Суть вопроса в заголовке. Дано: площадка полностью автоматизированной ГРС, состоящая из нескольких зданий технологических, без постоянных рабочих мест. Операторы сидят в отдельном здании на территории ближайшего населенного пункта и на площадке появляются от силы 1 раз в несколько месяцев для контроля состояния оборудования, осмотра и, возможно, мелкого ремонта.
Учитывая отсутствие постоянных рабочих мест, я понимаю, что душевую, комнату приема пищи, комнату отдыха, комнату уборочного инвентаря предусматривать необходимости нет. Однако, с другой стороны, учитывая значительную удаленность площадки от «обжитых мест» подозреваю, что необходимо в составе зданий ГРС предусмотреть хотя бы помещения санузла с рукомойником и комнаты обогрева. Но это в свою очередь значительно усложняет проектную часть для моих смежников, т.к. необходимо предусматривать емкость сбора бытовых сточных вод, сети к ней, емкость для хранения запаса воды в отдельном помещении и, как минимум какой-нибудь минимальный насос к ней, который будет создавать давление в системе.
Проектирование зданий: где молодому инженеру получить опыт работы (спойлер нигде)!
Вопрос: Нужно ли по нормам предусматривать на время пребывания операторов на площадке ГРС санузел с рукомойником и комнату обогрева? Есть ли где-то в НТД прямые указания по устройству санитарно-бытовых помещений для случая полного отсутствия на предприятии в целом постоянных рабочих мест?
В СП 56.13330.2021, СП 44.13330.2011, СП 2.2.3670-20 прямого разрешения НЕ предусматривать вышеуказанные санитарно-бытовые помещения я найти не смог. Однако, прямого требования о том, что эти помещения обязательно нужны также нет. Все указано косвенно в стиле пункта 5.19 СП 44.13330.2011: «Расстояние от рабочих мест в производственных зданиях до уборных, помещений для обогрева или охлаждения, полудушей, устройств питьевого водоснабжения должно приниматься не более 75 м, для инвалидов с нарушением работы опорно-двигательного аппарата и слепых — не более 60 м, а от рабочих мест на территории предприятия — не более 150 м». То есть по логике санузлы в любом случае должны быть, чтобы выдерживалось расстояние до них от рабочего места. Но это как-то очень притянуто за уши и я вряд ли смогу отстоять на основании подобных пунктов перед Заказчиком необходимость устройства санузлов
Источник: forum.dwg.ru
Требования норм проектирования к строительству зданий
Автор статьи анализирует вопросы, связанные с продолжительностью проектирования и обоснованием продолжительности подготовки проектной документации для объектов капитального строительства.
Продолжительность проектирования устанавливается техническим заданием на подготовку проектной документации и договором на выполнение проектных работ. Продолжительность проектирования определяется, как правило, проектной организацией по согласованию с заказчиком проектной документации. Сокращение продолжительности подготовки проектной документации на объект капитального строительства приближает дату начала строительства, однако при этом необходимо, чтобы решения, принятые на стадии проектирования, соответствовали современному уровню экономического развития страны, уровню развития науки и техники, а также потребностям общества. Таким образом, продолжительность подготовки проектной документации на объект капитального строительства должна быть обоснованной и согласованной всеми заинтересованными сторонами.
Проектирование. Как стать профессиональным инженером: директор проектной компании делится опытом.
Продолжительность проектирования обусловлена назначением объекта капитального строительства и его сложностью. Продолжительность выполнения проектных работ функционально связана со следующими факторами [1]:
- Нормативом выполнения единицы проектной продукции;
- Общей трудоемкостью проектных работ;
- Степенью технологической возможности совмещения процессов проектирования.
Продолжительность выполнения проектных работ определяется общим объемом проектных работ, предусмотренным требованиями нормативных документов на проектирование, и не учитывает время, необходимое для выполнения неучтенных работ, в том числе:
- сбор и анализ исходных данных;
- выполнение изыскательских работ;
- расчет максимальных нагрузок по каждому виду сетей инженерно-технического обеспечения;
- подготовка и согласование задания на проектирование;
- согласование проектных решений с заинтересованными организациями и органами надзора в строительстве;
- корректировка проектных решений, в связи с изменениями условий проектирования и др.
