Основное требование, предъявляемое к зданию, — функциональная целесообразность, т. е. полное соответствие своему назначению. Этому требованию должно подчиняться как объемно-планировочное решение (состав и размеры помещений, их взаимосвязь), так и конструктивное решение (конструктивная схема здания, материал основных конструкций, отделочные материалы). Функциональное назначение здания определяет требования к освещенности, температуре, звукоизоляции, вентиляции, отоплению, водо- и газоснабжению, канализации, лифтам, бытовому оборудованию, теле- и радиофикации, к отделке помещений и благоустройству здания и др.
Другие важные требования: прочность здания, в том числе устойчивость, т.е. сопротивление опрокидыванию и сдвигу, а также жесткость, т. е. неизменяемость его геометрических форм и размеров; долговечность строительных материалов основных конструкций здания (огнестойкость, морозостойкость, влаго- и биостойкость, стойкость против коррозии).
Установлены три степени долговечности зданий (100 лет, не менее 50 и не менее 20 лет) и пять степеней огнестойкости: I — конструкции из несгораемых материалов (каменные); II -внутренние стены из трудносгораемых материалов (каменные), III-перекрытия из трудносгораемых материалов (каменные), IV — все несущие конструкции из трудносгораемых материалов (деревянные оштукатуренные), V — полностью из сгораемых материалов (деревянные неоштукатуренные).
Специфика требований законодательства к проектированию и строительству блокированных домов
Эстетические требования к зданию связаны с понятием красоты в архитектуре или архитектурной выразительности, поскольку архитектура создает наряду с утилитарными ценностями художественные образы. Произведения архитектуры существуют в системе (ансамбле), где архитектура возглавляет другие искусства, определяя их синтез.
Наконец, одним из важнейших требований является экономичность строительства, особенно при его массовом характере. На экономические показатели жилой застройки влияют этажность зданий, планировочная и конструктивная схемы, протяженность здания, площадь квартир, плотность застройки, благоустройство, в том числе инженерные коммуникации, улицы, дороги, транспорт, общегородские подводящие сети, зеленые насаждения.
Проектирование освещения, проектирование искусственного освещенияПроектирование освещения внешних фасадов зданий или улиц требует несколько иного.
Резинотехнические изделия в условиях современного рынкаШирокое распространение и огромную популярность резинотехнические изделия приобрели, в первую.
Откатные воротаПорошковая окраска является наиболее современным методом нанесения покрытий, который способен.
Выбираем тип штор: римские шторы и классические раздвижные, плиссе и рольшторы в интерьереСовременная текстильная промышленность предлагает огромное разнообразие видов штор. Выбирая портьеры.
Фундамент под деревянный дом из брусаВас интересуют проекты деревянных домов? Значит, вам нужно знать, каким.
Какой же лучше выбрать агрегат для сварки.Выбор сварочного оборудования — это весьма сложная задача не только.
Технологии информационного моделирования для проектирования и строительства объектов инфраструктуры.
Что нужно знать о строительстве бассейнаСтать владельцем бассейна — это мечта каждого обладателя собственного земельного.
Источник: build.rin.ru
Глава 1. Общие сведения
Любое здание должно отвечать следующим требованиям: функциональной целесообразности, архитектурно-художественной выразительности; целесообразности технических решений; надежности; санитарно-техническим требованиям с учетом
природно-климатических и других местных условий; требованиям техники
безопасности и не в последнюю очередь требованиям экономичности строительства и т. п.
В этом перечне первым поставлено требование функциональной целесообразности. Это не случайно. Всякое здание является материально-организованной средой пребывания человека для осуществления им разнообразных процессов (труд, отдых, быт).
Требования к высокому качеству архитектурно-художественных решений отражают эстетические потребности людей. Требования эти разнообразны. Они рассматриваются в курсах, архитектурного проектирования различных видов зданий.
Санитарно-гигиенические требования проявляются в требованиях к физическим качествам среды пребывания человека: поддержанию необходимых температуры и влажности воздуха помещений, их чистоте, обеспечению звукового и зрительного комфорта, обеспечению инсоляции, естественного освещения помещений и т. п. Все эти требования непосредственно зависят от природно-климатических и других факторов и могут устанавливаться только в связи с ними. Методы установления такой связи рассматриваются в дисциплине «Строительная физика», в частности:
обеспечение экономически целесообразного сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций, их теплоустойчивости; паро- и воздухопроницаемости ограждающих конструкций, непроницаемости для рентгеновских и других лучей и т. п.; звукоизоляции перекрытий, перегородок и др.
В настоящем учебнике уделяется внимание прежде всего целесообразности технических решений: выбору строительных систем в соответствии с архитектурным замыслом, соблюдению требований по рациональному использованию стройматериалов и изделий стройиндустрии района строительства, необходимости принятия технически обоснованных решений, обеспечивающих надежность эксплуатации здания, а также ряду других вопросов, которые подробно рассмотрены в соответствующих главах учебника.
Надежность — способность зданий и сооружений безотказно выполнять заданные функции в течение всего периода эксплуатации.
