Требования промышленной безопасности в строительстве

Содержание

Требования к проектированию опасного производственного объекта:

При проектировании опасных производственных объектов обеспечивается контроль качества проектной документации и авторский надзор за соблюдением проектных решений в процессе строительства опасных производственных объектов.

При разработке проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, сохранение и ликвидацию опасного производственного объекта, в соответствующих разделах проектной документации, необходимо учитывать требования на всех этапах проектирования и принимать необходимые меры для обеспечения промышленной безопасности, предотвращения несчастных случаев, а также локализации их последствий с необходимыми обоснованиями и расчетами;

Основные требования

  1. Меры по предотвращению аварий и локализации их последствий, как на самом проектируемом объекте, так и в результате аварий на других объектах в том же районе, где и расположен проектируемый объект;
  2. Разумные и достаточные решения для обеспечения промышленной безопасности с учетом повышенной сложности геологических и гидрогеологических условий строительства, сейсмичности, оползневых и других явлений;
  3. Для опасного производственного объекта классов опасности I и II в проектной документации разрабатывается декларация промышленной безопасности;
  4. Проектная документация и внесенные в нее изменения подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии с правилами проведения экспертизы промышленной безопасности.

Требования к строительству опасного производственного объекта:

  • принятие решения о начале строительства, расширения, реконструкции опасного производственного объекта только при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации;
  • невозможность отступления от проектной документации в процессе строительства;
  • контроль качества строительных и монтажных работ;
  • контроль состояния технической базы и технических средств строительства и монтажа;
  • приемка опасного производственного объекта в эксплуатацию по окончании строительства;
  • разработка специальной технологической документации для пусконаладочных работ.

Соответствие построенных и реконструированных опасных производственных объектов требованиям технических регламентов и проектной документации. устанавливается путем заключения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный надзор за строительством в соответствии с законодательством Российской Федерации о развитии города.

Промышленная безопасность #1 / требования безопасности / обязанности организаций / доцент Ахтямов

Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта осуществляется в порядке, установленном статьей 55 Градостроительного кодекса. В этом случае он проверяется:

  • готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта;
  • готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии;
  • наличие договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение ущерба в результате аварии на опасном объекте.

Требования организации при эксплуатации опасных производственных объектов:

  • выполнять требования промышленной безопасности, установленные к эксплуатации опасных производственных объектов законодательными и иными нормативными правовыми актами, и нормативными техническими документами, принятыми в установленном порядке;
  • представлять сведения, необходимые для регистрации объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с требованиями, установленными Госгортехнадзором России;
  • допускать работу на опасном производственном объекте лиц, отвечающих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к работе;
  • Обеспечить доступность и функционирование необходимых устройств и систем управления производственными процессами в соответствии с установленными требованиями, а также выполнить установленные требования по хранению опасных веществ;
  • в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами, разработать декларацию промышленной безопасности;
  • заключить договор страхования рисков для ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
  • предотвращать проникновение несанкционированных лиц в опасное производственное помещение;
  • организует и осуществляет контроль производства в соответствии с Правилами организации и осуществления промышленного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;
  • планировать и осуществлять меры по локализации и ликвидации последствий аварий, помогать правительственным учреждениям в расследовании причин аварий;
  • заключать договоры об оказании услуг с профессиональными спасательными службами (образованиями) и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные спасательно-спасательные подразделения и аварийно-спасательные команды из числа работников;
  • иметь резервы финансовых ресурсов и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;
  • Обучать работников в случае аварии или инцидента;
  • создавать и поддерживать в надлежащем состоянии системы мониторинга, предупреждения, связи и поддержки в случае аварии;
  • принять участие в техническом расследовании причин аварий, потере взрывчатых материалов на площадке, расследовании несчастных случаев на производстве в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативных документах Госгортехнадзора России;
  • вести учет несчастных случаев, инцидентов, несчастных случаев на работе, анализировать причины несчастных случаев, инцидентов, несчастных случаев на производстве, принимать меры для предотвращения и устранения причин;
  • своевременно предоставлять государственным органам информацию об авариях, инцидентах и несчастных случаях на производстве, причинах их возникновения и принятых мерах;
  • соблюдать порядок и условия использования технических устройств на опасных производственных объектах, предусмотренных в Правилах применения технических устройств на опасных объектах, утвержденных постановлением правительства № 1540 от 25 декабря 1998 года;
  • Обеспечить запись и хранение взрывчатых веществ в установленном порядке (для организаций, эксплуатирующих средств, которые используют, хранят и транспортируют взрывчатые вещества, утвержденные Госгортехнадзором России на основе соответствующих выводов специализированных организаций);
  • осуществлять контроль за производством, который является частью системы управления промышленной безопасностью, путем осуществления комплекса мер, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации, а также предотвращения аварий на этих объектах и обеспечения готовности к локализации и ликвидации их последствия.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, ее территориальные органы и должностные лица в соответствии с законодательно установленными полномочиями контролируют выполнение требований.

