов (двери, окна) и пр.;
- с вертикальными стенами постоянного сечения по всей высоте;
- с вертикальными стенами переменного сечения по высоте.
Если используется скользящая опалубка, то сроки строительства сокращаются до 5-8 раз, существенно возрастают темпы работ и снижаются трудозатраты. А это благоприятно сказывается на общей стоимости работ. Наша компания предлагает формирующие бетон подвижные конструкции ведущих производителей России и Европы: Гелиос, Peri, DoKa, Geotub, MonotechMonotube, Техноком-БМ и другие. У нас доступные цены и мгновенная поставка опалубочного оборудования на стройплощадку. Разобравшись, в каком строительстве применяют скользящую опалубку, выясним принцип работы с ней, рассмотрим ее составляющие элементы и устройство.
Основные элементы скользящей опалубки
- пара одинаковых по физико-техническим и геометрическим данным щитов. Могут изготавливаться из ламинированной (устойчивой к влаге) фанеры, листов стали или алюминия;
- домкратные стержни. Используются гидравлические, ручные и электрические варианты домкратов, которые упираются в раму и служат для «скольжения»;
- опорные балки. Согласно чертежам скользящей опалубки они размещаются по периметру снаружи и внутри конструкции, принимают (распределен равномерно) вес конструкции;
- рамы из высокопрочного металла;
- внутренний настил;
- подвесные подмостки;
- замковые системы различного типа из стали или чугуна.
Сборка перечисленных элементов формирует временную конструкцию для бетонирования вертикально стоящих монолитов толщиной 12-25 см, а горизонтально скользящая опалубка для заливки межэтажных пролетов будет включать дополнительные опорные элементы. Применение этого вида формирующих бетон систем выгодно при возведении цельнолитых частей здания. Необходимость прокладывать коммуникации и организовывать проемы вызывают трудности, поскольку эти объекты нарушают монолитность ЖБ конструкции, значит, ее эксплуатационные (требования ГОСТ и СНиП должны быть строго соблюдены) качества.
Разновидности скользящей опалубки
В современном строительстве применяется скользящая опалубка, состоящая из:
Оба вида временных конструкций эффективно применяются в высотном и малоэтажном строительстве. Если выполняется возведение зданий в скользящей опалубке из мелких щитов, то для их перемещения спецтехника не потребуется. Поэтому этот вид системы в 87% случаев выбирается для самостоятельного строительства частных домов.
Крупнощитовая скользящая опалубка потребует не только применения спецтехники для перемещения щитов, то и специальных машин для распределения при заливке и утрамбовки бетонной смеси в конструкции. Обе разновидности передвижной системы могут собираться из щитов как прямых (обычные стены), так и вогнутых (башни, трубы и т.д.). также стоит учитывать, что возведение зданий в крупнощитовой опалубке существенно сокращает трудоемкость и трудозатраты строительного процесса. Ее легче демонтировать, чем мелкощитовую систему, которую считают универсальной.
Технология использования перемещаемой опалубки
При монолитном строительстве к бетону предъявляются повышенные требования качества. Поскольку подвижная опалубка предполагает непрерывное заливание раствора, то главная задача — обеспечить равномерное застывание смеси в нижних слоях. При этом стоит помнить, что верхние слои должны оставаться жидкими. Поэтому технология заливки будет следующей — следующий слой бетонного раствора заливается и утрамбовывается до момента, когда нижний слой схватится. При монолитном строительстве посредством подвижной системы придерживаются ряда правил:
- следующий слой должен быть по высоте идентичен предыдущему;
- каждый слой подлежит утрамбовке;
- бетонирование в скользящей опалубке выполняется постепенно. Заливаются слои высотой не менее 10 см, но не более 20 см, иначе технологичный процесс не будет выдержан;
- слои складываются в ярусы величиной 60-80 см в каждом по 4-8 слоев;
- амплитуда перемещения опалубочной системы должна быть равномерной, иначе ее прихватывания к жидкому бетону не избежать.
Если возводится высотное здание, можно использовать прерывное заполнение бетоном скользящей опалубки — технология в этом случае предусматривает применение специальных добавок в раствор, которые замедляют застывание.
Устройство и монтаж подвижной опалубки своими руками
Мелкощитовую конструкцию для частного домостроения можно изготовить самостоятельно. Рассмотрим, как сделать скользящую опалубку для возведения на участке дома с монолитными стенами. Можно использовать:
- металлические листы или влагоустойчивую фанеру. Пиломатериалы лучше не применять. Доски дадут на поверхности монолита дефекты, которые потом нужно будет устранять;
- деревянные бруски для упора щитов. Можно применять профильные трубы;
- металлическая арматура. Применяется для стяжки противоположных щитов. Грамотное устройство скользящей опалубки требует размещения стержней в два ряда с отступом от краев щитов не менее чем на 50 мм. Расстояние между — 250-300 мм;
- саморезы для скручивания щитов друг с другом;
- металлические уголки;
- подпорки.
Если при возведении конструкции применяется подвижная опалубка, здание получается теплое и очень прочное. Секрет повышенных энергосберегающих и прочностных характеристик монолитных сооружений в отсутствии строительных швов, которые являются слабыми местами и мостиками холода. Наша компания может предложить вам большой выбор временных систем, а также помощь в их сборке и установке, демонтаже. У нас работают высококвалифицированные и опытные специалисты.
Источник: opalubka-sten.ru
Бетонирование в скользящей опалубке
Рис. 11-1. Возведение монолитного здания в скользящей опалубке В скользящей опалубке бетонируют стены многоэтажных зданий (рис. 11-1) и высотных сооружений (силосов, копров), имеющих постоянное сечение по высоте и одинаковую толщину стен.
Бетонирование Ведут непрерывно. При этом все технологические процессы и операции (установка арматуры, закладных деталей, утеплителя, укладка бетонной смеси, подъем опалубки) выполняют в строгой технологической последовательности, без перерывов, и остановок. Это обеспечивает хорошее качество бетона и высокий темп бетонирования.
