В марте 2016 года Правительством РФ был составлен список из 70 объектов, в строительстве которых будет участвовать (деньгами, конечно же) государство. Через три года его дополнили еще несколькими крупными стройками, в 2020 году — пятью, а в мае 2021 их стало больше сразу на 15 штук. Сегодня узнаем, где в строительном сезоне 2021 года появятся большие деньги.
В начале мая 2021 года пресс-служба Правительства РФ рассказала, что список инфраструктурных проектов (их сейчас почти сто штук) расширяется. Его пополнили сразу 15 объектов, большая часть из которых — дороги, а также несколько медицинских т образовательных учреждений. Узнаем, что это за объекты и в каких регионах у субподрядчиков появляется возможность поучаствовать в строительстве за государственные деньги.
Список инфраструктурных объектов образца 2016 года включает больше 70 позиций по всей стране. Самые известные — это, конечно же, московский ЦКАД (Центральная кольцевая автомобильная дорога), Крымский мост, а также федеральные трассы М-4, М-3, М-8. Крупные проекты, которым выделили федеральные деньги в 2019 году: трасса «Таврида», Псковский Северный обход. К ним, через год, были добавлены обходы в Калуге и Волгограде, мост через реку Шексна в Череповце. Уже в 2021 году, в январе, перечень пополнили обход Симферополя и трасса «Белогорск-Приветное».
Подробный разбор 44-ФЗ для новичков в госзакупках!
15 новых инфраструктурных дорог на деньги государства
4 мая 2021 года Правительство опубликовало распоряжение № 1164-р. В нем список инфраструктурных объектов пополнился сразу 15 объектами. Среди них:
- Несколько отрезков трасс М-4 «Дон» — здесь появятся платные участки, которые дублируют общедоступные отрезки основной магистрали из Москвы на юг России.
- Участки на трассах М-5 «Урал» и Р-22 «Каспий» — есть и отрезки трасс, которые планируется ремонтировать и модернизировать, и строить с нуля.
- Участки трасс Р-217 «Кавказ» и М-7 «Волга» — на них тоже будут ремонтировать, модернизировать и строить.
Реконструкция, постройка новых дорог, обходов крупных городов и мостов — в списке инфраструктурных дорожных проектов уже почти сотня объектов.
Реконструкция и модернизация отдельных участков трассы М-4 «Дон» включает в себя работы на Дальнем западном обходе Краснодара, а также примерно 35 километров в Ростовской области и больше 60 километров в Воронежской.
На М-5 построят и реконструируют примерно 16 км в Челябинской области. На Р-22 «Каспий» начнутся работы в районе автомобильного обхода Волгограда, а Р-217 «Кавказ» получит почти 15 километров на объезде Владикавказа.
Кроме работ на дорогах федерального и регионального уровней планируется построить и автомобильный мост через р. Сура: на трассе М-7 «Волга» (регион — Республика Чувашия).
В каком регионе самые интересные проекты: куда ехать за субподрядами в сезоне 2021
Самые интересные и многочисленные проекты при государственной поддержке достались российскому Югу. Кроме воронежского, ростовского и краснодарского участков М-4, в том же Краснодарском крае пройдет через реконструкцию дорога А-289 «Краснодар-А-290», отремонтируют дорогу «Льговское-Судак». А в Крыму реконструируют 25-километровый участок Е-105: трассы от границы с Украиной до Ялты. К этому добавятся ремонтные работы на участках трасс «Кавказ» и «Каспий»: в сумме больше 30 километров.
Урок 1. Поиск свободной земли на кадастровой карте.
Почему инфраструктурные проекты с участием государственных денег — это выгодно?
С одной стороны — деньги на строительство и реконструкцию дорог дает государство, Конкретно — Фонд Национального Благосостояния. И большие деньги на федеральные проекты строительства будут подотчетными: каждый квартал генеральный подрядчик предоставляет отчет о том, как и куда направлено финансирование. С другой, поскольку генподрядчик тратит не свои средства, а государственные, а сам проект признан федеральным и важным, его стоимость может вырасти. Например, осенью 2020 года Правительство увеличило расходы на строительство ЦКАД: сразу на 20 млрд рублей.
Распоряжение Правительства РФ добавляет в список федеральных инфраструктурных проектов еще 15 объектами.
