Технология установки бордюров в дорожном строительстве

Содержание

фото 21033_1

Дорожный бордюр — это обязательный элемент магистральных городских и внутриквартальных дорог. Он выполняет несколько важных функций.

Прежде всего, защитную, сохраняя дорожное полотно и рядом расположенную зеленую зону от разрушения и обвалов, а также разграничивает дорожную инфраструктуру на самостоятельные зоны: тротуары, въезд, автостоянки, остановки, заправки и парковки.

Для того чтобы дорожное полотно функционировало свыше 20 лет, бордюрные камни должны устанавливаться с четко обозначенными нормативными производственными характеристиками и в соответствии с технологической картой монтажа.

Общие правила и принципы

Установка дорожных бордюрных камней производится по проекту строительства автомобильной дороги, в ходе которого определяется нужный тип камня и технология установки. Расчет производится согласно климатических и геологических характеристик местности и объемов работ.

Установка бордюров и поребриков. Процесс подготовки основания под песок и щебень

Технология установки бордюрных камней должна обеспечить их надежность, чтобы выдержать внешнюю рабочую нагрузку, которая возникает на границы раздела тротуара и дорожного полотна за счет заклинки поверхностного слоя из асфальта или дорожной плитки.

Для этого бордюр укладывают на жесткое основание на дне траншеи из мелкозернистого бетона не менее В15 и М200, песка и щебенки.

Требования для использования стройматериалов под основания дорожного и магистрального бордюрного камня:

  • щебень 20 — 40 мм, по дробимости не менее M600;
  • бетон мелкозернистый не менее В15 и М200;
  • песок I-го класса.

Для этого вида бордюров запрещено использовать в качестве подстилающего слоя сухую ПЦС. Распределение слоя может выполняться ручным или механическим способом, с запасом по толщине на вибропосадку камней свыше 3 см.

Установка дорожного бордюра должна быть произведена не позже чем за 72 часа до начала работ по устройству основного покрытия дороги, чтобы бетонная обойма и швы набрали требуемую прочность.

Общие принципы установки бордюрного камня для дорожного покрытия:

фото 21033_2

  • геодезическая разбивка канта дорожных бордюров;
  • установка земляного ящика;
  • устройство подстилающего слоя;
  • установка бетонных или гранитных камней;
  • герметизация межбордюрных швов цементным составом;
  • заделка земляных пазух.

Земляной ящик шириной 0,6 м устраивают ручным способом при небольших объемах и автогрейдером при строительстве автодороги большой протяженности. Выравнивающий слой должен быть не менее 10 см. Его подвозят автосамосвалами, разгружают в 3-5 местах у траншеи и автогрейдером смещают песок в земляной ящик. Распределение основания по траншеи выполняют ручным способом.

Перед монтажными работами камни должны быть очищены от загрязнений, располагают их на основание по нанесенным отметкам. Вначале нивелиром/тахеометром ставят маячковые камни лицевой поверхностью, натягивают шнур по стальным кольям, забитых у маячных камней по верхней кромке, и только потом выставляют остальные элементы, проверяя их горизонтальность.

Ширина швов между элементами не может превосходить минимальный нормативно установленный размер в 5мм. После завершения процесса монтажа, все щели тщательно герметизируются, чтобы не допустить вымывание подстилающего слоя.

Перечень инструментов и оборудования

Монтаж бордюрных конструкций может устанавливаться как ручным способом, для элементов до 1 м, так и механизированным, поэтому список оборудования во втором случае будет существенно большим.

Для выполнения работ по устройству бордюров механическим способом потребуется:

  1. Аренда автотранспорта: автогрейдер, автокран, самосвал.
  2. Бетономешалка.
  3. Нивелир с нивелирными рейками и рулетка.
  4. Металлические штыри или деревянные колья, для натягивания разметочного шнура.
  5. Захваты-клещи для переноски бордюров.
  6. Мастерок, кельма и шпатель для раствора и герметизации межбордюрных швов.
  7. Молоток.
  8. Лом.
  9. Лопаты.
  10. Емкости на бетонного раствора.
  11. Защитная лента для ограждения.
  12. Сигнальные метки для ограждения рабочей зоны.
  13. Щебень М 600 до 40 мм.
  14. Бетон В15.
  15. Камни бортовые.
  16. Пиломатериал.
  17. Цементный раствор М 50.