Основы промышленной безопасности

Источник: expertpro96.ru

Требования промышленной безопасности в строительстве

На сайте Ростехнадзора в разделе «Открытый Ростехнадзор».

Ростехнадзор информирует, об изменениях в области.

Наши документы

Наши разрешительные документы.

Социальная сеть экспертов

Общение экспертов и специалистов в области ЭПБ и ОПО

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОПАСНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕКТА

ЭКСПЕРТИЗА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ТЕХНИЧЕСКОЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

  • ГЛАВНАЯ
    общие сведения
  • О КОМПАНИИ
    информация о нас
  • Вы здесь:
  • Главная
  • О КОМПАНИИ
  • Актуальная важная информация
  • Приказ Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»

Актуальное и важное! Изменения и постановления.

  • Отмены экспертизы промышленной безопасности не будет!
  • Приказ Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»
  • Постановление Правительства от 01.10.2020 № 1580
  • Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1477 О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности
  • Постановление Правительства от 15.09.2020 № 1437

Приказ Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»

Зарегистрирован 11.12.2020 г. № 61391
Опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 11.12.2020 г.
Вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Имя файла: Приказ Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420

Имя файла: Приказ Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420

Зарегистрировано в минюсте

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
(РОСТЕХНАДЗОР)
Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной
безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»

В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588; 2018, №31, ст. 4860), подпунктом 5.2.2.16 (1) пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2020, № 27, ст. 4248), приказываю:

  1. Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности».
  2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

aleshin

Руководитель А.В. Алешин

Утверждены
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 20 октября 2020 г. № 420

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности
«Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»

I. Общие положения

1. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (далее — Правила) устанавливают процедуру проведения экспертизы промышленной безопасности (далее — экспертиза), требования к оформлению заключения экспертизы и требования к экспертам в области промышленной безопасности (далее — эксперты).

2. Правила применяются при проведении экспертизы объектов, предусмотренных пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — объекты экспертизы).

3. Правила не применяются при проведении страховщиком экспертизы опасного объекта, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4194; 2018, № 52, ст. 8102).

4. Техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте, подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям):

  • до начала применения на опасном производственном объекте;
  • по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
  • при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
  • после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.
Читайте также:  Стерлитамакский строительство экономики и права

5. Здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:

  • в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
  • в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
  • после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
  • по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.

6. Экспертиза технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, используемых в интересах обороны и безопасности государства, производится с учетом требований законодательства Российской Федерации об обороне и о защите государственной тайны.

II. Требования к экспертам

7. Экспертом в области промышленной безопасности (далее — эксперт) является физическое лицо, аттестованное в установленном Правительством Российской Федерации порядке , которое обладает специальными познаниями в области промышленной безопасности, соответствует требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, и участвует в проведении экспертизы.

8. Эксперт первой категории должен соответствовать следующим требованиям:

1) иметь высшее образование;
2) иметь стаж работы не менее 10 лет по специальности, соответствующей его области (областям) аттестации;
3) знать нормативные правовые акты Российской Федерации в области промышленной безопасности, средства измерений и оборудование, а также методы технического диагностирования, неразрушающего и разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений, оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанных с ней угроз негативных последствий, необходимых для осуществления экспертизы;
4) иметь опыт проведения не менее 15 экспертиз.

9. Эксперт второй категории должен соответствовать следующим требованиям:

1) иметь высшее образование;
2) иметь стаж работы не менее 7 лет по специальности, соответствующей его области (областям) аттестации;
3) знать нормативные правовые акты Российской Федерации в области промышленной безопасности, средства измерений и оборудование, а также методы технического диагностирования, неразрушающего и разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений, оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанных с ней угроз негативных последствий, необходимых для осуществления экспертизы;
4) иметь опыт проведения не менее 10 экспертиз.

