Заканчивается календарный год. Что делают организации по его итогам как экономические субъекты? Правильно: составляют годовой бухгалтерский отчет, перед которым необходимо провести инвентаризацию.
Об этом сказано в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» . В статье 11 этого закона, которая так и называется — «Инвентаризация активов и обязательств», отсутствуют методические указания по инвентаризации и не указано никаких особенностей проведения проверки активов по итогам года. Просто сказано, что инвентаризация должна быть, и что она заключается в сверке учетных данных с данными фактическими. А за подробностями законодатель отсылает нас к «федеральным стандартам». В настоящее время в роли этих стандартов выступают ПБУ, ФСБУ и другие нормативные документы, принятые Минфином РФ.
Правила проведения инвентаризации: периодичность
При ознакомлении с документами Минфина бросается в глаза общая идея, которая недвусмысленно в них зафиксирована: любая организация обязана проводить инвентаризацию всех активов и обязательств как минимум один раз в год (перед составлением годового бухгалтерского отчёта). Об этом идет речь:
Вебинар: Документирование аудита по МСА на базе новой программы IT Audit
- в пунктах 26 и 27 раздела II «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (утвержден Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н );
- пункте 38 раздела VII ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;
- пункте 1.5 раздела 1 «Методических указаний» (утверждены Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 ). Реже инвентаризируют только основные средства (один раз в три года) и библиотечные фонды (один раз в пять лет).
Организация самостоятельно определяет сроки проведения годовой инвентаризации в 2021 году и фиксирует их в учетной политике.
Кто обязан проводить инвентаризацию
Методичка предусматривает, что инвентаризацию должны производить все без исключения организации, которые ведут бухгалтерский учет, включая:
- компании, которые являются субъектами малого предпринимательства;
- юрлиц, не подлежащих обязательному аудиту;
- фирмы, применяющие УСН или ЕНВД.
Про все вышеуказанные категории юридических лиц (равно как и про какие-то другие) ни в одном из документов Минфина ничего не сказано о том, что это их не касается. Малые предприятия обязаны подчиняться общим правилам.
Однако, если условное ООО «Комод» не проводит годовую инвентаризацию, то никто его за это не накажет — ни Минфин, ни ФНС, ни Роскомнадзор, ни МВД. Вообще никто! Значит, разрешается не проводить проверку? Если руководству сильно не хочется, не проводите.
Но в бухгалтерском учете существуют такие нормы, поэтому все же надо. Положено так. Если организация числит себя правильным и добросовестным экономическим субъектом, она должна выполнять требования по контролю за фактическим наличием имущества и обязательств. Ну, и потом, неужели руководству организации неинтересно знать, как обстоят дела с сохранностью учетных объектов и задолженностями? Даже исходя из здравого смысла, инвентаризация хотя бы раз в год необходима всем организациям, в том числе и малым.
Порядок проведения инвентаризации, учет излишков и недостач
Виды инвентаризации в бухгалтерском учете
Если проводится инвентаризация в бюджетном учреждении в 2021 году с новыми стандартами или в коммерческой организации, она бывает: полная или частичная, плановая и внеплановая и так далее. Выбор вида зависит от различных обстоятельств — они представлены в таблице.
Порядок проведения инвентаризации: поэтапно
Пройдем по всем этапам проведения переучета ТМЦ вместе, разберем, как проводится инвентаризация для чайников на всех этапах, начиная от принятия решения о ее проведении, до подведения итогов.
Этап 1. Инвентаризационная комиссия
Согласно пункту 2.2 раздела 2 Указаний, инвентаризацию проводит постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Перед началом проверки ее надо создать.
Чтобы понимать, кого в нее включают, посмотрим на пункт 2.3 Указаний, в котором сказано, кто должен проводить инвентаризацию в организации, дословно:
В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты.
В переводе с канцелярского на русский это означает: «любые сотрудники организации». Существует некоторое исключение: материально ответственных лиц (если они, конечно, есть в организации) в инвентаризационную комиссию включать не следует. Это связано с тем, что все виды инвентаризации предусматривают сверку фактических данных с учетными. За фактическое наличие некоторых ценностей отвечает материально ответственное лицо.
Возникает вопрос, можно ли проводить инвентаризацию без участия материально ответственного лица или его необходимо включить в состав комиссии? Напрямую в Указаниях о запрете участия в инвентаризационной комиссии материально ответственных лиц нигде не сказано, но это подразумевается, если ознакомиться с пунктом 2.8, где сказано, что проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц. То есть чтобы они присутствовали при проведении проверки и могли объяснить, почему чего-то не хватает или что-то присутствует в избытке.
Этап 2. Определение сроков
После того как комиссию создали, определяемся со сроками проведения инвентаризации, то есть когда она начнется и закончится и по состоянию на какую дату закончится. Общий порядок закрепляют либо в учетной политике, либо в отдельном «Положении о порядке проведения инвентаризации». А конкретные сроки следует устанавливать приказом руководителя.
Этап 3. Проверка остатков ТМЦ
Далее уже идет рутинный процесс. Вооруженная инвентарной ведомостью, составленной на основании данных бухгалтерского учета на дату проведения инвентаризации, комиссия отправляется в путь — сличать то, что написано в ведомости, с тем, что есть в наличии (то есть то, что комиссия видит своими глазами). Некоторые предметы легко сверяются с данными учета, поскольку если есть фактическое наличие имущества, то это не проблема. Как это делать, регламентирует порядок проведения и учет результатов инвентаризации ТМЦ в организации — отмечать в описи учетные остатки и фактическое наличие. При выявлении расхождений указывать количество и стоимость излишков или недостачи.
