В связи с участившимися обращениями теплоснабжающих организаций, эксплуатирующих тепловые сети, по вопросу необходимости регистрации объектов, на которых они используются, в государственном реестре опасных производственных объектов Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору разъясняет.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — 39-ФЗ № 116) с учетом критериев, установленных пунктом 2 приложения №1 к ФЗ № 116, регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (далее — ОПО) в числе прочих подлежат объекты, на которых осуществляется эксплуатация (использование) трубопроводов тепловых сетей, предназначенных для транспортирования водяного пара с давлением более 0,07 МПа и горячей воды с температурой более 115°С.
При этом, если указанные объекты тепловых сетей осуществляют теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, то согласно пункту 3 статьи 2 ФЗ № 116 и подпункту 1 пункта 5 приложения 2 к ФЗ № 116 они относятся к ОПО III класса опасности, деятельность по эксплуатации которых может осуществляться организацией при условии наличия лицензии в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о лицензировании.
сварка теплотрассы в свободное время от работы г. Екатеринбург
В качестве критериев отнесения объекта к категории ОПО в случае оборудования, работающего под избыточным давлением, в том числе трубопроводов, принимаются максимально допустимые при нормальном протекании рабочего процесса значения давления и температуры рабочей среды (пар, вода), определяемые (устанавливаемые) при разработке проекта трубопровода на основании проводимых при этом расчетов, указываемые разработчиком в проектной документации и в паспорте трубопровода, оформляемом после завершения его изготовления (сборки, монтажа).
В настоящее время требования безопасности к оборудованию, работающему под избыточным давлением (в том числе к трубопроводам), обязательные при его проектировании и изготовлении, установлены вступившим в силу с 01.02.2014 техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013) в соответствии с областью распространения, определенной пунктом 2 ТР ТС 032/2013. В частности, согласно пункту 1 приложения № 2 к ТР ТС 032/2013 при разработке (проектировании) оборудования рассчитывается его прочность с учетом прогнозируемых нагрузок, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации, и прогнозируемых отклонений от таких нагрузок, при этом в числе прочих факторов учитываются: нагрузки, действующие на внутреннюю и наружную поверхности оборудования, в том числе давление среды; температура окружающей среды и температура рабочей среды, что соответствует ранее установленным требованиям, в том числе пунктам 2.1.1 и 2.1.2 Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды (ПБ 10-573-03).
Теплотрасса Термоком СПб
Пунктом 10 » ФНП ОРПД с учетом требований действующего законодательства определено, что установка, размещение и обвязка оборудования, работающего под избыточным давлением, на объектах, для применения на которых оно предназначено, должны осуществляться на основании проектной документации, разработанной специализированными проектными организациями с учетом требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности и законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, отклонения от проектной документации не допускаются. Кроме этого, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 ФЗ № 116 в отношении технических устройств, применяемых на ОПО, должно быть обеспечено соблюдение законодательства о техническом регулировании.
Помимо требований к трубопроводам, установленных в ТР ТС 032/2013, с учетом специфических особенностей, характерных для тепловых сетей, вытекающих из их назначения, требования, которые необходимо соблюдать при проектировании тепловых сетей (включая сооружения на них), в том числе при реконструкции, модернизации, техническом перевооружении и капитальном ремонте существующих тепловых сетей, установлены в СП 124.13330.2012 «Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003» (утвержден приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 280), разделы 1, 5 (пункт 5.5), 6 (пункты 6.1 — 6.10, 6.25 — 6.34), 9, 10, 12, 13, 15- 17 которого включены в » утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — ФЗ № 384).
При отнесении тепловых сетей к ОПО с учетом температурного графика их работы, утвержденного теплоснабжающей организацией, определение условий организации теплоснабжения потребителей, оптимальный температурный график и оценка затрат при необходимости его изменения в соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2010№ 190-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О теплоснабжении» (далее — ФЗ № 190) в числе прочего должны содержаться в схемах теплоснабжения, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом учитывая, что согласно пункту 20 статьи 2 ФЗ № 190 схема теплоснабжения является документом, содержащим предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, установленные в ней условия должны первоначально приниматься в качестве исходных данных при разработке проектной документации трубопроводов тепловой сети, поскольку, например, заданные параметры рабочей среды (теплоносителя) во взаимосвязи с нормативным количеством тепловой энергии и принятым способом их регулирования в зависимости от температуры наружного воздуха, доставку которой необходимо обеспечить подключенным (подключаемым) к тепловой сети потребителям тепла, оказывают непосредственное влияние на решения, принимаемые разработчиком проекта тепловой сети, в том числе касаемо ее конструктивного исполнения (марки примененных материалов, диаметры и толщины стенок труб, производительность, напор и количество насосов, устанавливаемых в составе источника тепловой энергии и тепловой сети, и т.д.).