10. Эксперт третьей категории должен соответствовать следующим требованиям:

1) иметь высшее образование;
2) иметь стаж работы не менее 5 лет по специальности, соответствующей его области (областям) аттестации;
3) знать нормативные правовые акты Российской Федерации в области промышленной безопасности, средства измерений и оборудование, а также методов технического диагностирования, неразрушающего и разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений, оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанных с ней угроз негативных последствий, необходимых для осуществления экспертизы.

11. Эксперту запрещается участвовать в проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании организации, в трудовых отношениях с которой он состоит.

Эксперт, которому известны обстоятельства, препятствующие его привлечению к проведению экспертизы либо не позволяющие ему соблюдать принципы ее проведения, установленные пунктом 13 настоящих Правил, не должен участвовать в проведении экспертизы.

12. Эксперты обязаны:

  • определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности путем проведения анализа материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и фактического состояния технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, подготавливать заключение экспертизы промышленной безопасности и предоставлять его руководителю организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности;
  • обеспечивать объективность и обоснованность выводов заключения экспертизы;
  • обеспечивать сохранность документов и конфиденциальность сведений, представленных на экспертизу.

III. Проведение экспертизы

13. Экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

14. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев со дня получения экспертной организацией от заказчика экспертизы (далее — заказчик) комплекта необходимых материалов и документов. Срок проведения экспертизы может быть продлен по соглашению сторон.

15. Экспертизу проводят организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, за счет средств ее заказчика.

16. Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить данную экспертизу в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а также в отношении иных объектов экспертизы, связанных с такими опасными производственными объектами. Заключение экспертизы, составленное с нарушением данного требования, не может быть использовано для целей, установленных законодательством Российской Федерации.

17. Руководителем организации, проводящей экспертизу, определяются участвующие в проведении экспертизы эксперт или группа экспертов, область аттестации которых соответствует объекту экспертизы.

В случае участия в экспертизе группы экспертов, может быть определен руководитель группы экспертов, обеспечивающий обобщение результатов, своевременность проведения экспертизы и подготовку заключения экспертизы. Область аттестации руководителя группы экспертов должна соответствовать объекту экспертизы.

18. В проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов I класса опасности вправе участвовать эксперты первой категории, аттестованные в области аттестации, соответствующей объекту экспертизы, в порядке, установленном Положением.

19. В проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов II класса опасности вправе участвовать эксперты первой и (или) второй категории, аттестованные в области аттестации, соответствующей объекту экспертизы, в порядке, установленном Положением.

20. В проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов III и IV классов опасности вправе участвовать эксперты первой, и (или) второй, и (или) третьей категории, аттестованные в области аттестации, соответствующей объекту экспертизы, в порядке, установленном Положением.

21. Экспертная организация приступает к проведению экспертизы после: предоставления заказчиком необходимых для проведения экспертизы документов;

предоставления образцов технических устройств либо обеспечения доступа экспертов к техническим устройствам, зданиям и сооружениям, применяемым на
опасном производственном объекте.

22. Заказчик обязан предоставить безопасный доступ экспертам, участвующим в проведении экспертизы, к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, к зданиям и сооружениям опасных производственных объектов, в отношении которых проводится экспертиза.

Эксперты, участвующие в проведении экспертизы, обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте, установленные заказчиком.

23. При проведении экспертизы устанавливается полнота и достоверность относящихся к объекту экспертизы документов, предоставленных заказчиком, оценивается фактическое состояние технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах.

Для оценки фактического состояния зданий и сооружений проводится их обследование.
Техническое диагностирование технических устройств проводится для оценки фактического состояния технических устройств в следующих случаях:
а) при проведении экспертизы по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем, либо при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
б) при проведении экспертизы после проведения восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство;
в) при обнаружении экспертами дефектов, вызывающих сомнение в прочности конструкции, или дефектов неизвестного происхождения.

24. При проведении экспертизы технических устройств выполняются:

а) анализ документации, относящейся к техническим устройствам (включая акты расследования аварий и инцидентов, связанных с эксплуатацией технических устройств, заключения экспертизы ранее проводимых экспертиз) и режимам эксплуатации технических устройств (при наличии);
б) расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния технических устройств (в случаях, при которых проводится техническое диагностирование технических устройств).