Свойство отдельных конструкций сохранять заданные качества в течение установленного срока их службы в определенных условиях при заданном режиме эксплуатации (климатических и других условиях) без разрушений, деформаций, потери внешнего вида называется долговечностью конструкций. Степень долговечности — требуемый срок такой службы, исчисляемый в годах. Установлены три степени долговечности конструкций: I степень — при сроке службы не менее 100 лет; П степень — при сроке службы не менее 50 лет; III степень — при сроке службы не менее 20 лет.
Требуемая степень долговечности конструкций должна обеспечиваться подбором строительных материалов, обладающих показателями стойкости по отношению к тем воздействиям, которым будет подвержена конструкция в процессе ее эксплуатации: морозостойкости, влагостойкости, биостойкости, стойкости против коррозии и т. п. В случае невозмбжности подбора материала, показатели стойкости которого необходимы, обязательно следует предусматривать специальные меры защиты менее стойких материалов либо конструктивные решения, уменьшающие внешние воздействия и т. п. Важно подчеркнуть, что требования к долговечности конструкции распространяются и на ее детали (стыки, узлы сопряжений и т. п.).
Надежность зданий и долговечность конструкций самым тесным образом связаны еще с одним требованием к зданиям — их огнестойкостью. Чем больше предполагаемый срок службы здания и его конструкций, тем выше должна быть степень их огнестойкости.
Согласно СНиП 2.01.02—85 «Противопожарные нормы», установлено пять основных степеней огнестойкости зданий (I . V) и три дополнительных (Ilia, III6, IVa). Каждая из этих степеней взаимосвязана с конструктивными характеристиками здании, их этажностью и т. п. и устанавливается (назначается) типологическими СНиПами. Каждой степени огнестойкости здания должны соответствовать: минимальные пределы огнестойкости строительных конструкций, максимальные пределы распространения огня по ним и группы горючести применяемых строительных материалов.
Минимальный предел огнестойкости конструкций — это время в часах, в течение которого данная конструкция сопротивляется действию огня или высокой температуры до появления одного из следующих признаков: образования в конструкции сквозных трещин или отверстий, через которые проникают продукты горения, потери конструкцией несущей способности (обрушения) и т. п.
Максимальный предел распространения огня устанавливает допустимый размер повреждения конструкции вследствие ее горения за пределами зоны действия огня. Значения пределов огнестойкости и пределов распространения огня различны в зависимости от того, к какому конструктивному элементу здания (стенам, перекрытиям и др.) они относятся. Кроме того, они существенно различны и в зависимости от нормируемых степеней огнестойкости зданий, что иллюстрируется табл. 1.1 (СНиП 2.01.02—85). Из этой таблицы видно, что наиболее жесткие требования предъявляются к элементам несущего остова, в первую очередь к вертикальным (стенам, колоннам), и что эти требования изменяются в зависимости от показателя степени огнестойкости зданий.
Понятие «группа горючести» относится не к конструкциям, а к строительным материалам (их способность гореть). Установлены три группы горючести (возгораемости) материалов: негорючие (несгораемые), трудногорючие (трудносгораемые) и горючие (сгораемые). Применение материалов по этому показателю также регламентировано СНиПами и архитектору такие знания постоянно нужны. Например, в зданиях I . III степеней огнестойкости не допускается выполнять из горючих и трудногорючих материалов облицовку внешних поверхностей наружных стен и т. п.
Группы горючести строительных материалов и пределы огнестойкости строительных конструкций устанавливаются специальными инструктивными материалами.
Требования к огнестойкости зданий и к долговечности их конструкций могут быть различными в зависимости от назначения здания, от того, где и на какой срок оно строится и от ряда других факторов. Для того чтобы проектировщик правильно ориентировался в вопросах выявления требований, предъявляемых к конкретному зданию, установлено важное понятие — класс здания по капитальности.
Капитальность — это совокупность свойств, присущих зданию в целом, его народнохозяйственное и градостроительное значения, его значимость и т. п.; с другой стороны — это комплекс важнейших требований к зданию и его элементам. Класс здания — уровень этих требований. Установлены четыре класса зданий по капитальности:
1 класс. Крупные общественные здания (музеи, театры); правительственные учреждения; жилые дома высотой более 9 этажей; крупные электростанции и т. д.
2 класс. Общественные здания массового строительства в городах — школы, больницы, детские учреждения, административные здания, предприятия
торговли и питания; жилые дома высотой 6 . 9 этажей, крупные производственные здания.
3 класс. Жилые дома не более 5 этажей, общественные здания небольшой вместимости в сельских населенных пунктах.
4 класс. Малоэтажные жилые дома; временные общественные здания;
производственные здания, рассчитанные на возможность их эксплуатации
в течение короткого времени. Класс здания по капитальности должен обеспечиваться применением зданий и конструкций соответствующих степеней огнестойкости и долговечности, например: жилые здания
Строительные свойства материалов значительно улучшаются при их специальной обработке или при принятии мер к их защите. Против коррозии металлические конструкции окрашиваются водостойкими красками, против действия огня — окрашивают термозащитными красками или защищают штукатуркой по сетке, бетонированием и другими средствами.