Захваты-клещи

фото 21033_3

Эти приспособления обязательны при перемещении ограждения до 1 м, весом до 200 кг.

В этом случае захват одного бордюра выполняют несколько человек, а приспособление помогает не только распределить нагрузку между исполнителями, но и устанавливать камень ровно и точно по разметке.

Захваты-клещи помогают снизить трудозатраты на укладку дорожного камня и снизить травматизм на рабочем месте. Такое приспособление универсальное, может использоваться для переноски любого другого тяжелого штучного стройматериала.

Современные модификации захватов способны работать в тандеме с другой строительной техникой и оборудованием, что позволяет поднимать более тяжелые бордюры длинной свыше 1 м и весом свыше 200 кг, например, гранитные или ЖБ магистральные камни.

Ниже описаны популярные захваты-клещи которые можно использовать для укладки дорожных бордюров.

Простой

Даёт возможность ставить бордюрные элементы, а не переволакивать их. Захват не имеет кронштейнов, прижимание создаётся благодаря усилиям, созданными руками человека. Рычаги замыкаются вследствие поворота клещевых ручек. В этом случае, создается дуга захвата 40-45 см. При том, что само приспособление имеет вес примерно 5 кг, но бордюры может поднять до 200 кг.

Обладает наивысшей функциональностью. Может переносить тяжелый дорожный бордюр и другие дорожно-строительные материалы длинной до 1 м и весом более 150 кг, например, водоотводные лотки. Гидрозахват допускается применять с разнообразным оборудованием и транспортом в виде навесного оборудования. От их гидросистемы подается питание для захвата.

С гидрозахватом нужно обращаться осторожно, первоначально щипцы кладут на камень, после направляющие необходимо раздвинуть их по длине, при этом прижимы располагают симметрично, чтобы случайно не разломать бордюр. Ротатор подключают к оборудованию, которое создает давление крепко зажимая изделие в захвате, после чего погрузчик или другой грузоподъемный транспорт переносит камень в зону установки.

Захват-тандем

Педназначается для парного применения, функционирует по технологии продольного захвата. Клещи замыкаются на бордюре по торцам. Инструмент довольно тяжелый, его вес до 15 кг, но может монтировать бордюрные элементы до 200 кг. Благодаря альтернативному удержанию по торцам, защищается лицевая часть бордюра от случайного повреждения.

Наиболее популярный инструмент в дорожном строительстве и, предназначены для тяжеловесных конструкций, работает в блоке с грузоподъёмной автотехникой. Отличительная черта конструкции — наличие монтажного кольца. При подъеме щипцов, подъемные щёки захлопываются, создавая усилия в соответствии с весом бордюра.

Читайте также:  Материал для строительства подвала гаража

Как правильно установить бортовые камни?

Для правильной установки бордюров нужно знать проектное расположение камня — в один уровень с тротуарным покрытием или выше. От этого будет зависеть глубина траншеи.

Для грунтов с сезонным пучением в обязательном порядке должна выполняться укладка выравнивающего слоя.

Базовые этапы в процессе укладки дорожного бордюра:

фото 21033_4

  1. Прежде чем инсталлировать тротуарный бордюр, разбивают трассу колышками и шнуром и обозначают монтажную линию лицевой стороны бордюра, которая должна быть повернута к покрытию.
  2. Наносят на колышки отметку расположения грунта и бордюрного основания. По верхней линии расположения бордюра протягивается шнур. Уровень наклона выбирается в соответствии с геологическими особенностями грунта.
  3. Глубина траншеи под установку камней определяется проектом, обычно верхняя линия бордюра возвышается над покрытием на 3 см, что предотвращает попадание атмосферных вод из газона на тротуар.
  4. Для уплотнения основания можно использовать виброплиту, в этом случае предварительно ширину траншеи выполняют равной ширине виброплите.
  5. Выравнивающий слой выполняют из щебня 20 мм толщиной около 10 см. При трамбовке она уменьшится на 1/4, что надо учитывать до начала работ.
  6. Цементный раствор приготавливают из цемента М400 в соотношении Ц:П:Щ= 1:2:3.
  7. Его заливать необходимо не полностью, а по частям, по мере выравнивания бордюра и осаждение до проектного уровня, зафиксированного шнуром.
  8. Выравнивают верхнюю плоскость камня резиновым молоточком и деревянной киянкой, чтобы не повредить поверхность бордюра.
  9. Укладывают бетон с лицевой части внизу бордюра.
  10. Осуществляют обратную засыпку грунтом траншейных пазух и уплотняют грунт.
  11. Выполняют уплотнение швов между бордюрами с применением цементного раствора в 2 стадии: вначале обмазываются более плотным раствором М 400 в соотношении Ц:В=1:2 с консистенции сметаны, а в верхнее отверстие заливают более жидкий раствор Ц:В=1:4.
  12. Подготовленный стык укрывают полиэтиленом.

