Тощий бетон в дорожном строительстве технология укладки

При устройстве автомобильных дорог и аэродромных покрытий часто одним из слоёв дорожной одежды выступает основание из тощего бетона.Такие конструкционные слои дорожных одежд в отличии от оснований из несвязанных материалов имеют ряд достоинств и преимуществ: высокая долговечность, гарантирование избавления образования сетки трещин,появления колейности покрытия и просадок. Расчетный срок эксплуатации такого типа дорожных одежд установлен в 25 лет.

Тощим бетоном принято считать тяжелый бетон следующих марок М 75, М 100, М 150, М 200 (С 8/10-С 12/15) полученный путем уплотнения жестких смесей-растворов с помощью катков и виброплит.

Экономический эффект при строительстве дорожных одежд из тощего бетона достигается за счет простоты технологического процесса устройства основания , использования местных инертных материалов и вторичных ресурсов, малого расхода цемента, а также вследствие того, что возможно устраивать вышележащие конструктивные несущие слои покрытия без паузы на технологический перерыв, который обязателен при возведении оснований из дорожного бетона. Тощий бетон выигрывает у оснований из инертных материалов обработанных минеральным вяжущим за счет более высокой прочности и однородности с одной стороны, и более низкому расходу цемента с другой.

Укладка тощего бетона

  • Прочностные характеристики на сжатие в пределах :от М 75 до М 200;
  • Прочность на растяжение при изгибе в интервале от Btb 1,2 до Btb 2,4;
  • Марку по морозостойкости принимают в пределах 50-100;
  • Крупность заполнителя варьируется в пределах для мелкозернистых — до 5 мм, для крупнозернистых — до 40 мм;
  • В качестве вяжущего применяется портландцемент марки не ниже М 300;
  • Возможность применения пластифицирующих добавок, но не более 5% от общей массы цемента;
  • Ограничение по содержанию пылевидных и глинистых частиц не должно превышать 10 % от общей массы.

В большинстве своём при строительстве автомобильных дорог дорожные одежды со слоем из тощего бетона имеют толщину не менее 15-20 см в зависимости от категории дороги и климатических и геологических условий. Тощий бетон следует укладывать на хорошо уплотненный и выровненный нижележащий подстилающий слой. Раствор распределяют и разравнивают с помощью бетоноукладочных комплексов, профилировщиков, асфальтоукладчиков да и просто с помощью автогрейдеров с детальным контролем высотных отметок. Смесь рекомендуют укладывать шириной захватки не более 10 м и длиной по 40-50 метров. После чего следует этап уплотнение смеси с помощью звена катков ( от обочины к оси) .Работа катков должна длиться до того момента пока не будет достигнут коэффициент уплотнения не менее K=0,98.

Ну и завершающим этапом в процессе возведения жесткого основания основания является процесс устройства деформационных швов. Швы сжатия нарезаются с интервалом 12-15 м в зависимости от толщины дорожной одежды и на глубину равной трети толщины слоя. Ширина камеры швы равна толщине диска, прорезанные швы не нуждаются в герметизации.

Тощий бетон применяют в различных сферах строительства как материал для устройства подстилающих слоев. Он прост в изготовлении, недорог и представляет собой хорошую альтернативу, так как обладает высокими прочностными показателями и значениями морозостойкости и водонепроницаемости.

Источник aerodorstroy.by

Что такое тощий бетон: марка, состав, характеристики

Бетон — материал, широко применяемый в строительстве. Он состоит из нескольких компонентов (наполнителей, цемента и воды). Количественный и качественный состав напрямую влияет на характеристики и эксплуатационные характеристики массы.

С учетом количественных показателей принято выделять тощий, стандартный и жирный бетон. Те, кто начинает самостоятельно строить дом, задаются вопросом: тощий бетон — что это такое и в чем его отличие от других видов.

приготовление тощего бетона своими руками

Что это такое

Бетон, содержащий малое количество цемента, подходит не для всех видов строительных работ. Этот фактор важно учитывать, т.к. в противном случае качество строительного объекта может ухудшиться.

Преимущества и недостатки

Разобравшись с тем, что такое тощий бетон, следует уточнить, по какой причине эта смесь широко востребована в строительстве.

  1. Относительно низкая прочность (по сравнению с прочностью жирных и стандартных составов). Эта характеристика не позволяет применять тощие бетоны на тех объектах, к которым предъявляют повышенные требования.
  2. Высокий риск образования трещин. В таких случаях эксплуатационные показатели бетонного покрытия снижаются.
Читайте также:  Акт о не законном строительстве

Для увеличения срока службы и прочности покрытий из тощего бетона в ходе приготовления смеси используют дополнительные добавки. В их числе эмульсии, в составе которых присутствует битум.

