Требования к антитеррористической защищенности объектов строительства
от 17 октября 2016 года N 1055
(с изменениями на 24 апреля 2020 года)
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2017 года N 775 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2017, N 0001201707040012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2018 года N 110 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.02.2018, N 0001201802080036);
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 года N 579 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.04.2020, N 0001202004280008).
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 октября 2016 года N 1055
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и организаций, находящихся в его ведении
Требования к антитеррористической защищённости объектов
(с изменениями на 24 апреля 2020 года)
I. Общие положения
1. Настоящие требования устанавливают порядок обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), правообладателями которых являются Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и организации, находящиеся в его ведении (далее — орган (организации).
В настоящих требованиях под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, а также отдельные здания, строения и сооружения.
2. Настоящие требования не распространяются на:
а) объекты (территории), подлежащие обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации;
б) важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, подлежащие охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в части их оборудования инженерно-техническими средствами охраны, порядка контроля за оборудованием и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны;
в) объекты (территории), требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными актами Правительства Российской Федерации.
3. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории) возлагается на руководителя органа (организации).
4. Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем:
а) проведения категорирования и паспортизации объектов (территорий);
б) реализации соответствующих категориям объектов (территорий) мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности этих объектов (территорий);
в) реагирования должностных лиц, ответственных за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий), на угрозы совершения или на совершение террористических актов на объектах (территориях);
Требования к антитеррористической защищенности объектов
г) информирования органов государственной власти об угрозах совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях);
д) осуществления контроля за выполнением настоящих требований на объектах (территориях).
II. Категорирование объектов (территорий) и порядок его проведения
5. Категорирование объектов (территорий) осуществляется в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их антитеррористической защищенности.
6. Категорирование объектов (территорий) осуществляется на основании следующих критериев:
а) степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории);
б) возможное количество людей, которые могут пострадать при совершении террористического акта на объекте (территории);
в) потенциальный материальный ущерб и ущерб окружающей природной среде, который может быть причинен в результате совершения террористического акта на объекте (территории).
7. Устанавливаются следующие категории объектов (территорий):
а) объекты (территории) первой категории, включающие в себя:
объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предприняты попытки к совершению) 5 и более террористических актов;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составит более 50 человек;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер экономического ущерба составит более 50 млн. рублей;
б) объекты (территории) второй категории, включающие в себя:
объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предприняты попытки к совершению) до 5 террористических актов;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составит от 10 до 50 человек;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер экономического ущерба составит от 1 до 50 млн. рублей;
в) объекты (территории) третьей категории, включающие в себя:
объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев не зафиксировано террористических актов и (или) попыток к их совершению;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составит менее 10 человек;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер экономического ущерба составит менее 1 млн. рублей.
8. Объекту (территории) присваивается категория в зависимости от наивысшего количественного показателя любого из критериев категорирования, указанных в пункте 7 настоящих требований.
9. Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий).
В целях категорирования объектов (территорий) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации определяет срок начала проведения мероприятий по категорированию и письменно уведомляет об этом организации, находящиеся в его ведении.
10. Для проведения категорирования объекта (территории) руководителем органа (организации) создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее — комиссия).
Комиссия создается в течение 1 месяца со дня вступления в силу настоящих требований либо со дня ввода в эксплуатацию нового объекта (территории), а также в случае изменения характеристик объекта (территории), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.
11. В состав комиссии включаются работники органа (организации), а также представители территориального органа безопасности и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации (по согласованию). К работе комиссии могут привлекаться эксперты из числа работников специализированных организаций в области проектирования и эксплуатации технологических систем, специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объектов (территорий).
Председателем комиссии назначается курирующий вопросы антитеррористической деятельности заместитель руководителя органа (организации). Для документального оформления работы комиссии из числа членов комиссии от органа (организации) назначается секретарь комиссии.
12. В ходе работы комиссия осуществляет:
а) изучение конструктивных и технических характеристик объекта (территории), организации его функционирования и охраны, действующих мер по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории);
б) определение степени угрозы совершения террористического акта на объекте (территории), возможных последствий его совершения, значимости объекта (территории) для инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также степени потенциальной опасности совершения террористического акта;
в) определение потенциально опасных участков объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями, и критических элементов объекта (территории), совершение террористического акта на которых приведет к прекращению нормального функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на нем.
13. Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании данных о совершенных и предотвращенных террористических актах в районе расположения объекта (территории).
Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей в отношении численности людей, работающих на объекте (территории), численности людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью в случае совершения на объекте (территории) террористического акта, возможного материального ущерба и ущерба окружающей природной среде в районе расположения объекта (территории), а также в отношении времени, необходимого для восстановления объекта (территории).
