Типовое строительство что это

При маниакальной тяге советского руководства к унификации всего на свете естественно было ожидать того же и в области строительства. Действительно, еще в предвоенное время делались попытки внедрять типовые проекты (например, конструктивистское жилье) и даже сборные конструкции (знаменитый «ажурный» дом из бетонных блоков возле Ипподрома, построенный в начале 1941 года). Но тогда дело как-то не заладилось, к тому же Сталин больше покровительствовал помпезным домам, которые возвеличивали его власть и выполнялись по строго индивидуальным проектам. Зерно лежало в земле, но внешние обстоятельства никак не давали ему тронуться в рост.

Обстановка переменилась с воцарением Хрущева. Отвергая «извращения и перегибы культа личности», Хрущев заодно обрушился на сталинский архитектурный ампир. Только чудом удалось достроить главный корпус Университета на Воробьевых (Ленинских) горах, хотя ожидавшихся за него премий не получил никто.

Последняя «высотка», замышлявшаяся близ Кремля в Зарядье, вообще осталась на бумаге. В разных местах Москвы сохранилось немало удивительных домов, половина которых выглядит респектабельно, а другая достроена кое-как. Перепуганные архитекторы упрощали их в разгар строительства, не думая ни о чем, кроме собственной шкуры.

Московское типовое жилье

Наиболее известным, пожалуй, является жилой дом с башенкой на Смоленской площади, с угла которого можно попасть на станцию метро «Смоленская» Филевской линии. Великий (по тем временам) архитектор-классицист Жолтовский запроектировал под самой крышей тяжелый резной карниз, и его уже наполовину закончили, когда вмешался Хрущев. И до сего дня другая его половина, тянущаяся вдоль Садового Кольца к Проточному переулку, чернеет какими-то гнилыми деревяшками.

По мнению некоторых осведомленных инженеров, истоки хрущевского строительства следует искать в послевоенной Франции. Тогда перед правительством Де Голля встал вопрос о срочном расселении людей из разрушенных домов. Оборудовали заводы железобетонных конструкций, и в скором времени окраины французских городов украсились типично российскими пятиэтажками. Через десять лет, когда жизнь понемногу наладилась, люди стали расползаться оттуда в более благоустроенные квартиры, и наконец эти временные бараки, занимавшие дорогую землю, вовсе снесли.

Но тут об эксперименте Де Голля узнал Хрущев и загорелся повторить его во всесоюзном масштабе. С разных сторон его дружно подзадоривали второстепенные архитекторы, притеснявшиеся «сталинскими орлами» — Жолтовским, Рудневым, Гельфрейхом и прочими, похоронить которых можно было только вместе с их попавшим в опалу помпезным стилем. Представили какие-то экономические расчеты, из которых следовал большой денежный выигрыш (хотя на самом деле сборный железобетон обходится дороже изготовляемого на месте). Объявился неизвестный дотоле архитектор Логутенко, ему поручили запроектировать первые кварталы печально известных Черемушек. Когда инженеры старой закалки знакомились с тонюсенькими петельками, на которых держались стеновые панели пятиэтажек, они категорически отказывались брать на себя ответственность за такое аварийное решение.

Вся правда про типовое строительство. Основные принципы придуманы уже 70 лет назад.

Михаил Богатырев. «Хрущев на домостроительном комбинате», 1960
Изображена линия по производству сборных железобетонных панелей

Между тем талантливый советский инженер Никитин (будущий автор Останкинской башни) разработал предварительно напряженные железобетонные пустотные плиты перекрытий и успел применить их еще в сталинских зданиях. Вслед за ним по всей стране пустились придумывать сборные типовые элементы, так что к исходу 1950-х годов унификация строительства велась полным ходом, и наконец дошло до того, что индивидуальное проектирование вообще запретили, кроме отдельных «особо важных» случаев, которые согласовывались на самом верху.

Беспросветное нашествие хрущевских сараев, как и типовые конструкции вообще, нельзя огульно осуждать и клеймить. Здесь также было две стороны дела. Живя в тесных и неудобных квартирах, мы неблагодарно забываем, что у них был еще худший предшественник — коммуналка.

Ибо сталинских домов, столь ценимых современными риэлторами, строилось очень немного, и квартиры в них раздавались партийным тузам и другим знаменитостям, а простые люди теснились в разгороженных комнатушках дореволюционных доходных домов или в бревенчатых избах с печным отоплением и безо всяких удобств. Кроме того, любое строительство стоит бешеных денег, а нищие советские люди получали квартиры бесплатно, как бы в подарок от государства. Конечно, сейчас принято рассуждать, что государство недоплачивало им заработную плату и потому могло позволить себе некоторые дармовые подачки. Но даже в благополучной Европе или Америке средний обыватель полжизни копит средства на собственный коттедж и нередко отчаивается; а у нас квартиры раздавали всем (вопросы блата и расталкивания локтями не в счет), и притом с такой скоростью, что уже через пятнадцать лет коммуналок в Москве, кроме центра, почти не осталось.

