В малых городах и сельских территориях традиционно существует дисбаланс между спросом на образование и его предложением. Он во многом определяет логику развития малых территорий как таковых, стимулируя миграцию на выезд с целью получения образования. Это меняет возрастную структуру в самих поселениях, способствуя дальнейшему ухудшению демографической ситуации на местах.
Однако изменение требований современного рынка труда: рост спроса на профессиональные компетенции и снижение значимости предметного знания, развитие и распространение онлайн-обучения, поиск новых моделей и форм образования как на национальном, так и международном уровне, компетентностные модели обучения, которые могут способствовать самозанятости, населения дают малым территориям возможность встроиться в образовательную повестку XXI века и найти свою траекторию выживания и даже развития. Традиционные преимущества малых городов – компактность, мобильность, соразмерность человеку — позволяют, при наличии других факторов, эффективно размещать в них образовательные мощности. От того, сможет ли Россия создать работающую модель образования для малых территорий, зависит будущее малых городов и сел. Данная тема пока не нашла своего практического отражения и решений в основных стратегических документах федерального уровня – от стратегии пространственного развития страны до приоритетных национальных проектов.
Деградация образования РФ
Проблемы развития образования в малых городах и селах и их решения обсуждались на круглом столе Экспертного совета по малым территориям, прошедшем при поддержке Национального фонда подготовки кадров. Представляем краткие итоги круглого стола.
Содержание
- Присутствие образовательных институтов – ключевой элемент системы жизнеобеспечения малых территорий.
- Образование как фактор миграции и оттока молодежи из малых территорий.
- Проблемы материально-технического оснащения образовательных организаций, расположенных на малых территориях.
- Проблемы ограниченных возможностей жителей малых территорий в сфере образования.
- Проблемы кадрового потенциала и качества образования в условиях малых территорий.
- Проблемы учета учащихся;
- Проблемы правового характера.
- Ограничения возможностей по получению высшего и среднего специального образования на местах.
- Комплексные проблемы развития «среды» малых территорий.
- Роль организаций СПО в развитии малых территорий.
- Присутствие образовательных институтов – ключевой элемент системы жизнеобеспечения малых территорий.
Наличие образовательной организации, а также наличие в любом формате образовательных услуг разного уровня – ключевой инструмент и фактор развития малых территорий. Отсутствие последних оказывает негативное влияние на систему жизнеобеспечения малых территорий, приводит к нарущению процессов воспроизводства населения, проблемам социального и демографического развития. Решение проблемы «образовательной миграции» и удержания населения на малых территориях – становится ключевой проблемой безопасности России. Малозаселенные малые территории в будущем могут создать угрозу территориальной целостности России.
Образование международного уровня
«Самое важное в небольших населенных пунктах — есть ли там образовательное учреждение, школа, садик. От этого и зависит, будет ли и дальше существовать этот населенный пункт или он является абсолютно бесперспективным. Без образовательного учреждения, в перспективе 10-15-20 лет, этого населенного пункта не будет».
- Образование как фактор миграции и оттока молодежи из малых территорий.
Образование для малых территорий сегодня носит двойственный харакетр. С одной стороны, способно стимулировать процессы социального развития и благотворно влиять на развитие человеческого капитала в условиях малых территорий. Но, с другой – становится потенциальной угрозой демографической устойчивости территориям. Перспективная молодежь уезжает учиться в крупные города и не возвращается обратно. Решение проблемы образовательной миграции с малых территорий – это ключевой вопрос демографической безопасности.
«Образование – это ключевой фактор молодежной миграции, вымывания из малых городов наиболее активного, креативного, талантливого населения. Образование – это лифт, но лифт, который работает в территориальном смысле в одну сторону. Дети заканчивают школу, поступают в учреждения СПО и высшие учебные заведения, ориентируются на большие города, региональные центры. После окончания учебного заведения они ищут работу либо в местах своей учебы, либо смотрят дальше на мегаполисы. В итоге небольшие поселения просто вымирают под влиянием миграции из села в город и из малого города в более крупные».
Решение проблемы «образовательной миграции» – комплекс мер по решению проблем «среды» в целом. Люди не возвращаются домой не из-за нелюбви к родному краю, а в силу материальных причин, невозможности найти работу по специальности, отсутствия образовательных учреждений для их детей.
- Проблемы материально-технического оснащения образовательных организаций, расположенных на малых территориях.
По данным Счетной палаты, «60 тыс. сельских населенных пунктов, где проживает почти 400 тыс. детей дошкольного возраста, не имеют детских садов, 55 тыс. населенных пунктов не имеют школ, а из-за отсутствия транспортной доступности многие дети, проживающие в сельской местности, дошкольные организации вообще не посещают. В сельской местности 50% точек не подключены к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»». Изношенность материально-технической базы и отсутствие доступа к ресурсам сети «Интернет», устаревшая техника не позволяют образовательным организациям использовать в полном объеме электронные ресурсы, предназначенные для образования.
«Город Тулун – население 41 тысяча человек. Восемь общеобразовательных школ, одна гимназия, три ССУЗа и общее количество обучающихся 5,5 тысяч человек, из которых 2200 – это студенты трех средних учебных заведений. На данный момент 80% учреждений нуждаются в капитальном ремонте. Компьютерные классы устарели, не хватает технических средств, проводить дистанционное обучение, повышение квалификации или перепрофилирование с подобной материально — технической базой не представляется возможным».
