Требования безопасности на дорожном строительстве

2.1.1. Дорожные и строительные машины, а также оборудование должны иметь паспорт, руководство по эксплуатации и соответствовать требованиям ТУ на их изготовление, ГОСТ 12.2.011-78, ГОСТ 12.2.012-75, ГОСТ 12.2.026.0-77 и др.

2.1.2. Машины, поступившие с заводов-изготовителей или ремонтных предприятий с обнаруженными отклонениями от технической документации, не обеспечивающие безопасных условий труда, к эксплуатации не допускаются.

2.1.3. При эксплуатации машин, оборудования, инструмента необходимо выполнять требования инструкций по эксплуатации и технологических регламентов.

2.1.4. Машинистами дорожно-строительных машин могут быть лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и признанные по состоянию здоровья годными для управления дорожными машинами.

2.1.5. К управлению дорожно-строительными машинами, установленными не на автомобильном шасси, допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления ими.

2.1.6. К управлению специальными дорожными машинами на автомобильном шасси допускаются лица, имеющие, кроме удостоверения машиниста, удостоверение водителя, выданное Госавтоинспекцией.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 29.11.2021)

2.1.7. К управлению машинами с электроприводами допускаются лица, имеющие, кроме удостоверения на право управления ими, соответствующую квалификационную группу по электробезопасности согласно «Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденным Главгосэнергонадзором (1984 г.).

2.1.8. К управлению машинами и оборудованием, подконтрольными Госгортехнадзору, допускаются лица, имеющие, кроме удостоверения на право управления ими, также удостоверение о прохождении специального обучения правилам и инструкциям Госгортехнадзора.

2.1.9. Закрепление машины за машинистом оформляется приказом.

2.1.10. Машинисты дорожных машин должны работать в спецодежде, спецобуви и применять средства индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой работы согласно «Инструкции о порядке обеспечения рабочих и служащих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС (1983 г.), и другим соответствующим документам.

2.1.11. На машинах не должно быть посторонних предметов, а в зоне работы машин — посторонних лиц.

2.1.12. В кабинах машин запрещается хранить топливо и другие легковоспламеняющиеся жидкости, промасленный обтирочный материал. Кабины должны быть снабжены исправными ручными пенными огнетушителями типа ОП-1, ОП-3 или ОП-5; к ним обеспечивается свободный доступ.

2.1.13. Строительные и дорожные машины, оборудование не должны работать на расстоянии менее 20 м от открытых складов топлива.

2.1.14. Топливо и смазочные материалы следует перевозить на машинах, оборудованных специальными противопожарными устройствами и заземлением в виде металлической цепи для отвода статического электричества. Выхлопная труба должна быть отведена вперед и наклонена вниз во избежание попадания искр на цистерну.

Требования безопасности при эксплуатации электроустановок до 1000 В

2.1.15. Работать на машинах и механизмах с неисправными или снятыми ограждениями движущихся частей запрещается.

2.1.16. Транспортирующие устройства должны быть оборудованы ограждениями, исключающими возможность падения транспортируемых материалов, грузов.

2.1.17. Рабочие места машиниста машин и оборудования следует содержать в чистоте и обеспечивать обтирочным материалом, инвентарем для чистки, которые должны храниться в специально оборудованных местах. Для обдувки оборудования, рабочих мест и спецодежды надлежит применять пылесосные установки. Использовать для этих целей сжатый воздух запрещается.

2.1.19. Зона работы машин и оборудования должна быть освещена в соответствии со СНиП II-4-79 и СН 81-80.

2.1.20. Сигнальная окраска машин, оборудования, трубопроводов, а также знаки безопасности должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.026-76.

2.1.21. По окончании работы дорожную машину отводят на специальные места (чтобы не создавать препятствий движению транспорта), глушат двигатель, выключают муфту сцепления, ставят рычаг коробки передач в нейтральное положение, стопорят машину, опускают ее рабочие органы на землю.

2.1.22. Работы и перемещение дорожных машин в опасной зоне линий электропередачи следует производить под руководством инженерно-технического работника, фамилия которого указывается в наряде-допуске.

2.1.23. Работа дорожно-строительных машин, погрузчиков, экскаваторов, стреловых кранов и других машин непосредственно под проводами воздушных линий электропередачи, находящихся под напряжением, запрещается.

2.1.24. При проезде под линиями электропередачи рабочие органы машины ставятся в транспортное положение. Передвижение машин вне дорог под такими линиями следует производить в месте наименьшего провисания проводов (ближе к опоре).

2.1.25. Работа стреловых кранов под неотключенными контактными проводами городского транспорта может производиться только под руководством инженерно-технических работников; кран должен быть заземлен, а расстояние между стрелой крана и контактными проводами соблюдается не менее 1 м.

Перегон дорожно-строительных машин собственным ходом допускается только после проверочного осмотра, чтобы убедиться в их полной исправности.

2.1.26. При транспортировании дорожных машин на трейлерах под их гусеницы или колеса необходимо подложить тормозные башмаки, рабочий орган опустить, а машину прикрепить к платформе с помощью растяжек.

2.1.27. Перед движением по мосту нужно предварительно проверить его грузоподъемность и техническое состояние.

2.1.28. В случае проезда дорожных машин под мостами необходимо проверить соответствие допустимых размеров проезда габаритам данного типа машин.

2.1.29. При переезде дорожных машин через реки и ручьи вброд следует убедиться, что их глубина не превышает высоты гусеницы или расстояния до осей колесных машин. Выбранное место переезда должно иметь твердое основание.

2.1.30. При движении дорожных машин по дорогам общего пользования необходимо соблюдать действующие правила дорожного движения.

2.1.31. Запрещается оставлять дорожную машину без присмотра с работающим двигателем.

2.2. Дорожные машины

2.2.1. При выборе машин для производства земляных работ необходимо учитывать несущую способность грунта. На сильно заболоченных участках допустимое давление на грунт должно составлять не более 0,025 МПа, на среднезаболоченных — не более 0,035 МПа.

2.2.2. При эксплуатации дорожных машин всех типов, кроме выполнения требований безопасности при эксплуатации тракторов, необходимо соблюдать следующие требования:

при перемещении грунта бульдозером уклоны участков не должны превышать указанные в паспорте машин (не более 30°);

нельзя поворачивать бульдозер с загруженным или заглубленным отвалом;

при сбросе грунта под откос отвалом бульдозер не должен выдвигаться за бровку откоса насыпи;

при перемещении грунта бульдозером на подъеме необходимо следить за тем, чтобы отвал не врезался в грунт;

запрещается работать с глинистыми грунтами в дождливую погоду при уклонах, не обеспечивающих устойчивое движение машин.

2.2.3. Скорость движения бульдозера на пересеченной местности или по плохой дороге должна быть не выше второй передачи.

2.2.4. Переезд бульдозера своим ходом на другое место работы следует производить с поднятым в транспортное положение отвалом.

2.2.5. Монтаж навесного оборудования бульдозера на трактор и демонтаж его разрешаются только под руководством механика или мастера, ответственного за производство этих работ.

2.2.6. Запрещается находиться между трактором и отвалом или под трактором при работающем двигателе.

2.2.7. При остановке бульдозера отвал должен быть опущен на землю.

2.2.8. Резание и набор грунта скреперами разрешается производить только на прямолинейном участке. Повороты скреперов при наполнении ковшей запрещаются. При всех способах резания набирать грунт скрепером следует на первой передаче тягача.

2.2.9. Разрабатывать грунт скреперами на подъеме или на уклонах разрешается при углах наклона не более указанных в паспорте машины.

2.2.10. Перемещение тягачом груженого скрепера на въездах сооружаемых насыпей должно осуществляться на первой или второй передаче.

