Размещение отходов – хранение и захоронение отходов
Хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Складирование отходов на срок менее 11 месяцев называется накоплением отходов. Накопление отходов, в отличие от хранения отходов, не подлежит лицензированию.
Захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Что представляет собой размещение отходов?
В первой статье ФЗ №89, увидевшем свет 24.06.98, называющемся «Об отходах производства и потребления», рассматриваются основные понятия, связанные с обращением с мусором.
В Законе указывается на то, что размещение – это процесс, включающий в себя 2 других процесса:
- хранение;
- захоронение.
Сразу оговоримся, что это не одно и то же. Захоронение представляет собой изоляцию того, что не может быть переработано и несёт угрозу для окружающей среды. Для захоронения создаются специальные хранилища, оборудованные таким образом, чтобы предотвратить выброс вредных веществ.
Хранение и размещение твердых коммунальных отходов: правовое регулирование
Рассмотрим более детально, что представляет собой хранение отходов.
Лицензия на размещение отходов и плата за негативное воздействие на окружающую среду
Согласно Федеральному закону “Об отходах производства и потребления”, на деятельность по размещению отходов I —
IV классов опасности нужна лицензия. Лицензия на размещение отходов, выданная до 1 июля 2020 года, действительна до 1 января 2020 года. За размещение отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду (Федеральный закон №7 “Об охране окружающей среды”). Исключением являются случаи размещения отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Только данный факт необходимо подтвердить результатами мониторинга окружающей среды.
Лицензия выдается на конкретные виды отходов, с которыми планирует работать лицензиат. Весь перечень отходов, который порой “простирается” на десятки страниц перечисляется в приложении к лицензии. Размещение отходов, которых нет в списке, является незаконным.
Способы размещения отходов
К завершающей процедуре переработки относятся:
- захоронение вторичных компонентов;
- удержание на подготовленных зонах полигона.
Чтобы избавиться от утиля, важно произвести погребение. Во время захоронения его транспортируют в предназначенную территорию и на определенное время. Небезопасное влияние захороненного вторсырья на окружающую среду и людей исключена.
Во время перевозки на место захоронения используется специально оборудованный автотранспорт. Весь мусор и смеси содержат на предназначенных территориях, за пределами населенных мест и с выполнением соблюдений СЭП.
Разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Часть 1
Документы для получения лицензии на размещение отходов
Помимо стандартного перечня (учредительных документов, документы о правообладании объектов недвижимости, оборудования, отходов) для размещения отходов соискателю лицензии требуется собрать “особый” дополнительный список из 10 документов.
- Акт ввода в эксплуатацию полигона. Проект полигона.
- Наличие прибора по радиационному контролю и сертификата с поверкой данной техники.
- Договор с профильной компанией об устранении последствий при возникновении аварийной ситуации.
- Программа радиационного контроля.
- Свидетельство о прохождении обучения ответственного лица по программе “Ответственный за радиационный контроль отходов производства и потребления”.
- Протокол общественных слушаний по местонахождению.
объекта размещения отходов.
Требования к объектам размещения отходов
На сегодняшний день существует ряд требований к объектам размещения отходов (полигонам, шламохранилищам, отвалам пустой породы, терриконикам, золошлакоотвалам, специально оборудованным комплексам по их переработке и захоронению). Основные положения размещения отходов описаны в статье 12 Федерального закона “Об отходах производства и потребления” и более подробно в СанПин 2.17.1322-03.
Итак, что касается требований к объектам размещения отходов, изложенных в ст. 12 №89-ФЗ, то они описаны в 11 пунктах. Приведем некоторые из них:
Далее приведем некоторые правила размещения отходов из СанПин 2.17.1322-03, коих гораздо больше, чем в одной статье ФЗ-89. Например, в СанПин указывается каким образом должны храниться отходы в зависимости от степени опасности: 1 класс – только в контейнерах, бочках и цистернах; 2 класс – в полиэтиленовых мешках и пластиковых пакетах; 3 класс – в бумажных мешках, хлопчатобумажных и текстильных; 4 класс – насыпью.
В отдельном разделе документа приводятся требования к самим объектам размещения отходов, которые частично пересекаются с положениями закона “Об отходах”. Понятно, что место для хранения и захоронения отходов выбирают на этапе разработки проектной документации, размер территории определяется с учетом эксплуатации на 20-25 лет;
берется во внимание классы опасности отходов, которые планируют размещать. Объект выбирается за пределами жилой зоны и мест скопления, отдыха людей.
Территория с хранящимися отходами не должна простираться на территории всех 3-х поясов зон санитарной охраны источников воды. Полигоны запрещено размещать на заболоченных территориях. Весь полигон должен быть опоясан кольцевыми каналом и валом высотой от 2 метров.
Хранение и захоронение отходов должны происходить с учетом классов опасности, агрегатного состояния, водорастворимости, класса опасности веществ и их компонентов. И другие санитарные правила и нормы.
