Технология строительства земляного полотна это

Сооружение земляного полотна является одним из наиболее трудоемких и дорогостоящих видов работ железнодорожного строительства. В зависимости от района строительства на него приходится от 20 до 30 % полной сметной стоимости. Этот, так называемый, «срокообразующий» вид работ существенно влияет на общую продолжительность строительства.

При проектировании и производстве земляных работ должны быть соблюдены следующие требования:

— прочность и устойчивость земляного полотна, обеспечиваемые правильным выбором грунтов, их взаимным расположением, способами отсыпки и уплотнения;

— соответствие поперечных профилей земляного полотна требованиям [15];

— минимальная трудоемкость и стоимость, достигаемая путем рационального распределения земляных масс, выбором наиболее эффективных типов землеройных модулей на основе технико-экономического обоснования или сравнения по энергоемкости;

— выполнение земляных работ в соответствии с установленным графиком;

— соблюдение правил техники безопасности и охраны окружающей среды.

Подготовительные работы для  строительства дома.

Цель данных методических указаний – облегчить работу студентов в период

разработки курсовых и дипломных проектов, связанных с проектированием и производством земляных работ. Представленный материал соответствует требованиям действующих инструкций и нормативов, современному уровню развития производства. Следует отметить, что речь идет о строительстве в районах с нормальными климатическими, геологическими и гидрологическими условиями.

Технические параметры земляного полотна

Основными документами при проектировании земляных работ являются продольный профиль, на котором указаны рабочие отметки насыпей и выемок, кривые участки пути, растительность в пределах полосы отвода, и поперечные профили земляного полотна.

Категория линии, район строительства, вид грунта, срок производства работ приводятся в задании, прилагаемом к проекту. Технические параметры конструктивных элементов земляного полотна определяются в соответствии с СТН Ц – 01 – 95 «Железные дороги колеи 1520 мм».

Определение основных технических параметров земляного полотна (см. рис. 1.1, 1.2) заключается в:

а) установлении ширины основной площадки земляного полотна возводимого участка железнодорожной линии;

Источник: mydocx.ru

ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПРИ СООРУЖЕНИИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

Работы, выполняемые при сооружении земляного полотна

Строительство земляного полотна автомобильной дороги выполняют на основании проекта производства работ и проекта организации строительства. На стадии утверждения и согласования проекта автомобильной дороги производят отвод земель с подписанием соответствующих документов в организациях и ведомствах, являющихся пользователями земель. Отвод земли — закрепление участка земли, используемого постоянно или временно для размещения автомобильной дороги и ее инфраструктуры, за ведомством, осуществляющим строительство и эксплуатацию автомобильной дороги. Ширину полосы земли, используемой постоянно, устанавливают в зависимости от категории дороги, числа полос движения, высоты насыпи или глубины выемки, заложения откосов, наличия или отсутствия боковых резервов, поперечного уклона местности, наличия дополнительных полос движения.

Нижнее строение пути. Земляное полотно и его поперечные профили. Водоотводные устройства

Для размещения автомобильной дороги определяют полосу отвода — полосу земли, на которой размещаются автомобильная дорога и все относящиеся к ней сооружения. Ширина полосы отвода обычно складывается из ширины насыпи по подошве плюс 2 м с каждой стороны насыпи, или ширины выемки по бровкам откоса плюс 2 м с каждой стороны выемки, или расстояния между внешними бровками кювета-резерва плюс 2 м с каждой стороны.

Наименьшая ширина полосы отвода принимается согласно нормам отвода земель под автомобильные дороги (табл. 3.1).

При возведении земляного полотна проводятся следующие работы: подготовительные, основные по возведению насыпи и разработке выемок, отделочные.

Источник: ozlib.com

Устройство земляного корыта при строительстве дорог

Асфальтирование дорог происходит не только в городах и на трассах, но и в частных владениях, дворах, автостоянках и других пространствах с различной транспортной нагрузкой. Специалисты ГК «БиК» рекомендуют придерживаться следующих показателей при расчете глубины земляного корыта:

  • если речь идет об асфальтировании дороги или укладке тротуарной плитки в частных владениях, где нагрузка на дорожное покрытие будет минимальна, то можно остановиться на глубине 15-20 см;
  • в случае прокладки дороги с полноценной нагрузкой, глубина должна быть не менее 40 см.
Читайте также:  Перечень действующих снипов в строительстве

Способы устройства корыта.

