Часть госзакупок контролирует Федеральное казначейство, чтобы заказчики тратили бюджетные деньги по целевому назначению. В статье расскажем, в каких закупках победителям придется открыть счет в казначействе и как проходит процесс казначейского сопровождения госконтрактов.
Какие контракты по 44-ФЗ сопровождает казначейство?
Казначейское сопровождение — это механизм, с помощью которого государство контролирует целевое использование бюджетных средств. Все деньги по контракту в цепочке: «заказчик — исполнитель — субподрядчики» проходят через счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства (ТОФК).
Правительство РФ ежегодно в декабре утверждает правила, по которым работает казначейское сопровождение. В 2020 году действует Постановление Правительства №1765 и Постановление Правительства №1819 — для контрактов по гособоронзаказу. Эти правила регламентируют, какие бюджетные средства нужно контролировать казначейству в соответствии с законом о федеральном бюджете на 2020 год №380-ФЗ.
Социальный контракт: 350 000 рублей + 200 000 рублей от государства. Возвращать их не нужно!
В постановлениях выделены три группы госконтрактов, расчеты по которым контролирует казначейство:
- контракты в рамках государственного оборонного заказа на сумму более 300 тыс. рублей;
- госконтракты на сумму более 100 млн рублей;
- контракты на сумму более 300 тыс. рублей, которые заключили с единственными поставщиками в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Но есть исключения. Средства по госконтрактам не подлежат казначейскому сопровождению:
- в закупках на приобретение услуг связи, коммунальных услуг, перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом и других из списка;
- в закупках с банковским сопровождением;
- по контрактам, исполнителем в которых выступает госучреждение.
Казначейское сопровождение не применяется в закупках Минобороны в соответствии с 275-ФЗ, когда учет бюджетных средств происходит на отдельных счетах, открытых в уполномоченном банке. Подробнее об этом мы писали в статье. Также казначейское сопровождение не действует в закупках для органов внешней разведки, для корпорации «Росатом», закупках средств контрразведки и других случаях, указанных в п. 3 ч. 3 ст. 5 380-ФЗ.
Если в закупке действует казначейское сопровождение, заказчик пишет об этом в плане-графике, извещении, документации о закупке и в тексте госконтракта. Каждому государственному контракту заказчик присваивает идентификатор (ИГК), который указывают во всех расходных документах. По идентификатору ТОФК отслеживают всю цепочку денежного потока по контракту и блокируют расходные операции, которые считают нецелевыми.
В госконтракте с казначейским сопровождением заказчики прописывают обязательства для победителей:
- Указать соисполнителей по договору.
- Открыть лицевые счета в ТОФК себе и субподрядчикам.
- Перечислять бюджетные средства на банковские счета юрлица только на разрешенные цели из п. а ч. 6 раздела I Постановления Правительства №1765. Например, можно переводить деньги на зарплату, соцвыплаты, возмещать расходы собственных средств.
- Вести раздельный финансовый учет.
- Предоставить в ТОФК документы, которые подтверждают целевое использование средств.
- Указывать в договорах и расчетных документах ИГК.
Алгоритм работы казначейского сопровождения госконтрактов
- У каждого ТОФК открыт счет в Центральном банке. На него заказчик перечисляет аванс победителю закупки.
- После подписания контракта госзаказчик оформляет акт, в котором указывает, какое территориальное подразделение будет сопровождать контракт.
- Поставщик обращается в ТОФК с заявлением и госконтрактом, чтобы открыть лицевой счет.
- После полного исполнения контракта казначейство проверяет целевое использование средств и перечисляет деньги на лицевые счета исполнителей и соисполнителей.
- Казначейство переводит средства с лицевых счетов на счета юрлиц, открытых в банке после того, как исполнитель предоставит в ТОФК документы о том, что товар поставлен, а работы выполнены.
Рассмотрим подробнее два основных этапа: открытие лицевого счета и оплата контракта.
Открытие счета
Порядок открытия и ведения лицевых счетов ТОФК регулирует приказ №21н. Поставщик предоставляет в ТОФК госконтракт, заявление, карточку образцов подписей по форме, которые установлены в приложениях к приказу, и иные документы юрлица. Полный список требуемых документов можно уточнить в ТОФК. Документы подают на бумаге или в электронном виде с использованием электронной подписи. Казначейство проведет проверку реквизитов, заполненных форм, документов и в течение 5 рабочих дней откроет счет.
Оплата по контракту
Перед тем, как перечислить деньги исполнителю, ТОФК проверит, чтобы расходование было целевым.
Нельзя перечислять целевые средства:
- в качестве взноса в уставной капитал другого юрлица;
- на депозиты;
- на банковские счета юрлица, за исключением зарплаты, соцвыплат на работников, возмещения собственных расходов и оплаты фактически поставленных товаров в рамках контракта.
