1.1 Настоящие нормы разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального Закона от 06 июля 2006 г. № 104-ФЗ); постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 677 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (с изменениями и дополнениями от 14 февраля 1997 г.); постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. № 1204 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста»; санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».
Настоящие нормы разработаны для города Москвы и распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструкцию существующих зданий всех видов дошкольных образовательных учреждений, независимо от их форм собственности.
Лицензирование детских садов: быть или не быть?
1.2 Настоящие нормы устанавливают основные положения и требования к проектированию, планировке и оборудованию участков территории, к объемно-планировочному решению, составу и площадям помещений, освещению, инженерному оборудованию и внутренней среде зданий дошкольных образовательных учреждений.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
2.1 В настоящих нормах приведены ссылки на следующие документы:
СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения»;
СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»;
СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий»;
СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные»;
СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий для маломобильных групп населения»;
МГСН 1.01-99 «Нормы проектирования планировки и застройки Москвы» (ТСН -3-304-2000);
ВСН 59-88 «Электрооборудование жилых и общественных зданий. Нормы проектирования»;
СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно -защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий»;
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»;
СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно -эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»;
НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации»;
ПУЭ «Правила устройства электроустановок» (7-ое издание, 2003 г.).
СанПиН 2021: Работа детских садов по новым требованиям – Часть 1
3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1 Дошкольные образовательные учреждения (далее в тексте — ДОУ) предоставляют педагогические и медицинские услуги по воспитанию, обучению, уходу и присмотру за детьми от 2 месяцев до 7 лет, а также методическую помощь родителям или лицам, их замещающим, на основе утвержденных программ воспитания и обучения.
Все виды ДОУ по Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении начинаются с традиционного названия «Детский сад». В настоящих нормах, как и в официальных документах Департамента образования города Москвы, наименование дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» может применяться как официальный термин, адекватный ДОУ.
3.2 Настоящими нормами устанавливаются требования к проектированию зданий следующих видов государственных, частных (и иных негосударственных) ДОУ (в соответствии с классификацией Департамента образования города Москвы):
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и д р.);
детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических оздоровительных мероприятий и процедур;
детский сад комбинированного вида (на основе сочетания детских групп с вышеназванными направлениями обслуживания, в любом сочетании);
центр развития ребенка — детский сад физического и психического развития, поддержки и оздоровления всех воспитанников.
3.3 Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста предусматриваются также следующие виды государственных и частных учреждений:
начальная школа — детский сад;
начальная школа — детский сад компенсирующего вида — с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;
прогимназия — с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).
Требования настоящих норм распространяются только на дошкольные отделения этих видов образовательных учреждений, а также на вопросы взаимосвязи и взаимоизоляции дошкольного и школьного отделений внутри здания и на участке.
3.4 Дошкольные образовательные учреждения для детей с нарушениями развития могут предусматриваться:
для воспитания и обучения детей с нарушениями слуха: глухих и слабослышащих;
для воспитания и обучения детей с нарушениями зрения: слабовидящих; с косоглазием и амблиопией;
для детей с нарушением опорно -двигательного аппарата;
для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых), глубокой умственной отсталостью (только в возрасте старше 3-х лет), задержкой психического развития;
для детей с нарушениями речи, фо нетико-фонематическими нарушениями (только в возрасте старше 3-х лет);
для детей с туберкулезной интоксикацией;
для детей со сложными дефектами (2 и более дефекта).
3.5 Д ля различных видов дошкольных образовательных учреждений проектируются различные архитектурные типы зданий и комплексов, отличающиеся общей вместимостью, режимом работы, особенностью комплектации детских групп, размещением в структуре жилой застройки, возможной кооперацией с общеобразовательной школой, а также возможной централизацией некоторых функций и хозяйственных процессов.
Архитектурную типологию зданий и комплексов ДОУ, формирующих расчетную сеть (систему) городских дошкольных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы, составляют:
Детские сады общего типа — традиционные отдельно стоящие здания ДОУ вместимостью, как правило, от 4 до 14 детских групп. Детские сады вместимостью до 150 мест могут предусматриваться пристроенными к торцам жилых домов, встроенными или встроенно-пристроенными в нижние этажи жилых зданий (не выше 3-го). В соответствии с классификацией видов образовательных учреждений, в этих зданиях может размещаться любое ДОУ (п. 3.2 настоящих норм);
«Начальная школа — детский сад» (дошкольное и школьное отделения объединяются в одном здании, при общем числе детей в дошкольном и школьном отделениях — не более 350) В соответствии с классификацией образовательных учреждений, может являться начальной школой — детским садом; начальной школой — детским садом компенсирующего вида; прогимназией;
ДОУ «Домашний детский сад» — имеющий пониженную численность детей в детских группах (по 10 — 12 детей) и размещаемый в первых этажах жилых зданий, вместимостью не более 6 групп;
Комплекс дошкольного воспитания (КДВ), объединяющий несколько отдельно стоящих или встроенных ДОУ, основанный на централизации специализированных помещений общевоспитательного цикла (бассейн, зал-арена для детских утренников и спектаклей, детские кружки и секции) и хозяйственных процессов (приготовление и доставка готовой пищи, стирка белья и т.п.). В составе КДВ, как правило, предусматривается Центр дошкольного воспитания (ЦДВ) — главное здание, в котором размещаются преимущественно детские группы старших возрастов, методический центр всего комплекса , централизованные специализированные помещения общевоспитательного цикла и группы помещений централизованного хозяйственного обслуживания.