Если же пишут о дороговизне сборного строительства, то ведь в Советском Союзе нормальных денег и обоснованных цен вовсе не было. Страна жила огромным натуральным хозяйством, где деньги служили какими-то условными единицами, тем более если говорить не о личной зарплате, а об аморфных «бюджетных средствах». Главной задачей была скорость строительства, которую — при исключительно низкой квалификации большинства инженеров, прорабов и рабочих — можно было достичь одним-единственным способом: переместить наиболее трудоемкие и ответственные операции со стройплощадок на заводские конвейеры, предоставив пьяным монтажникам тупо собирать корпуса из готовых кубиков. Хрущевское строительство оказалось подобно той баланде, которую раздают всем потерпевшим крушение, — хотя, конечно, можно было потратиться на ресторанный обед для какого-нибудь одного пострадавшего — и уморить голодом остальных.

Однако при всей своей исторической обоснованности и социальной спасительности типовое строительство имело поистине катастрофические последствия для инженерных кадров страны. Оно отучило их думать и принимать самостоятельные решения, сведя творческий процесс проектирования к чисто детской компоновке зданий из типовых кубиков-элементов. Все эти кубики содержались в бесчисленном количестве разнообразных серий, о которых сейчас и пойдет разговор.

Типовые серии

Как мы помним, всякая вещь, производившаяся в Стране Советов, имела свой ГОСТ, ОСТ или, на худой конец, ТУ. Не могли не иметь чего-то подобного и типовые конструкции.

Некоторые из них, относительно простые в изготовлении, выпускались по собственным ГОСТам — к примеру, фундаментные блоки — продолговатые бетонные прямоугольники, которыми выкладывают стены подвалов и часто огораживают те места на проезжей части, где ведутся работы. Однако большинство конструкций были слишком сложными, чтобы вся информация о них уместилась в тоненькую книжечку. Тогда поступили следующим образом. Самые общие требования к ним (о прочности и т.п.) размазали по разным инструкциям и стандартам, и на этом формальном основании стали создавать комплекты типовых чертежей, которые назвали сериями.

Был образован Центральный Институт Типового Проектирования (ЦИТП), разместившийся в огромном комплексе зданий недалеко от Речного Вокзала. Госстрой раздавал подчиненным ему проектным организациям задания на разработку тех или иных типовых конструкций, те создавали соответствующие серии, Госстрой утверждал их и передавал на хранение в ЦИТП. Время от времени там выпускался Указатель Типовых серий — огромный фолиант, в котором по порядку номеров значились все действовавшие на данный момент серии.

К 1980-м годам разнокалиберные обозначения серий были наконец сведены в единую систему. Все они, с небольшими вариациями, выглядели как «1.020.1-1». Первая цифра была самая важная: она указывала, какой инженерной специальности адресована данная серия. Цифрой «1» обозначались все строительные конструкции, поэтому таких серий было гораздо больше прочих.

С цифрой «2» шли типовые узлы соединения этих конструкций между собой. Дальнейшие цифры относились к смежникам — электротехническое, сантехническое оборудование и т.п.

Вторая цифра, шедшая сразу после точки, означала тип зданий, в которых надлежало применять данную серию. Так, цифра «0» (в нашем примере — первый ноль в «1.020») относилась к жилым зданиям, цифра «2» — к общественным, а промежуточная «единица» разрешала применять их и там и здесь. С «четверкой» шли заводские цеха, а последующие цифры относились уже к сооружениям — башням, трубам, эстакадам, подъездным путям и пр. Последующие цифры также что-то значили, но об этом уже никто не задумывался. Цифра после тире ставилась в тех случаях, когда создавалось несколько принципиально однотипных серий (но, допустим, из разных видов бетона), или когда новая серия сменяла собой устаревшую.

Подавляющее большинство серий выпускалось на листочках формата А3 (две машинописных страницы). Мелкие узлы, таблицы и ведомости умещались в формате А4 (одна машинописная станица). Любая серия включала несколько выпусков, каждый из которых оформлялся в виде отдельного переплетенного альбома. «Выпуск 1» содержал «опалубочные чертежи», на которых показывался внешний вид типового элемента и основные размеры. Чертежам всегда предшествовала длиннейшая пояснительная записка, в которой приводилось множество указаний и требований, использованные разработчиками расчетные формулы и «ключ» — те таблицы, с помощью которых инженеры должны были подбирать необходимые им конструкции из большого списка. Если такой писанины набиралось слишком много, ее выносили в отдельный «Выпуск 0», который по понятным причинам ценился проектировщиками гораздо более прочих и обыкновенно вскоре куда-то пропадал.

«Выпуск 2» содержал арматурные чертежи — так сказать, внутренний скелет типового элемента. Последние выпуски состояли из множества таблиц, предназначенных сметчикам, в которых учитывался расход бетона, арматуры по ее видам и т.п. В проектных отделах эти альбомы годами валялись невостребованными. Если какой-нибудь «выпуск» оказывался слишком большим, его дробили на части: «Выпуск 1-1», «Выпуск 1-10» и т.д.

На исходе советской власти мудрено было найти какой-нибудь тип конструкций, который избежал тотальной серийной регламентации. Даже кирпичные стены — и те выкладывали по сериям.

В результате серьезной головной болью проектировщиков стала увязка множества разнородных серий в рамках единого здания. Если применялся определенный каркас, то к нему подходили лишь некоторые серии стеновых панелей, тогда как панели из прочих серий, даже аналогичных размеров, имели крепления совсем в других местах.