14. По результатам анализа информации об объекте (территории) и его обследования комиссия принимает решение об отнесении объекта (территории) к конкретной категории.
Результаты работы комиссии оформляются актом категорирования объекта (территории), в котором отражаются ход работы комиссии, категория объекта (территории) и критерии категорирования, на основании которых она установлена, а также оценка состояния защищенности объекта (территории).
В ходе оценки состояния защищенности объекта (территории) оформляется пояснительная записка к акту категорирования объекта (территории), в которую вносятся все собранные об объекте (территории) сведения, подлежащие последующему внесению в паспорт безопасности объекта (территории) (с указанием источников их получения или описанием обосновывающих расчетов и исследований).
В случае недостаточности реализуемых на объекте (территории) мер антитеррористической защищенности комиссией разрабатываются рекомендации по их усилению.
15. Решение комиссией принимается коллегиально в ходе голосования ее членов большинством голосов с правом решающего голоса председателя комиссии при равном распределении голосов. Результаты голосования каждого члена комиссии заносятся в акт категорирования объекта (территории).
Каждый член комиссии имеет право внести в акт категорирования объекта (территории) свое особое мнение по вопросам работы комиссии, соответствия присвоенной объекту (территории) категории установленным настоящими требованиями критериям категорирования, оценки состояния защищенности объекта (территории), а также рекомендациям по усилению мер обеспечения его антитеррористической защищенности.
16. Акт категорирования объекта (территории) является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку «Для служебного пользования», если ему не присваивается гриф секретности.
Акт категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии, утверждается председателем комиссии и хранится вместе с паспортом безопасности объекта (территории).
Принятие комиссией акта категорирования объекта (территории) проводится в срок, не превышающий 1 месяца со дня создания комиссии.
17. Руководитель организации, находящейся в ведении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в течение 1 месяца после проведения категорирования объекта (территории) письменно уведомляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о присвоенной объекту (территории) категории либо об отсутствии у объекта (территории) признаков, подпадающих под установленные настоящими требованиями критерии категорирования.
18. В целях организации контроля за обеспечением антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации формирует обобщенный перечень объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите в соответствии с установленными категориями.
Указанный перечень является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку «Для служебного пользования».
III. Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)
19. Для каждой категории объектов (территорий) устанавливается комплекс мероприятий в зависимости от степени угрозы совершения террористического акта и его возможных последствий.
20. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем:
а) проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории);
б) оборудования объекта (территории) средствами инженерной защиты и инженерно-техническими средствами охраны;
в) обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории);
г) проведения мероприятий по минимизации возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидации угрозы совершения террористического акта на объекте (территории);
д) обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории);
е) выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
ИсточникТребования к антитеррористической защищенности объектов строительства
Приказ Минрегиона России от 05.07.2011 N 320 «Об утверждении свода правил «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования» (вместе с «СП 132.13330.2011. Свод правил. Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования»)
МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 5 июля 2011 г. N 320
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СВОДА ПРАВИЛ
«ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ЗДАНИЙ
И СООРУЖЕНИЙ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ»
Во исполнение пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 73 «О некоторых мерах по совершенствованию подготовки проектной документации в части противодействия террористическим актам» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 8, ст. 1118), в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст. 5), Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 48, ст. 5608), пунктом 5.3.15 Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. N 40 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 5, ст. 390; 2007, N 45, ст. 5488), приказываю:
1. Утвердить свод правил «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования».
2. Установить, что свод правил «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования» вводится в действие с 20 сентября 2011 года.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации А.А. Попова.
СВОД ПРАВИЛ СП 132.13330.2011
АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
THE ANTI-TERRORIST PROTECTION OF BUILDINGS
AND CONSTRUCTIONS. GENERAL REQUIREMENTS
Дата введения — 2011-09-20
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», Правила разработки и утверждения сводов правил — Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил».
Сведения о своде правил
1. РАЗРАБОТАН Министерством регионального развития Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации.
2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство».
3. ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики Министерства регионального развития Российской Федерации.
4. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 5 июля 2011 г. N 320 и введен в действие с 20 сентября 2011 г.
5. ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).
Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минрегион России) в сети Интернет.
Настоящий свод правил разработан в исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 73 «О некоторых мерах по совершенствованию подготовки проектной документации в части противодействия террористическим актам» и в соответствии с Правилами разработки и утверждения сводов правил, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858, и направлен на реализацию нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в области противодействия терроризму.