Средства можно получить как по предоплате, так и после полного исполнения госконтракта. Чтобы получить деньги по предоплате, поставщик предоставляет в казначейство договор с подрядчиком и выставленный ему счет. Казначейство оплатит потраченную сумму. После исполнения контракта, в ТОФК нужно предоставить все подтверждающие документы об исполнении контракта: товарные накладные, акты выполненных работ. Казначейство перечислит деньги после проверки всех документов.
Во всех документах от заказчика до конечного исполнителя указывают идентификатор госконтракта, чтобы казначейство могло проследить цепочку денежного потока.
Что контролирует казначейство
Территориальные органы Федерального казначейства проверяют в представленных исполнителем платежных документах:
- соблюдение сроков поставки товаров, выполнения работ;
- соответствие заявленного количества товаров фактически поставленному;
- факт поставки товара: иногда требуют фото- и видеосъемку с приемки товара;
- соответствие реального размера прибыли установленному в контракте;
- стоимость товара на соответствие его себестоимости по структуре затрат.
Если сроки поставки товара нарушены, казначейство на следующий день сообщает о нарушении госзаказчику. Если ТОФК выявит нарушения в остальных пунктах, то в течение пяти рабочих дней вернет документы поставщику без исполнения.
Из-за того, что участие в закупках с казначейским сопровождением кажется сложным и непонятным, конкуренция в них ниже, чем в закупках без сопровождения. Исполнение таких контрактов открытое и прозрачное, что отпугивает от участия в закупках с сопровождением недобросовестных поставщиков.
Если средства в закупке законодательно требуют казначейского сопровождения, не нужно искать обходные пути и договариваться с заказчиком исключить сопровождение казначейства из контракта, как это сделали поставщик и заказчик в следующем примере. Последствия будут неприятными для обеих сторон.
Предприятие «Биотехпрогресс» и Государственное казенное учреждение города Севастополя «Городское хозяйство и строительство» заключили контракт на проектирование и строительство очистных сооружений в Севастополе. Изначально заказчик не установил в закупке казначейское сопровождение, но после проверки антимонопольная служба предписала госучреждению включить в контракт условие о сопровождении казначейства.
На следующий день после подписания контракта, победитель и заказчик заключили допсоглашение, в котором решили исключить из контракта пункт о казначейском сопровождении и обязанность исполнителя открыть лицевой счет в ТОФК.
Победитель открыл расчетный счет в банке, а в допсоглашении к банковскому счету стороны условились, что этот счет служит для целевых расчетов по контракту.
Заказчик перечислил аванс на расчетный счет юрлица. Спустя четыре месяца банк лишился лицензии, средства на счетах заблокировали, и поставщик не смог получить свои деньги.
В итоге, дополнительное соглашение, которое заключили поставщик и заказчик суд признал недействительным. Подрядчик не получил аванс и не смог выполнить работы в срок. Заказчик расторгнул контракт в одностороннем порядке.
Источник: is-zakupki.ru
Каковы порядок и условия работы с государственным контрактом?
Как известно, государственный заказ является не только привлекательной сделкой, но также и ключом, открывающим новые уровни успеха. Госзаказ в соответствии с российским законодательством осуществляется только в форме проведения открытых конкурсов (аукционов), успешное участие в которых обязывает иметь соответствующий опыт и узкоспециализированные знания.
Исполнителями государственного заказа могут быть как юридические, так и физические лица. Рассмотрим основные моменты получения возможности исполнять государственный заказ.
Участие в конкурсе и заключение государственного контракта
Государственный или муниципальный заказ (контракт) представляет собой гражданско-правовой договор выполнения работ, поставки товаров или оказания услуг для задач обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах бюджета. Данная сфера регулируется статьями 525–534 и 763–768 Гражданского кодекса РФ, Федеральными законами от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ и от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ, постановлением Правительства РФ № 722 и другими нормами законодательства.
Основные правила проведения аукционов по размещению госзаказа изложены в Законе № 44-ФЗ. Сроки подписания и выполнения государственного контракта, объем обязательств и стоимость товаров (работ, услуг), размер и порядок финансирования; а также способ обеспечения исполнения обязательств являются неотъемлемыми атрибутами этого юридического документа.
Согласно букве закона, статусом государственного заказчика может обладать государственный или муниципальный орган или бюджетное учреждение. При этом государственные корпорации, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения обязаны размещать заказ в соответствии с разработанными в обязательном порядке «Положениями о закупках».
Как проходит государственный конкурс по определению поставщика (подрядчика) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд?
Первоначальным этапом является публикация государственным заказчиком на региональном или федеральном сайте извещения о проведении торгов и конкурсной документации, где указаны:
- максимальная цена договора;
- сроки поставки товаров (выполнения работ, предоставления услуг);
- определение качества товаров (работ, услуг);
- другие условия.
После этого будущие участники торгов направляют госзаказчику свои заявки на участие, которые проходят процедуру регистрации. После заседания конкурсной комиссии по открытию доступа к заявкам, а также заседания по рассмотрению заявок на участие в открытом конкурсе происходит рассылка уведомлений об участии в торгах участникам размещения заказа. Затем проводится окончательное заседание конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок, содержащих котировки с указанием цен. На сайте оформляется и размещается протокол оценок и сопоставления заявок с направлением победителю одного экземпляра протокола и проекта госконтракта.