На практике существуют определенные технологические нюансы для разных вариантов дорожного покрытия и бордюров, изготовленных из разнообразных материалов, например, магистральных и гранитных камней.

Это объясняется, тем, что при больших объемах работ и значительном весе бордюров, потребуется применение грузоподъемной техники, поэтому при их установке нужно придерживаться определенных процедур. Разберем нюансы установки в зависимости от видов ограждений.

Магистральные

Такие бордюры, как правило, имеют монтажные петли, которые нужно после завершения работ отгибать книзу. Для того чтобы обеспечить на стыках бордюров одинаковые зазоры 5 мм, работают с фиксатором зазоров, Г-образным железным шаблоном, который накладывается на торец поставленного бордюра.

Следующий элемент размещают таким образом, чтобы торцевая поверхность его упиралась в торец с фиксатором уже установленного бордюра. Через 40 м выполняют компенсационный шов для расширения, в него вклинивается строганная доска 20 мм, соответствующая профилю бордюра.

Для того чтобы усилить защиту от атмосферных осадков, на грунт до размещения щебеночной основы укладывают слой геотекстиля 160 г/см2, что не позволяет смешиваться щебенки с грунтом.

Гранитный

фото 21033_5

При установке на участке от 40 м нужно окончательно выверить камни по длине и высоте. В необходимых случаях потребуется приподнять бордюр автокраном, выправить его положение и опустить, когда гранит займет проектное положение.

Не допускается проводить планировку основания под гранитным камнем, поднятым краном или другим подъемно-транспортным устройством.

В это время бордюр должен отводится от траншеи и зоны, в которой находятся люди. При установке камней, на стыке между ними не должно быть уступов.

Возможные сложности и ошибки

Несмотря не кажущуюся простоту, установка бордюрных камней довольно сложная работа, требующая точности выполнения нормативных процедур и наличие опыта исполнения работ у монтажников.

Ошибки и сложности при выполнении строительно-монтажных процедур начинаются у исполнителей, когда они приступают к работам без проекта и геодезических исследований.

Наиболее частые ошибки, которые допускаются исполнителями в процессе установки бордюрных камней:

  1. При разбивке трассы и установлении уклона в траншее не учтена геология участка.
  2. Недостаточный слой основания под укладку камня.
  3. Слабый цементный раствор под основание менее М200.
  4. Глубина траншеи не соответствует проектному показателю.
  5. Не производилось уплотнение основания.
  6. Не выполнено выравнивание верхней плоскости бордюрной конструкции.
  7. Не выполнено уплотнение и произведена некачественная засыпка пазух грунтом.
  8. Не выполнено уплотнение швов.

Средние расценки на укладку профессионалами

Для того чтобы установить полную стоимость укладки дорожных бордюров, необходимо учитывать стоимость единичного изделия, длину трассы и стоимость монтажных работ.

Стоимость бортовых камней зависит от размеров, материала и технологии производства, в среднем по регионам она составляет за 1 п.м.:

фото 21033_6

  1. Вибропрессование, серый, Д= 1000 мм, Ш= 300 мм, В=150 мм, 420 руб.
  2. Вибропрессование, цветной, Д= 1000 мм, Ш= 300 мм, В=150 мм, 470 руб.
  3. Вибропрессование, серый, Д= 1000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм, 490 руб.
  4. Вибропрессование, цветной, Д= 1000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм, 550 руб.
  5. Бордюр железобетонный, Д= 3000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм,1260 руб.
  6. Бордюр железобетонный, Д= 6000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм,1530 руб.
  7. Бордюр гранитный, Д= 1000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм, 2380 руб.