А как поступать с имуществом, которое в учете не числится? Вот, например, хозяйственный инвентарь. Обычно его стоимость списывается в расходы в момент отпуска в эксплуатацию. И все, из бухгалтерского учета объект исчезает. Что делать? Вести количественный учет такого имущества. В штуках.
Поскольку раз имущество еще используется, значит, оно существует. Сформируйте отдельный регистр — хоть на базе бухгалтерской программы, хоть отдельно. Это делают далеко не все организации, но Минфин настоятельно рекомендует не пренебрегать этим (см., например, абзац 4 пункта 5 раздела I ПБУ 6/01 , а с 01.01.2022 — ФСБУ 6/2020 ).
Этап 4. Учет чужого имущества
Если сотрудник компании принес кое-что из дома к себе в контору, причем не ручку с карандашом, а, скажем, шкаф. Или стол. Имеет он на этот право? Вполне. Он дарит этот шкаф организации? Вовсе нет.
Это его имущество. Просто он с согласия руководства фирмы (если это рядовой сотрудник) или по собственной инициативе (если это директор) так поступил. Что делаем? Есть варианты:
- оставить как есть. Если это его шкаф, куда хочет, туда и ставит. Пусть и стоит, пользу приносит. Ну и что, что он стоит на территории организации? Но этот вариант правильным не является;
- заключить договор хранения. И учитывать этот шкаф в забалансовом учете (на счете 002) в условной оценке. То есть в той, какую ему определили стороны договора.
Разумеется, и учитываемый в штуках инвентарь, и «имущество на хранении» подлежат ежегодному контролю и пересчету. Никаких исключений тут нет. Естественно, если мы говорим как «должно» поступать. Если вы с этим не согласны, можете этого не делать.
Как уже говорилось, контролирующие органы не вправе налагать на юрлицо никаких санкций за нарушение порядка и полноты проведения проверки ТМЦ. В принципе, это делает собственник (в соответствии с внутренними регламентами), но в малых предприятиях руководитель и владелец организации обычно являются одним и тем же лицом. Не накажет же директор сам себя.
Этап 5. Излишки и недостачи
Последним этапом сверки остатков имущества является принятие решения по выявленным расхождениям. С излишками все просто — это доход, подлежащий налогообложению (что при общей системе, что при УСН). С недостачами чуть сложнее. Понятно, что это убыток организации, но прежде чем его списать как некомпенсируемые расходы, проводят небольшое внутреннее расследование.
Другими словами, перед тем как ответить на вопрос «Что делать?», отвечаем на вопрос «Кто виноват?». Признанный виновным в недостаче сотрудник ее возмещает в порядке, предусмотренном главой 39 ТК РФ.
А если виновный не обнаружен или все сотрудники виноваты солидарно, тогда недостача — однозначный убыток. «УСНщики» такой убыток признать в целях уменьшения налогооблагаемой базы не смогут — его нет в списке расходов, приведенных в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Но пусть те, кто применяет общую систему, особо не злорадствуют — им тоже списать недостачу в налоговом учете просто так никто не даст.
Недостачи материальных ценностей в производстве и на складах при отсутствии виновных лиц признаются внереализационными расходами лишь в случае, когда факт отсутствия виновных лиц документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти (согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 265 НК РФ) (в постановлении о приостановлении уголовного дела в связи с неустановлением виновных лиц (согласно подпункту 1 пункта 1 и пункта 2 статьи 208 УПК РФ)). Существуют, правда, нормы естественной убыли, но они касаются далеко не всех материальных объектов. Естественная убыль у помидоров или цемента предусмотрена, но у инструментов или канцелярских принадлежностей ее точно не бывает. По таким итогам проверки в бухучете расходы будут, а в налоговом учете — нет.
Документальное оформление результатов
Для оформления результатов инвентаризации разработаны унифицированные описи и акты. Но строгих правил, как правильно оформить инвентаризацию документально, не предусмотрено. Если расхождений с бухучетом нет, все графы описей и актов заполняются автоматически. И подведение итогов упрощается. Если расхождения есть, требуется составлять сличительные ведомости.
По итогам годовой инвентаризации комиссия оформляет протокол. Если были выявлены излишки или недостачи, дополнительно заполните ведомость ИНВ-26. На основании этих документов издайте приказ руководителя об утверждении результатов инвентаризации.
Правила проведения инвентаризации расчетов
Теперь поговорим о сверке расчетов. Это то, что обязательно нужно сделать во время годовой инвентаризации, — свериться со всеми контрагентами. Тут все просто: взять да и разослать всем контрагентам по списку письма-сверки. Мол, по нашим данным, вы нам должны 20 000 рублей, просим подтвердить (или опровергнуть) в 10-дневный срок.
А если вы на наше письмо не прореагировали, значит, вы согласны с нашей суммой. И все дела. А потом по итогам рассылки составить сличительную ведомость, и если вылезут расхождения по расчетам, то придется заниматься выяснением истины: кто из двух сторон прав и кто, кому и сколько должен.
Отметим, что ни аудиторы, ни налоговые инспекторы не вправе требовать от организации наличия актов сверки со всеми контрагентами, поскольку это не регламентировано ни бухгалтерским, ни налоговым законодательством. Проводить проверку взаиморасчетов на основании актов сверки — это акт доброй воли организации, необходимость, продиктованная здравым смыслом.