25. Техническое диагностирование технических устройств включает следующие мероприятия:

а) визуальный и измерительный контроль;
б) оперативное (функциональное) диагностирование для получения информации о состоянии, фактических параметрах работы, фактического нагружения технического устройства в реальных условиях эксплуатации;
в) определение действующих повреждающих факторов, механизмов повреждения и восприимчивости материала технического устройства к механизмам повреждения;
г) оценку качества соединений элементов технического устройства (при наличии);
д) выбор методов неразрушающего или разрушающего контроля, наиболее эффективно выявляющих дефекты, образующиеся в результате воздействия установленных механизмов повреждения (при наличии);
е) неразрушающий контроль или разрушающий контроль металла и сварных соединений технического устройства (при наличии);
ж) оценку выявленных дефектов на основании результатов визуального и измерительного контроля, методов неразрушающего или разрушающего контроля;
з) исследование материалов технического устройства;
и) расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния технического устройства, включающие анализ режимов работы и исследование напряженно-деформированного состояния;
к) оценку остаточного ресурса (срока службы).

26. При проведении экспертизы зданий и сооружений анализируются:

а) проектная и исполнительная документация на строительство, реконструкцию здания (сооружения), разрешение на ввод в эксплуатацию здания (сооружения);
б) документы, удостоверяющие качество строительных конструкций и материалов;
в) акты расследования аварий;
г) заключения экспертизы ранее проводимых экспертиз здания (сооружения);
д) эксплуатационная документация, документация о текущих и капитальных ремонтах, документация об изменениях конструкций зданий (сооружений).

Читайте также:  Когда началось строительство дамбы

27. Обследование зданий и сооружений включает следующие мероприятия:

а) определение соответствия строительных конструкций зданий и сооружений проектной документации и требованиям нормативных документов, выявление дефектов и повреждений элементов и узлов конструкций зданий и сооружений с составлением ведомостей дефектов и повреждений;
б) определение пространственного положения строительных конструкций зданий и сооружений, их фактических сечений и состояния соединений;
в) определение степени влияния гидрологических, аэрологических и атмосферных воздействий (при наличии);
г) определение фактической прочности материалов и строительных конструкций зданий и сооружений в сравнении с проектными параметрами;
д) оценку соответствия площади и весовых характеристик легкосбрасываемых конструкций зданий и сооружений требуемой величине, обеспечивающей взрывоустойчивость объекта (при наличии);
е) изучение химической агрессивности производственной среды в отношении материалов строительных конструкций зданий и сооружений;
ж) определение степени коррозии арматуры и металлических элементов строительных конструкций (при наличии);
з) поверочный расчет строительных конструкций зданий и сооружений с учетом выявленных при обследовании отклонений, дефектов и повреждений, фактических (или прогнозируемых) нагрузок и свойств материалов этих конструкций;
и) оценку остаточной несущей способности и пригодности зданий и сооружений к дальнейшей эксплуатации.

28. При экспертизе документации на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта выполняется анализ мероприятий, направленных на обеспечение промышленной безопасности при остановке объекта, а также исключение аварий и инцидентов при осуществлении работ по консервации, ликвидации опасного производственного объекта.

29. При экспертизе документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, выполняется анализ принятых технических решений и мероприятий на предмет их соответствия действующим требованиям промышленной безопасности.

30. Экспертная организация вправе привлекать к проведению технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, а также к проведению обследований зданий и сооружений иные организации или лиц, владеющих необходимым оборудованием для проведения указанных работ.

В случаях, когда заказчик имеет в своем штате специалистов по техническому диагностированию, обследованию зданий и сооружений, неразрушающему контролю, разрушающему контролю, допускается привлекать данных специалистов заказчика к выполнению этих работ и учитывать результаты работ, выполненных указанными специалистами при оформлении заключения экспертизы. При этом в заключении экспертизы должны указываться виды работ, выполняемые специалистами заказчика.

31. Акты по результатам проведения технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений составляются и подписываются лицами, проводившими работы, и руководителем проводившей их организации или руководителем организации, проводящей экспертизу, и прикладываются к заключению экспертизы.

IV. Оформление заключения экспертизы

32. Результатом проведения экспертизы является заключение в письменной форме, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу, и экспертом (экспертами), участвовавшим (участвовавшими) в проведении экспертизы, либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированными электронными подписями руководителя организации, проводившей экспертизу, и эксперта (экспертов), участвовавшего (участвовавших) в проведении экспертизы.14

33. Экспертная организация должна осуществлять учет выданных заключений экспертизы и хранить их копии.