Читайте также:  Компенсация при строительстве частного дома в сельской местности

С каркасом также должны были стыковаться лестничные марши, плиты перекрытий и много других мелочей. Чтобы избежать этих трудностей, для наиболее распространенных случаев стали разрабатывать гигантские комплексные серии, куда наряду с каркасом включались и лестницы, и панели, и что угодно еще. В гражданском строительстве таким мастодонтом была приведенная выше серия «1.020.1-1» с некоторыми последующими модификациями, а в промышленном — серия «1.420». Бесчисленные альбомы этих серий загромождали целые полки стеллажей; каждая была как бы самостоятельным государством, и некоторые инженеры десятилетиями не выходили за ее пределы.

По мере изменения ГОСТов и СНиПов происходили соответствующие перемены и в сериях. Тогда прежняя серия, обычно без всякой разумной причины, заменялась на новую, аналогичную. В связи с общей деградацией инженерных кадров каждая последующая серия была хуже предыдущей, неудобнее в пользовании и содержала больше ошибок.

С другой стороны, на заводах, производивших по этим сериям реальные конструкции, оставались без дела старые опалубки, а новых еще не было (или их не желали делать). И тогда заводы нагло отказывались изготовлять конструкции по новым сериям. Проектировщики попадали в сложное положение: старые серии нельзя было применять по закону, а по новым сериям конструкции не выпускались. Этот конфликтный период иногда тянулся по целому десятилетию.

Каждый проектный институт за символическую плату подписывался в ЦИТПе на получение оттуда новых серий того или иного профиля. Время от времени посылки с этими сериями поступали по почте в проектный кабинет института, где их, во-первых, размножали для соответствующих отделов и, кроме того, выдавали на руки нуждающимся инженерам, словно книги в библиотеке. В каждом отделе типовые альбомы находились под бдительным надзором главного конструктора, который укладывал их в шкаф прямо перед своим носом, то и дело пересчитывал и при недостаче организовывал общие поиски.

Если же требуемой серии не было ни в отделе, ни даже в проектном кабинете, инженеры ехали в просторный читальный зал ЦИТПа с бумагой и ручкой, и делали необходимые выписки.

Типовые проекты

Неудержимый рост числа серий подтолкнул руководителей Госстроя к следующему шагу: если получалось унифицировать отдельные конструкции, то почему бы не сделать того же самого с целыми проектами зданий? В самом деле, одни и те же дома можно строить в различных точках страны при условии сходного климата. Правда, от места к месту варьируются виды грунта, подводка коммуникаций и т.п. Но, во-первых, можно сразу предусмотреть несколько принципиальных вариантов, а во-вторых, инженерам гораздо быстрее и проще изменить отдельные не годящиеся детали, чем вести проектирование с нуля. Эти поправки типового проекта для данного конкретного случая назывались его привязкой.

С начала 1960-х годов проектные организации страны захлестнула лавина типовых проектов: одни их разрабатывали, другие привязывали. Утвержденные проекты стекались в ЦИТП, который сочинял для них Указатели, принимал от институтов заявки и рассылал свои богатства по почте.

Типовые проекты, как и серии, состояли из отдельных «выпусков», с той лишь разницей, что их формат никогда не бывал меньше А2 (газетный лист). Их головоломные обозначения не поддавались никакой расшифровке. Всякий типовой объект разрабатывался одновременно в десятках разнообразных вариантов.

К примеру, из Госстроя поступал в институт заказ на типовую библиотеку — для нескольких видов климата, от субтропического до полярного, для разных уровней сейсмики, для конструкций из тяжелого и легкого бетона, для того или иного расчетного числа посетителей в день и т.п. Ясно, что все эти условия, перекрещиваясь между собой по правилам математики, давали неисчислимое количество вариантов, т.е. самостоятельных типовых проектов, которыми коллектив института занимался по нескольку лет кряду. Затем обнаруживалось, что примененные в проектах ГОСТы и серии устарели, — и начиналась капитальная переделка.

Нет никаких сомнений, что с большинством этих детальных проектов происходило то же самое, что с моими излишне подробными заготовками чертежей пожарной лестницы (см. выше): они никогда не применялись к делу, тем более что слишком быстро устаревали и сменяли друг друга. В результате общий объем проектной работы оказался едва ли не больше, чем если бы никаких типовых проектов не создавалось совсем. Но под предлогом их разработки в стране (и особенно в столице) учреждались все новые институты, уютные комнаты которых заполнялись толпами неквалифицированных людей, а учебные заведения расширяли прием абитуриентов, и все больше недоделанных профессоров и доцентов получали доступ к «научной кормушке».

По мере того, как число заказов на типовые проекты увеличивалось, а старые между тем следовало периодически обновлять, значительная доля проектных сил страны оказалась выключенной из реальной живой работы. Утратив связь со стройплощадкой, они вращались в бесконечном круговороте чисто виртуальных проектов, перебрасываясь ими с ЦИТПом и изредка выслушивая претензии инженеров, которые пытались их привязать. Большинство этих людей ясно отдавали себе отчет в несерьезности собственной работы и потому исполняли ее кое-как, закладывая в чертежи множество непродуманных решений в твердой уверенности, что они никогда не попадут на стройку.