1. Область применения
Настоящий свод правил распространяется на проектирование зданий и сооружений (далее — объекты) и устанавливает минимально необходимые требования к проектным решениям, позволяющим обеспечить антитеррористическую защищенность объектов, направленным на:
— предотвращение несанкционированного доступа на объект производственного назначения физических лиц, транспортных средств и грузов;
— обнаружение взрывных устройств, оружия, боеприпасов — для объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, нежилых помещений в многоквартирных домах, в которых согласно заданию на проектирование предполагается единовременное нахождение в любом из помещений более 50 человек и при эксплуатации которых не предусматривается установление специального пропускного режима.
2. Нормативные ссылки
Нормативные документы, на которые в тексте настоящего свода правил имеются ссылки, приведены в приложении А.
Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем своде правил приняты термины и их определения, приведенные в приложении Б.
В случае, если терминам даны определения в существующем законодательстве Российской Федерации, актах Правительства Российской Федерации, национальных стандартах или нормативных документах федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за соответствующую область, то определения, приведенные в настоящем своде правил утрачивают силу на время действия указанных документов.
4. Общие положения
Антитеррористическая защищенность объектов в рамках области применения настоящего свода правил обеспечивается посредством установления в проектной документации на объект капитального строительства значений параметров объекта, отвечающих установленным в законодательстве требованиям антитеррористической защищенности.
5. Обозначения и сокращения
В настоящем своде правил применяются следующие обозначения и сокращения:
ГАПВВ — газоанализатор паров взрывчатых веществ;
МО — стационарный металлообнаружитель;
МИ — ручной металлоискатель;
РТУ — рентгенотелевизионная установка;
СКУД — система контроля и управления доступом (ГОСТ Р 51241);
СОО — система охранного освещения;
СОТ — система охранная телевизионная (ГОСТ Р 51558);
СОТС — система охранной и тревожной сигнализации (ГОСТ Р 50775);
СрВД — средства визуального досмотра;
СЭС — система экстренной связи;
ДРК — досмотровый радиометрический комплекс;
КПП — контрольно-пропускной пункт.
6. Классификация объектов по значимости
6.1. В зависимости от вида и размеров ущерба, который может быть нанесен объекту, находящимся на объекте людям и имуществу в случае реализации террористических угроз, все объекты подразделяются на следующие классы:
Класс 1 — (высокая значимость) — ущерб в результате реализации террористических угроз приобретет федеральный или межрегиональный масштаб;
Класс 2 — (средняя значимость) — ущерб в результате реализации террористических угроз приобретет региональный или межмуниципальный масштаб;
Класс 3 — (низкая значимость) — ущерб в результате реализации террористических угроз приобретет муниципальный или локальный масштаб.
6.2. В целях определения класса объекта применяются методы многокритериальной оценки возможного ущерба от террористических угроз.
1) Для качественной оценки возможных последствий реализации террористических угроз используют виды ущерба:
2) Для количественной оценки возможных последствий реализации террористических угроз используют размеры (масштабы) ущерба:
потери в натуральных единицах (число пострадавших, площади пораженных территорий, время, необходимое на восстановление объекта);
экономические потери в денежном выражении.
6.3. Качественные критерии и предельные значения количественных критериев для каждой группы объектов принимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации. В случае отсутствия данных критериев в указанных документах, класс объекта определяется по усмотрению заказчика или застройщика.
7. Требования к проектированию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, нежилых помещений в многоквартирных домах, в которых согласно заданию на проектирование предполагается единовременное нахождение в любом из помещений более 50 человек и при эксплуатации которых не предусматривается установление специального пропускного режима
7.1. В проектной документации на объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, нежилые помещения в многоквартирных домах, в которых согласно заданию на проектирование предполагается единовременное нахождение в любом из помещений более 50 человек и при эксплуатации которых не предусматривается установление специального пропускного режима должна быть предусмотрена возможность оснащения их средствами защиты согласно таблице 1.
7.2. В пределах границ земельного участка перед местом доступа посетителей на объект, где согласно заданию на проектирование возможно нахождение людей числом более 50, проектное решение должно обеспечивать возможность мониторинга указанного места доступа на предмет обнаружения оружия, взрывчатки и боеприпасов при помощи СОТ и СОО.
7.3. Проектной документацией должна быть обеспечена возможность оборудования и функционирования КПП, МО (МИ), ГАПВВ, РТУ места доступа на объект, предназначенного для посетителей, в соответствии с таблицей 1. Необходимость проектного обеспечения возможности оборудования других мест доступа данными средствами определяется застройщиком или заказчиком. Место доступа на объект, предназначенного для посетителей, определяется застройщиком или заказчиком.
7.4. Проектной документацией должна быть предусмотрена возможность оборудования и функционирования СОТ, СОО, СОТС, СЭС всех входов, а также мест пребывания людей численностью более 50 человек в одном из помещений.
Источник