Требуется оснастить мультимедийными комплексами с подключением к сети «Интернет» социально значимые объекты, в частности библиотеки, для использования их в образовательных целях. Для решения проблемы изношенности материально-технической базы сельских образовательных учреждений требуется принятие государственной программы дополнительного субсидирования образования на малых территориях.
«Необходимо перенимать опыт вузов, активно содействующих развитию территориями своей локализации. Например, Петрозаводского государственного университета, который развивает специальные проекты по работе с удалёнными территориями в Карелии. Организуются «точки дистанционного образования» — в малом населенном пункте, в музее или библиотеке, устанавливается мультимедийный комплекс и в этой точке ведется работа со школьниками».
- Проблемы ограниченных возможностей жителей малых территорий в сфере образования
На малых территориях затруднен доступ жителей к привычным для большинства российских детей городским, областным и федеральным конкурсам, наблюдаются проблемы с развитием системы дополнительного образования для детей из-за дефицита соответствующих кадров
«Возможности детей в сельской местности значительно ниже, чем в городах областного уровня. Те же конкурсы и олимпиады проводятся редко, а дети, которые желали бы принять в них участие, не могут туда попасть. Вся внеурочная, то есть воспитательная деятельность, переведена в учреждения дополнительного образования. Они не в состоянии обеспечить сельскую глубинку педагогами, их просто нет».
Требуется развитие системы дистанционного обучения, а также создание новых и совершенствование действующих образовательных учреждений и центров дополнительного образования на малых территориях.
«Открытые университетские классы – сеть дистанционных классов, в рамках которых ведется подготовка к Единому государственному экзамену. Это увеличивает количество сдающих положительно ЕГЭ в данном районе на 30%».
«Роль университетов как «проводников» региональных и федеральных возможностей для детей по участию в конкурсах и олимпиад, независимо от места их проживания, может быть прописана в программах развития вузов как обязательный элемент – так, как это сегодня делают опорные вузы России»
«вход ведущих региональных университетов в рамку проектного управления региона, учитывающего позиции и возможности региональной власти и потребности муниципальных образований региона, позволят расширить спектр услуг образовательного и более широкого социального и технического характера для решения задач сохранения и развития малых городов и сельских поселений»
- Проблемы кадрового потенциала и качества образования в условиях малых территорий
Из 46 234 общеобразовательных школ в России, 28 222 находятся в сельской местности. Однако из 15 474 357 школьников лишь 3 789 806 обучаются на малых территориях. Важнейшим вопросом является кадровый. Это старение преподавательского состава, отсутствие мотивации для молодых учителей, проблема квалификации преподавательского состава, несовершенство системы переподготовки. Остро стоит вопрос с тарифами и подушевым финансированием – низкая загруженность сельских школ при современной системе оплаты труда преподавателей приводит к обнищанию сельских работников образования и, как следствие, отсутствию притока молодых кадров преподавательского состава в сельскую местность.
«Школы стремительно стареют. В сельской местности на данный момент в среднем только 10% молодых педагогов, еще 20% – это предпенсионный возраст, 70% –пенсионеры. Почему не едет молодежь? Очень низкая заработная плата, немногим выше прожиточного минимума. В итоге сельская школа оказывается просто на грани выживания, так как действует принцип: «нет детей, нет и денег».
Пересмотреть тарифы и ввести надбавки за работу в сельской местности, по аналогии с надбавками за работу в тяжелых условиях и, конечно, комплексный подход. Для решения проблемы квалификации преподавательского состава требуется введение системы «ваучеров» на профессиональную переподготовку и перевод этой сферы на «рыночные основания».
«Для решения проблемы кадров, необходимо пересмотреть систему финансирования сельских школ, отойти от подушевого принципа, провести дифференциацию, работы по поправочным коэффициентам. В малокомплектной сельской школе стоимость образовательных услуг гораздо выше, чем в городской».
«Критически важно, чтобы учитель, преподаватель СПО имел возможность получить доступ к программам повышения квалификации за бюджетный счет. Имея норматив финансирования на повышение квалификации, учитель должен сам выбирать программу, это даст взрывной рост рынка этих программ, резко повысит их качество и конкурентность в системе».
«Опыт университетов (Ульяновский, Петрозаводский, Донской технический и др) по организации программ повышения квалификации учителей школ региона в формате очного и дистанционного обучения, ориентированный на сугубо специфические потребности учителей конкретных МО региона, и поддержанный соответствующим финансированием со стороны региона – хорошая практика системных мер по выправлению ситуации в общем образовании по качеству образования, показателю ЕГЭ, повышению квалификации педагогов»
Отдельно стоит выделить неочевидную проблему учета учащихся в образовательных учреждениях малых территорий. В школах, рассчитанных под небольшое количество учеников, за счет дачников и лиц, зарегистрированных не по адресу проживания, обучается значительно большее количество детей.