Начальник каждого проектного отдела, где параллельно велись «живые» и «мертвые» работы, наваливал первые на одного-двух толковых руководителей групп, которые едва укладывались в сроки, воевали со строителями, оттого постоянно были на плохом счету и не получали премий, — тогда как их вальяжные коллеги, не обремененные знаниями, полегоньку рисовали свои «типовые» чертежи, налегая на красоту оформления, вовремя отправляли их в ЦИТП — и почитались гордостью трудового коллектива. Понятно, что эти места заполнялись родственниками крупных чиновников, любовницами начальства и прочими блатниками.

Инженер за работой (1)

Теперь мы уже представляем, в каких условиях трудился квалифицированный советский инженер. Но рассмотрение вопроса о том, чем он занимался по существу, к сожалению, выходит за рамки данной рукописи, потому что носит чисто профессиональный характер и требует соответствующих знаний. Я иногда видел, как математики напишут формулу — и дружно смеются над нею, в то время как остальные лишь пожимают плечами. Чтобы оценить по достоинству их юмор, человек сам должен быть математиком.

Вообще строительное проектирование неисчерпаемо и вширь, и в глубину. Каждый тип создаваемых человеком объектов, будь то жилье, больницы, цеха, электростанции, теплотрассы или пути сообщения, — имеет свою поэзию, свои остроумные находки, банальные приемы и типичные ляпсусы. Любой материал, будь то сталь, железобетон, кирпич или дерево, наделен ярко выраженным характером, одно любит, другого не терпит и ведет себя, словно капризное животное, к которому надо уметь подойти. Более того, в разных ситуациях один и тот же материал проявляет совершенно противоположные свойства, подобно тому как мы шутим с одними людьми и готовы тут же одернуть других.

Всякая конструкция хочет, чтобы ее любили, и лишь тогда открывает инженеру свои тайны. А любит ее лишь тот, кто подходит к ней без страха, торопливости и неприязни, садится рядом и пытается вникнуть, поглаживая ее по холке, словно всадник горячего скакуна. Здесь, как и в любви двух людей, должно возникнуть взаимное сочетание. Погружаясь в таинственные глубины конструкции, инженер отвлекается от собственной личности, как любитель живописи «входит» в иной пейзаж, забывая, что это всего только раскрашенный холст на пыльной стене музея.

У нас остается лишь скромная возможность взглянуть на чисто внешнюю сторону дела и в нескольких главах дать легкий очерк бесконечно многоликого инженерного труда.

Источник: infopedia.su

Особенности и преимущества типовой застройки

Какие ассоциации вызывают у вас слова «типовая застройка»? Вряд ли самые радужные. Обычно это определение относится к каким-то серым и унылым домам, в облике которых взгляду не на чем остановиться. На самом деле типовая застройка – это просто множества зданий, построенных по одному проекту, что противопоставляет их домам, возведенным по индивидуальным проектам.

Они могут относиться к разным сериям, но будут изготовлены из одних и тех же материалов и иметь сходные планировки. Даже римский Колизей полушутя можно назвать типовой застройкой, ведь в других городах Италии строились такие же арены, отличающиеся лишь размерами. То, что здание было типовым, отнюдь не уменьшает его величия и красоты.

Как зародилась типовая застройка в жилищном строительстве, как она развивалась и в чем ее преимущества, расскажут риелторы нижегородского агентства недвижимости «Владис».

Типовая застройка прошлых веков

Типовая застройка – изобретение отнюдь не 20-го века, как могло бы показаться. Впервые технология массового жилого строительства была опробована в Санкт-Петербурге во времена Петра I. Северная столица не сразу приобрела свой знаменитый изящный облик с многочисленными дворцами и парками.

Первыми домами здесь стали глиняные мазанки наподобие деревенских, ведь тем, кто отстраивал город, нужно было где-то жить. Глины в болотистом Петербурге было вдоволь, строить из нее просто, к тому же она безопаснее дерева, поскольку не горит.

В начале XX века, когда в России бушевали революции, во Франции был предложен план архитектора Ле Корбюзье, который предполагал застройку нескольких кварталов древнего города типовыми зданиями. Проект в конечном итоге отложили в дальний угол, но именно от него принято вести хронологию модернистского направления в архитектуре под названием «брутализм». Характерной особенностью этого стиля является отделка необработанным бетоном. Такие здания широко распространены в Болгарии и Югославии.

Корбюзье успел побывать и в России, где вдохновленные его идеями, главные архитекторы Константин Мельников, Моисей Гинзбург и братья Веснины построили более двух сотен домов по типовым проектам. А после этого в Москве началось панельное строительство.