Дорожные одежды размещаются в корыте – углублении в поверхности земляного полотна. Глубина корыта соответствует толщине дорожной одежды, но если обочины присыпные, то глубина корыта меньше, если с бортами – то больше (рис. 2.6).

Первый способ устройства корыта: разработка котлована в грунте земляного полотна с вывозом грунта. Применяют в устойчивых грунтах при постройке дорог в выемках или нулевых отметках (рис. 2.6 а); Второй способ: устройство обочин за счет грунта, вынимаемого из корыта (полукорытный профиль, рис. 2.6 б); третий способ: отсыпка обочин из привозных грунтов (присыпные обочины),используется при малопригодных грунтах земляных полотен (например, сыпучих, рис. 2.5 в)

. Способы устройства корыта.

Способы устройства земляного полотна:

— в нулевых отметках, используются на местных дорогах, в пустынях и т.д.;

— в насыпях (рис. 2.7 а);

— в выемках (рис. 2.7 б);

— в полунасыпях, полувыемках, используются на косогорах (рис. 2.7 в).

Способы устройства земляного полотна.

При устройстве загородных дорог грунт для возведения земляного полотна берут из резервов, из выемки в насыпь, складывают в кавальеры (на обрезах дороги); земляное полотно на городских улицах и дорогах проектируют в соответствии с проектом вертикальной планировки улиц по всей их ширине и в увязке с планировкой прилегающих территорий. Используют, главным образом, привозные грунты, которые должны быть обязательно дренирующими – гравийные, песчаные, скальные.

Не допускаются илистые, торфяные, солевые грунты, смерзшиеся, пылеватые суглинки и глины. При высоком уровне грунтовых вод нельзя применять грунты, имеющие способность к высокому капиллярному подъему воды. Насыпи устраивают из однородных грунтов, отсыпаемых на всю ширину земляного полотна горизонтальными слоями толщиной, обеспечивающей необходимое их уплотнение.

Плотность грунтов земляного полотна должна составлять 95…98 % от оптимальной ( ). Ширину земляного полотна под проезжие части принимают на 1 метр больше ширины проезжей части с учетом установки бортовых камней и сопряжения дренирующих слоев проезжей части и тротуаров. Поверхности земляного полотна под дорожными одеждами придают уклоны, соответствующие уклонам проезжей части ( ), направленные в сторону лотков, кюветов, дренажей. Для обеспечения устойчивости земляного полотна большое значение имеет тип грунта.

Классификация грунтов представлена в табл. 2.4.

Типы глинистых грунтов

Супесь легкая крупная 1-7
пылеватая
тяжелая пылеватая
Суглинок легкий 7-12
легкий пылеватый
тяжелый 12-17
тяжелый пылеватый
Глина песчанистая 17-27
пылеватая
жирная > 27

Группы грунтов по степеням пучинистости

Песок гравелистый крупный и ср. крупности I (непучинистый)
Песок крупный, ср. крупности, мелкий, супесь II (слабопучинистый)
Супесь, суглинок легкий, суглинок тяжелый, глины III (пучинистый)
Песок пылеватый, супесь пылеватая, суглинок тяжелый пылеватый IV (сильно пучинистый)
Супесь тяжелая пылеватая, суглинок легкий пылеватый V (чрезмерно пучинистый)

Пучинами называют деформации дорожных одежд, проявляющиеся зимой во взбугривании и потере ровности дорожной одежды, а в период оттаивания – в проломах дорожной одежды, вызываемых резким снижением прочности грунта земляного полотна. Вызываются накоплением в земляном полотне зимой большого количества влаги.

Образуются ледяные прослойки (донники), раздвигающие грунт, вызывая поднятие (пучение дорожной одежды). Весеннее оттаивание – вскрытие пучин – ведет к снижению прочности грунта и дорожной одежды. Дорожные одежды начинают разрушаться под действием движения автомобилей. Образованию пучин способствуют грунты, имеющие высокий капиллярный подъем (до 2 м.), а также высокий уровень грунтовых вод.

Возвышение поверхности земляного полотна над уровнем грунтовых вод устанавливают с учетом гидрологических и климатических условий. При этом нормируется возвышение дна корыта над наивысшем уровнем грунтовых вод. В городских условиях, при невозможности поднять земляное полотно, предусматривают следующие мероприятия:

— понижение уровня грунтовых вод на величину H-h, где H – отметка основания подстилающего слоя, а h – высота капиллярного подъема воды в грунте земляного полотна (рис. 2.8);

— устройство теплоизолирующих и капиллярнопрерывающих слоев из шлака, щебня, гравия, геотекстиля (рис 2.7);

Рис. 2.7 Устройство дополнительного слоя из геотекстиля: а- между основанием и земляным полотном; б, в – под дорожной одеждой.

