1.1 . Настоящие Указания разработаны в дополнение к «Указаниям о составе, порядке разработки и утверждения технико-экономических обоснований строительства по крупным и сложным предприятиям и сооружениям (а при необходимости и по другим объектам) * , утвержденным постановлением Госплана СССР и Госстроя СССР от 24.04.85 № 95/60 и «Указаниям о порядке разработки и утверждения технико-экономических расчетов, обосновывающих хозяйственною необходимость и экономическую целесообразность строительства предприятий, зданий и сооружений» ** , утвержденным постановлением Госплана СССР и Госстроя СССР от 16.05.85 № 116/68.
*) В дальнейшем именуется «ТЭО».
**) В дальнейшем именуется «ТЭР».
Ими следует руководствоваться министерствам, ведомствам и организациям, осуществляющим планирование, финансирование, проектирование и строительство автомобильных дорог общего пользования, а также экспертирующим органам.
Постановлением Совета Министров СССР от 28.01.85 г. № 96 «О дальнейшем совершенствовании проектно-сметного дела и повышении роли экспертизы и авторского надзора в строительстве» установлено, что «Решения о проектировании строительства объектов принимаются:
Как заполнить технико-экономическое обоснование?
по особо крупным, крупным и сложным предприятиям и сооружениям (а при необходимости и по другим объектам), определяемым Госпланом СССР и Госстроем СССР, — на основании технико-экономических обоснований строительства;
по другим предприятиям, зданиям и сооружениям — на основании технико-экономических расчетов, обосновывающих хозяйственную необходимость и экономическую целесообразность их строительства;
по отдельным предприятиям, зданиям и сооружениям — на основании решений правительства».
Отнесение объектов к особо крупным, крупным и сложным сооружениям регламентируется письмом Госплана СССР и Госстроя СССР от 20.03.86 г. № ЛБ-8-8/АЧ-1422-20/15 * .
*) По отрасли «Дорожное хозяйство» при расчетной стоимости 30 млн. рублей и более.
В ТЭО обосновывается стадийность разработки проектно-сметной документации по данному объекту: в две стадии — проект и рабочая документация или в одну стадию — рабочий проект. При этом следует ориентироваться на предпочтительность одностадийной разработки проектно-сметной документации. В ТЭР, как правило, следует предусматривать разработку проектно-сметной документации в одну стадию.
Разработка ТЭО и ТЭР должна производиться на основе Генеральной схемы развития сети автомобильных дорог СССР общегосударственного и республиканского значения, схем развития сетей автомобильных дорог областного и местного значения и схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам (с последующими их уточнениями) ** .
**) В дальнейшем именуются «схемы».
Объектом разработки ТЭО (ТЭР) являются автомобильные дороги на всем протяжении или участки дорог, имеющие самостоятельное транспортно-экономическое значение, а также сооружения согласно перечням, определенным схемами развития сети автомобильных дорог.
Подготовка к ТЭО, Feasibility Study. Стадии проекта, определения и задачи. Лушников, Столяров
***) В дальнейшем именуется «строительство».
****) В дальнейшем именуется «сооружение».
Перечни объектов строительства, по которым должны разрабатываться ТЭО, определяются Госпланом СССР и Госстроем СССР при составлении проектов планов. Предварительно министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик представляют в Госплан СССР в составе проектов планов проектно-изыскательских работ на соответствующий плановый период и одновременно в Госстрой СССР по установленной форме предложения к перечню крупных и сложных предприятий и сооружений (а также других объектов), по которым должна быть обеспечена разработка ТЭО.
Госплан СССР и Госстрой СССР определяют по каждому министерству и ведомству СССР и Совету Министров союзной республики перечень дорожных объектов, по которым должны разрабатываться ТЭО в плановом периоде, и направляют его соответствующему министерству и ведомству СССР и Совету Министров союзной республики и финансирующему банку по установленной форме.
На основании указанных перечней министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик разрабатывают и утверждают планы работ по составлению технико-экономических обоснований строительства крупных и сложных предприятий и сооружений (а также других объектов) и направляют их по установленной форме в финансирующий банк.
Перечни объектов строительства, по которым должны разрабатываться ТЭР, утверждаются при расчетной стоимости строительства:
— 4 млн. руб. и выше * — министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик и представляются в финансирующий банк и в копии — в Госплан СССР;
*) Кроме автомобильных дорог областного и местного значения.
— менее 4 млн. руб. — в порядке, устанавливаемом министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик.
Порядок утверждения перечней автомобильных дорог областного и местного значения, по которым должны разрабатываться ТЭР, устанавливается Советами Министров союзных республик.
1.2 . ТЭО и ТЭР являются предплановыми и предпроектными документами, дополняющими и развивающими решения, предусмотренные в утвержденных схемах, в части:
— обоснования намечаемого строительства автомобильной дороги (титульного мостового перехода, транспортного пересечения), выбора трассы, (створа сооружения), мощности сооружения (категория, число полос движения, протяженность), очередности строительства;
— обоснования наиболее эффективных технических решений по строительству и последующей эксплуатации дорожных сооружений, организации строительства, определения источников обеспечения строительными материалами и конструкциями;
— определения расчетной стоимости строительства и основных технико-экономических показателей сооружения;
— определения долевого участия Министерств и ведомств в строительстве (при необходимости);
— определения при необходимости договорных цен согласно Методическим указаниям, утвержденным Постановлением Госстроя СССР 15.09.86 № 2.
Настоящие Указания исходят из того, что в составе схем целесообразность строительства или реконструкции отдельных объектов, их мощность, район размещения (начальный, промежуточный и конечный пункты — для дорог; река, населенный пункт и дорога — для мостовых переходов), ориентировочная стоимость строительства, сроки и очередность строительства прорабатываются в минимальных объемах, достаточных для выбора оптимального варианта развития сети автомобильных дорог. Обоснование объемов перевозок грузов и пассажиров, направлений и состава транспортных потоков, выбор трассы дороги (створа мостового перехода), обоснование основных технических параметров сооружения, определение расчетной стоимости строительства возможно решать только при разработке ТЭО (ТЭР).
1.3 . ТЭО (ТЭР) должно включать материалы по сооружению, имеющиеся в схеме, содержать обоснования эффективности принимаемых основных технических решений, а также данные и показатели, необходимые для выдачи задания на проектирование. Предусматриваемые в ТЭО (ТЭР) — технический уровень и основные технико-экономические показатели сооружений должны соответствовать или быть выше показателей лучших отечественных и зарубежных сооружений.
1.4 . При разработке ТЭО и ТЭР необходимо:
учитывать перспективы развития науки и техники в соответствии с комплексной программой научно-технического прогресса и предусматривать применение при строительстве и эксплуатации сооружений новейших достижений науки и техники и передового отечественного и зарубежного опыта;
обеспечивать высокую эффективность использования капитальных вложений и минимальные объемы строительно-монтажных работ на основе вариантной проработки. Экономическая эффективность капитальных вложений должна подтверждаться соответствующими расчетами, а также сравнением технического уровня и важнейших технико-экономических показателей с аналогичными показателями лучших построенных или запроектированных сооружений;
предусматривать строительство автомобильных дорог, очередями с определением основных технико-экономических показателей на полное развитие и по очередям. Невозможность (нецелесообразность) выделения указанных очередей должна быть обоснована;
учитывать решения, принятые в схемах и проектах районной планировки и проектах планировки и застройки городов и других населенных пунктов;
обеспечивать рациональное и экономное использование земель, материальных, финансовых и трудовых ресурсов;
предусматривать комплексное решение вопросов строительства объектов производственного назначения, жилых домов, объектов социально-бытового назначения и охраны окружающей среды.
Расчетная стоимость строительства, согласованная с подрядной организацией, предусмотренная в утвержденном ТЭО, является лимитом на весь период проектирования и строительства, и учитывается при составлении планов капитального строительства.