34. Заключение экспертизы должно содержать:

1) титульный лист с указанием наименования заключения экспертизы;
2) вводную часть, включающую:
указание на конкретные структурные единицы нормативных правовых актов в области промышленной безопасности (пункт, подпункт, часть, статья) на соответствие которым проводится оценка соответствия объекта экспертизы;
сведения об экспертной организации (наименование организации, её организационно-правовая форма, дата выдачи лицензии на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, её номер);
сведения об экспертах, принимавших участие в проведении экспертизы (фамилия, имя, отчество (при наличии), регистрационный номер квалификационного удостоверения эксперта);
3) наименование объекта экспертизы, на который распространяется действие заключения экспертизы;
4) данные о заказчике (наименование организации, её организационно-правовая форма);
14 Пункт 4 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
5) цель экспертизы;
6) сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации;
7) краткую характеристику и назначение объекта экспертизы;
8) результаты проведенной экспертизы со ссылками на конкретные структурные единицы нормативных правовых актов в области промышленной безопасности;
9) выводы заключения экспертизы;
10) приложения, предусмотренные пунктом 31 настоящих Правил;
11) сведения о проведенных мероприятиях и о результатах технического диагностирования технических устройств, обследования зданий и сооружений (при их проведении).

35. Заключение экспертизы должно содержать один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности опасного производственного объекта):

1) объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при эксплуатации опасного производственного объекта;
2) объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия (в том числе мероприятия, компенсирующие несоответствия), после проведения которых или при выполнении которых в процессе применения техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности);
3) объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности и не может быть применен при эксплуатации опасного производственного объекта.

36. По результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений опасных производственных объектов в заключении экспертизы должны дополнительно приводиться сведения о расчетных и аналитических процедурах оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации.

37. По результатам проведения экспертизы декларации промышленной безопасности в заключении экспертизы должны содержаться следующие выводы:

  • об обоснованности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчета последствий аварии и показателей риска;
  • о правильности и достоверности выполненных расчетов по анализу риска, а также полноты учета факторов, влияющих на конечные результаты;
  • о вероятности реализации принятых сценариев аварий и возможности выхода поражающих факторов этих аварий за границу опасного производственного объекта, а также последствиях воздействия поражающих факторов на население, другие объекты, окружающую среду;
  • о достаточности мер предотвращения проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц.

38. При проведении экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта или вносимых в него изменений в заключении экспертизы должны содержаться следующие сведения:

  • оценка полноты и достоверности информации, представленной в обосновании безопасности;
  • оценка полноты и достаточности мероприятий, компенсирующих отступления от норм и правил в области промышленной безопасности;
  • оценка обоснованности результатов оценки риска аварий, в том числе адекватности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчетов по оценке риска, правильности и достоверности этих расчетов, а также полноты учета всех факторов, влияющих на конечные результаты;
  • оценка учета современного опыта эксплуатации, капитального ремонта, консервации и ликвидации опасных производственных объектов в обосновании безопасности;
  • оценка полноты требований к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации или ликвидации опасного производственного объекта, установленных в обосновании безопасности.

39. Заключение экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта содержит один из следующих выводов:
1) обоснование безопасности опасного производственного объекта
соответствует требованиям промышленной безопасности;
2) обоснование безопасности опасного производственного объекта не соответствует требованиям промышленной безопасности.

40. Заключение экспертизы представляется заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контрольные и (или) надзорные функции в области промышленной безопасности на опасном производственном объекте, в отношении которого проведена экспертиза (его территориальный орган), для внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.15

1 Пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
2 Положение об аттестации экспертов в области промышленной безопасности, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 г. № 509 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 23, ст. 3313; 2020, № 30, ст. 4898) (далее — Положение).

3 Статья 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
4 Подпункт «а» пункта 16 Положения.
5 Подпункт «а» пункта 16 Положения.

6 Подпункт «а» пункта 16 Положения.
7 Пункт 10 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

8 Пункт 9 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
9 Пункт 3 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
10 Пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

11 Пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
12 Пункт 3 статьи 2 Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
13 Пункт 3 статьи 2 Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

14 Пункт 4 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Читайте также:  Лучшие компании каркасного строительства

15 Пункт 5 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Источник: hna34.ru

Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции опасных производственных объектов

Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту опасного производственного объекта установлены в статье 8 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В вопросах обеспечения безопасности строительства опасных производственных объектов необходимо в первую очередь руководствоваться законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, соответствующими техническими регламентами.