Компоненты

В составе тощих бетонов присутствует несколько основных компонентов:

  1. Вяжущие элементы. Эту группу представляют шлакопортландцементы и портландцементы марок М300 и выше. Эти компоненты отвечают за сцепление составляющих.
  2. Заполнители (щебень).
  3. Песок. В строительстве используют карьерный или речной материал. Фракция может быть мелкой или средней (песок крупнозернистый применяют редко). Основная цель применения песка — заполнение пустот между крупнофракционными заполнителями (щебнем).
  4. Вода. Жидкость должна обладать показателем pH 4-12,5 единиц. В воде не должны присутствовать нефтепродукты, жиры, масла, содержащие фенолы.

В зависимости от использованного наполнителя (щебня) тощий бетон принято делить на 2 разновидности:

  • раствор мелкозернистый — в нем применяется мелкий наполнитель размером до 5 мм;
  • раствор крупнофракционный — наполнитель может иметь размер до 40 мм.

Заполнители, фракция которых превышает показатель 40 мм, применять не рекомендуется. Объясняют это нарушением устойчивости гранулометрического состава, которое возникает в ходе укатки.

Смесь может различаться не только фракцией наполнителя, но и его видом.

  • гранитным;
  • гравийным;
  • известковым.

Если в составе заполнителей присутствует более 10% глинистых пылевидных частиц, готовое покрытие может иметь сниженные показатели прочности и морозостойкости.

Количественный состав смеси зависит от нескольких показателей:

  • марка цемента;
  • требования к прочности покрытия;
  • показатель пористости заполнителя.

Согласно строительным нормам на 1 м³ тощего бетона требуется:

  • от 120 до 145 л воды (если щебеночный заполнитель имеет уровень водопоглощения 0,1-2%);
  • от 145 до 165 л (если у заполнителя водопоглощение 2-8%).

Рекомендованное соотношение воды и цемента превышать не рекомендуется. Избыток жидкости в смеси приводит к повышенной усадке раствора и повышению риска появления трещин.

Применение

Бетонные смеси чаще всего используются в строительстве для повышения прочности оснований на строительных площадках.

  • подготовка оснований под фундаменты (сборные или монолитные);
  • уплотнение грунта для укладки дорожного покрытия;
  • прокладка временных автодорог;
  • заливка чернового пола (такая смесь может использоваться в промышленных и жилых зданиях);
  • начальный этап благоустройства территории;
  • строительные работы при устройстве взлетных полос.

Дорожное строительство

При устройстве основания для прокладки автомобильных дорог тощие (худые) бетоны следует укладывать слоем, толщиной 15-20 см. При соблюдении технологии срок службы таких автомагистралей достигает 25 лет. Объяснить долгий срок эксплуатации можно прочностью такого бетона. Этот слой обладает повышенной стойкостью к образованию трещин, колейности и просадки.

где применяется тощий бетон

Основания под конструкции

Технология устройства подложки для фундамента включает в себя несколько этапов.

  1. На место строительства фундамента насыпают слой щебня или песка и уплотняют его.
  2. На песчаную или гравийную подушку укладывают армирующую сетку.
  3. Чаще всего используют бетон марки М100. Смесь равномерно распределяют на участке и уплотняют с помощью вибрационных или механических трамбовок. Слой должен достигать толщины 10 см.
  4. Поверхность бетона покрывают гидроизоляцией. Для этого могут использоваться рулонные или обмазочные материалы.
  5. После полного затвердевания укладывают монолитный или сборный фундамент здания.

Основная задача бетонной подложки заключается в том, чтобы изолировать последующие слои дома от почвенной влаги. Благодаря этому срок службы здания увеличивается.

Полы дорожки

Обедненный раствор часто используют для укладки оснований под дорожки и для стяжек чернового пола. Для этих целей можно применять бетон, относящийся к классу В7,5-10. Предварительно на основание укладывают слой щебня и речного песка (он должен быть очищен от глины).

тощий бетон состав марка

Для изготовления бетонной смеси для черновых полов и дорожек лучше использовать заполнитель, фракция которого не превышает 20 мм. Выкладывать раствор нужно равномерно, слой не должен превышать толщину 40-50 мм. После уплотнения на стяжку укладывают гидроизоляцию и утеплитель.

Характеристики

  1. Плотность должна находиться в диапазоне 2450-2500 кг/м3.
  2. Показатель морозостойкости — не менее 50-100 циклов.
  3. Показатель прочности при сжатии должен составлять от 75 МПа до 200 МПа.
  4. Уровень водонепроницаемости имеет показатель 6%.
  5. Жесткость материала может составлять 90-120 с.
  6. Допустимый показатель подвижности смеси составляет 10-15 см.
Читайте также:  Оформление возвратных материалов в строительстве

Расход цемента рассчитывают, опираясь на марку. Максимально допустимым показателем считается 100-240 кг/1 м³ бетонной смеси.