Разновидности типовой застройки

Виды типовой застройки, когда-либо существовавшие на территории России, были очень разнообразными. В архитектуре здания принято различать по сериям, но в народе многие из них получили меткие прозвища, понятные всем:

  • Блочные дома отчасти похожи на панельные, поскольку тоже собираются из блоков. Разница между ними в том, что панели дают гораздо более широкий простор для воплощения дизайнерских решений, поскольку их можно делать фигурными, в то время как бетонные блоки имеют одну форму – параллелепипеда. В блочных домах легко делать перепланировку, но при этом они имеют неровные потолки и штукатурку низкого качества. Официально они проходят под кодом II-18.
  • «Сталинки» в свое время были элитным жильем с высокими потолками, толстыми стенами, просторными комнатами и удобными подъездами. Основными строительными материалами для возведения этих домов были кирпич и шлакоблок. В середине 50-х строительство «сталинок» прекратилось, уступив более бюджетному жилью.
  • «Хрущевки» — стали полной противоположностью «сталинок». Это было бюджетное жилье с крохотными кухнями, совмещенными санузлами и потолками не выше 2,5 метров. Но основным недостатком таких домов была плоха звуко- и теплоизоляция. Строились «хрущевки» быстро и очень массово. Их основной целью было подарить жившим в коммунальных квартирах и бараках семьям собственные жилплощади.
  • «Брежневки» — по большому счету это были модернизированные «хрущевки», в которых появились лифты и мусоропроводы, а также высокие потолки».
  • Индивидуальные разновидности многоквартирных зданий – на сегодняшний день это самый популярный вид жилья. Они строятся в основном из кирпича и не ограничены никакими рамками, кроме фантазии архитектора. Эти здания строятся в местах с хорошим уровнем инфраструктуры, транспортной доступности, вблизи живописных парков или рек. Стоимость квадратного метра в них намного выше средней по городу.
  • Монолитные здания – имеют разнообразную конфигурацию, которая достигается благодаря специфике конструктивных особенностей. В таких домах легко проводить перепланировку, они отличаются высоким качеством.
  • Кирпично-монолитные дома строятся по той же технологии, что и монолитные – в специальную опалубку заливается бетон, прочность которому придает каркас из арматуры, а снаружи здание выкладывается кирпичом, благодаря чему достигается эстетичный внешний вид.
  • Кирпичные дома отличаются высокой прочность, эстетикой и прекрасным уровнем шумо- и теплоизоляции. В числе недостатков можно перечислить длительность постройки – около двух лет, и высокую стоимость квадратного метра.
  • Панельные дома – современное экономичное жилье, которое в зависимости от квадратуры подразделяется на крупнопанельное, среднего класса и малобюджетное.
Читайте также:  Технологии и типы строительства

Преимущества типовой застройки

Типовая застройка в городской среде обладает рядом неоспоримых достоинств:

  • Возможность планирования облика города;
  • Удобство планирования производственных мощностей, с помощью которых будут производиться материалы и комплектующие для строительства;
  • Экономия на стоимости производства, благодаря большим охватам;
  • Четкое понимание сроков строительства и необходимого количества человеческих ресурсов;
  • Возможность наладить побочное производство мебели и отделочных материалов для типовых квартир определенных габаритов.

Итак, слово «типовой» никоим образом не характеризует здание как плохое или некачественное. Зато, зная серию, можно уверенно предположить, из чего оно построено и какие планировки вас ожидают. И если вас этот вариант не устраивает, можно даже не тратить время на личный просмотр.

Источник: nn.vladis.ru

Типовое строительство

История развития типового проектирования при строительстве жилых зданий в России.

Понятие типового строительства крепко вошло в обиход каждого жителя нашей страны. Типовое проектирование – разработка однотипных проектов зданий, конструкций, сооружений, деталей и других изделий, предназначенных для серийного строительства или производства. Система разработки (в основном) строительных проектов предназначена для многократной реализации в последующем строительстве. Технология применяется в частности в строительстве жилых, промышленных зданий и массовых типов общественных зданий.

Первое упоминание о внедрении в строительство прототипа «серии» типовых жилых домов датируется 1714 годом. Именно в этом году были изданы альбомы типовых проектов Доменико Трезини – итальянского архитектора, ставшего первым архитектором СанктПетербурга. В указе Петра I от 4 апреля 1714 г. говорится: «Каким манером домы строить. брать чертежи от архитектора Трезини».

Серия Трезини представляла собой несколько проектов жилых домов в один и два этажа разных габаритов. Проекты были гравированы, напечатаны и в таком виде выдавались застройщикам. На каждом оттиске были нанесены габариты участка, план дома, фасад с воротами и краткое пояснение, в котором указывались размеры участка и дома. Таким образом, в короткие сроки были выстроены целые районы города.

Широкое применение типовое строительство на территории страны получило после Отечественной войны 1812 года. Теперь индивидуальные проекты создавались лишь для таких значительных сооружений, как соборы, как гостиные дворы, крупнейшие административные здания и жилые здания дворцового типа. Все остальное строительство велось по типовым проектам.

Методика применения типовых проектов в жилищном строительстве в начале XIX в. почти не изменилась по сравнению со второй половиной XVIII в. Типовое проектирование ограничивалось только фасадами, носившими, как и раньше, рекомендательный характер. Тенденция к общему увеличению числа типовых проектов, имевшая место во второй половине XVIII в., продолжала существовать и в первой половине XIX в. Число типовых проектов в «серии», изданной в 1809–1812 гг., приближалось уже к 300. Даже если учесть потребность не только в одно-, двух-, но и в трех-, четырехэтажных домах, такое число проектов представляется чрезмерным.

Источник: panor.ru

Типовое проектирование

Типовое проектирование — разработка однотипных проектов зданий, конструкций, сооружений, деталей и других изделий, предназначенных для серийного строительства или производства [1] .