Читайте также:  Строительство дома зимой можно

— если под проезжей частью проходит траншея для подземных коммуникаций, то её засыпают песчаными грунтами, с отводом воды из траншеи.

Понижение уровня грунтовых вод в городских условиях.

На заболоченных участках принимают следующие решения: сохранение, частичное или полное удаление торфяного слоя, так как насыпи на болотах подвергаются значительным осадкам. На магистральных улицах делают полное выторфовывание. При большой толщине торфа устраивают песчаные сваи (вертикальные дрены): пробуривают скважины до плотного основания и засыпают их песком. В основании насыпи делают прослойки из дренирующего грунта толщиной 0,5 – 2 м.

Крутизну откосов насыпей и выемок принимают с учетом их высоты (глубины), типа грунтов земляного полотна, гидрологических и климатические условий.

Например: 1:1,5 используют для песка, гравия, щебня; 1:1 — для крупнообломочных грунтов. Для обеспечения устойчивости и декоративности используют засев трав, одерновку, георешетки, мощение, бетонные и железобетонные плиты, подпорные стенки.

Этапы возведения дорожного полотна

После обустройства дорожного корыта начинаются следующие этапы асфальтирования.

На дно земляного корыта насыпается слой щебня, который играет роль дренажа и принимает на себя основные нагрузки. Толщина слоя щебня также определяется транспортными нагрузками на покрытие. При строительстве тротуаров достаточно одно слоя щебня в 15 см, а вот на шоссейных дорогах нужно около 3 слоев, в которых наиболее правильно использовать разные фракции щебня. После формирования каждого слоя щебня, его необходимо уплотнить катком. Так земляное корыто превратилось в полноценное основание дороги и готово к асфальтированию.

ГК «БиК» использует традиционные технологии укладки асфальта и новые европейские методы, применение которых позволяет увеличить срок службы дорожного покрытия на несколько лет. Если вы хотите узнать подробности об асфальтировании, рассчитать стоимость работы или материалов, звоните нам, и наши сотрудники проконсультируют вас по всем имеющимся у вас вопросам.

Технология земляных работ грейдерами — часть 2

Устройство корыта в земляном полотне

Корыто, предназначенное для укладки материалов дорожного основания (песка, гравия, щебня) и дорожного покрытия, представляет собой выемку глубиной до 0,35…0,4 м вдоль оси земляного полотна.

В готовом полотне корыто устраивают (рис. 165), когда покрытие предполагают укладывать не сразу после возведения полотна.

Для устройства корыта грунт срезают из верхней части насыпи круговыми двусторонними проходами грейдера и перемещают на обочины. При первом проходе по оси корыта грунт срезают отвалом на

12… 15 см ниже отметки дна корыта и вторым проходом этот грунт перемещают на обочину. Третьим проходом грунт вынимают при заглублении отвала на расстоянии 1 м от оси корыта и глубину на

3…5 см ниже дна корыта. Четвертым проходом оба валика разравнивают на обочине. Пятый проход — самый ответственный: снимают грунт по границе края корыта и обочины. Угол наклона отвала должен быть не более 6 град, угол захвата 40…45 град. Грунт, сбрасываемый концом отвала, укладывают на обочину вприжим, уплотняя в месте перехода ее в корыто.

Для четкого определения границы обочины при пятом прохо-де целесообразно сделать разбивку борта корыта, выставив на расстоянии 15…20 м колышки.

Рис. 165. Устройство корыта в готовом земляном полотне: 1, 3, 5…1 — зарезание грунта, 2, 4 — перемещение, 8 — разравнивание дна корыта, 9 — готовое корыто

Рис. 166. Устройство корыта с одновременным возведением насыпи: а — отсыпка обочин, б — профилирование корыта, в — схема устройства корыта; 1…19 — номера проходов автогрейдера

При шестом проходе окончательно отделывают стык обочины и корыта, а последующими двумя проходами отделывают и профилируют дно корыта. При этих операциях можно применять удлинитель отвала, что сокращает число проходов.

Если дорожную одежду предполагают укладывать вслед за возведением земляного полотна, то корыто под покрытие устраивают сразу. В зависимости от высоты насыпи возможны разные способы устройства корыта.