Способы размещения отходов
Размещение отходов осуществляется следующими способами:
- террасами;
- терриконами;
- грядами;
- в котлованах;
- в траншеях;
- в цистернах;
- в емкостях;
- в накопителях;
- на картах;
- на платформах.
Реестр объектов размещения отходов
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ФЗ №89).
Карту с обозначением объектов размещения (хранения и захоронения) отходов по всей Российской Федерации смотрите, к примеру, на сайте clevereco.ru одного эколога-энтузиаста. Здесь же вы найдете реестр с адресами полигонов и шламохранилищ — https://clevereco.ru/groro/
Рис. Фрагмент карты объектов размещения отходов (clevereco.ru)
Требования по обращению с отходами
Все виды отходов, образующиеся на стационарных и передвижных рабочих местах работников Компании и привлекаемых организаций, включая мелкий бытовой мусор, относятся к категории отходов производства и потребления ПАО «Сургутнефтегаз». Несоблюдение требований по обращению с отходами даже одним из сотрудников чревато признанием нарушителем природоохранного законодательства РФ всего предприятия. Деятельность по обращению с отходами Компания осуществляет в соответствии с действующей лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.
Будучи источниками поступления загрязняющих веществ в окружающую среду, отходы могут служить средой обитания для возбудителей опасных болезней. Все отходы производства и потребления подлежат раздельному накоплению с целью их учета, дальнейшей обработке, утилизации, обезвреживания и размещения. Их условия и способы должны быть безопасными для окружающей среды и соответствовать нормам законодательства Российской Федерации, и утвержденным Компанией инструкциям.
1. Общие требования к накоплению отходов
1.1. Накопление образующихся отходов с целью формирования партии для вывоза и дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов структурными подразделениями Общества осуществляется:
- по цеховому принципу или централизовано;
- на отведенной территории производственной площадки;
- раздельно по видам и классам опасности с целью обеспечения их использования в качестве вторичного сырья, обработки, утилизации, обезвреживания на специализированных установках или последующего размещения.
1.2. Условия, режим, количество предельного накопления отходов, периодичность их сбора (изъятия) для дальнейшей передачи на утилизацию, обезвреживание, размещение устанавливаются в зависимости от класса опасности (токсикологической и физико-химической характеристики) накапливаемого отхода и его компонентов, способа упаковки, размера контейнера (емкости).
1.3. Накопление отходов в неустановленных местах категорически запрещено.
1.4. Размещение объектов накопления отходов на территории I, II и III поясов зон санитарной охраны водозаборов, в границах установленных водоохранных зон водных объектов категорически запрещено.
1.5. Все отходы производства и потребления, образующиеся в структурных подразделениях Общества, подлежат накоплению в специальных контейнерах, установленных на специальных площадках накопления отходов, в местах производства работ, связанных с образованием отходов, в пределах промышленных площадок.
1.6. Организованное безопасное обращение с отходами I–III класса опасности осуществляется в соответствии с локальными актами Общества, специальными инструкциями по организации их накопления, утилизации, обезвреживания, транспортирования, разработанными Обществом.
2. Требования к площадкам накопления отходов
2.1. В зависимости от агрегатного состояния накопление отходов осуществляется на специальных стационарных площадках, в производственных или вспомогательных помещениях (склад, кладовая); в нестационарных складских помещениях (под укрытием и навесными конструкциями); в резервуарах, шламонакопителях и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях; на открытых промышленных площадках в контейнерах и емкостях.
2.2. Специальные площадки для накопления отходов обустраиваются на территории промышленных площадок структурных подразделений Общества.
2.3. Стационарные площадки накопления отходов должны быть оборудованы соответствующими указателями, твёрдым покрытием (щебень либо железобетонные плиты), трёхсторонним ограждением, обваловкой либо отбортовкой для исключения попадания вредных веществ в ливневую канализацию и объекты природной среды, удобным подъездом для автотранспорта, эффективной защитой от воздействия атмосферных осадков и ветра в виде навеса, сетчатого ограждения (за исключением шламонакопителей, построенных в соответствии с проектами, имеющими положительное заключение государственной экспертизы).
2.4. Площадки накопления отходов передвижных бригад Общества должны быть устроены на разровненной утрамбованной поверхности производственной площадки без сучков, оборудованы соответствующими указателями, трёхсторонней обваловкой либо отбортовкой для исключения попадания вредных веществ на производственную площадку и прилегающие объекты природной среды, удобным подъездом для автотранспорта. Площадки подлежат зачистке после окончания работ (путём сбора загрязнённого грунта в специально предназначенные для этих целей контейнеры и вывоза его на обезвреживание на установки термического обезвреживания).