Итоги: обязательной ежегодная проверка не является. Штрафов не предусмотрено
Подведем итог. сверка остатков и расчетов — нужная процедура, без которой увязать учет с фактом просто невозможно. Да, это громоздкая и тяжелая работа, требующая внимания и скрупулезного выполнения множества формальных требований. Можно, конечно, игнорировать проверку ТМЦ или проводить ее «для галочки». Но в этом случае компания обманет только саму себя.
Но налоговики не наказывают за отсутствие ежегодных проверок. И только аудиторы при обязательном аудите финансовой отчетности требуют ее проведения для обеспечения достоверности учетных данных.
Источник: osoboem.ru
Участие аудитора в инвентаризации объекта строительства является формой реализации
Качество проведения аудиторской проверки определяется многими факторами, среди которых можно выделить надежность и достаточность полученных в ходе проверки доказательств. Согласно стандартам аудиторской деятельности одним из основных методов получения доказательств является инвентаризация.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов утвержден Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49.
Роль инвентаризации в аудите трудно переоценить. В правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 5 «Аудиторские доказательства» приведены основные методы получения доказательств и предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, в отношении которых необходимо собрать доказательства, а также перечислены основные качественные (надлежащий характер) и количественные (достаточность) требования к полученным доказательствам.
Одним из методов получения доказательств согласно вышеназванному стандарту является наблюдение. Оно представляет собой отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами (например, наблюдение аудитора за пересчетом материальных запасов, иных ценностей, осуществляемым сотрудниками аудируемого лица, или отслеживание выполнения процедур внутреннего контроля, по которым не остается документальных свидетельств для аудита).
В соответствии с правилом (стандартом) № 6 «Аудиторское заключение» аудитор может модифицировать аудиторское заключение посредством включения оговорки, в случае если он не присутствовал при инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Согласно правилу (стандарту) аудиторской деятельности № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» под контрольной средой понимаются осведомленность и действия руководства аудируемого лица, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, а также понимание важности такой системы. Контрольная среда влияет на эффективность конкретных средств контроля и включает в том числе сравнение результатов подсчета денежных средств, ценных бумаг и товарно-материальных запасов с бухгалтерскими записями (инвентаризацией).
В соответствии с правилом (стандартом) № 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита» аудитор в ответ на оценку риска возможного существенного искажения, появляющегося в результате недобросовестного составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, может принять ряд мер, в частности по инвентаризации материальных запасов. Если существует риск возможного существенного искажения в результате недобросовестных действий в отношении количества материальных запасов, то следует проверить документацию по запасам в целях установления местонахождения отдельных единиц или мест, требующих особого внимания во время или после инвентаризации. Такая обзорная проверка может привести, например, к принятию решения об инвентаризации в отдельных местах без предварительного оповещения или к просьбе, обращенной к руководству аудируемого лица, об обеспечении проведения инвентаризации во всех местах в одно и то же время.
С принятием новых федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2005 г. № 228 «О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696», значение инвентаризации в аудите как одного из основных методов получения доказательств только усилилось.
Так, правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 17 «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях» регламентируется обязательное присутствие аудитора при проведении инвентаризации материально-производственных запасов во всех случаях, когда величина таких запасов является существенной для финансовой (бухгалтерской) отчетности. При этом аудитор должен получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства относительно количества и состояния материально-производственных запасов, присутствуя при их инвентаризации. Это позволяет аудитору инспектировать МПЗ, наблюдать за соблюдением установленного порядка контроля за их сохранностью и отражением в бухгалтерском учете результатов проведения инвентаризации, а также получать доказательства надежности процедур, предусмотренных руководством аудируемого лица.
Практика аудита показывает, что участие аудитора в ходе инвентаризации аудируемого лица происходит достаточно редко по ряду причин:
- • во-первых, отношение к инвентаризации является формальным для многих организаций, несмотря на то что именно инвентаризация является одним из ключевых элементов системы внутреннего контроля;
- • во-вторых, участие аудитора в процессе инвентаризации неизбежно увеличивает срок проведения проверки, что автоматически сказывается на ее стоимости.
При этом стандарт № 17 регламентирует порядок получения аудиторских доказательств при отсутствии участия аудитора в процессе инвентаризации. Если в силу непредвиденных обстоятельств аудитор не может присутствовать при инвентаризации МПЗ, то он самостоятельно проводит выборочный осмотр и пересчет запасов или наблюдает за проведением инвентаризации в другой день, а в случае необходимости составляет оборотную ведомость движения запасов в период между датами, по состоянию на которые проведен выборочный осмотр и пересчет и составлена финансовая (бухгалтерская) отчетность.
Часто местонахождение и характер материально-производственных запасов не позволяют аудитору присутствовать при инвентаризации. В подобном случае ему необходимо определить, возможно ли в ходе выполнения альтернативных процедур получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства относительно количества и состояния этих запасов, а также сделать вывод об отсутствии оснований для включения в аудиторское заключение оговорки об ограничении объема аудита. Например, документация по последующей продаже МПЗ, приобретенных до проведения инвентаризации, может давать достаточные надлежащие аудиторские доказательства.