Как искать победителей тендеров: возможности «Всем Подряд»
В Москве, на строительстве ЦКАД, работают только очень крупные подрядные организации. Они побеждают в тендерах, до которых большинству не добраться. Поработать получится только в варианте субподряда: найти информацию о победителях тендеров в нужном вам регионе можно с помощью сервиса «Всем Подряд».
Например, большое количество инфраструктурных объектов с госучастием в Краснодарском крае спровоцирует появление новых заказов от муниципалов и дорожных агентств. Так, 11 мая 2021 определился победитель тендера на модернизацию дороги А-147:
В Воронежской области тендеры на дорожные работы тоже идут достаточно бодро:
Контактные данные победителей и участников тендеров есть в карточках по каждому заключенному контракту. С тарифами на доступ к базе тендеров (обновляется каждый день) можно ознакомиться на странице «Тарифы».
В ближайшее время с вами свяжется менеджер. Убедитесь, что ваш телефон включен.
Источник: vsem-podryad.ru
Анализ взаимодействия государства и строительного комплекса на различных этапах строительства объекта недвижимости
В условиях определенной стабилизации экономики и оживления инвестиционной деятельности в России, внешним проявлением которых выступает увеличение объемов капитального строительства, прежде всего жилья и коммерческой недвижимости, возникает необходимость изучения и анализа правовых механизмов взаимодействия субъектов, действующих в данном сегменте экономики. Совершенствование понятийного аппарата в гражданском обороте, уточнение и конкретизация способов и режимов действия экономических субъектов, включая государство, позволит, по нашему мнению, осуществить построение и развитие цивилизованных основ рыночной экономики, в частности реализовать инвестиционный потенциал рынка недвижимости. В связи с этим исследование инвестиционных отношений в сфере строительства объектов недвижимости невозможно и нецелесообразно вне учета баланса интересов общества и государства.
Мировой опыт и складывающаяся российская практика позволяет выделить различные формы объединения предприятий и государства, которые позволяют получить дополнительные конкурентные преимущества, лучше использовать положительные стороны укрупненных экономических систем и государственную поддержку. К таким формам объединения частного капитала и государства относятся холдинги, консорциумы, концерны, финансово-промышленные группы, государственные корпорации, государственно-частные партнерства.
При всей взаимообусловленности частно-правовых и публично-правовых механизмов происходит усиление ответственности государства и его органов перед частными инвесторами и обществом в целом. В целях создания эффективного экономического механизма регулирования правоотношений в сфере инвестиций на строительство объектов недвижимости необходим тщательный анализ форм объединения частного капитала и государства, касающихся инвестиционных, строительных, градостроительных процессов, земельных правоотношений, гражданско-правовых вопросов для последующей активизации государственно-частного партнерства в строительстве. В частности, в целях выработки единого подхода к определению целесообразности государственно-частного партнерства в инвестиционно-строительной сфере, необходимо выявить наиболее эффективные способы взаимодействия частных предприятий и государства на каждой стадии строительного цикла объекта недвижимости.
Исходя из мирового опыта хозяйствования крупным компаниям в большей степени удается удерживать свои позиции на рынке, в т.ч. и в период серьезного экономического спада вследствие возможности интеграции финансового и производственного потенциалов. Однако у крупных интегрированных структур имеется еще один мощный фактор эффективного функционирования: возможность получения государственной поддержки и льгот, а также иной разнообразной помощи (консалтинговой, маркетинговой и др.).
На основании анализа ситуации в корпоративном секторе российской экономики, а также опыта функционирования российских интегрированных структур, сделано предположение, что в России в ближайшем будущем (2012-2015 гг.), тысячи открытых акционерных обществ могут формально объявить себя корпоративными структурами.
ГЧП является для современной России новым механизмом по реконструкции, созданию и управлению инфраструктурными объектами. За последние 5-7 лет концессионные соглашения и другие инструменты привлечения внебюджетных частных инвестиций стали вновь активно использоваться в региональной и федеральной практике.
