Требования к строительству кранов

2.18.1. Установка кранов в зданиях, на открытых площадках и других участках производства работ должна производиться в соответствии с проектами, настоящими Правилами и другими нормативными документами.

2.18.2. Устройство кранового пути для установки кранов мостового типа, башенных и портальных кранов должно производиться по проекту, разработанному в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными документами.

2.18.3. Краны должны быть установлены таким образом, чтобы при подъеме груза исключалась необходимость предварительного его подтаскивания при наклонном положении грузовых канатов и имелась бы возможность перемещения груза, поднятого не менее чем на 500 мм выше встречающихся на пути оборудования, штабелей грузов, бортов подвижного состава и т.п.

При установке кранов, управляемых с пола или по радио, должен быть предусмотрен свободный проход для рабочего, управляющего краном. Установка кранов, у которых грузозахватным органом является грузовой электромагнит, над производственными или другими помещениями не разрешается.

Как собирают краны. Как собирают башенные краны

2.18.4. Установка кранов над производственными помещениями для подъема и опускания грузов через люк (проем) в перекрытии допускается лишь при расположении одного помещения непосредственно над другим.

Люк в перекрытии должен иметь постоянное ограждение высотой не менее 1000 мм со сплошным ограждением понизу на высоту 100 мм с обязательным устройством световой сигнализации (светящаяся надпись), предупреждающей как о нахождении груза над люком, так и об опускании груза, а также с наличием надписей, запрещающих нахождение людей под перемещаемым грузом.

Установка над производственными помещениями стационарных электрических талей или лебедок для подъема грузов через люк в перекрытии не разрешается.

2.18.5. Установка кранов, передвигающихся по надземному крановому пути, должна производиться с соблюдением следующих требований:

а) расстояние от верхней точки крана до потолка здания, нижнего пояса стропильных ферм или предметов, прикрепленных к ним, а также до нижней точки другого крана, работающего ярусом выше, должно быть не менее 100 мм;

б) расстояние от настила площадок и галереи опорного крана, за исключением настила концевых балок и тележек, до сплошного перекрытия или подшивки крыши, до нижнего пояса стропильных ферм и предметов, прикрепленных к ним, а также до нижней точки крана, работающего ярусом выше, должно быть не менее 1800 мм;

в) расстояние от выступающих частей торцов крана до колонн, стен здания и перил проходных галерей должно быть не менее 60 мм. Это расстояние устанавливается при симметричном расположении колес крана относительно рельса;

г) расстояние от нижней точки крана (не считая грузозахватного органа) до пола цеха или площадок, на которых во время работы крана могут находиться люди (за исключением площадок, предназначенных для ремонта крана), должно быть не менее 2000 мм. Расстояние между нижней габаритной точкой кабины крана и полом цеха должно быть не менее 2000 мм либо (в обоснованных случаях) от 500 до 1000 мм;

Безопасная эксплуатация грузоподьемных кранов

д) расстояние от нижних выступающих частей крана (не считая грузозахватного органа) до расположенного в зоне действия оборудования должно быть не менее 400 мм;

е) расстояние от выступающих частей кабины управления и кабины для обслуживания троллеев до стены, оборудования, трубопроводов, выступающих частей здания, колонн, крыш подсобных помещений и других предметов, относительно которых кабина передвигается, должно быть не менее 400 мм.

2.18.6. Расстояние по горизонтали между выступающими частями крана, передвигающегося по наземному крановому пути, и строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте до 2000 мм от уровня земли или рабочих площадок, должно быть не менее 700 мм, а на высоте более 2000 мм — не менее 400 мм.

Расстояние по вертикали от консоли противовеса или от противовеса, расположенного под консолью башенного крана, до площадок, на которых могут находиться люди, должно быть не менее 2000 мм.

2.18.7. Установка электрических талей и монорельсовых тележек с автоматическим или полуавтоматическим управлением, при котором кран не сопровождается крановщиком или оператором, должна исключить возможность задевания грузом элементов здания, оборудования, штабелей грузов и т.п.

На пути следования крана должно быть исключено нахождение людей; над проезжей частью и над проходами для людей должны быть установлены предохранительные перекрытия (сетка и т.п.), способные выдержать падающий груз.

2.18.8. Установка кранов для выполнения строительно-монтажных работ должна производиться в соответствии с проектом производства работ кранами (ППРк).

2.18.9. Установка кранов, передвигающихся по крановому пути, в охранной зоне воздушных линий электропередачи должна быть согласована с владельцем линии. Разрешение на такую установку для выполнения строительно-монтажных работ должно храниться вместе с ППРк.

2.18.10. Установка стрелового крана должна производиться на спланированной и подготовленной площадке с учетом категории и характера грунта. Устанавливать кран для работы на свеженасыпанном неутрамбованном грунте, а также на площадке с уклоном, превышающим указанный в паспорте, не разрешается.

2.18.11. Установка стрелового крана должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана при любом его положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами составляло не менее 1000 мм.

2.18.12. При необходимости установки стрелового или железнодорожного крана на выносные опоры он должен быть установлен на все имеющиеся выносные опоры. Под опоры должны быть подложены прочные и устойчивые подкладки. Подкладки под дополнительные опоры крана должны являться его инвентарной принадлежностью.

2.18.13. Стреловые краны на краю откоса котлована (канавы) должны быть установлены с соблюдением расстояний, указанных в табл. 5. При глубине котлована более 5 м и при невозможности соблюдения расстояний, указанных в табл. 5, откос должен быть укреплен в соответствии с ППРк.

Минимальное расстояние (в м) от основания откоса котлована (канавы) до оси ближайших опор крана при ненасыпанном грунте

Источник: kran-info.ru

ГОСТ 34589-2019 КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ. КРАНЫ МОСТОВЫЕ И КОЗЛОВЫЕ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 Разработан Акционерным обществом «РАТТЕ» (АО «РАТТЕ»)

2 Внесен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 сентября 2019 г. N 122-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Госстандарт Республики Беларусь

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 октября 2019 г. N 940-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34589-2019 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2020 г.

5 Взамен ГОСТ 27584-88, ГОСТ 22045-89, ГОСТ 7890-93, ГОСТ 7075-80

Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к конструкции мостовых и козловых (полукозловых) кранов на стадиях проектирования и изготовления. Положения стандарта могут быть также реализованы при реконструкции и модернизации указанных машин.

Применение положений настоящего стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования».

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к конструкции мостовых и козловых (полукозловых) кранов, а также их механизмов, электрооборудования и систем управления. Требования настоящего стандарта распространяются на стадии проектирования и изготовления мостовых, козловых и полукозловых кранов в соответствии с ГОСТ 33709.1 и ГОСТ 33709.5 (далее — «краны», если не требуется уточнение), а также кранов металлургических и специальных, кранов, применяемых на объектах использования атомной энергии, предназначенных для работы в условиях повышенной агрессивности атмосферы, повышенной концентрации вредных веществ, во взрыво- и пожароопасных средах, для транспортирования ядовитых или взрывчатых веществ и других опасных грузов в части, не противоречащей специальным требованиям к этим кранам.

Настоящий стандарт не определяет конструктивную схему кранов и их массогабаритные показатели, которые должны соответствовать требованиям заказчика или техническому заданию.