Продолжительность выполнения проектных работ учитывает время, необходимое для проектирования объекта как единого целого, связанного архитектурным замыслом, функционально-технологическими процессами, конструктивными и инженерно-техническими решениями, включая инженерные сети и системы.
Нормы продолжительности проектирования застройки микрорайонов (кварталов), градостроительных комплексов с инженерными сетями, благоустройством и подготовкой территории (без «привязки» жилых домов и объектов культурно-бытового и коммунального назначения) приведена в табл. 1 [1].
Проектная документация разрабатывается в соответствии с градостроительным планом земельного участка и содержит комплексное функционально-планировочное, архитектурное, ландшафтное и инженерное решение застройки, благоустройства, транспортного обслуживания и инженерного обеспечения.
Нормы продолжительности проектирования объектов строительства города Москвы
Наименование объекта | Мощность, тыс. кв. м общей площади | Продолжительность проектирования в месяцах | ||
проектной документации | рабочей документации | проектной и рабочей документации | ||
1. Многоэтажная застройка (9 этажей и более) | до 50 | 4,0 | 4,5 | 7,0 |
от 50 до 100 | от 4,0 до 5,0 | от 4,5 до 6,0 | от 7,0 до 8,5 | |
от 100 до 150 | от 5,0 до 5,5 | от 6,0 до 7,0 | от 8,5 до 9,5 | |
от 150 до 250 | от 5,5 до 6,0 | от 7,0 до 8,0 | от 9,5 до 10,0 | |
свыше 250 | от 6,0 до 6,5 | от 8,0 до 8,5 | от 10,0 до 10,5 | |
2. Среднеэтажная застройка (5-8 этажей) | до 15 | 4,5 | 5,0 | 8,0 |
от 15 до 75 | от 4,5 до 6,5 | от 5,0 до 7,5 | от 8,0 до 10,0 | |
свыше 75 | от 6,5 до 7,5 | от 7,5 до 8,5 | от 10,0 до 11,0 | |
3. Малоэтажная застройка (до 4 этажей) | до 5 | 1,5 | 2,0 | 2,5 |
от 5 до 35 | от 1,5 до 3,0 | от 2,0 до 3,5 | от 2,5 до 5,0 | |
свыше 35 | от 3,0 до 4,0 | от 3,5 до 4,5 | от 5,0 до 6,0 |
В случае, если в результате выполненных на территории застройки инженерных изысканий были выявлены усложняющие факторы на площади, составляющей более 30 % от площади территории застройки, применяются коэффициенты:
- на существующую сохраняемую застройку – 1,2;
- на сложные геологические и гидрогеологические условия, включая карстовые явления, заторфованные, разнородные и водонасыщенные грунты, просадочные грунты – 1,2.
Необходимым условием обеспечения согласованной и ритмичной работы всех участников проектной деятельности является разработка календарных планов. Рациональные календарные планы проектирования могут быть сформированы лишь на основе организационно-технологической модели разработки проектной документации.
Наиболее полной графической моделью комплекса работ, направленных на выполнение единого задания, в которой определена последовательность и взаимосвязи работ, является сетевой график. Любая непрерывная последовательность работ в сетевом графике называется путем, продолжительность которого равна сумме продолжительностей составляющих его работ. Важнейшей характеристикой сетевого графика является «критический путь», который представляет собой наибольшую и непрерывную продолжительность работ от начального до конечного события сетевого графика. Работы, составляющие критический путь, не имеют резерва времени и должны начаться и закончиться точно вовремя.
Общая продолжительность выполнения работ по подготовке проектной документации на объект капитального строительства формируется на основе продолжительности разработки разделов, определяющих критический путь. В качестве таких разделов выступают, как правило, два раздела проектной документации: АР – «Архитектурные решения» и КР – «Конструктивные и объемно-планировочные решения» [2].
Продолжительность разработки раздела или его части определяется пропорционально доле этого раздела или его части в общем объеме проектных работ. При этом продолжительность проектирования архитектурно-строительного раздела принимается равной общей продолжительности проектирования с коэффициентом 0,9, а продолжительность проектирования прочих разделов – с коэффициентом 1,2, учитывающим время, необходимое для ознакомления с проектом в целом, но не менее одного месяца.
Доля раздела в общем объеме проектных работ определяется в соответствии с разбивкой, принятой в организации-исполнителе проектных работ.
