1. Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при условии соответствия некоммерческой организации следующим требованиям:
1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем пятидесяти индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации на основании договора подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, являющихся застройщиками, самостоятельно выполняющими инженерные изыскания или осуществляющими подготовку проектной документации;
2) наличие у некоммерческой организации компенсационного фонда возмещения вреда, сформированного в размере, установленном статьей 55.16 настоящего Кодекса;
Требование к участникам о членстве в СРО при закупках строительства (44 и 223-ФЗ), А.Н. Евсташенков
3) наличие у некоммерческой организации стандартов саморегулируемой организации и внутренних документов, разработка и утверждение которых саморегулируемой организацией в соответствии со статьей 55.5 настоящего Кодекса являются обязательными.
2. В случае, если не менее чем пятнадцать членов некоммерческой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, подали в саморегулируемую организацию заявления о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации с использованием конкурентных способов заключения договоров, такая некоммерческая организация на основании заявлений указанных членов по решению ее постоянно действующего коллегиального органа управления обязана дополнительно сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Размер данного компенсационного фонда рассчитывается как сумма определенных для каждого уровня ответственности по обязательствам членов саморегулируемой организации произведений количества членов некоммерческой организации, указавших в заявлении о намерении одинаковый уровень ответственности по обязательствам, и размера взносов в данный компенсационный фонд, установленного в соответствии со статьей 55.16 настоящего Кодекса для данного уровня ответственности по обязательствам.
3. Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, при условии соответствия некоммерческой организации следующим требованиям:
1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем ста индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство на основании договора строительного подряда, снос объектов капитального строительства на основании договора о сносе объекта капитального строительства, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения (далее — договор подряда на осуществление сноса), индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, являющихся застройщиками, самостоятельно осуществляющими строительство, снос объектов капитального строительства, зарегистрированных в установленном законом порядке на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, и индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство, снос объектов капитального строительства и указанных в пунктах 1 и 2 части 3 статьи 55.6 настоящего Кодекса;
3 важных изменения в строительном законодательстве от 1 сентября 2022
2) отсутствие у некоммерческой организации территориальных подразделений, обособленных филиалов и представительств, расположенных за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором такая некоммерческая организация зарегистрирована;
3) наличие у некоммерческой организации компенсационного фонда возмещения вреда, сформированного в размере, установленном статьей 55.16 настоящего Кодекса;
4) наличие у некоммерческой организации стандартов саморегулируемой организации и внутренних документов, разработка и утверждение которых саморегулируемой организацией в соответствии со статьей 55.5 настоящего Кодекса являются обязательными.
4. В случае, если не менее чем тридцать членов некоммерческой организации, указанной в части 3 настоящей статьи, подали в саморегулируемую организацию заявления о намерении принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, такая некоммерческая организация на основании заявлений указанных членов по решению ее постоянно действующего коллегиального органа управления обязана дополнительно сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Размер данного компенсационного фонда рассчитывается как сумма определенных для каждого уровня ответственности по обязательствам членов саморегулируемой организации произведений количества членов некоммерческой организации, указавших в заявлении о намерении одинаковый уровень ответственности по обязательствам, и размера взносов в данный компенсационный фонд, установленного в соответствии со статьей 55.16 настоящего Кодекса для данного уровня ответственности по обязательствам.
5. При определении числа членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства учитываются только индивидуальные предприниматели и юридические лица, соответственно выполняющие инженерные изыскания, осуществляющие подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства.
6. Требования, установленные частями 1 — 4 настоящей статьи и предъявляемые к некоммерческим организациям, являются обязательными на момент внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и в течение всего срока деятельности саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено частью 7 настоящей статьи.
7. Некоммерческая организация, указанная в части 1 или 3 настоящей статьи, в процессе своей деятельности не утрачивает статуса саморегулируемой организации в случае:
1) если саморегулируемой организацией не сформирован компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, предусмотренный частями 2 и 4 настоящей статьи;
2) снижения не более чем в два раза в процессе деятельности саморегулируемой организации минимального количества членов саморегулируемой организации, выразивших намерение принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров и уплативших взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, если такое снижение не привело к уменьшению размера компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, первоначально сформированного такими членами саморегулируемой организации с учетом их фактического уровня ответственности по обязательствам.