2.2.11. Очищать ковш скрепера от налипшего на нем грунта разрешается только после полной остановки тягача, применяя для этого лопату и скребок.

2.2.12. Не разрешается разгружать скрепер при движении назад под откос.

2.2.13. Сцепление тягача со скрепером следует производить только с помощью специальной серьги. Запрещается применять для этих целей канаты или другие приспособления.

2.2.14. Буксировку самоходного скрепера необходимо осуществлять только жестким буксиром, закрепленным за оба передних буксирных крюка.

2.2.15. Во время стоянки самоходный скрепер следует затормозить, подложив колодки, опустить ковш и выключить двигатель. Оставлять скрепер на спуске или подъеме запрещается. Эти же меры следует принимать и при вынужденной остановке.

2.2.16. При сооружении насыпей скреперами должны устраиваться въезды с уклонами не более 7° для проезда груженого скрепера и 27 — 30° — порожнего.

2.2.17. В процессе работы запрещается посторонним лицам находиться на скрепере, между скрепером и трактором, а также в зоне действия машины.

2.2.18. При возведении насыпи из связных грунтов расстояние от ее бровки до гусеницы (колеса) бульдозера, автогрейдера, скрепера, автомобиля-самосвала и экскаватора должно быть не менее 1 м. При работе с несвязными грунтами опасная зона для перечисленных типов машин должна быть увеличена в 1,5 раза.

2.2.19. При разработке, транспортировании, разгрузке, планировке и уплотнении грунта двумя и более самоходными или прицепными машинами (скреперы, грейдеры, катки, бульдозеры и др.), идущими друг за другом, необходимо соблюдать расстояние между ними не менее 5 м.

2.2.20. При развороте землеройных машин (прицепного автогрейдера и автогрейдера) в конце профилируемого участка, а также на крутых поворотах движение их должно осуществляться на минимальной скорости. Радиус поворота автогрейдера должен быть не менее 10 м, прицепного грейдера — 9 м.

2.2.21. Разравнивать грунт на свежеотсыпанных насыпях высотой более 1,5 м необходимо с особой осторожностью и под наблюдением ответственного лица. Расстояние между бровкой земляного полотна и внешними (по ходу) колесами автогрейдера или гусеницей трактора должно быть не менее 1 м.

2.2.22. Установка откосника и удлинителя, вынос ножа в сторону для срезки откосов, а также перестановка ножа должны производиться согласно инструкции по эксплуатации машин.

2.2.23. Прицепной грейдер на жестком колесном ходу разрешается транспортировать в сцепке с трактором со скоростью не выше 7 — 8 км/ч, на пневматических шинах — в сцепке с автомобилем со скоростью до 20 км/ч в зависимости от типа покрытия. Транспортирование грейдера на буксире должно производиться в присутствии на нем рабочего.

2.2.24. Работа грейдер-элеватора допускается в жесткой сцепке с трактором путем непосредственного присоединения к его прицепной серьге.

2.2.25. Изменять углы захвата и резания дискового плуга, а также угол наклона транспортера грейдер-элеватора разрешается только после полной остановки машины.

2.2.26. При погрузке грунта в автомобиль-самосвал транспортер грейдер-элеватора следует выключить в момент приближения кабины автомобиля к потоку грунта.

2.2.27. Площадка, на которой работает экскаватор, должна быть спланирована и иметь уклон не более 5°; при больших уклонах во избежание самопроизвольного перемещения он закрепляется специальными инвентарными упорами.

2.2.28. Во время работы экскаватора запрещается: менять вылет стрелы при заполненном ковше; подтягивать груз с помощью стрелы и регулировать тормоза при поднятом ковше; производить ремонтные работы и регулировку узлов; использовать канаты с износом более допустимого; находиться под ковшом или стрелой; работать со стороны забоя; перемещать ковш над кабиной автомобиля; находиться людям в радиусе действия экскаватора плюс 5 м.

2.2.29. Расстояние между забоем и экскаватором (за исключением рабочего органа в любом его положении) должно составлять не менее 1 м.

2.2.30. Одновременная работа двух экскаваторов на уступах, расположенных один над другим, допускается только в том случае, если интервал между экскаваторами по фронту работ будет не менее 10 м плюс радиус действия рабочего оборудования двух экскаваторов.

2.2.31. В случае обнаружения в грунте кабеля, труб или других подземных коммуникаций и неизвестных предметов необходимо немедленно прекратить работу и сообщить руководителю работ.

При обнаружении в разрабатываемом грунте крупных камней и других предметов, мешающих движению или работе землеройной машины, необходимо ее остановить и удалить препятствие. Если крупные камни находятся на откосах выемок и забоев, то землеройную машину следует отвести на безопасное расстояние, а затем уже устранить их.

2.2.32. Разработка грунта в выемках, карьерах и сооружение насыпей производятся механизированными комплексами в строгом соответствии с проектом производства работ.

2.2.33. При погрузке грунта экскаватором необходимо:

ожидающие погрузки транспортные средства размещать за пределами радиуса стрелы экскаватора плюс 5 м;

подъезд автотранспорта под погрузку осуществлять только после сигнала машиниста экскаватора;

загружать транспортные средства только со стороны их заднего или бокового борта;

груженый транспорт отводить только после сигнала машиниста экскаватора.

2.2.34. При работе драглайна следует:

не допускать значительных отклонений ковша от направления проекции оси стрелы, что возможно при забрасывании ковша на повороте;

обходить встречающиеся на пути ковша при его заполнении препятствия или принимать меры к их устранению; запрещается преодолевать препятствия резким рывком ковша.

2.2.35. Кабина самосвала должна иметь защитный «козырек». При его отсутствии водитель автомобиля-самосвала во время погрузки грунта обязан покинуть кабину.

2.2.36. Односторонняя загрузка, а также загрузка объема грунта, превышающего установленную грузоподъемность автомобиля-самосвала, запрещается.

2.2.37. Путь, по которому продвигается экскаватор в пределах объекта производства работ, должен быть заранее выровнен и спланирован, а на слабых грунтах усилен щитами и настилом.

Во время движения одноковшового экскаватора его стрелу необходимо устанавливать по направлению хода, а ковш приподнимать над землей на 0,5 — 0,7 м. Запрещается передвижение экскаватора с груженым ковшом.

2.2.38. Во время перерывов в работе (независимо от продолжительности), а также при очистке ковша стрелу экскаватора следует отвести в сторону от забоя, а ковш опустить на грунт.

В случае временного прекращения работ или при ремонте экскаватора последний должен быть перемещен от края открытой выемки или траншеи на расстояние не менее 2 м. С обеих сторон гусениц или колес следует подложить специальные подкладки.

Трапы и лестницы, предназначенные для обслуживания экскаватора, должны всегда быть в исправном состоянии.

Источник: rosdst.ru

Типовая инструкция N 12 по охране труда для дорожных рабочих при строительстве и ремонте автомобильных дорог

Тип документа: Нормативно-технический документ
Дата начала действия:
Опубликован:

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ N 12
по охране труда для дорожных рабочих при строительстве и
ремонте автомобильных дорог

СОГЛАСОВАНО заместителем председателя ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Н.Д.Силкиным 15 января 1993 года

УТВЕРЖДЕНО первым заместителем генерального директора Федерального дорожного департамента Минтранса РФ О.В.Скворцовым 11 марта 1993 года

Общие требования

1. К дорожным работам допускаются лица, достигшие 18 лет, признанные годными к данной работе медицинской комиссией, обученные безопасным методам и приемам работ, прошедшие инструктажи по безопасности труда, имеющие квалификационное удостоверение.