Проект повторного применения, типовой проект (англ. replication ) — строительство копии существующего здания. [2]

Система разработки (в основном) строительных проектов предназначены для многократной реализации в последующем строительстве. Технология применяется в частности в строительстве жилых, промышленных зданий и массовых типов общественных зданий [3] .

В настоящее время в России используются термины: проектная документация повторного использования и модифицированная проектная документация. [4] С 1 сентября 2016 года вся документация, которая изготовлена по заказу государства либо государственных компаний, является исключительной собственностью заказчика. [5]

Применение проектной документации повторного использования обязательно для государственных и муниципальных заказчиков, за исключением случаев отсутствия такой документации или строительства особо опасных, технически сложных объектов и работ по сохранению объектов культурного наследия. [4]

Источник: wiki2.org

Типовая городская застройка: плюсы и минусы

Жителям стран, ранее входивших в состав Советского Союза, часто кажется, что типовое городское строительство было изобретено именно у нас и является исключительной «привилегией» бывших советских граждан, вынужденных ютиться в «хрущебах» и «брежневках».

Типовая городская застройка: плюсы и минусы

Abstract Bauhaus architecture

Да, согласно официальной статистике, типовые жилые здания составляют более 70% всего жилого фонда Российской Федерации. Однако типовые серии домов — изобретение гораздо более раннее и распространенное не только в нашей стране, но и по всему миру. И далеко не всегда типовой дом становится синонимом банального, непривлекательного и неудобного жилья.

Впрочем, именно в СССР типовая городская застройка приняла настолько массовый характер, а типовые дома получили такой уродливый, упрощенный до крайней степени облик.

Микрорайон с типовыми хрущевками

Микрорайон с типовыми «хрущевками»

Определение

Типовой дом — это здание, которое было построено по массовому проекту. То есть, любой проект, который предусматривает строительство дома не в единственном экземпляре уже можно назвать типовым. Например, современные коттеджные поселки обычно состоят именно из типовых зданий, которые могут лишь чуть отличаться по отделке фасада и планировке, измененной по требованию покупателя.

Серии домов — это целые группы жилых зданий, которые являются полностью или практически полностью идентичными внутри каждой отдельной группы по внешнему облику, планировке квартир, а также материалам, использовавшимся при строительстве. Планировка квартир в таких зданиях также называется типовой — достаточно побывать в одной из них, чтобы точно представить себе расположение комнат во всех остальных, располагающихся выше или ниже. Типами домов называют объединение серий по отличительному признаку, такому как год разработки проекта или материал стен.

История типовой застройки

Большая часть старинных городов, насчитывающих несколько сотен лет, росли сами собой, естественным путем расширяясь за счет прибытия новых поселенцев. Каждый новый житель города, конечно же, начинал с поисков жилья или занимался строительством собственного дома, руководствуясь при этом только личными вкусами и принятыми в этом регионе традициями. Поэтому говорить о появлении типовой застройки можно не ранее 18 века, когда появились первые попытки возведения городских кварталов и даже целых городов по заранее разработанному плану.

Ярким примером типовой городской застройки начала 18 века может служить Санкт-Петербург. Основоположником типового строительства в России стал сам Петр Первый, который еще в 1711 году собственноручно заложил в своей будущей столице так называемые «образцовые мазанки».

По мнению императора, лучшим вариантом жилья для его беднейших подданных являются сооруженные из глины, с крышей из дерна или деревянной черепицы и «загримированные» для улучшения внешнего облика под камень или кирпич небольшие, одноэтажные строение.

Проект Петра Первого позволял добиться сразу четырех целей: быстро обеспечить новых жителей Северной столицы собственным жильем, обезопасить город от пожаров, так как дома из глины не боялись огня, сэкономить — материалы для строительства были дешевы, и легко найти рабочие руки, ведь сами строительные работы могли быть выполнены даже неквалифицированными работниками.

Первый архитектор Санкт-Петербурга, Доменико Трезини, уже через 3 года разработал для императора несколько проектов типовой городской застройки, которые включали в себя отдельные проекты зданий для зажиточных граждан, среднего класса, бедноты и дворянства.

От строителей требовалось строго соблюдать условия проекта, чтобы не нарушить городской пейзаж «непотребным строением», например, вдоль набережной Невы должны были строиться исключительно двухэтажные здания, чтобы показать «достаток и солидность» города. К сожалению, образцов первой типовой застройки Петербурга, в частности, домов для знати, разработанных Трезини не сохранилось, однако специалисты полагают, что Кикины палаты, построенные в 1714-1720 годах, могут служить таким примером.

Кикины палаты

Кикины палаты, Санкт-Петербург

И в Европе, и в крупных городах Америки и в двух российских столицах практически единственными, получившими широкое распространение типовыми зданиями являлись доходные дома.

Например, в 19 веке в Петербурге свыше 90% населения проживало не в собственных, а в арендованных квартирах, располагавшихся именно в таких доходных домах. Говорить о едином архитектурном решении таких зданий, конечно же, нельзя. Нанимали квартиры люди разных сословий и достатка, соответственно и квартиры им требовались различной площади и статуса. И все же, большая часть доходных домов, призванных решить кризис жилья, возникший в крупных городах во время промышленной революции, строились без изысков, а главной целью их владельцев оставалось получение прибыли, а вовсе не удовлетворение эстетических потребностей своих жильцов.