Для подготовки и реализации пилотных инфраструктурных проектов на основе ГЧП в России появились новые институты развития, среди которых важную роль играет Центр развития государственно-частного партнерства, который в настоящее время реализует ряд проектов, работает над законодательством, открывает кафедры в ВУЗах по ГЧП, проводит исследовательские проекты и помогает региональным администрациям отбирать и запускать наиболее перспективные программы. Партнерами центра выступают ведущие российские и зарубежные банки и фонды – ЕБРР, «Газпромбанк», Сбербанк, ВТБ Капитал. В настоящее время Свердловская область начинает активно внедрять практику государственно-частного партнерства. В первую очередь, наиболее перспективными сферами для использования ГЧП являются жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, дорожное и жилищное строительство.
Губернатор Свердловской области Александр Мишарин выступил с инициативой реализации крупных инфраструктурных проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства. В частности, это реконструкция Центрального стадиона в Екатеринбурге для проведения игр Чемпионата мира по футболу в 2018 году и строительство велотрека в микрорайоне «Академический». Такая форма сотрудничества позволит привлекать в Свердловскую область инвесторов.
На основе подписанного соглашения о взаимодействии и сотрудничестве правительство Свердловской области намерено активно сотрудничать с Центром развития ГЧП в сфере подготовки квалифицированных кадров, формированию законодательной базы, инфраструктуры и механизмов реализации государственно-частного партнерства.
Выделяют несколько видов объектов по соглашениям о реализации комплексных инвестиционных проектов, в которых сторонами выступают государственные и частные предприятия.
Комплексный инвестиционный проект — такой инвестиционный проект, который состоит из нескольких согласованных по целям, срокам и иным условиям, установленным Законом № 28-ОЗ от 23.05.2011 г., инвестиционных проектов, в том числе из инвестиционного проекта, реализуемого ответственным исполнителем, и инвестиционного проекта, реализуемого российским и (или) иностранным юридическим лицом и (или) физическим лицом.
Для выявления наиболее эффективных способов взаимодействия частных предприятий и государства на каждой стадии строительного цикла, необходимо классифицировать объекты недвижимости. Структуризация рынка недвижимости, его классификация по определенным признакам определяется целями анализа, в зависимости от которых изменяются приоритеты и значимость, придаваемая тому или иному рассматриваемому параметру. В случае если потенциальными инвесторами могут выступать интеграция государства и частного бизнеса в форме партнерства, целесообразно проводить классификацию рынка недвижимости в зависимости от используемых инструментов инвестирования на каждой стадии строительства. Автором приводится классификация объектов недвижимости по степени готовности, в частности:
- готовые объекты;
- объекты, требующие реконструкции или капитального ремонта;
- объекты незавершенного строительства.
Классификация объектов незавершенного строительства необходима для определения возможностей их дальнейшего полезного использования и создания условий для привлечения средств инвесторов заинтересованных в их завершении, что позволит вовлечь объекты незавершенного строительства в хозяйственный оборот, сократить их объемов и обеспечить эффективное использование ранее произведенных капитальных вложений.
Классификация объектов незавершенного строительства по степени готовности наиболее ярко отражает основную отличительную черту таких объектов, а именно — незавершенность. В зависимости от уровня готовности объекта недвижимости можно выделить соответствующие каждому уровню стадии строительства объекта. Данная классификация приведена в таблице ниже:
Классификация объектов незавершенного строительства по стадиям строительства Степень готовности, %
Проектно-изыскательские работы и отвод земельного участка
Возведение (устройство) фундамента
Объекты с низкой степенью готовности (до 50 %)
Объекты с высокой степенью готовности (свыше 50 %)
Объекты, находящиеся на стадии завершения
Принятые в мировой практике классификации объектов недвижимости известны по публикациям компаний, занимающихся брокериджем и консультированием зарубежных клиентов на рынке недвижимости, такие как Stiles
Отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений, регулируются Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
В соответствии с Законом об инвестиционной деятельности субъектами этой деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и иные лица, а заказчиками – уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов. При этом заказчик, если только он не является одновременно и инвестором, не приобретает право собственности на результат инвестиционной деятельности (п. 3 ст. 4).
Важно определить круг лиц, являющихся инвесторами, поскольку именно инвесторы имеют равные права на владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений, т.е. являются собственниками созданного объекта недвижимости (ст. 6). В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона об инвестиционной деятельности инвесторами могут быть:
- физические и юридические лица;
- создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц;
- государственные органы;
- органы местного самоуправления;
- иностранные инвесторы.