2. Поступающие на работу дорожные рабочие должны пройти вводный инструктаж по безопасности и охране труда, производственной санитарии, оказанию доврачебной помощи, пожарной безопасности, экологическим требованиям, условиям работы, первичный инструктаж на рабочем месте, о чем должна быть сделана запись в соответствующих журналах с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

3. Не реже одного раза в каждые три месяца проводится повторный инструктаж. При переходе на другой участок работы или при изменении условий работы, влияющих на безопасность труда, при введении в действие новых правил, инструкций, стандартов; при нарушении требований безопасности, которые могут привести или привели к травме; при перерывах в работе более 30 календарных дней или по требованию органов надзора рабочий должен получать внеплановый инструктаж, о чем должны быть сделаны записи в соответствующих журналах.

Читайте также:  Маткапитал на строительство дома условия 2022

4. К работе с пневмо- и электроинструментами допускаются дорожные рабочие, прошедшие специальное обучение и инструктаж по безопасным методам и приемам работы, обращению с инструментами и имеющие 1 квалификационную группу по технике безопасности. Работы необходимо производить в спецодежде, спецобуви и пользоваться защитными средствами.

5. К установке звеньев и оголовков труб, перепадов и других бетонных изделий с помощью крана допускаются только рабочие, имеющие квалификацию такелажника (стропальщика), прошедшие инструктаж по безопасным приемам выполнения этих видов работ и имеющие соответствующее удостоверение.

6. К работе по устройству битумной гидроизоляции труб, мостов и других конструкций допускаются рабочие, имеющие квалификацию изолировщика на гидроизоляции, прошедшие инструктаж на рабочем месте согласно инструкции N 9, имеющие соответствующее удостоверение.

7. Дорожный рабочий обязан:

— работать только там, куда направлен бригадиром или мастером;

— во время работы быть внимательным, особенно при движущемся транспорте, не отвлекаться посторонними делами и разговорами, не отвлекать других, за исключением обстоятельств, связанных с необходимостью предотвращения несчастного случая или аварии;

— не приступать к работе без ограждения рабочего места, установки требуемых знаков, сигналов, других типовых и проектных решений, обеспечивающих охрану труда, согласно ВСН 37-84;

— пользоваться выданными ему спецодеждой, сигнальными жилетами, спецобувью, индивидуальными защитными и предохранительными средствами. При этом он обязан следить за сроками очередных испытаний предохранительных средств по штампам на них; пользоваться предохранительными средствами, не прошедшими испытаний, запрещается;

— соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте, не допуская его захламления, быть опрятно одетым.

8. Запрещается садиться и выходить из автомашины, открывать и закрывать борта, производить разгрузку или погрузку материалов до полной остановки автомашины и предупреждения шофера.

9. Посторонних лиц и лиц в нетрезвом состоянии в зону производства работ допускать запрещается.

10. Запрещается выполнять работы в темное время суток без освещения или при недостаточном освещении, а также во время тумана, сильного дождя и снегопада.

11. При строительстве и ремонте проезжей части, обочин, искусственных сооружений на автомобильной дороге с открытым движением автотранспорта не разрешается:

— работать без предупредительных знаков и ограждений;

— выходить за ограждения на открытую для движения полосу дороги.

12. Во время работы дорожным рабочим запрещается:

— приближаться к работающим каткам, скреперам, укладчикам ближе чем на 5 м;

— проходить между работающими и движущимися машинами;

— отдыхать на рабочих площадках, под неработающими машинами и в зоне движения транспорта;

— работать или находиться в опасной зоне (радиус вылета стрелы плюс 5 метров) работы подъемного крана или экскаватора.

13. При выполнении работ на высоких и крутых откосах и на высоте выше 1 м над площадкой (при отсутствии настилов с ограждениями) рабочий обязан пользоваться предохранительным поясом и закрепляться за прочную опору. Место закрепления карабина должно быть указано мастером.

14. На территории строительной площадки необходимо выполнять следующие правила:

— быть внимательным к сигналам, подаваемым крановщиками грузоподъемных кранов и водителями движущегося транспорта;

— проходить только в местах, предназначенных для прохода и обозначенных указателями;

— не прикасаться к электрооборудованию и электропроводам (особенно оголенным или оборванным), не снимать ограждений и защитных кожухов с токоведущих частей оборудования;

— не устранять самим неисправности электрооборудования;

— не работать на механизмах без прохождения специального обучения и получения допуска;

— при несчастном случае немедленно обратиться за медицинской помощью и одновременно сообщить мастеру или прорабу о нем;

— заметив нарушение требований безопасности другими рабочими или опасность для окружающих, не оставаться безучастными, а предупредить рабочего и мастера о необходимости соблюдения требований, обеспечивающих безопасность работы.

Требования перед началом и во время производства работ

15. Подготовить необходимый для работы инструмент и средства индивидуальной защиты и проверить их исправность.

16. Внимательно осмотреть рабочее место и оградить его типовыми инвентарными ограждениями, конусами, тумбами, штакетными барьерами или сплошными деревянными ограждениями и дорожно-сигнальными переносными знаками.

17. В темное время суток и во время тумана по внешним контурам ограждений и на дорожно-сигнальных знаках вывесить сигнальные красные фонари.

18. Получить задание от бригадира и одеть положенную спецодежду, сигнальные жилеты и индивидуальные средства защиты.

19. При применении такелажных и других приспособлений (блоков, талей, строп) необходимо проверить их исправность и работу проводить только при наличии допуска к стропальным или монтажным работам.

20. При производстве ремонтных работ с использованием передвижных ручных битумных котлов необходимо соблюдать требования инструкции N 9 и следующие требования:

— котел нужно устанавливать не ближе 50 м от места работы с учетом преобладающего направления ветра, чтобы предохранить работающих от действия дыма и паров, образующихся при подогреве;

— перед разжиганием котла необходимо проверить исправность котла и топки, наличие и исправность инструмента и защитных средств;

— разжигать битумоплавильный котел, имеющий неисправности, запрещено;

— прикасаться руками без рукавиц к крышке битумного котла запрещается.

21. Загружать битум в котел следует небольшими кусками во избежание разбрызгивания; чтобы не допустить вытекание битума в случае его вспенивания, котел нельзя загружать больше, чем на 2/3 его емкости.

22. При разжигании котла запрещается применять бензин, керосин и другие быстровоспламеняющиеся вещества. Огонь в топке следует увеличивать постепенно, обеспечивая медленное плавление битума.

23. Загружаемый битум не должен содержать воды и грязи — присутствие в битуме воды при его плавлении вызывает вспенивание битума и может повлечь вытекание его из котла. Для прекращения вспенивания битума следует применять специальный препарат СКТН-1 (Синтетический каучук тиоколовый низкомолекулярный). При введении этого препарата в горячий битум в количестве двух капель вспенивание прекращается. При отсутствии указанного препарата в случае вспенивания необходимо интенсивно перемешивать битум веслом, не допуская проникновения его в топку. Если уменьшить вспенивание перемешиванием не удается, необходимо отлить специальным черпаком на длинной ручке часть битума в запасную емкость, закрываемую крышкой.

24. Во избежание попадания воды и вспенивания битума необходимо во время дождя горловину котла закрывать несгораемой крышкой.

25. При возгорании битума в топке или котле необходимо закрыть дверцу топки или крышку котла и гасить огонь песком или грунтом. Применять воду для тушения запрещается.

26. Добавлять битум в разжижитель (керосин) разрешается только при погашенном огне в топке.

27. Переносить разогретый или разжиженный битум разрешается только в специальных конусообразных ведрах, оборудованных крышками. Наполнять ведра следует только специальным черпаком и лишь на 3/4 их высоты во избежание выплескивания горячего битума при переноске.

28. При доставке асфальтобетонных, цементобетонных, щебеночных, песчано-гравийных смесей, щебня, гравия и других материалов к месту укладки рабочим запрещается находиться в кузове автомобиля.

