Согласно положений статьи 7 Градостроительного кодекса РФ утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности. Для документального отражения региональных особенностей строительной деятельности образована Система территориальных нормативов в строительстве.
СНиП 10.01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» с учетом требований ГОСТ Р 1.0 устанавливает региональные строительные нормативы субъектов Российской Федерации – территориальные строительные нормы (ТСН).
ТСН принимают органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в установленном ими порядке. При регистрации территориальных строительных норм проводится проверка их соответствия обязательным требованиям федеральных нормативных документов. Территориальные строительные нормы, не соответствующие этим требованиям, не регистрируют и не включают в Перечень действующих нормативных документов. Издание зарегистрированных территориальных строительных норм осуществляют соответствующие органы субъектов Российской Федерации.
Комплексность территориального планирования
Информация о действующих федеральных и территориальных нормативных документах публикуется Минстроем России в виде специальных ежегодных перечней (указателей).
Обязательные требования нормативных документов подлежат применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая совместные предприятия, с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами.
Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нормативные документы, содержащие обязательные требования, не освобождает исполнителя от их соблюдения.
Территориальные строительные нормы разрабатывают научно-исследовательские, проектные и другие организации и объединения, а также творческие коллективы, обладающие научным потенциалом и необходимым опытом практической работы в соответствующей области.
К разработке могут привлекаться общественные строительные, архитектурные и проектные союзы и ассоциации.
В территориальных строительных нормах устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующего региона нормы и правила организационного, типологического, социально-экономического и технического характера с учетом природно-климатических, социально-демографических, экономических и иных особенностей региона как субъекта Российской Федерации.
В обоснованных случаях в территориальных строительных нормах могут также приводиться конкретные методические положения в части:
организации производства, способов и методов производства работ при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;
Расстояние от забора, какие есть нормы? | На каком расстоянии от забора можно строить?
методов расчета и проектирования строительных конструкций, оснований зданий и сооружений и их инженерных систем, прогнозирования срока службы, обеспечения долговечности и ремонтопригодности зданий, сооружений и их элементов;
выбора типологических, объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений различного назначения и их частей;
применения новых материалов, изделий и оборудования, элементов строительных конструкций и инженерных систем при строительстве зданий и сооружений.
Положения территориальных строительных норм должны соответствовать требованиям или разрабатываться в обеспечение выполнения требований технических регламентов в области строительства, а также строительных норм и правил (в части требований к безопасности строительной продукции и территорий застройки, которые, согласно Федеральному закону «О техническом регулировании», являются обязательными для применения и исполнения). Эти положения должны устанавливаться с учетом природно-климатических, социально-демографических, экономических и иных особенностей соответствующего субъекта Российской Федерации.
ТСН должны разрабатываться в случаях:
отсутствия в нормативных документах федерального уровня положений, которые необходимы для эффективной реализации политики администрации региона в области строительства;
несоответствия положений действующих нормативных документов федерального уровня вновь введенным в действие законодательным актам Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
необходимости конкретизации или детализации отдельных положений нормативных актов федерального уровня с учетом конкретных природно-климатических условий, характера застройки, применяемых конструкций, материалов и изделий, задач, связанных с реализацией конкретных программ администрации региона, а также особенностей структуры управления строительством.
Порядок разработки территориальных строительных норм, как правило, состоит из 5 стадий:
1-я стадия — организация разработки ТСН;
2-я стадия — разработка проекта ТСН в первой редакции, получение отзывов и заключения головной организации по соответствующему направлению нормирования, проведение согласительного совещания по первой редакции ТСН;
3-я стадия — подготовка проекта ТСН в окончательной редакции разработчика, согласование проекта, получение результатов научно-технической экспертизы и представление проекта заказчику;
4-я стадия — рассмотрение, согласование с заинтересованными городскими организациями, принятие заказчиком, утверждение ТСН органом исполнительной власти субъекта РФ;
5-я стадия — регистрация ТСН в Министерстве регионального развития Российской Федерации и направление на издание.
Допускается совмещение стадий или выделение отдельных этапов в составе стадии, например, разработка макета (основных положений, концепций); опытное проектирование и др.