«На данный момент довольно часто встречается ситуация, что во вновь построенных малых населенных пунктах или микрорайонах, которые де-факто тоже являются населенными пунктами, проживает большее количество жителей, чем зарегистрировано. Например, «Московские Водники», 1700 зарегистрированных по месту жительства, 8000 де-факто живущих. Новая школа получает норматив, набирает учителей на 1700 зарегистрированных. А по итогу получается, что в школу записывается намного больше детей, чем предполагалось изначально, приходится делать дополнительные классы, набирать дополнительно преподавательский состав, на что не хватает ни времени, ни помещения, ни финансовых возможностей, так как ранее в бюджет это заложено не было».
Требуется создание Интернет-ресурса для учета реального количества учащихся в школах на малых территориях. Это поможет в решении проблемы с приведением процесса обучения к нормативам.
Несовершенство правовой базы и пробелы в отношении системы образования на малых территориях зачастую провоцирует сложности в развитии образовательного комплекса на селе.
«На данный момент в законодательстве нет понятия сельская школа или малая школа. Из-за этого идет непонимание круга проблем данных учебных заведений, не только финансирования».
Уточнение полномочий региональной и местной власти, усиление возможности муниципалитетов влиять на образовательный процесс позволит оперативно решать проблемы, возникающие в образовательной сфере на малых территориях. Необходимо совершенствование правовой базы в отношении системы образования в небольших населенных пунктах.
«Уточнение разграничения полномочий и усиление возможности муниципалитетов в образовательном процессе. Вопросы местного значения, факультативные вопросы, полномочия, которые всеми муниципалитетами реализуются, которые муниципалитет может сам на себя дополнительно принимать, если у него есть для этого финансовые ресурсы».
- Отсутствие возможности получить высшее и среднего профессиональное образование на местах
Проблема миграции молодежи в большие города в образовательных целях обозначает важнейшую проблему – отсутствие на местах учреждений среднего профессионального и высшего образования.
«Опыт Подмосковья говорит о том, что даже если на уровне малого города создаются все условия для развития семьи, молодёжи, школьников, то отсутствие филиала какого-либо иного московского ВУЗа не дает возможности возвращаться молодёжи – они уезжают и не возвращаются».
Для решения проблемы отсутствия высшего и среднего образования на малых территориях требуется стимулирование присутствия университетов в различных форматах и перенос кампусов на малые территории.
«Город может быть университетским центром. Перенос (части) кампуса университета из большого города в малый, чтобы этот город специализировать и в этом городе создать инфраструктуру, в значительной степени заточенную под профиль развития малой территории».
- Комплексные проблемы развития «среды» малых территорий
Проблема образования на малых территориях не может быть решена в отрыве от проблем «среды» в целом.
«Развивать только одно образование и давать возможность молодым людям получать знания и практические навыки – этого недостаточно. Сохранение человеческого капитала на уровне конкурентоспособности в нашем современном внутрирегиональном развитии, вопрос о наличии в малом городе более-менее приличных предприятий и рабочих мест на них»
Решение: Принятие концепции, программы создания и развития на малых территориях «бутиковых городов», там, где для этого сформированы необходимые условия
«Информационные технологии создают большие возможности для создания т.н. «бутиковых городов». В этом плане, если действительно будут создаваться частные школы, переноситься кампусы вузов, то пойдёт и обратный процесс. Даже если мы посмотрим на Калужскую, Рязанскую область, видно, как развивается за последние десять лет малое жилищное строительство. И молодые семьи, выбирая, где прожить со своими тремя детьми, и то, что ипотека на дом и квартиру одинаковая – делают выбор не в пользу проживания в больших городах».
- Роль организаций СПО в развитии малых территорий.
На малых территориях учреждения среднего профессионального образования играют роль «якорей», позволяющих удерживать население на «земле» и при этом получить необходимое образование для работы на «земле».
«Система профессионального образования является фундаментом всей сферы, как обслуживания, так и распределения рабочего населения. Огромное количество людей занимается обслуживанием быта, жизни. У среднего профессионального образования миссия научить людей работать своими руками, дать им рабочую специальность. Если не будет филиала колледжа, осуществляющего подготовку по краткосрочным программам даже для предприятий, переподготовку кадров, которые существуют в муниципалитете, соответственно, предприятие тоже лишится своих кадров и умрет. В дальнейшем это приведет к гибели и самого муниципального образования».
Решение: Создание и принятие новых образовательных программ для учреждений СПО на малых территориях, разработанных с учетом потребностей местного бизнеса в квалифицированных работниках.
«СПО должно быть ресурсом малых территорий. Крупный бизнес говорит о нехватке квалифицированной рабочей силы, «синих воротничков». Возможен ренессанс среднего профессионального образования с точки зрения социального ориентира для молодежи».
Источник: rusregions.com
Ступени образования в РФ
Российская система образования – многоуровневая, предполагающая разные формы и направления получения знаний. В этой статье мы рассмотрим ступени образования в России.
Классификация образования в России
Давайте разберемся, какое бывает образование в России:
Дошкольное. С трех лет ребенок может пойти в детский сад.
Начальное общее. В российской школе дети начинают учиться с шести лет; начальное образование занимает четыре года и считается обязательным.
Основное общее. Обучение с 5-го по 9-й класс также обязательно для всех. После 9-го класса учащиеся сдают экзамены. Далее образование можно продолжить в школе или поступить в техникум, колледж.