29. При доставке материалов в автомобилях-самосвалах рабочим необходимо соблюдать следующие требования:

— в момент подхода самосвала все рабочие должны находиться на обочине, противоположной той, на которой происходит движение;

— не разрешается подходить к самосвалу до полной его остановки, стоять у бункера укладчика и находиться под поднятым кузовом в момент разгрузки самосвала.

30. Остатки материалов в кузове автомобиля-самосвала очищать разрешается одному, специально проинструктированному рабочему. Находясь на земле, он должен очистить кузов от налипшей смеси совковой лопатой (скребком), укрепленной на длинной (не менее 2,0 м) рукоятке. При этом не разрешается влезать в кузов, вставать на скаты, стучать снизу или раскачивать кузов самосвала.

31. При укатке покрытий моторными катками смазка вальцов вручную запрещена.

32. Разгрузку смеси следует производить только после предварительного предупреждения рабочих, занятых на ее укладке.

33. Ручная переноска горячей смеси совковыми лопатами допускается на расстояние до 8 м. Переброска горячей массы запрещена.

34. Подачу горячей смеси (асфальтобетонной) на расстояние свыше 8 м необходимо производить на носилках, огороженных бортами с трех сторон (высотой не менее 8 см) и тачками с разгрузкой опрокидыванием вперед.

35. Запрещается работать стоя на горячей асфальтобетонной смеси при ее укладке.

36. Работы по обрубке асфальтобетонного покрытия должны производиться, как правило, отбойными молотками с обязательным применением защитных очков.

37. При работе с применением кувалды, топора, зубила и клиньев рукоятки их должны быть надежно укреплены.

38. Затирку пористых мест на покрытии запрещается производить со стороны движения катка.

39. При укладке сборных бетонных изделий (бордюрный камень, укрепительная плитка, лотки и др.) рабочий обязан пользоваться ломами, крючками и другими приспособлениями.

40. Перенос бордюрных камней разрешается только одновременно четырьмя рабочими с помощью двух пар клещей. Перемещение бордюра вручную с помощью крюков или методом кантовки запрещается.

41. Обсадку бордюрных камней трамбовкой разрешается производить только через деревянную прокладку.

42. Подъем и перемещение тяжестей вручную на 1 чел:

10 кг — для женщин старше 18 лет, при чередовании с другой работой (до 2 раз в час);

7 кг — постоянно в течение рабочей смены.

Предельно допустимые величины динамической работы совершаемой в течение каждого часа рабочей смены:

1750 кгм — с рабочей поверхности; 875 кгм — с пола.

Для мужчин старше 18 лет — до 50 кг, если эта работа носит не постоянный характер, но не более 7000 кгм в смену.

43. При работе автогудронаторов и заливщиков швов и трещин необходимо:

— следить за состоянием кранов, вентилей и других сочленений, а в случае обнаружения в этих местах просачивания битума прекратить работу и устранить неисправность;

— при наборе вяжущих материалов надежно присоединять шланг к всасывающему патрубку специальными зажимами (хомутами);

— при розливе битуминозных материалов запрещается находиться людям на расстоянии ближе 10 м от распределительных труб и шлангов. Площадки заливки трещин и розлива битума должны быть ограждены. Рабочие, занятые на засыпке трещин, должны иметь специальную одежду и обувь на кожаной подошве.

44. При подаче бетонной смеси стреловыми кранами в бадьях последние укрепляются и загружаются так, чтобы не произошла их самопроизвольная разгрузка. Неисправные и непроверенные бадьи использовать для подачи бетона запрещается. Рабочий, открывающий бадьи, должен находиться на прочном огражденном настиле. При выгрузке бетонной смеси из бадьи расстояние от низа бадьи до поверхности, на которую выгружают, не должно превышать 1 м.

45. При транспортировании бетонной смеси ручными тележкам и (на мелких работах) необходимо устраивать катальные ходы, которые должны систематически очищаться от бетона и грязи. Груз, перемещаемый в тачках, не должен превышать 160 кг.

46. При открывании бортов грузового автомобиля вначале следует открывать задний борт, а затем боковые. Рабочие должны находиться сбоку открываемого борта. Запрещается открывать борта, если в кузове находятся люди.

47. При перевозке грузовым автомобилем штучного камня и бордюра, они должны быть размещены по всей площадке кузова автомобиля равномерно. Перевозка людей в кузове вместе с камнем и бордюром запрещается.

48. При работе с ручным инструментом к нему предъявляют следующие требования:

— рукоятки должны быть изготовлены из прочной, выдержанной древесины дуба, клена, бука и других твердых пород;

— инструмент должен быть насажен на рукоятки так, чтобы он не мог с них соскочить, для чего рукоятка расклинивается;

— затылки (бойки) клиньев, зубил и других инструментов должны быть гладкими и ровными, без сколов, выбоин, трещин и заусениц;

— стальные ломы должны быть круглого сечения и иметь один конец в форме лопаточки, а другой — в виде четырехгранной пирамиды. Погнутый лом применять запрещается, его следует заменить на исправный.

49. Бетонщики, работающие с вибраторами, должны предварительно пройти медицинское освидетельствование. Рукоятки вибраторов должны быть снабжены амортизаторами, отрегулированными так, чтобы амплитуда вибрации рукояток не превышала норм для ручного инструмента.

Бетонщики, работающие с вибраторами, обеспечиваются резиновыми сапогами и перчатками.

50. Питание вибратора производится от сети при помощи шлангового провода. Для предохранения от повреждений провода последний должен быть привязан к вибратору на расстоянии 20-30 см от конца с образованием небольшой петли.

51. При уплотнении бетонной смеси переносными вибраторами запрещается прижимание вибраторов руками или ногами к поверхности. Ручное перемещение вибраторов производится только при помощи гибких тяг.

52. При перерывах в работе и при переходе бетонщиков с одного места работы на другое вибратор должен быть отключен.

53. Работа с клиньями при помощи кувалд разрешается только при условии применения клинодержателя. Длина рукоятки клинодержателя должна быть не менее 70 см.

54. До начала работы следует внимательно проверить исправность пневматического инструмента, надежность присоединения резинового шланга к инструменту и воздухопроводящей сети, а также закрепления рабочего органа инструмента в буксе. Во время работы пневматического инструмента должна быть исключена какая-либо возможность вылета рабочей части из буксы.

55. Рабочий инструмент пневматического действия должен быть отрегулирован так, чтобы во время работы не было сильной отдачи. При прекращении нажима на управляющую рукоятку клапаны в закрытом положении не должны пропускать воздуха, должны легко открываться и быстро закрываться.

56. При проявлении во время работы пневматическим инструментом вибрации, причиняющей неприятные ощущения и вызывающей необычно быструю утомляемость, рабочий должен прекратить работу и сообщить об этом мастеру.

57. Присоединять к пневматическому инструменту и отсоединять от него резиновый шланг разрешается только после выключения подачи воздуха. До присоединения шланг необходимо продуть сжатым воздухом.

58. При работе с пневматическим инструментом рабочий обязан соблюдать следующие меры предосторожности:

— включать подачу воздуха только после того, как инструмент поставлен в рабочее положение;

— не допускать холостого хода инструмента;

— при переносе держать пневматический инструмент за рукоятку или корпус. Не разрешается переносить инструмент, держась за шланг или за рабочую часть;

— запрещается работать пневматическим инструментом и электрическим инструментом с приставных лестниц или когда рабочее место не обеспечивает устойчивого положения;

— менять рабочую часть инструмента разрешается только после его остановки;

— при окончании работы или при ее перерыве следует вынуть рабочую часть.

59. При работе в зимнее время следует своевременно удалять конденсат из воздухопровода при помощи конденсационных устройств на воздухопроводной сети.