Расчетная стоимость строительства (согласованная при необходимости с подрядной организацией), предусмотренная в утвержденных ТЭР, учитывается при составлении планов капитального строительства и не должна быть превышена в дальнейшем при проектировании и строительстве объекта.
1.5 . В тех случаях, когда в результате разработки ТЭО (ТЭР) существенно изменяются основные показатели сооружений, определенные в задании и в утвержденной схеме, в нем должны быть проанализированы последствия, обусловленные этими изменениями, и приведены обоснования их целесообразности.
1.6 . При необходимости разработки ТЭО (ТЭР) по сооружениям, строительство которых не предусмотрено в схемах развития сети автомобильных дорог, следует учитывать влияние строительства объекта на развитие и размещение сети дорог в районе тяготения с дальнейшим внесением корректив в соответствующие схемы.
При разработке ТЭО (ТЭР) на отдельный участок автомобильной дороги проводится дополнительное транспортно-экономическое обследование и разрабатываются технико-экономические показатели и рекомендации на все протяжение дороги * .
*) Согласно соответствующим перечням автомобильных дорог.
1.7 . В процессе разработки ТЭО (ТЭР) должны рассматриваться все конкурентоспособные варианты строительства.
Сравнение вариантов, выбор оптимального решения и определение эффективности капитальных вложений должны производиться на основе «Типовой методики определения эффективности капитальных вложений», утвержденной Госпланом СССР 19.09.80 г. и Госстроем СССР 05.11.80 г., «Указаний по определению экономической эффективности капитальных вложений в строительство и реконструкцию автомобильных дорог» (ВСН-21-83).
В районе тяготения сооружения должен проводиться в необходимых объемах комплекс экономических и инженерных (топографо-геодезических, инженерно-геологических и гидрометеорологических) изысканий и обследований, достаточных для выбора рекомендуемого варианта трассы (размещения сооружения) и определения расчетной стоимости, регламентируемых соответствующими нормативными документами, ведомственными инструкциями и указаниями.
2.1 . ТЭО строительства автомобильной дороги должно состоять из следующих разделов:
а) Исходные положения:
— основание для разработки (выписка из перечня и плана работ по составлению ТЭО строительства крупных и сложных предприятий и сооружений, а также других объектов, по которым должны разрабатываться ТЭО, определяемых Госпланом СССР и Госстроем СССР, сведения о задании);
— данные о рассматриваемой дороге, содержащиеся в схеме * ;
*) При разработке ТЭО на участок дороги содержащиеся в схеме данные приводятся также по всей дороге.
— сведения об источниках исходной информации для разработки ТЭО, в том числе, сроки и объемы экономических и инженерных изысканий, проведенные в районе тяготения дороги;
— современное состояние существующей дороги (или сопутствующей дороги при проектировании по новому направлению), время ее постройки, характеристика транспортно-эксплуатационных и экономических показателей работы дороги не менее чем за 3 года, предшествующих году разработки ТЭО;
— соответствие технических параметров дороги размерам движения на ней.
б) Транспортно-экономическая характеристика района тяготения дороги:
— общие показатели развития экономики района тяготения в отчетном году и ожидаемые в перспективе (население, промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт, отдых, туризм);
— размещение, существующее состояние и перспективы развития транспортной сети, взаимодействие различных видов транспорта, характеристика степени транспортной обслуженности района тяготения, место и роль рассматриваемой дороги в транспортной сети;
— характеристика основных грузообразующих и грузопоглощающих точек, транспортных связей, анализ перевозок по видам сообщений (пригородные, внутриобластные, межобластные и дальние), оценка распределения перевозок между автомобильным и другими видами транспорта.
в) Обоснование мощности дороги:
— существующие и перспективные объемы грузовых и пассажирских перевозок;
— грузонапряженность перегонов дороги и грузооборот;
— технико-эксплуатационные показатели работы автомобилей;
— существующая и перспективная на расчетные годы интенсивность, состав и режимы движения автомобилей на перегонах рассматриваемой дороги; категория дороги, пропускная способность, число полос движения;
— определение предельного года, когда пропускная способность существующей дороги, по мере роста интенсивности движения, будет полностью исчерпана.
г) Сравнение вариантов и выбор направления дороги:
— принципы назначения вариантов, ссылка на предварительное согласование конкурентоспособных вариантов проложения трассы дороги, проведенное при экономических и инженерных изысканиях;
— характеристика вариантов: реконструкция * существующей дороги, строительство дороги по новому направлению или их сочетание (при строительстве дороги по новому направлению);
*) Возможность и необходимость реконструкции рассматриваются в первую очередь (как вариант № 1).
— оценка вариантов по условиям их проложения с учетом обхода городов и других населенных пунктов, необходимости сооружения транспортных пересечений, наличия гидротехнических объектов, пересечения угольных разрезов и выработок других полезных ископаемых, расположения железнодорожных и водных путей, аэродромов и др.;
— оценка вариантов трассы по особенностям природных условий, наличию и обеспечению строительными материалами, месторождениями грунтов и притрассовыми карьерами, соблюдению действующего законодательства об использовании земель, природных ресурсов и охране окружающей среды;
— распределение потоков автомобилей между участками нового строительства и существующими по вариантам (при строительстве дорог по новому направлению);
— размеры движения на примыкающих и пересекаемых автомобильных дорогах, распределение потоков автомобилей в узлах примыканий и пересечений;
— расчетная интенсивность движения автомобилей по вариантам;
— оценка технических, эксплуатационных и экономических показателей вариантов (включая стоимость строительства, предварительно определенную по нормативам удельных капитальных вложений и аналогам);
— обоснование выбора направления дороги и числа полос движения на ней на основе технико-экономического сравнения вариантов по суммарным приведенным затратам, оценка оптимальности рекомендуемого варианта;
д) Основные строительные (проектные) решения по рекомендуемому варианту:
— строительные нормы, правила и стандарты, принятые для проектирования;
— характеристика трассы дороги и обоснование проектных решений по элементам плана, продольного и поперечного профиля, типам пересечений и примыканий (включая инженерные коммуникации); конструкции дорожной одежды; земляного полотна, схемам и конструкциям искусственных сооружений, зданиям и сооружениям дорожной и автотранспортной служб, обустройству дороги, включая защитные сооружения * ;
*) С учетом инженерно-геологических и других природных условий, влияющих на выбор оптимальных решений.
— сведения о согласовании намечаемых решений, связанных с выбором трассы дороги и площадок для строительства других сооружений (с составлением акта выбора трассы и решений соответствующих исполкомов Советов народных депутатов об их утверждении) ** ;
**) Документы согласований в состав ТЭО (ТЭР) не включаются, хранятся в архиве проектной организации и предъявляются экспертным органам по их запросу.
— специальные архитектурные и технические требования.
е) Организация строительства:
— основные условия и особенности, определяющие общую схему организации строительства;
— обоснование сроков строительства исходя из норм его продолжительности или выводов настоящего раздела;
— обоснование очередности работ или невозможности (нецелесообразности) выделения очередей строительства;
— объемы основных строительно-монтажных работ;
— определение потребности в материально-технических ресурсах для строительства. Источники получения строительных материалов и конструкций и способы их транспортировки. Потребность в основных машинах и механизмах. Рекомендации по технологии строительных работ, в том числе и в зимнее время и в других специфических условиях, размещению строительных организаций, производственных предприятий и баз строительства;
— рекомендации по выделению пусковых комплексов;
— задачи подготовительного периода к строительству;
— потребность строительства в кадрах (трудоемкость строительства);
— возможность использования мощностей строительно-монтажных организаций, предприятий строительной индустрии и строительных материалов, расположенных в районе строительства дороги, а также предложения по их наращиванию или созданию таких мощностей;
— ссылка на проведенные согласования по вопросу размещения производственных баз и подразделений строительства.
ж) Охрана окружающей среды:
— характеристика и оценка занимаемых земель;
— мероприятия по рекультивации временно отчуждаемых земель;
— мероприятия по обеспечению требований органов охраны природы (лесоохраны, рабнадзора, санэпидемстанции и др.);
— мероприятия по защите от шума;
— мероприятия по предупреждению загрязнения воздушного бассейна, почвы и водоемов;
— предложения по использованию отходов производства при строительстве дороги.