Настоящий стандарт применим ко всем новым кранам, изготовленным по истечении одного года после его утверждения. Он не имеет целью требовать замены или модернизации существующего оборудования, однако при проведении модернизации необходимо руководствоваться требованиями настоящего стандарта. Если их выполнение влечет за собой существенные изменения конструкции, то возможность и необходимость приведения оборудования в соответствие с этими требованиями должен определять изготовитель (проектировщик), а при его отсутствии — эксперт, последующие изменения должны быть выполнены владельцем (пользователем) в течение одного года.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.1.030 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление

ГОСТ 12.2.058 Система стандартов безопасности труда. Краны грузоподъемные. Требования к цветовому обозначению частей крана, опасных при эксплуатации

ГОСТ 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 12969 Таблички для машин и приборов. Технические требования

ГОСТ 13556 Краны грузоподъемные. Краны башенные. Общие технические требования

ГОСТ 14254 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 20304 Манекены посадочные трехмерный и двухмерный. Конструкция, основные параметры и размеры

ГОСТ 30546.1 Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям и методы расчета их сложных конструкций в части сейсмостойкости

ГОСТ 30631 Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам при эксплуатации

ГОСТ 31191.1 (ИСО 2631-1:1997) Вибрация и удар. Измерение общей вибрации и оценка ее воздействия на человека. Часть 1. Общие требования

ГОСТ 31271 1) Краны грузоподъемные. Правила и методы испытаний

1) В Российской Федерации действует ГОСТ Р 54767-2011 (ИСО 4310:2009) «Краны грузоподъемные. Правила и методы испытаний».

ГОСТ 32575.1 Краны грузоподъемные. Ограничители и указатели. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 32575.5 Краны грузоподъемные. Ограничители и указатели. Часть 5. Краны мостовые и козловые

ГОСТ 32576.1 Краны грузоподъемные. Средства доступа ограждения и защиты. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 32576.5 Краны грузоподъемные. Средства доступа ограждения и защиты. Часть 5. Краны мостовые и козловые

ГОСТ 32579.1 Краны грузоподъемные. Принципы формирования расчетных нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 32579.5 Краны грузоподъемные. Принципы формирования расчетных нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 5. Краны мостового типа

ГОСТ 33166. Краны грузоподъемные. Требования к механизмам. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 33166.5 Краны грузоподъемные. Требования к механизмам. Часть 5. Краны мостовые и козловые

ГОСТ 33169 Краны грузоподъемные. Металлические конструкции. Подтверждение несущей способности

ГОСТ 33173.1 Краны грузоподъемные. Кабины. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 33173.5 Краны грузоподъемные. Кабины. Часть 5. Краны мостовые и козловые

ГОСТ 33709.1 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 33709.5 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 5. Краны мостовые и козловые

ГОСТ 33710 Краны грузоподъемные. Выбор канатов, барабанов и блоков

ГОСТ 34017 Краны грузоподъемные. Классификация режимов работы

ГОСТ 34018.1 Краны грузоподъемные. Крепежные устройства для рабочего и нерабочего состояний. Часть 1. Основные принципы

ГОСТ 34020 Краны грузоподъемные. Допуски для колес, рельсовых путей кранов и их грузовых тележек

ГОСТ 34021 Краны грузоподъемные. Измерение погрешности установки ходовых колес

ГОСТ 34022 Краны грузоподъемные. Эксплуатационные документы

ГОСТ 34465 2) Краны грузоподъемные. Органы управления. Расположение и характеристики. Часть 1. Общие положения

2) Не действует в Российской Федерации.

ГОСТ 34587 Краны грузоподъемные. Металлические конструкции. Требования к изготовлению

ГОСТ 34588 Краны грузоподъемные. Предупреждающие значки и пиктограммы. Общие принципы

ГОСТ ИСО 7752-5 Краны мостовые и козловые. Органы управления. Расположение и характеристики

ГОСТ ISO 12100 Безопасность машин. Основные принципы конструирования. Оценки риска и снижения риска

ГОСТ IEC 60825-1 Безопасность лазерной аппаратуры. Часть 1. Классификация оборудования, требования и руководство для пользователей

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 31191.1, ГОСТ 32579.1, ГОСТ 32579.5, ГОСТ 33709.1, ГОСТ 33709.5, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 ходовая часть: Часть крана или тележки, включающая ходовые колеса с соответствующими креплениями и балансирную систему (если имеется).

3.2 механизм блочного типа: Механизм, в котором двигатель, тормоз и редуктор образуют единый блок с общим креплением к основанию.

3.3 механизм открытого типа: Механизм, в котором двигатель, тормоз и редуктор (или хотя бы два из этих компонентов) имеют отдельные крепления на раме.

4 Требования безопасности

4.1 Общие требования

4.1.1 Безопасность кранов по видам опасности, опасных ситуаций и опасных явлений, идентифицированных в соответствии с требованиями ГОСТ ISO 12100, обеспечивается выполнением требований настоящего стандарта.

4.1.2 Нагрузки на краны должны приниматься в соответствии с ГОСТ 32579.5.

4.1.3 Краны должны проектироваться и изготавливаться с учетом климатических воздействий, значения которых устанавливаются на основании требований заказчика или технического задания в соответствии с ГОСТ 15150.

Читайте также:  Все виды строительства в фортнайт

4.1.4 Краны, предназначенные для эксплуатации в сейсмически активных районах, должны быть спроектированы и изготовлены с учетом нормативных сейсмических воздействий, которые устанавливаются согласно требованиям ГОСТ 30546.1.

4.1.5 Группы классификации (режима работы) кранов, а также их механизмов назначают в соответствии с ГОСТ 34017 с учетом интенсивности использования крана.

4.1.6 Все элементы и узлы крана должны выдерживать без повреждений все комбинации нагрузок, возникающих во всех ситуациях, допустимых руководством по эксплуатации на кран, а также возникающие при возможных аварийных ситуациях (например, аварийное торможение при отключении электропитания, столкновение с упором при отказе датчика и т.п.). Если условия эксплуатации крана способствуют накоплению на элементах машины сыпучих материалов, грязи, снега и льда, то в расчетах крана должны быть учтены нагрузки от их веса.

4.1.7 Устойчивость козлового (полукозлового) крана должна быть обеспечена в положении с грузом и без груза при наиболее неблагоприятном расположении тележки и направлении действия ветровой нагрузки, соответственно, рабочего состояния (группа комбинаций В по ГОСТ 32579.1) и нерабочего состояния (группа комбинаций С).

Кран считается устойчивым, если значение опрокидывающего момента менее значения удерживающего статического момента относительно ребра опрокидывания крана. При этом опрокидывающий и удерживающий моменты вычисляются по методике и с учетом соответствующих коэффициентов надежности, указанных в ГОСТ 32579.1.

4.1.8 Если козловой (полукозловой) кран оборудован подъемником, то его конструкция должна удовлетворять требованиям ГОСТ 13556.

4.1.9 В конструкции кранов должны быть предусмотрены необходимые элементы для строповки при монтаже.

4.1.10 Краны должны поставляться заказчику с комплектом документов по ГОСТ 34022.

4.2 Требования к металлическим конструкциям

4.2.1 Металлические конструкции должны быть спроектированы и изготовлены в соответствии с требованиями ГОСТ 33169 и ГОСТ 34587 с учетом установленной группы режима работы крана по ГОСТ 34017.

4.2.2 При проектировании металлической конструкции крана следует учитывать максимально допустимое значение нагрузок от перекоса, возникающих при движении крана, с учетом качества кранового пути и возможности системы управления механизмом передвижения крана по ограничению перекоса (при ее наличии).

4.2.3 При проектировании металлической конструкции крана следует учитывать ее температурные деформации, если они могут привести к снижению долговечности или нарушению работы механизмов.