В состав требований, предъявляемых к зданиям и их элементам, входят и требования по обеспечению их противопожарной безопасности. Так, здания значительной протяженности, выстроенные из сгораемых или трудносгораемых материалов, необходиМ,0>;л разделять на отсеки противопожарАиЕГ-ми преградами. Назначение этих преград — препятствовать распространению огня по всему зданию. К ним относятся: противопожарные стены (брандмауэры), зоны, перегородки, тамбуры-шлюзы и т. п. Типы противопожарных преград, их минимальные пределы огнестойкости (от 0,75 до 2,5 ч), расстояние между ними и т. п. принимаются в зависимости от назначения и этажности здания, степени его огнестойкости; в производственных зданиях учитывается также категория (по пожарной опасности) размещаемых в здании производств.
Требования к проектированию про
тивопожарных преград включают ряд
обязательных условий. Например, про
тивопожарные стены, как правило,
должны выступать за пределы контура
поперечного сечения здания на 0,3.
0,6 м, противопожарные зо
ны выполняются в виде вставки, раз
деляя здание по контуру, и т. п.
Индустриализацией называют такую организацию строительного производства, которая превращает его в механизированный и автоматизированный поточный процесс сборки и монтажа зданий из Крупноразмерных конструкций, в том числе укрупненных элементов с высокой заводской готовностью. Сборные’ элементы, изготовленные на специальных заводах, и их механизированный монтаж позволяют существенно снизить затраты труда на строительной площадке, резко уменьшить количество отделочных работ на стройке, повысить качество строительства и сократись его сроки.
Вторая составляющая экономичности здания — эксплуатационные расходы — связана, в частности, с ежегодными затратами на отопление здания. В то же время мощность отопительных установок, количество отопительных приборов и ежегодные затраты на топливо непосредственно связаны с решениями наружных ограждающих конструкций (их теплозащитными качествами), степенью остекления наружных стен и т. п. При тенденции к сокращению энергетических затрат рациональный выбор тигёов ограждающих конструкций, качество их материалов играют весьма важную роль в сокращении эксплуатационных расходов.
Третья составляющая экономичности — стоимость амортизации здания — находится в прямой связи с долговечностью конструкций и строительных материалов: чем меньше износ изделий, т. е. чем оно дольше будет служить, тем меньше величина ежегодной амортизации.
Таким образом, экономичность архитектурно-конструктивных решений находится в прямой зависимости от целесообразности принятых технических решений, рациональности объемно-планировочных решений, умелого использования строительных ресурсов и ряда других факторов. Материалы XXVII съезда КПСС указывают на необходимость максимальной экономии ресурсов, выделяемых на строительство.
Смотрите также:
В нашей стране проектирование новых объектов сельского строительства, расширение и реконструкция действующих производственных предприятий осуществляют .
bibliotekar.ru/spravochnik-3/65.htm
Вместе с заданием на проектирование заказчик выдает проектной организации: .утвержденный акт о выборе площадки для строительства с материалами согласования .
bibliotekar.ru/spravochnik-3/66.htm
Проектирование — это творческий процесс архитекторов, инженеров и техников проектных организаций. Строительное проектирование в нашей стране ведут по единым .
www.bibliotekar.ru/spravochnik-3/69.htm
Проектирование . Бытует мнение, что детальная разработка архитектурного проекта дома индивидуальной застройки — лишняя формальность. .
www.bibliotekar.ru/dom/3.htm
Применение математических методов и ЭВМ is архитектурном проектировании позволяет не . На первых этапах внедрения ЭВМ в проектирование они применялись для .
www.bibliotekar.ru/spravochnik-3/77.htm
Проектирование . Создание архитектурного проекта — первый и один из наиболее ответственных этапов в строительстве любого сооружения, .
www.bibliotekar.ru/dom/2.htm
Проектирование включает проект планировочного решения участка, разработанный на основе . и разработку единого художественно-архитектурного ансамбля, .
bibliotekar.ru/uchastki/2.htm
Проектирование проходит на шести уровнях: 1—индустриальные изделия и детали (типовые, . «Архитектурно-строительное проектирование», являющуюся веду .
www.bibliotekar.ru/spravochnik-3/78.htm
План, архитектурная конструкция и обработка деталей здесь также обнаруживают самобытные черты немецкого искусства. Церковь Елизаветы имеет три нефа .
www.bibliotekar.ru/Iskuss1/43.htm
Основные конструктивные и архитектурные элементы зданий. Все здания состоят из предельного числа взаимосвязанных архитектурно-конструктивных элементов .
www.bibliotekar.ru/spravochnik-10/4.htm
В разные исторические периоды применялись разнообразные строительные материалы и технологии, существенно влияющие на создание архитектурных конструкций. .
bibliotekar.ru/slovarZhivopis/91.htm
Источник: www.bibliotekar.ru
Основные требования к проекту
методическая разработка по теме
«Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексных характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени» (Хуторской).
Основные требования к проекту
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической.
Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Однако в роли заказчика может выступать и сам преподаватель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами студенты (проект, нацеленный на разработку и проведение праздника).