В процессе участия аудитора в проведении инвентаризации материально-производственных запасов или выполнении альтернативных процедур должны учитываться:
- • особенности системы бухгалтерского учета запасов и внутреннего контроля за их сохранностью;
- • неотъемлемый риск, риск средств контроля и риск необнару- жения в отношении материально-производственных запасов, а также уровень существенности;
- • необходимость соответствия утвержденного руководством аудируемого лица порядка проведения инвентаризации требованиям нормативных правовых актов и особенностям деятельности аудируемого лица;
- • срок проведения инвентаризации материально-производственных запасов;
- • места хранения МПЗ;
- • целесообразность привлечения экспертов.
Если материально-производственные запасы размещены в нескольких местах, то аудитор должен определить, где его присутствие является наиболее важным. При этом он должен принять во внимание существенность этих запасов и оценку неотъемлемого риска и риска средств контроля применительно к разным местам их нахождения.
Прежде чем приступить непосредственно к участию в инвентаризации, аудитору следует ознакомиться с утвержденным руководством аудируемого лица документом, регламентирующим порядок инвентаризации, чтобы получить информацию в отношении:
- • применяемых процедур контроля, например при сборе заполненных инвентаризационных ведомостей, учете незаполненных бланков ведомостей, а также подсчете и повторном пересчете запасов;
- • порядка определения степени готовности незавершенного производства, определения некондиционных, вышедших из употребления или поврежденных изделий, а также материально-производственных запасов, принадлежащих третьей стороне, например товаров, принятых на комиссию;
- • наличия порядка, регламентирующего движение материально-производственных запасов между подразделениями аудируемого лица, а также порядка сдачи и приемки этих запасов до и после даты окончания отчетного периода.
Аудитор должен также рассмотреть процедуры отнесения аудируемым лицом поступающих материально-производственных запасов к различным учетным периодам и получить подробную информацию о движении этих запасов до пересчета, во время и после него, чтобы в дальнейшем ее можно было проверить.
Инвентаризация МПЗ может быть проведена аудитором на дату, отличную от даты окончания отчетного периода, когда риск средств контроля ниже высокого. Если инвентаризация проводилась до даты окончания отчетного периода, то аудитор, выполнив надлежащие процедуры, должен определить, правильно ли отражены в бухгалтерском учете изменения материально-производственных запасов, которые произошли между датой их пересчета и датой окончания отчетного периода.
Если для определения остатков на конец отчетного периода аудируемое лицо применяет систему непрерывного учета материально-производственных запасов, то аудитор, выполнив надлежащие процедуры, должен определить, понятны ли причины любых существенных различий между результатами инвентаризационного пересчета и записями, полученными в результате непрерывного учета этих запасов, а также выяснить, вносятся ли соответствующие поправки в данные бухгалтерского учета.
Аудитор должен проверить соответствующий регистр учета материально-производственных запасов, например ведомость остатков запасов, составленную на основании последней инвентаризации, чтобы определить, насколько точно в нем отражаются фактические результаты пересчета.
Если материально-производственные запасы аудируемого лица находятся на хранении у третьей стороны, аудитор должен получить непосредственно от третьей стороны (по запросу аудируемого лица, уполномочивающего третью сторону направить ответ непосредственно аудитору) подтверждение относительно количества и состояния запасов, хранимых по поручению аудируемого лица.
Если аудитор не участвует непосредственно в процессе инвентаризации, то ему необходимо оценить надежность системы внутреннего контроля аудируемого лица и затем проверить правильность отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском и налоговом учете и отчетности.
В случае участия аудитора в процессе инвентаризации аудируемого лица данную процедуру целесообразно провести в несколько стадий:
- • на первой стадии аудитору необходимо ознакомиться с внутренними положениями, регламентирующими порядок проведения инвентаризации, выявить особенности и специфику аудируемого лица;
- • на второй стадии необходимо оценить систему внутреннего контроля аудируемого лица при проведении инвентаризации. На данной стадии рекомендуется использовать тесты или вопросники;
- • на третий стадии аудитору необходимо подготовить рабочую документацию, позволяющую документировать процесс инвентаризации;
- • на четвертой стадии после завершения процесса инвентаризации аудитор анализирует полученные доказательства и сопоставляет результаты инвентаризации с данными бухгалтерского учета.
В таблицах 5.2 и 5.3 приведены извлечения из методики организации и проведения инвентаризации, которые можно использовать как при участии аудитора в ходе инвентаризации, так и тогда, когда он непосредственно в ней не участвует.
Источник: studref.com
Аудит капитальных вложений предприятия
Рысина, В. А. Аудит капитальных вложений предприятия / В. А. Рысина, Е. И. Ломеко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 463-466. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33382/ (дата обращения: 22.10.2022).
В Федеральном законе № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» дается определение понятия капитальных вложений:капитальные вложения — это реальные инвестиции (вложения) в основной капитал (основные фонды), в том числе затраты на новое строительство, на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, проектно-изыскательские работы и другие затраты, а также затраты на жилищное и культурно-бытовое строительство [1]. В настоящий момент, когда большинство российских предприятий имеют, как правило, устаревшие основные средства с высокой степенью износа, капитальные вложения имеют огромное значение для обновления материально-технической базы предприятия.
Капитальные вложения — это, как правило, денежные средства, вкладываемые в определенные объекты для получения прибыли. Для признания денежных средств вложениями достаточно их передачи или перечисления на установленные цели. Учитывая, что капитальные вложения — это уже произведенные затраты, повышается роль постоянного контроля за расходованием средств, которые направлены в инвестиционную деятельность предприятия.