4.2.4 Жесткость металлической конструкции крана должна быть такой, чтобы упругие деформации конструкции:

а) не препятствовали движению и торможению тележки при любой нагрузке, не превышающей динамическую испытательную нагрузку;

б) не препятствовали тому, чтобы тележка при выключенном механизме передвижения оставалась неподвижной с любой нагрузкой, не превышающей статическую испытательную нагрузку;

в) не вызывали чрезмерные поперечные воздействия на кран и крановые рельсы и не препятствовали перемещению крана;

г) не вызывали нарушение соосности механических приводов таким образом, чтобы это привело, например к снижению срока службы компонентов, чрезмерной вибрации, износу или отказу тормозов;

д) не вызывали укачивания оператора крана (крановщика).

4.2.4.1 Рекомендации по обеспечению жесткости металлической конструкции кранов приведены в приложении Б.

4.2.4.2 Для выполнения указанных требований металлическая конструкция может быть изготовлена со строительным подъемом (приложение В).

4.2.4.3 Для козловых кранов с обеими жесткими опорами следует учитывать изменение фактической колеи крана в результате упругих деформаций конструкции под действием вертикальных гравитационных нагрузок (распор).

4.2.5 Закрепление подтележечного рельса на балке должно быть выполнено таким образом, чтобы при замене рельса не происходило повреждение пояса балки. При креплении рельса приварными фасонками последние должны быть прикреплены к подкладкам, приваренным к поясу балки. Прижимные элементы должны располагаться над диафрагмами или вертикальными ребрами жесткости.

4.2.6 При расположении подтележечного рельса между стенками балки стыки рельсов следует располагать над большими или малыми диафрагмами. Смещение положения прямого или середины косого стыка подтележечного рельса относительно серединной плоскости диафрагмы не должно быть не более 15 мм, но при этом не превышать толщину поясного листа.

При расположении подтележечного рельса над стенкой балки допускается смещение оси рельса относительно серединной плоскости стенки не более половины толщины стенки.

4.2.7 Середина подошвы подтележечного рельса в местах расположения диафрагм должна прилегать к поясу балки или приваренным к поясу подкладкам без зазора.

4.2.8 Подтележечные рельсы не должны иметь в местах стыков отклонений по высоте и в плане более 1 мм. Образующиеся при этом ступени должны быть зачищены. Зазор в стыках не должен превышать 2 мм. Переход грузовой тележки с основной балки на подъемную консоль не должен сопровождаться ударами.

Стыки рельсов предпочтительно выполнять со скосом торцов под углом 45 градусов.

4.2.9 Открытые для доступа атмосферных осадков полости, карманы, лотки и подобные им элементы, кроме элементов с замкнутыми полостями, должны иметь дренажные уклоны и сливные отверстия. Замкнутые полости должны иметь сливные отверстия в нижней части.

4.2.10 Если кронштейны, на которые устанавливаются галереи, кабины, помещения для электрооборудования, направляющие для кабельного токоподвода и прочие, закрепляют на стенках главных балок, то места их присоединения должны быть подкреплены диафрагмами или ребрами.

4.2.11 Предельные отклонения формы и расположения не должны превышать значений, указанных в таблице А.1 приложения А, ГОСТ 34587 и ГОСТ 34020, если проектно-конструкторской документацией не установлены иные требования (например, для однобалочных кранов с шарнирным соединением главной и концевых балок, передвижение которых проводится оператором крана (крановщиком), толкающим или тянущим груз вручную, или для кранов, форма коробчатого сечения главной балки которых отличается от прямоугольной). Необходимые для проведения замеров диагоналей моста точки должны быть нанесены на металлоконструкцию крана любым способом, обеспечивающим их сохранность в течение всего срока эксплуатации машины, а их положение указано в инструкции по монтажу на кран.

Примечание — Предельные отклонения формы и расположения поверхностей, установленные настоящим стандартом, имеют приоритет над приведенными в ГОСТ 34587.

4.3 Требования к механизмам

4.3.1 Механизмы должны быть спроектированы и изготовлены в соответствии с требованиями ГОСТ 33166.1, ГОСТ 33166.5 и ГОСТ 33710 с учетом параметров режима работы, которые определены установленной группой режима механизма по ГОСТ 34017. Предпочтительной является конструкция механизмов блочного типа.

4.3.2 В механизмах открытого типа следует предусматривать такие конструктивные решения, чтобы относительные смещения компонентов, возникающие в результате неточности изготовления и монтажа, а также упругие деформации металлической конструкции не приводили к снижению долговечности элементов механизма.

4.3.3 Механизмы должны быть оборудованы тормозными системами, соответствующими требованиям ГОСТ 33166.1 и ГОСТ 33166.5.

4.3.4 Все узлы и элементы механизмов должны быть доступны для их осмотра и обслуживания без демонтажа с крана. Защитные кожухи должны открываться (разворачиваться, удаляться) для доступа к механизмам только с использованием инструмента.

4.3.5 Все механизмы должны быть надежно закреплены на соответствующих металлических конструкциях. В крепления механизмов передвижения блочного типа могут быть встроены упругие демпфирующие элементы.

4.3.6 Расстояние между грузозахватным органом в любом его положении и наружной поверхностью кабины должно быть не менее 0,4 м.

4.3.7 Устройство и расположение элементов канатных систем должно соответствовать требованиям ГОСТ 33166.1. При применении в сдвоенных полиспастах уравнительных балансиров ветви канатов, навиваемые на барабан, должны иметь разные направления свивки.

4.3.8 Конструкция ходовых частей кранов должна обеспечивать возможность контроля точности установки колес в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

4.3.9 Допуски на установку подтележечных рельсов, колес крана и тележки должны соответствовать требованиям ГОСТ 34020. Методы измерения положения колес установлены ГОСТ 34021.

Примечание — Данное требование не применимо для ходовых колес радиальных и полярных кранов, а также кранов, предназначенных для перемещения по криволинейному рельсовому пути или на пневматическом ходу.

4.3.10 В собранном кране без груза все колеса тележек и крана должны касаться рельсового пути при любом положении тележки.

4.3.11 Ходовая часть крана должна быть защищена от схода колес крана и тележки с рельсов как в условиях нормальной эксплуатации, так и при сбросе (отрыве) груза или сейсмических воздействиях. Если в указанных случаях колесо может приподняться на высоту, превышающую 70 % высоты реборды колеса или направляющего ролика, должны быть предусмотрены средства для предотвращения схода колеса с рельса. Для этого могут быть использованы боковые направляющие или упоры.

4.3.12 Если рельсовый путь располагается на высоте менее 2,5 м от уровня основания, на котором могут находиться люди, то ходовые части крана (колеса, балансиры) должны быть дополнительно оборудованы защитными щитками и боковым ограждением с той стороны, на которой могут находиться люди.

Защитные щитки должны обеспечить зазор с рельсом не более 5 мм, если кран установлен на высоте от 0,5 до 2,5 м от уровня земли и не более 10 мм, если кран установлен на высоте до 0,5 м.

4.3.13 В козловых (полукозловых) кранах с подъемной консолью механизм подъема консоли должен соответствовать требованиям ГОСТ 33166.1 и ГОСТ 33166.5.

4.3.14 Механизм подъема консоли должен быть оборудован аварийным тормозом и резервным ограничителем верхнего положения. Аварийный тормоз должен воздействовать непосредственно на барабан. Включение аварийного тормоза должно происходить при подъеме в случае повышения усилия в канатах более чем на 20 % и при опускании консоли при ослаблении подъемных канатов более чем на 20 % от расчетного значения или превышении скорости опускания консоли более чем на 10 %.

4.3.15 Канат механизма подъема консоли выбирают согласно требованиям ГОСТ 33710 по максимальному усилию в канате, возникающему при подъеме консоли.

4.3.16 Привод и тормозная система механизма вращения тележки с фрикционным приводом должны быть спроектированы таким образом, чтобы были обеспечены управляемое вращение и остановка с полной нагрузкой на максимальной скорости, на максимальном уклоне и при максимальном ветре рабочего состояния.