2.5. При складировании на площадке крупногабаритных отходов IV и V классов опасности в открытом виде (насыпью и навалом) или в негерметизированной открытой таре должны быть обеспечены следующие условия:
- предельно допустимое количество накопления отходов на площадке не должно превышать количество, установленное ПНООЛР; при достижении установленного предельного количества отходов должны быть приняты меры по их немедленному вывозу;
- попадание отходов в сточные воды и на территорию, прилегающую к площадкам накопления отходов, должно быть исключено.
2.6. Накопление сыпучих и летучих отходов в открытом виде в помещениях не допускается.
2.7. Нестационарные площадки для расстановки емкостей для накопления отработанных нефтепродуктов, масел и пр. должны быть оборудованы твердым покрытием с гидроизоляцией и периметральным обвалованием (отбортовкой).
3. Требования к емкостям (контейнерам) для накопления отходов
3.1. Емкости (контейнеры) должны быть оснащены крышками для защиты от намокания и раздувания отходов.
3.2. Емкости (контейнеры) должны быть оснащены надписями об их принадлежности и виде накапливаемого отхода, инвентарными номерами (при необходимости).
3.3. Вместимость и тип емкостей обосновывается величиной и сроком предельного накопления отхода.
4. Требования к транспортированию отходов
4.1. Транспортирование отходов между местами (объектами) их образования, накопления, утилизации и размещения осуществляется грузоподъемными и транспортными средствами Общества на основании годового плана-задания, подписанного руководителями структурных подразделений, заявки на погрузку и транспортировку, либо на основании договора между Обществом и сторонней организацией.
4.2. Перевозка отходов, являющихся опасным грузом, выполняется в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR) от 30.09.1957.
4.3. Конструкция автомобильного транспорта для перевозки отходов должна исключать возможность аварийных ситуаций, потерь и загрязнения (захламления) отходами окружающей среды и причинения вреда здоровью людей, хозяйственным или иным объектам по пути следования транспорта и при погрузочно-разгрузочных работах.
4.4. Работы, связанные с погрузкой, транспортированием, выгрузкой отходов, должны быть максимально механизированы.
4.5. Транспортное средство должно быть снабжено специальными знаками.
4.6. Транспорт для перевозки полужидких (пастообразных) отходов должен быть снабжен шланговым приспособлением для слива.
4.7. Транспорт для перевозки сыпучих отходов должен быть снабжен самосвальным устройством и пологом.
4.8. Транспорт для перевозки отходов, упакованных в тару, изготовленную из чувствительных к сырости материалов, должен быть закрытым или накрыт брезентом.
4.9. При транспортировании отходов на транспортной единице, помимо документов, предусмотренных правилами дорожного движения РФ, должны находиться:
- копия паспорта отхода, оформленного в установленном порядке;
- документы для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, места и цели их транспортирования (путевой лист, документы первичного учёта отходов, товарно-транспортная накладная и т.п.);
- специальное разрешение на движение тяжеловесного, крупногабаритного транспортного средства в случае превышения допустимых параметров при перевозке опасных грузов, установленных правилами перевозок грузов.
4.11. За подготовку транспортного средства к транспортированию отходов отвечает владелец транспорта. За подготовку отходов к транспортировке отвечает лицо, ответственное за накопление отходов в структурном подразделении, передающем отходы.
5. Требования к таре, применяемой для транспортировки отходов
5.1. Тара должна быть изготовлена и закрыта таким образом, чтобы исключить любую утечку содержимого в нормальных условиях перевозки, в частности, при изменении температуры, влажности воздуха или атмосферного давления.
5.2. Внутренняя тара должна укладываться в наружную так, чтобы при нормальных условиях перевозки предотвратить ее разрыв и утечку содержимого в наружную тару. Если внутри упаковки за счет выделения газов из содержимого может возникнуть избыточное давление, то на таре могут устанавливаться вентиляционные клапана при условии, что выделяемое количество газа не опасно, принимая во внимание его токсичность, воспламеняемость и т.п.
5.3. Для предотвращения утечки и деформации тары в результате расширения, вызванного изменением температуры во время перевозки, при наполнении жидкостью необходимо оставлять в емкости свободное пространство (недолив).
6. Требования к полигонам
6.1. В структурных подразделениях Общества, имеющих на балансе полигоны твердых бытовых и промышленных отходов, в том числе полигон утилизации нефтешламов на Западно-Сургутском месторождении, производственному контролю подлежат наличие документов:
- перечня отходов, подлежащих размещению на полигоне;
- регламента и режима работы полигона, утвержденные руководителем структурного подразделения;
- инструкции по приему отходов на полигон, утвержденной руководителем структурного подразделения;
- графика мониторинга природных сред в зоне возможного негативного воздействия полигона;
- Программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий на полигоне, утвержденной руководителем структурного подразделения.