з) Расчетная стоимость строительства:
— расчетная стоимость строительства в целом, в том числе по объектам непроизводственного (включая базы стройиндустрии и др.) и жилищно-гражданского назначения с составлением сводных расчетов и сводки затрат. При строительстве по очередям расчетная стоимость определяется по каждой из них.
и) Экономика строительства:
— себестоимость автомобильных перевозок, единовременные и текущие затраты;
— экономическая эффективность капитальных вложений;
— сравнение технико-экономических показателей проектируемой дороги с показателями нормативов удельных капитальных вложений (НУКВ) и аналогично построенных автомобильных дорог;
— обоснование размеров долевого участия министерств и ведомств в строительстве дороги и отдельных сооружений (при необходимости этого участия).
к) Выводы и предложения:
— общая оценка экономической целесообразности строительства автомобильной дороги;
— основные технико-экономические показатели, рекомендуемые к утверждению (согласно приложению 1 );
— размеры капитальных вложений по долевому участию министерств и ведомств в строительстве сооружения * ;
*) Со ссылкой на документы согласований.
— соответствие принятых строительных решений новейшим достижениям отечественной и зарубежной науки и техники и прогрессивным удельным показателям;
— рекомендуемая стадийность проектирования;
— данные для составления задания на проектирование дороги в соответствии с общими требованиями к содержанию такого документа, предусмотренными положениями «Временной инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство автомобильных дорог общего пользования» ВСН 202-85-АД Минтрансстроя;
— перечень научно-исследовательских, экспериментальных и других работ, необходимых для последующего проектирования дороги.
л) Приложения (карты-схемы, чертежи, эпюры, таблицы и др. материалы согласно эталону технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства (реконструкции) автомобильной дороги и приложению 2 ).
2.2.1 . При разработке ТЭО строительства обходной дороги необходимо приводить данные о ней, содержащиеся в генеральном плане и схеме комплексного развития транспорта города, характеристику технического состояния, режимов движения и пропускную способность улиц и дорог, используемых для пропуска транзитного движения через город в на стоящее время и оценку возможности его пропуска в перспективе.
2.2.2 . При разработке ТЭО строительства мостового перехода необходимо приводить сведения о категории реки, протяжении существующего моста и подходов к нему, габаритах, допустимых нагрузках и конструкции моста. В случае отсутствия моста дается характеристика действующей переправы. Аналогичные сведения приводятся по всем рассмотренным в ТЭО вариантам мостового перехода.
2.3 . ТЭРы должны состоять из тех же разделов, как и ТЭО и освещать, в основном, те же вопросы. Объем материалов, включаемых в ТЭР, зависит от специфики и сложности сооружений. При этом главы и разделы пояснительной записки могут объединяться (группироваться).
2.4 . В случаях, если строительство сооружений по типовым или повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам предусмотрено утвержденными в установленном порядке схемами, то объем ТЭР должен быть резко сокращен. В этом случае должны даваться только ссылки на соответствующий документ, а также на типовой и повторно применяемый проект, в соответствии с которым предусмотрено его строительство, приводиться содержащиеся в них данные о месте его размещения (трассе), протяженности, мощности и определяется расчетная стоимость его строительства.
Перечень материалов и документов, составляемых при разработке ТЭР, приведен в приложении 2 .
3 . Порядок разработки и утверждения технико-экономических обоснований (ТЭО) и технико-экономических расчетов (ТЭР)
3.1 . Разработка ТЭО и ТЭР осуществляется по заданиям организации-заказчика на основании (соответственно):
— плана работ по составлению технико-экономических обоснований строительства крупных и сложных предприятий и сооружений (а также других объектов);
— плана работ по составлению технико-экономических расчетов, обосновывающих хозяйственную необходимость и экономическую целесообразность строительства предприятий и сооружений;
— утвержденных в установленном порядке.
Разработка ТЭО выполняется, как правило, силами головных дорожных проектно-изыскательских организаций с привлечением в необходимых случаях специализированных проектно-изыскательских организаций и научно-исследовательских институтов.
Разработка ТЭО (ТЭР) больших (титульных) мостов и путепроводов может поручаться только тем проектным организациям, которые имеют право или разрешение Госстроя СССР их проектировать.
По объектам сметной стоимостью менее 4 млн. руб., строительство которых предусматривается по типовым или повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам, ТЭР может разрабатываться предприятиями (организациями) заказчика.
3.2 . Заказчик после включения работы по составлению ТЭО (ТЭР) в план проектно-изыскательских работ выдает проектной организации — генеральному проектировщику — разработчику ТЭО (ТЭР) утвержденное задание.
Разработка ТЭО начинается, как правило, за два-три года до начала строительства. Для автомобильных дорог с длительным сроком проектирования и строительства, требующих большого объема изыскательских работ для выбора трассы, разработка ТЭО может начинаться за четыре-пять лет до начала их строительства.
Разработка ТЭР для объектов стоимостью 4 млн. рублей и выше начинается за 2 — 3 года, а для объектов менее 4 млн. рублей — за 1 — 2 до начала строительства.
В случае, если с момента утверждения ТЭО (ТЭР) до начала разработки проекта пройдет более трех лет, в него должны быть внесены, в случае необходимости, соответствующие изменения с последующим согласованием и утверждением их в порядке, установленном для вновь разрабатываемых ТЭО (ТЭР). Отсутствие необходимости внесения изменений в ТЭО должно подтверждаться министерствами, ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик письмом и представляться в Госплан СССР и Госстрой СССР.
3.3 . Разработка ТЭО (ТЭР) осуществляется в пределах лимитов на проектно-изыскательские работы за счет средств капитальных вложений по соответствующей отрасли. Если в результате разработки и экспертизы ТЭО (ТЭР) будет признано нецелесообразным или несвоевременным строительство сооружения, затраты, связанные с разработкой ТЭО (ТЭР) подлежат списанию в установленном порядке.
3.4 . Выбор трассы для строительства автомобильной дороги производится при разработке ТЭО в соответствии со схемой развития и размещения сети автомобильных дорог с соблюдением земельного, водного, лесного и другого законодательства, связанного с охраной окружающей среды, с учетом проектов районной планировки городов, поселков, общесоюзных и региональных схем развития соответствующих коммуникаций и сетей.
3.5 . Для всесторонней оценки условий строительства работы по выбору трассы производятся на основании материалов комплексных инженерных и экономических изысканий с привлечением специализированных организаций Минсельхоза, Главрыбвода, Минлесхоза и других министерств и ведомств, ответственных за охрану окружающей среды.
Инженерные изыскания выполняются в соответствии с главами СНиП 1.02.07; 08, 09, 10 (инженерные изыскания для строительства).
Порядок проведения инженерных изысканий и работ по выбору трассы применительно к объектам дорожного строительства и перечень необходимых согласований указаны в приложениях 3 , 4 , 5 . Экономические изыскания выполняются в соответствии с действующими ведомственными нормативными документами.
По поручению заказчика проектная организация — генеральный проектировщик (разработчик ТЭО или ТЭР) направляет на согласование материалы намечаемых решений, связанные с выбором трассы для строительства, организациям и органам государственного надзора, представители которых должны принимать участие в выборе трассы. Материалы земельной подготовки (в том числе акт выбора трассы) являются неотъемлемой частью ТЭО (ТЭР) и должны рассматриваться органами государственного надзора не более чем в месячный срок со дня их представления, а в случае разногласий передаются на совместное рассмотрение заинтересованным министерствам, ведомствам и соответствующим союзным или республиканским органам государственного надзора, которые должны в 2-недельный срок принять решение.
Решения, согласованные в указанном порядке, являются неизменными на весь период проектирования и строительства, включая время разработки и утверждения ТЭО (ТЭР).