Требования ТСН преследуют цель проектирования жилых зданий и зданий общественного назначения с эффективным использованием энергии путем выявления суммарного эффекта энергосбережения от использования архитектурных, строительных и инженерных решений, направленных на экономию энергетических ресурсов. В этих нормах впервые установлена взаимосвязь между теплозащитой здания и его системой отопления и теплоснабжения, рассматривая этот комплекс как единую энергетическую систему. В том числе выделены два основных типа систем теплоснабжения — централизованная и децентрализованная.
Внедрение нормирования на уровне регионов Российской Федерации осуществлено в течение 1999-2001 гг. в виде Территориальных Строительных Норм (ТСН). Эти ТСН были разработаны на основе единой концепции нормирования по удельному энергопотреблению, утверждены главами администрации территорий и введены в действие на этих территориях, зарегистрированы Госстроем РФ с присвоением регистрационного номера и включены в список нормативных документов, действующих на территории Российской Федерации.
В ближайшее время предполагается значительно расширить базу региональных нормативных документов в связи с получением от правительства Москвы разрешения на использование московских строительных норм, руководящих и методических документов в области строительства для их адаптации и применения на территории Санкт-Петербурга.
ТСН обязательны для применения юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, принадлежности и государственности, гражданами (физическими лицами), занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность в области проектирования и строительства на территории региона, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Источник: studfile.net
Администрация Санкт-Петербурга
2003
1 Разработаны Санкт-Петербургским отделением Общероссийского общественного фонда «Центр качества строительства» (Яковенко И. П.).
3 Приняты и введены в действие с 16 января 2003 г. распоряжением администрации Санкт-Петербурга от 23 декабря 2002 г. N 2667-ра.
Введение
Правила приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов недвижимости разработаны на основании действующих строительных норм и правил и устанавливаются в целях защиты прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства.
Главная задача правил — установление общих принципов объективной, независимой и всесторонней оценки готовности законченных строительством объектов к нормальной эксплуатации, а также упорядочение процедур приемки, ввода и их документирования.
Правила основаны на методе комиссионной проверки соответствия законченных строительством объектов утвержденной в установленном порядке проектной документации и требованиям нормативных документов.
Источник: www.dokipedia.ru
ТСН 10-301-2003 ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ И ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ
Градостроительным кодексом Российской Федерации субъектам федерации предоставлено право разрабатывать и утверждать территориальные нормативные документы в области строительства.
Территориальные строительные нормы субъекта Российской Федерации Санкт-Петербурга разработаны в соответствии с основными принципами и общей структурой системы нормативных документов в строительстве и с учетом действующих законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
Настоящие территориальные строительные нормы содержат положения, регламентирующие порядок разработки, согласования, утверждения и введения в действие территориальных строительных норм Санкт-Петербурга, внесения в них изменений, поправок и хранения подлинников.
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ,
УТВЕРЖДЕНИЯ И ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ
НОРМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Дата введения 2003-07-07
1 Область применения
Настоящие территориальные строительные нормы (ТСН) устанавливают общие положения порядка разработки, согласования, утверждения и введения в действие территориальных строительных норм Санкт-Петербурга.
Положения настоящего документа обязательны для органов управления и надзора, предприятий, организаций, объединений независимо от форм собственности и принадлежности, иных юридических и физических лиц, осуществляющих разработку территориальных строительных норм Санкт-Петербурга.
2 Нормативные ссылки
В настоящих территориальных строительных нормах использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 1.5-2002 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению
(Измененная редакция, Изм. № 1)
3 Общие положения
3.1 Территориальные строительные нормы Санкт-Петербурга разрабатываются на основании перспективной номенклатуры ТСН, и годового перечня ТСН, формируемыми в соответствии с порядком, установленным настоящими нормами.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
3.2 Территориальные строительные нормы разрабатывают научно-исследовательские, проектные и другие организации и объединения, а также творческие коллективы, обладающие научным потенциалом и необходимым опытом практической работы в соответствующей области.
К разработке могут привлекаться общественные строительные, архитектурные и проектные союзы и ассоциации.
3.3 Заказчиком на разработку территориальных строительных норм Санкт-Петербурга могут быть отраслевые комитеты Правительства Санкт-Петербурга или любая другая заинтересованная организация (предприятие) по согласованию с соответствующим отраслевым комитетом.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
3.4 Финансирование разработки территориальных строительных норм Санкт-Петербурга осуществляется, как правило, за счет бюджетных средств Санкт-Петербурга.
