Ось проектируемого линейного сооружения, обозначенная на местности или нанесенная на карте.
Смотрите так же
Трилатерация — Метод определения положения геодезических пунктов построением на местности систем смежно расположенных треугольников, координаты вершин и углы которых определяются тригонометрически, а длины сторон — с помощью дальномеров.
Триангуляция — Метод определения положения геодезических пунктов построением на местности систем смежно расположенных треугольников, в которых измеряют длину одной стороны (по базису) и углы, а длины других сторон получают тригонометрически. Основной метод создания опорной геодезической сети и градусных измерений.
Тригонометрический пункт (триангуляционный пункт) — Геодезический пункт, координаты которого получены триангуляцией; положение на местности обозначается деревянным или металлическим сооружением в виде пирамиды.
Топографическая съемка — Совокупность работ по созданию оригинала топографической карты методами аэрофототопографии или для небольших участков местности путем наземных съемок (мензульная, тахеометрическая и др.). Компания «Точно» уже много лет практикует данный вид работ: http://tochno-rostov.ru/topograficheskaya-semka/
Построение плана трассы
Трассоискатель — Прибор для определения местоположения и глубины залегания подземных коммуникаций, по которым протекает ток (например, силовых кабелей, трубопроводов).
Топографические условные знаки — Символические графические обозначения, применяемые на топографических картах для изображения объектов местности и их качественных и количественных характеристик. Различают масштабные (площадные и линейные), внемасштабные и пояснительные знаки.
Точность масштаба — Предельная — отрезок величиной 0,1 мм, графическая — 0,2 мм.
Теодолитная съемка — Горизонтальная геодезическая съёмка местности, выполняемая для получения контурного плана местности (без высотной характеристики рельефа) с помощью теодолита.
Тахеометрическая съемка — Вид топографической съемки, при которой горизонтальные и вертикальные углы измеряются по кругам тахеометра, а расстояния до объектов — по его дальномеру. Служит для создания плана участка местности с горизонталями при инженерных изысканиях, геологических, гидрологических и других исследованиях.
Теодолит — Геодезический прибор, предназначенный для измерения горизонтальных и вертикальных углов или зенитных расстояний.
Тахеометр — Геодезический прибор для измерения расстояний, горизонтальных и вертикальных углов. Автоматические тахеометры позволяют определить углы и расстояния без вычислений.
Тропосферная задержка (при спутниковых определениях) — Изменение скорости (задержка) распространения электромагнитного излучения, распространяющегося от спутника к приемнику при прохождении тропосферы (неионизированной части атмосферы).
Тригонометрическое (геодезическое) нивелирование — Метод определения превышений по измеренному углу наклона линии визирования с одной точки на другую и расстоянию между этими точками. Применяется при топографической съемке и других работах.
Дорожное строительство. Создание трассы из полилинии в Civil 3D. Как быстро сделать разбивочник.
Источник: tochno-rostov.ru
Параметры автомобильной дороги согласно ГОСТ
Поделиться
В статье рассказывается:
Параметры автомобильной дороги регламентируются законом Российской Федерации № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации изложены в ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» от 27 декабря 2002 года.
Данные стандарты распространяются не только на все построенные и функционирующие дороги, но также и на те, которые находятся на стадии проектирования. Кроме того, в соответствии с законом устанавливается техническая классификация автомобильных дорог. Сегодня поговорим про это подробнее.
Классификация автомобильных дорог
По виду разрешенного использования все автодороги можно разделить на 2 группы следующим образом:
- Автодорогами общего пользования являются те, по которым организуется движение автотранспорта, принадлежащего неограниченному кругу людей.
- Автодорогами необщего пользования, или автодорогами Российской Федерации регионального и межмуниципального значения, являются принадлежащие либо переданные в пользование исполнительным органам на уровне государства, администрации субъектов, юридическим или физическим лицам; эти автодороги обеспечивают личные нужды или нужды государства и муниципалитетов.
По тому, какое значение имеют автодороги, они классифицируются на 2 вида.
Классификация автомобильных дорог
Автомобильные дороги федерального значения
Их собственником является Российская Федерация; финансирование этого типа дорог производится из средств государственного бюджета.
К автодорогам, имеющим федеральное значение и предоставленным в общее пользование, относятся:
- трассы, которые обеспечивают связь между Москвой и столицами прочих государств, а также связь столицы РФ с административными центрами иных субъектов внутри страны;
- автодороги, которые внесены в список международных дорог, составленный на основании международных соглашений нашей страны.