60. Перед началом работы с электроинструментом необходимо проверить его исправность внешним осмотром. Ручки электроинструмента должны быть изолированы, инструмент заземлен.

Инструмент должен иметь закрытые и изолированные вводы (контакты) питающих проводов и специальные штепсельные вилки для включения в сеть с контактом «Земля».

Готовность инструмента проверяется на холостом ходу.

61. Дорожному рабочему разрешается включать электроинструмент только в специальную розетку (разъем), установленную электромонтером.

62. Работа электроинструмента должна быть немедленно прекращена:

— при заедании или заклинивании рабочей части;

— при перегреве электродвигателя;

— при пробое изоляции и во всех случаях, когда рабочий почувствовал хотя бы слабое действие тока, запах жженой изоляции или резины.

Читайте также:  Нормы строительства индивидуального строительства

63. Исправлять или регулировать электроинструмент самими рабочими запрещается — его следует сдать в ремонт.

64. Работать электрифицированным инструментом с электродвигателем напряжением выше 42 В разрешается только в защитных диэлектрических галошах. Во время дождя и снегопада работа с электрическим инструментом допускается только под навесом.

65. При перерывах в работе и при переходе на другое место работы электроинструмент, пневмоинструмент должен быть выключен.

Требования после окончания работ

66. После окончания смены рабочий должен очистить и сдать инструмент в специальную кладовую или сложить в специально отведенное для этого место.

67. По окончании работ необходимо:

— убрать со строительной площадки инструменты, переносное оборудование, шланги, электрокабель;

— очистить рабочее место от строительных отходов, не оставлять на верху виброагрегата незакрепленных деталей или инструментов;

— электроинструмент сдать на хранение ответственному лицу;

— сдать в кладовую предохранительные пояса;

— спецодежду сдать на хранение в гардеробную; спецодежда хранится отдельно от повседневной; передавать ее другим лицам запрещается;

— доложить руководителю работ о выполнении задания, состоянии инструмента.

68. О всех замеченных неполадках механизмов, возможных опасностях в ходе работы необходимо сообщить мастеру или прорабу.

Источник: library-full.nadzor-info.ru

Инструкция по охране труда для дорожного рабочего

1.1. Дорожный рабочий – это профессия повышенной опасности, к которой предъявляются дополнительные требования безопасности труда, включающие в себя специальные требования по обучению, аттестации, допуску к самостоятельной работе, инструктажу по охране труда и периодической проверке знаний по профессии и безопасности труда.
1.2. К выполнению работ в качестве дорожного рабочего допускается работник не моложе 18 лет, прошедший медицинский осмотр, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, имеющий необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение по специальной программе, аттестованный квалификационной комиссией и получивший допуск к самостоятельной работе.
1.3. Дорожный рабочий должен периодически, не реже одного раза в год, проходить проверку знаний требований охраны труда и получить допуск к работам повышенной опасности.
1.4. Дорожный рабочий, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по безопасности труда; в случае нарушения требований безопасности, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней он должен пройти внеплановый инструктаж.
1.5. Дорожный рабочий, показавший неудовлетворительные знания и навыки безопасного выполнения работ, к самостоятельной работе не допускается.
1.6. Дорожный рабочий, допущенный к самостоятельной работе, должен знать: виды и основные свойства дорожно-строительных материалов, конструкций дорожных одежд и искусственных сооружений на дорогах. Правила устройства и ремонта дорог, тротуаров и оснований под асфальтобетонные и цементобетонные покрытия.

Правила пользования механизированным инструментом, применяемым при строительстве и ремонте дорог. Приемы разборки и обрезки покрытий и оснований с помощью механизированных инструментов. Способы приготовления асфальтобетонных, цементобетонных, битумоминеральных и других смесей. Способы восстановления дорожной одежды. Основы устройства дренажей.