Цель аудита капитальных вложений состоит в составлении аудиторского заключения о достоверности и полноте информации о капитальных вложениях, отраженной в финансовой отчетности предприятия. Для достижения поставленной цели аудитору, прежде всего, необходимо осуществить оценку системы внутреннего контроля заказчика, определить методы проверки и разработать программу проведения аудита.
Оценка системы внутреннего контроля осуществляется на стадии планирования аудита. На данном этапе аудитор осуществляет несколько аудиторских процедур:
− проверяет достоверность оформления договоров на проведение капитальных вложений;
− проверяет порядок формирования и использования источников финансирования капитальных вложений;
− проверяет порядок определения стоимости объектов капитальных вложений и отражения в их учете;
− обобщает результаты аудита.
В процессе аудиторской проверки достоверности оформления договоров на осуществление капитальных вложений аудитор должен изучить правильность оформления и отражения в учете договоров между заказчиками, подрядчиками и инвесторами.
Инвесторами считаются физические или юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты. Инвесторы могут финансировать капитальное строительство оплатой счетов проектных и подрядных строительных организаций, поставщиков оборудования и материалов на основании писем заказчиков и подрядчиков.
Заказчики, как правило, — физические и юридические лица, уполномоченные на то инвесторами и осуществляющие реализацию различных инвестиционных проектов.
Подрядчики — физические и юридические лица, осуществляющие работы по договорам подряда, которые заключены с заказчиками согласно нормам Гражданского Кодекса РФ. Аудитор при этом проверяет наличие лицензии на осуществление подрядчиками своих видов деятельности, а также договоры на капитальные вложения и организацию учета капитальных вложений.
При проверке капитальных вложений перед аудитором стоит важный вопрос –порядок организации финансирования данных вложений. Капитальные вложения заказчики могут финансировать как за счет собственных средств, так и за счет заемных средств.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 39-Ф3 осуществление капитальных вложений по объектам строительства может происходить как за счет одного, так и за счет нескольких источников одновременно [1]. Согласно ст. 421 Гражданского Кодекса РФ с организациями соинвесторами заключаются договоры на привлечение денежных средств для инвестирования долевого участия в строительстве [2].
Аудитору при этом необходимо проверить систему организации бухгалтерского учета источников финансирования.
Собственные средства на финансирование капитальных вложений могут быть сформированы из уставного капитала, за счет амортизационных отчислений, за счет чистой прибыли предприятия, за счет специальных фондов, из сумм возмещений, полученных предприятием в результате возникновения страховых случаев, связанных с внеоборотными активами, за счет дохода от реализации основных средств, созданных или приобретенных предприятием в процессе строительства объекта.
К заемным средствам финансирования капитальных вложений относятся займы и кредиты банков. Возврат заемных средств осуществляется в установленные договорами займа сроки. Аудитор проверяет порядок оформления кредитных договоров финансирования капитальных вложений на соответствие требованиям российского законодательства. При этом внимание проверяющего уделяется оформлению в бухгалтерском и налоговом учете начисленных процентов за пользование банковским кредитом.
Если заказчик создает объект собственными силами, то предприятие обязано вести раздельный оперативный учет текущих затрат на производство продукции и капитальных вложений. При этом аудитор должен уделить внимание методам распределения общехозяйственных расходов, которые отражены в учетной политике.
Если финансирование капитальных вложений производится за счет средств других лиц, то по окончании строительства или создания объекты, введенные в эксплуатацию, становятся собственностью данных лиц, предоставивших данные средства.
Кроме банковских кредитов источниками финансирования капитальных вложений могут быть средства долевого участия. При осуществлении такого вида финансирования объекта создания внеоборотного актива предприятие-застройщик при согласии всех участников строительства накапливает денежные средства, которые оно получило от других участников. Участники строительства могут оформить передачу своих долей в строительстве по его окончании как вклад в уставный капитал застройщика. Аудитор при этом проверяет полноту и правильность оформления документов учредителей в виде взносов в уставный капитал.
Инвентаризация объектов капитальных вложений является важной процедурой аудиторского контроля. Аудитор при проведении проверки должен убедиться в том, что инвентаризация была проведена в указанные сроки; при этом были соблюдены необходимые правила, которые бы исключили фальсификацию ее результатов.
Присутствие аудитора при инвентаризации капитальных вложений повышает достоверность данной проверки. Отсутствие аудитора при инвентаризации — основание для внесения оговорки в аудиторское заключение из-за того, что аудитор не может убедиться в фактическом наличии капитальных вложений. Аудитор должен удостовериться в том, что фактические произведенные расходы на капитальные вложения соответствуют действующим российским нормативным документам в области капитальных вложений, учетной политике предприятия и первичной документации.
При этом аудитору необходимо убедиться в том, что порядок проведения инвентаризации позволит обеспечить полноту охвата объектов капитальных вложений. Во-первых, аудитор должен иметь возможность доступа к строящимся объектам внеоборотных активов (помещения, где находятся объекты возводимых капитальных вложений, должны быть опечатаны на время отсутствия членов инвентаризационной комиссии).
Во-вторых, аудитор должен удостовериться, что имеющиеся в наличии инвентарные объекты внеоборотных активов внесены в инвентаризационные описи и, наоборот.
Во время проведения инвентаризации аудитор в составе комиссии выезжает на объект строительства и производит фактические обмеры постройки. В результате данной проверки может быть обнаружено несоответствие фактических данных строительства данным бухгалтерского учета. Такие расхождения, как правило, приводят к искажению себестоимости строительства, а также инвентарной стоимости объекта внеоборотных активов.