Читайте также:  Учет накладных в строительстве

Уже тогда, в 19 веке, земля в центре городов стоила совсем недешево, поэтому собственники доходных домов старались разместить на небольшой площади как можно большее число квартир.
Весьма похоже на картину сегодняшней Москвы, не так ли?

Вот как описал свои впечатления от посещения Северной столицы начала 19 века известный писатель Иван Гончаров: «Эти однообразные каменные громады, которые, как колоссальные гробницы, сплошной массою тянутся одно за другим. И эта улица кончалась, ее преграждало опять то же, а там новый порядок таких же домов. Заглянешь направо, налево всюду обступили вас, как рать исполинов, дома, дома, дома, камень и камень, все одно да одно. нет простора и выхода взгляду, заперты со всех сторон». Правда же, напоминает впечатления от поисков нужного дома в типичном микрорайоне, застроенном панельными девятиэтажками?

Конечно же, типовые доходные дома строились в небольшом количестве и масштабы застройки обычно не превышали десяток зданий, возведенных по одному проекту. Кроме того, в условиях рыночной экономики строительные компании самостоятельно выбирали проект и финансировали строительство ряда типовых домов, поэтому говорить в то время о массовой типовой застройке не приходилось.

Во Франции первым архитектором, предложившим недорогие типовые дома, стал Эдуард Ле Корбюзье, который еще в 1925 году предложил «План Вуазен», предусматривающий застройку центра Парижа типовыми небоскребами. К счастью, данный план не был реализован, благодаря чему «самая романтичная столица мира» сумела сохранить свой неповторимый исторический облик. Однако некоторые промышленники заинтересовались возможностью строительства недорогих зданий, в частности, по плану Корбюзье был построен поселок из 50 домов «Современные дома Фрюже» под Бордо.

Кстати, именно Корбюзье мировая архитектура обязана появлением такого стиля, как брутализм.

Главной отличительной чертой брутализма стало использование особой технологии обработки поверхности, которая получила название «необработанный бетон».

Интересно, что данный стиль стал популярен и в Великобритании и в других странах Европы, а в 80-е годы добрался до СССР. Однако уже через два десятилетия увлечение данным направление сошло на нет и сейчас брутализм часто используется в качестве синонима всего худшего в архитектуре — мрачных фасадов, неудачной планировки, отчужденности от потребностей человека и бездушности.

В 20-е же годы появились первые блочные дома и в Дрездене и в Берлине, именно они во многом стали прототипом советских пятиэтажек.

Национальный королевский театр в Лондоне

Национальный королевский театр в Лондоне

Новый этап развития типового домостроения и городской застройки стандартными многоквартирными зданиями начался после Второй мировой войны, когда возникла острая необходимость восстанавливать разрушенные в ходе военных действий города Европы и Советского Союза.

Именно в 40-е годы в окрестностях Берлина, Парижа и других городов Европы появились панельные многоквартирные здания с недорогими квартирами, которые должны были компенсировать нехватку жилья.

Дом по проекту Ле Корбюзье в Берлине

Дом по проекту Ле Корбюзье в Берлине, считавшийся в 40-е образцовым

Тогда же, после Второй мировой войны, самое широкое распространение получили типовые здания и в Советском Союзе. В целом можно выделить несколько основных серий типовых зданий, разделенных по временному признаку:

Первый период. В начале 1950-х стали появляться первые «сталинки», которые можно назвать не самым худшим (по сравнению с остальными вариантами) видом типовых зданий. Дома строились из кирпича, отличались высокими потолками (более 3 метров), удобной планировкой (раздельные комнаты и большая кухня), а также достаточно толстыми, массивными стенами, благодаря чему обладали отличной звуко- и шумоизоляцией, в отличие от появившихся позже панельных зданий.

Второй период. Промежуток с 1957 по 1962 год, когда в городах СССР начали массово появляться панельные здания высотой в 5 этажей, в дальнейшем получившие название «хрущевки» или даже «хрущебы» за их тонкие стены, низкие потолки и неудачную планировку с проходными, узкими комнатами и крохотной кухней. Именно эти дома считаются «самыми типовыми» из типовых зданий, а их проект признан одним из самых неудачных в области городской застройки. Впрочем, свою главную цель — обеспечить как можно большее количество советских граждан отдельными квартирами, они выполняли, хотя до конца решить жилищный вопрос так и не смогли.

Типичная пятиэтажная хрущевка

Типичная пятиэтажная «хрущевка»

Тогда же начали появляться целые микрорайоны, сплошь состоящие из типовых пятиэтажек. Интересно, что при планировании расположения многоквартирных зданий в обычных советских микрорайонах, потребности жителей в общественных зданиях зачастую рассчитывались просто путем подсчета среднего количества детей и стариков на каждую тысячу жителей, а также предельного расстояния, на котором должна находиться школа, детский сад и поликлиника. К сожалению, при такой застройке совершенно не уделялось внимание эстетической стороне — проектировщики не учитывали, как микрорайон впишется в ландшафт, насколько привлекательно будут выглядеть улицы.