4.3.17 Механизм вращения тележки должен быть спроектирован так, чтобы было предотвращено ее вращение от действия максимального ветра нерабочего состояния. Это может быть достигнуто за счет применения автоматического тормоза привода механизма, либо механической блокировкой. При расчетах величина коэффициента трения между стальным рельсом и колесом принимается не более 0,14.

4.3.18 Если сила трения между колесом и рельсом или тормозной момент не достаточны для удержания крана или его тележки при действии максимального ветра нерабочего состояния, кран или тележка должны быть оборудованы крепежными (противоугонными) устройствами, обеспечивающими их гарантированное удержание на месте в соответствии с требованиями ГОСТ 34018.1 и ГОСТ 32576.5.

Тип противоугонного устройства (ручной или машинный) устанавливает предприятие-изготовитель.

4.3.19 При использовании в качестве противоугонных устройств козловых и полукозловых кранов рельсовых захватов, губки которых охватывают головки крановых рельсов с нижней стороны, на каждом рельсе должно быть установлено не менее чем по два захвата, каждый из которых должен быть рассчитан на полное удерживающее усилие.

4.3.20 Ручные козловые (полукозловые) краны, которые могут быть случайно перемещены, должны снабжаться тормозными или стопорными устройствами.

4.4 Требования к электрооборудованию, системе и органам управления

4.4.1 Электрооборудование кранов, его монтаж, токоподвод и заземление должны соответствовать нормативным документам государств, принявших настоящий стандарт 1) .

1) В Российской Федерации действуют «Правила устройства электроустановок».

4.4.2 Электрооборудование, применяемое на кране, должно быть устойчиво к воздействию механических факторов не ниже М3 по ГОСТ 30631, а по климатическому исполнению и категории размещения соответствовать условиям эксплуатации крана по ГОСТ 15150, иметь степень защиты не менее чем IP43 по ГОСТ 14254 и необходимую стойкость к воздействиям агрессивной среды.

4.4.3 Электроаппараты управления краном следует размещать в шкафах или аппаратных кабинах, обеспечивающих их защиту от механических повреждений и атмосферных осадков.

4.4.4 На внутренней стенке или дверце шкафа (аппаратной кабины) должна быть помещена электрическая схема шкафа (аппаратной кабины), а на внешней — знак, предупреждающий об опасности. Способ изготовления схемы должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока службы крана.

4.4.5 Внешняя электропроводка по крану и внутри кабины должна быть выполнена гибким кабелем или проводами с медными жилами и иметь соответствующее крану климатическое исполнение по ГОСТ 15150.

4.4.6 В случае открытого монтажа на кранах, предназначенных для эксплуатации вне помещений, изоляция электропроводов и кабелей должна обеспечивать стойкость к воздействию солнечного излучения.

4.4.7 Электропроводку внутри шкафов, аппаратных кабин, панелей и пультов управления следует выполнять проводом (кабелем) с медными жилами.

4.4.8 Неразъемные соединения проводов следует выполнять пайкой или прессованием, а разъемные (монтажные) — в соединительных клеммных коробках, а также с помощью защищенных от попадания влаги штепсельных разъемов или резьбовых соединений (для внешних соединений).

4.4.9 Концы жил электропроводов и кабелей должны быть промаркированы четкими нестирающимися обозначениями в соответствии со схемой соединений.

4.4.10 Концы нулевых защитных проводников должны быть обозначены цветом, отличным от цвета других проводников.

4.4.11 Места ввода кабеля в шкафы, электроаппараты и клеммные коробки, находящиеся на открытом воздухе, должны иметь уплотнения, защищающие от пыли и прямого попадания влаги. Предпочтительно кабель подводить снизу со свободной провисающей петлей, при этом конструкцией ввода кабеля должна исключаться возможность его перетирания о металлоконструкцию крана (шкафа, аппарата, коробки).

4.4.12 Заземление металлоконструкций, а также элементов электрооборудования, не входящих в электрические цепи выполняют по ГОСТ 12.1.030. В целях сохранности заземлителей на кране должна быть предусмотрена возможность подсоединения двух заземлителей.

Грузозахватный орган штыревого крана и корпуса электрооборудования, находящиеся по условиям технологического процесса под напряжением, заземляться не должны. В этом случае они должны быть изолированы от заземленных частей не менее чем тремя ступенями изоляции. Изоляция электрооборудования и электропроводки должна быть рассчитана на случай повреждения ступеней защитной изоляции.

4.4.13 Подача напряжения на электрооборудование крана от внешней сети должна осуществляться через вводное устройство (рубильник, автоматический выключатель) с ручным или дистанционным приводом. Питание электрической цепи освещения и звукового сигнального устройства должно быть независимым от вводного устройства и иметь собственные выключатели.

4.4.14 Вводное устройство кранов должно быть оборудовано специальным контактным замком с ключом (ключом — маркой), без которого не может быть подано напряжение на кран.

4.4.15 Открытые токопроводящие элементы оборудования должны быть ограждены таким образом, чтобы случайное прикосновение к ним было исключено.

4.4.16 Токоподвод к грузовой тележке и подвижной кабине рекомендуется выполнять гибким кабелем.

4.4.17 При использовании токоподвода с гибким кабелем должны быть предусмотрены меры, исключающие повреждение кабеля и натяжение его сверх допустимого уровня. Козловые и полукозловые краны с кабельным токоподводом должны оснащаться кабельным барабаном или другими устройствами для сбора или укладки гибкого кабеля. Для кранов групп режима А0-A3 по согласованию с потребителем допускается применение токоподвода с непосредственным креплением кабеля к крану.

4.4.18 Краны, предназначенные для оснащения сменными приводными грузозахватными органами, должны быть оборудованы устройствами для подвода электропитания к грузозахватному органу.

Читайте также:  Чем хорош перлит в строительстве

4.4.19 Высота реборд барабана для кабельного токоподвода должна превышать последний слой навивки кабеля на барабан не менее чем на два диаметра кабеля.

4.4.20 Краны рекомендуется поставлять с повышенной электромонтажной готовностью, включая:

— электромонтаж кабин управления, электроаппаратных помещений и шкафов;

— электромонтаж грузовых тележек;

— изготовление гибких токоподводов для электроснабжения движущихся механизмов и агрегатов с разделанными и замаркированными концами кабелей, а также несущих, поддерживающих и крепежных элементов для токоподвода;

— узлы электропроводки с концами, подготовленными для подключения;

— установку на конструкции элементов для крепления электрооборудования, труб или коробов для прокладки кабелей;

— клеммные и протяжные ящики.

4.4.21 Если на кране имеется устройство для временной отмены защитных мер (для выполнения монтажа, испытаний и технического обслуживания), то оно должно находиться внутри кожуха (шкафа, аппаратной кабины и пр.), для доступа в который требуется специальный инструмент, или должно контролироваться дополнительным устройством защиты, которое не применяется при нормальной работе (например, дополнительный переключатель с ключом). Световой сигнал, показывающий, что защитные меры отменены, должен находиться на пульте управления краном.

4.4.22 Управление краном может осуществляться из кабины, с помощью подвесного пульта, пульта дистанционного беспроводного управления или комбинации этих способов по требованию заказчика. Если кран оборудован несколькими пультами, то в системе управления должен быть предусмотрен переключатель режимов управления, блокирующий все пульты, кроме выбранного.

4.4.23 В беспроводных системах управления в случае прерывания связи приемника с пультом управления или нарушения работы пульта должна быть обеспечена аварийная остановка механизмов крана.