Перед началом бетонирования строительную площадку нужно обеспечить достаточным запасом необходимых материалов, заготовками арматуры, закладными деталями, домкратными стержнями и т. д. Складировать материал необходимо по типам в количестве, потребном для бетонирования одного этажа. Необходимо подготовить все материалы и средства механизации, чтобы вначале заполнить бетонной смесью стены по всему периметру установленной опалубки на высоту примерно 70 см в течение 3—3,5 ч и обеспечить ее дальнейший подъем и бетонирование со скоростью 1—1,5 м в смену. Нужно также предусмотреть резерв мощности всех механизмов на случай выхода из строя отдельных агрегатов.
Рис. 11-2. План типового этажа и разрез спального корпуса санатория ВТО «Актер» Для оперативного управления строительством на рабочем полу поднимаемой опалубки устанавливают телефонную и сигнальную связь с диспетчерской СМУ и наземными службами для выполнения почасовых графиков доставки бетона и других материалов.
Бетонирование в скользящей опалубке ведут комплексные бригады круглосуточно в течение трех смен.
Если материалы доставляют на площадку по четкому графику, на строительстве достаточно иметь двух- или трехдневный запас материалов. Схемы зданий, возводимых в скользящей опалубке, показаны на рис. 11-2 и 11-3.
Рис. 11-3. Жилые 16-этажные здания, построенные в г. Сочи в скользящей опалубке Группа жилых 16-этажных зданий с монолитными стенами построена в г. Сочи на ул. Островского по проекту архитектурно-планировочной мастерской Мосгражданпроекта. Несущие поперечные и продольные стены возводились в скользящей опалубке.
Фасадные стены в проекте были предусмотрены криволинейными, со стрелой прогиба внутрь 1,4 м. Такую форму имеют стены двух жилых домов. В остальных зданиях для удобства производства работ кривая линия фасада была заменена на уступчатую, образуемую прямолинейными участками стены между соседними поперечными стенами. Перекрытия выполнены сборными из многопустотных плит, перегородки — из керамзитобетона толщиной 6 см и тяжелого бетона толщиной 6 см. На строительстве сборно-монолитных жилых домов достигнуты хорошие их экономические показатели в условиях горной местности; обогащена архитектурная панорама города.
Как отмечалось выше, применение монолитного железобетона позволяет разнообразить архитектуру зданий и обеспечить более высокую их сейсмостойкость. Так, спальный корпус санатория «Актер» (рис. 11-2) имеет в плане А-образную форму (проект Сочинского института «Южгипрокоммунстрой» и Тбилисского ЗНИИЭПа). Здание рассчитано на сейсмичность в 8 баллов, что достигнуто в основном благодаря монолитности конструкции.
Цокольная часть корпуса бетонировалась в переставной опалубке, стены остальных 15 этажей — в скользящей опалубке. Из монолитного железобетона выполнены наружные и внутренние стены здания толщиной 16 см, перекрытия коридоров и холлов. Наружные стены утеплены с внутренней стороны керамзитобетонными блоками толщиной 8 см.
Сборные перекрытия толщиной в 12 см монтировались после возведения стен в скользящей опалубке: плиты при монтаже опирались на временные опорные столики, закрепленные в стенах. После монтажа плиты замоноличены по периметру.
Монтаж опалубки и оборудования для ее подъема
Опалубку и оборудование для ее подъема нужно поставлять на строительную площадку комплектно в состоянии, пригодном к эксплуатации. Исправность оборудования для подъема опалубки проверяют при испытаниях на стенде.
Рис. 11-4. Кондуктор для укрупнительной сборки Перед началом монтажа поверхность, на которую нужно монтировать опалубку, очищают от грязи и промывают. Затем проверяют перпендикулярность поперечных и продольных осей здания, наносят контуры стен. Для точной установки опалубки поверхности для ее монтажа выверяют нивелиром по горизонту, с тем чтобы отметка нижней кромки опалубки превышала на 2—3 см отметку наивысшей точки опорной поверхности.
Собирают опалубку как на месте бетонирования, так и на стенде крупных блоков с последующим монтажом их краном на захватке. Для предварительной сборки коробов применяют специальные кондукторы (рис. 11-4), что позволяет снизить трудоемкость сборки опалубки. Короба больших размеров в плане перед монтажом дополнительно раскрепляют распорками, связями и инвентарными струбцинами.
Для сборки опалубки криволинейных и круглых очертаний в плане применяют кондукторы, состоящие из нескольких уголков, закрепленных шарнирно в центральной части. Для сохранения криволинейной формы короба одновременно устанавливают и закрепляют фермы или балки рабочего пола.
Рис. 11-5. Последовательность монтажа коробов опалубки Блок, собранный в кондукторе, состоит из внутренних щитов, наружные же щиты собирают на месте бетонирования после монтажа, выверки и фиксирования внутренних щитов короба. Расставляют короба в шахматном порядке (рис. 11-5), чтобы оставались открытые поверхности для монтажа арматуры стен.
Для облегчения мон« тажа опалубки и исключения вытеканий раствора при начале бетонирования на фундаментной плите целесообразно предварительно забетонировать маяки — нижнюю часть стен высотой 10—15 см. Расстояние между смонтированными коробами должно соответствовать толщине стен, определяемой по середине высоты щитов. Для выдерживания проектной толщины стен между коробами устанавливают не менее двух шаблонов на каждую сторону короба. Наклон щитов к вертикали должен полностью соответствовать принятой в проекте конусности опалубки. Конусность щитов проверяют с помощью шаблонов с отвесами (отклонение отвеса от нулевого отсчета показывает величину конусности).
В прямоугольных коробах конусность создают конусные формы угловых щитов; в опалубке криволинейной формы наклон щитов обеспечивается их специальной формой или введением прокладок различной толщины при соединении щитов. Введением или изменением толщины прокладок в углах примыкания одной -стены опалубки к другой регулируется конусность и в прямоугольных коробах. Горизонтальность установки короба регулируется установкой прокладок под щиты опалубки.
После монтажа и выверки всех коробов устанавливают дом-кратные рамы, рабочий пол, козырек с ограждением и домкраты. Домкратные рамы устанавливают на щиты по проекту перпендикулярно щитам. Стойки рам должны быть расположены строго вертикально, ригели — горизонтально в одной плоскости.