Третий период. С 1963 до середины 1970-х годов. Появились типовые девятиэтажные здания, с лифтом, затем и многоквартирные дома высотой в 12 этажей. От обычных «хрущевок» отличались только этажностью и незначительно увеличенной площадью квартир, в остальном «брежневки» сохранили все главные недостатки предшественников.

Четвертый период. В 1970 году был принят новый стандарт, Единый каталог строительных деталей, по которому в дальнейшем начали возводить «поздние брежневки», ставшие более удачным, по мнению специалистов, вариантом типовых зданий, некоторые проекты таких многоквартирных зданий были модифицированы и использовались при строительстве новостроек даже в начале 2000-х годов.

Поздние брежневки

Поздние «брежневки»

Пятый период. Начался с середины 90-х годов и продолжается по сегодняшний день. Появились попытки добавить в типовые проекты зданий некоторые индивидуальные черты, что связано с появившейся необходимость привлечь покупателя квартиры в новостройке. Появились комбинированные дома, изменилась планировка квартир, в связи с новыми нормами жилой площади на одного человека возросла площадь помещений.

Требования к типовым зданиям и достоинства типовой застройки

Говоря о такой наболевшейпроблеме, как типовая застройка, которая очень актуальна для России, других стран бывшего СССР и Восточной Европы, которые тоже до сих пор могут «наслаждаться» всеми прелестями типового жилья, все же нельзя не отметить ряд достоинств типовых зданий:

  • строительство зданий одного типа во много раз ускоряло процесс, позволяло не тратить время на разработку индивидуального проекта;
  • упрощался сам процесс строительства — уже было известно, сколько понадобится кирпича, гвоздей, досок и других строительных материалов, а рабочие, построившие одно здание с успехом переходили на следующую стройку, получив необходимый опыт;
  • все типовые проекты соответствовали требованиям и стандартам, утвержденным государством, легче было проконтролировать процесс возведения;
  • часто типовой проект — план, уже прошедший проверку временем, доказавший свою эффективность;
  • главное достоинство — дешевизна, нет необходимости тратить средства на оплату труда архитектора и проектировщика.

Соответственно, к типовым проектам прошлого века в качестве главного требования выдвигалась невысокая стоимость строительства, оперативность, а сами квартиры рассматривались только с точки зрения соблюдения установленного стандарта наличия жилой площади на одного человека.

Как видим, типовая застройка была выгодна в первую очередь для самих застройщиков и властей страны, а для покупателей жилья иногда становилась единственной возможностью обзавестись собственным жильем.

Стоит также отметить, что появление типовой застройки было вызвано необходимостью решения проблемы обеспечения жильем, в большинстве стран мира, в частности, в Европе и Соединенных Штатах такие типовые здания строились в качестве социального жилья для малообеспеченных граждан.

Например, в США стандартные многоквартирные дома с небольшими квартирами строились для беженцев из других государств в Нью-Йорке, Чикаго и других крупных городах. Такие здания считаются «жильем для бедных», большая часть американцев стремиться жить в «американском доме», частном строении с большой площадью, который никак нельзя назвать типовым и однообразным.

Удачные типовые дома

Далеко не все серии типовых зданий выглядят действительно банально и стандартно. Как, например, можно назвать здание «Minimumhouse» — загородный дом, построенный к югу от Берлина, в Клаусдорфе? Этот идеал минималистского дома с максимально открытыми пространствами и так называемой «солнечной» архитектурой выглядит весьма привлекательно и точно необычно, а между тем это именно типовая серия строительства загородных домов.

Minimumhouse

«Minimumhouse» в Клаусдорфе

Достаточно удачным вариантом типовой застройки можно назвать целые улицы из таунхаусов, которые встречаются во многих английских городах. Получили распространение такие проекты и в Латинской Америке, а в последнее время поселки из типовых таунхаусов начали появляться и в России.

Улица таунхаусов

Улица таунхаусов

Последней тенденцией, очень популярной в Северной Европе, стало строительство так называемых пассивных домов, из которых часто возводятся целые поселки, например, в Дании. Это тоже типовой проект, однако, весьма привлекательный, а главное — энергосберегающий, эффективный и экономичный.

Стенселе Юг

«Стенселе Юг» — энергосберегающий поселок в Дании

Такая типовая застройка в понимании обычного россиянина, привыкшего, что типовой дом — это безликая, серая многоэтажка,выглядит как индивидуальный, необычный и очень удачный проект.

На сегодняшний день типовая застройка остается очень распространенным явлением в наших городах. Конечно, большая часть современных монолитных новостроек обычно возводится по индивидуальному проекту, однако зачатую такое жилье сразу переходит в категорию «премиум» или «бизнес-класса», а стоимость квартир в подобных жилых комплексах значительно возрастает.

Даже в случае строительства загородного дома многие делают выбор в пользу типового проекта, считая такой вариант более удачным и, безусловно, экономичным.

Стремление жить в доме, не похожем ни на что другое, оригинальном и выстроенном с учетом потребностей и пожеланий конкретной семьи пока могут воплотить в жизнь только люди с достаточно высокими доходами. Обычным же покупателям недвижимости приходится довольствоваться квартирами в типовых зданиях, не всегда привлекательных, но, иногда, вполне комфортных.

Источник: www.rmnt.ru

Рейтинг
Загрузка ...