4.4.24 Органы управления аварийной остановкой механизмов (аварийные кнопки СТОП) необходимо устанавливать:

— на мосту в области соединения с концевыми балками или с опорами с обеих сторон и на каждой опоре козлового крана в пределах досягаемости с земли;

— в машинном отделении (при его наличии);

— в любом другом месте в соответствии с анализом рисков.

4.4.25 Аварийные кнопки должны быть несамовозвратными, отличаться от других кнопок по цвету и большим размером. Аварийные кнопки должны быть легко узнаваемыми и доступными, а их расположение должно исключать случайное нажатие.

4.4.26 В случае если беспроводной пульт управления является единственным местом, с которого может осуществляться управление краном, то органы аварийной остановки в других местах на кране могут не устанавливаться при условии:

— остановки всех механизмов крана и отсутствии возможности их пуска при потере связи между краном и пультом управления;

— отсутствии возможности доступа персонала на кран;

— отсутствии возможности доступа на крановые пути.

4.4.27 Если подъемные механизмы (тележки, тали) могут перемещаться с моста одного крана на мост другого крана и при этом может быть превышена номинальная грузоподъемность моста, то система управления краном должна быть построена таким образом, чтобы максимальная нагрузка на мост не превышала допустимый уровень вне зависимости от количества подъемных механизмов, находящихся на мосту.

4.4.28 Система управления должна допускать перемещение грузовой тележки на подъемную консоль только при рабочем положении консоли, а также исключать возможность подъема консоли при нахождении на ней грузовой тележки.

4.4.29 Если два или более крана (тележки) предназначены для транспортировки общего груза, то должно быть предусмотрено управление с одного пульта, а их системы управления должны быть объединены для того, чтобы в процессе транспортировки:

— скорости подъема были одинаковы в пределах, достаточных для выполнения операции;

— скорости передвижения (горизонтальные скорости) были одинаковы в пределах, достаточных для выполнения операции;

— любое прекращение работы одного крана (тележки) должно вызывать прекращение работы остальных кранов (тележек). Это требование неприменимо в полной мере к полностью гидравлическим или пневматическим кранам (тележкам) с горизонтальной скоростью менее 15 м/мин и скоростью подъема менее 2 м/мин.

При скоростях подъема 60 м/мин и более и скоростях горизонтального перемещения 20 м/мин и более система управления должна иметь средства для автоматического уравнивания скоростей участвующих в процессе кранов (тележек).

4.5 Расположение и характеристики органов управления краном

4.5.1 Расположение и характеристики органов управления в кабине должны соответствовать ГОСТ ИСО 7752-5 и ГОСТ 34465.

4.5.2 Центры рычагов (рукояток) управления краном в нулевом положении органов управления должны находиться в зонах 1-3, указанных на рисунке 1.

4.5.3 Рычаги (рукоятки) управления механизмами подъема груза, передвижения грузовой тележки и крана должны находиться в зоне 1. Органы управления механизмом подъема крана должны быть размещены с правой стороны, а передвижения — с левой стороны от оператора крана (крановщика).

4.5.4 Дополнительные рычаги (рукоятки) управления при частом их использовании (например рычаги (рукоятки) управления грейфером) должны находиться в зоне 2.

4.5.5 Вспомогательные рычаги (рукоятки) управления редкого использования для кранов с большим числом механизмов должны находиться в зоне 3.

4.5.6 Элементы кнопочного управления краном должны быть расположены в зоне 4 с началом на ребре А.

4.5.7 Центры рычагов (рукояток) управления в крайних положениях и элементы кнопочного управления краном должны располагаться в одной горизонтальной плоскости на расстоянии 120 мм вверх от точки R. Точку R определяют в соответствии с требованиями ГОСТ 20304.

4.5.8 Максимальное перемещение рычагов (рукояток) управления по горизонтали от «нулевого» положения не должно превышать 140 мм и по вертикали — 60 мм.

4.5.9 Сигнальные кнопки и аварийные выключатели должны располагаться в горизонтальной плоскости на расстоянии 20-80 мм вверх от точки R.

4.5.10 Если краны (тележки) могут работать как совместно, так и по отдельности, то переключатели режима работы должны быть четко обозначены.

image001.jpg

Рисунок 1 — Расположение органов управления в кабине

4.6 Требования к системам безопасности

4.6.1 Краны должны оснащаться регистраторами параметров, ограничителями и указателями в соответствии с требованиями ГОСТ 32575.1 и ГОСТ 32575.5.

4.6.2 Если для подвеса грузозахватного органа или устройства использовано более одного полиспаста, то ограничитель грузоподъемности должен контролировать нагрузку в каждом полиспасте отдельно. При этом значение максимальной нагрузки на полиспаст, используемой для расчета на прочность мест крепления канатов, принимают равным усилию, на которое настроен ограничитель грузоподъемности.

4.6.3 Если возможно опускание грузозахватного органа ниже допустимого уровня, должен быть установлен ограничитель нижнего положения.

4.6.4 У грейферных кранов с раздельным приводом подъемной и замыкающей лебедок ограничитель высоты подъема должен отключать одновременно оба двигателя при достижении грейфером крайнего верхнего положения.

4.6.5 Краны (тележки) должны быть оборудованы устройствами, способными поглощать их кинетическую энергию при столкновении с другими кранами (тележками) или тупиковыми упорами и не допускать возникновения опасных ситуаций:

— нарушения прочности элементов крана;

— падения или опрокидывания крана или тележки;

— падения или опасного раскачивания груза.

Если для выполнения этого условия не достаточно буферов, то необходимо предусмотреть систему защиты от столкновений, которая должна отвечать части либо всем следующим требованиям:

— система до столкновения должна снизить скорость передвижения до безопасного минимума;

— система должна остановить кран или тележку до столкновения.

Примечание — В некоторых случаях может требоваться предупреждение об угрозе столкновения.

Оператор крана (крановщик) при столкновении не должен подвергаться ускорению (замедлению) выше 4 м/с 2 .

4.6.6 Краны должны быть снабжены звуковым сигнальным устройством, включаемым оператором крана (крановщиком). Ручные краны, перемещаемые вручную, таким устройством не снабжаются.

4.6.7 Краны должны быть по требованию заказчика оборудованы автоматически включающимся звуковым предупредительным устройством в случаях, если движение крана может привести к травмированию людей краном или грузом, опасная зона может находиться вне поля зрения оператора крана (крановщика) или при ограничении свободного пространства и запасных выходов в опасной зоне. Козловые и полукозловые краны с электрическим приводом механизма передвижения оснащаются автоматически включающимся звуковым предупредительным устройством во всех случаях.

4.6.8 Краны, передвигающиеся по наземному рельсовому пути или на высоте до 2,5 м над уровнем земли, и краны на пневматическом ходу должны быть оборудованы мигающими сигнальными лампами с обеих сторон движения. Лампы должны включаться автоматически во время движения крана. Сигнальные лампы должны устанавливаться так, чтобы привлекать внимание находящихся в зоне работы крана людей. Мигающие лампы должны быть желтого или янтарного цвета с частотой мигания от 60 до 120 раз в 1 мин.

Примечание — Данное требование не относится к кранам, передвигаемым вручную.

4.6.9 В кабине управления, машинном отделении (при его наличии) и помещении, в котором установлено электрооборудование, должны быть установлены огнетушители, при этом порошковые огнетушители применять не следует.