8. Некоммерческая организация, указанная в части 1 или 3 настоящей статьи и сформировавшая компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не вправе в процессе своей деятельности принимать решение о ликвидации данного компенсационного фонда саморегулируемой организации.
Источник: rulaws.ru
Требования в закупках для участников СРО
СРО для госзакупки — это требование о членстве участников в саморегулируемой организации. Для некоторых заказов такое условие является обязательным.
Допуск СРО в прошлом?
Федеральный закон от 03.07.2016 № 372-ФЗ внес правки в Градостроительный кодекс, которые вступили в силу с 1 июля 2017 года.
Во-первых, субподрядчикам допуск саморегулируемой организации к выполнению работ, которые влияют на безопасность объектов капстроительства, стал не нужен еще с 18.06.2017. А основные подрядчики забыли о требовании к членству СРО для допуска к такого рода работам только с 01.07.2017.
Во-вторых, унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения и организации с государственным участием вправе без допуска выполнять функции технического заказчика, заключать договор подряда на выполнение инженерных изысканий или проводить проектирование без СРО с органами:
- исполнительной власти;
- государственной власти субъектов РФ;
- местного самоуправления;
- госкорпорациями, которые осуществляют регулирование в соответствующей области.
При этом в закупках любых проектно-изыскательских работ и инженерных изысканий участники по-прежнему обязаны иметь членство СРО.
В-третьих, кандидаты на исполнение контрактов по строительству, реконструкции, капремонту должны состоять в СРО. Но есть исключения. Не обязаны иметь допуск:
- унитарные предприятия;
- государственные и муниципальные учреждения;
- юрлица с госучастием;
- подрядчики, которые выполняют строительно-монтажные работы по контрактам на сумму не более 3 млн руб.
В-четвертых, член саморегулируемой организации, который хочет участвовать в аукционе или иной конкурентной закупке, вносит деньги в особый компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Этот фонд выступает дополнительной страховкой заказчиков от недобросовестных подрядчиков.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как учитываются взносы в СРО по бухгалтерии. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Для кого членство обязательно
Некоторые юрлица ведут экономическую деятельность только при условии членства в саморегулируемой организации или наличии свидетельства СРО о допуске к проведению работ (абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ). В законе о саморегулируемых организациях № 315-ФЗ от 01.12.2007 указано, кто должен быть членом СРО в обязательном порядке (ч. 2 ст. 5 315-ФЗ):
- организации — технические заказчики;
- участники аукциона на заключение договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья, строительства и эксплуатации наемного дома социального использования;
- организации и ИП, которые работают по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, с разрешением на использование государственных земель;
- организации и ИП, которые работают по договорам о подготовке проектной документации с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором;
- организации и ИП, которые работают по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства;
- организации и ИП, которые работают по договорам подряда на осуществление сноса объекта капитального строительства;
- лица, которые занимаются проведением энергетического обследования;
- оценщики;
- арбитражные управляющие;
- аудиторы;
- финансовые организации;
- граждане, которые ведут актуарную деятельность;
- кадастровые инженеры.
Если у этих физических, юридических лиц и ИП нет членства в саморегулируемой организации, они не должны заниматься указанной деятельностью. Если заказчик обнаружит это несоответствие, он вправе оказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке и потребовать компенсацию за причиненные убытки.
Все остальные компании, индивидуальные предприниматели не обязаны вступать в СРО, но они вправе это сделать по собственному желанию (ч. 5 ст. 5 315-ФЗ). Для закупок требования к участникам СРО обязательны в таких случаях:
- заказ инженерных изысканий;
- приобретение услуг по подготовке проектной документации;
- строительные работы: строительство и капитальный ремонт, снос и реконструкция.
Участники тендеров в градостроительной сфере обязаны подтверждать членство в саморегулируемой организации и предоставлять заказчику выписку.
Таблица: когда нужен допуск
Разберем, до какой суммы можно участвовать в аукционах без СРО, и другие важные вопросы про членство в саморегулируемой организации в таблице:
Разбираем выписку из реестра членов СРО
Если заказчик установил требование выписки СРО, то в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт подрядчик обязан прикрепить выписку из реестра членов. Актуальная форма утверждена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 86 от 04.03.2019.
Анализ выписки важен при подведении итогов электронного аукциона, поскольку позволяет избежать и необоснованного отказа, и, как следствие, ответственности за это. Предлагаем пошаговый алгоритм проверки данного документа.