Приемы борьбы с гололедом и снежными заносами. Правила дорожного движения.
1.7. Дорожный рабочий, направленный для участия в незнакомых ему работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.
1.8. Дорожному рабочему запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которыми он не обучен.
1.9. Во время работы на дорожного рабочего могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:
— движущиеся транспортные средства, дорожно-строительные машины;
— повышенные уровни шума;
— повышенные уровни вибрации при работе ручным пневматическим инструментом;
— нагретые до высокой температуры жидкие вяжущие материалы (битумы, эмульсии, дегти);
— разлетающиеся горячие капли и брызги горячих материалов (например, битума);
— повышенная концентрация содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны;
— токсичные компоненты, входящие в состав жидких вяжущих материалов, действующие на дорожного рабочего через дыхательные пути, пищеварительную систему, кожный покров и слизистые оболочки органов зрения и обоняния;
— физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную;
— неудовлетворительные погодные условия;
— недостаточная освещенность рабочего места;
— острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях оборудования.
1.10. Дорожному рабочему следует помнить, что серьезную опасность для человека представляют нагретые до высокой температуры жидкие вяжущие материалы, так как при соприкосновении с ними могут произойти термические ожоги.
1.11. Для защиты от неблагоприятного воздействия опасных и вредных производственных факторов на здоровье дорожному рабочему следует пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, выдаваемыми работодателем в соответствии с действующими Нормами выдачи.
1.12. Для предупреждения возможности возникновения пожара дорожный рабочий должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками.
1.13. Дорожный рабочий обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка; следует помнить, что употребление спиртных напитков, как правило, приводит к несчастным случаям.
1.14. Дорожный рабочий должен соблюдать установленные для него режимы труда и отдыха.
1.15. В случае заболевания, плохого самочувствия дорожному рабочему следует сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.
1.16. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.
1.17. Дорожный рабочий, при необходимости, должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой.
1.18. Для предупреждения возможности заболеваний дорожному рабочему следует соблюдать правила личной гигиены, в том числе, перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом.
1.19. Дорожный рабочий, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы дорожному рабочему следует надеть спецодежду, спецобувь, сигнальный жилет и защитную каску; при необходимости проверить наличие и подготовить средства индивидуальной защиты (очки, респиратор, рукавицы и т.п.).
2.2. Перед работой необходимо проверить наличие и исправность инструмента, оборудования и оснастки; инструменты и материалы должны быть расположены в удобном месте с учетом технологической последовательности их применения.
2.3. Весь инструмент, оборудование и приспособления для выполнения работ должны быть в исправном состоянии; обнаруженные во время проверки дефекты следует устранить.
2.4. Прежде чем приступать к работе, необходимо внимательно осмотреть место предстоящей работы, привести его в порядок, убрать все посторонние предметы и подготовить ограждения и дорожно-сигнальные переносные знаки для их установки в местах возможного прохода людей и проезда автотранспорта.
2.5. В темное время суток и при плохой видимости, например, во время тумана, по внешним контурам ограждений и на дорожно-сигнальных знаках необходимо вывесить сигнальные красные фонари.
2.6. Перед началом работы дорожному рабочему следует убедиться в наличии медицинской аптечки и огнетушителей.
2.7. Дорожный рабочий не должен приступать к выполнению работы при следующих нарушениях требований безопасности:
— при неисправностях технологической оснастки, оборудования, средств защиты или инструмента;
— при несвоевременном проведении очередных испытаний (технического осмотра) оборудования, технологической оснастки и инструмента;
— при недостаточной освещенности рабочей зоны;
— при отсутствии первичных средств пожаротушения;
— при отсутствии ограждений и знаков безопасности.
2.8. Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это дорожный рабочий обязан сообщить о них бригадиру или руководителю работ.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Во время работы рабочая зона должна быть ограждена штакетным барьером или щитами (при изменении ее местоположения) и обозначать соответствующими дорожными знаками (запрещающими – «Въезд запрещен», «Ограничение максимальной скорости», предупреждающими – «Дорожные работы»).
3.2. На территории, где ведутся работы, дорожный рабочий обязан соблюдать следующие требования безопасности:
— переходить дорогу можно только в установленных для этого местах;
— нельзя выходить за установленные ограждения рабочей зоны, на открытую полосу движения транспорта;
— нельзя приближаться к двигающимся автомобилям, каткам, скреперам, бульдозерам, погрузчикам, кранам, укладчикам и другим механизмам ближе чем на 5 м.
3.3. Работу по заливке трещин и швов горячим битумом необходимо выполнять в брезентовой спецодежде, каске, прозрачной маске, рукавицах и обуви с прочной кожаной подошвой; при этом брюки и рукава нужно надевать навыпуск.
3.4. Дорожный рабочий должен убедиться в отсутствии опасных производственных факторов на месте выполнения работы.
3.5. При вырубке дефектных мест в дорожном покрытии с применением пневматического инструмента дорожный рабочий должен выполнять следующие требования безопасности:
— подключать шланг к магистрали сжатого воздуха можно только через вентиль, установленный на воздухораспределительной коробке или отводе от магистрали; подключать шланг к магистрали без вентиля не разрешается;
— подключать или отсоединять шланг следует только после выключения подачи воздуха посредством вентиля;
— во избежание травмирования следует следить за тем, чтобы в зоне разлетающихся осколков дорожного покрытия не находились другие рабочие;
— во избежание травмирования глаз отлетающими твердыми частицами дорожный рабочий должен работать в защитных очках.
3.6. При приемке материалов (песка, щебня, гравия и т.п.), доставляемых автосамосвалами для устройства дорожного покрытия, дорожный рабочий должен выполнять следующие требования безопасности:
— во время подъема кузова самосвала нужно находиться сбоку в поле зрения водителя;
— подходить к самосвалу для приема материалов можно только после его остановки и поднятия кузова;
— очищать кузов самосвала от остатков доставленного материала следует специальным скребком или лопатой с удлиненной рукояткой не менее 2 м стоя на земле, но не со стороны выгрузки смеси.
3.7. При устройстве и профилировании дорожного основания из песка, пескоцемента, гравия, щебня и других материалов с последующим их уплотнением катками следует соблюдать следующие меры предосторожности:
— при укладке материалов с применением дорожно-строительных машин следует находиться за пределами опасной зоны, возникающей в месте работы машины;
— отсыпку или снятие лишнего объема материала (песка, щебня и др.) можно выполнять только на участках, где закончена работа машинами, или во время перерыва в их работе.
3.8. При укладке бортовых или бордюрных камней вручную дорожный рабочий обязан выполнять следующее:
— переносить камни следует вдвоем или вчетвером с применением предназначенных для этого клещей;
— перемещение бордюра волоком вручную с помощью крюков запрещается;
— обсадку бордюрных камней трамбовкой разрешается производить только через деревянную прокладку.
3.9. При выполнении работ на укрепляемой полосе дорожный рабочий должен находиться с наветренной стороны от работающих машин (автогудронатора, дорожной фрезы и т.п.).
3.10. При укреплении грунтов битумными вяжущими дорожный рабочий должен пользоваться средствами индивидуальной защиты (защитными очками, респиратором, рукавицами).
3.11. Заливку швов и трещин следует по возможности производить по направлению движения ветра.
3.12. Колодцы подземных сооружений, находящиеся в зоне работ, должны быть тщательно закрыты.
3.13. При открывании бортов грузового автомобиля вначале следует открывать задний борт, а затем боковые; при этом дорожный рабочий должен находиться сбоку открываемого борта; запрещается открывать борта, если в кузове автомобиля находятся люди.
3.14. При перевозке грузовым автомобилем штучного камня и бордюра они должны быть размещены равномерно по всей площади кузова автомобиля; дорожному рабочему запрещается находиться во время движения автомобиля в кузове вместе с камнем и бордюром.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При несчастном случае, отравлении, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103 или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщать руководителю о случившемся.
4.2. По возможности, следует сохранить обстановку на месте происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью людей и не приведет к аварии.
4.3. При попадании жидкого вяжущего материала на лицо или руки необходимо немедленно снять чистой тряпкой, смоченной в керосине, бензине или соляровом масле, и промыть эти места теплой водой с мылом.
4.4. Первая помощь пострадавшему должна быть оказана немедленно и непосредственно на месте происшествия, сразу же после устранения причины, вызвавшей травму.
4.5. Оказывая первую помощь при ранении, необходимо соблюдать следующие правила:
— нельзя промывать рану водой или даже каким-либо лекарственным веществом, засыпать порошком и смазывать мазями, так как это препятствует заживлению раны, вызывает нагноение и способствует занесению в нее грязи с поверхности кожи;
— нужно осторожно снять грязь с кожи вокруг раны, очищая ее от краев раны наружу, чтобы не загрязнять рану; очищенный участок кожи нужно смазать йодом и наложить повязку.
4.6. Для оказания первой помощи при ранении необходимо вскрыть имеющийся в аптечке перевязочный пакет.
4.7. При наложении перевязочного материала не следует касаться руками той его части, которая должна быть наложена непосредственно на рану; если перевязочного пакета почему-либо не оказалось, то для перевязки можно использовать чистый платок, чистую ткань и т.п.; накладывать вату непосредственно на рану нельзя.
4.8. На то место ткани, которое накладывается непосредственно на рану, нужно накапать несколько капель йода, чтобы получить пятно размером больше раны, а затем положить ткань на рану; оказывающий помощь должен вымыть руки или смазать пальцы йодом; прикасаться к самой ране даже вымытыми руками не допускается.
4.9. При термических ожогах нужно поливать пораженные участки тела струей холодной воды или обложить снегом на 15-20 минут; это уменьшает боль и глубину перегрева тканей, предотвращает их отек; на обожженный участок кожи следует наложить стерильную повязку, используя бинт или марлю; оказывая помощь пострадавшему, во избежание заражения, нельзя касаться руками обожженных участков кожи или смазывать их мазями, жирами, маслами, вазелином, присыпать питьевой содой, крахмалом и т.п.; во избежание заражения раны нельзя вскрывать пузыри.
4.10. При возникновении пожара дорожному рабочему необходимо немедленно сообщить об этом в пожарную охрану по телефону 101, руководителю работ и приступить к тушению очага возгорания имеющимися средствами пожаротушения.
4.11. При воспламенении битума следует гасить пламя с помощью огнетушителя (ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8) или песка.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы следует осмотреть и очистить от грязи рабочий инструмент, привести в порядок рабочую зону.
5.2. Использованные обтирочные материалы необходимо убрать в металлический ящик с плотно закрывающейся крышкой.
5.3. После окончания работы следует снять и убрать спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, умыться теплой водой с мылом и, по возможности, принять душ.
5.4. Обо всех замеченных в процессе работы неисправностях необходимо сообщить руководителю работ.

Источник: primasite.ru

Вопросы с ответами по новым правилам охраны труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ

ЛЭП — линии электропередач
ПАВ — поверхностно активные вещества
ПБВ — полимерно-битумное вяжущее
ПОС — проект организации строительства
ППР — проект производства работ
СИЗ — средства индивидуальной защиты

Читайте также:  Регистрация права собственности на незавершенный строительством дом

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

II. Требования охраны труда при организации выполнения дорожных работ

10. Какие работы относятся к работам с повышенной опасностью, на производство которых выдается наряд-допуск?