4 Порядок разработки ТСН
4.1 ТСН должны разрабатываться в пять стадий:
1-я стадия — организация разработки ТСН;
2-я стадия — разработка проекта ТСН в первой редакции, получение отзывов и заключения ведущей организации по соответствующему направлению нормирования (определяется заказчиком), проведение согласительного совещания по первой редакции ТСН;
3-я стадия — подготовка проекта ТСН в окончательной редакции разработчика, согласование, прохождение технической экспертизы (необходимость проведения экспертизы определяется заказчиком или отраслевым комитетом, в ведении которого находится вопрос нормирования) и представление его заказчику;
4-я стадия — рассмотрение, принятие заказчиком, утверждение ТСН уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга;
5-я стадия — регистрация ТСН и издание ТСН.
Допускается совмещение стадий или выделение отдельных этапов в составе стадии, например, разработка макета (основных положений, концепций); опытное проектирование и др.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
4.2 Организация разработки ТСН включает в себя:
— формирование перспективной номенклатуры подлежащих разработке и пересмотру территориальных строительных норм Санкт-Петербурга;
— формирование годового перечня территориальных строительных норм Санкт-Петербурга, подлежащих разработке, пересмотру и внесению в них изменений на основе номенклатуры территориальных строительных норм Санкт-Петербурга.
Перспективная номенклатура подлежащих разработке и пересмотру территориальных строительных норм Санкт-Петербурга разрабатывается отраслевыми комитетами Правительства Санкт-Петербурга, научно-исследовательскими, проектными и другими организациями и объединениями, а также творческими коллективами, обладающими научным потенциалом и необходимым опытом практической работы в этой области.
Перспективная номенклатура ТСН в дальнейшем дополняется и уточняется по заявкам заинтересованных организаций строительной отрасли Санкт-Петербурга.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
4.3 Заявки на включение в номенклатуру (перечень) темы ТСН вносят предприятия и организации строительной отрасли, общественные строительные, архитектурные и проектные организации Санкт-Петербурга. Заявки вносятся в отраслевой комитет Правительства города, в ведении которого находится вопрос нормирования.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
4.4 Заявка должна содержать обоснование необходимости разработки ТСН, цели и задачи разработки, этапы работ, сроки их выполнения, ориентировочный объем финансирования.
4.5 Заявка в месячный срок рассматривается отраслевым комитетом Правительства Санкт-Петербурга для установления целесообразности включения заявляемого документа в номенклатуру (перечень) ТСН, подлежащих разработке.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
4.6 В случае положительного решения отраслевой комитет направляет предложения по разработке ТСН в Комитет по строительству Правительства Санкт-Петербурга для составления сводной заявки и представления ее в городскую комиссию по строительству при губернаторе Санкт-Петербурга.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
4.7 Органом, рассматривающим проекты перспективной номенклатуры и годового перечня ТСН, подлежащих разработке, является городская комиссия по строительству при губернаторе Санкт-Петербурга.
4.8 По результатам рассмотрения заявок и с учетом необходимого объема бюджетных средств городской комиссией по строительству при губернаторе Санкт-Петербурга составляется перспективная номенклатура разработки ТСН, определяется приоритетность разработок, устанавливаются сроки разработки документов и объем финансирования.
Перспективная номенклатура представляется для утверждения вице-губернатору Санкт-Петербурга, курирующему вопросы строительства и архитектуры.
Годовой перечень разработки ТСН формируется городской комиссией по строительству при губернаторе Санкт-Петербурга из тем, включенныхв перспективную номенклатуру разработки ТСН.
В годовом перечне разработки ТСН уточняется приоритетность разработок, устанавливаются сроки разработки документа и объем финансирования с выделением разработок, финансируемых из бюджета.
Годовой перечень разработки ТСН утверждается вице-губернатором Санкт-Петербурга, курирующим вопросы строительства и архитектуры и служит основанием для формирования бюджетной заявки отраслевыми комитетами — заявителями разработок.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
4.9 После утверждения годового перечня разработок ТСН и выделения бюджетных средств отраслевые комитеты Правительства Санкт-Петербурга в соответствии с предоставленными им полномочиями заказчика заключают в установленном порядке договоры со специализированными организациями на разработку (пересмотр, внесение изменений) ТСН.