Поиск социально значимой проблемы — одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать педагогу-руководителю проекта вместе со студентами— проектантами.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы , иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности , и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
То есть проект — это «шесть П» :
Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация — Портфолио.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Алгоритм работы над проектом
Этапы
Задачи
Определение темы, целей, исходного положения. Выбор рабочей группы.
Собирают информацию. Получают при необходимости дополнительную информацию. Обсуждают задание.
Объясняет цели проекта. Помогает в постановке целей. Наблюдает.
Анализ проблемы. Определение источников, способов сбора информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.
Формируют задачи. Уточняют информацию (источники). Вырабатывают план действий.
Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Предлагает идеи (при необходимости). Наблюдает.
3. Принятие решения
Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.
Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование.
Работа над проектом. Оформление
Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект.
Наблюдает. Советует (по просьбе). Косвенно руководит деятельностью.
5. Защита проекта.
Подготовка доклада; обоснование проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка.
Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.
Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.
6. Оценка результатов
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач). Анализ достижения поставленной цели.
Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.
Оценивает усилия, креативность, неисполь-зованные возможности, потенциал продолжения проекта. Направляет процесс анализа.
Организация работы над проектом складывается из шести этапов.
Этап 1-й , поиск или формулирование проблемы, которую необходимо решить. Источниками проблемы могут быть:
— экскурсия на предприятие и анализ его деятельности, определение нерешенных проблем;
— изложение преподавателем конкретной социальной, производственной ситуации, в которой выявляется проблема;
— конкретная задача совершенствования учебного процесса (разработка методических и дидактических средств, пособий, рекомендаций, материалов для самостоятельной работы студентов, видеофильмов по отдельным вопросам и темам курса);
— заказ производственного предприятия на разработку определенной проблемы;
— недостаточная разработанность определенной научной проблемы, необходимой для решения практических задач.
Основная задача преподавателя на данном этапе — вывести студентов на осознание проблемы, создать мотивацию к ее решению и получению конкретного результата — продукта учебного проектирования.
Организация творческих групп для работы над проектом, осуществляется в условиях парного и группового проектирования. Выбор должен быть добровольным или альтернативным — один из предлагаемых проектов. Создаются творческие группы разного характера в зависимости от вида проекта (творческие лаборатории, творческие мастерские, конструкторские бюро и т.д.).
Этап 2-й, планирование работы над проектом. На данном этапе
— возможные источники информации;
— способы сбора и анализа информации;
— способы представления результатов (отчет, конкретный продукт и т. д.);
— критерии оценки продукта;
— обязанности участников творческой группы.
Этап 3-й, поиск и сбор информации. На этом этапе организуется исследовательская деятельность студентов в соответствии с планом. Основное требование — наличие разнообразных источников информации, использование различных методов ее получения (изучение литературы, анкеты, интервью, опросы, наблюдения, чтение и анализ средств массовой информации, эксперимент и т.д.).
Этап 4-й, анализ информации. На этом этапе осуществляется совместное обсуждение полученных исходных материалов, разработка проекта.
Этап 5-й, оформление и представление (защита) проекта. Способы оформления результатов учебного проектирования зависят от его вида и могут быть разными: письменный отчет, издание практических рекомендаций (компьютерный вариант), видеофильм, изготовление макета, технического устройства и т.д. Отчет о работе представляется на занятии в группе, может быть также устроена открытая защита проекта с приглашением специалистов-практиков, заказчиков.
Этап 6-й, анализ и оценка результатов работы над проектом. Данный этап обязательно должен включать в себя:
- групповую рефлексию авторов проекта;
- анализ и оценку проекта другими студентами, преподавателями, экспертами.
Основные правила по использованию метода проектов:
— не следует упрощать идею проекта, смешивать его с сообщениями, тезисами, рефератами; проект — это план, замысел, в результате которого авторы должны получить что-то новое: программу, модель, изделие, сценарий;
— метод проектов должен использоваться не вместо систематического предметного обучения, а как его органический компонент;
— необходимо обеспечение приоритетного базирования проектов на учебном предмете или на нескольких учебных предметах;
— определение тематики проектов должно вестись с учетом учебных ситуаций по конкретным дисциплинам;
— проекты должны обеспечивать возможность комплексного изучения различных тем дисциплин, вокруг которых мобилизуется и концентрируется внимание студентов;
— процесс выбора тем проектов, организация самостоятельной работы студентов и презентация результатов выполнения проектов должны управляться педагогами;
— тематика проектов, выбираемых или предлагаемых студентам, должна обеспечивать интегрирование знаний и умений из различных сфер знаний, техники, технологии и творческих областей предстоящей деятельности студентов.
Краткая характеристика процесса
По доминирующей деятельности студентов
Изготовление продукта, который можно использовать в жизни группы, техникума, города, семьи, отдельного человека. Нацелен на социальные интересы самих участников или внешних заказчиков.
Выдвижение первоначальной гипотезы и проверка её с помощью методов современной науки: социологического опроса, наблюдения, эксперимента и т.д.
Сбор, анализ и представление информации о каком-либо объекте, явлении в виде реферата, видеоролика, альбома, плаката и т.п.
