Традиционно для строительства кораблей в дореволюционной России использовалась это дерево

До половины нынешнего столетия суда строились исключительно из дерева. Лес, употреблявшийся для этой цели, должен был удовлетворять, кроме обыкновенных требований строевого леса, еще и особенным условиям постройки судов — по форме, прочности, весу и упругости (последние два условия касаются мачтовых деревьев).

Эти условия относятся главным образом к деревьям, идущим на главные части корпуса судна: набор, поперечный и продольный, обшивку, палубные настилки и рангоут. Породы деревьев, служившие для последних целей, следующие: дуб, тик, сосна и лиственница. Те же деревья употребляются и при постройке железных судов, хотя в гораздо меньшем количестве. На мелкие поделки и внутреннее устройство судна идут, как в деревянных, так и в железных судах: ясень, ель, красное дерево, акация, баккаут и др.

Некоторые широко распространенные породы древесины, например береза, осина, бук, ольха, для корпусов лодок непригодны. Они впитывают влагу и легко загнивают.

Дуб. В кораблестроении употребляется преимущественно дуб, растущий в западных губерниях и дуб итальянский (адриатический). Как самое прочное и крепкое дерево, дуб служил для основных частей корпуса судна: киля, штевней, шпангоутов, привальных брусьев, ватервейсов, бинсом и т. д.; для погибистых частей шел дуб итальянский, который доставлялся преимущественно в кривых кряжах. Вследствие присутствия в древесине дубильной кислоты железное крепление в дубе скоро ржавело и разъедалось, поэтому в деревянных судах дубовые части крепились медными или цинкованными болтами; в железном же судостроении он употребляется в основном лишь на поделки внутри судна; на ватервейсы в батарейных и жилых палубах, на подушки и пяртнерсы вокруг мачт при деревянных мачтах; на фундаменты предметов, устанавливаемых на палубах, начиная с батарейной и ниже; на карнизы и пороги каютных переборок, рундуков и различных других помещений; на трапы ниже жилой палубы; на выделку анкерштоков (исключительно дуб западных губерний).

7 Самых мощных кораблей ВМФ России

Тик растет в Индии (на Малабарском и Мульмейском берегах), юго-восточной Азии и на островах Яве и Цейлоне. Прочность и крепость такая же, как и дуба; недостаток его — подвергается червоточине. Дубильной кислоты в себе не содержит, потому употребляется вместо дуба на внешних частях корпуса железных судов: на деревянные кили, ватервейсы верхней палубы, наружные буртики; на подушки по наружному борту; на настилку под орудиями, шпилями, битеньгами и стопорами цепных канатов; на пяртнерсы железных мачт во всех палубах, на сходные трапы верхней палубы и проч. В Англии тик употребляется для подкладки за броней.

Сосна. В кораблестроении употребляются три сорта: 1) желтая сосна, растущая в средней части России. Вследствие своей легкости прочности, крепости и упругости идет главным образом на части рангоута. 2) Красная (рудовая) сосна растет в северной полосе России, на местах сухих и возвышенных.

Употребляется на деревянную обшивку, как деревянных, так и железных судов, на палубный настил (кроме мест, показанных выше, см. Тик и Дуб), внутреннюю обшивку бортов и трюмных отделений, каютные щиты и т. д. 3) Белая сосна (мендовая) растет на местах болотистых и заливаемых водой. Употребляется на временные работы, не требующие особенной прочности и крепости; на временные леса, рыбины, шергеня, шаблоны, подставы и т. п.

Факты, которых вы НЕ ЗНАЛИ! Военные корабли ВМФ России и в мире

Лиственница растет в северной полосе России. Крепость большая, чем у сосны; не подвергается червоточине, долго сохраняется от гниения и возгорается труднее других пород. В деревянных судах заменяла иногда дуб в прямых частях корпуса судна: киле, киллоне, бимсах и т. д. В броненосных судах употребляется для подкладки за броней; затем служит для поделок внутри судна: ватервейсов, платформ, внутренней обшивки бортов и трюмных помещений, для стапель-блоков и т. п.