Кроме того, автомобильными дорогами федерального уровня, предоставленными в общее пользование, могут являться:
- трассы, по которым организовано движение от одних административных центров России к другим;
- подъездные дороги, которые соединяют федеральные автомобильные дороги, предоставленные в общее пользование, друг с другом, а также с наиболее крупными транспортными узлами международного значения – речь идет о морских и речных портах, железнодорожных станциях и аэропортах; сюда же относятся дороги, обеспечивающие связь со специальными объектами федерального уровня;
- подъездные дороги, обеспечивающие связь административных центров субъектов РФ, на территории которых нет автомобильных дорог общего пользования, друг с другом; и соединяющие административные центры субъектов РФ со столицей страны, а также с находящимися вблизи портами морского и речного сообщения, станциями железнодорожного сообщения и аэропортами.
Автомобильные дороги федерального значения
Автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения
Владельцами данного вида автодорог являются субъекты РФ; средства для обслуживания выделяются из их собственных бюджетов. Существуют критерии, определенные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, по которым автодороги, предоставленные в общее пользование, можно отнести к автодорогам общего пользования на уровне регионов или муниципалитетов. В список последних нельзя включать федеральные автодороги общего пользования или какие-либо их участки.
Собственниками являются муниципалитеты; финансирование производится за счет их собственных средств бюджета. Сюда относятся дороги, принадлежащие городским округам, муниципальным районам и прочим населенным пунктам.
Эта группа дорог находится в собственности у частных лиц. Речь идет о частных автомобильных дорогах, по которым доступно и открыто движение транспортных средств, принадлежащих неограниченному кругу лиц. В ином случае объекты являются частными дорогами необщего пользования.
3 класса автомобильных дорог по условиям движения
Все автодороги можно разделить на 3 класса, каждый из которых характеризуется определенными способами доступа на них и условиями организации движения:
- автомагистрали;
- скоростные дороги;
- дороги обычного типа (нескоростные дороги).
Перечислим основные параметры такой автомобильной дороги, как автомагистраль:
- проезжая часть автодороги по всей своей протяженности должна быть многополосной, по центру проходит разделительная полоса;
- автомагистрали не могут пересекаться на одном уровне ни с какими другими автомобильными дорогами, а также с проложенными путями железной дороги, трамвайными рельсами, полосами для велосипедистов и пешеходными зонами;
- попасть на эти дороги можно, лишь воспользовавшись разноуровневыми пересечениями, расстояния между которыми должны быть не менее чем 5 километров.
3 класса автомобильных дорог по условиям движения
Скоростным автомобильным дорогам присущи следующие характеристики:
- проезжая часть автодороги по всей своей протяженности должна быть многополосной, по центру проходит разделительная полоса;
- скоростные автодороги не могут пересекаться на одном уровне ни с какими другими автомобильными дорогами, а также с проложенными путями железной дороги, трамвайными рельсами, полосами для велосипедистов и пешеходными зонами;
- попасть на эти дороги можно, воспользовавшись разноуровневыми пересечениями или примыканиями на одном уровне, расстояния между которыми должны быть не менее чем 3 километра.
К дорогам обычного типа относятся дороги, не являющиеся автомагистралями и скоростными; они характеризуются следующим образом:
- наличие единой проезжей части или проезжей части, по центру которой проходит разделительная полоса;
- попасть на эти дороги можно, воспользовавшись пересечениями и примыканиями на одном или на разных уровнях, расстояние между которыми должно быть: более 600 метров друг от друга – в случае автодорог, относящихся к категориям IB, II, III; более 100 метров друг от друга – когда речь идет о дорогах IV категории; и более 50 метров друг от друга – в случае дорог V категории.
Технические характеристики и параметры автомобильных дорог
Определение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог производится в соответствии с различными техническими параметрами и характеристиками, в частности:
- по геометрическим параметрам, среди которых выделяют ширину проезжей части, а также ширину краевой укрепительной полосы обочины, остановочной полосы; сюда также следует отнести величину продольных уклонов, показатели радиусов кривых в плане и профиле; а также величину уклонов виражей и расстояние видимости участков автодороги;
- по прочности дорожной одежды – иными словами, покрытия, нанесенного на проезжую часть, а также на краевую укрепительную и остановочную полосы обочины;
- по степени ровности и имеющимся сцепным свойствам дорожного покрытия, нанесенного на проезжую часть, а также на краевую укрепительную и остановочную полосы обочины (остановочная полоса должна быть укреплена связным материалом);
- по показателям прочности и устойчивости земляного полотна со всеми его элементами;
- по тому, насколько целостными и работоспособными являются дренажные системы и сооружения для отвода воды;
- по наличию средств для организации безопасного движения и поддержанию их необходимого состояния – речь идет об инженерном обустройстве автодороги.