Правовое регулирование инвестиционного процесса по строительству объектов недвижимости определяется видом договорных отношений между субъектами инвестиционной деятельности. Можно выделить следующие виды договорных отношений (их описание надо будет сократить):
1. В случае, если в процессе инвестиционной деятельности участники объединяют собственные или заемные средства и действуют совместно с общей целью создания объекта недвижимости, данная форма близка по своей правовой природе к договорам простого товарищества (совместной деятельности). В силу статьи 1043 ГК РФ [1] результат совместной деятельности товарищей является их общей долевой собственностью. Соответственно, на основании договора простого товарищества может быть осуществлена государственная регистрация права долевой собственности товарищей на построенный или реконструированный объект недвижимости, при этом размер доли каждого товарища определяется договором или соглашением сторон. В случае совместного строительства многоквартирного жилого дома или административного (торгового, производственного, складского) здания участники пропорционально долям, размер которых установлен договором, могут распределить между собой конкретные квартиры или помещения. В этом случае проводится регистрация прав на жилые и нежилые помещения в соответствии с соглашением (актом, протоколом) их распределения.
Участники таких договоров не имеют встречных требований друг к другу, они, как правило, несут общие расходы и убытки, связанные со строительством (ст. 1046 ГК РФ [1]). Признаком договоров такого типа независимо от названия является их многосторонний характер, заключение (подписание) его всеми участниками строительства. Соответственно, определение размера долей в праве общей собственности на целый объект или распределение помещений в здании должны быть осуществлены по соглашению всех участников.
Для регистрации права на объект недвижимости, созданный в рамках договора простого товарищества, помимо документов, представляемых застройщиком (документы о правах на земельный участок, разрешение на строительство, акт ввода в эксплуатацию и т.д.), должен быть представлен договор простого товарищества со всеми дополнениями и изменениями или иной договор о совместном строительстве. Например, для г. Москвы таким договором является инвестиционный контракт, заключенный инвестором с городом как субъектом гражданско-правовых отношений. Если участники простого товарищества (участники строительства) разделили объект в натуре, необходимо представить акт (протокол или иной документ) о разделе объекта, в котором указано, какие конкретно помещения (квартиры) принадлежат каждому участнику строительства.
2. Привлечение средств для строительства возможно также на основании договоров, предметом которых является передача конкретной квартиры или нежилого помещения в собственность лицу, оплатившему их стоимость. Договоры об инвестировании средств в строительство, не подпадающие под действие Закона об участии в долевом строительстве, не являются сделкой с недвижимостью и не подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
В зависимости от стадии строительства объекта недвижимости, инвестирование средств может осуществляться в различных формах взаимодействия. Однако, в инвестиционно-строительном комплексе России на сегодняшний день процессы объединения частного бизнеса и государства и создания корпоративного партнерства практически отсутствуют. На рис. 1 приведен анализ взаимодействия государства и частных компаний на различных стадиях строительства объекта недвижимости, который позволит выявить наиболее эффективные формы взаимодействия, а также рассмотреть возможность и наиболее оптимальную долю участия государства в достройке объекта, и в целом, целесообразность вложения средств в конкретный объект незавершенного строительства.
Исходя из данных рис. 1 видно, что возникновение государственно-частного партнерства в строительстве объекта недвижимости может возникнуть на этапе подписания соглашений перед началом строительства, когда определяется доля и форма государственного участия, либо когда строительство объекта уже ведется (т.е. государство выступает в качестве соинвестора строительного проекта). Вход государства в качестве соинвестора в инвестиционный строительный проект, как правило, связан с неудачной реализацией инвестиционных проектов, в которых конкретные инвесторы, склонные к повышенным рискам, в условиях неблагоприятного инвестиционного климата, не смогли реализовать свои проекты.
Для того, чтобы вернуть хоть часть вложенных средств, многие из них готовы отказаться от начатых проектов, либо реализовать объекты незавершенного строительства на открытом рынке более эффективным собственникам, либо привлечь заинтересованного соинвестора. Решение этого вопроса является важным и для развития территорий областей, поэтому участие государства в достройке объекта недвижимости в качестве соинвестора может явиться единственной возможностью достройки объекта и сдачи его в эксплуатацию.