Ель легче сосны и имеет меньшую крепость. Употребляется для обшивки речных судов и на различные принадлежности шлюпок: весла, шесты, мачты и т. д.

Красное дерево растет в Вест-Индии (испанское красное дерево) и Центральной Америке (гондурасское красное дерево). Второе более крепкое, первое более красивое. Употребляется для поделок на верхней палубе: комингсы люков, рамы светлых люков, сходные и парадные трапы, сходные рубки и на отделку столярства и мебели в офицерских каютах. При постройке шлюпок употребляется для отделки шлюпок императорских яхт и на обшивку минных катеров.

Акация — растет в южной России и Северной Америке. Употребляется преимущественно для производства нагелей, для крепления деревянной обшивки.

Ясень — растет в Европе и северной Азии; отличается гибкостью и упругостью, но непрочен. Употребляется при постройке шлюпок на внутреннюю отделку (банки, заспинники, решетки, планширы, пиллерсы), на весла, флагштоки, тентовые стойки и т. п.); на каютные и столярные работы. Остальные породы деревьев при кораблестроении редко употреблялись, особенно для главных частей судна: На внутреннюю же отделку судов, кроме поименованных, идут самые разнообразные породы (орех, липа, карельская береза, птичий глаз [сахарный клен], палисандр и т. д.).

Читайте также:  Что означает майна в строительстве

Источник: tetatet-club.ru

Как выглядит корабельная сосна

Сегодня морские и океанские просторы бороздят величественные стальные суда. Но было время, когда корпуса кораблей делали исключительно из древесины. Не каждое дерево годилось для постройки парусного судна. Особым спросом среди кораблестроителей пользовался корабельный лес, а самые строгие требования предъявлялись к стволам, которые шли на изготовление мачт.

«Корабельная роща». Художник И. Шишкин

  • Как выглядит корабельная сосна
  • Что такое корабельная сосна
  • Pinus mugo – горная сосна: посадка и уход

Что такое корабельный лес

Во времена расцвета парусного кораблестроения суда почти целиком изготовляли из древесины. Для этой цели использовался так называемый строевой лес, к которому предъявлялись строгие требования по весу, прочности, форме ствола и упругости. Сложнее всего было подобрать подходящее дерево для мачты парусного судна, поскольку она должна быть устойчивой к серьезным нагрузкам, которые возникали при сильном ветре.

Традиционно для изготовления основных частей корпуса парусника использовали дуб, тик, лиственницу и сосну. Эти породы древесины лучше всего подходили для устройства каркаса корабля, его обшивки и настила палубы. Для изготовления мачт чаще всего подбирали особую корабельную сосну, отличавшуюся прямым стволом и достаточным обхватом. На внутреннюю оснастку и отделку судов, которая требовала меньшего количества материала, шли другие породы древесины: ель, ясень, ценное красное дерево, акация.

В ряде государств, где кораблестроение было одной из ведущих отраслей хозяйства, существовали охраняемые насаждения и целые массивы леса, который был предназначен исключительно для постройки судов. В России само понятие «корабельный лес» ввел царь Петр, который в первые годы XVIII века своим указом учредил корабельные рощи, которые бывали лиственными и хвойными. Здесь под контролем государства произрастали особо качественные породы сосны, лиственницы и дуба. Обычные хозяйственные рубки в корабельных лесах были строго запрещены.

Корабельная сосна

В строительстве кораблей чаще всего употреблялось несколько видов корабельной сосны. К ним относится желтая сосна, которая в большинстве своем растет в средней полосе России. Ее упругая, прочная и крепкая древесина шла на постройку надпалубных элементов конструкции, в том числе на мачты, стеньги и реи.