Замечания и предложения согласовывающих организаций должны быть учтены в ТЭО (ТЭР) до предоставления их в экспертные органы Министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик, а также в Госплан СССР и Госстрой СССР.
3.6 . Расчетная стоимость строительства определяется по объекту в целом, в том числе по объектам производственного назначения, жилищно-гражданского назначения, в случае необходимости — по объектам базы строительной индустрии.
Расчеты стоимости строительства по каждому виду объектов и на каждую очередь строительства составляются по форме сводного сметного расчета стоимости строительства на основе объектных расчетов стоимости отдельных зданий и сооружений и локальных расчетов стоимости отдельных работ и затрат. Все расчеты стоимости по очередям и видам объектов объединяются в сводный расчет стоимости строительства на полное развитие сооружения.
Объектные и локальные расчеты стоимости строительства составляются по формам, разработанным для объектных и локальных смет на основе общесоюзных и ведомственных укрупненных показателей стоимости строительства (УПСС), укрупненных сметных нормативов и стоимостных показателей прогрессивных проектов-аналогов.
В расчетах стоимости строительства отдельными строками предусматриваются определяемые в порядке, устанавливаемом Госстроем СССР и Госпланом СССР:
— резерв средств на непредвиденные работы и затраты предусматривается в размерах, установленных для проекта с коэффициентами: для крупных и сложных сооружении — 1,4, для других — 1,2;
— средства, учитывающие изменения ценообразующих факторов, происходящие в связи с научно-техническим и социальным прогрессом, а также проведением мероприятий по охране окружающей среды.
3.7 . Принимаемые в ТЭО (ТЭР) решения по строительству согласовываются заказчиком (с привлечением проектной организации — генерального проектировщика) с заинтересованными организациями в части производственной кооперации, применения основных строительных материалов и конструкций и организации строительства, обеспечения электротеплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, канализации, средств связи.
При наличии разногласий, они рассматриваются соответствующими министерствами и ведомствами, а по разногласиям между министерствами и ведомствами — окончательное решение принимают Госплан СССР и Госстрой СССР.
3.8 . Расчетная стоимость строительства, определенная в ТЭО (ТЭР), согласовывается заказчиком с генеральной подрядной строительной организацией.
3.9 . ТЭО (ТЭР), разработанные в соответствии с нормами, правилами, инструкциями и указаниями (что должно быть удостоверено генеральным проектировщиком-разработчиком ТЭО (ТЭР) соответствующей записью), дополнительному согласованию с органами государственного надзора и заинтересованными организациями не подлежат.
3.10 . ТЭО и ТЭР оформляются в виде пояснительной записки с приложениями, содержащими необходимые материалы в соответствии с настоящими Указаниями (согласно приложению № 2) и утвержденными в установленном порядке эталонами.
Объем материалов ТЭО определяется сложностью и народнохозяйственной значимостью данного объекта. Они должны составляться без лишней детализации и повторений при минимальном объеме, достаточном для оценки степени внедрения достижений научно-технического прогресса, оптимальности и народнохозяйственной эффективности рекомендуемого варианта, проектных решений, технико-экономических показателей и определения расчетной стоимости строительства. Подсчеты объемов работ для определения стоимости строительства и другие обосновывающие материалы, а также материалы экономических и инженерных изысканий в составе ТЭО (ТЭР) заказчику не передаются, а хранятся в надлежаще оформленном виде в архиве проектной организации.
ТЭО (ТЭР) разрабатываются и представляются заказчику в количестве экземпляров, установленном договором или наряд-заказом.
3.11 . Согласование ТЭО (ТЭР) производится заказчиком с соответствующими заинтересованными министерствами и ведомствами и Советами Министров союзных республик.
ТЭО (ТЭР) рассылаются для согласования и направляются в утверждающую инстанцию непосредственно заказчиком.
3.12 . Разработанные ТЭО рассматриваются:
по особо крупным и сложным сооружениям — в Госплане СССР (Государственной экспертной комиссией и соответствующими отделами с участием Управления Государственной экспертизы проектов и смет Госстроя СССР), по представлению министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик при наличии заключений их органов экспертизы;
по крупным и сложным сооружениям в Госстрое СССР (Управлением Государственной экспертизы проектов и смет и Госплане СССР) (соответствующими отделами) по вопросам, входящим в компетенцию этих комитетов, по представлению министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик при наличии заключения их органов экспертизы.
Решения об утверждении ТЭО принимаются министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик по согласованию с Госпланом СССР и Госстроем СССР.
3.13 . Разработанные ТЭР рассматриваются (с проведением экспертизы) и утверждаются:
— по объектам с расчетной стоимостью строительства — 4 млн. рублей и выше — министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик по согласованию с отраслевым отделом Госплана СССР, кроме автомобильных дорог областного и местного значения;
— по объектам стоимостью менее 4 млн. рублей — в порядке, устанавливаемом министерствами и ведомствами СССР и Советами Министерств союзных республик.
Порядок рассмотрения и утверждения ТЭР автомобильных дорог областного и местного значения устанавливается Советами Министров союзных республик.
3.14 . В документе об утверждении ТЭО (ТЭР) указываются основные данные и технико-экономические показатели согласно приложению 1 , а также требования, которые должны быть включены в задание на проектирование, включая стадийность проектирования.
3.15 . Организации, осуществляющие разработку, экспертизу и утверждение ТЭО (ТЭР), должны обеспечивать их высокое качество, достоверность и прогрессивность технико-экономических показателей объектов строительства, не допускать неоправданного увеличения объема предпроектной документации и излишней их детализации.
4 . Порядок оценки качества разработки ТЭО (ТЭР)
4.1 . Оценка качества ТЭО и ТЭР производится в соответствии с «Положением об оценке качества проектно-сметной документации для строительства», утвержденным Госстроем СССР и ГКНТ СССР 6 июня 1985 г. № 28-Д.
4.2 . Для оценки качества заказчик проектной продукции с участием проектных и изыскательских организаций устанавливает конкретные значения технико-экономических показателей (базовые значения технико-экономических показателей) и включает их в задание на разработку ТЭО (ТЭР).
При составлении заданий на разработку ТЭО (ТЭР) строительства объектов, имеющих специфические особенности и характеристики, не позволяющие использовать имеющиеся нормативные материалы, могут устанавливаться только качественные характеристики в соответствии с приложением 2 к «Положению об оценке качества проектно-сметной документации для строительства».
Они должны отражать высокий технический уровень строительных решений, включая удельный вес прогрессивных видов строительно-монтажных работ, трудоемкость и материалоемкость строительства, удельные капитальные вложения на единицу мощности и т.п.
4.3 . Проектные и изыскательские организации подготавливают и передают заказчикам одновременно с выпуском ТЭО (ТЭР) проекты актов оценки качества этой проектной продукции (см. приложение 6 ).
В необходимых случаях к проектам актов оценки качества прилагаются расчеты экономического эффекта принятых проектных решений.
4.4 . Заказчики организуют проведение всех необходимых работ (приемку и экспертизу проектной продукции, проверку и рассмотрение материалов, обосновывающих оценку качества) и обеспечивают отправку утвержденных актов оценки качества проектной продукции проектным и изыскательским организациям, разработавшим эту документацию, в сроки, не превышающие 90 дней с момента отправки заказчику этой проектной продукции.
Приложение 1
Основные данные и технико-экономические показатели ТЭО (ТЭР)
1 . Наименование автомобильной дороги, сооружения
2 . Местоположение автомобильной дороги (район), сооружения (пункт, наименование автомобильных дорог на подходах к сооружению)
Источник: www.standartov.ru
Указание Указания о порядке разработки и утверждения технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства и технико-экономических расчетов (ТЭР), обосновывающих хозяйственную необходимость и экономическую целесообразность строительства автомобильных дорог общего пользования
УКАЗАНИЯ
о порядке разработки и утверждения
технико-экономических обоснований (ТЭО)
строительства и технико-экономических
расчетов (ТЭР), обосновывающих хозяйственную
необходимость и экономическую целесообразность
строительства автомобильных дорог общего пользования
Утверждены Минтрансстроем СССР
(31.07.87 № АВ-561) по согласованию
с Госпланом СССР (19.06.87 № СВ-656/5-470)
и Госстроем СССР (19.06.87 № АЧ-3267-7/8)
Указания о порядке разработки и утверждения технико-экономических обоснований (ТЭО) строительства и технико-экономических расчетов (ТЭР), обосновывающих хозяйственную необходимость и экономическую целесообразность строительства автомобильных дорог общего пользования разработаны Государственным проектным институтом «Союздорпроект».