Стоимость монтажных работ зависит от объемов укладки и типоразмера бордюра, в перечень операций входят, как подготовительные, так и основные работы, включая вывоз строительного мусора.

Средняя стоимость монтажных работ по установке дорожных бордюров за 1 п.м.:

  1. Вибропрессование, серый, Д=1000 мм, Ш= 300 мм, В=150 мм, 520 руб.
  2. Вибропрессование, цветной, Д=1000 мм, Ш= 300 мм, В=150 мм, 580 руб.
  3. Вибропрессование, серый, Д=1000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм, 620 руб.
  4. Вибропрессование, цветной, Д=1000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм, 670 руб.
  5. Бордюр железобетонный, Д 3000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм, 700 руб.
  6. Бордюр железобетонный, Д=6000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм, 1050 руб.
  7. Бордюр гранитный, Д=1000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм, 1380 руб.

Заключение

Монтаж дорожных бордюров выполняют в ходе строительства или реконструкции магистральных, городских и внутриквартальных дорог для разграничения проезжей и тротуарной части транспортной инфраструктуры.

Процесс установки довольно сложный, поэтому лучше к этим работам привлекать квалифицированных монтажников, использовать грузоподъемную технику и оснастку, тогда работу можно выполнить качественно, а установленные бетонные бордюры прослужат не менее 20 лет, а гранитные и того более от 50 лет.

Источник 1beton.info

Установка бордюров: технология монтажа и разновидности материала

Установка бордюров используется в нескольких направлениях дорожного строительства и благоустройства территорий, где бортовые камни выполняют схожие функции. Несмотря на то, что устройство дорог, тротуаров и других подобных объектов теоретически может производиться без монтажа бордюров и поребриков, данные элементы очень важны для качества, удобства и безопасности.

Читайте также:  Что такое муниципальное строительство

«Установка бордюров производится по определенному принципу, и с учетом некоторых нюансов. Это необходимо для правильного монтажа, выполнения бортовыми камнями своих задач, а также для получения эстетичного внешнего вида.
В некоторых случаях установка бордюров может производиться самостоятельно, однако монтаж крупных видов бордюрных камней может потребовать наличия навыков и применения специального оборудования»

Укладка асфальта на автомобильных дорогах, пешеходных территориях и частных участках, в идеале, всегда должна сопровождаться монтажом бордюрных камней. Также это касается сооружения покрытий из других материалов типа бетона, брусчатки или тротуарной плитки.

Для чего нужна установка бордюров

Установка бордюров нужна для выполнения нескольких основных функций, как практических, так и эстетических:

  • Повышение прочности покрытия;
  • Продление срока службы покрытия;
  • Фиксация и стабилизация участка;
  • Защита фундамента зданий;
  • Разделение областей различного назначения (например, проезжей и пешеходной части);
  • Преграждение пути;
  • Повышения безопасности;
  • Обеспечения эстетичного внешнего вида объекта.

Например, если тропинка из тротуарной плитки или брусчатки не будет снабжена бордюрными камнями, увеличится вероятность расползания фрагментов. Восстановление такого покрытия будет подразумевать полный или частичный демонтаж, с последующим повторным устройством всех слоев конструкции.

Это особенно актуально именно для немонолитных покрытий, однако требуется и в случае с цельными полотнами из асфальта или бетона.

Разновидности бордюров и области их применения

На сегодняшний день существует несколько основных типов бордюров:

  • Дорожные или магистральные;
  • Тротуарные;
  • Садовые или декоративные.

Каждая разновидность может включать некоторые модификации и подтипы. Например, дорожные и тротуарные бордюры могут иметь скошенный профиль, облегчающий проезд автомобилей и уборку территории.

Сравнение основных типов бордюрных камней

Тип бордюров Описание
Дорожные или магистральные Габариты (Д:В:Ш): 100:30:15-18 см.