Характерная для северных районов красная сосна с ее сухой древесиной использовалась для обшивки, а также шла на палубный настил. Белая сосна растет, как правило, в заболоченной местности. Она отличалась худшим качеством, а потому применялась для тех деталей, которые не требовали исключительной прочности и не несли серьезной нагрузки.

Идеальная корабельная сосна имеет прямой, высокий, толстый и очень прочный ствол, на котором практически не встречаются изъяны. Высота дерева может быть разной, но на изготовление мачт шли наиболее высокие деревья, стволы которых поднимались ввысь на несколько десятков метров.

Древесина корабельной сосны обычно умеренно смолистая, с твердой сердцевиной. Чтобы достичь такого состояния, дерево должно расти несколько десятков лет в благоприятных условиях. Лучшие экземпляры корабельной сосны достигали возраста в сто лет, имели до 40 м в высоту и до полуметра в диаметре.

Источник: www.kakprosto.ru

Породы древесины, применяемые в судостроении

Принимая во внимание, насколько легка древесина туи при ее прочности, как мало она меняет размеры при сушке, как легко обрабатывается и является долговечной, просто удивительно, что она до сих пор не применяется широко. Возможно, причиной этому является то, что это дерево растет на северо-западе тихоокеанского побережья, в Орегоне и Британской Колумбии и для европейских покупателей оно окажется дороговато по цене.
Но если она имеется в наличии, очень верно будет ею воспользоваться — возможно, не для основных конструктивных элементов, а для второстепенных. По причине своего малого веса она применяется для гоночных яхт и в верхней части корпуса.
Хотя под лаком она смотрится и не очень, краску она держит достаточно хорошо. В контакте со стальными элементами в присутствии влаги образуются темные следы. Древесина обладает всеми свойствами сосны — прямослойная, легко колется топором, сравнительно мягкая и с добрым нравом, что позволяет при некотором опыте придавать ей нужную форму и отделку, не встречая при этом сопротивления.

Габун (Окуме)
Английское название: Gaboon (Okoume)
Латинское название: Aucoumea klaineana
Плотность 400 кг/куб.м

Древесина габун имеет желто-коричневый цвет и во многих отношениях похожа на махогани, хотя и относится к другому семейству. Часто она стоит очень дешево и состоит в почете на фирмах, выпускающих серийно недорогие лодки, т.к. легко обрабатывается и отделывается. Качество древесины ниже среднего, она слишком подвержена гнили и не отличается прочностью. Однако, если принимать во внимание вес, ее можно считать достаточно прочной, что и объясняет применение древесины габун для внутренних слоев ламинированной диагональной обшивки и в производстве разных видов фанеры.
Клеится и окрашивается хорошо, но будучи обнаруженной под лаком во внутренней отделке, вызывает чувство разочарования и дает понять, что постройка была стеснена в финансах и никто даже не пытается скрыть этот факт. Иногда габун встречается и снаружи, но это по ошибке — его стойкость к гнили крайне незначительна.

Читайте также:  Маляр в строительстве это

Африканский махогани (Кайя)
Английское название: African Mahogany (Khaya)
Латинское название: Khaya ivorensis
Плотность 560 кг/куб.м

По причине своей доступности африканский махогани находит широкое применение в малом судостроении. У него сравнительно невысокая стоимость, обычно нет сучков и прочих дефектов, пиломатериалы имеют достаточную длину и ширину и хороший внешний вид. Цвет древесины — от темно-красного до коричнево-розового с более светлой заболонью по краям. Заболонь имеет желтовато-коричневый цвет, часто с прожилками и использоваться не должна, хотя среди досок она часто встречается.

Древесина не очень прочная, нередко имеются отлупы и зигзагообразные трещины в поперечном направлении, которые сложно обнаружить из-за зачастую их малых размеров. Однако любые поперечные трещины означают, что имеет место полный разрыв волокон и вся прочность утеряна, почему они очень опасны. К счастью, это редко случается в большом количестве.