Внесены Государственным проектным институтом «Союздорпроект».
1 . Общие положения
1.1 . Настоящие Указания разработаны в дополнение к «Указаниям о составе, порядке разработки и утверждения технико-экономических обоснований строительства по крупным и сложным предприятиям и сооружениям (а при необходимости и по другим объектам) * , утвержденным постановлением Госплана СССР и Госстроя СССР от 24.04.85 № 95/60 и «Указаниям о порядке разработки и утверждения технико-экономических расчетов, обосновывающих хозяйственною необходимость и экономическую целесообразность строительства предприятий, зданий и сооружений» ** , утвержденным постановлением Госплана СССР и Госстроя СССР от 16.05.85 № 116/68.
*) В дальнейшем именуется «ТЭО».
**) В дальнейшем именуется «ТЭР».
Ими следует руководствоваться министерствам, ведомствам и организациям, осуществляющим планирование, финансирование, проектирование и строительство автомобильных дорог общего пользования, а также экспертирующим органам.
Постановлением Совета Министров СССР от 28.01.85 г. № 96 «О дальнейшем совершенствовании проектно-сметного дела и повышении роли экспертизы и авторского надзора в строительстве» установлено, что «Решения о проектировании строительства объектов принимаются:
по особо крупным, крупным и сложным предприятиям и сооружениям (а при необходимости и по другим объектам), определяемым Госпланом СССР и Госстроем СССР, — на основании технико-экономических обоснований строительства;
по другим предприятиям, зданиям и сооружениям — на основании технико-экономических расчетов, обосновывающих хозяйственную необходимость и экономическую целесообразность их строительства;
по отдельным предприятиям, зданиям и сооружениям — на основании решений правительства».
Отнесение объектов к особо крупным, крупным и сложным сооружениям регламентируется письмом Госплана СССР и Госстроя СССР от 20.03.86 г. № ЛБ-8-8/АЧ-1422-20/15 * .
*) По отрасли «Дорожное хозяйство» при расчетной стоимости 30 млн. рублей и более.
В ТЭО обосновывается стадийность разработки проектно-сметной документации по данному объекту: в две стадии — проект и рабочая документация или в одну стадию — рабочий проект. При этом следует ориентироваться на предпочтительность одностадийной разработки проектно-сметной документации. В ТЭР, как правило, следует предусматривать разработку проектно-сметной документации в одну стадию.
Разработка ТЭО и ТЭР должна производиться на основе Генеральной схемы развития сети автомобильных дорог СССР общегосударственного и республиканского значения, схем развития сетей автомобильных дорог областного и местного значения и схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам (с последующими их уточнениями) ** .
**) В дальнейшем именуются «схемы».
Объектом разработки ТЭО (ТЭР) являются автомобильные дороги на всем протяжении или участки дорог, имеющие самостоятельное транспортно-экономическое значение, а также сооружения согласно перечням, определенным схемами развития сети автомобильных дорог.
***) В дальнейшем именуется «строительство».
****) В дальнейшем именуется «сооружение».
Перечни объектов строительства, по которым должны разрабатываться ТЭО, определяются Госпланом СССР и Госстроем СССР при составлении проектов планов. Предварительно министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик представляют в Госплан СССР в составе проектов планов проектно-изыскательских работ на соответствующий плановый период и одновременно в Госстрой СССР по установленной форме предложения к перечню крупных и сложных предприятий и сооружений (а также других объектов), по которым должна быть обеспечена разработка ТЭО.
Госплан СССР и Госстрой СССР определяют по каждому министерству и ведомству СССР и Совету Министров союзной республики перечень дорожных объектов, по которым должны разрабатываться ТЭО в плановом периоде, и направляют его соответствующему министерству и ведомству СССР и Совету Министров союзной республики и финансирующему банку по установленной форме.
На основании указанных перечней министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик разрабатывают и утверждают планы работ по составлению технико-экономических обоснований строительства крупных и сложных предприятий и сооружений (а также других объектов) и направляют их по установленной форме в финансирующий банк.
Перечни объектов строительства, по которым должны разрабатываться ТЭР, утверждаются при расчетной стоимости строительства:
— 4 млн. руб. и выше * — министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик и представляются в финансирующий банк и в копии — в Госплан СССР;
*) Кроме автомобильных дорог областного и местного значения.
— менее 4 млн. руб. — в порядке, устанавливаемом министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик.
Порядок утверждения перечней автомобильных дорог областного и местного значения, по которым должны разрабатываться ТЭР, устанавливается Советами Министров союзных республик.
1.2 . ТЭО и ТЭР являются предплановыми и предпроектными документами, дополняющими и развивающими решения, предусмотренные в утвержденных схемах, в части:
— обоснования намечаемого строительства автомобильной дороги (титульного мостового перехода, транспортного пересечения), выбора трассы, (створа сооружения), мощности сооружения (категория, число полос движения, протяженность), очередности строительства;
— обоснования наиболее эффективных технических решений по строительству и последующей эксплуатации дорожных сооружений, организации строительства, определения источников обеспечения строительными материалами и конструкциями;
— определения расчетной стоимости строительства и основных технико-экономических показателей сооружения;
— определения долевого участия Министерств и ведомств в строительстве (при необходимости);
— определения при необходимости договорных цен согласно Методическим указаниям, утвержденным Постановлением Госстроя СССР 15.09.86 № 2.
Настоящие Указания исходят из того, что в составе схем целесообразность строительства или реконструкции отдельных объектов, их мощность, район размещения (начальный, промежуточный и конечный пункты — для дорог; река, населенный пункт и дорога — для мостовых переходов), ориентировочная стоимость строительства, сроки и очередность строительства прорабатываются в минимальных объемах, достаточных для выбора оптимального варианта развития сети автомобильных дорог. Обоснование объемов перевозок грузов и пассажиров, направлений и состава транспортных потоков, выбор трассы дороги (створа мостового перехода), обоснование основных технических параметров сооружения, определение расчетной стоимости строительства возможно решать только при разработке ТЭО (ТЭР).
1.3 . ТЭО (ТЭР) должно включать материалы по сооружению, имеющиеся в схеме, содержать обоснования эффективности принимаемых основных технических решений, а также данные и показатели, необходимые для выдачи задания на проектирование. Предусматриваемые в ТЭО (ТЭР) — технический уровень и основные технико-экономические показатели сооружений должны соответствовать или быть выше показателей лучших отечественных и зарубежных сооружений.
1.4 . При разработке ТЭО и ТЭР необходимо:
учитывать перспективы развития науки и техники в соответствии с комплексной программой научно-технического прогресса и предусматривать применение при строительстве и эксплуатации сооружений новейших достижений науки и техники и передового отечественного и зарубежного опыта;
обеспечивать высокую эффективность использования капитальных вложений и минимальные объемы строительно-монтажных работ на основе вариантной проработки. Экономическая эффективность капитальных вложений должна подтверждаться соответствующими расчетами, а также сравнением технического уровня и важнейших технико-экономических показателей с аналогичными показателями лучших построенных или запроектированных сооружений;
предусматривать строительство автомобильных дорог, очередями с определением основных технико-экономических показателей на полное развитие и по очередям. Невозможность (нецелесообразность) выделения указанных очередей должна быть обоснована;
учитывать решения, принятые в схемах и проектах районной планировки и проектах планировки и застройки городов и других населенных пунктов;
обеспечивать рациональное и экономное использование земель, материальных, финансовых и трудовых ресурсов;
предусматривать комплексное решение вопросов строительства объектов производственного назначения, жилых домов, объектов социально-бытового назначения и охраны окружающей среды.