Для получения аудиторских доказательств аудитор должен проанализировать такие источники, предоставленные клиентом для проверки:
− журнал учета выполненных работ (форма № КС-6) по каждому объекту строительства;
− отчет (форма № М-19) материально ответственного лица;
− ежемесячный отчет о расходе основных и вспомогательных материалов в строительстве;
− формы № КС-2 и № КС-3;
− учетные регистры бухгалтерского учета по счету 10.
Затем в ходе аудиторских процедур аудитор должен выяснить, что все проверенные объекты капитальных вложений правильно отражены в бухгалтерском учете предприятия. При этом необходимо провести обратную процедуру: выбрать по карточкам аналитического учета, по иным учетным регистрам бухгалтерского учета определенное количество инвентарных объектов внеоборотных активов и при инвентаризации путем подсчета убедиться в том, что они действительно имеются в наличии.
Аудитор должен определить стоимость строящихся объектов капитальных вложений путем арифметического пересчета, контрольных замеров. Проверяющий должен выяснить, что объемы работ, указанные по данным бухгалтерского учета в инвентаризационных описях, соответствуют фактическим данным, выявленным в результате инвентаризации.
В тех случаях когда, по данным аудитора, сведения контрольных фактических замеров не соответствуют данным в бухгалтерском учете, аудитору следует отразить это в рабочей документации и внести данные в инвентаризационные описи. Также аудитору необходимо обратить внимание на физическое состояние не введенных в эксплуатацию объектов капитальных вложений внеоборотных активов: непригодные по своим физическим свойствам объекты внеоборотных активов должны быть списаны по акту по причине невозможности их использования.
Для того чтобы убедиться в том, что капитальные вложения отражены в отчетности правильно и достоверно, аудитору следует провести аудиторские процедуры в процессе инвентаризации по отношению к капитальным вложениям, которые находятся на стадии строительства, возведения, монтажа, реконструкции, восстановления и т. д. После окончания проведения инвентаризации аудитор выясняет, что результаты инвентаризации достоверно и правильно отражены в бухгалтерском и налоговом учете, причины выявленных недостач изучены руководством и к виновным лицам приняты необходимые меры.
При завершении проверки капитальных вложений, аудитор выяснить, что они правильно отражены в отчетности и вся необходимая существенная информация о них раскрыта. К такой информации можно отнести:
− учетную политику предприятия;
− стоимость капитальных вложений;
− другую информацию о капитальных вложениях, раскрытие которой в отчетности необходимо согласно действующим российским нормативным документам.
Полнота и правильность раскрытия существенной информации в отчетности аудитором проверяется путем ее рассмотрения, анализа и сопоставления отраженной в отчетности информации с доказательствами, которые получены аудитором.
- Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 28.12.2013).
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): вложение, аудитор, бухгалтерский учет, средство, строительство, счет, аудиторское заключение, Гражданский Кодекс РФ, долевое участие, налоговый учет.
Источник: moluch.ru
Инвентаризационные ошибки — найти и обезвредить!
Провести в конце года инвентаризацию — святой долг бухгалтера. И каким бы скучным ни казался этот процесс, никуда от него не денешься. Речь пойдет не только о том, как ее провести, но и о возможных инвентаризационных ошибках. В статье вы найдете их конкретный перечень. Вооружившись такой полезной информацией, вы оградите себя от нежелательных последствий ошибок.
Публикация
В процессе работы организация приобретает различное имущество, рассчитывается с поставщиками и покупателями, выдает и получает кредиты и займы. Все эти сведения отражаются на счетах бухгалтерского учета, формируя финансово-экономические показатели деятельности предприятия.
Достоверность этих показателей не вызывает сомнение, только если они подтверждаются фактическим наличием имущества и обязательств. Проверить, соответствуют ли они данным бухгалтерского учета, поможет инвентаризация.
Прямо в цель
Выявить фактическое наличие имущества, сопоставить полученные результаты с данными бухгалтерского учета, а в случае недостачи, излишков или порчи материальных ресурсов определить виновных лиц — таковы цели инвентаризации. Если при пересчете попадутся бракованные материальные ресурсы, потребуется сформировать обоснованные заключения и подготовить документы для их уценки и списания.
И это далеко не все цели инвентаризации. Вам придется также принять меры по взысканию дебиторской и погашению кредиторской задолженности, списать в установленном порядке обязательства по истечении сроков давности и пр.
Порядок проведения инвентаризации определяется приказом об учетной политике и должен соответствовать требованиям приказа Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 (далее — Методические указания). Провести ее могут постоянно действующая, рабочая или разовая комиссии. При этом в инвентаризации обязательно должны участвовать материально ответственные лица.
«Отделаться» инвентаризацией только одного участка не удастся. Проверить придется все имущество организации, все виды финансовых обязательств. Имущество, которое не принадлежит организации, но числится в бухгалтерском учете, например на хранении, арендованное или полученное для переработки, — не исключение.
Итоги «переписи» оформляются документально. Чтобы отразить полученные результаты в учете, используйте типовые унифицированные формы первичной учетной документации. Они утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88. Не удивляйтесь «древней» дате этого документа — он все еще действует. Если хотите, можете разработать собственные формы.
Но помните: они должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (наименование документа, дату его составления и т. д.).
Но прежде чем говорить об оформлении результатов инвентаризации, разберемся, когда организация вправе, а когда обязана ее проводить.