. При насыпях высотой до 0,3 м отсыпаемый из боковых резервов грунт не перемещают до оси полотна, а укладывают по обочинам, придавая поверхности требуемый уклон (рис. 166). Грунт зарезают от

Читайте также:  Цикл строительства скважин это

бортов, перемещают его отвалом к оси дороги и одновременно разравнивают и планируют до заданного профиля. Угол захвата отвала при разравнивании должен составлять 60…70е, при отделке 50…70е. В процессе отделки обочины грейдер должен перемещаться левыми колесами по дну корыта, а правыми — по обочине. Отвал устанавливают таким образом, чтобы излишки грунта удалялись в сторону от корыта.

В насыпях высотой более 0,3 м корыто устраивают следующим образом. Нижний слой насыпи укладывают обычным способом и уплотняют. Верхний слой от оси дороги до границ будущего корыта укладывают вполуприжим, а на обочинах — вприжим. Отсыпанный слой на обочинах получается выше насыпи корыта. Верхушки валов в зоне корыта срезают и перемещают к обочинам.

Дальнейшую работу (отделку и профилирование дна корыта) проводят в обычной последовательности.

Смещение грунтовых и минеральных материалов с вяжущими веществами

. Для повышения устойчивости проезжей части, предупреждения распутицы и образования колеи на грунтовых дорогах

устраивают дорожные покрытия облегченного типа методом смещения, при котором разравнивают и многократно перемешивают грунт или гравийный материал с неорганическими (цемент) и органическими (битум, деготь, смола) вяжущими материалами и добавками. Такие улучшенные дороги отличаются высококачественным устойчивым покрытием. Стоимость их возведения небольшая. При устройстве таких покрытий применяют грейдеры. Работу выполняют следующим образом.

Материал (цемент, гравий) вывозят на полотно и укладывают по оси дороги в кучки. После этого материал в один-два прохода собирают отвалом грейдера в сплошной валик ровного сечения (рис. 167). Отвалом, поднятым на высоту 20…25 см и установленным под углом захвата 90е, валик разравнивают в призму высотой до 20…25 см и

шириной до 3,6 м.

Вяжущие материалы автогудронатором разливают по уложенной призме гравийного материала и перемешивают грейдером за 3…4 приема. После каждого перемешивания смесь снова собирают на оси дороги в валик, который затем разравнивают в призму, и операцию повторяют.

Материал перемешивают грейдером за 3…4 круговых прохода перемещением смеси от оси дороги к бровке корыта в обе стороны и обратно. Отвал устанавливают под углом захвата 45°, углом резания

50…60* и углом наклона, соответствующим поперечному уклону

После распределения полной нормы вяжущих материалов приступают к окончательному перемешиванию смеси. Продолжают его до тех пор, пока смесь не станет однородной.

Завершается устройство усовершенствованного покрытия распределением однородной смеси по корыту, профилированием и уплотнением проезжей части.

Разравнивают и профилируют смесь грейдером за 4…5 проходов. Первым проходом отвал с углом захвата 85° раздвигает на обе стороны верхнюю часть валика материала, собранного на оси дороги примерно на половину его высоты. Последующими двумя круговыми проходами материал равномерно перемещают по обе стороны от оси дороги. Угол захвата отвала 45…50°.

При четвертом проходе отвал устанавливают на высоту заданной толщины покрытия с учетом последующего уплотнения под углом наклона, соответствующим профилю сечения проезжей части, и с углом захвата 60…65°. Разравнивают материал при проходе от краев к середине. Последним проходом выравнивают покрытие на середине проезжей части.

рис. 167. Перемещение гравия с вяжущими материалами: I…6 — номера проходов

Методы устройства корыта под дорогу

Автогрейдер является одним из видов спецтехники, который используется для устройства дорожного корыта. Количество его проходов будет зависеть от того, какой тяжелой будет почва, и какова плотность обрабатываемого грунта. В среднем это пять-шесть проходов. На финальных стадиях срезанный грунт земляного полотна перемещается частично на обочину для устройства насыпи. Угол отвала должен совпадать с поперечным профилем дна.

Дальнейшее уплотнение грунта корыта осуществляется за счет прохода катком или виброплитой.

Качественному устройству корыта под дорожную одежду значительной толщи земли может помочь универсальный бульдозер. Также дорожным корытом занимаются экскаваторы-планировщики, самосвалы.

Технология строительства корыта врезного типа подразумевает зарезание грунта, его перемещение в конус и вывоз.

Специалисты компании досконально знают процесс устройства дорожного корыта и качественно справляются с задачей устройства котлована в отведенные сроки.

Источник: sc71perm.ru

Рейтинг
Загрузка ...