Отличаются повышенной прочностью, крупным размером и массой, так как используются в качестве магистрального элемента, отвечающего, в том числе, за безопасность и зонирование.

Тротуарные бордюры меньше и легче дорожных. Основное назначение – зонирование, придание эстетики.

Садовые бордюры схожи по характеристикам с тротуарными, но иногда могут иметь и более низкие качественные показатели.

Установка бордюров дорожного типа подразумевает обязательное устройство более качественного основания, чем установка бордюров в целях декора.

Также можно выделить радиальные бордюры, которые чаще всего относятся к дорожным или тротуарным типам. Особенностью радиальных бордюров является округлая форма, что позволяет использовать их для кругового ограждения различных объектов, а также круглых перекрестков автомобильных дорог.

Те же самые задачи может решить установка обыкновенных бордюров, однако радиусные камни обеспечивают максимально плавное закругление.

«При выборе бордюрных камней обратите внимание на показатель морозостойкости, который отражает количество циклов заморозки-разморозки, которые способно выдержать изделие. Рекомендуемое минимальное значение – F200, что означает 200 циклов заморозки-разморозки, чего должно хватить примерно на 40 лет эксплуатации при прочих благоприятных условиях»

Из каких материалов может быть изготовлен бордюр

На сегодняшний день бордюрные камни могут изготавливаться на основе следующих материалов:

  • 1. Бетон;
  • 2. Природный камень;
  • 3. Искусственный камень;
  • 4. Клинкер;
  • 5. Песок и полимеры;
  • 6. Резина;
  • 7. Пластик.

Установка бордюров на тротуарах и автомобильных дорогах производится с использованием первых 3-х разновидностей, так как в таких местах бортовые камни должны обеспечивать, помимо прочего, безопасность граждан, для чего требуется высокая прочность. Остальные типы применяются, по большей части, для фиксации, зонирования и декорирования.

Описание разновидностей бордюров по составу

Из чего сделан бордюр Описание
Бетон Производится из бетона марки М400, обладает высокой прочностью. Может быть усилен путем армирования.
Природный камень Изготавливается путем выпиливания из монолитных натуральных камней. Обладает повышенной прочностью, однако имеет и более высокую стоимость.

По какой технологии производится правильная установка бордюров

Установка бордюров, согласно технологии, производится в следующем порядке:

  • 1. Разметка на местности;
  • 2. Рытье траншеи;
  • 3. Подготовка траншеи:
  • 3.1. Очистка и выравнивание;
  • 3.2. Уплотнение.
  • 4.1. Укладка геотекстиля;
  • 4.2. Отсыпка щебня или песка;
  • 4.3. Заливка бетона.

Разметка на местности производится с помощью натягивания веревки с креплением на кольях. Это позволяет контролировать геометрические параметры при монтаже бордюрных камней.

Рытье траншеи осуществляется на определенную глубину, которая зависит от габаритов бортовых камней. Стоит учесть, что основание из щебня и бетона, имеющее толщину около 30% от высоты бордюров, займет часть глубины. Следует копать траншею с учетом этого фактора.

Подготовка траншеи необходима для предотвращения деформации. Если правильно не подготовить траншею, бортовые камни в скором времени могут разъехаться, а само покрытие деформироваться, из-за чего потребуется производить демонтаж и производить устройство всех слоев заново.

  • Очистка траншеи включает в себя удаление мусора, грязи, корней растений и других ненужных элементов.
  • Уплотнение дна траншеи желательно производить с применением механизированного трамбовочного оборудования – виброплиты. При трамбовке рекомендуется смачивать дно траншеи водой, чтобы предотвратить усадку в будущем.

Устройство основания производится в несколько слоев:

  • 1. Укладка геотекстиля . Данное рулонное полотно производится из синтетических нитей и волокон, благодаря чему обладает достаточной прочностью и другими свойствами. Геотекстиль разделяет грунт и основание, препятствует прорастанию растений, выполняет дренажную функцию, повышает прочность и долговечность конструкции.
  • 2. Отсыпка сыпучего материала . Рекомендуется выбирать именно щебень, а не песок, так как «щебенка» значительно прочнее. После отсыпки нужно разровнять и качественно уплотнить щебень виброплитой. Толщина слоя – 10-15 см, диаметр фракций щебня – 20-40 мм (лучше использовать смешанные фракции, чтобы обеспечить высокую плотность).
  • 3. Заливка бетона . Желательно приготовить густой раствор с небольшим количеством воды. Ориентировочные пропорции цемента к песку – 1/3, толщина слоя – 5-7 см.