В связи с этим вызывает сомнение обоснованность утверждения (без выполнения технико-экономических расчетов и проектных работ с внесением изменений в существующую проектную и техническую документацию тепловой сети, а также реконструкции и наладки системы теплоснабжения) теплоснабжающей организацией температурных графиков, предусматривающих снижение параметров теплоносителя и приводящих, соответственно, к изменению режимов работы источника тепла и тепловой сети с отклонением от требований, ранее установленных при разработке проектной документации и подтвержденных соответствующими расчетами.
В отношении находящихся в эксплуатации тепловых сетей обоснованная необходимость изменения режимов ее работы, в том числе уменьшение температуры рабочей среды (теплоносителя) от ранее установленной температурным графиком на стадии ее проектирования, может возникнуть при снижении количества тепловой энергии, фактически необходимого для обеспечения подключенных к тепловой сети потребителей тепла (зданий и сооружений), например, в случаях проведения на них комплекса работ, направленных на повышение уровня энергоэффективности с применением энергосберегающих технологий, материалов и оборудования.
В числе установленных пунктом 22 постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 (ред. от 07.10.2014) «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» данных, в отношении которых схемы теплоснабжения подлежат ежегодной актуализации, предусмотрены вопросы: распределения тепловых нагрузок, изменения тепловых нагрузок в каждой зоне действия источников тепловой энергии, в том числе за счет их перераспределения; внесения изменений в схему теплоснабжения (или отказ от внесения изменений) в части включения в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системам теплоснабжения объектов капитального строительства; переключения тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии; мероприятий по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; ввода в эксплуатацию в результате строительства, реконструкции и технического перевооружения источников тепловой энергии и соответствия их обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и проектной документации; строительства и реконструкции тепловых сетей, включая их реконструкцию в связи с исчерпанием установленного и продленного ресурса, и др.
При этом указанным постановлением Правительства Российской Федерации не предусмотрена возможность изменения температурного графика работы тепловой сети со снижением параметров работы от первоначально установленных при ее проектировании в случае отсутствия каких-либо изменений в схеме теплоснабжения в отношении входящих в ее состав источников тепла, тепловых сетей и подключенных к ним зданий и сооружений потребителей тепла.
В отношении ОПО пунктом 2 статьи 8 ФЗ № 116 установлено, что отклонения от проектной документации ОПО в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию ОПО в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Аналогичное недопущение в отношении ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, в том числе трубопроводы, установлено в пункте 10 » ФНП ОРПД.
В связи с вышеизложенным сообщаем, что снижение параметров работы трубопроводов тепловой сети без проведения необходимых расчетов и внесения изменений в проектную документацию и конструкцию тепловой сети либо отдельных ее элементов, узлов, участков (при необходимости, определяемой проектом) является нарушением требований промышленной безопасности и не может служить достаточным основанием для исключения объектов тепловых сетей из государственного реестра ОПО.
Комментарий от нас:
Таким образом, можно сделать вывод, что тепловые сети, которые по факту эксплуатируются с температурой меньше 115 градусов, но по проекту 115 и выше, можно все-таки снять с учета (исключить из ОПО) выполнив комплекс мероприятий, а именно:
- Внести изменения в схему теплоснабжения, в температурный график в отношении входящих в ее состав источников тепла, тепловых сетей и подключенных к ним зданий и сооружений потребителей тепла. Предусмотреть вопросы: распределения тепловых нагрузок, изменения тепловых нагрузок в каждой зоне действия источников тепловой энергии, в том числе за счет их перераспределения; внесения изменений в схему теплоснабжения (или отказ от внесения изменений) в части включения в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системам теплоснабжения объектов капитального строительства; переключения тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии; мероприятий по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; ввода в эксплуатацию в результате строительства, реконструкции и технического перевооружения источников тепловой энергии и соответствия их обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и проектной документации; строительства и реконструкции тепловых сетей, включая их реконструкцию в связи с исчерпанием установленного и продленного ресурса, и др.