приготовление тощего бетона

Коэффициент уплотнения

Обедненные бетоны обладают сравнительно низкой прочностью. Исправить этот недостаток позволяет уплотнение. Под этим определением принято понимать воздействие на бетонный слой катком или виброплитой.

Под их действием плотность покрытия увеличивается, повышается сцепление компонентов смеси, удаляется воздух. Оптимальным коэффициентом уплотнения таких бетонов считается показатель 0,98-1.

Марки

Наиболее востребованными марками бетона считаются:

Производители предлагают также бетонные смеси М50 и М75, однако сферы их использования крайне ограничены.

Такую марку следует выбирать для основы фундаментов, автодорог, стяжки полов и дорожек. М150 часто выбирают для благоустройства частного сектора.

Согласно характеристикам эта марка относится к более тяжелым бетонам. Кроме того, она обладает большей прочностью и эксплуатационным сроком. Применять ее следует на объектах, к которым предъявляют повышенные требования (строительство фундаментов, взлетных полос).

применение тощего бетона в разных сферах

Эта марка строительной смеси отличается наиболее низкой прочностью, однако у нее существует и несколько преимуществ. Благодаря низкой стоимости покрытия удается сэкономить на строительных работах. Кроме того, слой затвердевает медленно, поэтому у рабочих есть время на выравнивание.

Приготовление

Приготовление такой смеси может происходить в условиях БРУ или непосредственно на строительной площадке. Нормы расхода прописаны в ГОСТе.

  • цемент марки М300 — 160 кг;
  • щебень мелкой фракции — 1300 кг;
  • песок в количестве 900 кг;
  • вода — около 60-70 литров.

Для равномерного перемешивания используют бетономешалку. В нее помещают воду и необходимые добавки. Попеременно добавляют цемент и песок. Перемешивание продолжается в течение 3 минут. В последнюю очередь добавляют щебень.

Смешивание продолжают еще 10 минут. Готовую массу можно укладывать.

При ручном смешивании опытные строители советуют в первую очередь смешать все сухие компоненты, а затем постепенно добавлять воду. Консистенция смеси должна напоминать немного влажную землю.

что представляет собой тощий бетон

Транспортировка

Наиболее простым и дешевым способом доставки является использование самосвала. Тощие смеси — единственные виды бетонных смесей, которые можно перевозить таким способом. Однако у самосвала существует большой недостаток, который заключается в малой маневренности и больших габаритах. Такая спецтехника не всегда может вплотную подъехать к стройплощадке.

Выбирая между самостоятельным приготовлением смеси и заказом готовой продукции, стоит выбрать последний вариант. Производитель соблюдает технологию изготовления и может доставить уже готовую смесь в любых количествах.

Укладка

В ходе укладки бетонной смеси необходимо придерживаться нескольких правил:

  1. Подготовка основания. Поверхность, на которую укладывается бетон, должна быть тщательно выровнена и очищена от мусора. Если строительные работы выполняются в холодное время года, на земле не должно быть снега и льда.
  2. Укладка. Смесь распределяют по поверхности равномерно. Чаще всего бетонный слой достигает толщины 10 см.
  3. Уплотнение. Использование виброинструментов или катков — обязательное условие, т.к. уплотнение повышает плотность и прочность покрытия.
  4. Поверхность бетонной стяжки не должна пересыхать, в противном случае на ней появятся трещины. Чтобы избежать пересыхания, слой регулярно поливают водой и накрывают пленкой.
  5. Возведение опалубки и дальнейшие строительные работы можно продолжать после того, как раствор затвердеет до прочности в 1,5 МПа.

Цена за 1 м3 разных марок

Стоимость бетонной смеси полностью зависит от вида используемых строительных материалов. Если основная задача состоит в экономии, стоит выбрать самостоятельное изготовление смеси. При таком подходе финансовые вложения потребуются только на покупку компонентов:

  • мешок цемента марки М400 в Москве стоит 230-250 рублей;
  • щебень с гранулами мелкой фракции можно приобрести за 300-350 рублей за 50 кг.

Дополнительные расходы потребуются в случае применения специализированных добавок.

Еще один вариант — покупка готовой сухой смеси.