Домкратные стержни должны проходить по оси стен (кроме случаев, специально предусмотренных проектом). Рамы устанавливают свободно, без приложения усилий с тем чтобы не нарушить проектного положения щитов опалубки. Перед монтажом рам с ее боковых стоек снимают кронштейны и раму ставят на щиты так, чтобы упорные уголки ложились на верхние кружала щитов.
После установки кронштейнов вращением винтов, расположенных на опорном уголке, раму подтягивают вверх до упора. По мере установки домкратных рам снимают временные крепления коробов опалубки; после установки рам корректируют конусность щитов.
Домкратные рамы электромеханических шагающих домкратов устанавливаются попарно; под стойки рам укладывают прокладки. После монтажа рам по периметру опалубки монтируют козырек с настилом и ограждением.
Допускаемые отклонения при монтаже опалубки не должны превышать значений, приведенных ниже, мм:
До установки рабочего пола внутрь коробов заносят элементы внутренних подмостей и собирают их.
Монтировать рабочий пол начинают с установки прогонов или ферм, которые прикрепляются к стойкам домкратных рам. На прогоны укладывают балки. Для устройства разборного пола балки применяют сдвоенные: одна из них служит отмосткой по контуру ячейки, на вторую опирают съемные щиты. К стойкам домкратных рам крепят прогон, расположенный перпендикулярно сдвоенным балкам.
Затем по контуру устраивают неразборный настил (отмостки) и укладывают съемные щиты. Все люки в рабочем полу оборудуют предохранительными решетками, устанавливаемыми ниже откидной крышки.
Подвески внутренних и наружных подмостей устанавливают до начала подъема опалубки, подмости с закреплением несущих траверс и установкой настила устраивают после подъема опалубки на высоту 3—3,5 м.
Для уменьшения температурных деформаций щиты опалубки в летнее время окрашивают в белый цвет, а при подъеме опалубки с солнечной стороны навешивают фартуки, закрывают также наружные подмости.
Перед монтажом гидравлическое оборудование для подъема опалубки подвергают ревизии, очищают от пыли, заводской смазки и испытывают.
Домкраты ОГД-61 и насосные станции ПНС опробывают на герметичность рабочей жидкостью под давлением 50 кгс/см 2 , домкраты ОГД-64У, регуляторы горизонтальности АРГ-64У и насосные станции АНС — под давлением 190 кгс/см 2 , станции АНС-100У—150 кгс/см 2 .
Гидравлическое оборудование и разводку перед монтажом рассортировывают по маркам согласно схеме монтажа. Монтируют гидравлические разводки укрупненными блоками. Блоки трубопроводов перед монтажом испытывают на герметичность, заполняют рабочей жидкостью, на соединительные штуцера устанавливают запорные вентили.
Сначала на кронштейны, закрепленные к дом-кратным рамам, монтируют блоки нижнего трубопровода; затем устанавливают стояки и монтируют трубопровод на высоте 1,8—2,0 м от рабочего пола. После этого монтируют распределительный трубопровод, с которым соединяют сети гидроразводки и разводку насосной станции; присоединяют домкраты и станцию. Для присоединения автоматических регуляторов горизонтальности АРГ-64У монтируют дополнительно гидравлическую разводку.
После монтажа гидравлическую систему опрессовывают рабочей жидкостью под давлением 45—50 кгс/см 2 при использовании домкратов ОГД-64У с автоматическими регуляторами горизонтальности.
Верхняя доска ограждения должна быть острогана.
Лестницы должны иметь ограждения и быть освещены. Перед началом подъема опалубки должно быть проверено соответствие проекту всех несущих элементов, надежность сварных и болтовых соединений. Необходимо, в частности, систематически проверять состояние подъемного оборудования, подвесных подмостей и несущих элементов рабочего пола. На рабочем полу и подмостях должны быть установлены огнетушители. Подвески подмостей нужно поштучно проверять пробной нагрузкой, превышающей расчетную не менее чем на 50%.
Вокруг возводимого сооружения должна быть обозначена опасная зона хорошо видимыми знаками или подписями.
Примерная нормативная стоимость скользящих опалубок приведена в табл. 11-1.
Рнс. 11-6. Самоподъемный кран
Подвижность укладываемой бетонной смеси принимают равной 8—12 см.
Наиболее распространенным способом подачи бетонной смеси на рабочий пол является применение бадей и крана. Целесообразно применять самоподъемные башенные краны (рис. 11-6), которые устанавливают в лифтовых шахтах или лестничных клетках, на несущих конструкциях здания. Кран используют также для подъема арматуры, столярных изделий и других деталей. При помощи гидравлических, винтовых или полистпастных устройств, установленных в переставной опорной раме, кран перемещается в вертикальном направлении через 2—3 этажа или поэтажно. Кран при бетонировании в скользящей опалубке должен иметь мертвую зону с наименьшим вылетом стрелы 2—2,5 м.
Минимальный вылет стрел подъемных кранов «Либхерр» (ФРГ) и МВ-120 (ЧССР) равен нулю. Это позволяет наращивать башни перед подъемом на очередную отметку с помощью стрел. При установке на здании двух кранов для безопасности работы их монтируют с различной высотой башен. Так, в США на строительстве 38-этажного здания башни двух кранов «Либхерр» имели высоту 34 и 43 м. Высокий кран — полноповоротный, поворот крана меньшей высоты ограничен.
Для самоподъемных кранов не требуется надземных подкрановых путей, что позволяет монтировать здания в стесненных условиях и на сложном рельефе строительства.
При возведении зданий с небольшим объемом бетона могут применяться легкие краны, монтируемые на специальном помосте, закрепляемом под рабочим полом.
Для вертикального перемещения бетонной смеси, арматуры и других материалов применяют также скиповые подъемники и лифты. Однако при такой схеме подачи необходим и горизонтальный транспорт, что увеличивает трудоемкость работ. По этой причине более целесообразно использовать краны, обеспечивающие как вертикальную, так и горизонтальную подачу бетонной смеси и материалов.