Про древесину махогани пишут, что она устойчива к гнили, но на мой взгляд это не совсем так. Если ее оставить незащищенной перед атмосферными воздействиями, то довольно скоро она чернеет и становится мягкой, особенно там, где может застояться вода в узких щелях вроде обедненного клеевого шва или под кромкой лака. Такое почернение, будучи сродни ржавчине, заблаговременно ясно дает понять, что у вас намечаются проблемы. Одна из отрицательных сторон африканского махогани состоит в том, что его древесина плохо поддается обработке антисептиками.

Древесина имеет умеренную склонность к короблению и хорошо клеится. Она хорошо держит крепеж и обычно без труда обрабатывается. Мне не раз приходилось читать в публикациях проклятья в ее адрес из-за наличия свилеватостей, но на мой взгляд в этом отношении она доставляет куда меньше неприятностей, нежели многие другие тропические лиственные породы.

Возможно, не мешает сказать, что в период с 1945 по 1965 год не было другой такой древесины, которая сравнилась бы с африканским махогани по широте применения в судостроении. Эта древесина также использовалась с 1950 года для строительства минных тральщиков Королевских ВМС.

Возможно, факт применения махогани для строительства военных кораблей и не является аргументом, а причина повального его применения в малых судах того времени состоит лишь в том, что это дерево просто было дешево, удобно и легко позволяло нарезать шпон. Однако за последние лет десять наметился явный уход от него.

Гондурасский махогани
Английское название: Honduras Mahogany
Латинское название: Swietenia macrophylla
Плотность 540 кг/куб.м

Эта древесина более высокого качества, чем африканский махогани. Она более устойчива к гнили, легче обрабатывается и в той же степени это относится к крепежу и склеиванию. Она хорошо держит краску и явно заслуживает того, чтобы ее покрыли лаком. Это некая универсальная судостроительная древесина, пригодная практически для всего — от обшивки и киля до декоративных накладок. Однако она не настолько прочна, тверда и долговечна и будучи идеальным материалом для конструкции киля, во многих других случаях лучше служит под палубой, чем на ней.
Цвет древесины немного светлее, чем у африканского махогани и может быть бледно-розовым с кремовым оттенком, также встречается светло-коричневый с большой желтизной. Как и у многих других пород, ее качество сложно оценить, пока поверхность не обработана рубанком.

Дуб европейский
Английское название: European Oak
Латинское название: Quercus spp.
Плотность 740 кг/куб.м

Дуб во все времена был судостроительной древесиной, особенно в Европе, еще он пользовался спросом и у мебельщиков. Как результат, дубовые леса уничтожались на протяжении столетий, особенно во времена войн. Постепенно дефицит хорошей древесины нарастал и сегодня ее нехватка ощущается особенно остро — из разных источников поступают сообщения, что максимальная длина бездефектных пиломатериалов этого превосходного дерева не превышает и двух метров. У дуба удивительно прочная древесина, но эта прочность достигается, как и у многих других пород, его медленным ростом.

Читайте также:  Передача о строительстве дорог

Поэтому еще на многие поколения вперед ситуация с дубом не улучшится. Положительные изменения возможны только при условии многих лет грамотной лесопосадки (что возможно) одновременно с ощутимыми налогами и регулированием (что маловероятно).

Древесина дуба устойчива к гнили и когда портится, то обычно чернеет, что является признаком начала процесса. Гниль в дубе распространяется меньшими темпами, нежели во многих других породах, даже в сильно запущенных случаях. Немного даже удивительно, насколько популярен дуб при изготовлении килей и шпангоутов.

Он хорошо обрабатывается, но по причине своей плотной древесины требует значительных усилий при работе ручным инструментом. Перед установкой крепежа обязательно требуется сверление отверстий — шурупы в дубе ломаются очень легко. Там, где дуб вступает в контакт с железом (сталью), происходит его почернение в результате реакции с содержащейся в древесине кислотой.