6.2. Производственный экологический контроль объектов размещения отходов, в том числе полигонов твердых бытовых и промышленных отходов Общества, выполняется в соответствии с требованиями проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и включает аналитический (инструментальный) контроль состояния грунтовых и поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха, почвы в зоне возможного влияния объектов. Отчеты о результатах мониторинга ежегодно направляются в территориальные управления Росприроднадзора.
7. Требования к персоналу, допущенному к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности:
7.1. Персонал, допущенный к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности должен:
- иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV классов опасности.
- быть обучен правилам безопасного обращения с отходами, разработанным Обществом, а также инструкции по охране труда и промышленной безопасности на рабочем месте;
- иметь спецодежду, обувь, средства защиты, обеспечивающие безопасное обращение с отходами;
- знать симптоматику возможных острых отравлений, способов оказания первой помощи при отравлении или травмировании в процессе работы с отходами.
7.2. Условия, при которых персонал не может быть допущен к работе с отходами:
- отсутствие допуска к самостоятельной работе выполняющего работу с отходами;
- отсутствие необходимой спецодежды и средств индивидуальной защиты;
- болезненное состояние.
Литература для изучения вопроса
- Актуальная версия федерального закона №89 “Об отходах производства и потребления”
(говорится о требованиях к объектам размещения отходов); - Актуальная версия федерального закона №99 “О лицензировании отдельных видов деятельности”
(приводятся перечисление видов обращения с отходами, на которые нужна лицензия; комплектность лицензии); - СанПиН 2.1.7.1322-03
(подробно рассказывается о требованиях к размещению и обезвреживаю отходов на
полигонах и других объектах);
СанПин о размещении отходов
Российским законодательством разработаны санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». В данном документе содержится информация о целях размещения отходов и области применения документа; временном складировании и транспортировании отходов; требовании к размещению, устройству и содержанию объектов; составе предпроектной и проектной документации и прочее.
Порядок согласования площадки для контейнеров ТБО
Осуществляют установку мест для ТБО специализированные организации, имеющие лицензию. Для ее получения требуется пройти ряд обязательных этапов:
- Подать заявку.
- Согласовать с муниципалитетом.
- Внести данные о новой площадке в действующий реестр.
- Рассчитать смету, запустить работу.
Сведения в реестр вносятся на основе заявок собственников площадок
Собственник территории, где планируется место накопления ТБО, подает заявление в орган местного самоуправления. Он может получить отказ по причине:
- заявление оформлено не в утвержденном формате;
- наличие недостоверной информации;
- отсутствие предварительного согласования.
Чтобы устранить несоответствия заявителю определяется срок в размере 30 рабочих дней. Если нарушения не были выявлены, то данные в реестр будут внесены в течение 5 рабочих дней.
Со своей стороны МСУ имеет право рассматривать входящие запросы 10 дней. В это время документы отправляются на проверку в центр Санэпиднадзора. Заключение возвращается через 5 дней.
Советуем почитать: Договор с региональным оператором по обращению с ТКО: образец, штрафы, «сколькзие» моменты
Согласование контейнерной площадки для сбора ТБО в муниципалитете
Порядок согласования включает заключение Санэпиднадзора. Отказ получают, если:
- выбранная территория ухудшает показатели благоустройства;
- неправильно оформлена заявка.
При отрицательном решении муниципалитет выдает ответ в письменной форме, где отмечается причину. Повторная подача разрешена после устранения указанных проблем.
Сроки получения лицензии
Лицензия на размещение отходов по срокам получается дольше, чем лицензия на сбор и транспортирование. Если рассматривать ситуацию, когда у соискателя лицензии собраны все исходные данные из перечисленного выше списка и он передает их в проектную организацию для получения лицензии. В этом случае общий цикл получения лицензии (с подготовкой материалов обоснования, согласованием в трех органах и двумя проверками) займет 5,5 месяцев. Правда, это идеальная ситуация, которая на практике встречается крайне редко.
Если у соискателя лицензии нет проектов санитарно-защитной зоны и предельно допустимых выбросов, срок получения лицензии увеличивается на время получения положительных заключений по этим документам. Например, разрешение на выброс получают за 5 месяцев, санэпид заключение по границе СЗЗ за 4,5 месяца. При синхронном проектировании документов возможно уложиться в срок 6-7 месяцев. Для этого понадобится подключить дополнительных специалистов.
Проведение экологической экспертизы и общественных слушаний также занимает не менее 3 месяцев.
В итоге наиболее реальным сроком получения лицензии можно назвать 1-1,5 года. Для этого специалистам следует работать по заранее составленному плану-графику и аккуратно придерживаться его.
Источник: ug-plastics.ru
Требования к объектам размещения отходов.
Эти требования установлены в ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и др.) и включающие объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ.
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии с их компетенцией. Указанные лица после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за состоянием и воздействием объектов размещения отходов на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством РФ.
Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Также запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случае, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Закон предусматривает, что объекты размещения отходов вносятся в Государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение Реестра осуществляется в порядке, определенном Правительством РФ.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322—03» утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 г. 1 Эти правила устанавливают гигиенические требования общего характера к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов). Эти требования не распространяются: на полигоны захоронения радиоактивных отходов, полигоны твердых бытовых и смешанных отходов, могильники для органических веществ и трупов животных, на склады просроченных и непригодных к использованию лекарственных препаратов и пестицидов.
Процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включают следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация, нейтрализация, прессование, тарирование и др.), транспортировка, вторичная переработка (обезвреживание, модификация, утилизация, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение, сжигание. Обращение с каждым видом отходов зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека.
Степень (класс) опасности отходов определяется в соответствии с действующим нормативным документом. Класс опасности отходов определяется в соответствии с «Санитарными правилами по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления. СП 2.1.7.1386—03», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 16 июня 2003 г. [1] [2] Правила устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания и здоровье человека. Правила не распространяются на радиоактивные, взрыво- и пожароопасные отходы, а также отходы, способные вызвать инфекционные заболевания (пищевые отходы, отходы лечебно-профилактических учреждений, осадки хозяйственно-бытовых сточных вод и т. п.).
Класс опасности отхода определяется расчетным или экспериментальным методом. Расчетный метод применяется, если известен качественный и количественный состав отхода и в литературных источниках имеются необходимые сведения для определения показателей опасности компонентов отхода. В противном случае определение класса опасности проводится экспериментально. Отнесение отхода к IV классу опасности (малоопасные) может быть сделано только на основании результатов экспериментального метода. Если полученный расчетным методом класс опасности отхода не удовлетворяет его производителя (или собственника), то класс опасности определяется экспериментально.
Состав отхода определяется производителем (собственником) отхода самостоятельно или с привлечением аккредитованных в установленном порядке организаций. Определение класса опасности отхода производится для каждой партии отходов, вывозимых за пределы предприятия, на котором они образовались. Установленный производителем (собственником) класс опасности отхода согласовывается с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории. Спорные вопросы о принадлежности того или иного отхода к классу опасности решаются органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления выделяют следующие основные способы складирования:
временное хранение на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, на складах, открытых площадках, в резервуарах и др.);
временное складирование на производственных территориях предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях), а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе на терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах;
складирование вне производственной территории — на усовершенствованных полигонах промышленных отходов, шламохранили- щах, в отвалах пустой породы, террикониках, золошлакоотвалах, а также в специально оборудованных комплексах по их переработке и захоронению;
складирование на площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений.
Выбор участка для размещения полигонов осуществляется на основании функционального зонирования территории и градостроительных решений. Полигоны размещаются за пределами жилой зоны и на обособленных территориях с обеспечением нормативных СЗЗ в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Не допускается размещение объектов складирования: на территории 1—3 поясов ЗСО водоисточников и минеральных источников, во всех поясах ЗСО курортов, в зонах массового загородного отдыха населения и на территории лечебно-оздоровительных учреждений, в рекреационных зонах, в местах выклинивания водоносных горизонтов, в границах установленных водоохранных зон открытых водоемов.
Выбор участка для размещения полигона осуществляется на альтернативной основе. Участок для размещения полигона токсичных отходов должен располагаться на территориях с уровнем залегания подземных вод на глубине более 20 м. Размер участка определяется производительностью, видом и классом опасности отходов, технологией переработки, с расчетным сроком эксплуатации на 20—25 лет и последующей возможностью использования отходов.
Функциональное зонирование территории полигонов зависит от назначения и вместимости объекта, степени переработки отходов. Полигон должен состоять не менее чем из двух зон: административно-хозяйственной и производственной.
Хранение и захоронение отходов на объекте осуществляются с учетом классов опасности, агрегатного состояния, водорастворимо- сти, класса опасности веществ и их компонентов.
Для перехвата поверхностного стока в зоне складирования полигона предусматривается система канав и дождевая канализация, а для отвода фильтрата — дренажная система. Не допускается попадание ливневых и талых вод с участков полигона, на которых захоронены токсичные отходы, на любую территорию, особенно используемую для хозяйственных целей. Сбор этих вод осуществляется на специальные карты — испарители внутри полигона. Для предотвращения попадания загрязнений в водоносные горизонты и грунты предусматривается гидроизоляция дна и стен ложа полигона уплотненными глинистыми, асфальтобетонными и другими материалами, на которые имеется санитарно-эпидемиологическое заключение.
Специальные гигиенические требования устанавливаются для размещения различных видов отходов. Например, Санитарные правила «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов.