Добровольно-принудительный режим
Инвентаризация может проводиться добровольно. Но есть случаи, когда провести ее просто необходимо. Перечислим их. Итак, инвентаризация обязательна:
при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, при преобразовании государственного или муниципального (унитарного) предприятия;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
если установлены факты хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при ликвидации (реорганизации) организации.
Как видите, этот перечень достаточно обширный. Но есть организации, которые предпочитают не проводить инвентаризацию, когда это необходимо. Благо, их число не так велико (см. рисунок). Помните, что, хотя штраф за непроведенную инвентаризацию не установлен, отсутствие первичных документов об этом мероприятии все же образует состав налогового правонарушения по статье 120 Налогового кодекса.
Нет документов — плати штраф 5000 рублей. А если нет документов по проведенной годовой инвентаризации минимум за два года, то штраф составит 15 000 рублей.
И все же преобладающее большинство участников опроса высказались за инвентаризацию во всех необходимых случаях.
Несмотря на то что, например, материально ответственные лица в одних организациях меняются нечасто, а в других — каждый месяц, инвентаризация в конце года обязательна для всех. Чтобы вам лишний раз не изучать методичку, напомним об этапах, по которым она проводится.
Этап № 1. Готовим «почву»
Перед началом инвентаризации материально ответственное лицо должно рассортировать все материальные ценности, оформить все приходные и расходные документы.
Комиссия проводит подготовительную работу, которая предшествует подсчету остатков материальных ценностей. Во-первых, она пломбирует помещения, в которых находятся материальные ценности, во-вторых, проверяет весы и мерную тару. Кроме того, материально ответственные лица представляют комиссии отчеты со всеми документами, подтверждающими движение ТМЦ и денежных средств.
Они дают также расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие — списаны в расход.
Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение (или доверенности на получение) имущества.
Если в учреждении материально ответственного лица нет, то им считается руководитель.
Е. Диркова, аудитор, генеральный директор ООО «БИЗНЕС-БУХГАЛТЕР»:
«Для проведения инвентаризаций в каждой организации должна быть создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В ее состав включают представителей администрации, работников бухгалтерии, а также других специалистов (инженеров, экономистов, техников и т. д.). Если у компании заключен договор на проведение аудиторской проверки и имеются значительные объемы материально-производственных запасов, то при их инвентаризации должен присутствовать аудитор. Такой порядок установлен пунктом 2 Правила (стандарта) № 17 Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696). По распоряжению руководителя компании представитель аудиторской организации может быть включен в состав инвентаризационной комиссии».
Этап № 2. Опись по факту
Затем описывается имущество и обязательства, т. е. проводится их вещественная и документальная проверка.
После того как проверено наличие материальных ценностей, составляются акты инвентаризации и инвентаризационные описи не менее чем в двух экземплярах. Для каждого вида имущества заполняют свою форму такого документа — например, по результатам инвентаризации основных средств — ИНВ-1, нематериальных активов — ИНВ-1а, товарно-материальных ценностей — ИНВ-3 и т. д. (п. 1.2 постановления Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88).
Этап № 3. «Подобьем» результаты
Далее инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию. Здесь сравниваются данные учета и инвентаризации, а после составляется сличительная ведомость. Она оформляется только по тем активам, по которым выявлены отклонения от учетных данных (п. 4.1 Методических указаний). Например, если обнаружены излишки основных фондов, составляется сличительная ведомость ИНВ-18, а для товарно-материальных ценностей — ИНВ-19.
Когда будете составлять сличительные ведомости, учитывайте пересортицу товарно-материальных ценностей. Помните, что недопустимо учитывать товары одного сорта в составе другого. Не забывайте про суммовые разницы, образовавшиеся в результате пересортицы, и то, что потери списываются в пределах норм естественной убыли.
На ценности, которые не принадлежат организации, но числятся в бухгалтерском учете (находятся на ответственном хранении, арендованы или получены для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости. Владельцам этих ценностей представляется справка о результатах инвентаризации с приложением копии инвентаризационной описи.
Итоговые данные по всем видам имущества и обязательств заносятся в ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма ИНВ-26).
Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.
Этап № 4. Документы — на подпись!
Ведомость подписывается главным бухгалтером и руководителем учреждения. Одновременно издается приказ (распоряжение) об утверждении результатов инвентаризации. Приказ служит основанием для того, чтобы внести соответствующие записи в регистры бухгалтерского учета. Материалы инвентаризации передают в бухгалтерию, где они хранятся не менее пяти лет.
А самое каверзное в инвентаризации — ошибки. Ведь она может поднести сюрпризы не только в виде излишков и недостач имущества.
В таблице приведены возможные ошибки и их последствия. Надеемся, подготовленный материал поможет вам их не совершать. А на будущее помните — не ошибается тот, кто ничего не делает.