На рис. 1 показан пример календарного графика на проектирование многофункционального комплекса, состоящего из нескольких объектов, связанных единым архитектурным замыслом [1].
Состав многофункционального комплекса [1]:
- Монолитная 12-этажная гостиница, продолжительность проектирования 7,5 мес.;
- Ресторан на 200 посадочных мест, продолжительность проектирования 3,5 мес.;
- Офисные помещения на 100 раб. мест, продолжительность проектирования 3 мес.
Рисунок 1. Календарный график разработки проекта
Вид разрабатываемой документации, для которой разработан график (рис. 1) – проектная документация. Критический путь календарного графика составляет продолжительность проектирования системообразующего объекта с добавлением времени на ожидание заданий по объектам, входящим в комплекс, и времени, необходимого для подготовки сводного сметного расчета стоимости строительства и разработки ПОС.
Нормы [1] являются составной частью единой комплексной системы Московских региональных рекомендаций в сфере проектирования и строительства. Однако они могут стать основой для выработки решения по определению продолжительности проектирования, согласованного заказчиком и исполнителем проектных работ.
Применение норм продолжительности выполнения проектных работ позволяет:
- выполнить первичный анализ возможности выполнения проектных работ в заданные заказчиком сроки;
- установить объективные сроки подготовки проектной документации для строительства объектов капитального строительства;
- установить правовое основание для преодоления разногласий между заказчиком и исполнителем проектных работ по продолжительности проектирования;
- предварительно определить прибыльность проекта для организации;
- иметь возможность обеспечения качества выполнения проектных работ в целом по проекту;
- знать независимую оценку сроков выполнения работ по объектам-аналогам;
- определить сложность и нестандартность решений предстоящих задач.
В настоящее время существенно изменились методы и технологии осуществления проектных работ, а также требования к составу, объему и содержанию проектной документации на строительство объектов недвижимости. Введена новая система технического нормирования и требования к промышленной, пожарной, экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности объектов строительства, что должно быть отражено в методике определения продолжительности проектирования.
На этапе обоснования продолжительности выполнения проектных работ определяется иерархия структуры работ, полный перечень операций проектирования, их взаимозависимость и длительность выполнения, включая выдачу заданий, разработку рабочих чертежей, пояснительной записки, согласования и др. Рассматриваются возможности сокращения сроков проектирования с учетом ресурсных ограничений. Управление продолжительностью выполнения проектных работ включает в себя два этапа:
- разработку сквозного плана-графика проектирования объекта на основе действующих норм продолжительности проектных работ;
- корректировку (актуализацию) сквозного плана-графика в ходе выполнения проектных работ.
Планирование проектных работ по объектам осуществляют главные инженеры проекта (ГИПы) и главные архитекторы проекта (ГАПы). С помощью современных программных средств они определяют сроки начала и окончания каждого процесса проектирования с учетом возможных изменений. Окончательные сроки выполнения проектных работ устанавливаются на этапе переговоров с заказчиками и прописываются в договорах.
Литература:
- Сборник 11.1 «Нормы продолжительности проектирования объектов строительства МРР-11.1-16»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
Источник: in-regional.ru
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Действующими нормами проектирования общеобразовательных учреждений СНиП 2.08.02-89*, МГСН 4.06-03 и гигиеническими требованиями к условиям обучения в них СанПиН 2.4.2.1178-02 не предусматривается проектирование и строительство зданий общеобразовательных школ высотой пять этажей. В соответствии с установленным порядком для проектирования и строительства объектов, на которые отсутствуют соответствующие прямые нормативные требования, должны разрабатываться специальные Технические условия.
1.2. Настоящие Общие положения являются практическим руководством по разработке Технических условий на проектирование реконструкции и модернизации в г. Москве пятиэтажных зданий общеобразовательных школ, построенных по типовым, повторно применяемым и индивидуальным проектам прошлых лет.
1.3. Требования настоящих Общих положений распространяются на разработку Технических условий на проектирование реконструкции и модернизации всех пятиэтажных зданий общеобразовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
1.4. Общие положения предусматривают учет требований федеральных и московских нормативно-методических документов в строительстве, действующих на территории города Москвы, при проектировании реконструкции и модернизации существующих пятиэтажных общеобразовательных школ.