СП 2.1.7.1038—01» утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2001 г. 1 Полигоны твердых бытовых отходов являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания отходов, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
Организация, которая эксплуатирует полигон, должна разработать регламент, определяющий режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне; обеспечить контроль за составом поступающих отходов; вести круглосуточный учет поступающих отходов; осуществлять контроль за распределением отходов в работающей части полигона; обеспечивать технологический цикл по изоляции отходов.
На полигоны твердых бытовых отходов принимаются: отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный; садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов; неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами. Список таких отходов согласовывается с центром госсанэпиднадзора.
При выборе участка для устройства полигона твердых бытовых отходов должны учитываться климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности. Не допускается размещение полигонов: на территории ЗСО водоисточников и минеральных источников, во всех зонах охраны курортов, в местах выхода на поверхность трещиноватых пород, в местах выклинивания водоносных горизонтов, в местах массового отдыха населения и оздоровительных учреждений.
Размер СЗЗ полигона от жилой застройки до границ полигона должен составлять 500 м. Размер СЗЗ может уточняться при расчете газообразных выбросов в атмосферу. Уменьшение СЗЗ производится в установленном порядке. На участке, намеченном для размещения полигона для бытовых отходов, проводятся санитарное обследование, геологические и гидрологические изыскания. Перспективными являются места, где выявлены глины или тяжелые суглинки, а грунтовые воды находятся на глубине более 2 м. Не используются под полигоны болота глубиной более 1 м и участки с выходами грунтовых вод в виде ключей. Целесообразно участки под полигоны выбирать с учетом наличия в СЗЗ зеленых насаждений и земельных насыпей.
Участок для устройства полигона твердых бытовых отходов должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки города и его пригородной зоны. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигонов твердых бытовых отходов выдает территориальный центр госсанэпиднадзора.
Полигон состоит из двух частей: территории, занятой под складирование отходов, и территории для размещения хозяйственно-бытовых объектов. Устройство полигонов отходов должно осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. Складирование твердых бытовых отходов в воду на болотистых и заливаемых паводковыми водами участках не допускается. На территории полигона не допускается сжигание отходов и должны быть приняты меры по предотвращению самовозгорания твердых бытовых отходов.
Источник: studref.com
Письмо Минприроды России от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО»
Минприроды России в связи с неоднократным поступлением обращений по вопросам регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами в пределах имеющихся полномочий полагает возможным разъяснить следующее.
1. Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) определено, что твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. При этом жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Таким образом, к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами, исключительно при условии их образования в пределах жилых помещений, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно статье 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с ТКО (далее — региональный оператор), в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа.
Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее — МКД) и жилых домов, которые определены в приложении N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (Правила N 354), применяются в зависимости от принятого на территории субъекта Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
При этом согласно положениям статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО в случаях, установленных Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 (Правила N 505).
Согласно пункту 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил N 505, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. Положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам жилых помещений (жилой дом, квартира) уточняются в Правилах N 354.
Нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 (далее — Правила определения нормативов), и Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными приказом Минстроя России от 28 июля 2016 г. N 524/пр (далее — Методические рекомендации).
В связи с вышеизложенным, отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), не соответствуют определению ТКО, установленному Законом N 89-ФЗ, по основному признаку, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений.
Вместе с тем, согласно пункту 3 Правил определения нормативов в целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.
В свою очередь Методическими рекомендациями утвержден рекомендуемый перечень категорий объектов, на которых образуются ТКО.
Таким образом, уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, подлежит учету при определении нормативов ТКО.
В соответствии с ЖК РФ, под придомовой территорией понимается земельный участок, на котором расположен МКД, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен МКД, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ГОСТ Р 56195-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов.
Общие требования» (утвержден и введен в действие с 1 июля 2015 г. приказом Росстандарта от 27 октября 2014 г. N 1447-ст) в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период в том числе входит надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки. При этом вырубка, обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в соответствии с действующим в муниципальном образовании порядком, на территории которого находится МКД, при наличии порубочного билета. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, вывозятся после окончания работ.
В соответствии с минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 (далее — Постановление N 290), работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают в себя: подметание и уборку придомовой территории, очистку от мусора и промывку урн, установленных возле подъездов, уборку и выкашивание газонов, прочистку ливневой канализации; уборку крыльца и площадки перед входом в подъезд, а также очистку металлической решетки и приямка.
На основании изложенного, растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО.
Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.
Таким образом, региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают только обращение с ТКО, которые соответствуют понятийному аппарату Закона N 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО.
2. Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее — Правила N 1156), установлено, что крупногабаритные отходы (далее — КГО) это ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
В соответствии с Правилами N 1156 потребители (собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО) осуществляют складирование ТКО и КГО в местах сбора и накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО.
Способы складирования КГО:
1. В бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
2. На специальных площадках для складирования КГО.