Разработка альманахов, игр, сценариев, коллажей, рисунков, выставок, музыкальных произведений. Максимально свободный подход к оформлению результатов.
Подготовка и разыгрывание спектакля, принятие на себя ролей различных персонажей.
По комплексности
Проводятся в рамках одного предмета или области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний.
Выполняются во внеурочное время под руководством нескольких преподавателей.
По характеру контактов
Внутригрупповые, внутриколледжные, региональные, межрегиональные, международные.
Укладываются в одно занятие
Требуют выделения 4 – 6 занятий
Выполняются в ходе проектной недели
Выполняется как в группах, так и индивидуально, во внеурочное время.
Выход проектной деятельности и ее оценка.
Формы продуктов проектной деятельности
Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедительной, а предложенные решения — полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.
Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме проекта. Но чаще всего выбор продукта — непростая творческая задача. Проект под названием: «Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир» может завершиться защитой обыкновенного реферата, а может вылиться в увлекательную подготовку Атласа несуществующего материка.
Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:
— Анализ данных социологического опроса;
— Атрибуты несуществующего государства;
— Система студенческого самоуправления;
Оформление проектной папки
Проектная папка (портфолио проекта) — один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.
Задача папки на защите — показать ход работы проектной группы. Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:
— четко организовать работу каждого участника проектной группы;
— стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;
— объективно оценить ход работы над завершенным проектом;
— судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;
— сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.
В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
1) паспорт проекта;
2) планы выполнения проекта и отдельных его этапов;
3) промежуточные отчеты группы;
4) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;
5) результаты исследований и анализа;
6) записи всех идей, гипотез и решений;
7) отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;
8) краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;
9) эскизы, чертежи, наброски продукта;
10) материалы к презентации (сценарий);
11) другие рабочие материалы и черновики группы.
В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.
Записи студентов должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций.
В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри.
Виды презентаций проектов
Выбор формы презентации проекта — задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов — артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т. д.).
Виды презентационных проектов могут быть различными, например:
— Демонстрация видеофильма — продукта, выполненного на основе информационных технологий.
— Диалог исторических или литературных персонажей.
— Защита на Ученом Совете.
— Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций.
— Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
— Отчет исследовательской экспедиции.
Система оценки проектных работ
Выработка системы оценки проектных работ требует предварительного ответа на следующие вопросы:
— Предполагается ли включение самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта?
— Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и т. д.)?
— Предполагается ли оценка проектов по предметным секциям (например, лингвистической, естественно-научной, гуманитарной), или «единым списком»?
Проблемными местами в оценке проектных работ обычно являются:
— предметная компетентность жюри (жюри должно обязательно включать специалистов по всем предметам, охватываемым проектами данной секции);
— все участники проектной работы приложили усилия, но не все получили места и номинации.
В этом случае лучше обнародовать рейтинговые оценки всех представленных проектов, чтобы свой итоговый балл видели и те проектанты, которые не удостоились наград.
Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10).
Критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта в целом. Итоговая оценка за проект выставляется с учетом текущих оценок на этапах осмысления проблемы, выдвижения идей и т.д.
Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты.
Приведем примерный перечень критериев:
1) самостоятельность работы над проектом;
2) актуальность и значимость темы;
3) полнота раскрытия темы;
4) оригинальность решения проблемы;
5) артистизм и выразительность выступления;
7) использование средств наглядности, технических средств;
8) ответы на вопросы.
Первые четыре критерия — оценка проекта, последние четыре (т. е. № 5-8) — оценка презентации.
Общеучебные умения и навыки,
формирующиеся в процессе проектной деятельности
1. Рефлексивные умения:
— умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
— умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
— умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
— умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
— умение запросить недостающую информацию у эксперта (преподавателя, консультанта, специалиста);
— умение находить несколько вариантов решения проблемы;
— умение выдвигать гипотезы;
— умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
— умения коллективного планирования;
— умение взаимодействовать с любым партнером;
— умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
— навыки делового партнерского общения;
— умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
4. Менеджерские умения и навыки:
— умение проектировать процесс (изделие);
— умение планировать деятельность, время, ресурсы;
— умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
— навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
5. Коммуникативные умения:
— умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
— умение вести дискуссию;
— умение отстаивать свою точку зрения;
— умение находить компромисс, конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа;
— навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
6. Презентационные умения и навыки:
— навыки монологической речи;
— умение уверенно держать себя во время выступления;
— умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Проектная деятельность требует от педагога не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов студентов, и на этой базе — возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.
Именно поэтому преподаватель — руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей . Авторитет преподавателя базируется теперь на способности быть инициатором интересных начинаний.
Как именно педагогу предстоит создавать условия для развития студентов в ходе проектной деятельности?
Ответ на этот вопрос даст список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства проектом:
1) энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и студентов, направляя их в сторону достижения цели);
2) специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких — не во всех! — областях);
3) консультант (организатор доступа к ресурсам, в т. ч. к другим специалистам);
4) руководитель (особенно в вопросах планирования времени);
5) «человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту — тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и вообще поддерживает обратную связь);
6) координатор всего группового процесса;
7) эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).
Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие — сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве? В этом плане нельзя отклонятся ни в одну сторону (брать все на себя), ни в другую (отдавать работу на откуп студентов).
Педагог перестает быть основным источником и контролером знаний, он становиться консультантом, организатором.
Может быть открытая координация проекта. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства, работа в содружестве со студентами, сохраняя консультирующие функции, но, не навязывая свое решение. Со скрытой координацией (возможны, главным образом, в телекоммуникационных проектах): координатор выступает как полноправный участник проекта и не обнаруживает свой истинный статус преподавателя в период деятельности групп-участников. Свое влияние он осуществляет за счет лидерских и профессиональных качеств по критерию компетентности.
В целом при работе над проектом преподаватель:
- помогает студентам в поиске источников, способных помочь им работе над проектом;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поддерживает и поощряет студентов;
- поддерживает непрерывную обратную связь, чтобы способствовать продвижению студентов в работе над проектом.
- реализует деятельностный подход;
- обеспечивает личностно ориентированное профессиональное обучение;
- реализует требования принципа проблемного обучения;
- содействует формированию навыков самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
- обучает взаимодействию в групповой деятельности;
- -формирует целенаправленность, толерантность, ответственность, инициативность и творческое саморазвитие;
- содействует связи теории с практикой;
- повышает мотивацию учения и труда;
- учит способам самостоятельного познания;
- формирует умения практического применения имеющихся знаний и умений;
- учит проектированию деятельности, проблематизации, целеполаганию, самоанализу и рефлексии, поиску надлежащей информации, выбору технологии изготовления продукта проектирования, проведению исследования, презентации процесса своей деятельности и результатов проектирования.
Приступая к организации проектной деятельности, преподаватель должен ответить на вопросы:
- какая проблема вызовет интерес у студентов?
- Сколько свободы дать студентам при принятии решений?
- Какие результаты можно ожидать?
- Сколько времени потребуется для выполнения проекта?
- Какие материалы потребуются для выполнения проекта?
- Какие знания будут необходимы?
Несмотря на то, что проектная методика предполагает самостоятельное решение проблемы студентами, весьма эффективны методические рекомендации или инструкции, в которых указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов проектирования. Иногда можно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности. Таким образом, создаётся информационно-методический пакет проекта.
Источник: nsportal.ru
Основные требования к проекту
1. Ограниченность(по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) эта характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по чётко определенным этапам на основании результатов каждого этапа. Ограниченность проекта означает, что он содержит:
- этапы и конкретные сроки их реализации;
- четкие и измеряемые задачи;
- конкретные и измеряемые результаты;
- планы и графики выполнения работ;
- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.
2. Целостность- общий смысл проекта очевиден и ясен, каждая его| часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
3. Последовательность и связность — логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.
4. Объективность и обоснованность — доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на неё.
5. Компетентность авторов и персонала- адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностям решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
6. Жизнеспособность — определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, как и чем он может быть продолжен.
Основные разделы текста проекта
Если проект предоставляется для участия в конкурсе, то авторами заполняются строго в соответствии с указанными образцами формы заявок и информационных карт (паспортов и т.п.), запрашиваемых организаторами конкурса, а также сметы финансирования.
Организаторами различных конкурсов могут быть также предъявлены требования к расположению и названиям основных разделов, что облегчает администрирование конкурсов и оценку, рецензирование проектов.
Наиболее часто используется следующая форма структурирования проектов.
Название проекта- должно быть броским, кратким, выражающим основную идею содержания, может быть дана расшифровка названия.
Организация-исполнитель — название, адрес, телефон, реквизиты; в этом разделе отдельной строкой указывается организация-заявитель (если это не одна и та же организация), поддерживающая организация (учреждение, которое содействует выполнению проекта либо является учредителем исполнителя).
Руководители проекта- фамилия, имя, отчество, должность, место работы, адрес, телефон, звание.
География- территория, на которой будет проходить реализация проекта, координаты участников.
Сроки выполнения- если проект проходит по этапам, указываются сроки выполнения каждого из них.
Учреждение/организация-исполнитель- указывается дополнительная информация, доказывающая компетентность исполнителей, род деятельности заявителей, наличие достижений в сфере деятельности по проекту, опыт реализации аналогичных проектов и программ.
Постановка проблемы (введение) — актуальность проекта определяется значимостью проблемы, решению которой призван способствовать ваш проект. При этом социальной проблемой можно назвать обнаруживаемое в жизни общества противоречие между существующим и желаемым состоянием, которое вызывает в обществе (сообществе) напряженность и которое оно намеревается преодолеть.
Схема составления проблемы состоит в сжатой формулировке ситуации, которая требует изменений (штампы-предложения: «До сих пор ничего не сделано для того, чтобы. » или «Все меры по. оказываются малоэффективными» или «То, что делалось до сих пор, не принесло результатов…»)
И этом разделе разъясняется актуальность и новизнаданного проекта по сравнению с аналогами, дается ответ на вопросы, чьи интересы затрагивает эта проблема, каковы ее масштабы и что может произойти, если она не найдет решения.