Расчетная стоимость строительства, согласованная с подрядной организацией, предусмотренная в утвержденном ТЭО, является лимитом на весь период проектирования и строительства, и учитывается при составлении планов капитального строительства.
Расчетная стоимость строительства (согласованная при необходимости с подрядной организацией), предусмотренная в утвержденных ТЭР, учитывается при составлении планов капитального строительства и не должна быть превышена в дальнейшем при проектировании и строительстве объекта.
1.5 . В тех случаях, когда в результате разработки ТЭО (ТЭР) существенно изменяются основные показатели сооружений, определенные в задании и в утвержденной схеме, в нем должны быть проанализированы последствия, обусловленные этими изменениями, и приведены обоснования их целесообразности.
1.6 . При необходимости разработки ТЭО (ТЭР) по сооружениям, строительство которых не предусмотрено в схемах развития сети автомобильных дорог, следует учитывать влияние строительства объекта на развитие и размещение сети дорог в районе тяготения с дальнейшим внесением корректив в соответствующие схемы.
При разработке ТЭО (ТЭР) на отдельный участок автомобильной дороги проводится дополнительное транспортно-экономическое обследование и разрабатываются технико-экономические показатели и рекомендации на все протяжение дороги * .
*) Согласно соответствующим перечням автомобильных дорог.
1.7 . В процессе разработки ТЭО (ТЭР) должны рассматриваться все конкурентоспособные варианты строительства.
Сравнение вариантов, выбор оптимального решения и определение эффективности капитальных вложений должны производиться на основе «Типовой методики определения эффективности капитальных вложений», утвержденной Госпланом СССР 19.09.80 г. и Госстроем СССР 05.11.80 г., «Указаний по определению экономической эффективности капитальных вложений в строительство и реконструкцию автомобильных дорог» ( ВСН-21-83).
В районе тяготения сооружения должен проводиться в необходимых объемах комплекс экономических и инженерных (топографо-геодезических, инженерно-геологических и гидрометеорологических) изысканий и обследований, достаточных для выбора рекомендуемого варианта трассы (размещения сооружения) и определения расчетной стоимости, регламентируемых соответствующими нормативными документами, ведомственными инструкциями и указаниями.
2.1 . ТЭО строительства автомобильной дороги должно состоять из следующих разделов:
а) Исходные положения:
— основание для разработки (выписка из перечня и плана работ по составлению ТЭО строительства крупных и сложных предприятий и сооружений, а также других объектов, по которым должны разрабатываться ТЭО, определяемых Госпланом СССР и Госстроем СССР, сведения о задании);
— данные о рассматриваемой дороге, содержащиеся в схеме * ;
*) При разработке ТЭО на участок дороги содержащиеся в схеме данные приводятся также по всей дороге.
— сведения об источниках исходной информации для разработки ТЭО, в том числе, сроки и объемы экономических и инженерных изысканий, проведенные в районе тяготения дороги;
— современное состояние существующей дороги (или сопутствующей дороги при проектировании по новому направлению), время ее постройки, характеристика транспортно-эксплуатационных и экономических показателей работы дороги не менее чем за 3 года, предшествующих году разработки ТЭО;
— соответствие технических параметров дороги размерам движения на ней.
б) Транспортно-экономическая характеристика района тяготения дороги:
— общие показатели развития экономики района тяготения в отчетном году и ожидаемые в перспективе (население, промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт, отдых, туризм);
— размещение, существующее состояние и перспективы развития транспортной сети, взаимодействие различных видов транспорта, характеристика степени транспортной обслуженности района тяготения, место и роль рассматриваемой дороги в транспортной сети;
— характеристика основных грузообразующих и грузопоглощающих точек, транспортных связей, анализ перевозок по видам сообщений (пригородные, внутриобластные, межобластные и дальние), оценка распределения перевозок между автомобильным и другими видами транспорта.
в) Обоснование мощности дороги:
— существующие и перспективные объемы грузовых и пассажирских перевозок;
— грузонапряженность перегонов дороги и грузооборот;
— технико-эксплуатационные показатели работы автомобилей;
— существующая и перспективная на расчетные годы интенсивность, состав и режимы движения автомобилей на перегонах рассматриваемой дороги; категория дороги, пропускная способность, число полос движения;
— определение предельного года, когда пропускная способность существующей дороги, по мере роста интенсивности движения, будет полностью исчерпана.
г) Сравнение вариантов и выбор направления дороги:
— принципы назначения вариантов, ссылка на предварительное согласование конкурентоспособных вариантов проложения трассы дороги, проведенное при экономических и инженерных изысканиях;
— характеристика вариантов: реконструкция * существующей дороги, строительство дороги по новому направлению или их сочетание (при строительстве дороги по новому направлению);
*) Возможность и необходимость реконструкции рассматриваются в первую очередь (как вариант № 1).
— оценка вариантов по условиям их проложения с учетом обхода городов и других населенных пунктов, необходимости сооружения транспортных пересечений, наличия гидротехнических объектов, пересечения угольных разрезов и выработок других полезных ископаемых, расположения железнодорожных и водных путей, аэродромов и др.;
— оценка вариантов трассы по особенностям природных условий, наличию и обеспечению строительными материалами, месторождениями грунтов и притрассовыми карьерами, соблюдению действующего законодательства об использовании земель, природных ресурсов и охране окружающей среды;
— распределение потоков автомобилей между участками нового строительства и существующими по вариантам (при строительстве дорог по новому направлению);
— размеры движения на примыкающих и пересекаемых автомобильных дорогах, распределение потоков автомобилей в узлах примыканий и пересечений;
— расчетная интенсивность движения автомобилей по вариантам;
— оценка технических, эксплуатационных и экономических показателей вариантов (включая стоимость строительства, предварительно определенную по нормативам удельных капитальных вложений и аналогам);
— обоснование выбора направления дороги и числа полос движения на ней на основе технико-экономического сравнения вариантов по суммарным приведенным затратам, оценка оптимальности рекомендуемого варианта;
д) Основные строительные (проектные) решения по рекомендуемому варианту:
— строительные нормы, правила и стандарты, принятые для проектирования;
— характеристика трассы дороги и обоснование проектных решений по элементам плана, продольного и поперечного профиля, типам пересечений и примыканий (включая инженерные коммуникации); конструкции дорожной одежды; земляного полотна, схемам и конструкциям искусственных сооружений, зданиям и сооружениям дорожной и автотранспортной служб, обустройству дороги, включая защитные сооружения * ;
*) С учетом инженерно-геологических и других природных условий, влияющих на выбор оптимальных решений.
— сведения о согласовании намечаемых решений, связанных с выбором трассы дороги и площадок для строительства других сооружений (с составлением акта выбора трассы и решений соответствующих исполкомов Советов народных депутатов об их утверждении) ** ;
**) Документы согласований в состав ТЭО (ТЭР) не включаются, хранятся в архиве проектной организации и предъявляются экспертным органам по их запросу.
— специальные архитектурные и технические требования.
е) Организация строительства:
— основные условия и особенности, определяющие общую схему организации строительства;
— обоснование сроков строительства исходя из норм его продолжительности или выводов настоящего раздела;
— обоснование очередности работ или невозможности (нецелесообразности) выделения очередей строительства;
— объемы основных строительно-монтажных работ;
— определение потребности в материально-технических ресурсах для строительства. Источники получения строительных материалов и конструкций и способы их транспортировки. Потребность в основных машинах и механизмах. Рекомендации по технологии строительных работ, в том числе и в зимнее время и в других специфических условиях, размещению строительных организаций, производственных предприятий и баз строительства;
— рекомендации по выделению пусковых комплексов;
— задачи подготовительного периода к строительству;
— потребность строительства в кадрах (трудоемкость строительства);
— возможность использования мощностей строительно-монтажных организаций, предприятий строительной индустрии и строительных материалов, расположенных в районе строительства дороги, а также предложения по их наращиванию или созданию таких мощностей;
— ссылка на проведенные согласования по вопросу размещения производственных баз и подразделений строительства.