Среднее общее (с 9-го по 11-й класс в школе) или среднее профессиональное (техникум, колледж). В первом случае обучение занимает еще два года, в конце 11-го класса ученики сдают единый государственный экзамен (ЕГЭ), его результаты учитываются при конкурсном отборе абитуриентов в высшие учебные заведения. Во втором случае учеба длится от трех до четырех лет, выпускник приобретает специальность и может работать.
Высшее. Система построена по Болонскому принципу, состоит из нескольких уровней: бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, ординатура и другие.
Ступени высшего профессионального образования
Высшее образование предусматривает получение квалификации по выбранной специальности. В СССР высшее образование было одноступенчатым: после пяти лет обучения в вузе (шесть – для медицинских специальностей) выпускник получал диплом специалиста с высшим образованием. В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, предполагающему постепенное оформление единого европейского стандарта высшего образования. Первым из российских вузов, перешедших к двухуровневому высшему образованию (бакалавриат и магистратура) еще в 1995 году, стал РУДН. Сейчас все российские университеты придерживаются этого формата (хотя в некоторых сферах, например медицине, сохранятся специалитет).
Обучение в бакалавриате занимает четыре года. Диплом бакалавра подтверждает получение высшего образования. Выпускник может работать по специальности либо продолжить обучение в магистратуре. Однако диплом не дает права поступать в аспирантуру и заниматься научной деятельностью. То есть бакалавриат нацелен скорее на подготовку специалистов-практиков, нежели ученых.
Обучение в магистратуре рассчитано на два года. После магистратуры можно либо работать по специальности, либо поступать в аспирантуру и заниматься научной работой.
Подготовка научных кадров
Те, кто намерен заниматься наукой или преподавать в вузах, после получения диплома специалиста или магистра могут продолжить обучение в аспирантуре, параллельно ведя преподавательскую и исследовательскую работу. Обучение в аспирантуре занимает от двух до четырех лет. В профессиях, связанных с искусством, к аспирантуре приравнивается ассистентура, в военных специальностях – адъюнктура.
Обучение в аспирантуре направлено на углубление навыков исследовательской деятельности. За время учебы аспирант должен опубликовать результаты своих научных изысканий и подготовиться к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Она сопоставима со степенью PhD. Уровень кандидата наук дает право претендовать на звание и должность доцента в вузе, а также предполагает возможность продолжить обучение в докторантуре. Это специальное подразделение в некоторых вузах или научно-исследовательских институтах, где кандидаты наук повышают квалификацию и готовятся к получению второй ученой степени – доктора наук.
Источник: studyinrussia.ru
Уровни образования в России 32474
Структура отечественной системы образования достаточно сложна. После того как РФ в 2003 году присоединилась к Болонскому процессу, ее структура пережила кардинальные изменения. И до сих пор не все понимают, как соотносить «новеньких» бакалавров и магистров с уходящими в историю специалистами. Да и аспирантура в последние годы поменяла свою позицию в структуре. Разберемся во всех нюансах.
Законодательная база
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в нашей стране существуют такие виды образования:
- Общее . Под этим понятием скрываются дошкольное (детский сад), начальное общее (с 1 по 4 класс), основное общее (до 9 класса) и среднее общее (до 11 класса) образование.
- Профессиональное . Оно подразделяется на среднее профессиональное и высшее профессиональное.
- Дополнительное . Сюда относят и общеразвивающее (для детей и взрослых) и дополнительное профессиональное (для взрослых, имеющих диплом).
Отдельно в законе рассматривается профессиональное обучение — получение знаний и навыков, не предполагающее изменения уровня образования. Так можно овладеть одной из профессий или должностей, приведенных в Приказе Минобрнауки России от 02.07.2013 №513 .
Какие бывают уровни профессионального образования
Уровни образования — это завершенные циклы в рамках одного вида образования. Как понять, что цикл обучения завершился? Это событие всегда подтверждается выдачей документа – свидетельства, аттестата или диплома.
Теперь рассмотрим сами уровни. Для общего мы уже их раскрыли вкратце. Но в данной статье мы сосредоточимся на уровнях профессионального образования:
- СПО.
- ВО – бакалавриат.
- ВО – специалитет, магистратура.
- ВО – подготовка кадров высшей квалификации.
Согласно Болонской декларации , принятой 19 июня 1999 года, европейским странам надлежит соблюдать единый принцип построения системы высшего образования. Она должна состоять из двух независимых друг от друга циклов. Отсюда и пошло деление на бакалавриат и магистратуру.
Какие степени бывают
Если взглянуть на дипломы бакалавров и магистров, можно заметить, что их формулировки отличаются от тех, что обнаруживаются у специалистов. Последним присуждалась квалификация XXX по специальности YYY.
Студентам, попавшим в двухуровневую систему, присуждают квалификацию (степень) бакалавра или магистра по направлению подготовки ZZZ.
С квалификацией все относительно понятно. Выпускник получает право заниматься профессиональной деятельностью. Слово «степень» же нередко вводит в заблуждение.
Происходит это из-за того, что Россия еще не полностью следует Болонским рекомендациям. В Европе и США «бакалавр» и «магистр» — это ученые степени, в РФ же — всего лишь академические. Проще говоря, в российской практике она означает лишь окончание соответствующего цикла обучения, а не приобщение к миру науки. Даже несмотря на то, что магистры тоже пишут диссертации.