Распределять бетонную смесь на этаже можно с помощью монорельсов, закрепляемых на опорах над домкратными рамами. Применяют также мототележки разного типа с опрокидывающимися кузовами. Но вследствие того что ими трудно маневрировать на этаже, чаще применяют одно- и двухколесные ручные тележки.
Емкость кузова одноколесной тележки составляет 60—80 л, масса тележки с грузом составляет 150—200 кг, средняя производительность при подаче 0,75—1,25 м 3 /ч. Емкость кузова двухколесных тележек 0,1—0,23 м 3 /ч. Но они менее маневренны. Для подачи больших объемов бетона целесообразно применять бетононасосы, позволяющие значительно снизить затраты труда.
Для распределения смеси применяют также ленточные транспортеры, состоящие из унифицированных секций длиной от 9 до 24 м. Стрела секции может поворачиваться вокруг оси в горизонтальной плоскости и совершать возвратно-поступательное движение. В этих случаях необходим дополнительный контроль качества бетонной смеси и за работой транспортера. Недопустимы толчки и неравномерное движение транспортера, приводящие к расслоению смеси. С этой целью расстояние между опорами для равномерной подачи не должно превышать 100 ом.
Выгружать бетонную смесь с транспортера нужно через воронки, чтобы обеспечить вертикальное падение ее для предохранения от расслаивания, притом на металлические листы. Бетонную смесь нужно выгружать на смоченный водой рабочий пол, чтобы предохранить бетон от образования раковин и пустот. Расслоившуюся смесь обязательно перемешивают. Укладывают ее в опалубку лопатами.
Опалубку заполняют сначала на высоту 60—70 см двумя или тремя слоями в течение 3—3,5 ч. Поднимать опалубку следует тогда, когда уложенный нижний слой приобретет прочность, достаточную, чтобы сохранить форму для выхода из опалубки. Вначале производят пробный подъем, чтобы убедиться, что бетон не оплывает. Заполняют опалубку до полной высоты при ее подъеме; закончить операцию следует в короткий срок. Скорость подъема опалубки устанавливают в зависимости от состава и характеристик бетона и условий его твердения. Подъем не должен быть слишком медленным, чтобы избежать сцепления бетона с опалубкой.
Начальный период подъема является одной из ответственных операций, характеризуется большими нагрузками на опалубку как от бокового давления бетонной смеси, так и вертикальных усилий подъема. Начало подъема опалубки нужно тщательно контролировать во избежание оплывания и срывов бетона, деформации и потери устойчивости опалубки.
В дальнейшем бетонную смесь укладывают равномерно по периметру опалубки слоями толщиной не более 20—25 см (до 20 см в тонкие стены). Каждый последующий слой укладывают до начала схватывания ранее уложенного. Ни в одной точке по всему периметру опалубки последующие слои нельзя укладывать до окончания укладки предыдущего слоя. Надо стремиться к тому, чтобы выходящий из-под опалубки бетон имел одинаковый возраст по всему периметру.
Выходящий из-под опалубки бетон должен сохранять форму и вместе с тем быть настолько мягким, чтобы остающиеся на нем следы можно было затереть теркой. Верхний уровень уложенной смеси должен быть ниже верха щитов опалубки примерно на 50 мм.
Перерывы между подъемами опалубки не должны превышать 8 мин, при вынужденных перерывах в бетонировании опалубку надо перевести на режим «шаг на месте» или медленно поднять до образования видимого зазора между опалубкой и бетоном. При этом расстояние между рабочим полом и уложенным бетоном должно быть не более 45—50 см.
Перед возобновлением подъема рабочий пол, щиты опалубки и поверхность старого бетона нужно промыть водой, а стык тщательно проверить и при необходимости заделать.
Уплотняют смесь глубинными вибраторами. В труднодоступных местах и при большом сосредоточении арматуры смесь дополнительно штыкуют.
Включенный вибратор не должен опираться на опалубку и арматуру. При недостаточно жесткой опалубке не следует работать одновременно двумя или несколькими вибраторами в пределах пролета между двумя домкратными рамами.
После уплотнения смеси щиты опалубки нужно очистить от налипшего бетона скребками.
При бетонировании в скользящей опалубке для повышения качества бетона и ускорения набора им прочности целесообразно применять вакуумирование. Внутренние вакуум-трубки, поднимаемые вместе с опалубкой, закрепляют на нижнем конце защитной трубки. Вакуум-фильтр в виде перфорированной ленты можно закрепить на домкратной раме и сматывать при движении опалубки.
Для исключения подсоса воздуха и повышения эффективности вакуумирования щиты опалубки покрывают гибким материалом, плотно прилегающим к поверхности бетона при создании в нем разряжения. Для снижения трения при движении опалубки гибкий материал выполняют в виде бесконечной ленты или пленки, остающейся на поверхности стены при подъеме.
Рис. 11-7. Установка утеплителя При бетонировании многослойных наружных стен в опалубку при подъеме дополнительно устанавливают слой утеплителя (рис. 11-7). В качестве утеплителя целесообразно использовать готовые блоки из легкого материала — керамзитобетонные, вспученное стекло и др.
Для того чтобы утеплитель не смещался при подъеме опалубки и вибрирования, его нужно надежно прикреплять в проектном положении к арматуре специальными крепежными приспособлениями и фиксаторами. Из-за смещения утеплителя образуются мостики холода и промерзают стены при эксплуатации зданий. Для предотвращения дефектов бетонирования многослойных стен целесообразно применять специальные фиксаторы или дополнительные внутренние щиты, устанавливаемые на домкратных рамах.
Можно устанавливать плиты утеплителя, совмещенные с облицовкой с наружной или внутренней стороны. В этом случае для фиксации плит иногда применяют вакуумные присоски, установленные на щите опалубки. Щит в этом случае имеет вид решетки, а в качестве опалубки используют облицовочные плиты.
Оконные и дверные проёмы в монолитных стенах образуют путем установки черновых коробок, которые затем извлекают, или устанавливают дверные и оконные блоки с деревянными или металлическими образователями откосов. Проемообразователи необходимо надежно прикреплять к арматуре.