Форма государственного участия может быть выражена как в денежном выражении, так и в предоставленных льготных условиях на строительство. Можно выделить три формы государственного участия в строительстве объекта недвижимости:
1. предоставление земельного участка для строительства без взимания арендной платы на срок осуществления строительства и с возможностью последующего его выкупа после завершения строительства и оформления права собственности на объект недвижимости. Стоимость государственных средств, вкладываемых в объект недвижимости, будет равна текущей стоимости права аренды на земельный участок, рассчитываемой исходя из срока строительства.
2. предоставление государством денежных средств в кредит по льготной процентной ставке на любом этапе строительства. Расчет Рыночной стоимости доли государственного участия в строительстве может быть осуществлен с помощью методов ипотечно-инвестиционного анализа.
3. внесение государством денежных средств в качестве соинвестора на любой стадии строительства. Стоимость государственного участия можно рассчитать как долю от рыночной стоимости объекта незавершенного строительства.
Во всех случаях взаимодействия государства и частных предприятий для расчета рыночной стоимости долей участников строительного проекта, необходимо применение особых подходов и методов оценки, которые будут учитывать специфику незавершенного объекта и варианты финансирования его строительства.
В существующих методиках оценки не решен вопрос, каким образом следует учитывать специализированный характер недвижимости, что является важнейшим фактором при оценке объектов незавершенного строительства. В данной статье предлагается модифицированный подход к определению рыночной стоимости объектов незавершенного строительства в рамках реализации проектов государственно-частными партнерствами.
Источник: www.apriorigk.ru
Cтроительная отрасль получит поддержку государства и будет развиваться
В совещании приняли участие Первый заместитель Председателя Правительства Андрей Белоусов , Заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин , Министр транспорта Евгений Дитрих , Министр экономического развития Максим Решетников , Министр финансов Антон Силуанов, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Якушев , Председатель Центрального банка Эльвира Набиуллина , руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Главный государственный санитарный врач Анна Попова , генеральный директор ПАО «МОСТОТРЕСТ» Владимир Власов , президент Ассоциации «Национальное объединение строителей» Антон Глушков , президент ПАО «Группа Компаний ПИК» Сергей Гордеев , генеральный директор АО «ДОМ.РФ» Виталий Мутко .
Открывая совещание, Владимир Путин четко обозначил, что строительная отрасль является жизненно важной для развития всей экономики страны. В это сложное время она как никогда нуждается в помощи государства и Президент заверил участников совещания, что Правительство России обязательно поддержит строительный комплекс:
Более того, на этапе восстановления экономики именно стройка должна стать одним из локомотивов роста, который потянет за собой и другие сектора. Строительная отрасль определяет динамику развития национальной экономики, обеспечивают занятость, доходы миллионов наших граждан. От эффективной, ритмичной работы строительного комплекса зависит ситуация на жилищном рынке, выполнение масштабных планов по строительству и обновлению дорог, морских портов, транспортных узлов, другой опорной инфраструктуры страны.
По словам Президента – это базовая отрасль, в целом замыкающая на себя большое количество предприятий: крупных, средних, малых компаний из смежных секторов, таких как производство стройматериалов, техники, металлургия, деревообработка, химия и так далее. Глава государства акцентировал внимание участников совещания на необходимость обязательно учитывать эти факторы при принятии решений по строительному сектору.
Как и многие другие отрасли, строительный комплекс столкнулся сегодня с объективными трудностями. Главная из них – это падение, сжатие спроса. Рост ипотеки в первом квартале текущего года сейчас сменился спадом, затруднен доступ застройщиков к кредитным ресурсам.
Чтобы планировать свою работу на несколько лет вперед, компаниям, занятым в крупных инфраструктурных проектах, важно видеть перспективу, чтобы планировать свою работу, вдолгую планировать.
Обращаясь к руководителям регионов, российский лидер поручил при проведении профилактических мероприятий на местах обязательно учитывать специфику строительной отрасли, необходимость непрерывного режима работы, особенно на ключевых, жизненно важных объектах:
Прошу принимать здесь гибкие решения, находить баланс. И это можно, как говорят специалисты, – для этого нужно только строго выполнять все требования безопасности труда, защиты здоровья работников, и при этом можно не тормозить стройку, не замораживать объекты.