Для наглядности представим иерархии степеней и сопоставим их.
Европа и США | Россия |
Доктор наук | |
Ph.D. (дословно — доктор философии, по сути — доктор наук) | Кандидат наук |
M.S. (дословно — магистр наук) | |
B.S. (дословно — бакалавр наук) |
Таким образом, где в России наука только начинается, в странах Болонской декларации она уже достигает потолка.
Положение СПО в структуре системы образования (СО)
Что предшествует : Среднее профессиональное — самый нижний уровень профессионального образования, на который можно ступить, имея на руках аттестат об окончании 9 или 11 классов. В этих двух случаях обучение будет проходить по разным программам.
Сколько учиться : Вчерашним девятиклассникам еще предстоит получить те знания, которые дают их сверстникам в 10-11 классах, только вдвое быстрее. Поэтому ФГОС предполагает, что четырехлетняя программа для них разрабатывается с учетом школьных стандартов. Соответственно, выпускники 11 классов учатся на год меньше – три года вместо четырех.
Куда поступать : Получить СПО можно в техникумах и колледжах. Редко программы профессионального (а не начального) образования реализуют в училищах.
Куда дальше : Имея на руках диплом, выпускник имеет право поступить в вуз и продолжить учебу по программам бакалавриата или специалитета, в том числе и в ускоренном формате. Но стоит заранее выяснить, практикует ли интересующий вуз перезачет дисциплин. Допускается выпускник и к прохождению курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Положение бакалавриата в структуре СО
Что предшествует : Это первый уровень высшего образования. К нему допускаются абитуриенты, либо закончившие полный курс школы (11 классов), либо колледж или техникум. Первые представляют результаты сдачи ЕГЭ. Вторые сдают вступительные испытания по программе вуза.
Сколько учиться : В общем порядке обучение длится 4 года. Это распространяется на студентов, пришедших сразу после школы или получивших СПО по другому направлению. Если есть возможность зачесть часть дисциплин, освоенных в техникуме или колледже, длительность учебы сокращается на полгода или год (в зависимости от числа таких дисциплин).
Куда поступать : Подходит любой вуз, реализующий программы бакалавриата. При этом не важно, университет это, академия или институт.
Куда дальше : Бакалавр имеет право продолжить обучение и поступать в магистратуру. При этом можно выбрать как то же направление подготовки и углубить знания (получить узкую специализацию), так и другое. В аспирантуру бакалавру ход закрыт. При необходимости он может окончить курсы повышения квалификации или профпереподготовки.
Положение специалитета в структуре СО
Что предшествует : То же самое, что бакалавриату.
Сколько учиться : Стандартный срок обучения — 5 лет. Это меньше, чем проходить два уровня по Болонской системе (4 + 2 года), зато результат — практически такой же. Возможен перезачет дисциплин и сокращение срока обучения на 1-2 курса.
Куда поступать : Хотя с 2007 года большинство вузов перешло на двухуровневую систему, специалитет по-прежнему существует. В одних вузах он остается как альтернатива, ведь бытует мнение, что бакалавриат не дает достаточный уровень знаний, хотя и считается законченным высшим образованием. В других (например, медицинских) других вариантов просто нет.
Куда дальше : Специалист имеет право поступать в аспирантуру и начать научную карьеру. Не возбраняется и обучение в магистратуре. Обычно специалисты выбирают такой вариант для получения второй профессии, если профпереподготовки недостаточно. ДПО доступно в полном объеме.
Положение магистратуры в структуре СО
Что предшествует : Для поступления необходим диплом о законченном высшем образовании. Бакалавром является абитуриент или специалистом — неважно. Магистру, если он пожелает получить еще одну узкую специализацию, в приеме тоже не откажут.
Сколько учиться : Желающие продолжить обучение на этом уровне садятся за парту еще на 2-2,5 года. За это время нужно не только освоить предлагаемую программу, но и написать диссертацию. Перезачет дисциплин и сокращение срока обучения не предусмотрены.
Куда поступать : Желающие поступить в магистратуру ограничены в выборе вуза по сравнению с абитуриентами-бакалаврами. Аккредитацию на магистерские программы получают далеко не все вузы.
Куда дальше : Магистру открывается путь в науку, и он имеет право поступать в аспирантуру. Примут его и на обучение по программам ДПО.
Подготовка кадров высшей квалификации
С 2013 года, а именно с момента вступления в силу ныне действующего Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ, аспирантура стала уровнем высшего образования. До этого ее относили к послевузовской подготовке.
Выпускники прочувствовали изменения, выразившиеся:
- в необходимости подготовки выпускной квалификационной работы (не путать с кандидатской диссертацией!);
- в получении диплома об окончании аспирантуры (не кандидата наук!);
- в присвоении квалификации исследователя и/или преподавателя-исследователя.
ВКР писать обязательно, тогда как защиту диссертации можно отложить на неопределенный срок.
Подготовкой кадров высшей квалификации занимаются также:
- Адъюнктура – та же аспирантура, но для военных, полицейских и спасателей.
- Ординатура – уровень медицинского образования, предполагающий получение врачебной специальности. Внимание: это не то же самое, что аспирантура, к научной деятельности ординатура отношения не имеет.
- Ассистентура-стажировка – аспирантура для представителей творческих профессий.