2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Настоящие Общие положения определяют примерный состав и структуру Технических условий на проектирование реконструкции и модернизации существующих пятиэтажных общеобразовательных школ.
2.2. Действующими нормами проектирования общеобразовательных учреждений МГСН 4.06-03 и гигиеническими требованиями к условиям обучения в них СанПиН 2.4.2.1178-02 предусматривается в ранее построенных общеобразовательных учреждениях высотой пять этажей отводить пятый этаж под редко посещаемые учебные помещения. Настоящими Общими положениями устанавливается перечень этих помещений и определяются основные требования к проектированию реконструкции и модернизации существующих пятиэтажных зданий общеобразовательных учреждений.
2.3. Общие типологические требования к реконструкции и модернизации существующих зданий общеобразовательных учреждений, включая пятиэтажные здания школ, построенные по проектам прошлых лет, разработаны и приведены в «Рекомендациях по реконструкции и модернизации существующего фонда школьных зданий в соответствии с современными педагогическими требованиями» и «Рекомендациях по реконструкции зданий школ и дошкольных учреждений в районах комплексной реконструкции пятиэтажных жилых домов первого периода индустриального домостроения».
2.4. Способы реконструкции (с расширением и пристройкой или без них), тип нового учебного учреждения (общеобразовательная школа, специальная профильная школа, гимназия, лицей и т.п.) и методы обучения в нем, вместимость, состав и площади помещений нового учреждения определяются заданием на проектирование, исходя из условий развития и совершенствования сети учебных учреждений данного жилого района, с учетом величины существующего школьного участка, а также требований МГСН 1.01-99, МГСН 4.06-03, СанПиН 2.4.2.1178-02, указанных выше Рекомендаций (п. 2.3), настоящих Общих положений и технологического задания Департамента образования г. Москвы.
2.5. При реконструкции и модернизации существующих пятиэтажных зданий общеобразовательных школ должны учитываться фактическое состояние и степень физического износа строительных конструкций, определяемые в соответствии с требованиями и положениями МРР-2.2.07-98, и предусматриваться соответствующие технические мероприятия по восстановлению их прочности, надежности и устойчивости. Если проектом реконструкции существующего здания затрагиваются его несущие конструкции, то должны быть предусмотрены специальные технические мероприятия по сохранению прочности этих конструкций и пространственной жесткости всего здания.
2.6. Разработанные Технические условия на проектирование реконструкции и модернизации конкретных существующих пятиэтажных зданий общеобразовательных школ подлежат согласованию в установленном порядке с органами государственного надзора и утверждению заказчиком.
3. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ И ИНЖЕНЕРНЫМ РЕШЕНИЯМ
3.1. Объемно-планировочные решения реконструируемых и модернизируемых существующих пятиэтажных зданий школ и пристроек к ним с необходимыми дополнительными школьными помещениями должны соответствовать требованиям МГСН 4.06-03, СанПиН 2.4.2.1178-02 и других территориальных (московских) и федеральных нормативных документов, действующих на территории Москвы.
3.2. На пятых этажах реконструируемых существующих зданий школ допускается размещать следующие помещения:
— зрительный зал (с учетом п. 4.17);
— учительская и методический кабинет;
— мастерские (кроме обработки дерева и металла).
3.3. При реконструкции существующих пятиэтажных зданий школ под современные полные общеобразовательные школы в существующих зданиях целесообразно размещать помещения основной и старшей школы. В дополнительных пристраиваемых объемах (блоках) рекомендуется, как правило, размещать помещения начальной школы и общешкольные помещения (с учетом положений п. 3.2).
3.4. Функциональные связи существующего и пристраиваемых объемов должны обеспечивать необходимую изолированность и автономность помещений начальной школы и удобство связей между блоками учебных и общешкольных помещений.
3.5. Тип, вместимость, организационно-педагогическая структура, состав и площади помещений, в том числе размещаемых на пятом этаже, реконструируемого общеобразовательного учреждения определяются технологическим заданием на проектирование Департамента образования города Москвы с учетом требований и положений МГСН 4.06-03 и настоящих Общих положений.
3.6. Естественное и искусственное освещение помещений существующих реконструируемых пятиэтажных зданий школ и пристроек к ним следует предусматривать в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 и СНиП 23-05-95.