ж) Охрана окружающей среды:
— характеристика и оценка занимаемых земель;
— мероприятия по рекультивации временно отчуждаемых земель;
— мероприятия по обеспечению требований органов охраны природы (лесоохраны, рабнадзора, санэпидемстанции и др.);
— мероприятия по защите от шума;
— мероприятия по предупреждению загрязнения воздушного бассейна, почвы и водоемов;
— предложения по использованию отходов производства при строительстве дороги.
з) Расчетная стоимость строительства:
— расчетная стоимость строительства в целом, в том числе по объектам непроизводственного (включая базы стройиндустрии и др.) и жилищно-гражданского назначения с составлением сводных расчетов и сводки затрат. При строительстве по очередям расчетная стоимость определяется по каждой из них.
и) Экономика строительства:
— себестоимость автомобильных перевозок, единовременные и текущие затраты;
— экономическая эффективность капитальных вложений;
— сравнение технико-экономических показателей проектируемой дороги с показателями нормативов удельных капитальных вложений (НУКВ) и аналогично построенных автомобильных дорог;
— обоснование размеров долевого участия министерств и ведомств в строительстве дороги и отдельных сооружений (при необходимости этого участия).
к) Выводы и предложения:
— общая оценка экономической целесообразности строительства автомобильной дороги;
— основные технико-экономические показатели, рекомендуемые к утверждению (согласно приложению 1);
— размеры капитальных вложений по долевому участию министерств и ведомств в строительстве сооружения * ;
*) Со ссылкой на документы согласований.
— соответствие принятых строительных решений новейшим достижениям отечественной и зарубежной науки и техники и прогрессивным удельным показателям;
— рекомендуемая стадийность проектирования;
— данные для составления задания на проектирование дороги в соответствии с общими требованиями к содержанию такого документа, предусмотренными положениями «Временной инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство автомобильных дорог общего пользования» ВСН 202-85-АД Минтрансстроя;
— перечень научно-исследовательских, экспериментальных и других работ, необходимых для последующего проектирования дороги.
л) Приложения (карты-схемы, чертежи, эпюры, таблицы и др. материалы согласно эталону технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства (реконструкции) автомобильной дороги и приложению 2).
2.2.1 . При разработке ТЭО строительства обходной дороги необходимо приводить данные о ней, содержащиеся в генеральном плане и схеме комплексного развития транспорта города, характеристику технического состояния, режимов движения и пропускную способность улиц и дорог, используемых для пропуска транзитного движения через город в на стоящее время и оценку возможности его пропуска в перспективе.
2.2.2 . При разработке ТЭО строительства мостового перехода необходимо приводить сведения о категории реки, протяжении существующего моста и подходов к нему, габаритах, допустимых нагрузках и конструкции моста. В случае отсутствия моста дается характеристика действующей переправы. Аналогичные сведения приводятся по всем рассмотренным в ТЭО вариантам мостового перехода.
2.3 . ТЭРы должны состоять из тех же разделов, как и ТЭО и освещать, в основном, те же вопросы. Объем материалов, включаемых в ТЭР, зависит от специфики и сложности сооружений. При этом главы и разделы пояснительной записки могут объединяться (группироваться).
2.4 . В случаях, если строительство сооружений по типовым или повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам предусмотрено утвержденными в установленном порядке схемами, то объем ТЭР должен быть резко сокращен. В этом случае должны даваться только ссылки на соответствующий документ, а также на типовой и повторно применяемый проект, в соответствии с которым предусмотрено его строительство, приводиться содержащиеся в них данные о месте его размещения (трассе), протяженности, мощности и определяется расчетная стоимость его строительства.
Перечень материалов и документов, составляемых при разработке ТЭР, приведен в приложении 2.
3 . Порядок разработки и утверждения технико-экономических обоснований (ТЭО) и технико-экономических расчетов (ТЭР)
3.1 . Разработка ТЭО и ТЭР осуществляется по заданиям организации-заказчика на основании (соответственно):
— плана работ по составлению технико-экономических обоснований строительства крупных и сложных предприятий и сооружений (а также других объектов);
— плана работ по составлению технико-экономических расчетов, обосновывающих хозяйственную необходимость и экономическую целесообразность строительства предприятий и сооружений;
— утвержденных в установленном порядке.
Разработка ТЭО выполняется, как правило, силами головных дорожных проектно-изыскательских организаций с привлечением в необходимых случаях специализированных проектно-изыскательских организаций и научно-исследовательских институтов.
Разработка ТЭО (ТЭР) больших (титульных) мостов и путепроводов может поручаться только тем проектным организациям, которые имеют право или разрешение Госстроя СССР их проектировать.
По объектам сметной стоимостью менее 4 млн. руб., строительство которых предусматривается по типовым или повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам, ТЭР может разрабатываться предприятиями (организациями) заказчика.
3.2 . Заказчик после включения работы по составлению ТЭО (ТЭР) в план проектно-изыскательских работ выдает проектной организации — генеральному проектировщику — разработчику ТЭО (ТЭР) утвержденное задание.
Разработка ТЭО начинается, как правило, за два-три года до начала строительства. Для автомобильных дорог с длительным сроком проектирования и строительства, требующих большого объема изыскательских работ для выбора трассы, разработка ТЭО может начинаться за четыре-пять лет до начала их строительства.
Разработка ТЭР для объектов стоимостью 4 млн. рублей и выше начинается за 2 — 3 года, а для объектов менее 4 млн. рублей — за 1 — 2 до начала строительства.
В случае, если с момента утверждения ТЭО (ТЭР) до начала разработки проекта пройдет более трех лет, в него должны быть внесены, в случае необходимости, соответствующие изменения с последующим согласованием и утверждением их в порядке, установленном для вновь разрабатываемых ТЭО (ТЭР). Отсутствие необходимости внесения изменений в ТЭО должно подтверждаться министерствами, ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик письмом и представляться в Госплан СССР и Госстрой СССР.
3.3 . Разработка ТЭО (ТЭР) осуществляется в пределах лимитов на проектно-изыскательские работы за счет средств капитальных вложений по соответствующей отрасли. Если в результате разработки и экспертизы ТЭО (ТЭР) будет признано нецелесообразным или несвоевременным строительство сооружения, затраты, связанные с разработкой ТЭО (ТЭР) подлежат списанию в установленном порядке.
3.4 . Выбор трассы для строительства автомобильной дороги производится при разработке ТЭО в соответствии со схемой развития и размещения сети автомобильных дорог с соблюдением земельного, водного, лесного и другого законодательства, связанного с охраной окружающей среды, с учетом проектов районной планировки городов, поселков, общесоюзных и региональных схем развития соответствующих коммуникаций и сетей.
3.5 . Для всесторонней оценки условий строительства работы по выбору трассы производятся на основании материалов комплексных инженерных и экономических изысканий с привлечением специализированных организаций Минсельхоза, Главрыбвода, Минлесхоза и других министерств и ведомств, ответственных за охрану окружающей среды.
Инженерные изыскания выполняются в соответствии с главами СНиП 1.02.07; 08, 09, 10 (инженерные изыскания для строительства).
Порядок проведения инженерных изысканий и работ по выбору трассы применительно к объектам дорожного строительства и перечень необходимых согласований указаны в приложениях 3, 4, 5. Экономические изыскания выполняются в соответствии с действующими ведомственными нормативными документами.
По поручению заказчика проектная организация — генеральный проектировщик (разработчик ТЭО или ТЭР) направляет на согласование материалы намечаемых решений, связанные с выбором трассы для строительства, организациям и органам государственного надзора, представители которых должны принимать участие в выборе трассы. Материалы земельной подготовки (в том числе акт выбора трассы) являются неотъемлемой частью ТЭО (ТЭР) и должны рассматриваться органами государственного надзора не более чем в месячный срок со дня их представления, а в случае разногласий передаются на совместное рассмотрение заинтересованным министерствам, ведомствам и соответствующим союзным или республиканским органам государственного надзора, которые должны в 2-недельный срок принять решение.