Соискательство сюда не входит. Это не обучение как таковое, а предоставление возможности сдать кандидатские минимумы и подготовить диссертацию с помощью научного руководителя. Соответственно, никакого диплома соискатель не получает.
Положение аспирантуры в структуре СО
Что предшествует : Для допуска необходимо законченное высшее образование — магистратура или специалитет. Направление подготовки необязательно должно совпадать.
Сколько учиться : Нормативный срок обучения — 3 или 4 года. Даже если на последнем курсе никакие дисциплины не изучаются, а ВКР и диссертация уже готовы к защите, стать выпускником раньше не получится.
Куда поступать : У выбранного вуза должна быть аккредитация по программам аспирантуры. Ее наличие не зависит от того, готовит ли учреждение магистров или нет.
Куда дальше : После получения диплома преподавателя-исследователя комплекс высшего образования можно считать пройденным. Но если выпускник подготовил диссертационное исследование, опубликовал не менее трех статей в журналах, рекомендованных ВАК, следует двигаться дальше — к защите. А для этого нужно найти диссертационный совет по своему направлению подготовки, который есть далеко не в каждом вузе. Их число стабильно сокращается, и, возможно, придется не просто обращаться в другое учебное заведение, но и ехать в другой город.
Докторантура
Раньше докторантура вместе с аспирантурой образовывала пласт послевузовского профессионального образования. Теперь аспирантура выведена в структуру высшего образования, а докторантура сохранила свой прежний статус.
В Законе об образовании докторантура не упоминается вовсе. Никакого диплома по ее окончании не выдают. Поэтому можно сделать вывод, что в структуру СО на данный момент она не входит.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.09.2013 №842 «О порядке присуждения ученых степеней», обучение в ней необязательно. Так что фактически в докторантуру поступают, чтобы стать «своим» для кафедры и в дальнейшем для диссертационного совета.
Что предшествует : Докторантом может стать только кандидат наук. При этом неважно, заканчивал ли он аспирантуру или был соискателем. Ну а поскольку кандидатом наук без высшего образования не стать, оно подразумевается по умолчанию.
Сколько учиться : На законодательном уровне утвержден максимальный срок — 3 года. Если для подготовки докторской диссертации достаточно меньшего времени, учиться все 3 года необязательно. Главное — прописать необходимый период в договоре с принимающей организацией.
Куда поступать : Поскольку докторантура — не уровень образования, аккредитация для реализации соответствующих программ не предусмотрена. Однако при вузе, обучающем докторантов, должен быть действующий диссертационный совет по аналогичным направлениям подготовки.
Куда дальше : Защита докторской диссертации — это логическое завершение длительного образовательного процесса.
Сколько лет учится современный россиянин
В завершение предлагаем посчитать, сколько же лет тратит житель нашей страны на получение образования .
Для удобства выше и здесь мы использовали сроки, предусмотренные для очной формы обучения. Соответственно, заочники в каждом цикле задерживаются еще на год. Сокращенное обучение с перезачетом дисциплин также принимать во внимание не будем, так как оно доступно не во всех вузах.
Итак, какие варианты возможны:
Таблица 1. Для окончивших 9 классов
Школа 9 лет | СПО 4 года | ВО Б 4 года | ВО С 5 лет | ВО М 2 года | ВО А 3 года | Итого |
✓ | ✓ | 13 лет | ||||
✓ | ✓ | ✓ | 17 лет | |||
✓ | ✓ | ✓ | 18 лет | |||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 19 лет | ||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 20 лет | ||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 22 года | |
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 23 года |
Таблица 2. Для окончивших 11 классов и поступивших в колледж или техникум
Школа 11 лет | СПО 3 года | ВО Б 4 года | ВО С 5 лет | ВО М 2 года | ВО А 3 года | Итого |
✓ | ✓ | 14 лет | ||||
✓ | ✓ | ✓ | 18 лет | |||
✓ | ✓ | ✓ | 19 лет | |||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 20 лет | ||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 21 год | ||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 23 года | |
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 24 года |
Таблица 3. Для окончивших 11 классов и поступивших в вуз
Школа 11 лет | ВО Б 4 года | ВО С 5 лет | ВО М 2 года | ВО А 3 года | Итого |
✓ | 11 лет | ||||
✓ | ✓ | 15 лет | |||
✓ | ✓ | 16 лет | |||
✓ | ✓ | ✓ | 17 лет | ||
✓ | ✓ | ✓ | 18 год | ||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 20 лет | |
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 21 год |
Получение среднего общего образования позволяет сэкономить два-три года и при этом не лишает возможности получить несколько профессий. Главное — правильно комбинировать предложенные уровни образования.
Также рекомендуем прочитать
Советы студенту-первокурснику, увлеченному наукой
В этой статье мы решили дать несколько советов студенту-первокурснику: с чего, как и почему нужно начинать свою научную карьеру. Впрочем, и другим студентам эти советы тоже будут полезны. Поэтому к чтению приглашаются все желающие.
Научно-исследовательская деятельность в магистратуре – требования современности
В магистратуре, в отличие от бакалавриата, большая часть нагрузки идет на самостоятельную, исследовательскую, практико-ориентированную работу и личностное развитие. За два года магистранту необходимо пройти определенный курс теоретического и практического обучения, причем практическая деятельность занимает примерно половину общего времени.