Говоря о перечисленных геометрических параметрах автомобильных дорог, следует отметить важность их соответствия установленным нормам в рамках конкретной категории автодороги или ее отдельного участка. Допустимы некоторые отклонения в фактических размерах, которые регламентированы специальными нормативными документами.
Требуемый показатель прочности дорожной одежды зависит от необходимости пропуска без каких-либо препятствий автотранспортных средств в расчетный период: для автодорог I–IV категорий осевая нагрузка составляет до 10 тс (100 кН); для автодорог с твердыми покрытиями V категории осевая нагрузка составляет до 6 тс (60 кН).
Покрытия проезжей части автодороги, краевой укрепительной и остановочной полосы обочины следует эксплуатировать при наличии заранее спроектированных продольных и поперечных уклонов для успешного стока поверхностных вод.
Технические характеристики и параметры автомобильных дорог
Важно поддерживать ровность кромок дорожного покрытия, их четкие и правильные контуры, а также следить за тем, чтобы они не подвергались каким-либо деформациям или разрушениям.
В процессе использования автодорог фактические показатели продольной ровности должны находиться в пределах допустимых значений, обозначенных в таблице 1.4.
Таблица 1.4
Интенсивность движения, авт/сут | Категория дороги | Тип дорожной одежды | Предельно допустимые показатели продольной ровности, см/км | Допустимое количество просветов под 3-метровой рейкой, превышающих указанные в СНиП 3.06.03-85, % | ||
по прибору ПКРС-2У | по толчкомеру ТХК-2, установленному на автомобиле | |||||
УАЗ-2006 | ГАЗ-31022 «Газель» | |||||
Более 7000 | I | Капитальный | 540 | 100 | 220 | 6 |
3000-7000 | II | 660 | 120 | 270 | 7 | |
1000-3000 | III | Капитальный | 860 | 170 | 350 | 9 |
Облегченный | 1100 | 240 | 460 | 12 | ||
500-1000 | IV | Облегченный | 1200 | 265 | 500 | 14 |
200-500 | Переходный | – | 340 | 510 | – | |
До 200 | V | Низший | – | 510 | 720 | – |
Еще один из параметров, по которому оценивается состояние покрытия автомобильной дороги, – наличие колеи и ее допустимая глубина. Покрытие проезжей части не должно иметь колеи, так как она создает опасность при движении и мешает производить очистку дорог от снега и наледи.
Глубина колеи имеет границы допустимых и предельно допустимых значений, которые различаются в зависимости от выбранного способа их измерения двухметровой рейкой: согласно первому упрощенному способу рейка кладется на дорожное покрытие или гребни выпора; второй способ – это вертикальные отметки, при помощи которых ведут отсчет от рейки, уложенной в горизонтальном положении (таблица 1.5).
Таблица 1.5
Расчетная скорость движения, км/ч | Глубина колеи, мм | |||||
Измерения по упрощенной методике | Измерения по способу вертикальных отметок | |||||
Относительно правого выпора | Относительно левого выпора | |||||
Допустимая | Предельно допустимая | Допустимая | Предельно допустимая | Допустимая | Предельно допустимая | |
Более 120 | 4 | 20 | не допускается | 4 | 9 | 20 |
120 | 7 | 20 | 3 | 5 | 16 | 25 |
100 | 12 | 20 | 6 | 9 | 27 | 40 |
80 | 25 | 20 | 15 | 18 | 50 | 50 |
60 и меньше | 30 | 35 | 50 | 50 | 50 | 50 |
Если глубина колеи на определенных участках автодорог превышает предельно допустимые значения, проводятся специальные работы с целью устранить колею. Кроме того, важно тщательно следить за тем, чтобы не образовывались уступы там, где проезжая часть переходит в укрепительную краевую полосу или укрепительную и остановочную полосу обочины.