Глава государства предоставил возможность выступить представителям, в первую очередь, самих строительных компаний, а также защищающих их интересы компаний. Владимир Путин попросил руководителей таких компаний рассказать о проблемах, с которыми сейчас сталкиваются организации, поставщики, подрядчики, как идет работа в нынешней непростой обстановке, вызванной распространением коронавирусной инфекции.
Генеральный директор «Группы компаний ПИК» Сергей Гордеев предложил сохранить субсидирование ипотеки, что станет хорошим стимулом для поддержки строительства:
Прошу рассмотреть возможность реализации программы правительственного субсидирования ипотеки сроком желательно до конца года с субсидированием ипотеки, получаемой покупателем, до 4,5 процента, если такие возможности будут.
Сергей Гордеев рассказал о технологии выдачи ипотеки во время карантина, которой нет нигде в мире. 15 апреля «ГК ПИК» вместе с банком ВТБ провели первую в истории Российской Федерации сделку выдачи ипотеки онлайн. Клиент, находясь в режиме самоизоляции, заключил договор ипотеки и приобрел полностью онлайн квартиру, не выходя из комнаты. Эта технология стала возможной благодаря оперативной помощи Центрального банка и быстрому выпуску специальных разъяснений, которые позволили банкам совершать подобные сделки без личного контакта с покупателями.
Особое внимание руководитель также предложил уделить рассмотрению вопросов кредитования строительных предприятий, поставщиков материалов для наличия у них оборотных средств.
Не менее важные предложения, о которых говорили все представители профессионального сообщества, озвучил генеральный директор ПАО «Мостотрест» Владимир Власов . Это необходимость авансирования по государственным контрактам, а также более внимательное отношение к запрещающим мерам. По мнению руководителя, нельзя останавливать подготовку и запуск новых проектов, поскольку очень сложно будет в дальнейшем, после выхода из кризиса привести их к стадии реализации. Ни в коем случае нельзя останавливать контрактование:
Нельзя останавливать проектирование и работу по подготовке новых проектов. Нельзя останавливать работу по заключению новых контрактов. Система строительства инерционна, через какой-то срок нам необходимо будет заняться восстановлением темпов, самой страшной ошибкой будет попасть еще в вынужденный простой из-за провала по неподготовке новых контрактов. Это вопрос создания спокойной рабочей атмосферы, сохранения коллективов, который на следующем этапе позволит снизить потребность в каких-то финансовых компенсационных мероприятиях или вероятность банкротства широкого круга организаций.
Владимир Власов акцентировал внимание участников совещания на необходимость определить и утвердить перечень объектов, работа на которых не будет остановлена, и сформировать коридоры поставки материальных, производственных ресурсов, включая людские ресурсы.
Прошу рассмотреть возможность утвердить перечень генподрядных организаций как предприятий непрерывного цикла и дать возможность этим предприятиям формировать цепочки своих сопоставщиков, соисполнителей так же, как предприятия непрерывного цикла. При этом было бы рационально дать возможность принятия решений по этим вопросам региональным комиссиям.
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков отметил, что строительная отрасль на территории всей страны сейчас действительно страдает, испытывая, в первую очередь, проблемы с ликвидностью. Ее нехватку особенно ощущают предприятия малого и среднего бизнеса. В связи с этим, Антон Глушков предложил распространить уже принятые меры поддержки малого и среднего бизнеса на строительные компании – субъекты МСП.
Еще одно важное предложение президента НОСТРОЙ касается формирования списка строительных организаций субъектового уровня, оказывающих влияние на экономику конкретного субъекта по аналогии с имеющимся списком системообразующих предприятий федерального уровня. Антон Глушков предложил сформировать списки по субъектам Российской Федерации, чтобы руководители исполнительной власти субъектов предусмотрели свои меры поддержки таких строительных организаций.