Из-за перекосов и смещения коробок от проектного положения требуется затем вырубать бетон или добетонировать углы в переставной опалубке. Поскольку арматурные стержни могут смещаться от проектного положения, применяют также фиксаторы из уголков, скрепляющих установленный блок с двух сторон. Уголки наращивают по мере подъема опалубки, коробки прибивают к ним гвоздями или крепят другим способом. Способ фиксации с помощью специальных обрамляющих жестких уголков достаточно надежен, хотя и вызывает дополнительный расход металла.
Для предотвращения смещений коробок движущейся опалубкой толщину их следует принимать на 10—15 мм меньше толщины стен. Перед установкой коробок бетонная поверхность, на которую их устанавливают, должна быть выровнена и находиться на нижней отметке. Отметки установки коробок заранее переносят на домкратные стержни или арматуру. В случае попадания домкратного стержня опалубки в проем его нужно дополнительно раскреплять. В этом случае применяют коробки с расположенными по высоте горизонтальными разъемными планками с отверстиями под домкратный стержень.
Более надежным является способ раскрепления стержня в столбе бетонной смеси, который бетонируют вокруг стержня, для чего устанавливают специальные перегородки. В дальнейшем такую бетонную перемычку срубают. Этот способ позволяет в дальнейшем извлекать домкратные стержни, что невозможно сделать при незначительном изгибе стержня при раскреплении его металлическими хомутами.
Рис. 11-8. Песочница При использовании готовых дверных и оконных коробок их нужно раскреплять и фиксировать особенно тщательно. В других случаях целесообразно применять черновые коробки, исправлять дефекты после извлечения которых легче.
Для образования гнезд и отверстий в стенах применяют металлические песочницы (рис. 11-8). Их устанавливают между щитами опалубки в тот момент, когда уровень бетона окажется на нижней отметке гнезд или отверстий. Гнезда заполняют влажным песком.
После бетонирования до верхней грани песочницу извлекают и по верху устанавливают горизонтальную арматуру, препятствующую перемешиванию песка с бетонной смесью. Песок удаляется после бетонирования стен и гнезда промывают.
Подъем скопьзящей опапубки
В период подъема опалубки необходимо, строго контролировать проектное положение и горизонтальность рабочего пола, так как отклонение от горизонтали рабочего пола приводит к отклонениям возводимого сооружения от вертикали, перераспределению нагрузок на домкраты и их стержни, а также срывам бетона.
Горизонтальность опалубки контролируют по контрольным рейкам, установленным на домкрате, и рискам, нанесенным на дом-кратном стержне. Правильность положения рисок на домкратных стержнях проверяют ежедневно нивелиром.
По мере подъема контрольных реек риски переносят по домкратному стержню при помощи рейки или специального шаблона.
Выравнивание горизонтальности при подъеме домкратами с полуавтоматическими регуляторами происходит автоматически. Домкраты, работающие с опережением, по достижении упоров, установленных на одном горизонте, совершают «шаг на месте», в то время как остальные домкраты продолжают подъем до заданного уровня. Перестановка упоров при пользовании домкратами ОГД-64 с регуляторами горизонтальности АРГ-64У происходит автоматически по команде с насосной станции.
Систематическое отставание группы домкратов от остальных может привести к изгибу домкратных стержней, срывам бетона и необратимому выходу опалубки из проектного положения. Поэтому необходимо постоянно контролировать равномерность нагрузки на все домкраты и устранять причины перегрузок. При значительных перекосах иногда требуется ставить дополнительные домкраты. Перегрузка их возможна при неравномерном распределении временных грузов (арматуры, установке в одном месте бадей с бетонной смесью и т. д.). Возможны местное заклинивание опалубки, зацепление подмостей или арматуры, неравномерная укладка бетонной смеси, деформации опалубки, появление обратной конусности, проскальзывание зажимов домкратов, искривление домкратных стержней и т. д.
При отклонении стен сооружения от вертикали отключают часть домкратов со стороны, противоположной той, в которую отклонилось сооружение, и поднимают домкраты, установленные на противоположной стороне. Дальнейший подъем опалубки ведут при наклонном положении рабочего пола. При выравнивании стен сооружения рабочий пол постепенно приводят в горизонтальное положение.
При незначительных изгибах домкратного стержня его усиливают приваркой с помощью накладок дополнительного стержня. При этом домкрат, опирающийся на изогнутый стержень, отключается на 2—3 цикла. При большом изгибе стержня и уложенного бетона изогнутую часть стержня срезают, новый стержень приваривают.
В случае изгиба стержня в теле бетона уложенный бетон удаляют, стержень срезают выше места изгиба и вытаскивают вверх. Оставшуюся верхнюю часть его осаживают и опирают на подкладку, отверстие в стене заделывают бетоном в переставной опалубке. Изогнутую защитную трубку также заменяют.
Чтобы уменьшить усилия подъема опалубки, для изготовления ее применяют материалы с небольшой адгезией к бетону, специальные ленты и прокладки. Трение стенок опалубки по бетонной смеси можно снизить пропусканием через бетон постоянного тока. Для этого токопроводящую облицовку опалубки подключают к отрицательному полюсу, положительным же полюсом служит арматура или специальный электрод, установленный в теле бетона.
Отсечение части опалубки. При возведении ступенчатых сооружений на определенной отметке приходится отсекать часть опалубки. Для ускорения этой операции опалубку в месте отсечения изготовляют с разрезанным рабочим полом, части которого соединяют на съемных прокладках. Домкратные рамы и подвески подмостей должны быть независимы в отсеваемых частях и находиться с двух сторон отсечения, а стыки щитов — в непосредственной близости от места отсечения.
Бетонирование прекращают, когда рабочий пол находится на 30—50 см ниже горизонта отсечения. По достижении смесью отметки отсечения удаляют соединения отсекаемых частей. После отсечения внутренние подмости становятся наружными, в отсеченных частях щитов устанавливают заглушки, ограждения козырька переставляют на часть опалубки, продолжающую подъем. Примерные укрупненные показатели затрат при бетонировании в скользящей опалубке приведены в табл. 11-3.