В случае неукрепленной обочины и разделительной полосы, которые не отделены бордюром от проезжей части, не следует доводить состояние дорожного покрытия до образования колеи там, где они стыкуются с проезжей частью автодороги – при этом если интенсивность движения составляет более 6000 легковых автотранспортных средств, отметка уровня колеи не должна опускаться ниже чем на 3 сантиметра по отношению к уровню поверхности проезжей части, в случае менее интенсивного движения разница уровней должна составлять не более 4 сантиметров.
Величина коэффициента сцепления колес автотранспортного средства с дорожным покрытием, указанная в ГОСТ 50597-93, отражающем требуемые параметры эксплуатационного состояния автомобильных дорог, должна быть обеспечена шероховатостью и состоянием дорожной одежды проезжей части и не быть ниже 0,3 для шин без рисунка протектора и 0,4 для шин с рисунком протектора.
Величина коэффициента сцепления колес ГОСТ 50597-93
У фактической величины коэффициента сцепления по ширине проезжей части допустимая разница с требуемой величиной составляет не больше чем 0,1. Фактическое значение коэффициента сцепления покрытия проезжей части дороги и укрепленной части обочины не должно расходиться с требуемой величиной более чем на 0,15.
Покрытие проезжей части автодороги должно быть ровным – не допускаются выбоины, проломы и просадки размерами 15 * 60 * 5 сантиметров и более; мелкие повреждения и деформации в период с весны по осень не могут присутствовать в количестве более, чем указано в таблице 1.6. Сроки устранения всех перечисленных разрушений и дефектов при их выявлении регламентированы стандартом ГОСТ 50597-93.
Таблица 1.6
Показатели состояния конструктивных элементов дорог | Допустимые значения для дорог с интенсивностью движения, авт/сут, приведенные к легковому автомобилю | ||||
более 6000 | 2000–6000 | 1000–2000 | 200–1000 | менее 200 | |
ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ (включая используемые съезды) | |||||
Повреждения (выбоины) размером не более 15 х 60 х 5 см, площадью м 2 /на 1000 м 2 покрытия: а) летом; б) весной; в) зимой | а) 0,3 |
Укрепительные полосы при появлении дефектов должны иметь состояние, соответствующее установленным требованиям для покрытий проезжей части. Требования, приведенные в таблице 1.6., распространяются и на укрепленные и неукрепленные полосы для остановки.
Дорожные обочины должны быть укреплены при помощи прочных конструкций, также необходимо соблюдать поперечные уклоны, играющие важную роль в оперативном отводе вод с поверхности дороги.
Очень важна устойчивость откосов насыпей и выемок к различным природным и климатическим воздействиям, они также не должны препятствовать быстрому отводу вод с поверхности дороги. Их укрепление необходимо производить в соответствии с существующими регламентами. Кроме того, откосы высоких насыпей и глубоких выемок обустраивают таким образом, чтобы обеспечить их общую устойчивость.
Не менее важным параметром автомобильной дороги является ее чистота, при этом речь идет как о покрытиях проезжей части дороги и ее обочин, разделительных полос, откосов, так и о выделенных площадках для посадки у остановок общественного транспорта, площадках для отдыха, пунктах весового контроля, пунктах учета движения. Кроме того, если дорожные отрезки проходят через поселения, то чистоту поддерживать необходимо и на поверхности тротуаров, велосипедных и пешеходных зон.
Какая-либо растительность или травяной покров выше 15 см недопустим на поверхностях неукрепленных обочин и разделительных полос.
Полосы отвода автодорог, пролегающих через IV и V дорожно-климатические зоны, и участки автодорог, проходящие через лесные массивы прочих дорожно-климатических зон, могут иметь некоторую растительность, если она не образует препятствий для обеспечения видимости по соответствующим нормативам.
С целью эффективного и быстрого отвода поверхностных вод с дорожного покрытия важно соблюдать работоспособность всех дренажных устройств и ливневых систем, в частности, речь идет о колодцах, кюветах, водоотводных канавах и так далее.
Работоспособность всех дренажных устройств и ливневых систем
Допустимы некоторые отдельные нарушения по длине в профиле канав для отвода вод, которые приводят к снижению пропускной способности менее чем на 20 %, – их суммарный показатель не должен быть выше 10 % от всей длины выделенного участка автодорог I, II, III категорий и не выше 20 % в случае дорог IV и V категорий.