Резюме преподавателя вуза
Успешный активный поиск работы невозможен без резюме. Резюме — это визитная карточка соикателя, представляющая информацию об его образовании, опыте работы, личных качествах и достижениях. Правильно составленное резюме — залог того, что вас заметят и пригласят на собеседование. В нашей сегодняшней статье мы поговорим от том, каким должно быть резюме и каковы особенности резюме преподавателя вуза.
Источник: moluch.ru
«Вузы могут стать научно-образовательными центрами мирового уровня»
О подготовке кадров для строительной отрасли и программах развития РБК+ рассказал врио ректора Национального исследовательского Московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ) Павел Акимов.
— По данным Центра стратегических разработок, рынок строительства ожидает сокращения занятых на 400 тыс. человек. Вы согласны с такими оценками? Как пандемия отразилась на отрасли?
— В современной ситуации первоочередной задачей является, конечно, поддержание строительного комплекса в работоспособном состоянии. Если сопоставлять с другими секторами экономики, то строительная отрасль кризисом была затронута в меньшей степени. Принятые государством меры позволили избежать более серьезных кризисных явлений.
Самый мощный ресурс — программа льготной ипотеки. Жилищное строительство последние десятилетия является локомотивом развития отрасли. Граждане стремятся улучшить жилищные условия, и снижение ставок по ипотеке благодаря государственным субсидиям способствует привлечению дополнительных средств населения в отрасль.
Льготная ипотека позволила не допустить серьезного сокращения ввода в эксплуатацию нового жилья и предотвратила замораживание строек. Показатели национального проекта «Жилье и городская среда» не претерпели критических изменений. Возведение объектов не останавливается, строительных площадок, наоборот, становится все больше. Именно строительная отрасль в ближайшее время станет драйвером развития экономики и выхода из кризиса.
Количество вакансий в сегменте строительства и недвижимости за первое полугодие 2020 года выросло, согласно данным hh.ru. Таким образом, с прогнозами сокращения занятости согласиться трудно — кадров, напротив, будет не хватать. В крупных городах, в частности в Москве, этот дефицит доходит в строительстве до 30%. Это связано в том числе с закрытием границ и невозможностью привлечь иностранную рабочую силу. В целом, по оценке Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, в регионах потребность отрасли в кадрах достигает 100 тыс. человек.
— Какие кадры наиболее востребованы в отрасли?
— Не хватает прежде всего высококвалифицированных рабочих, младшего технического персонала и инженерно-технических работников. Вообще, список востребованных специальностей довольно широкий.
Если говорить о кадрах, которые готовит наш университет, прежде всего это инженер-строитель — один из ключевых специалистов на строительном объекте, который контролирует весь процесс возведения здания, планирует строительные работы, принимая во внимание целый спектр факторов. Разумеется, востребованы архитекторы, которые создают идею здания, разрабатывают объемно-планировочные решения, занимаются визуализацией проекта и работают над ним совместно с инженерами-строителями. В современных условиях во многих ситуациях архитектор может работать удаленно. Еще одной популярной профессией является реставратор. Это специалист, на которого возложена миссия по сохранению культурного наследия.
В числе дефицитных специалистов среднего звена, высококвалифицированных рабочих кадров можно указать монолитчиков, каменщиков, отделочников, сварщиков, электромонтажников, сантехников.
— НИУ МГСУ осуществляет подготовку кадров всех уровней образования. Насколько сегодня востребованы выпускники со средним-специальным образованием, по каким специальностям?
— Подготовка по специальностям среднего звена в настоящее время ведется на базе Самарского колледжа строительства и предпринимательства, который является филиалом нашего университета. Перечень реализуемых специальностей охватывает вопросы строительства и эксплуатации зданий и сооружений, автомобильных дорог и аэродромов, монтаж и эксплуатацию внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции, садово-паркового и ландшафтного строительства, земельно-имущественных отношений, информационного обеспечения градостроительной деятельности. Это как раз те самые востребованные строительные профессии, которые совершенно точно не потеряют своей актуальности в ближайшее время.
Нужно отметить, что сейчас меняются нормативные документы, технологии строительства и, соответственно, требования к специалистам, что приводит в том числе к повышенному интересу к дополнительным профессиональным программам. В нашем университете сейчас мы ставим задачу формирования системы отраслевого непрерывного образования.
— Как вы взаимодействуете с работодателями?
— В настоящее время мы занимаемся воссозданием попечительского совета университета, одна из задач которого — обеспечение эффективного взаимодействия университета с отраслевым бизнес-сообществом, потенциальными работодателями наших выпускников.
Попечительский совет МГСУ был учрежден в 2004 году при поддержке правительства Москвы и объединил на добровольной основе всех, кто был заинтересован в решении актуальных задач развития университета и формировании его как центра подготовки высококвалифицированных кадров для строительной отрасли, экспертной и консультационной деятельности, внедрения новейших информационных и педагогических технологий, обеспечения конкурентоспособности на отечественном и международном рынках образовательных и научно-прикладных услуг. Вместе с тем в последние годы по разным причинам совет практически не функционировал.
