В рамках работы над http://metro.ru/ публикую отрывок из книги профессора Ю. А. Лиманова «Метрополитены» (Москва 1960) о первой бетонной обделке в Московском метрополитене, примененной на строительстве первой очереди между станциями Охотный ряд и Лубянка. Фотографию этого тоннеля вы можете посмотреть по этой ссылке.
Обделка из сборного бетона и железобетона
Эта обделка является в настоящее время основной и самой прогрессивной конструкцией для перегонных тоннелей метрополитенов. При существующем объеме строительства метрополитенов в СССР применение сборной железобетонной обделки взамен чугунных тюбингов позволяет экономить до 200 тыс. т металла ежегодно.
Впервые в СССР тоннельная обделка из сборного бетона была применена в 1934 г. на I очереди строительства Московского метрополитена на участке между станциями Охотный ряд и Дзержинская, сооружаемом щитовым способом. Эта обделка наружным диаметром 6,5 м состояла из 12 бетонных блоков толщиной 50 см и шириной 75 см. Она была рассчитана на воспринятие горного давления. Водонепроницаемость обделки обеспечивалась внутренней трехслойной оклеечной изоляцией, поддерживаемой железобетонной оболочкой (рис. 39), которая рассчитывалась на действие внешнего гидростатического давления.
Как выбрать тюбинг? Советы специалистов.
Рис. 39. Блочная бетонная обделка
Все бетонные блоки (рис. 40) стандартной формы, кольцевые грани усилены арматурой диаметром 10—12 мм и имеют с одной стороны два выступа высотой по 40 мм, а с другой два углубления по 30 мм. Выступы устанавливаемого блока (с соблюдением продольной перевязки швов) упирались в углубления блока собранного кольца, образуя между кольцами шов шириной 1 см. Такой же шов оставлялся между радиальными гранями блоков путем закладки металлических прокладок. После сборки кольца швы заполнялись цементным раствором под давлением 5 атм через специальные отверстия в блоках.
Рис. 40. Бетонный блок
При изготовлении блоков на их внутренней поверхности делались два углубления для крепления захватного приспособления укладчика. Вес каждого блока 1,4 т, марка бетона 110, объем бетона на 1 пог. м тоннеля 10,2 м³.
Внутренняя железобетонная оболочка изготовлялась из бетона марки 140 и в зависимости от гидростатического давления имела толщину 20—30 см.
Применение подобной двухслойной обделки с большим расходом бетона и арматуры и сложным производством работ не могло удовлетворить строителей и заставило их изыскивать более индустриальные конструкции обделок.
Опытные работы в этом направлении были начаты еще в предвоенные годы как в СССР, так и за границей. Известно, например, что в Лондоне построен опытный участок тоннеля с обделкой внутренним диаметром 3,73 м, состоящей из 6 нормальных и 1 замкового железобетонных тюбингов. Высота бортов тюбинга 12,4 см, толщина борта 8 см и толщина оболочки 5 см.
Длина тюбинга (по дуге) 1,83 м, ширина 0,5 м, вес 230 кг. Тюбинги соединялись между собой при помощи болтов с битумными шайбами. Благодаря тому, что тоннели располагались в так называемых лондонских глинах, для полной гидроизоляции тоннелей было вполне достаточным нагнетание за обделку цементного раствора с заполнением желобков в стыках тюбингов тем же раствором. Укладка тюбингов производилась вручную.
Чем опасен тюбинг
В СССР сборные железобетонные обделки получили широкое применение в последние годы в результате больших опытных работ, развернутых после постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства (1954 г.).
Источник: ru-metro.livejournal.com