При заключении договора заказчик утверждает техническое задание на разработку ТСН, в котором указывает основные цели и задачи разработки, организации-соисполнители, а также организации, которым документ направляют на отзыв и на согласование, в том числе государственную вневедомственную экспертизу по вопросам, входящим в ее компетенцию.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
4.10 Разработка проекта ТСН в первой редакции организуется основным разработчиком и соисполнителями в согласованном между ними порядке, обеспечивающем качественную подготовку ТСН в сроки, установленные договором. Подготовленный проект ТСН рассматривают на научно-техническом совете основного разработчика и рассылают на отзыв с пояснительной запиской в соответствии с 5.4.
Подготовку проекта нормативного документа для представления его на утверждение осуществляют с учетом полученных отзывов. При отсутствии отзывов каких-либо организаций разработку документа продолжают в соответствии с календарным планом.
Для рассмотрения замечаний и предложений по проекту ТСН основной разработчик при необходимости рассмотрения разногласий проводит согласительное совещание с ответственными представителями заинтересованных организаций. Принятые на совещании решения оформляются протоколом и отражаются в сводке отзывов.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
4.11 Построение, изложение и оформление ТСН осуществляется в соответствии с требованиями, установленными для стандартов положениями ГОСТ Р 1.5, с учетом требований настоящих территориальных строительных норм.
Титульный лист и первую страницу оформляют в соответствии с приложениями А и Б настоящего документа, а в заголовках применяют прямой порядок слов.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
4.12 Нормативные ссылки и определения применяемых терминов при нецелесообразности размещения в тексте документа из-за большого объема помещают в приложениях.
5 Согласование ТСН
5.1 Проект ТСН согласовывается в соответствии с требованиями технического задания заказчика.
5.2 Заказчик в техническом задании на разработку ТСН должен определить органы и организации, которым документ направляют на отзыв и согласование, в том числе на заключение ведущим научно-исследовательским и проектным институтам, по соответствующим направлениям нормирования и стандартизации.
Документы, положения которых затрагивают вопросы, входящие в компетенцию органов надзора, должны быть согласованы с этими органами.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
5.3 Проект ТСН с органами государственного надзора и другими организациями, указанными в техническом задании на его разработку, согласовывает разработчик до представления документа на утверждение.
5.4 Документ на отзыв и согласование направляется с сопроводительным письмом отраслевого комитета Правительства Санкт-Петербурга, в ведении которого находится вопрос нормирования.
Подлинники отзывов на проект ТСН отраслевой комитет передает разработчику для составления сводки отзывов, проведения согласительного совещания и подготовки ТСН в окончательной редакции.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
5.5 Проект документа направляют на согласование в окончательной редакции разработчика. Рассмотрение проекта осуществляют в срок до 30 дней со дня его поступления. Согласование оформляют письмом. Запись «Согласовано с замечаниями» не допускается.
5.6 Разногласия, возникшие при согласовании проекта документа, оформляют совместным протоколом. Решения по разногласиям после их дополнительного рассмотрения с заинтересованными организациями принимает городская комиссия по строительству при губернаторе Санкт-Петербурга.
5.7 Проект ТСН, согласованный со всеми заинтересованными организациями, по решению заказчика или отраслевого комитета Правительства Санкт-Петербурга, в ведении которого находится вопрос нормирования, направляется на экспертизу в ФГУП ЦНС («Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве»). Экспертиза осуществляется на договорной основе. Договор на проведение технической экспертизы заключается заказчиком или, если это предусмотрено договором на разработку ТСН, основным разработчиком. По результатам рассмотрения документа разработчик вносит в него необходимые уточнения.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
5.8 Согласованный и отредактированный для публикации проект ТСН представляется основным разработчиком заказчику нормативного документа в 4 экземплярах, а также в электронном виде, если иное не определено договором, с сопроводительным письмом и следующей документацией в одном экземпляре: пояснительной запиской к проекту документа по ГОСТ Р 1.2 с обоснованиями; проектом документа, рассылавшегося на отзывы (первая редакция), и перечнем организаций, которым проект документа был направлен; подлинными заключениями организаций, которым документ рассылался на отзыв, и сводкой отзывов; подлинными документами, подтверждающими согласование проекта органами государственного надзора и другими организациями, или протоколом разногласий (если согласование требовалось техническим заданием); предложениями об отмене действующих документов или проектами изменений в них, связанными с введением нового нормативного документа.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
6 Утверждение и введение в действие ТСН
6.1 Территориальные строительные нормы Санкт-Петербурга утверждаются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
6.2 Проект ТСН представляется на утверждение заказчиком нормативного документа совместно с основным разработчиком через отраслевой комитет Правительства Санкт-Петербурга, в ведении которого находится вопрос нормирования.