Одной формулировки недостаточно, требуется аналитическое осмысление, проблему необходимо представить в количественных и качественных показателях, ее структурных характеристиках.
В этом разделе важно также выделить сферы применения проекта,
его функциональное назначение, стратегию как основной способ решения проблемы. С точки зрения проектирования, стратегия определяет назначение проекта, его долгосрочные цели, это — последовательная схема принятия решений, логически продуманная миссия проекта, обоснование его существования.
Раздел «Постановка проблемы» можно считать качественно прописанным если:
· он раскрывает необходимость выполнения проекта;
· в нем описаны обстоятельства, побудившие написать проект;
· проблема выглядит значимой для вашей территории, в целом для общества;
· исполнитель является достаточно компетентным для реализации проекта;
· масштабы проекта разумны, он не делает попытки решить все мировые проблемы сразу;
· проект поддерживается статистическими и аналитическими данными, ссылками на экспертов, ключевые научно-методические источники;
· проблема сформулирована с точки зрения того, чьим нуждам служит проект, а не с точки зрения «удобства» исполнителя;
· нет голословных утверждений, минимум наукообразных и специальных терминов; написан кратко и интересно;
· четко определен способ решения проблемы.
Цель проекта
Это осознанное представление результата деятельности по проекту.
Цель возникает при выявлении проблемы и рисует образ желаемого результата. Формулировка цели должна быть увязана с выявленной проблемой и по возможности решать ее, указывая путь от реального состояния дел до идеального или предполагаемого после реализации данного проекта.
Основные требовании к формулировке цели таковы:
· достижимость в рамках этого проекта;
· безусловность, так как для проектной деятельности изучение возможных условий должно быть завершено до начала работ;
· предусмотрение итогового результата проекта;
· соответствие компетентности, подготовленности финансово-экономическим, материально-техническим, организационным условиям реализации проекта.
Определение цели — важный момент процесса проектирования, нельзя подходить к нему формально. Добиться результата в любом деле можно, если четко знаешь, чего именно хочешь добиться. Псевдоцели (неточно поставленные или неверные) в процессе реализации проекта не позволяют добиться положительных результатов.
Задачи проекта
Вработе над проектом важно дифференцировать понятия «цель» и «задачи». В жизни и в справочной литературе эти понятия, к сожалению, трактуются как синонимы, но в процессе проектирования они наполняются специфическим смыслом.
Задача — это частная цель, или мини-цель. Это конкретизация общей цели, шаг на пути ее достижения. Слово «задача» означает также «поручение, задание», вопрос, требующий решения по известным данным с соблюдением условий.
Задача в проекте- это конкретная часть цели (пункт), которую предстоит реализовать, или это действие, которое вы предпринимаете, чтобы достичь цели проекта. Лучше избегать глаголов несовершенного вида (содействовать, поддерживать, усиливать), априменять слова: подготовить, уменьшить, увеличить, организовать, изготовить (глаголы совершенного вида). При формулировке задач рекомендуется использовать международный критерий SMART (англ. specific, measurable, area-specific, realistis, time-bound — конкретность, исчисляемость, территориальность, реальность, определенность во времени).
Раздел «Цели и задачи» можно считать прописанным, если он соответствует следующим условиям:
- описывает предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке;
- цель является общим итогом проекта, а задачи — промежуточными, частными результатами;
- из раздела ясно, какие произойдут изменения в социальной ситуации;
- по каждой проблеме, сформулированной в предыдущей части, есть хотя бы одна четкая задача;
- цели в принципе достижимы, а результаты поддаются измерению;
- постановку целей и задач авторы не путают с методами их решения;
- язык ясен и четок, нет лишних, ненужных пояснений и ссылок.
Управление и кадры
В данном разделе авторам необходимо кратко описать схему или механизм управления проектом и квалификацию основного персонала, обеспечивающего его реализацию. Если проект предполагает систему обучения и рост кадрового состава, необходимо прописать механизм и
Раздел можно считать достаточным, если:
Содержание и механизм реализации
Основной компонент проектирования — выбор содержания, форм, методов деятельности. Это технологический этап, который подразумевает подбор оптимальной системы действий, направленных на решение каждой из поставленных задач.
Подбор технологического инструментария предполагает, что вы достататочно подробно прописываете, в каких направлениях, каким образом, когда, в какой последовательности, что и как будет сделано для получения желаемых результатов.
Содержание проекта, как главы в книге, должно строиться из больших и малых элементов — частей. В качестве элементов структуры используются: блоки, направления, ступени, модули. Для небольших проектов такого деления можно и не делать (если проект состоит из одного модуля или направления).
Контрольными характеристиками к этому разделу могут служить:
· четкость структурирования проекта на части и видение их взаимосвязей;
· доступное описание основных мероприятий и причин выбора именно этих форм работы;
· из раздела понятно, как, с кем, когда и где будет проходить/реализовываться проект;
· естественность логической цепочки: проблема — цель — задача — метод;
· нет лишней «воды», то есть ненужных описаний, приложений и прочего отягощения текста.
Планирование
Является самой важной частью механизма реализации.