- Утвердить новый температурный график
- Разработать документацию на техническое перевооружение ОПО, включающее обязательно оснащение тепловых сетей фиксирующей и регулирующей аппаратурой (по температуре). Помимо этого, такой проект обязательно должен содержать, во-первых, обоснование необходимости понижения температуры в следствии, уменьшения количества тепловой энергии, фактически необходимой для обеспечения подключенных к тепловой сети потребителей тепла (зданий и сооружений), например, в случаях проведения на них комплекса работ, направленных на повышение уровня энергоэффективности с применением энергосберегающих технологий, материалов и оборудования. Во-вторых, расчет параметров тепловой сети , в том числе касаемо ее конструктивного исполнения (марки примененных материалов, диаметры и толщины стенок труб, производительность, напор и количество насосов, устанавливаемых в составе источника тепловой энергии и тепловой сети, и т.д.) на основе схемы теплоснабжения.
- Провести экспертизу промышленной безопасности документации на техническое перевооружение ОПО с внесением в реестр
- Провести сами работы по техническому перевооружению тепловых сетей, наладку тепловых сетей с оформлением подтверждающих документов и внесением записей в паспорта трубопроводов
Еще один документ поможет Вам разобраться, а стоит ли снимать с учета тепловые сети:
В соответствие с требованиями СНиП 41-02-2003. «Тепловые сети» и «СП 41-101-95. Проектирование тепловых пунктов» тепловым сетям необходимо разработать технико-экономический расчёт, разработать план мероприятий по модернизации теплопринимающих устройств у Потребителей в связи с переходом на новый ТГ, определить затраты и источник финансирования модернизации, согласовать с Потребителями план и график выполнения мероприятий по модернизации теплопринимающих устройств у Потребителей при работе по новому ТГ, после чего, если это будет признано технически и экономически обоснованным и целесообразным, получить согласование с органом местного самоуправления.
Только после реализации вышеуказанных мероприятий переход теплосетей на новый температурный график может быть законным.
Снижение температуры в подающем трубопроводе с проектных 150 0 С до 110 0 С ставит всех Потребителей, у кого теплопринимающие устройства спроектированы исходя из ТГ 150/70 (а это основное количество МКД ) в неравные условия с Потребителями, чьи теплопринимающие устройства спроектированы исходя из технических условий, где ТГ 110/70. И здесь появляется парадоксальная ситуация- у многих Потребителей при установке приборов учёта, плата за потребленное тепло возрастает по сравнению с расчетами по нормативам. Это является следствием разрегулированности системы теплоснабжения, связанной с несоблюдением проектного температурного графика и изменением гидравлики в сети.
Изменение ТГ без согласования со всеми Потребителями на данной тепловой сети, приводит к тому, что рассчитанные и спроектированные теплопринимающие устройства и теплообменники по ТГ 150/70 с соответствующим гидравлическим расчётом, не смогут обеспечивать качественного съёма требуемой тепловой энергии для теплоснабжения и организации ГВС у Потребителей, а это означает, что Управляющие организации, обслуживающие МКД не смогут обеспечить выполнение СанПиН 2.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и требований, определённых Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 29.07.2010) «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»
Источник: kostroma-diagnostika.ru
Правовой режим объектов теплоснабжения
В рамках данной статьи будут приведены особенности правового режима объектов теплоснабжения с использованием классификации, в основе которой функциональное назначение объекта.
По функциональному назначению объекты теплоснабжения могут быть подразделены на группы объектов, включая объекты предназначенные для:
- производства;
- использования;
- передачи тепловой энергии.
В отношении объектов теплоснабжения в данном законе предусмотрены как общее определение понятия «объекты теплоснабжения», под которыми понимаются источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность, так и определения понятий указанных объектов.
Согласно п.3 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под источником тепловой энергии понимается устройство, предназначенное для производства тепловой энергии.
Определение понятия теплопотребляющая установка дано в п.4.1 ст.2 указанного закона. Под теплопотребляющей установкой понимается устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии.
Под тепловыми сетями понимается совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенные для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (п.5 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
В п.14 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» законодатель закрепляет также понятие системы теплоснабжения, под которой понимается совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.