Запрещены несанкционированные попытки организовать примыкание к трассам любой категории. Автодороги, на которых интенсивность движения составляет до 1 000 автомобилей в сутки, могут иметь временные технологические съезды, пролегающие через сельскохозяйственные территории, для применения спецтехники, также такие съезды могут иметь отрезки автодорог, проходящие через лесные массивы, – ими пользуются во время пожаров.
Идентификационный номер автомобильной дороги как отдельный параметр
Автомобильной дороге присваивается определенный идентификационный номер, состоящий из 4 разрядов. Разряды составляют заглавные буквы русского алфавита и/или арабские цифры, они могут быть разделены при помощи дефиса. Для определения автодороги зачастую прибегают к использованию исключительно четвертого разряда.
В соответствии с первым разрядом автодороги идентифицируются по тому, в чьей собственности они находятся. Разряд обозначается 2–8 знаками, которые могут составлять от 1 до 3 групп:
- первый разряд идентификационного номера для автодорог, находящихся во владении Российской Федерации, включает только первую группу знаков – 00;
- первый разряд для автодорог, находящихся во владении субъектов страны, включает первую группу знаков, указывающую код объектов первого уровня согласно классификации ОКАТО, к примеру для Краснодарского края – 03;
- первый разряд для автодорог, находящихся в собственности муниципальных образований, может включать от двух до трех групп знаков, которые указывают коды объектов первого и второго уровней согласно классификации ОКАТО или первого, второго и третьего уровней. К примеру, для Абинского района Краснодарского края – 03-201, для поселков городского типа Абинского района Краснодарского края – 03-201-550.
В соответствии со вторым разрядом автодорогу идентифицируют согласно видам разрешенного пользования. Разряд обозначается двумя буквами:
В соответствии с третьим разрядом автомобильные дороги классифицируются по своему значению. Разряд также обозначается двумя буквами:
- ФЗ – для дорог федерального значения, находящихся во владении РФ;
- РЗ или МЗ — для дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся во владении субъектов Российской Федерации;
- МП, МР или МГ – для дорог, находящихся во владении муниципальных образований – поселений, районов или городских округов;
- ЧС – для дорог, находящихся в частной или другой форме собственности.
В соответствии с четвертым разрядом автодороге присваивается учетный номер, образованный заглавными буквами русского алфавита и/или арабскими цифрами, при этом в нем через дефис отображается порядковый номер автодороги:
- М – этой буквой обозначаются дороги федерального уровня, которые обеспечивают связь Москвы со столицами других стран и административными центрами прочих субъектов страны.
- Р – так обозначаются дороги федерального и регионального уровня, которые обеспечивают связь административных центров страны между собой.
- А – обозначает дороги федерального и регионального уровня, которые обеспечивают подъезды к крупным транспортным узлам (к примеру, морским портам), подъезды к специальным объектам либо подъезды от административных центров субъектов страны, у которых отсутствует дорожная связь со столицей, к крупным транспортным узлам и границам других стран; также обозначает дороги, которые обеспечивают соединение одних дорог федерального уровня с другими.
- К – обозначает остальные дороги регионального уровня.
- Н – обозначает дороги межмуниципального уровня.
Итак, в учетных номерах автомобильных дорог региональных и межмуниципальных уровней сначала стоит группа знаков по коду объектов первого уровня согласно классификации ОКАТО, к примеру: для Краснодарского края – 03К-ХХХ или 03Н-ХХХ (ХХХ отражает порядковый номер автодороги).
В идентификационном номере автодороги, входящей в состав международных маршрутов, через дефис в скобках номером международного маршрута отражается четвертый разряд, к примеру: автодорога общего пользования федерального уровня М-3 «Украина» имеет следующий идентификационный номер: 00 ОП ФЗ М-3-(Е101). Четвертым разрядом пользуются, когда наносят обозначения автодорог на дорожные указатели, знаки, а также с целью отобразить их на картах.
В процессе развития экономической и социальной жизни любой страны транспортной системе отведена огромная роль. В Российской Федерации с каждым годом происходит все большее расширение транспортной системы, что благотворно влияет на текущую ситуацию в стране и открывает большие возможности для дальнейшего развития. Безусловно, с увеличением транспортного потока важно требовательно и внимательно походить к дорожному вопросу. В настоящее время стали более тщательно следить за соблюдением требуемых параметров автомобильных дорог, нежели раньше, что, несомненно, является огромным плюсом.
Источник: trasscom.ru