При необходимости проект ТСН до утверждения может быть направлен заказчиком на одобрение в городскую комиссию по строительству при губернаторе Санкт-Петербурга.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
6.3 В случае прохождения экспертизы проекта ТСН в ФГУП ЦНС, на утверждение проект направляется с экспертным заключением ФГУП ЦНС.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
6.4 Утвержденные территориальные строительные нормы с экспертным заключением, справкой о том, какие замечания приняты или сведениями о разногласиях (при их наличии), направляются в Комитет по строительству Правительства Санкт-Петербурга для регистрации в Реестре территориальных нормативных документов по строительству.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
6.5 Территориальные строительные нормы вступают в действие по истечении месяца с даты их регистрации в реестре Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
6.6 Территориальные строительные нормы Санкт-Петербурга отменяются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга по представлению отраслевого комитета Администрации Санкт-Петербурга, в ведении которого находится вопрос нормирования.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
7 Внесение изменений в ТСН
7.1 Изменения к территориальным строительным нормам Санкт-Петербурга разрабатывают и принимают в порядке, аналогичном порядку разработки, согласования и утверждения, приведенном в настоящем нормативном документе.
В случаях, предусмотренных техническим зданием, порядок разработки изменений может быть упрощен.
7.2 Внесение изменений в территориальные строительные нормы Санкт-Петербурга, не прошедших установленную настоящими нормами процедуру, запрещается.
8 Хранение подлинников ТСН, изменений и поправок к ТСН
8.1 Хранение утвержденного подлинника ТСН, изменений и поправок к ним, осуществляет Комитет по строительству Правительства Санкт-Петербурга.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
8.2 Принимаемый на хранение подлинник документа должен регистрироваться в специальном реестре и храниться на правах документов строгой отчетности.
9 Опубликование ТСН
9.1 Издаются и распространяются зарегистрированные территориальные строительные нормы Санкт-Петербурга специализированной организацией за ее счет (по соглашению с Заказчиком).
10. Структура нормативных документов в строительстве.
(Раздел 10 введен дополнительно, Изм. № 1)
10.1. К нормативным документам в строительстве Санкт-Петербурга относятся:
— территориальные строительные нормы (ТСН), устанавливающие обязательные для применения в Санкт-Петербурге требования и рекомендуемые положения, учитывающие природно-климатические, социальные особенности и экономические возможности города как субъекта Российской Федерации;
— территориальные строительные правила (ТСП), устанавливающие рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований территориальных строительных норм;
— территориальные руководящие документы в строительстве (ТРД), устанавливающие обязательные и рекомендуемые положения в отношении организационно-технологического порядка в проектировании и строительстве;
— территориальные методические документы (ТМД), включающие рекомендации, инструкции, указания по осуществлению проектирования и строительства в Санкт-Петербурге.
10.2. Территориальные строительные правила разрабатываются и согласовываются в порядке, аналогичном порядку разработки и согласования территориальных строительных норм. Утверждаются ТСП руководителем организации-разработчика и одобряются и рекомендуются к использованию уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
10.3. Территориальные руководящие документы в строительстве (ТРД) разрабатываются, согласовываются и утверждаются в порядке, аналогичном порядку разработки и согласования и утверждения территориальных строительных норм.
10.4. Территориальные методические документы разрабатываются и согласовываются в порядке, аналогичном порядку разработки и согласования территориальных строительных норм. Утверждаются ТМД руководителем организации-разработчика и одобряются и рекомендуются к использованию уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
10.5. Территориальные строительные правила, территориальные руководящие документы в строительстве и территориальные методические документы проходят обязательную регистрацию в Реестре территориальных нормативных документов по строительству в Комитете по строительству Правительства Санкт-Петербурга.
Хранение подлинников документов, изменений и поправок к ним, порядок внесения изменений и дополнений, а также опубликования нормативных документов осуществляется в соответствии с настоящим нормативным документом.
Приложение А
(обязательное)
Форма обложки территориальных строительных норм Санкт-Петербурга
Приложение Б
(обязательное)
Форма первой страницы территориальных строительных норм Санкт-Петербурга
Ключевые слова: система нормативных документов, территориальные строительные нормы Санкт-Петербурга, разработка, согласование, утверждение, регистрация, хранение, пересмотр, внесение изменений, экспертиза, публикация
Источник: mooml.com