1. Проверьте цену, которую предложил участник.
Например, НМЦК аукциона 3,8 млн руб. Во время торгов НМЦК была снижена до 2,9 млн руб. В заявке участника, который сделал такое предложение, нет выписки из реестра. Отклонять заявку не следует, так как участник не обязан состоять в СРО и, соответственно, не должен представлять такой документ. В 315-ФЗ нет конкретного ответа, нужно ли писать в контракте про номер СРО, — по законодательной логике этого делать не требуется, если в закупочной документации не установлено условие о членстве в саморегулируемой организации.
2. Проверьте дату выписки. По нормам она должна быть выдана не ранее, чем за месяц до даты окончания подачи заявок. Например, если выписка датирована 15 января, а окончание приема заявок — 25 января, запрос от участника принимают к рассмотрению. А если подача заявок заканчивается 27 июля, а выписка выдана 15 июня, заявку следует отклонить (ч. 4 ст. 55.17 ГК РФ, п. 1 ч. 6 ст.
69 № 44-ФЗ).
3. Проверьте, не исключен ли участник из СРО. Эта информация указана в разделе 2.
4. Убедитесь, может ли подрядчик выполнять закупаемые работы. Эта информация указана в разделе 3.
5. Убедитесь, что уровень ответственности соответствует цене, которую предложил участник аукциона. Например, предложение участника с первым уровнем ответственности составило 70 млн руб., а предельный размер обязательств по первому уровню составляет 60 млн руб. Заявку такого участника надлежит отклонить.
Уровни ответственности
Уровни ответственности участника, который осуществляет строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капстроительства, зависят от его взноса в компенсационный фонд (ч. 12 ст. 55.16 ГК РФ).
- 100 000 руб. и стоимость по одному договору не должна превышать 60 000 000 руб.
- 500 000 руб. и цена одного контракта не превышает 500 000 000 руб.
- 1 500 000 руб. при стоимости одного договора 3 млрд руб.
- 2 000 000 руб. при цене одной сделки в 10 млрд руб.
- Более 10 млрд руб. за один договор — показатель взноса равен 5 000 000 руб.
Получил 3 диплома с отличием по юриспруденции и управлению закупочной деятельности. Работал ведущим специалистом в администрации муниципального образования, специалистом по размещению заказа в федеральной организации и руководителем тендерного отдела.
Источник: goscontract.info
СРО и Градостроительный Кодекс
Как регулировать работу строителей, законодательство о СРО поясняет в соответствующих статьях. Но использовать закон на практике почти невозможно. Обычно он становится чертой, которую нельзя преступать, или даже существенной помехой. В связи с этим в профессиональном сообществе часто готовы прощать друг другу мелкие нарушения.
Один из способов предотвратить эти нарушения – изменить законодательство СРО, сделать его удобным для практиков саморегулирования и строительства.
С этой целью впервые попал под изменения Градостроительный кодекс. СРО-пионеры когда-то не имели дифференцированного комфонда – работы с любым генподрядом требовали одинаковой финансовой ответственности.
Градостроительный кодекс СРО: что произошло с комфондом
Сейчас об этом уже мало кто помнит, ведь после поправок ГрК в 2010 году существенно изменилась ответственность за объекты и вместе с тем за допуски СРО. Статьи 55.1 – 55.5, в которых говорится о порядке выдачи допуска и размере комфонда, теперь дополнены чётким разделением финансовой ответственности. Чем выше генподряд, тем больше размер комфонда и тем выше требования к квалификации специалистов.
Ещё один нюанс, влияющий на допуски СРО – статьи кодекса ранее не содержали требования о полном погашении комфонда перед выдачей разрешения. После 2010 года этот момент прописан в градостроительном кодексе, СРО не имеют права на обеспечение рассрочки.
Правда, это право сохраняется за управляющей компанией, и строители продолжают получать свои допуски, не погасив рассрочки. Зато состоялся вывод финансовых операций за пределы СРО – необходимый шаг для устранения коммерческой составляющей.
Законодательство о СРО: другие изменения
Если в перечне работ появятся новые изменения, то вступить в силу они смогут только спустя 6 месяцев. Так у членов СРО появилась стабильная возможность подготовиться к изменениям: разработать и утвердить новые документы. Некоторые изменения коснулись работников строительных организаций.
Источник: sro.dicaster.ru