При этом остальные здания ДОУ комплекса дошкольного воспитания могут иметь пониженную вместимость — 4 — 6 детских групп, именоваться групповыми отделениями и предусматриваться не только отдельно стоящими, но и встроенными в первые этажи жилых зданий или встроенно-пристроенными (пристроенными) к жилым домам. В качестве ЦДВ в комплексе дошкольного воспитания может предусматриваться ДОУ общего типа или «Начальная школа — детский сад». Групповые отделения могут быть специализированными, т.е. осуществлять программную деятельность, определяемую видом образовательного учреждения. Общеразвивающее групповое отделение может быть отделением только интеллектуального или только художественного развития детей, или компенсирующим и иметь специализацию, определяемую видом нарушений развития детей (п. 3.4 настоящих норм) и т.п.
3.6 Дополнительно к расчетной сети (к государственной городской системе ДОУ), могут предусматриваться.
Малые ДОУ (детские сады на 0,5 — 3 группы), в том числе проектируемые с учетом возможной централизации приготовления пищи и ее доставки в малые ДОУ;
Малокомплектные ДОУ (детские сады на 1 — 3 разновозрастные группы), которые также могут работать на основе централизованной доставки готовой пищи.
Разновидностями малых и малокомплектных ДОУ являются прогулочные группы (посещая которые, дети спят и обедают дома) и дежурные группы кратковременного присмотра (предполагающие эпизодическое посещение, когда родителям нужно оставить ребенка под присмотром на период от нескольких часов до нескольких суток), размещаемые на первых этажах многоквартирных жилых домов, а также «Семейный детский сад» — организуемый, как правило, в квартире не выше 3-го этажа многоэтажного жилого дома (СНиП 31-01-2003).
Эти дошкольные учреждения предусматриваются только как частные для применения в коттеджных поселках и многоквартирных жилых домах I категории комфорта в качестве дополнительных к официальной государственной системе ДОУ.
3.7 Расчетную наполняемость детских групп следует принимать: для детей от 2 месяцев до 1 года — 10 детей; от 1 года до 3 лет — 15 детей; в разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов (3 — 7 лет) — 10 детей; в разновозрастных группах при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) — 8 детей; в одновозрастных группах для детей 3 — 7 лет — 20 детей (оптимальная — 15).
При проектировании по государственному заказу здания ДОУ общего типа следует предусматривать универсальными, поэтому расчетную наполняемость детских групп следует принимать: для детей от 2 месяцев до 3 лет — 15 мест; для детей от 3 до 7 лет — 20 мест.
3.8 В ДОУ для детей с нарушениями развития наполняемость детских групп определяется в зависимости от вида нарушений физического и умственного развития детей (таблица 1 ).
Источник: gostrf.com
Требования к строительству детских садов
Детский сад, выполненный при помощи СанПиН 2.4.1.3049-13, получил положительное заключение Госэкспертизы.
Но сейчас СанПиН 2.4.1.3049-13 не действует. В интернете написано, что с 01.01.2021 действует СП 2.4.3648 и действует СП 252.1325800.2016. В перечне № 985 нет ни того, ни другого.
По какому своду правил работать?
Следует учитывать предмет экспертизы проектной документации. В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ предметом экспертизы является оценка соответствия проектной документации в т. ч. требованиям технических регламентов и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Положения СП 252.1325800.2016 «Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования», включенного в перечень, утв. утвержденный приказом Росстандарта от 02.04.2020 № 687, «условно добровольны», то есть их можно не выполнять только в 2-х случаях:
- если используются альтернативные нормативы из того же перечня;
- если применяются иные нормативные документы (при этом экспертиза вправе истребовать обоснование их применения в соответствии с частью 6 статьи 15 «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений»).
Свод правил СП 252.1325800.2016 «Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования» (с изменением № 1) включен в «Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружении» (далее – Перечень добровольного применения), утвержденный приказом Росстандарта от 02.04.2020 № 687 (пункт 319).
Соблюдение санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу пункта 3 статьи 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с санитарными правилам СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»:
- «1.1. Настоящие санитарные правила направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми.