3.7. Инсоляцию, солнцезащиту и ориентацию учебных помещений реконструируемых пятиэтажных зданий школ следует предусматривать в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01, СанПиН 2.4.2.1178-02 и МГСН 4.06-03.
3.8. Отопление и вентиляцию реконструируемых пятиэтажных зданий школ следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 41-01-2003 и МГСН 4.06-03.
3.9. Водоснабжение и канализацию существующих реконструируемых пятиэтажных зданий школ следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.04.01-85 и МГСН 4.06-03.
3.10. Электротехнические и слаботочные устройства реконструируемых пятиэтажных зданий школ следует проектировать в соответствии с требованиями ПУЭ, ВСН 59-88 и МГСН 4.06-03.
3.11. Наружное освещение земельных участков реконструируемых пятиэтажных зданий школ следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 .
3.13. Реконструируемые школы, при наличии в технологическом задании Департамента образования требований по обеспечению доступности здания для маломобильных групп населения, проектируются с учетом требований СНиП 35-01-2001.
3.14. Подсчет технико-экономических показателей реконструируемых существующих пятиэтажных зданий школ производится в соответствии с положениями Приложения 3* СНиП 2.08.02-89*.
3.15. При реконструкции существующих зданий общеобразовательных школ следует предусматривать обеспечение технической укрепленности, средств охраны и защиты объекта от преступных посягательств в соответствии с РД 78.36.003-2002.
3.16. Примерный состав Технических условий на проектирование реконструкции и модернизации существующих пятиэтажных зданий общеобразовательных школ, построенных по типовым, повторно применяемым и индивидуальным проектам прошлых лет, приводится в Приложении к настоящим Общим положениям.
4. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
4.1. При проектировании пристроек к существующим зданиям школ должен быть обеспечен круговой подъезд для пожарной техники и доступ пожарных с автолестниц и автоподъемников в любое помещение школы, выходящее на фасады здания.
Расстояние от края проезда до стены здания школы должно быть не менее 5 метров и не далее 8 метров. Ширина проезда не менее 3,5 метра.
При отсутствии данного проезда в условиях существующей застройки в Технические условия следует включать мероприятия объемно-планировочного или конструктивного характера позволяющие обеспечить доступ пожарных в указанные помещения иными способами.
4.2. Покрытие и конструкция пожарных проездов должны быть рассчитаны на нагрузку от пожарных автомобилей в соответствии с прилож. 3 МГСН 3.01-01. Радиус поворота дорог для проезда современных пожарных автомобилей следует принимать не менее 12 м.
4.3. Подъезды пожарных автомобилей должны быть обеспечены к пожарным гидрантам и входам в здание школы.
4.4. Противопожарные расстояния от здания школ до ближайших зданий и сооружений должны быть не менее указанных в таблице 12.1 МГСН 1.01-99.
4.5. Расстояние от пятиэтажного здания школы до ближайшего пожарного депо не должно превышать 2 км.
4.6. Требования пожарной безопасности к конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим решениям Технических условий по реконструкции 5-этажных существующих общеобразовательных школ (далее — Технические условия) должны разрабатываться на основе ГОСТ 12.1.004-91, опыта противопожарного нормирования, действующих нормативных документов, экспертных и научно-технических исследований пожарно-технических характеристик зданий, строительных конструкций, изделий и материалов, исследований и расчетов параметров пожаров.
4.7. Система пожарной безопасности людей должна обеспечивать безопасность при пожаре учащихся, учителей и обслуживающего персонала на уровне, не ниже фактического за последние 10 лет в школах России соответствующей реконструируемым зданиям школ степени огнестойкости, но не ниже уровня, требуемого ГОСТ 12.1.004-91.
При расчете уровня обеспечения пожарной безопасности учащихся, учителей и обслуживающего персонала вероятность пожара в здании школы ( Qn в формуле (3) приложения 2 ГОСТ 12.1.004 -91 ) рекомендуется принимать равной единице, а вероятность эвакуации людей Рэ — равной 0,999.
4.8. Основные несущие и ограждающие конструкции здания школы должны иметь такие показатели по пределам огнестойкости, которые действовали на момент строительства школы, но не ниже показателей приведенных в таблице 1.
Предел огнестойкости (мин.)
Основные несущие элементы здания (колонны, балки, стены и другие несущие элементы)
Источник: www.docnorma.ru