Как показывает практика, на самом деле последствия такой «атаки» не настолько серьезны, однако крепеж должен быть солидного размера и перед завинчиванием по крайней мере покрыт густой смазкой. Для гнутых шпангоутов дуб является стандартом древесины. Единственный его конкурент в этой области — горный вяз, который в прошлом стоил дороже, обрабатывался хуже и загнивал быстрее, занимая далекое по качеству второе место.

Ситкинская ель
Английское название: Sitka Spruce
Латинское название: Picea sitchensis
Плотность 430 кг/куб.м

Многие годы это дерево пользовалось почетом у судостроителей. У него необычайно высокое отношение прочности к весу и в прошлом оно даже имело название «авиационная ель». Однако две мировые войны уничтожили эти леса на всех континентах и сегодня хорошую ситкинскую ель найти сложно.

В семидесятые годы в Великобритании доходило до того, что верфям приходилось целыми днями рыскать по всей стране, чтобы найти хотя бы малую партию. Одной из причин, почему алюминеевые мачты вошли в обиход, является и дефицит этой древесины. Из-за своего качества и редкости ситкинская ель диктует более высокие цены, чем прочая хвойная древесина и обычно ее можно обнаружить на дорогих судах высокого уровня.

Принимая во внимание малый вес и плотность, древесина ситкинской ели обладает массой ценных качеств. Она хорошо держит крепеж, обычно не содержит дефектов и очень легко обрабатывается. Цвет ее практически белый с серебристым оттенком без заметных следов текстуры, иногда присутствует розоватый тон. Помимо мачт, ситкинская ель применяется для изготовления бимсов, особенно с целью снизить вес верхней части корпуса, а также для стрингеров, шпангоутов, шельфов и подобных элементов легких быстроходных лодок.

Тик
Английское название: Teak
Латинское название: Tectona grandis
Плотность 720 кг/куб.м

С тиком ничто не может сравниться: он находится над всеми прочими породами древесины и имеет так мало недостатков, помимо своей цены и способности тупить инструмент, что любой строящий лодку испытывает соблазн использовать его в конструкции повсеместно. Вероятно, главной причиной, по которой эту древесину не применяют повально для всего на дорогих лодках, является ее вес. Однако если посмотреть на цифры, то становится ясно, что это на самом деле слабый аргумент. Тик весит примерно на 20 процентов больше основной массы хвойных пород, что на практике означает, что вес готовой лодки будет выше на 2-4 процента, т.к. большое количество элементов выполнено из металла. Если же поставлена цель снизить вес, тогда стоит уменьшить количество металла или поменять дерево, пластик и прочие материалы, насверлить множество отверстий для облегчения и т.п.

Тик имеет золотисто-коричневую окраску, будучи свежесрубленным, но на свету темнеет. Если его не покрыть лаком, на открытом воздухе он принимает серебристо-серый цвет. Тик можно ничем не защищать и не покрывать, что в частности и объясняет его популярность.

Его необходимо раз в полгода покрывать тунговым маслом, однако он может выдержать и более длительные сроки без какой-либо обработки. Именно такая его долговечность и делает его идеальным материалом для применения снаружи корпуса — на палубе и для декоративных накладок, как впрочем и для подводной части. Масло, содержащееся в древесине, является антисептиком и останавливает гниль. Однако такая маслянистая поверхность не годится для склеивания, поэтому перед этим поверхность необходимо обезжиривать; помогает этому также нагрев до 18-21 С. Но поскольку любое склеивание необходимо производить в тепле, тик в этом отношении не представляет особой трудности. Помимо его свойства тупить инструмент, тик неплохо обрабатывается, хорошо держит крепеж, имеет относительно немного сучков и пятен. Становится все труднее найти пиломатериалы большой длины

Источник: motorka.org

Рейтинг
Загрузка ...