Решения, согласованные в указанном порядке, являются неизменными на весь период проектирования и строительства, включая время разработки и утверждения ТЭО (ТЭР).
Замечания и предложения согласовывающих организаций должны быть учтены в ТЭО (ТЭР) до предоставления их в экспертные органы Министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик, а также в Госплан СССР и Госстрой СССР.
3.6 . Расчетная стоимость строительства определяется по объекту в целом, в том числе по объектам производственного назначения, жилищно-гражданского назначения, в случае необходимости — по объектам базы строительной индустрии.
Расчеты стоимости строительства по каждому виду объектов и на каждую очередь строительства составляются по форме сводного сметного расчета стоимости строительства на основе объектных расчетов стоимости отдельных зданий и сооружений и локальных расчетов стоимости отдельных работ и затрат. Все расчеты стоимости по очередям и видам объектов объединяются в сводный расчет стоимости строительства на полное развитие сооружения.
Объектные и локальные расчеты стоимости строительства составляются по формам, разработанным для объектных и локальных смет на основе общесоюзных и ведомственных укрупненных показателей стоимости строительства (УПСС), укрупненных сметных нормативов и стоимостных показателей прогрессивных проектов-аналогов.
В расчетах стоимости строительства отдельными строками предусматриваются определяемые в порядке, устанавливаемом Госстроем СССР и Госпланом СССР:
— резерв средств на непредвиденные работы и затраты предусматривается в размерах, установленных для проекта с коэффициентами: для крупных и сложных сооружении — 1,4, для других — 1,2;
— средства, учитывающие изменения ценообразующих факторов, происходящие в связи с научно-техническим и социальным прогрессом, а также проведением мероприятий по охране окружающей среды.
3.7 . Принимаемые в ТЭО (ТЭР) решения по строительству согласовываются заказчиком (с привлечением проектной организации — генерального проектировщика) с заинтересованными организациями в части производственной кооперации, применения основных строительных материалов и конструкций и организации строительства, обеспечения электротеплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, канализации, средств связи.
При наличии разногласий, они рассматриваются соответствующими министерствами и ведомствами, а по разногласиям между министерствами и ведомствами — окончательное решение принимают Госплан СССР и Госстрой СССР.
3.8 . Расчетная стоимость строительства, определенная в ТЭО (ТЭР), согласовывается заказчиком с генеральной подрядной строительной организацией.
3.9 . ТЭО (ТЭР), разработанные в соответствии с нормами, правилами, инструкциями и указаниями (что должно быть удостоверено генеральным проектировщиком-разработчиком ТЭО (ТЭР) соответствующей записью), дополнительному согласованию с органами государственного надзора и заинтересованными организациями не подлежат.
3.10 . ТЭО и ТЭР оформляются в виде пояснительной записки с приложениями, содержащими необходимые материалы в соответствии с настоящими Указаниями (согласно приложению № 2) и утвержденными в установленном порядке эталонами.
Объем материалов ТЭО определяется сложностью и народнохозяйственной значимостью данного объекта. Они должны составляться без лишней детализации и повторений при минимальном объеме, достаточном для оценки степени внедрения достижений научно-технического прогресса, оптимальности и народнохозяйственной эффективности рекомендуемого варианта, проектных решений, технико-экономических показателей и определения расчетной стоимости строительства. Подсчеты объемов работ для определения стоимости строительства и другие обосновывающие материалы, а также материалы экономических и инженерных изысканий в составе ТЭО (ТЭР) заказчику не передаются, а хранятся в надлежаще оформленном виде в архиве проектной организации.
ТЭО (ТЭР) разрабатываются и представляются заказчику в количестве экземпляров, установленном договором или наряд-заказом.
3.11 . Согласование ТЭО (ТЭР) производится заказчиком с соответствующими заинтересованными министерствами и ведомствами и Советами Министров союзных республик.
ТЭО (ТЭР) рассылаются для согласования и направляются в утверждающую инстанцию непосредственно заказчиком.
3.12 . Разработанные ТЭО рассматриваются:
по особо крупным и сложным сооружениям — в Госплане СССР (Государственной экспертной комиссией и соответствующими отделами с участием Управления Государственной экспертизы проектов и смет Госстроя СССР), по представлению министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик при наличии заключений их органов экспертизы;
по крупным и сложным сооружениям в Госстрое СССР (Управлением Государственной экспертизы проектов и смет и Госплане СССР) (соответствующими отделами) по вопросам, входящим в компетенцию этих комитетов, по представлению министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик при наличии заключения их органов экспертизы.
Решения об утверждении ТЭО принимаются министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик по согласованию с Госпланом СССР и Госстроем СССР.
3.13 . Разработанные ТЭР рассматриваются (с проведением экспертизы) и утверждаются:
— по объектам с расчетной стоимостью строительства — 4 млн. рублей и выше — министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик по согласованию с отраслевым отделом Госплана СССР, кроме автомобильных дорог областного и местного значения;
— по объектам стоимостью менее 4 млн. рублей — в порядке, устанавливаемом министерствами и ведомствами СССР и Советами Министерств союзных республик.
Порядок рассмотрения и утверждения ТЭР автомобильных дорог областного и местного значения устанавливается Советами Министров союзных республик.
3.14 . В документе об утверждении ТЭО (ТЭР) указываются основные данные и технико-экономические показатели согласно приложению 1 , а также требования, которые должны быть включены в задание на проектирование, включая стадийность проектирования.
3.15 . Организации, осуществляющие разработку, экспертизу и утверждение ТЭО (ТЭР), должны обеспечивать их высокое качество, достоверность и прогрессивность технико-экономических показателей объектов строительства, не допускать неоправданного увеличения объема предпроектной документации и излишней их детализации.
4 . Порядок оценки качества разработки ТЭО (ТЭР)
4.1 . Оценка качества ТЭО и ТЭР производится в соответствии с «Положением об оценке качества проектно-сметной документации для строительства», утвержденным Госстроем СССР и ГКНТ СССР 6 июня 1985 г. № 28-Д.
4.2 . Для оценки качества заказчик проектной продукции с участием проектных и изыскательских организаций устанавливает конкретные значения технико-экономических показателей (базовые значения технико-экономических показателей) и включает их в задание на разработку ТЭО (ТЭР).
При составлении заданий на разработку ТЭО (ТЭР) строительства объектов, имеющих специфические особенности и характеристики, не позволяющие использовать имеющиеся нормативные материалы, могут устанавливаться только качественные характеристики в соответствии с приложением 2 к «Положению об оценке качества проектно-сметной документации для строительства».
Они должны отражать высокий технический уровень строительных решений, включая удельный вес прогрессивных видов строительно-монтажных работ, трудоемкость и материалоемкость строительства, удельные капитальные вложения на единицу мощности и т.п.
4.3 . Проектные и изыскательские организации подготавливают и передают заказчикам одновременно с выпуском ТЭО (ТЭР) проекты актов оценки качества этой проектной продукции (см. приложение 6 ).
В необходимых случаях к проектам актов оценки качества прилагаются расчеты экономического эффекта принятых проектных решений.
4.4 . Заказчики организуют проведение всех необходимых работ (приемку и экспертизу проектной продукции, проверку и рассмотрение материалов, обосновывающих оценку качества) и обеспечивают отправку утвержденных актов оценки качества проектной продукции проектным и изыскательским организациям, разработавшим эту документацию, в сроки, не превышающие 90 дней с момента отправки заказчику этой проектной продукции.
Приложение 1
Основные данные и технико-экономические показатели ТЭО (ТЭР)
1 . Наименование автомобильной дороги, сооружения
2 . Местоположение автомобильной дороги (район), сооружения (пункт, наименование автомобильных дорог на подходах к сооружению)
Источник: gosthelp.ru