План в проекте требует установления перечня и порядка действий по реализации. Мероприятия логически выстраиваются в соответствии с задачами по направлениям, этапам, модулям и др. Все виды работ увязываются с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители. Конкретизация плана ведется различными способами, в том числе в графической форме, например:
№ пп | Действия | Сроки | Ответственные | Ресурсы | Результаты | Фактические исполнители |
Направление (блок, модуль) | Задачи | Действия, акции | Сроки | Ответственные | Средства |
начало | окончание |
План должен быть последователен и убедителен, в нем ясен состав ответственных, исполнителей, средств. Мероприятия плана логически связаны, понятны причины выбора именно этих форм работы.
Оценка результативности проекта
Очень важно отразить систему показателей эффективности проекта
Показатели — инструмент, позволяющий точнее определить и разъяснить цель проекта и измерить его эффект. Когда в предполагаемых peзультатах мы говорим об «усилении», «улучшении» или «увеличении»,то не совсем ясно, какой конкретно результат позволит считать задачи выполненными и проект осуществленным. Для того, чтобы не быть голословными, нужны показатели.
Показатель- это характеристика отдельной стороны объекта или процесса, имеющая количественно-качественное выражение. Однако в социальной сфере, а тем более в психолого-педагогической практике показатели приобретают специфические черты.
Достаточно мало универсальных критериев, которые однозначно подтвердили бы успешность того или иного социально полезного деяния. Абсурдно и смешно было бы утверждать, например, что «по итогам реализации проекта более милосердными стали 15%населения» или «население стало на 15% милосерднее».
Поэтому мы предлагаем примерные ориентиры для оценки выполнения проекта:
Количественные показатели(востребованность проекта, охват общественности, количество конкретных дел: акций, мероприятий и др.).
Показатели социального развития личности(динамика уровня развития личности: не умел — научился, не знал — узнал, не имел — приобрел и т.п., качество продуктов социально-творческой деятельности (поделок, рисунков, походов, акций), характер реализованных инициатив и др.).
Показатели социальной адаптации личности(снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участников, активность).
Показатели общественного мнения(популярность проекта, социально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнёров, отклик в средствах массовой информации).
Технологические показатели (уровень организации в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура участников).
Экономические показатели (соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов).
Утверждать, что результативность нельзя измерить, равносильно признанию, что проект не дает заметного эффекта.
Критерии эффективности призваны:
· выражать действенность всех видов, форм и методов реализации
· отражать качество управленческой и содержательной деятельности.
Можно также пользоваться следующей таблицей критериев.
Рекомендуемые критерии | Да | Скорее да | Скорее нет | Нет |
Проект отвечает концепции, программе, их приоритетам, его осуществление содействует становлению открытого общества в России, плюрализму, демократии | ||||
Проект новаторский, во многом уникален, мало кто пытался осуществить что-то подобное | ||||
Осуществление проекта существенно изменит ситуацию к лучшему или принесет пользу значительному числу людей | ||||
Четко показано, кем и как проект будет осуществляться, ясны обязанности и функции каждого участника проекта | ||||
Исполнители проекта достаточно опытны и квалифицированны, чтобы эффективно достичь поставленной цели | ||||
Бюджет проекта реален, сбалансирован, хорошо обоснован, нет завышенных требований ни по одной из статей бюджета | ||||
Вознаграждение, выплачиваемое участникам проекта, не чрезмерно и соответствует потраченному времени и квалификации исполнителей работы | ||||
Запрашиваемое оборудование в указанном количестве и заявленной спецификации действительно необходимо для осуществления проекта | ||||
Планируемые поездки действительно необходимы для осуществления проекта | ||||
Если бы я мог распоряжаться запрашиваемой суммой для поддержки проектов в данной области, я бы предпочел выделить средства именно в таком количестве на осуществление именно этого проекта | ||||
Авторы проекта сумели найти финансовую поддержку других фондов или организаций | ||||
После прекращения финансовой поддержки проект может развиваться дальше самостоятельно либо ясны будущие альтернативные источники финансирования | ||||
Проект не носит политического или коммерческого характера, он не направлен на поддержку одной из политических партий или на извлечение прибыли | ||||
В соответствии с предлагаемыми критериями, а также в связи с собственной экспертной оценкой данный проект должен быть поддержан |
I Результаты проекта — это то, чего предполагалось достичь, воплотить проект в жизнь.
По объему раздел лаконичен, так как по существу результатом каждого грамотного, обоснованного проекта являются его цели и задачи.Напомним, что цель -это образ предполагаемого результата.
При описании результатов следует руководствоваться требованиями к формулировке блока целей и задач: конкретность, реальность, достижимость. Эффективность проекта оценивается по его результативности. Одна из заповедей авторов любого проекта: «Проект начинается с цели. А цель с вопроса: «Чего же я хочу добиться?» Значит, проектирование начинается с осмысления результата».
Жизнеспособность проекта (перспективы)
Задача этого раздела — спрогнозировать возможный дальнейший путь развития проекта. Возможно, в дальнейшем будет расширение географии проекта, освоение новых видов деятельности.
При этом важно предусмотреть социальные и ресурсные стороны продолжения развития проекта.
Источник: poisk-ru.ru