Рис. 11-9. Щит опалубки для подачи отделочного слоя С наружных подмрстей исправляют такие небольшие дефекты как срывы бетона, непровибрированные участки, сквозные отверстия и др.
При сухих ветрах и высокой температуре наружного воздуха бетон поливают водой и укрывают его фартуками.
Для одновременного нанесения штукатурного раствора при бетонировании можно применять опалубку, состоящую из двух взаимно,смещенных поверхностей, когда нижняя поверхность опалубки смещена относительно верхней, формующей, на величину наносимого фактурного слоя. Для подачи раствора применяют коллекторы, устраиваемые в нижней части формующего щита (рис. 11-9).
Бетонирование перекрытий
Бетонировать перекрытия можно следующими способами: в переставной опалубке с отставанием от бетонирования стен на 2—3 этажа; непосредственно после возведения стен каждого этажа с остановкой скользящей опалубки; сверху вниз в опалубке, закрепляемой на вышерасположенном перекрытии; в опалубке, отсоединяемой на каждом этаже от скользящей; подъемом плит перекрытий, бетонируемых в подвальном помещении, лебедками и монтаж их.
Наиболее распространен метод бетонирования перекрытий с отставанием процесса от бетонирования стен. Часто применяют также способ бетонирования на каждом этаже с остановками скользящей опалубки. Этот способ имеет ряд преимуществ.
Применяют и другие методы бетонирования; некоторые из них отличаются оригинальностью, однако сложны в исполнении. Одним из таких методов является бетонирование плит перекрытий в вертикальном положении в скользящей опалубке с последующим поворотом их вокруг шарнирного устройства и установкой в рабочее положение.
При бетонировании перекрытий с отставанием от процесса возведения стен скользящую опалубку останавливают на отметке верха перекрытия второго или третьего этажа от этажа, на котором бетонируют перекрытия, и после «шага на месте» опалубку без бетонной смеси поднимают на 30—40 см и останавливают. После этого разбирают настил рабочего пола и монтируют опалубку перекрытий.
Рис. 11-10. Воронка для подачи бетонной смеси в опалубку перекрытий Бетонную смесь подают любыми способами через отверстия в рабочем полу. Если замкнутые ячейки небольшие и опустить бадью с бетонной смесью невозможно над люком в рабочем полу или на специальной траверсе, опирающейся на стены, устанавливают воронку, от которой опускают хобот, направляющий бетонную смесь (рис. 11-10).
К траверсе, опирающейся на стены здания, можно подвешивать также опалубку перекрытий.
При бетонировании зданий, состоящих из нескольких захваток, работы планируют так, чтобы на одной захватке бетонировались стены, а на других готовили опалубку и бетонировали перекрытия. Применяют обычно несколько комплектов опалубки перекрытий (3—4), которые последовательно переставляют. В то время как бетон перекрытий в одном комплекте опалубки набирает прочность, другой комплект распалубливают, а третий монтируют для бетонирования следующего перекрытия.
Для устройства перекрытий последовательно на каждом этаже с остановкой скользящей опалубки нужно применять опалубку с повышенной жесткостью, так как опалубку без бетонной смеси выводят выше отметки перекрытия и она зависает на домкратных стержнях значительной длины. При этом зависшая опалубка должна воспринимать горизонтальные и вертикальные нагрузки, в том числе ветровые, без изменения рабочего положения, деформаций и перекосов.
Рис. 11-11. Способ совмещенно-цикличного метода бетонирования Щиты опалубки наружных стен по контуру сооружения выполняют большей высоты на 300—350 мм. Они служат торцовой опалубкой перекрытия и фиксируют поднятую опалубку по контуру сооружения. Схема бетонирования перекрытий по этому методу в четыре этапа, впервые примененному фирмой «Торнтон» (Англия), показана на рис.
11-11.
Бетонирование стен в скользящей опалубке прекращают по достижении отметки перекрытия. После этого опалубку с меньшей скоростью поднимают настолько, чтобы низ внутренних щитов оказался на уровне верхней отметки перекрытия, затем опалубку останавливают, снимают настил рабочего пола и бетонируют перекрытия. Далее скользящую опалубку заполняют бетоном и продолжают поднимать.
При этом методе требуется достаточно четкое и тщательное исполнение работ. Опалубка должна иметь повышенную жесткость и быть более металлоемкой, чем при других методах бетонирования перекрытий.
Ввиду того что домкратные стержни при подъеме опалубки без бетонной смеси на каждом этаже имеют достаточно большую свободную высоту и не раскреплены в теле бетона, необходимо применять стержни большей несущей способности или дополнительно раскреплять их. Для уменьшения свободной высоты стержней целесообразно применять защитные трубки повышенной жесткости и длины с дополнительным жестким закреплением к домкратным рамам. В противном случае требуется чаще устанавливать домкратные рамы. При этом наиболее ответственный момент начала подъема опалубки, связанный с более высокими первоначальными нагрузками, повторяется на каждом этаже.
Для увеличения несущей способности стержней и устойчивости поднятой опалубки применяют также описанную ниже схему бетонирования. По достижении опалубкой отметки перекрытия и при дальнейшем ее подъеме продолжают бетонировать части стен, которые не являются опорными для перекрытий или в них устраивают штрабы для опирания перекрытия. В последнем случае можно бетонировать также все стены. Поднятую над перекрытием скользящую опалубку опирают на забетонированные стены и домкратные стержни, находящиеся в теле бетона.
Достаточно распространен также способ устройства сборно-монолитных перекрытий. Для этого в стенах устраивают штрабы или сквозные опорные гнезда и после бетонирования стен на них закрепляют опорные столики. На них последовательно снизу вверх устанавливают сборные плиты, которые затем омоноличивают по контуру.
Монтаж сборных плит в этом случае обычно ведут после бетонирования стен на всю высоту и демонтажа скользящей опалубки. Однако монтаж перекрытий после возведения короба здания приходится вести вслепую, а это вызывает много технических трудностей. Здание в этом случае нужно рассчитывать на восприятие горизонтальных нагрузок при работе без перекрытий, вследствие чего армирование стен нужно усиливать.