В некоторых случаях установка бордюров (декоративных) может осуществляться прямо на песчаное основание, без использования щебня и бетона. Однако это приведет к снижению прочности и долговечности.

Установка бордюров производится на бетонное основание, с обязательным контролем расположения камня во всех плоскостях:

  • Если монтаж был произведен с отклонениями, для его исправления может потребовать демонтаж целого участка.
  • Геометрия участка, на котором производится монтаж, может иметь уклон в ту или иную сторону, что следует обязательно учесть.

Фиксация производится после установки и выравнивания бордюрного камня, с помощью бетона той же плотности, на который посажен фрагмент (можно изначально подготовить песчано-цементный раствор с запасом). Габариты бетонного замка зависят от размеров бортового камня: примерная высота 8-10 см, ориентировочная толщина 5-7 см.

Читайте также:  Использование известнякового щебня в дорожном строительстве

Заделка швов осуществляется после схватывания бетона. Для этих целей можно использовать смоченный песок или другой подходящий материал. При желании заделать швы можно тем же бетонным раствором.

Установка бордюров с соблюдением данной технологии обеспечивает высокую прочность и надежность, сводя к минимуму вероятность деформации конструкции.

Чем бордюр отличается от поребрика

Бордюры и поребрики очень похожие элементы благоустройства, предназначенные для разграничения участков. Бетонные бордюрные камни и бетонные поребрики изготавливаются по одинаковой технологии вибролитья бетона, за счет чего имеют одинаковые характеристики.

Однако фактически это материалы различной формы, и установка бордюров производится по отличной от монтажа поребриков технологии:

  • 1. Установка бордюров предполагает создание земляного корыта (траншеи), а сам камень утапливается. После монтажа бордюр находится в одной плоскости с ограждаемой территорией.
  • 2. Монтаж поребриков не требует создания углубления для посадки камня – нижняя часть поребрика не утапливается. Камень-поребрик всегда выступает над уровнем обоих участков , которые он зонирует.

Кроме того, дорожные и тротуарные бордюры часто призваны препятствовать заезду транспортных средств на пешеходную зону, тогда как поребрик имеет декоративный характер.

Выводы

Установка бордюров производится при благоустройстве территорий, чтобы разделить определенные зоны, а также укрепить покрытие и повысить уровень безопасности.

В целом, бордюрные камни обеспечивают следующие положительные эффекты:

  • Зонирование участков;
  • Повышение прочности территории;
  • Увеличение срока службы;
  • Препятствие возможному расползанию;
  • Защита фундамента зданий (при устройстве отмостки);
  • Заграждение проезда;
  • Повышение безопасности;
  • Придание эстетичности, декорирование.

Для разных областей применения используются разные виды бордюров. Например, возле автомобильных дорог производится установка бордюров дорожного типа, обладающих высокой прочностью, а в декоративных целях можно использовать менее прочные и габаритные варианты.

Для обеспечения максимальной прочности и долговечности установка бордюров должна производиться с соблюдением технологии монтажа.

Источник asfalt-kachestvo.ru

Установка бордюров своими руками

При устройстве клумб и дорожек, оформления двора или придомовой территории, часто требуется установить разделители. Чаще всего для этого используют бордюры (называются еще поребрики). Причем установка бордюра не настолько сложная чтобы обязательно приглашать бригаду. Вполне можно справиться своими руками. Во всяком случае, с помощниками.

Назначение и виды бордюрных камей

Бордюры используются для отделения площадок с разным покрытием и/или разной нагрузкой. Они могут отделять дорожки от газонов, клумб, сада или огорода, служить границей пешеходной и проезжей части и т.д.

Бордюр отделяет дороги и дорожки от газонов и площадей

Бордюр отделяет дороги и дорожки от газонов и площадей

Они выполняют сразу несколько функций:

  • служат для визуального оформления дорожек;
  • перераспределяют нагрузку;
  • защищают дорожки от вымывания и разрушения.