- 1.2. Правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 Правил».
Согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень добровольного применения, является достаточным условием соблюдения требований соответствующего технического регламента. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технического регламента оценка соответствия требованиям технического регламента может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
По поводу применения положений документов по стандартизации, включенных в Перечень добровольного применения, в письме Минстроя России от 23.10.2019 № 40060-АС/08 была сформулирована следующая правовая позиция, не утратившая свою актуальность в связи с принятием нового Перечня добровольного применения:
Следует отметить, что согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень № 831, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил.
Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Следует отметить, что добровольность применения стандартов и сводов правил, включенных в Перечень № 831, не означает, что они могут не соблюдаться. Добровольность применения предоставляет возможность использования проектировщиками других правил, не противоречащих требованиям Федерального закона № 384-ФЗ.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона № 384-ФЗ соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими из следующих способов:
Источник: www.normacs.info
Нормы проектирования и строительства для детских садов
По состоянию на начало 2015 г. в очередях в детские сады стояло более 400 тыс. детей в возрасте от 3 до 7 лет. Чтобы разместить всех желающих требуется порядка 2-3 тыс. детских садов, и по планам федеральных властей этот дефицит будет восполнен уже в ближайшие годы. Строительство новых зданий должно вестись в соответствии с архитектурными и инженерными трендами. При реализации проектов важно учитывать строгие действующие строительные нормы.
Статистика
Уже сейчас во многих регионах проблема нехватки детских дошкольных учреждений успешно решается. Например, в Москве до конца 2015 г. будет построено 33 детских сада общей вместимостью 6250 человек. Также в 2015 г. в Казани появилось 20 детсадов на 3210 мест. Также в число лидеров по вводу образовательных объектов для маленьких граждан попали Краснодарский край и Карачаево-Черкесия.
Советское наследие и российские реалии
В 1950-1970-х гг. к строительству дошкольных образовательных учреждений подходили с особой тщательностью. Сформировалась полноценная и всесторонняя нормативная база, касающаяся проектирования, возведения и функционирования детских садов, на основе которой после 1990-х гг. были разработаны соответствующие СНиПы и СанПиНы. На тот момент вводимые требования были вполне прогрессивными, могли соперничать с нормативами европейских стран, а в ряде аспектов даже превосходили их – например, по жёсткости подходов к обеспечению безопасности и здоровья детей.
В настоящее время базовыми документами при проектировании детских садов являются СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» и СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». В регионах также действуют территориальные стандарты (ТСН), учитывающие особенности района. Так, в Москве актуальная редакция местных строительных стандартов – это МГСН 4.07-05 «Дошкольные образовательные учреждения».
Эксперты отмечают, что нынешние нормы от редакции к редакции становятся всё мягче. К примеру, практически все детские сады советской эпохи были не выше 2 этажей, что объяснялось требованиями противопожарной безопасности и возможностью быстрой эвакуации детей. Третий этаж допускался, но там могли размещаться только хозяйственно-бытовые и подсобные помещения.
Сейчас же, в связи с дефицитом свободной земли под застройку, в нормах есть послабление: на верхнем уровне могут размещаться группы для детей старшего дошкольного возраста. «Подобное решение накладывает дополнительную ответственность на проектировщиков. Им нужно грамотно вписать пути эвакуации с верхних этажей в объёмно-планировочное решение, очень тщательно отнестись к выбору противопожарного оборудования, – считает Роман Марихбейн, руководитель по развитию бизнеса Департамента промышленного оборудования компании «Грундфос» . – Кстати, здесь уже никаких послаблений в ГОСТах нет – напротив, только ужесточение. Так, в 2014 г. был принят новый документ, регулирующий использование средств пожарной автоматики, после чего ответственные производители пересмотрели выпускаемые линейки. Например, у нас появилась новая установка HydroMX 1/1, соответствующая всем действующим правилам».
Ещё одно послабление в текущих условиях – новые санитарные правила, учитывающие плотность городской застройки. Они допускают размещение детских садов во встроенных в жилые дома помещениях и пристройках к ним. Хотя на практике подобные решения всё же встречаются редко – «мейнстримом» остаётся расположение дошкольных учреждений в отдельно стоящих зданиях.
Фокус на экономию
При всей продуманности советских норм, как и прочие строительные стандарты того времени, они не отличались стремлением к энергосбережению, так как существовавшие технологии не позволяли значительно снижать энергетические потери. Наиболее распространёнными стали здания из сборного железобетона, а также кирпичные детские сады, построенные по так называемому принципу колодцевой кладки, где между несущим и облицовочным слоями кирпича средним слоем установлен утеплитель. Как правило, в качестве теплоизоляционного материала использовалась стекловата отечественного производства, которая теряла свои свойства под воздействием влаги. Картину дополняли деревянные окна с одинарным остеклением в раздельно-спаренных переплётах, через которые осуществлялся пассивный приток воздуха.