К работам с повышенной опасностью, на производство которых выдается наряд-допуск, относятся:
1) земляные работы в зоне расположения подземных газопроводов, нефтепроводов и других аналогичных подземных коммуникаций и объектов;
2) земляные работы в котлованах, на откосах и склонах;
3) рытье котлованов, траншей глубиной более 1,5 м и производство работ в них;
4) работы по валке леса в особо опасных условиях;
5) работы по разборке (обрушению) зданий и сооружений, а также по укреплению и восстановлению аварийных частей и элементов зданий и сооружений;
6) строительные, монтажные и ремонтные работы на высоте без применения инвентарных лесов и подмостей;
7) ремонт трубопроводов пара и горячей воды;
8) монтаж и демонтаж технологического оборудования;
9) работы в местах, опасных в отношении загазованности, взрывоопасности, поражения электрическим током и с ограниченным доступом посещения;
10) перемещение тяжеловесных и крупногабаритных грузов при отсутствии машин соответствующей грузоподъемности;
11) электросварочные и газосварочные работы в закрытых резервуарах, в цистернах, в ямах, в колодцах, в тоннелях;
12) работы по вскрытию сосудов и трубопроводов, работающих под давлением;
13) работы в колодцах, камерах, подземных коммуникациях, резервуарах без принудительной вентиляции;
14) монтажные и ремонтные работы в непосредственной близости от открытых движущихся частей работающего оборудования, а также вблизи электрических проводов, находящихся под напряжением;
15) осмотр и ремонт приемных устройств бункеров, рабочего пространства щековых и конусных дробилок, очистка вручную разгрузочных воронок грохотов;
16) проведение огневых работ в пожароопасных и взрывоопасных помещениях;
17) работы с применением грузоподъемных кранов и других строительных машин в охранных зонах воздушных линий электропередачи, газонефтепродуктопроводов, складов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, горючих или сжиженных газов.


IV. Требования охраны труда к организации рабочих мест и размещению технологического оборудования

18. Чем должна обеспечиваться безопасность работников при организации рабочих мест?

При организации рабочих мест безопасность работников должна обеспечиваться:
1) соблюдением требований безопасности при эксплуатации дорожной техники, технологического оборудования, при применении опасных веществ и материалов;
2) защитой работников от опасностей, создаваемых движущимися частями технологического оборудования, перемещаемыми изделиями, заготовками и материалами.

21. Какими системами должны быть обеспечены рабочие места у машин для дробления, размола и просеивания пылевыделяющих материалов?

Должны быть обеспечены аспирационными или вентиляционными системами.

VI. Требования охраны труда при выполнении работ по сооружению земляного полотна автомобильных дорог

26. Какие требования необходимо соблюдать во время работы тракторных корчевальных машин и лебедок, установленных на тракторе?

Во время работы тракторных корчевальных машин и лебедок, установленных на тракторе, необходимо соблюдать следующие требования:
1) крепление канатов на «якорном» и корчуемом пнях должно исключать возможность их случайного соскальзывания при натяжении. Для этих целей на пнях необходимо делать зарубки;
2) применяемые канаты должны быть исправны;
3) при корчевке необходимо отходить от каната на расстояние, равное расстоянию между «якорными» и корчуемыми пнями;
4) у корчевальных машин и лебедок должны находиться только работники, непосредственно связанные с их работой.

28. В каких случаях запрещается работа кустореза?

Работа кустореза запрещается:
1) при наличии на участке деревьев, сильно искривленных или наклоненных навстречу движению кустореза, а также деревьев, диаметр которых на линии среза превышает 20 см;
2) на заболоченных (неосушенных) участках;
3) в сильнопересеченной местности после ливневых дождей до просыхания грунта;
4) в темное время суток, а также при видимости менее 50 м.

43. Какие требования необходимо соблюдать при использовании извести?

При использовании извести необходимо соблюдать следующие требования:
1) транспортировать известь-пушонку на промежуточные склады и в расходные бункеры линейных и стационарных грунтосмесительных машин в герметичных автоцементовозах, оборудованных пневмоустройствами для загрузки и выгрузки извести;
2) оборудовать расходные бункеры и рабочие органы линейных грунтосмесительных и распределяющих машин кожухами, предотвращающими распыление извести при ее подаче и перемешивании с грунтом;
3) применять средства индивидуальной защиты органов дыхания и средства индивидуальной защиты глаз.

VII. Требования охраны труда при строительстве дорожных одежд

46. Что необходимо сделать до начала выполнения работ по строительству асфальтобетонных и черных покрытий?

До начала выполнения работ по строительству асфальтобетонных и черных покрытий необходимо:
1) оградить место работы;
2) расставить дорожные знаки;
3) направить движение транспортных средств в объезд;
4) установить схему заезда и выезда из зоны работ автомобилей-самосвалов, подвозящих асфальтобетонную смесь;
5) определить безопасную зону для работников, занятых на укладке покрытий.

48. Какие требования необходимо соблюдать при распределении автогудронаторами вяжущих материалов по укрепленному грунту или уложенному цементогрунтовому слою?

При распределении автогудронаторами вяжущих материалов по укрепленному грунту или уложенному цементогрунтовому слою необходимо соблюдать следующие требования:
1) перед началом работы проверить надежность крепления распределительных труб, работу системы битумопроводов, кранов и распределителей, прочистить их, удостовериться в исправности электроосвещения, звуковой сигнализации и в наличии огнетушителей;
2) до наполнения цистерны установить автогудронатор на горизонтальной площадке и застопорить его, проверить наборный шланг и надежность присоединения его к всасывающему патрубку, а также чистоту фильтра в приемной трубке;
3) наполнять цистерну только через фильтр при малых и средних оборотах насоса;
4) перед зажиганием форсунки проконтролировать надежность присоединения топливопровода, исправность подачи топлива и давление в топливном бачке, убедиться в отсутствии капель и подтеков битума в топке;
5) зажигать форсунку только с помощью факела (запальника) с ручкой длиной 1,5 — 2 м, находясь сбоку; топливо подавать слабой струей, постепенно увеличивая его подачу до нормальной;
6) перед розливом вяжущего материала погасить форсунки и закрыть вентили трубопровода подачи топлива;
7) не оставлять без присмотра работающую систему подогрева.

54. При какой температуре воздуха запрещается работа передвижного склада цемента?

Работа передвижного склада цемента запрещается при температуре воздуха ниже минус 30 °C.

77. Какие требования необходимо соблюдать при проведении работ по герметизации швов (при приготовлении или разогреве мастик)?

При проведении работ по герметизации швов (при приготовлении или разогреве мастик) необходимо соблюдать следующие требования:
1) котел заполнять мастикой не более чем на 3/4 его вместимости;
2) во избежание вспышки мастики температура нагрева мастики не должна превышать установленных значений;
3) для измерения температуры мастики следует использовать термометр со шкалой не менее 250 °C;
4) для ликвидации возможного возгорания мастики на месте работ должны быть первичные средства пожаротушения;
5) загружать котел следует со стороны, противоположной топке;
6) запрещается загружать в котел с горячим битумом влажные материалы, используемые для приготовления мастики, во избежание сильного вспенивания смеси, перелива ее через край котла и воспламенения;
7) брать пробу мастики для определения ее готовности только черпаками;
8) при приготовлении грунтовочного материала смешивание горячей мастики с керосином необходимо производить на расстоянии не менее 50 м от места разогрева мастики;
9) разогретую мастику следует вливать в керосин при непрерывном перемешивании; температура мастики в момент введения ее в керосин не должна превышать 70 °C.

IX. Требования охраны труда при проведении строительства автомобильных дорог на болотах

82. Что необходимо сделать до начала производства работ для обеспечения проходимости дорожной техники по слабой торфяной толще?

Для обеспечения проходимости дорожной техники по слабой торфяной толще до начала производства работ необходимо:
1) определить несущую способность торфяной залежи;
2) назначить минимальную допустимую толщину промерзшего слоя, обеспечивающую безопасность прохода техники по торфяной залежи;
3) установить продолжительность промораживания торфяной залежи на требуемую глубину;
4) назначить допустимые удельные давления на грунт гусеничного трактора;
5) установить допустимое время стоянки землеройной техники на одном месте при отрицательных температурах воздуха в соответствии с величиной коэффициента запаса прочности промерзшего болотного грунта.