Таблица. Инвентаризационные ошибки и их последствия
Неверно оформлен приказ руководителя на проведение инвентаризации, а именно: не указаны сроки проведения инвентаризации, состав комиссии, перечень имущества
Нет оснований для того, чтобы проводить инвентаризацию и, следовательно, признать ее результаты
Во время проведения инвентаризации документально подтверждено отсутствие хотя бы одного члена комиссии
Результаты инвентаризации недействительны
Инвентаризационная опись составлена в одном экземпляре
Результаты инвентаризации недействительны
У материально ответственных лиц не взяты расписки, согласно которым все приходные и расходные документы представлены в бухгалтерию
Выявленные в результате инвентаризации нарушения можно оспорить, предъявив документы, оформленные в период проведения инвентаризации
Нарушена процедура инвентаризации: данные бухгалтерского учета сопоставляются с фактическим наличием, а не наоборот
Из-за возможного искажения фактического наличия некоторые нарушения могут быть не выявлены
На каждой странице описей не выверены итоги: число прописью, количество номеров и сумма материальных ценностей, а также общий итог в натуральных показателях
Имеется возможность несанкционированных исправлений результатов инвентаризации
На каждой странице нет записей «Цены, итоги проверил» и «Подпись материально ответственного лица» (для форм, в которых такие подписи предусмотрены)
На основании такого документа претензии к материально ответственному лицу предъявить невозможно
На последней странице инвентаризационной описи нет подписи материально ответственного лица об отсутствии у него претензий к членам комиссии, а также о том, что он принимает указанное в описи имущество на ответственное хранение (для форм, в которых такие подписи предусмотрены)
Если будут выявлены недостачи, предъявить претензии к материально ответственному лицу невозможно
Ошибки и исправления не подписаны и не заверены членами комиссии
Исправления считаются недействительными
Инвентаризационные описи после утверждения результатов содержат незаполненные строки (строки не прочеркнуты)
Имеется возможность несанкционированных исправлений результатов инвентаризации
Во время перерывов в работе комиссии не закрыт доступ посторонним лицам в помещение, в котором хранятся инвентаризационные описи
Имеется возможность несанкционированных исправлений результатов инвентаризации
Добавить комментарий
Комментарии
Здравствуйте.
Приказ провести инвентаризацию 5 числом, сделали 8 числом, в бухгалтерии провели 8 числом, какую бух справку сделать?
Добрый день!
Инвентаризация товаров в 1С была занесена неправильно (неверно занесены кол-во факт). Соответственно, произошло неверное списание и оприходование товаров. Месяц закрыт (исправить невозможно).
Скажите, пожалуйста, как теперь следующим месяцем можно скорректировать эту инвентаризацию? Какими документами? На каком основании?
С Уважением, Анжелика
05.11.2019 Илона Валлен, Внутренний аудитор GSL Law and Consulting
Добрый день, Анжелика!
На момент обнаружения ошибки – в следующем месяце (если ещё не произведена реформация баланса на конец года) – сделайте «сторнировочные» проводки в отношении неправильных проводок и, соответственно, отразите надлежащее оприходование и списание товаров.
Основанием будет являться инвентаризационная опись, подписанная членами инвентаризационной комиссии при инвентаризации товаров, а первичным учётным документом – бухгалтерская справка, в которой Вы укажете на исправление ошибки в бухгалтерском учёте.
Может ли бухгалтер по материальному учету быть членом инвентаризационной комиссии? Непосредственно производить инвентаризацию имущества на складах, учетом которого он занимается на основании своих должностных обязанностей?
10.12.2019 Илона Валлен, Внутренний аудитор GSL Law and Consulting
Не видим противопоказаний. Бухгалтерское законодательство также не регулирует этот вопрос. С точки зрения внутреннего контроля, в инвентаризационную комиссию целесообразно включить работников, не связанных с хранением и учётом активов организации. Если компания небольшая и не может позволить себе отдельную контролирующую структуру, то включение в состав комиссии бухгалтера по учёту МПЗ может стать необходимостью.
Инвентаризационная опись (расписка, МОЛ) подписана ручкой чёрного цвета.
Будет ли это ошибкой?
Во время инвентаризации дважды оприходовали один и тот же материал. Выявили это после закрытия периода. Что можно сделать в такой ситуации?
19.01.2021 Илона Валлен, Внутренний аудитор GSL Law and Consulting
Вероятно, речь идёт о бухгалтерской ошибке, которую следует исправить, опираясь на нормы ПБУ
22/2010.
Далее бухгалтер сверяет инвентаризационную опись с бухгалтерскими регистрами, составляет
сличительную ведомость и после выяснения причин расхождения, выявления виновных лиц и
при наличии приказа руководителя, приходует излишки материалов.
Допустим, произошла ошибка в учёте: излишки оприходованы дважды. Тогда бухгалтер должен
её исправить.
До момента подписания годовой бухгалтерской отчётности исправительные сторнировочные
записи отражают по состоянию на 31 декабря того года, в котором допущена ошибка (п. 6 ПБУ
22/2010).
Если ошибка обнаружена после подписания годовой бухгалтерской отчётности, то:
– несущественная ошибка исправляется в месяце обнаружения ошибки с использованием счёта
91 «Прочие расходы». Таким же образом исправляется существенная ошибка субъекта малого
предпринимательства;
– существенная ошибка до момента утверждения отчётности исправляется заключительными
оборотами 31.12 года, в котором совершена ошибка (сторно излишков), а после утверждения – в
месяце обнаружения ошибки с использованием счёта 84 «Нераспределённая прибыль».
Если в Вашей ситуации речь идёт об инвентаризации-2020, то оптимальный период внесения
исправления в бухгалтерском учёте материалов – 31.12.2020, пока годовая отчётность компании
не подписана, не представлена в налоговый орган и не помещена в ГИР БО, не утверждена
учредителями на общем собрании и не вызвала неприятных вопросов со стороны аудиторов.
Добрый день!
По итогам инвентаризации оприходованы излишки – дорогостоящее номерное оборудование, признанное организацией амортизируемым имуществом – что вызывает сомнения в реальности фактического проведения инвентаризации и фальсификации док-в инвентаризации.
Известна ли судебная практика по признанию результатов инвентаризации фальсификацией?
Источник: gsl.org