В связи с тем, что площадки для складирования КГО могут быть расположены не в непосредственной близости от источника их образования, пунктом 12 Правил N 1156 предусматривается, что потребители имеют самостоятельную возможность доставить КГО на площадку для их складирования, определенную договором на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
На основании изложенного, КГО образуются у физических лиц и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
С учетом положений Правил N 1156 в части определения КГО, их складирования, а также Правил определения нормативов в отношении проведения замеров с использованием бункеров (в которые складируются КГО), КГО должны быть учтены в составе ТКО при определении нормативов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений классифицируются как КГО и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
При этом согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкции на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Таким образом, отходы, образованные при капитальном ремонте жилых помещений (это работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации), не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора.
3. Статьей 1 Закона N 89-ФЗ определено, что ТКО являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Таким образом, исходя из указанного определения, отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности физических лиц в процессе отопления частных домовладений и помещений твердым топливом (дрова, уголь) могут быть отнесены к ТКО на основании основного признака, как отходы, образованные внутри жилого помещения, и также подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
Одновременно Минприроды России сообщает, что в соответствии с абзацем вторым пункта 14 Правил N 1156 в контейнерах запрещается складировать, в частности, горящие, раскаленные или горячие отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Следовательно, если образованные физическими лицами отходы в результате отопления частных домовладений и помещений твердым топливом (дрова, уголь) в конкретном случае являются горящими, раскаленными или горячими отходами, то их складирование в контейнерах не допускается.
4. Согласно статье 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО. При этом накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами N 1156.
Пунктом 13 Правил N 1156 и пунктом 148(12) Правил N 354 установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил N 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз. Необходимая валовая выручка регионального оператора, в числе прочего, включает расходы на уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз) в соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484 (далее — Основы ценообразования).
Таким образом, уборка мест погрузки ТКО — действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз, является обязанностью регионального оператора.
Подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
Работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз), обязанность по осуществлению которой возложена на регионального оператора.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в МКД.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее — Правила N 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен МКД и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
При этом в соответствии с пунктом 17 Правил N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления МКД:
1. в решении общего собрания собственников помещений в МКД — в случае, если управление МКД осуществляется непосредственно собственниками помещений в МКД;
2. в договоре управления МКД — в случае, если в установленном порядке выбран способ управления МКД управляющей организацией (пункт 2 Постановления N 290).
В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденный Постановлением N 290, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз (пункт 26(1) Минимального перечня услуг).
При этом под «организацией» понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Указанный термин в подобном толковании используется в пунктах 6.12.6 — 6.12.8 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. N 711/пр.
Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Одновременно Минприроды России сообщает следующее.
Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, в числе прочих, предусмотрены следующие обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда:
— установка на обслуживаемых территориях сборников для твердых отходов;
Учитывая вышеизложенные требования законодательства Российской Федерации, приобретение контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержанию может осуществляться региональным оператором, но только в пределах, не превышающих 1% необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования, при учете органом регулирования тарифов соответствующих расходов.
По общему правилу, контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление МКД, потребителями.
5. Согласно пункту 16 Правил N 1156 в случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее — место несанкционированного размещения ТКО), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления (далее — орган МСУ) и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО; уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней.
Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы МСУ. Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Закрепление в пункте 14 части 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ в качестве вопроса местного значения муниципального района участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов предполагает необходимость реализации органами МСУ ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территорий муниципального района своевременное и бесперебойное оказание услуг по обращению с отходами, а также позволяющих производить их утилизацию и обработку.
Пунктом 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами.
Термины и определения» установлено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы МСУ, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001).
Из анализа приведенных правовых норм следует, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении.
Таким образом, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок ТКО, расположенных на неразграниченных землях, возлагается на органы МСУ.
В случае осуществления ликвидации несанкционированной свалки ТКО силами регионального оператора, согласно пункту 17 Правил N 1156, за региональным оператором остается право обращения в суд с требованием о взыскании понесенных убытков.
Дополнительно Минприроды России сообщает, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. В этой связи, следует учитывать, что письма Минприроды России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Заместитель Министра
природных ресурсов и экологии
Российской Федерации
В.Г.ЛОГИНОВ
+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Источник: rulaws.ru
Размещение отходов производства и потребления
Тип документа:
Дата начала действия: None
Опубликован:
Материал актуален на 04.08.2014
Размещение отходов производства и потребления
Размещение отходов производства и потребления следует осуществлять в соответствии с установленными законодательством требованиями.
Справка поможет Вам правильно организовать деятельность по размещению отходов производства и потребления, а также минимизировать штрафные санкции.
В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа:
- на граждан — от 1 000 до 2 000 руб.;
- на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
- на индивидуальных предпринимателей — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Размещение отходов — хранение и захоронение отходов.
Захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду .
Объекты размещения отходов производства и потребления
Под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) (ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ).
Объектами размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное хранение отходов, в том числе в целях их последующей утилизации (СанПиН 2.1.7.1322-03).