При этом в п.19.1 данной статьи закреплено также понятие открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), под которой понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.
Остановимся более подробно на особенностях правового режима энергетических объектов в сфере теплоснабжения с учетом функционального назначения данных объектов.
Как уже отмечалось выше, данные объекты по своему функциональному назначению можно условно подразделить на три группы:
- объекты, предназначенные для производства тепловой энергии;
- объекты, предназначенные для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии;
- объекты, предназначенные для передачи тепловой энергии.
К первой группе относится источник тепловой энергии, ко второй — теплопотребляющая установка, к третьей — тепловая сеть.
В то же время следует обратить внимание, что в определении объекта теплоснабжения указывается на источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупностью, при этом определение системы теплоснабжения включает в себя также и теплопотребляющие установки.
В ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» детально не раскрывается, что подразумевается под термином устройство. Только в определении тепловой сети указано, что это совокупность устройств, включая центральные тепловые пункты, насосные станции.
В случае, когда объекты теплоснабжения отвечают признакам недвижимого имущества, закрепленного в п.1 ст.130 Гражданского кодекса РФ, необходимо учитывать положения действующего законодательства, устанавливающего требования в отношении регистрации прав на такое имущество и сделок с ним.
Особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, приводятся в п.2 настоящего параграфа.
Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок утверждены Приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 № 115.918 П.2.4. указанных Правил содержит положения о приемке и допуске в эксплуатацию тепловых энергоустановок.
Согласно п.2.4.4 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок перед приемкой в эксплуатацию тепловых энергоустановок проводятся приемосдаточные испытания оборудования и пусконаладочные работы отдельных элементов тепловых энергоустановок и системы в целом. В период строительства и монтажа зданий и сооружений проводятся промежуточные приемки узлов оборудования и сооружений, в том числе оформление актов скрытых работ в установленном порядке.
В соответствии с п.2.4.5 данных Правил испытания оборудования и пусконаладочные испытания отдельных систем проводятся подрядчиком по проектным схемам после окончания всех строительных и монтажных работ по сдаваемым тепловым энергоустановкам.
Особенность правового режима касается также вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.
Согласно п.1 ст.21 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских
округов и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.
В соответствии с п.3 ст.21 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством РФ в соответствии с положениями данной статьи и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия
органами местного самоуправления поселений, городских округов предусмотренных данной статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации.
Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 889 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей».
Согласно п.2 указанных Правил под выводом в ремонт понимается временная остановка оборудования источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях проведения комплекса технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление исправного состояния указанных объектов либо на изменение технико-экономических показателей состояния этих объектов, и во время которой допускается ограничение или прекращение теплоснабжения потребителей тепловой энергии.
Под выводом из эксплуатации понимается окончательная остановка работы источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях их ликвидации или консервации на срок более 1 года.
В соответствии с п.3 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей установлен различный порядок согласования для вывода в ремонт и вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей:
- Вывод в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления поселения или городского округа, на территории которого осуществляется теплоснабжение с использованием указанных объектов.
- Вывод из эксплуатации источников тепловой энергии осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления.
- Вывод из эксплуатации тепловых сетей осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления и потребителями тепловой энергии.
- Вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, не допускается без согласования с указанными потребителями.
В целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлены положения по организации развития систем теплоснабжения поселений и городских округов.
Согласно п.2 ст.23 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.
В соответствии с п.5 данной статьи при разработке схемы теплоснабжения должна быть обеспечена безопасность системы теплоснабжения, определяемая следующими показателями:
- резервирование системы теплоснабжения;
- бесперебойная работа источников тепловой энергии, тепловых сетей и системы теплоснабжения в целом;
- живучесть источников тепловой энергии, тепловых сетей и системы теплоснабжения в целом.
Согласно п.6 ст.23 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в системе теплоснабжения с учетом резервирования должен быть обеспечен баланс тепловой энергии (мощности) и тепловой нагрузки как в расчетных условиях, так и (с учетом резервных источников тепловой энергии, принадлежащих потребителям, и резервирования в системе теплоснабжения) в вероятных нерасчетных погодных условиях.