4.7 Эргономические требования

4.7.1 Конструктивное исполнение кранов должно обеспечивать доступ ко всем элементам механизмов, электрооборудования и несущим конструкциям кранов, позволяющее выполнять регулярное обслуживание механизмов, электрооборудования и систем управления, а также устранение возможных неисправностей. Средства доступа, ограждения и защиты должны соответствовать требованиям ГОСТ 32576.1 и ГОСТ 32576.5. При этом перила устанавливают также с торцевых сторон грузовой тележки и с одной из продольных сторон тележки (последнее при отсутствии галереи вдоль моста крана). Высота перил на тележке может быть уменьшена до 800 мм по требованию потребителя (например, если габариты здания не позволяют установить перила высотой 1100 мм). При отсутствии возможности безопасного перехода с одной главной балки на другую по концевым балкам перила на них не устанавливают, а доступ на концевые балки должен быть исключен установкой дополнительного ограждения.

4.7.2 Краны групп режима А6-А11 должны снабжаться галереями обслуживания с внешних сторон моста. Однобалочные краны групп режима А6-А11 должны иметь галерею обслуживания с одной стороны моста. На кранах групп режима А0-А5 должно быть не менее одной галереи обслуживания, расположенной со стороны приводов механизма передвижения.

4.7.3 По согласованию с потребителем допускается изготовлять краны без галерей и площадок обслуживания или с уменьшенными площадками для обеспечения ремонта и обслуживания механизмов и электрооборудования, а также инспекционных проверок состояния металлоконструкций.

Примечание — Галереями и площадками обслуживания могут не оснащаться однобалочные краны, в качестве механизма подъема которых используется электрическая таль, перемещающаяся по нижнему поясу балки моста или монорельсу, закрепленному на нижнем поясе балки.

4.7.4 Рамы грузовых тележек кранов должны иметь настил с отверстиями для пропуска канатов, токоподводящих кабелей и, при необходимости, для доступа к размещенным под настилом узлам и устройствам, при этом должны быть предусмотрены меры по обеспечению безопасности персонала при проходе и нахождении на тележке в соответствии с требованиями ГОСТ 32576.1 и ГОСТ 32576.5. Настилом, перилами и ограждениями могут не снабжаться грузовые тележки кранов, в качестве механизма подъема которых используется электрическая таль, а также тележки, обслуживаемые с моста, при условии обеспечения безопасного доступа к механизмам.

4.7.5 Кабина оператора крана (крановщика) (при ее наличии) должна соответствовать требованиям ГОСТ 33173.1 и ГОСТ 33173.5.

4.7.6 Суммарное тяговое усилие на цепи механизма передвижения с ручным приводом для кранов грузоподъемностью до 1 т включительно должно быть не более 100 Н, грузоподъемностью до 2 т включительно — не более 120 Н, грузоподъемностью до 3,2 т включительно — не более 150 Н, грузоподъемностью до 5 т включительно — не более 190 Н, при больших грузоподъемностях — не более 200 Н.

4.7.7 Тяговое усилие на цепи механизма подъема ручного крана для кранов грузоподъемностью до 0,5 т включительно должно быть не более 220 Н, грузоподъемностью до 1 т включительно — не более 300 Н, грузоподъемностью до 2 т включительно — не более 330 Н, грузоподъемностью до 3,2 т включительно — не более 380 Н, при больших грузоподъемностях — не более 400 Н.

4.7.8 На кабины, крюковые обоймы, а также выступающие элементы ходовых частей и устройства токоподвода козловых кранов, а также другие части кранов, которые в процессе эксплуатации могут явиться источником опасности для лиц, находящихся на кране или в зоне его действия, а также представляющих опасность при транспортировании крана должна быть нанесена предупреждающая окраска в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.058 и ГОСТ 12.4.026. Указания по выполнению окраски должны быть приведены в инструкции по монтажу крана.

4.7.9 Температура нагретых поверхностей ограждающих конструкций нагревательных приборов и других источников тепла в кабине на высоте более 0,5 м не должна превышать 45 °С.

4.7.10 Эквивалентный уровень звука в кабине, возникающий при работе механизмов крана, не должен превышать 76 дБА для кранов режимных групп А0-А5 и 72 дБА для режимных групп А6-А11.

4.7.11 Допустимые значения параметров вертикальной и горизонтальной виброскоростей на сиденье крановщика, на полу кабины и рычагах управления не должны превышать значений, указанных в таблицах 1 и 2.

Источник: mooml.com

Требования к организации и проведению работ по монтажу (демонтажу) грузоподъемных кранов

РД распространяется на грузоподъемные краны (башенные, мачтовые, стреловые несамоходные краны и краны-лесопогрузчики) . Требования настоящего РД могут быть использованы при организации и проведении работ по монтажу и других кранов.

с Госгортехнадзором России

ФГУП «СКТБ БК»

письмом от 03.09.02 № 12-07/736

Срок введения 01.10.02 г.

ТРЕБОВАНИЯ
К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ
ПО МОНТАЖУ (ДЕМОНТАЖУ) ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ

РД 22-28-37-02

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий руководящий документ (РД) распространяется на грузоподъемные краны (башенные, мачтовые, стреловые несамоходные краны и краны-лесопогрузчики) (далее — краны). Требования настоящего РД могут быть использованы при организации и проведении работ по монтажу и других кранов.

1.2. Настоящий документ устанавливает технические требования к организации и проведению работ по монтажу (демонтажу) кранов, а также к разработке регламентов, связанных с монтажом (демонтажом) кранов.

1.3. РД рассчитан на его использование следующими организациями:

монтажными организациями, проводящими монтаж (демонтаж) кранов;

организациями, разрабатывающими и выполняющими устройство рельсовых крановых путей и фундаментов под кран;

проектными организациями, разрабатывающими регламенты и другие документы, относящиеся или связанные с монтажом кранов: ИМ, ДКМ, ПРп, ПОС, ППРк, ППРм, должностные и производственные инструкции.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем РД использованы ссылки на нормативные документы, приведенные в приложении А.

3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем РД применяются следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. Монтаж крана — комплекс операций, необходимых для перевода крана из транспортного положения в рабочее с проведением необходимых пусконаладочных работ и испытаний.

3.2. Демонтаж крана — комплекс операций, необходимых для перевода крана из рабочего в транспортное положение.

3.3. Опасная зона — пространство, в котором возможно воздействие на человека опасного и (или) вредного производственного фактора (падающего груза, электрического разряда).

3.4. Монтажная площадка — площадка, требующаяся для безопасного монтажа (демонтажа) крана, на которой размещаются узлы крана в процессе его монтажа, пути движения монтажного технологического крана и дорога для транспортных средств для завоза (заезда) крана и (или) его узлов.

Читайте также:  Разрешение на строительство дома в 1995 году

3.5. Рельсовый путь — конструкция, воспринимающая и передающая нагрузки от крана, оборудованного рельсовым ходовым устройством, на земляное основание и обеспечивающая безопасную работу крана на всем пути его передвижения.

3.6. Монтажный участок пути — часть рельсового пути, укладываемого только на период монтажа грузоподъемного крана и не препятствующая завозу монтажного крана на запроектированный путь (за пределами монтажного участка) при сборке элементов монтируемого грузоподъемного крана.

3.7. Регламенты по безопасной эксплуатации кранов — документы, содержащие обязательные нормы (требования) по обеспечению условий для безопасной эксплуатации крана. К регламентам по безопасной эксплуатации, связанным с обеспечением безопасности монтажных работ, относятся: проекты производства работ кранами (ППРк) и работ по монтажу кранов (ППРм), проекты рельсового пути (ПРп), проекты организации строительства (ПОС), инструкции по монтажу крана (ИМ), технологические карты на монтаж (демонтаж) крана (ДКМ), технические условия на погрузку-разгрузку и на складирование грузов, схемы строповки, должностные и производственные инструкции.