Самая заметная тенденция нашего времени – использование многослойных систем утепления внешних стен. Она позаимствована у Западной Европы, где вопросам энергоэффективности зданий уделяют огромное внимание. «Вентилируемые или штукатурные фасады с высокоэффективными теплоизоляционными материалами стали практически стандартом для вновь возводимых детских садов: только с их помощью можно соблюсти ужесточённые требования к термическому сопротивлению ограждающих конструкций, – считает Александр Будченко, руководитель технической службы направления «Минеральная изоляция» компании «ТехноНиколь». – Для детских садов мы рекомендуем использовать утеплители на основе каменной ваты: благодаря своему природному происхождению данный материал отличается не только хорошими теплоизоляционными свойствами, но и высокой экологичностью и пожарной безопасностью».
Другими энергосберегающими решениями, получившими распространение в последние годы, являются пластиковые окна с герметичными стеклопакетами и приточно-вытяжные системы вентиляции с рекуперацией тепла. Кроме того, сейчас в фокус строителей попало энергоэффективное оборудование для инженерных систем. Известно, что на долю насосов может приходиться до 70% от всего энергопотребления здания, и потенциал экономии здесь огромен: по данным специалистов компании «Грундфос», затраты можно сократить на 20-60%. Главное – при реконструкции или строительстве заложить в проект современное оборудование.
Именно так было сделано в г. Красноуфимске Свердловской области при возведении детского сада на 270 мест по ул. Олимпийской. Наряду с привычными мерами: утеплённым фасадом и энергосберегающими окнами – проектировщики приняли решение использовать экономичное насосное оборудование Grundfos.
В частности, для создания необходимого напора во внутренних сетях хозяйственно-питьевого водопровода детского сада смонтирована повысительная установка Hydro MPC-E. Она состоит из трёх насосов с частотно-регулируемыми приводами и «интеллектуальной» системы управления.
Благодаря встроенным контроллерам оборудование измеряет параметры системы в режиме онлайн и регулирует работу насосов в соответствии с ними. Во время дневного сна и прогулок, когда в здании вода нужна только на кухне, оборудование работает с небольшой производительностью, потребляя мало энергии. Как только к нагрузке на сеть водоснабжения добавляются ещё умывальники и санузлы, установка «прибавляет» производительности. Таким образом, установка не работает на полную мощность постоянно, что приводит к сокращению энергопотребления и, как следствие, снижению финансовых затрат.
Ещё одним проектом, иллюстрирующим возможности энергосбережения, является детский сад с бассейном по ул. Старая Басманная в Москве. Его особенность – наличие индивидуального теплового пункта (ИТП), предназначенного для тепло- и водоснабжения здания. В системе отопления задействованы одни из самых современных на сегодняшний день циркуляционных насосов – Grundfos серии Magna1.
Благодаря 9-ти встроенным режимам управления можно выбрать вариант работы, больше всего соответствующий текущим условиям использования оборудования. По данным специалистов компании «Моспроект-2», занимавшейся проектированием и строительством данного детского сада, насосы позволили оптимизировать энергозатраты.
Инновации в комплексе
Сегодня немало примеров, когда на объектах воплощаются современные европейские подходы с учётом жёстких норм по строительству дошкольных учреждений. Иногда для реализации интересных и нетривиальных проектов девелоперам приходится искать компромиссы, вплоть до разработки индивидуального подхода к каждому объекту. Так поступили при возведении инновационного комплекса, состоящего из школы и детского сада, в московском районе Западное Дегунино. По словам Александра Плутника, замминистра строительства и ЖКХ РФ, концепция двух учреждений вместимостью 550 и 530 детей соответственно не вписывалась в действующие нормативы, и для их возведения пришлось разрабатывать специальные технические условия.
Возведение зданий велось с применением новейших разработок российских компаний: энерго- и ресурсосберегающих, экономически эффективных, долговечных и экологически безопасных материалов и технических решений. В частности, для утепления кровли и подвала здания использовался пеностекольный щебень, высокоэффективная система очистки и обеззараживания воздуха «Аэролайф», стойкое декоративное экологически чистое флок-покрытие «Времена года».
Также на объектах была предусмотрена система автоматического управления отоплением и вентиляцией в зависимости от времени суток. Для снижения нагрузки на электросеть применена система энергосбережения Sunways, состоящая из установленных на кровле здания солнечных модулей. Кроме того, светодиодное освещение позволило снизить энергопотребление более чем в 10 раз по сравнению с обычным освещением.
В России появляется всё больше детских дошкольных учреждений, построенных в соответствии с тенденциями мировой архитектуры и оснащённых по последнему слову техники. Положительный опыт реализованных проектов может стать катализатором, который ещё больше ускорит совместную работу властей и девелоперов.
Источник: master-forum.ru