Необходимо учитывать, что действующим законодательством установлен особый правового режима объектов теплоснабжения в зависимости от формы собственности. Данные особенности прямо предусмотрены Главой 6_1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Согласно п.1 ст.28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Согласно п.4 ст.28.1 Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» объекты теплоснабжения, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и права владения и (или) пользования которыми передаются по договору аренды или концессионному соглашению, подлежат техническому обследованию в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
В соответствии с п.5 ст.28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.
Договоры аренды объектов теплоснабжения , находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими требованиями, установленными гражданским законодательством, должны предусматривать обязанности арендатора по поставкам потребителям товаров, оказанию услуг в сфере теплоснабжения с использованием передаваемого в аренду имущества в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», конкурсной документацией и заявкой арендатора на участие в конкурсе.
В соответствии с ч.2 ст.28.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» договор аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должен включать в себя следующие существенные условия:
- Описание данных объектов теплоснабжения, в том числе их технико-экономические показатели и целевое назначение.
- Размер арендной платы.
- Срок договора аренды.
- Значения долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
- Предельные сроки прекращения поставок потребителям соответствующих товаров, оказания соответствующих услуг и допустимый объем непредоставления соответствующих товаров, услуг, превышение которых является существенным нарушением условий договора аренды.
Среди обязанностей арендатора по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности в ст.28.3 в первую очередь указана обязанность эксплуатировать данные объекты теплоснабжения в целях и в порядке, которые установлены договором аренды, предоставлять потребителям товары, оказывать услуги в сфере теплоснабжения, обеспечивать при осуществлении деятельности с использованием данных объектов возможность получения потребителями соответствующих товаров, услуг, а также подключать потребителей к данным объектам и (или) новым объектам теплоснабжения.
Указанная в данном пункте классификация, применяемая для изучения особенностей правового режима объектов теплоснабжения, в основе которой форма собственности, присуща объектам теплоснабжения, которые находятся в государственной и муниципальной собственности.
Особенности правового режима данного имущества при передаче в аренду закреплены в Федеральном законе от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Данные особенности установлены с 8 мая 2013 года на основании Федерального закона от 07 мая 2013 года № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с Приказом Федеральной антимонопольной службы от 24.12.2013 № 872/13 во исполнение указанного закона были внесены изменения в Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденные приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67.
Источник: student-servis.ru
Правовое регулирование теплоснабжения для строителей: обзор нововведений законодательства
В связи с принятием Федерального закона №190-ФЗ от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении» введены ряд законодательных норм, которые распространяются на деятельность строительных компаний при осуществлении взаимодействия с теплоснабжающими (теплосетевыми) организациями, в том числе при вводе в эксплуатацию объекта и подключении объекта к тепловым сетям.
1) Введен новый вид договора – договор на оказание услуг по поддержанию резервной мощности.
Эта услуга необходима организациям, чьи теплопотребляющие установки присоединены к тепловой сети теплоснабжающей (теплосетевой) организации (далее – ТСО) в целях сохранения возможности при первой необходимости возобновить подачу тепловой энергии в нужном количестве. Такие услуги могут быть востребованы, в частности, при проведении работ по реконструкции на объекте, а также в случае присоединения вновь построенных тепловых сетей.
Указанные положения Закона о теплоснабжении представляют интерес для строительных компаний, которые в соответствии с заключенным договором приняли на себя обязательства обеспечить ввод объекта в эксплуатацию. При вводе в эксплуатацию систем теплопотребления после надлежащего оформления допуска объекта в эксплуатацию производится заполнение тепловых сетей и систем теплопотребления теплоносителем и постановка их под давление. В случае, когда строительная компания приняла на себя обязательства обеспечить ввод в эксплуатацию к определенному сроку, договор на оказание услуг по поддержанию резервной мощности будет гарантировать ей, что ТСО обеспечит подачу необходимого количества тепловой энергии по первому требованию.
Стоимость услуг по поддержанию резервной мощности устанавливается соглашением сторон, за исключением социально-значимых категорий потребителей, перечень которых будет впоследствии утвержден Правительством РФ. Для таких потребителей стоимость услуг по поддержанию резервной мощности будет определяться на основании установленных регулируемых цен (тарифов).
Договоры на оказание услуг по поддержанию резервной мощности можно заключать уже сейчас, эта норма Закона вступила в силу со дня его официального опубликования – Закон опубликован в «Российской газете», N 168, 30.07.2010 г.