3.8. Регламент по монтажу — документ, регламентирующий требования, относящиеся только к проведению монтажа (демонтажа) крана. К регламентам по монтажу в настоящем РД отнесены: инструкции по монтажу крана (ИМ), альбомы технологических карт на монтаж (демонтаж) крана (ДКМ) и проекты организации работ по монтажу крана (ППРм).

3.9. Инструкция по монтажу крана (ИМ) — эксплуатационный документ, выпущенный предприятием-изготовителем и регламентирующий требования к проведению и последовательности выполнения монтажа, демонтажа и перевозки крана.

3.10. Альбом технологических карт на монтаж (демонтаж) крана (ДКМ) — документ, подготовленный специализированной организацией и включающий пооперационные карты монтажных операций (с указанием операций и переходов при монтаже крана в последовательности, принятой в ИМ, схем строповки, типа монтажного крана и мест его установки, а также мер безопасности). Технологические карты в соответствии с ГОСТ 2.102 обозначаются как ДКМ, где Д — дополнительные документы, не предусмотренные основным перечнем, КМ — карты на монтаж (демонтаж) крана.

3.11. Проект рельсового пути (ПРп) — проект, подготовленный специализированной или головной организацией и регламентирующий требования к конструкции и устройству рельсового пути.

3.12. Проект организации строительства (ПОС) — проектно-сметная документация, разработанная специализированной организацией и регламентирующая требования к планировке, выбору технических и монтажных средств, а также методов работ на объекте, обеспечивающих выполнение нормативных требований по безопасности труда.

3.13. Проект производства работ кранами (ППРк) — производственная документация (проект), разработанная специализированной организацией и регламентирующая технические средства и методы производства работ, технические решения и организационные мероприятия по обеспечению безопасности труда, планировку работ на объекте с указанием зоны работы крана, мест складирования грузов, опасных зон и ограждений. В состав ППРк может входить как составная часть и ППРм.

3.14. Проект производства работ при монтаже крана (ППРм) — организационно-технологическая документация, разработанная специализированной организацией и регламентирующая требования к планировке, организации и проведению работ по завозу и монтажу крана, размещению мест складирования монтируемых элементов, мест установки монтажного крана, дорог и опасных зон на период монтажа крана. ППРм может выполняться как самостоятельный проект, но может входить в виде составной части в ППРк.

3.15. Полный монтаж (демонтаж) крана — монтаж крана из транспортного положения крана в рабочее (или обратно).

3.16. Частичный монтаж (демонтаж) — монтаж (демонтаж) отдельных узлов крана (например, только наращивание башни, перевод стрелы в наклонное положение, замена стрелы, противовеса и других узлов).

3.17. Быстромонтируемый кран — башенный кран, монтируемый на объекте с помощью собственных механизмов, без верхолазных работ и с оперативным временем монтажа не более 30 минут.

3.18. Стационарный кран — кран, опорная часть которого на период выполнения строительно-монтажных работ жестко крепится к основанию (к фундаменту, к рельсовому пути захватами либо к стационарно уложенным железобетонным опорным плитам).

3.19. Приставной кран — стационарный кран, башня которого при большой высоте подъема крепится к возводимому сооружению.

3.20. Универсальный кран — кран, выполненный на рельсовом ходовом устройстве, который до определенной высоты может передвигаться по рельсам, а при большой высоте работать как стационарный кран (в том числе и как приставной кран) с жестким креплением к рельсовому пути.

3.21. Кран в мобильном исполнении — кран, перевозимый с объекта на объект в составе автопоезда «кран-тягач» с минимумом разборки узлов, в том числе электрооборудования и канатных систем.

3.22. «Сити»-кран — кран, предназначенный для работы и монтажа в стесненных условиях городской застройки, монтируемый сразу в рабочее положение, как правило, из 4-5 укрупненных узлов.

3.23. Монтажный кран — стреловой технологический кран, используемый для монтажа (демонтажа) башенного крана.

3.24. Якорное устройство (якорь) — устройство для закрепления на земле или на рельсовом пути канатных оттяжек, полиспастов, монтажной лебедки, сошников, служащее для подъема крана в рабочее положение с помощью монтажных стрел или шевров.

3.25. Наращивание башни — способ увеличения рабочей высоты башни путем монтажа ее промежуточных секций сверху.

3.26. Подращивание башни — способ увеличения рабочей высоты башни путем монтажа ее промежуточных секций снизу.

3.27. Владелец крана — организация, на балансе которой находится кран. В случае сдачи крана в аренду функции владельца выполняет арендатор.

3.28. Монтажная организация — организация, производящая монтаж (демонтаж) крана. Функции монтажной организации может выполнять и владелец крана.

3.29. Специализированная организация — организация, имеющая соответствующие разрешения органов госгортехнадзора на выполнение определенных видов работ.

3.30. Головная организация — организация, уполномоченная Госгортехнадзором России выполнять функции специализированных организаций в полном объеме, разрабатывать нормативные документы по кранам, проводить экспертизу проектов и регламентов и других работ, оговоренных Правилами ( ПБ 10-382-00 ). Головной организацией по монтажу башенных кранов является ФГУП СКТБ БК.

3.31. Эксплуатация — стадия жизненного цикла крана, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. Эксплуатация крана включает в себя в общем случае использование по назначению (работу), транспортирование, монтаж, хранение, техническое обслуживание и ремонт крана.

4. ВИДЫ И СПОСОБЫ МОНТАЖА

4.1. Положения настоящего РД регламентируют требования к следующим типам кранов, отличающимся схемами монтажа:

краны с поворотной башней и нижним расположением противовеса:

не требующие подращивания башни;

с подращиванием башни для увеличения высоты подъема;

краны с верхним расположением противовеса:

со сборкой крана на земле в горизонтальном положении и с устройством якорей;

с последовательным поузловым монтажом крана сразу в рабочее положение (с последующим наращиванием башни при большой высоте подъема и с креплением к зданию у приставных кранов).

Конструктивные схемы кранов и соответствующие им схемы монтажа приведены в табл. 1.

Конструктивные схемы кранов и соответствующие им схемы монтажа

Наименование

Быстро-монтируемые краны

Краны с поворотной башней

Краны с верхним расположением противовеса

без подращивания

с подращиванием

монтаж с устройством якорей

без устройства якорей

без наращивания башни

с наращиванием башни

с наращиванием башни и креплением к зданию

КБ-203
КБ-210
АБКС-5
АБКС-6

КБ-308
КБ-403
КБ-405
КБ-408
КБ-503
КБ-504

БКСМ-7-5Г
КБ-572 (1-й способ монтажа)
БК-1000

КБ-572 (2-й способ монтажа)

Конструктивные схемы кранов

Схемы монтажа кранов

4.2. Способ завоза (заезда) крана или его узлов на монтажную площадку следует принимать исходя из степени мобильности крана.

При разработке требований по монтажу кранов учитывались следующие способы перевозки и завоза (заезда) крана к месту монтажа (рис. 1):

заезд собственным ходом — для быстромонтируемых кранов;

завоз посредством автопоезда «кран-тягач» — для кранов в мобильном исполнении;

завоз крана укрупненными узлами с помощью автотранспортных средств общего назначения.

Рис. 1. Схемы перевозки и завоза (заезда) кранов к месту монтажа:
а — быстромонтируемого крана; б — крана в мобильном исполнении;
в — крана с разборкой на узлы;

1 — автомобиль-шасси крана; 2 — тягач; 3 — подкатная тележка;
4 — отдельные узлы крана

Конкретные требования по заезду (завозу) крана к месту монтажа приводятся в разд. 7.

4.3. По объему выполняемых работ следует различать:

полный монтаж (демонтаж) крана;

частичный монтаж (демонтаж) крана.