В случае, когда данные вопросы указанным законодательством не урегулированы, следует руководствоваться законодательством о градостроительной деятельности (статья 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация — это документация, которая содержит материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяет архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Состав разделов проектной документации и требования к их содержанию содержатся впостановлении Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87.

В процессе строительства, реконструкции не допускаются отклонения от проектной документации.

Отклонение от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта опасного производственного объекта организации, разработавшие проектную документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.

Строительство, реконструкция, а также капитальный ремонт объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Порядок получения разрешения на строительство содержится в статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Соответствие построенных, реконструированных, отремонтированных опасных производственных объектов проектной документации требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Постановлением Госгортехнадзора России от 18 октября 2002 года N 61-А утверждены «Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов».

К проектированию опасного объекта предъявляются следующие требования :

— при проектировании опасных производственных объектов обеспечивается контроль качества проектной документации и авторский надзор за соблюдением проектных решений в процессе строительства опасных производственных объектов;

— при разработке проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в соответствующих разделах проектной документации на всех этапах проектирования учитываются требования и предусматриваются мероприятия по обеспечению промышленной безопасности, предупреждению аварий и локализации их последствий с необходимыми обоснованиями и расчетами;

— в проектной документации предусматриваются :

— мероприятия по предупреждению аварий и локализации их последствий, как на самом проектируемом объекте, так и в результате аварий на других объектах в районе размещения проектируемого объекта;

— обоснованные и достаточные решения по обеспечению промышленной безопасности, учитывающие особо сложные геологические и гидрогеологические условия строительства, сейсмичность, оползневые и другие явления;

— для опасного производственного объекта, для которого установлена обязательность разработки декларации промышленной безопасности, в составе проектной документации разрабатывается декларация промышленной безопасности;

— проектная документация и изменения, вносимые в нее, подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии с правилами проведения экспертизы промышленной безопасности.

По обращению заказчика исходные данные для разработки проектной документации рассматриваются органами Ростехнадзора на соответствие требованиям промышленной безопасности, достижениям научно-технического прогресса в области новых технологических процессов, оборудования и материалов.

Согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация опасных производственных объектов должна содержать перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В случаях, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса, проектная документация направляется на государственную экспертизу.

Предметом государственной экспертизы проектной документации являются :

— оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий;

— оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года N 145 утвержденоПоложение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

В статье 48_1 Градостроительного кодекса Российской Федерации введены понятия «уникальные» и «особо опасные, технически сложные объекты». Государственная экспертиза проектной документации указанных объектов осуществляется на федеральном уровне.

К особо опасным и технически сложным объектам относятся :

— объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов)

— гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;

— сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи

— линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;

— объекты космической инфраструктуры;

— объекты авиационной инфраструктуры;

— объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

— морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;

— тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;

— опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:

— опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;

— опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;

— опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

Не относятся к особо опасным и технически сложным объектам газораспределительные системы, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением до 1,6 мегапаскаля включительно.

Проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности в соответствии с частью 6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подлежит также государственной экологической экспертизе.

Проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт опасного производственного объекта, подлежат государственной экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с постановлением Госгортехнадзора России от 18 октября 2002 года N 61-А к строительству опасного производственного объекта предъявляются следующие требования :

— решение о начале строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта принимается при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации, утвержденного Ростехнадзором России;

— в процессе строительства обеспечивается контроль качества строительных и монтажных работ, а также контроль состояния технической базы и технических средств строительства и монтажа;

— по окончании строительства производится приемка опасного производственного объекта в эксплуатацию.

В ходе приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию контролируется :

— соответствие выполненных работ проектным решениям по обеспечению промышленной безопасности;

— проведение испытаний технических средств и оборудования, обеспечивающих предупреждение аварий и локализацию их последствий, соответствие испытаний утвержденной программе;

— готовность персонала и аварийно-спасательных служб к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий;

— для пусконаладочных работ разрабатывается специальная технологическая документация, предусматривающая необходимые меры безопасности.

Установка грузоподъемных машин, организация и выполнение строительно-монтажных работ с их применением осуществляются в соответствии со специально разработанным для этих целей проектом производства работ грузоподъемными кранами.

Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 мая 2007 года N 317.

Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном встатье 55 Градостроительного кодекса.

При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2005 года N 698.

Источник: perekos.net

Рейтинг
Загрузка ...