2) Определен порядок подключения к системе теплоснабжения.
В ряде случаев договоры строительного подряда предусматривают обязанность подрядчика обеспечить подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. В настоящее время порядок подключения к сетям инженерно-технического назначения регулируется Градостроительным кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ №360 от 09.06.2007 г. и Постановлением Правительства РФ №83 от 13.02.2006 г.
В отношении подключения объекта к тепловым сетям вышеуказанные нормативные акты не утрачивают юридическую силу в связи с принятием Закона о теплоснабжении. Однако в рамках предмета регулирования данного Закона вводится ряд особенностей.
В соответствии с частью 8 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка.
В развитие этих положений Закон о теплоснабжении (в части подключения к тепловым сетям) устанавливает, что при отсутствии технической возможности подключения, но при наличии в инвестиционной программе ТСО мероприятий по развитию системы теплоснабжения и снятию ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность подключения, отказ в подключении объекта не допускается. Нормативные сроки при этом будут устанавливаться в соответствии с инвестиционной программой ТСО.
Если же утвержденная в установленном порядке инвестиционная программа отсутствует, ТСО должна обратиться в уполномоченный государственный орган либо в орган местного самоуправления (в настоящее время этот орган еще не определен), который утвердил схему теплоснабжения, с предложением о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения объекта капитального строительства. В свою очередь, уполномоченный орган принимает соответствующее предложение ТСО либо отказывает во внесении изменений в схему теплоснабжения. Важно, что если эта обязанность не будет исполнена ТСО, потребитель (в том числе застройщик) имеет право на возмещение причиненных ему убытков, а также вправе обратиться в антимонопольный орган с требованием о выдаче предписания о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа. При этом предусмотрено, что к неисполнению рассматриваемой обязанности ТСО приравнивается ненадлежащее соблюдение порядка обращения в уполномоченный орган.
Необходимо также учесть, что отказ уполномоченного органа во внесении изменений в схему теплоснабжения обязательно должен быть мотивирован. Уполномоченный орган также обязан предоставить потребителю информацию о наличии иных возможностей теплоснабжения объекта, в том числе путем снижения тепловой нагрузки потребителей, ранее подключенных к системе теплоснабжения. Тепловая нагрузка указанных потребителей может быть снижена путем заключения договора на уступку права на использование тепловой мощности.
Что касается платы за подключение к системе теплоснабжения, в соответствии с новым Законом о теплоснабжении она устанавливается уполномоченными органами субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов (ранее такая плата устанавливалась органами местного самоуправления). В случае если для подключения объекта необходимо создавать новые источники тепловой энергии либо тепловые сети, либо осуществить развитие существующих источников тепловой энергии или тепловых сетей, плата за подключение может быть установлена в индивидуальном порядке. Законом также предусмотрено снижение платы за подключение, если в соответствии с законодательством об энергосбережении объект капитального строительства имеет наивысший класс экономической эффективности.
Также немаловажно обратить внимание на положение, запрещающее подключение к системам теплоснабжения тепловых сетей, на которые не предоставлена гарантия качества в отношении работ по строительству и примененных материалов на срок менее чем десять лет. Таким образом, в целях обеспечения подключения объекта к тепловым сетям стороны договора строительного подряда обязаны устанавливать в договоре гарантийный срок не менее 10 лет.
Рассмотренные нормы Закона о теплоснабжении вступают в силу с 01 января 2011 года.
Вышеуказанные положения Закона о теплоснабжении регулируют рассматриваемые вопросы в наиболее общем виде. Законом предусмотрено принятие подзаконных нормативных актов, которые конкретизируют его общие положения: правила организации теплоснабжения, правила подключения к системам теплоснабжения, правила ценообразования в сфере теплоснабжения, требования к схемам теплоснабжения, порядок вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей. Данные нормативные акты будут приниматься Правительством РФ.
При производстве строительных, ремонтных работ или реконструкции источников теплоснабжения и (или) тепловых сетей, а также при обеспечении подключения объектов капитального строительства к тепловым сетям заинтересованные лица обязаны знать положения Закона о теплоснабжении и принятых в связи с ним нормативных актов и строго руководствоваться ими.
Ю. ВАСЕНИНА, начальник юридического отдела Группы компаний «Теплоцентрстрой»
Источник: vsedlyastroiki.ru