Сейчас у нас налажено сотрудничество с работодателями по вопросам организации студенческих практик и трудоустройства наших выпускников, а в рамках работы с департаментом градостроительной политики города Москвы наши преподаватели, например, проходят стажировку на ведущих строительных объектах столицы.
Собственное кадровое агентство «Каска» тоже рассчитано на тесную работу с членами попечительского совета, у которых есть определенные преференции на подбор кадров из числа выпускников НИУ МГСУ.
Нам, конечно, необходимо модернизировать спектр реализуемых образовательных программ, развивать научные исследования.
— По данным Росстата, каждый третий выпускник высших и средних профессиональных учебных заведений не работает по специальности. Какова доля выпускников МГСУ, которые остаются в профессии?
— Результаты мониторинга трудоустройства наших выпускников достаточно оптимистичны. Доля трудоустроенных выпускников строительных специальностей составляет более 85%. Спрос российской экономики на кадры, которые готовит МГСУ, очень высок.
Есть, конечно, направления подготовки с более скромными показателями трудоустройства в строительной отрасли, в частности, те, где достаточно сильна подготовка по смежным отраслям.
Нужно отметить, что государство сейчас стремится получать разностороннюю и максимально объективную картину трудоустройства выпускников. Это один из показателей эффективности работы вузов. Разрабатываются все более совершенные подходы к соответствующему мониторингу.
— Какие преимущества вузу и вашим выпускникам даст участие в программе стратегического академического лидерства?
— Это новая модель поддержки вузов и высшего образования в России.
В 2020 году завершается программа «5–100», направленная на развитие в стране глобальных конкурентоспособных университетов. В этом году также истекает десятилетний период, на который вузам присваивался статус национальных исследовательских университетов. В 2021 году заканчивается программа поддержки опорных университетов в регионах.
Программа стратегического академического лидерства должна продолжить эти практики. Она, с одной стороны, направлена на обеспечение конкурентоспособности российских вузов на глобальных рынках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, инноваций и образования, а с другой, должна помочь решить важнейшие национальные задачи пространственного и отраслевого развития.
Программа предполагает значительные инвестиции, как прямые, так и на условиях софинансирования, дает вузам возможность стать научно-образовательными центрами мирового уровня. Это амбициозный проект, и мы хотим в нем участвовать, побороться за присвоение МГСУ статуса национального опорного университета.
Объем научно-исследовательских, научно-технических работ, которые мы выполняем для организаций строительной отрасли, ежегодно оценивается примерно в 1 млрд руб. Ресурсы, которые у нас формируются, мы планируем направлять на софинансирование программы развития стратегического академического лидерства.
— Как программа будет способствовать развитию науки и повышению уровня образования в регионах?
— Обязательным условием участия в новой программе является формирование консорциумов совместно с научными организациями и компаниями реального сектора экономики, а также с другими вузами.
Мы совместно с региональными архитектурно-строительными университетами договорились о создании так называемого регионально-отраслевого консорциума архитектурно-строительных вузов России. В состав консорциума также согласились войти общероссийские отраслевые и межотраслевые объединения работодателей.
Это, в частности, Национальное объединение строителей, Национальное объединение проектировщиков и изыскателей и Российский союз строителей. Получено согласие о вхождении в консорциум Российской академии архитектуры и строительных наук (одной из четырех государственных академий в нашей стране), а также нескольких научных организаций. Проект поддержало Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Это делается с целью осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.
Консорциум предполагает интеграцию всех профильных университетов в регионах и научных организаций, формирование совместной инфраструктуры научных исследований. Совместная работа будет направлена на эффективное функционирование системы непрерывного профессионального образования в строительной отрасли и кадровое обеспечение потребностей региональных строительных комплексов.
Таким образом, деятельность консорциума, безусловно, будет способствовать повышению уровня образования и развитию исследовательской деятельности в регионах.
Наш университет, например, за последние годы достаточно серьезно развил научную инфраструктуру, лабораторную и научную базу. Мы готовы предоставлять наши ресурсы для проведения научных исследований вузам-партнерам.
— Сколько вузов вам уже удалось объединить?
— Учредителями консорциума будут выступать Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Московский архитектурный институт (государственная академия), Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет и Томский государственный архитектурно-строительный университет. Партнерами консорциума, разумеется, будет еще большее количество вузов.
— Как вы оцениваете цифровизацию строительной отрасли? Как программы обучения адаптируются под эти процессы?
— Цифровизация процессов строительной отрасли является в настоящее время одной из ключевых задач профессионального сообщества. Ее цель — повышение производительности труда, кардинальное изменение подходов к проектированию, экспертизе и контролю отраслевой деятельности.
В нашем университете также делаются соответствующие шаги. В подготовленной программе развития вуза в число приоритетных научно-образовательных направлений включены цифровые технологии в строительстве и архитектуре, воссоздан Научно-образовательный центр уникальных зданий, сооружений и комплексов имени почетного профессора МГСУ Александра Золотова, в настоящее время разрабатываются и актуализируются несколько соответствующих образовательных программ в сфере высшего и дополнительного профессионального образования. Кроме того, в 2020 году по существу все образовательные программы вуза были вынужденно адаптированы под процессы цифровизации в связи с переходом на частичное дистанционное ведение образовательного процесса из-за необходимости профилактики распространения новой коронавирусной инфекции.
Источник: plus.rbc.ru