84. Что нужно делать в случае провала в «окно» в болотистой местности?

В случае провала в «окно» не делать резких движений и продолжать держаться за шест, положенный горизонтально поперек «окна». Помощь провалившемуся должна оказываться с прочного безопасного места с помощью веревки или длинного шеста.

85. Как должно осуществляться передвижение по топям и марям?

Передвижение по топям и марям должно осуществляться «след в след» с интервалами между идущими не менее 2 — 3 м с обязательным применением «медвежьих лап» или плетеных лыж, страховочных веревок и шестов. Крепления «медвежьих лап» и плетеных лыж к обуви должны быть легкосъемными, а тесемки следует завязывать узлом, освобождаемым натягиванием одного из концов тесемки.

92. Что необходимо предусматривать для организации безопасного движения на временных дорогах?

Для организации безопасного движения на временных дорогах необходимо предусматривать:
1) установку предупреждающих дорожных знаков и вех, ограничивающих ширину полотна временной дороги, а при снегопадах и метелях — установку вех с двух сторон подъездных путей через каждые 20 м;
2) обеспечение строительных подразделений дежурными тягачами для буксировки машин и средствами связи;
3) наличие проводников для сопровождения автомобильных колонн на опасных участках;
4) контроль за скоростью движения и интервалами между машинами, за состоянием проезжей части временной дороги;
5) оперативное устранение возникающих дефектов на проезжей части временной дороги.

XI. Требования охраны труда при проведении работ в притрассовых карьерах

101. Что запрещается при работе автомобиля-самосвала в карьере? Какой сигнал должен подавать водитель при передвижении автомобиля-самосвала задним ходом, в случае отсутствия автоматического звукового сигнала заднего хода?

При работе автомобиля-самосвала в карьере запрещается:
1) движение автомобиля-самосвала с поднятым кузовом, а также задним ходом к месту погрузки на расстояние более 30 м (за исключением случаев прокладки траншей);
2) переезд автомобиля-самосвала через кабели, проложенные по грунту без специальных защитных укрытий;
3) перевозка посторонних людей в кабине автомобиля-самосвала;
4) остановка и стоянка автомобиля-самосвала на уклонах и подъемах;
5) запуск двигателя автомобиля-самосвала движением автомобиля под уклон.
При передвижении автомобиля-самосвала задним ходом, в случае отсутствия автоматического звукового сигнала заднего хода, водитель должен подавать непрерывный звуковой сигнал.

XIII. Требования охраны труда при организации проведения работ по ремонту дорожных покрытий

105. Какие требования необходимо соблюдать при работе авторемонтера, оборудованного термосом?

При работе авторемонтера, оборудованного термосом, необходимо соблюдать следующие требования:
1) по окончании загрузки асфальтобетонной смеси загрузочный люк бункера должен быть надежно закрыт;
2) передвижную электростанцию авторемонтера следует установить в стороне от места работы, чтобы работники, обслуживающие ремонтер, не находились в непосредственной близости от электростанции, а сама станция не препятствовала их перемещению в процессе работы;
3) при работе электрофрезы запрещается подходить к диску со стороны ее вращения;
4) при работе с электроутюгами, заливщиками трещин, имеющими высокую рабочую температуру, необходимо соблюдать осторожность, чтобы исключить получение ожогов.

XIV. Требования охраны труда при эксплуатации дорожных машин и технологического оборудования

111. Что запрещается хранить в кабинах дорожных машин?

В кабинах дорожных машин запрещается хранить топливо и другие легковоспламеняющиеся жидкости, а также промасленный обтирочный материал.

116. В чем следует убедиться при переезде дорожных машин через реки и ручьи вброд?

При переезде дорожных машин через реки и ручьи вброд следует убедиться, что их глубина не превышает высоты гусеницы гусеничных машин или расстояния до осей колесных машин. Выбранное место переезда должно иметь твердое основание.

122. В каких случаях запрещается работа грейдер-элеватора?

Запрещается работа грейдер-элеватора:
1) при неисправном механизме для очистки ленты и звуковом сигнале;
2) в дождливую погоду (кроме работы на песчаных грунтах);
3) при отсутствии освещения в темное время суток;
4) при наличии работников в кузове транспортного средства.

124. В каком случае допускается одновременная работа двух экскаваторов на уступах, расположенных один над другим?

Одновременная работа двух экскаваторов на уступах, расположенных один над другим, допускается только в том случае, если интервал между экскаваторами по фронту работ будет не менее 10 м плюс радиус действия рабочего оборудования двух экскаваторов.

128. Что запрещается при работе автомобиля-самосвала на линии?

При работе автомобиля-самосвала на линии запрещается:
1) движение с поднятым кузовом;
2) ремонт и разгрузка под ЛЭП;
3) движение в пунктах загрузки задним ходом более 30 м (за исключением работ по проведению траншей);
4) переезд кабелей, уложенных на почве и не огражденных специальными предохранительными устройствами;
5) перевозка посторонних лиц в кабине;
6) выход из кабины до полного подъема или опускания кузова;
7) движение вдоль железнодорожных путей на расстоянии менее 5 м от ближайшего рельса;
8) эксплуатация с неисправным пусковым устройством двигателя;
9) остановка и стоянка на уклоне и подъеме.

XVI. Требования охраны труда при проведении работ по приготовлению битума, эмульсий и растворов эмульгаторов

146. Что следует сделать при попадании на кожу водорастворимых ПАВ?

При попадании на кожу водорастворимых ПАВ ее следует немедленно промыть сильной струей воды с нейтральным моющим средством.

XX. Требования охраны труда при транспортировании (перемещении) материалов и грузов, используемых при проведении дорожных работ

164. Что запрещается делать при выполнении работ с использованием автопогрузчиков и электропогрузчиков?

При выполнении работ с использованием автопогрузчиков и электропогрузчиков запрещается:
1) захватывать груз вилами погрузчиков с разгона путем «врезания» в груз;
2) поднимать раму погрузчика с грузом на вилах при наклоне «на себя»;
3) поднимать груз, опускать и изменять угол наклона груза во время движения погрузчика;
4) захватывать лежащий на поддонах груз при наклоне вил «на себя»;
5) пытаться поднимать примерзший груз, а также груз, масса которого неизвестна.

XXI. Требования охраны труда при размещении и хранении материалов и грузов, используемых при проведении дорожных работ

165. Что необходимо обеспечить при размещении и хранении материалов и грузов, используемых при проведении дорожных работ?

При размещении и хранении материалов и грузов, используемых при проведении дорожных работ необходимо обеспечить:
1) механизацию погрузочно-разгрузочных работ;
2) применение способов и соблюдение параметров размещения и хранения, исключающих возникновение вредных и (или) опасных производственных факторов.

ВНИМАНИЕ.

Предлагаем Вам купить вопросы с ответами по новым правилам охраны труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ. Вопросы составлены на основе приказа Минтруда России от 11.12.2020 № 882н «Об утверждении Правил по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ».

Стоимость — 500 рублей.

Включает файлы:

  • Вопросы с ответами по новым правилам охраны труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ (165 вопросов), в формате word и pdf
  • Вопросы без ответов по новым правилам охраны труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ (165 вопросов), в формате word и pdf

Деньги можно перечислить на:

  • карту Сбербанка 4276 3000 1833 1580
  • карту МИР 2202 2032 6169 7488
  • кошелек ЮMoney 4100 1689 1878 080

Источник: sowy.ru

Рейтинг
Загрузка ...