- хранение сроком до 3 лет,
- хранение сроком более 3 лет,
- захоронение.
Согласно ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ. Согласно ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V классов опасности является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Государственный реестр объектов размещения отходов
Объекты размещения отходов вносятся в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО)
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО (п.п.6-7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ).
Для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов используется информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов.
Не подлежат включению в ГРОРО (п.17 Порядка):
- объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;
- объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством РФ;
- специальные объекты размещения радиоактивных отходов;
- скотомогильники.
Территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор следующую информацию о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО:
1) наименование объекта размещения отходов;
2) назначение объекта размещения отходов («хранение отходов» либо «захоронение отходов») с указанием наименований основных видов размещаемых отходов и их кодов по ФККО;
3) местонахождение объекта размещения отходов — код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО) и наименование ближайшего населенного пункта;
4) сведения о наличии негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов («имеется» либо «отсутствует») на основании данных мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;
5) предложение по порядковому номеру объекта размещения отходов по территории соответствующего субъекта РФ;
6) сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, эксплуатирующем объект размещения отходов, включая:
- наименование, место нахождения юридического лица;
- фамилию, имя и (в случае если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства.
Росприроднадзор в 15-дневный срок с даты регистрации информации об объекте размещения отходов, поступившей из территориального органа Росприроднадзора:
- рассматривает указанную информацию;
- присваивает номер объекту размещения отходов в ГРОРО;
- принимает правовые акты о включении объектов размещения отходов в ГРОРО с периодичностью не реже 1раза в месяц (п.п.19-20 Порядка).
Органы исполнительной власти субъекта РФ вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, предоставляемые органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами. Порядок ведения региональных кадастров отходов определяется органами исполнительной власти субъектов РФ.
Инвентаризация объектов размещения отходов
Штраф!
Согласно ст.8.5. КоАП РФ, сокрытие или искажение экологической информации влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 20 000 руб.
Согласно ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
В целях реализации данного закона Министерством природных ресурсов и экологии были утверждены Правила инвентаризации объектов размещения отходов (далее Правила) (Приказ МПР России от 25.02.2010 г. № 49). Правила устанавливают порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов (далее объекты размещения отходов). Они предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы), для Росприроднадзора и его территориальных органов.
Действие Правил не распространяется на (п.3 Правил):
- объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;
- объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством РФ;
- специальные объекты размещения радиоактивных отходов;
- скотомогильники.
Инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже 1 раза в 5 лет .
Источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов являются (п.5 Правил):
- проектная документация на строительство объектов размещения отходов;
- данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов;
- фондовые материалы;
- иная документация.
По завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в 2 экземплярах, согласно Приложению к Правилам.
Один экземпляр характеристики объекта размещения отходов хранится у юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего данный объект размещения отходов.
Второй экземпляр характеристики объекта размещения отходов в уведомительном порядке направляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим данный объект размещения отходов, почтовым отправлением и (или) с использованием электронных средств связи в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.
Информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, используется Росприроднадзором и территориальными органами Росприроднадзора:
- для включения конкретных объектов размещения отходов в ГРОРО;
- при принятии решений об утверждении лимитов на размещение отходов;
- в иных целях регулирования деятельности по обращению с отходами.
Росприроднадзор размещает на своем официальном сайте в сети Интернет для свободного и бесплатного доступа электронную версию характеристики объекта размещения отходов, указанной в п.6 Правил, и программное обеспечение для ее формирования.
Мониторинг состояния окружающей среды на объектах размещения отходов
В соответствии с п.3 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. На сегодняшний день такой порядок не установлен.
При этом п.27 Методических указаний определено, что в разделе ПНООЛР «Мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду» представляется информация о мероприятиях по наблюдению за состоянием окружающей среды на территории объектов размещения отходов (объектов хранения сроком более 3 лет и захоронения отходов), а также сведения о результатах проведения мониторинга состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду.
Согласно п.п.6.6 — 6.8 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», система производственного контроля должна включать устройства и сооружения по контролю состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, уровней шума в зоне возможного влияния полигона.
По согласованию с территориальным ЦГСЭН и другими контролирующими органами производится контроль за состоянием грунтовых вод, в зависимости от глубины их залегания, проектируются шурфы, колодцы или скважины в зеленой зоне полигона и за пределами санитарно-защитной зоны полигона. Контрольное сооружение закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод с целью отбора проб воды, на которую отсутствует влияние фильтрата с полигона.
Выше полигона на поверхностных водоисточниках и ниже полигона на водоотводных канавах также проектируются места отбора проб поверхностных вод.
Дополнительная информация
Подробную информацию о плате за размещение отходов производства и потребления вы можете найти в справке «Плата за негативное воздействие на окружающую среду».
Источник: library.fsetan.ru