4.3.1. Полный монтаж крана должен производиться:

после перевозки крана на новый объект;

после проведения капитального или капитально-восстановительного ремонта, проводимого с разборкой крана на узлы.

4.3.2. Частичный монтаж крана может производиться в следующих случаях:

при замене отдельных узлов (стрелы, противовеса, механизмов, канатов и др.);

при наращивании (подращивании) башни;

при переводе балочной стрелы в наклонное положение.

4.4. В настоящем РД рассматриваются требования, относящиеся к полному монтажу (демонтажу) крана, но они могут быть использованы и при частичном монтаже (демонтаже) крана.

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПРИ МОНТАЖЕ
(ДЕМОНТАЖЕ) КРАНА

5.1. Работы по монтажу (демонтажу) крана должны проводиться по договору между владельцем крана и монтажной организацией. В договорах должна оговариваться ответственность владельца за сохранность крана в процессе монтажа (демонтажа). За сохранность может отвечать и строительная организация, возводящая объект, где монтируется (демонтируется) кран. В случае если владелец одновременно выполняет функции монтажной организации, указанные договоры не составляются.

5.2. Весь комплекс работ по монтажу (демонтажу) крана включает подготовительные и собственно монтажные работы. К подготовительным относятся следующие работы:

оформление отношений между заказчиком и монтажной организацией;

разработка регламентных документов, связанных с монтажом крана;

подготовка монтажной площадки и рельсового пути;

подготовка монтируемого крана и монтажного оборудования.

К собственно монтажным работам относятся:

испытания крана и сдача его заказчику.

5.3. Организация работ, способы и порядок монтажа (демонтажа) крана, применяемые при этом грузоподъемные машины, оборудование и инструмент, состав монтажной бригады следует принимать в соответствии с требованиями, изложенными в заводской Инструкции по монтажу (ИМ) крана, а также с детальными уточнениями, записываемыми в альбомах технологических карт на монтаж (демонтаж) (ДКМ) данного типа крана КБ-ХХХ ДКМ (где XXX — индекс конкретного башенного крана), и требованиями настоящего РД.

5.4. Монтаж кранов, а также устройство рельсового пути и разработку регламентов, связанных с монтажом крана, должны проводить организации, имеющие разрешения на проведение соответствующих работ, полученные в установленном Госгортехнад-зором России порядке.

5.5. Монтажные организации должны:

иметь квалифицированный аттестованный персонал, способный проводить монтажные работы (в том числе на большой высоте) с соблюдением соответствующих правил безопасности;

быть оснащены необходимым оборудованием, включая монтажные технологические краны, автотранспорт, сварочное и газорезательное оборудование (при необходимости), монтажные и такелажные средства (козлы, лебедки, полиспасты, стропы, шпалы, домкраты, инструмент и др.). Допускается аренда части или всего оборудования;

иметь систему контроля за качеством работ с применением сварки и соблюдением рабочим персоналом требований регламентов по монтажу (ИМ, ДКМ, ППРм);

иметь надлежащую организацию хранения узлов, комплектующих изделий и сварочных материалов (электродов, сварочной проволоки, флюсов), исключающую их порчу и выдачу на монтаж некачественных узлов и материалов.

5.6. Для руководства работами по монтажу (демонтажу) крана приказом по организации, выполняющей эти работы, из числа инженерно-технических работников должно быть назначено лицо (производитель работ — прораб), ответственное за безопасное производство работ по монтажу (демонтажу), а также за безопасное производство работ по перемещению узлов монтажными кранами.

5.7. Монтаж должен выполняться бригадой монтажников, как правило, из 4 — 5 человек, в том числе 1 — 2 человека монтажников-электриков. В состав монтажной бригады может входить и крановщик монтажного крана. Состав бригады для монтажа конкретного крана в зависимости от сложности крана должен быть определен в Альбоме ДКМ или Инструкции по монтажу.

5.8. К управлению краном (кроме быстромонтируемого) и строповке грузов могут допускаться монтажники после соответствующего инструктажа и проверки навыков по управлению краном и строповке грузов в порядке, установленном монтажной организацией.

5.9. Монтаж (демонтаж) быстромонтируемого крана должен осуществляться крановщиком данного крана, прошедшим специальное обучение (если требование о необходимости такого обучения записано в эксплуатационной документации).

5.10. Проведение монтажа крана, отработавшего нормативный срок службы и у которого закончился разрешенный срок эксплуатации (после предыдущего обследования), допускается при выполнении следующих условий:

в пределах до 3 месяцев сверх разрешенного срока эксплуатации (см. РД 22-28-36 ) решение принимает владелец без каких-либо согласований, но с проведением перед монтажом полного объема работ по техническому обслуживанию крана;

при монтаже крана более чем через 3 месяца после окончания разрешенного срока эксплуатации решение о целесообразности и возможности монтажа, а также дальнейшей эксплуатации принимает владелец крана по заключению специализированной организации по обследованию кранов.

5.11. Монтажная организация до начала монтажных работ должна принять кран от заказчика с оформлением Акта приемки. При приемке проверяют наличие технической документации, комплектность оборудования по спецификации, наличие консервационной смазки. В случае если кран до монтажа хранился на складе более установленного срока, предохранительная смазка должна быть удалена до начала монтажных работ.

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ РЕГЛАМЕНТОВ, СВЯЗАННЫХ С БЕЗОПАСНОСТЬЮ РАБОТ ПРИ МОНТАЖЕ

6.1. Общие требования

6.1.1. Кран должен поставляться предприятием-изготовителем с комплектом эксплуатационных документов (ЭД): паспортом (ПС), Руководством по эксплуатации (РЭ) и Инструкцией по монтажу (ИМ).

6.1.2. Особенностью эксплуатационных документов является то, что они разрабатываются на типовые условия эксплуатации и, естественно, не могут учитывать конкретных местных условий проведения работ.

6.1.3. В соответствии с требованиями подпункта 9.4.2г Правил ( ПБ 10-382-00 ) на основе ЭД, в частности ИМ для конкретных условий должен быть разработан ряд документов-регламентов (или уточнены существующие) с введением требований применительно к реальным объектам и условиям производства монтажно-демонтажных работ. К этим документам следует отнести:

Альбом технологических карт на монтаж (демонтаж) крана (ДКМ);

проект рельсового пути (ПРп);

проект организации строительства (ПОС);

проект производства работ кранами (ППРк);

проект производства работ при монтаже крана (ППРм);

должностные и производственные инструкции;

технические условия (ТУ) на погрузку и разгрузку при монтажно-демонтажных работах;

схемы строповки грузов и их складирования.

6.1.4. В настоящем РД в пп. 6.2 — 6.7 приводятся требования по уточнению ИМ, а также по разработке и конкретизации ДКМ, ПРп, ПОС, ППРк, ППРм, должностных и производственных инструкций.

6.1.5. Схемы строповки грузов и схемы их складирования, а также ТУ на погрузку и разгрузку при монтаже (демонтаже) крана могут быть либо выполнены в виде самостоятельных регламентов, либо входить в состав ДКМ.

6.1.6. Для быстромонтируемых кранов, когда подготовку к монтажу, монтаж, пускорегулировочные работы и испытания (при необходимости) проводит крановщик, который в дальнейшем будет работать на кране, все необходимые сведения согласно ГОСТ 2.601 должны быть размещены в РЭ.

6.1.7. Рекомендуемая система разработки и согласования регламентов, связанных с проведением монтажных работ, приведен в табл. 2.

Рекомендуемая система разработки и согласования регламентов,
связанных с проведением монтажных работ

Источник: ohranatruda.ru

Рейтинг
Загрузка ...