Технико-экономические показатели бетонирования в скользящей опалубке междуэтажных перекрытий 16-этажного здания с часто расположенными несущими стенами приведены в табл. 11-4.
Рис. 11-12. Переопирание опалубки При разборке скользящей опалубки нельзя допускать повреждений элементов и потерь крепежных деталей. Все элементы опалубки следует опускать вниз осторожно с помощью грузоподъемных механизмов. При демонтаже опалубки нужно обеспечить устойчивость тех элементов, которые разбирают позже.
Перед началом демонтажа нужно переопереть опалубку на доски, подкладываемые под нижние кружала щитов. Можно применять также штыри (рис. 11-12), пропускаемые через стенку, на которые опирают нижние кружала щитов. Для опирания опалубки следует использовать поддерживающие элементы опалубки перекрытий — телескопические стойки, прогоны и балки.
После переопирания домкратные стержни извлекают, демонтируют систему подъема опалубки, электрооборудование (рис. 11-13). Затем демонтируют опалубку крупными блоками. Для этого снимают настил козырька, с наружных подмостей рассоединяют щиты отдельных блоков, частично разбирают настил наружных подмостей.
Рис. 11-13. Демонтаж опалубки Блок стропуют за боковые стойки домкратных рам, снимают ригели домкратных рам и опускают на землю блок наружных щитов опалубки вместе с наружными стойками домкратных рам и подвесками наружных подмостей и кронштейнами козырька. Окончательно опалубку разбирают на земле. Для установки короба опалубки вместе с подмостями на земле устраивают козлы высотой 1,7—1,9 м.
Скользящую опалубку после окончания возведения стен поднимают выше их уровня и под нижние кружала щитов заводят опорные доски. После этого снимают домкраты, извлекают домкратные стержни, снимают ригели домкратных рам в тех местах, где опалубка разделена на блоки. Короба опалубки демонтируют краном. После демонтажа их можно не разбирать и перевозить на новое место бетонирования на трейлерах.
Если для извлечения домкратных стержней используют ручные приспособления типа РП-60, демонтировать гидрооборудование можно до их извлечения.
В качестве тянущего и фиксирующего устройства в приспособлении РП-60 используют верхние зажимные устройства домкрата ОГД-61, поставленные в перевернутое положение. При движении рычага вниз подвижной зажим, заклинивающий домкратный стержень, вытягивает его вверх на величину хода рычага. При этом нижнее зажимное устройство автоматически расклинивается и свободно пропускает стержень. При движении рычага верхнее зажимное устройство расклинивается и скользит вниз по стержню, а нижний зажим под действием массы извлекаемого стержня заклинивает его и фиксирует в поднятом положении.
Реверсивный домкрат РГД-66 работает при наличии двойной гидроразводки: рабочая жидкость подается в домкрат насосной станцией АНС-125Б, При этом станцию настраивают на реверсивный режим, при котором рабочая жидкость подается то по одному, то по другому трубопроводу.
Источник: stroim-domik.ru
Скользящая опалубка как способ увеличения производительности труда
Выбирая строительство монолитной конструкции, предполагается работа с железобетоном. Как правило, это отнимает много времени, но наделяет будущее строение максимальными критерием прочности, устойчивостью к влаге, а также возможностью выдерживать большие нагрузки. Что касается временных затрат на сооружение, то большую часть времени занимает опалубка, которая теперь может возводиться быстрее. Увеличить темпы работы позволяет скользящая опалубка, которая сегодня используются для вертикальных и горизонтальных элементов конструкции.
Принцип работы
Отвечая на вопрос о том, что такое скользящая опалубка, отметим, что самая простая разновидность представляет собой два щита, которые находятся внутри и снаружи возводимого объекта. Щиты зачастую изготавливают из металла, поскольку они наиболее прочные. Их стягивают между собой при помощи опалубочных балок, соблюдая небольшой конус между плоскостями, равный 0,5 градусов.
С каждой стороны щита располагается деревянный помост. Это неотъемлемая часть опалубки, имеющая оградительные перила для безопасности выполняемой работы. Именно благодаря помосту рабочие могут находиться на высоте, выполнить корректировку проводимой работы, устранять дефекты заливки бетона.
Технология выполнения работы предполагает перемещение опалубки вертикально, применяя специальные домкраты и направляющие. Они бывают ручного, электрического и гидравлического действия. Домкраты на основе гидравлики и с электрическим приводом, считаются наиболее приемлемыми, поскольку способны работать со щитами большого веса.
По той причине, что бетон может прилипать к металлической опалубке, поверхность металла смазывают специальным составом. Это исключает излишнее прилипание. Что касается вертикального перемещения, то опалубка движется по металлическим направляющим. Они же является частью фундамента и направлены строго горизонтально вверх.
Чтобы иметь возможность продолжать перемещение вверх, необходимо чтобы одна из вертикальных направляющих была длиннее другой. Фиксация новых направляющих выполняется при помощи болтового соединения.
В процессе заливки металлические направляющие заливаются бетоном, что добавляет дополнительной жёсткости для общей конструкции. Подачу бетона выполняет бетононасос, который выкачивает его из бетономешалки.
Область применения
Скользящая опалубка активно используется при строительстве частных объектов и капитальных сооружений. Например, в частном секторе такую опалубку применяют для оборудования колодцев, при сооружении домов, при поднятии цоколя на высоту. При возведении капитальных строений, многоквартирных домов, торговых центров, опалубка применяется для сооружения стен. Скользящая опалубка также используется для строительства высотных объектов, например, дымоходов, башен, вентиляционных шахт. Осуществляется ремонт наклонных поверхностей при помощи скользящей опалубки, что немаловажно в вопросах реставрации зданий.
Разновидности и технические характеристики
Современное строительство предлагает использовать опалубку двух разновидностей:
- Крупнощитовая
- Мелкощитовая
Основным отличием является то, что мелкощитовая опалубка весит меньше, поэтому ее применение для возведения зданий и сооружений крупных и мелких габаритов, не предполагает использование спецтехники. Именно поэтому мелкощитовая скользящая опалубка может быть собрана своими руками, что позволит использовать ее при возведении домов.