По мнению Президента НОСТРОЙ, уповать исключительно на поддержку из бюджета неправильно. Поэтому в качестве одного из внебюджетных источников поддержки строителей предложил использовать средства компенсационных фондов СРО в области строительства и проектирования:
Добропорядочные СРО за 10 лет размещения средств компфондов в уполномоченных банках значительно увеличили объемы этих средств. Предлагаю предоставить саморегулируемым организациям возможность направить накопленный доход на кредитование строительных компаний – членов СРО. Объем такой поддержки можно определить в размере до 40 млрд рублей. Предлагаю также разрешить СРО часть такого дохода направлять на нужны нацобъединения, чтобы избавить их от необходимости оплачивать членские взносы.
Важные предложения прозвучали и в выступлении заместителя Председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина. Это, прежде всего, необходимость субсидирования ипотеки, поддержка дорожного строительства, увеличение средств, выделяемых на развитие программы «Стимул», за счет которой осуществляется финансирование строительства социальных объектов. Это те деньги, которых сейчас не хватает для спокойного развития жилищного строительства в регионах и обеспечения социальных программ.
Министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев поблагодарил национальное объединение НОСТРОЙ за быструю совместную отработку всех вопросов по разработке методик по предотвращению распространения COVID-19 для предприятий строительного комплекса. Эти методики сейчас реально позволяют, как мы увидели, в том числе, на примере Мурманска, блокировать возникающий вирус, и, не останавливая стройку, не допускать его распространения, удерживая ситуацию на стройплощадках в необходимом для их функционирования виде.
Подводя итоги совещания, Президент России, определил ряд очень важных мер поддержки строительного комплекса. В частности, глава государства заявил, что авансирование по государственным строительным контрактам будет увеличено до 50%, предоставлять ипотечное кредитование покупателям будут по ставке 6,5%.
Владимир Путин заверил, что государство намерено сохранять и увеличивать объемы строительства масштабных объектов и жилищного строительства путем вливания дополнительных денежных средств. Планируется открывать новые большие проекты для строителей, чтобы дополнительно загрузить строительные компании.
Первое . Предлагаю запустить специальную льготную ипотечную программу – поддержать и наших граждан, и строительную отрасль, дать людям дополнительные возможности с помощью государства улучшить свои жилищные условия. В рамках такой программы можно будет взять ипотеку по ставке 6,5 процента годовых на покупку нового жилья комфорт-класса по цене до трёх миллионов рублей в регионах и до восьми миллионов в Москве и Санкт-Петербурге.
Ставка для граждан составит 6,5 процента. Всё, что выше этого уровня, будет субсидироваться государством. Обращаю внимание: льготная пониженная ставка будет действовать весь срок кредита. За такой ипотекой можно будет обратиться до 1 ноября текущего года. Прошу Правительство обеспечить скорейший запуск этой программы.
По предварительным оценкам, на реализацию этой программы уже в 2020 году потребуется направить около шести миллиардов рублей. Знаю, что цифра ещё обсуждается, но около шести миллиардов рублей будет необходимо.
Второе. Поручаю Правительству подготовить комплекс мер, которые повысят доступность банковских кредитов для компаний строительной отрасли. Сейчас только коллеги об этом говорили. Предлагаю в этом случае также субсидировать процентную ставку. Такая помощь будет предоставлена компаниям, которые сохранят занятость.
Подробные критерии на этот счет прошу определить Правительство до конца текущего месяца.
Еще одно условие, а точнее обязательство, причем нужно, чтобы это было юридическое обязательство: получая поддержку с кредитами, о которых я только что сказал, получая эту поддержку, компании должны взять на себя обязательство по завершению строительства домов, запланированных к вводу в строй в этом и в следующем году. Нужно избежать появления так называемых долгостроев. Важно, чтобы люди были уверены: их квартиру построят качественно и в срок.
Правительство уже определило объемы средств, которые предполагается направить на поддержку программы кредитования строительной отрасли. Это 12 миллиардов рублей. Прошу максимально быстро запустить этот механизм, также до конца апреля.
Третье. Для решения проблем обманутых дольщиков предлагаю докапитализировать Фонд защиты прав дольщиков на 30 миллиардов рублей и направить эти ресурсы на решение проблем, накопленных в прошлые годы, достроить незавершённые дома. Тем самым не только обеспечить загрузкой строительную индустрию, но, главное, помочь людям, чтобы тысячи семей смогли получить своё долгожданное жильё.