Марка цемента и использованный наполнитель Свойства готовой смеси Примерная стоимость сухой смеси за 1 м3 (доставка не входит в стоимость)
М100 (на гравийном заполнителе) W2, F50, B7,5 от 2400 до 2900 рублей
М150 (заполнитель гравий) B12, W4, F50 от 2500 до 3100 рублей
М200 на основе гравия F100, В15, W4 от 2600 до 3200 рублей
М100 с добавлением гранита W2, F50, B7,5 от 2900 рублей
М150 (на граните) B12, W4, F50 от 3000 рублей
М200 (заполнитель гранит) F100, B15, W4 от 3200 рублей
Читайте также:  Потребность строительства в электроэнергии расчет

При выборе подходящей смеси крайне важно учитывать характеристики материала и требования, предъявляемые к строительным объектам.

Источник 1beton.info

Тощий бетон в дорожном строительстве технология укладки

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте профессиональную справочную систему
«Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УСТРОЙСТВУ ОСНОВАНИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД
ИЗ «ТОЩЕГО» БЕТОНА

1. РАЗРАБОТАН Государственным унитарным институтом Росдорнии.

ВНЕСЕН Управлением инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации.

2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 23.05.2003 N ОC-459-p.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Методические рекомендации составлены на основании исследований, проведенных ГП «Росдорнии» в 1975-2002 гг.

При разработке Методических рекомендаций учтен и обобщен опыт работы в этом направлении Союздорни, НИИМосстроя и накопленный производственный опыт Центродорстроя, Вологодавтодора, Управления дорог Тюменской области, Магаданавтодора, Алтайавтодора, ПРСО «Росавтомагистраль», Дирекции автомобильной дороги Воронеж-Ростов, при строительстве МКАД.

В Методических рекомендациях учтен зарубежный опыт проектирования и строительства дорожных одежд из «тощего» бетона.

Рекомендации содержат требования к бетону для оснований из смесей повышенной жесткости, материалам для его приготовления, методы проектирования составов бетона, основные положения по конструированию дорожных одежд со слоями из бетона, технологии строительства оснований из смесей повышенной жесткости, а также методы лабораторного и полевого контроля качества.

Приведена методика расчета дорожной одежды с учетом межремонтных сроков службы, дающая возможность варьировать и оптимизировать толщины конструктивных слоев и обеспечивающая проектирование экономичных конструкций.

Методические рекомендации разработаны канд. техн. наук Л.Б.Каменецким и инж. О.Н.Нагаевской.

Авторы выражают благодарность специалистам Союздорнии и Центродорстроя, Федерального управления автомобильных дорог «Северный Кавказ» и других организаций за замечания, высказанные при рецензировании.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Рекомендации предназначены для конструирования, расчета и строительства оснований из «тощих» бетонов под капитальные типы покрытия.

1.2. Такие конструкции дорожных одежд по сравнению с основаниями из несвязанных материалов обладают повышенной долговечностью и обеспечены защитой от образования сетки трещин, просадок и колейности.

1.3. Под «тощим» бетоном понимается тяжелый бетон классов В5; В7,5; B10; B12,5; B15, получаемый из жестких смесей, уплотняемых укаткой.

1.4. Экономичность дорожных одежд с покрытиями и основаниями из жестких укатываемых смесей обеспечивается за счет простоты технологии производства работ, применения местных каменных материалов и вторичных промышленных ресурсов, экономии цемента, а также за счет возможности устройства вышележащих конструктивных слоев дорожной одежды без технологического перерыва, обязательного при строительстве оснований из пластичного бетона.

1.5. Преимуществом «тощего» бетона по сравнению с грунтами и каменными материалами, укрепленными цементом, являются более высокая однородность и прочность таких бетонов при более низком или одинаковом расходе цемента.

1.6. Толщины конструктивных слоев дорожных одежд с основаниями из «тощего» бетона рассчитывают по методике, изложенной в настоящих Рекомендациях.

2. ТРЕБОВАНИЯ К «ТОЩЕМУ» БЕТОНУ И БЕТОННОЙ СМЕСИ

2.1. Для устройства оснований применяют жесткие бетонные смеси, характеризующиеся удобоукладываемостью 40-90 с, определяемой по прибору типа Вебе или другими методами, указанными в ГОСТ 10181-2000 с применением переходных коэффициентов. Выбор жесткости смеси определяется имеющимся распределяющим и уплотняющим оборудованием.

2.2 «Тощий» бетон по прочности должен иметь показатели прочности, соответствующие следующим классам (или маркам):

— по прочности при сжатии: В5 (М75); В7,5 (M100); B10 и В12,5(М150); В15(М200);

— по прочности на растяжение при изгибе: 1,2 (15); 1,6 (20); 2,0 (25); 2,4 (30).

Класс бетона В15 (M200) применяется для двухстадийного строительства.

Марку бетона по морозостойкости следует принимать по табл.1.

Проектный класс бетона

Минимальные проектные марки бетона по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, °С

Источник docs.cntd.ru
Рейтинг
Загрузка ...