В случае с крупнощитовой опалубкой, спецтехника должна использоваться обязательно, из-за большого веса каждого отдельного щита. Спецтехника применяется не только для перемещения опалубки, но и с целью распределения бетона, его трамбовки, а также для передачи бетона на высоту.
Конструкция щитов предполагает работу не только с прямыми стенами, но и с вогнутыми (в случае с башнями, трубами). К основным преимуществам использования опалубки можно отнести уменьшение трудозатрат на строительный процесс, сокращение сроков, уменьшение затрат денежных средств на работу. Демонтаж не занимает много времени, что одинаково характерно для крупных и мелких щитовых разновидностей. Повышается скорость работы с использованием скользящей опалубки.
Основные элементы
Ранее мы уже приводили примерный состав основных элементов, используемых при установке и перемещении скользящей опалубки. Давайте поговорим об этом подробнее. Итак, скользящая опалубка для стен состоит из следующих элементов:
- Домкратные стержни. Это элементы с ручным или электрическим принципом действия. Их задача заключается в том, чтобы упереться в раму и двигать ее в нужном направлении.
- Домкратная рама.
- Щиты. Это элементы с одинаковой геометрией. Могут быть изготовлены из фанеры, ДСП, металла, что зависит от области применения.
- Подвесные подмости.
- Кружал. Это замковая система, в основном имеющая болтовое соединение.
Домкратная рама представляет собой основной несущий элемент конструкции. Именно на ней будут установлены щиты. Домкратная рама должна обладать достаточной прочностью, чтобы выдерживать давление бетона на стенки щитов изнутри. К домкратной раме монтируют подмости, которые станут основой для работы строителей на высоте.
Делайте правильный выбор. В зависимости от сложности здания, домкратная рама может быть выполнена с разным количеством стоек, имея одну, 2 и 4 стойки, соответственно. Если предполагаемое строение обладает большим количеством пересечений в плане оконных и дверных проемов, то устанавливаются домкратные рамы с тремя и четырьмя стойками. Во всех остальных случаях применяются двухстоечные рамы.
Щиты на домкратную раму навешиваются при помощи кружал, которые необходимо установить в паз кронштейна и зафиксировать при помощи болтового соединения. Благодаря конструкции кружал, есть возможность регулировать конусность, определяя угол наклона 0,5 градуса для каждого щита.
Монтажные работы
Отвечая на вопросы о том, как стоят дома с использованием скользящей опалубки, предлагаем рассмотреть несколько этапов типового монтажа. Монтаж скользящей опалубки является сложным процессом. Здесь обязательно должна быть задействована подъемная спецтехника, такая, как, например, кран кс-5363.
На первом этапе, перед монтажом необходимо очистить поверхность щитов от налипшего бетона, выровнять дефекты поверхности. Щиты следует смазать специальной эмульсией. На первом этапе собирается внутренний короб, который связывается с фундаментом будущего здания. Наклон стоек короба проверяется при помощи отвеса.
Соблюдайте последовательность. Установив короб, затем вяжут арматуру, устанавливают закладные детали. Всё это сверяется с рабочими чертежами. Работа имеет цикличную последовательность действий, поскольку после сборки, собирается следующий короб и вновь вяжется арматура.
Для того чтобы соблюсти толщину стены на всём периметр здания, необходимо использовать шаблоны, не менее 2-х на одну сторону короба. Далее устанавливают домкратные рамы, которые предварительно примеряют к щитам скользящей опалубки при бетонировании. После монтажа домкратной рамы приступают к обустройству козырька и рабочего пола. Как правило, пол и козырек имеют деревянную составляющую. Для основания используется хвойная порода не менее 40 мм в толщину.
Как только пол обустроен, сразу приступают к монтажу гидравлического оборудования, здесь производится установка автоматической насосной станции, гидродомкрата, трубопроводов, проводится электрика, освещение. Когда конструкция скользящей опалубки готова к работе, доставляют бетон, который подается на высоту путем использования бетононасоса.
Достоинства и недостатки
Как и любой элемент строительной конструкции, скользящая опалубка обладает своими достоинствами и недостатками. К достоинствам можно отнести:
- Высокую скорость выполняемой работы. Зафиксированы случаи, когда 1 этаж дома по скользящей опалубке был возведен за сутки. При этом, используя нужное количество рабочей силы, всё равно наблюдается существенная выгода, которая составляет до 20%.
- Сокращение стоимости строительства целого объекта.
Скользящая опалубка позволяет воплощать в жизнь самые неординарные архитектурные решения, поскольку при помощи скользящей опалубки можно возводить не только прямоугольные строения, но и овальные, круглые, а также иные формы зданий. Есть и угловые элементы, которые позволяют добиться максимальной прочности угловых соединений.
Наряду с достоинствами, выделяют и недостатки, которые заключаются в следующем:
- Сложность выполнить монтаж опалубки при наличии арматурного каркаса.
- Сложность в формировании проёма, если стена имеет большой размер.
- Необходимость использования большого количества спецтехники, что повышает трудоемкость при заливке межэтажных перекрытий.
- Работники должны иметь высокую квалификацию, что повлечет за собой увеличение оплаты труда.
- Обязательное соблюдение норм, правил и всех технологических аспектов, поскольку иначе есть вероятность нарушения рабочего процесса, что в дальнейшем повлечет снижение прочности конструкции.
- Должна быть налажена поставка бетона. Бетон должен привозиться днем и ночью, а его качество должно быть соответствующим проектной документации.
- Следует разбивать рабочий процесс на 3 смены, что влечет за собой увеличение затрат на оплату труда рабочим.
- Следует соблюдать вертикаль подъема опалубки, с отклонением до 0,5 градусов каждого щита.
- Следует непрерывно вязать арматуру, чтобы это не задерживало общий процесс выполнения работы.
- Если в процессе работы были допущены дефекты, то это может повлечь за собой дополнительные затраты на устранение проблем.
Как видите, недостатки есть, но с ними легко бороться. Главное правильно подбирать строительные бригады, а также использовать необходимые добавки, снижающие отвердение бетона до 18 часов.
Источник: betonov.com