Четвертое. В качестве еще одной меры поддержки жилищного строительства предлагаю предоставить государственную гарантию Минфина корпорации «ДОМ.РФ» в размере 50 миллиардов рублей. За счет этой гарантии корпорация сможет привлечь средства кредита коммерческих банков и напрямую выкупать новые квартиры комфорт-класса у застройщиков. В дальнейшем эти квартиры граждане смогут приобрести в том числе в рамках наших льготных ипотечных программ. Я только что об этом сказал.
Пятое. Мы продолжим реализацию масштабных инфраструктурных, таких как расширение пропускной способности БАМа и Транссиба, строительство автомобильных дорог на Юге России, включая подходы к Крымскому мосту и Черноморскому побережью, модернизацию аэродромных комплексов в Челябинске, Перми, Хабаровске, Норильске, строительство современных портовых мощностей в Мурманске, на Балтике, Чёрном море и на Дальнем Востоке. Все это – прочный задел для экономики, для ее будущего роста.
В условиях борьбы с коронавирусной инфекцией существуют понятные и объективные ограничения. Несмотря на это, сроки по инфраструктурным объектам должны максимально выдерживаться, чтобы финансовые ресурсы государства не замораживались, а работали на экономику, на развитие страны и регионов, на повышение качества жизни людей.
Мои консультации, которые я постоянно провожу с экспертами, показывают, что могут быть выработаны специальные безопасные режимы строительных работ. Прошу Правительство вместе с регионами, строительными компаниями оперативно утвердить и использовать такие режимы.
Предлагаю рассмотреть возможность перераспределения части расходов в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги», а также программ расселения аварийного жилья, для того чтобы увеличить темпы расселения такого жилья, строительства и ремонта дорог и тем самым дополнительно загрузить заказами строительную и смежную отрасли, поддержать занятость. Поручаю Правительству в течение месяца просчитать возможные параметры такого манёвра и доложить мне предложения.
Прошу также отдельно проработать вопрос увеличения авансов по контрактам в инфраструктурном строительстве. Сейчас только что об этом тоже было сказано. Сейчас авансируется 30 процентов по контракту, предлагаю увеличить эту долю до пятидесяти процентов, за счёт этого предоставить строительным и другим компаниям дополнительные оборотные средства, что позволит им ритмично работать, выполнять обязательства перед поставщиками в других отраслях и, главное, сохранить рабочие места, зарплаты своих сотрудников, привлечь новых специалистов.
Президент отдельно отметил, что все озвученные на сегодняшнем совещании предложения, которые не вошли в его прямую речь, обязательно будут систематизированы правительством, подготовлены в качестве мер поддержки и в ближайшее время утверждены.
Глава государства подчеркнул, что строительство останавливать нельзя и нужно крайне аккуратно относиться к запретительным мерам на территории страны, внедряя на предприятиях те меры противоэпидемической безопасности, которые совместно разработали Минстрой России и НОСТРОЙ, и которые сейчас дополняются их представителями в субъектах РФ.
Представители строительного комплекса очень рассчитывают, что все это найдет отражение в ближайших указах Президента России, а это значит, что строительная отрасль будет развиваться и получит поддержку государства, по крайней мере сейчас, в это нелегкое время.
ООО «Институт развития строительной отрасли» по заказу Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) провел опрос представителей субъектов МСП в период с 7 апреля по настоящее время. В опросе приняли участие 2595 подрядчиков из 64 регионов Российской Федерации.
Согласно итогам опроса, основными проблемами субъектов МСП (по мере убывания) являются :
- вынужденные нерабочие дни;
- запрет на доступ к площадке;
- перебои с финансированием.
У четверти ответивших – полная приостановка работ в основном по указанию заказчика или местного органа власти. Остальные субъекты МСП трудятся в той или иной мере.
Будет ли дополнительная остановка работ, половина опрошенных ответить затруднилась. Половина респондентов выразила надежду, что уже приостановленные работы будут возобновлены.
Главный итог опроса — строители настроены работать. Для этого они лишь просят снять административные запреты и отменить указания заказчиков. Кадры специалистов строительного комплекса сохранить пока удается. Проблемы с трудовыми мигрантами незначительные. Выручка сократилась.
Половина респондентов отметили появление задолженности по заработной плате. Почти все опрошенные никакой финансовой помощью не воспользовались.
Источник: strategy24.ru