Если вы хотите, чтобы дорожки служили долго, по краю нужно установить бордюр. Он удерживает все материалы, не давая разрушаться или менять форму.

Разные цвета, размеры и сечения

Разные цвета, размеры и сечения

Бордюры или бордюрные камни есть различных размеров, делают их из разных материалов, применяют разные технологии. Самый распространенный вид — бетонные бордюры, но есть еще пластиковые, вибропресованные.

Виды бетонных поребриков и бордюров

Бетонные бордюрные камни самые распространенные, есть они разных размеров. Делят их на две категории:

  • Дорожный камень. Более широкий и высокий, часто с арматурой внутри (один-два стальных прута диаметром 12-14 мм). Используется для отделения проезжей и пешеходной части.
  • Бордюрный камень (называют еще поребрик, садовый или тротуарный бордюр). Меньшего размера и веса, без армирования. Обычно отделяют пешеходные дорожки от газонов. Может выдерживать кратковременные наезды легкового автомобиля. При более серьезных и постоянных нагрузках их ставить нежелательно, так как они разрушаются.

Остальные типы бордюрных камней для отгораживания проезжей части не применяются, так как имеют недостаточный уровень прочности.

Дороги не всегда прямые — есть изгибы. Резкие повороты под углом сделать просто — поставить под нужным углом, а место соединения зафиксировать бетонным раствором. Для плавных поворотов есть радиусные фрагменты с разными радиусами закругления. Их можно использовать для создания ограждения для круглых, овальных клумб.

Размеры

Бордюрные блоки обычно выпускаются длиной 1000 мм, те, которые предназначены для отделения пешеходных дорожек от плодородного грунта — длиной 850 мм. Еще встречаются элементы длиной 500 и 400 мм. Обычно это поребрики для дорожек из тротуарной плитки. Они выпускаются не только по технологии литого бетона, но и по технологии вибропрессования, по которой изготавливается сама тротуарная плитка.

Размеры бывают разными

Размеры бывают разными

По высоте бордюрный камень может быть:

  • 300 мм — для отделения тротуара от проезжей части;
  • 200 мм, 180 и 150 мм — для дорожек.

По ширине 200, 180 мм (дорожный камень), 150, 100, 80 мм (бордюрный камень).

Установка бордюра на пескоцементную смесь или бетон

На грунтах, склонных к пучению, устанавливать бордюрный камень нужно на подсыпку из песка и щебня, поверх которой укладывается слой бетона, в него укладывается бордюр. При таком монтаже бордюры стоят годами без проблем. Порядок действий такой:

  • При помощи колышков, установленных в ключевых местах и натянутых между ними шнурков, производят разметку.
  • По сделанной разметке выкапывают траншею. Ширина должна быть такой, чтобы по бокам установленного камня было расстояние 10-15 см с каждой стороны. Глубина выбирается так, чтобы слой утрамбованного щебня на дне был не менее 10 см, сверху — не менее 5 см пескоцементного раствора, а сам бордюрный камень возвышался над поверхностью дорожки не менее чем на несколько сантиметров (сколько конкретно — зависит от вашего желания).

При соблюдении этой технологии установки бордюрного камня вероятность того, что при пучении он сдвинется с места очень низка.

Как поставить на песок

Если грунты не склонны к пучению, можно обойтись без бетона. Так поставить можно только поребрики — бордюр для пешеходных дорожек или ограждение для клумбы, цветника. При всем при этом такой способ установки не дает гарантии того, что дорожка не будет разрушена. Технология установки аналогично описанной выше до того места, где надо укладывать бетонный раствор.

Схема установки бордюра с водосточным желобом

Схема установки бордюра с водосточным желобом

Под поребрик укладывается только щебень и хорошо трамбуется. Толщина слоя должна быть не менее 15 см. После того как вставили бордюрный камень по уровню, промежуток между боками камня и стенками траншеи заполняется тем же щебнем и хорошо трамбуется. При таком методе установки, свернуть ограждение можно даже если на него наступить под неудачным углом. Но как временный вариант — на несколько месяцев — такой способ установки подойдет.

Источник stroychik.ru
Рейтинг
Загрузка ...