Следует отметить, что для участия в конкурсе обязательным условием является предоставление финансового обеспечения заявки в размере от 0,5% до 5% начальной (максимальной) стоимости контракта.
Порядок заключения госконтракта таков, что отказ или уклонение от его заключения приводят к штрафным санкциям, при которых средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, остаются у государственного заказчика или истребываются у банка, выдавшего гарантию обеспечения конкурсной заявки.
Процесс заключения государственного контракта также в обязательном порядке требует обеспечения его исполнения. Размер обеспечения может достигать 30% от начальной (максимальной) стоимости. Данное обеспечение может быть предоставлено либо в виде внесения денежных средств на указанный заказчиком счет, либо в форме банковской гарантии. Участник закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно выбирает наиболее удобный для него способ внесения обеспечения.
Исполнение государственного контракта
После подписания государственного контракта наступает этап исполнения. Напомним, что на этом этапе должна быть предоставлена денежная сумма до 30% первоначальной стоимости контракта в качестве обеспечения условий выполнения работ, поставки товаров или предоставления услуг. Обеспечением исполнения госконтракта может являться банковская гарантия. При этом обеспечение предоставляется заказчику до подписания контракта и является обязательным условием его заключения.
Форма обеспечения госконтракта выбирается участником открытых торгов самостоятельно, при этом разрешается предоставлять вступившую в силу банковскую гарантию, которая оформлена по форме банка-гаранта, при условии, что банковская гарантия содержит:
- указание на госконтракт, исполнение которого она обеспечивает путем указания на стороны контракта в качестве принципала и бенефициара по гарантии, названия предмета контракта и ссылки на протокол торгов, как основание заключения контракта;
- указание на согласие кредитной организации с тем, что изменения и дополнения, внесенные в государственный контракт, не освобождают ее от обязательств по соответствующей банковской гарантии;
- указание на согласие гаранта с тем, что гарантия сохраняет свое действие вне зависимости от изменений организационно-правовой формы принципала;
- условие, что гарант перечисляет бенефициару сумму обеспечения исполнения контракта в размере 30% начальной (максимальной) цены контракта в случаях нарушения поставщиком сроков, некачественного исполнения или одностороннего отказа от исполнения госконтракта и т.д.
Исполнение госконтракта — весьма напряженный рабочий процесс, требующий постоянных согласований и своевременной оплаты. Чаще всего используются две схемы [1] :
- исполнитель выполняет работы за свой счет, а заказчик оплачивает их по факту выполнения;
- проект делится на этапы, заказчик перечисляет аванс исполнителю перед началом каждого этапа. Целевое расходование средств при этом обеспечивается банковской гарантией.
В тех случаях, когда исполнение госконтракта растягивается во времени или у заказчика меняются обстоятельства, и он отсрочивает перечисление авансового платежа, у исполнителя может появиться потребность в своевременном привлечении денежных средств либо получении новой банковской гарантии. Поэтому залогом успешного выполнения госконтракта во многом является наличие проверенного банка-партнера, способного своевременно предоставлять банковские услуги.
Расторжение государственного контракта
В соответствии с действующим законодательством государственный или муниципальный контракт должен содержать ряд обязательных условий:
- Объем работ.
- Стоимость работ.
- Начало и конец выполнения работ, включая промежуточные сроки.
- Размер и порядок финансирования.
- Форму обеспечения исполнения обязательств контракта.
Эти условия отнесены законодательством к существенным. По общим правилам Гражданского кодекса РФ, а именно согласно пункту 2 статьи 450, контракт может расторгаться решением суда по требованию одной стороны, если допущены нарушения существенных условий контракта, что означает причинение стороне ущерба, влекущего за собой значительную потерю выгоды, на которую сторона имела законное право рассчитывать при подписании госконтракта.
Например, этим существенным условием может оказаться срок начала и окончания работ или промежуточные сроки, если они занесены в госконтракт. Если же по какой-либо причине сроки не определены, сам договор признается ничтожным. Нарушение существенных условий государственного контракта влечет за собой право одной из сторон прервать договорные отношения в судебном порядке. Однако расторжение договора возможно и по обоюдному согласию сторон, при этом подписывается соответствующее соглашение о расторжении контракта.
Процедура участия в государственном конкурсе, последующее подписание госконтракта и его выполнение чаще всего невозможны без привлечения банковского финансирования: получения кредита либо предоставления банковской гарантии, что является максимально удобным для всех сторон. Необходимо лишь помнить, что подобный документ имеет установленные законом сроки действия, и, в случае если выполнение госконтракта затягивается, необходимо вовремя побеспокоиться о получении новой банковской гарантии.
Как привлечь банковское финансирование на выгодных условиях при работе с госзаказом?
С этим вопросом мы обратились к Андрею Тюрину — эксперту консалтинговой компании КСК групп:
«Профинансировать заявку на участие в государственном конкурсе и последующее исполнение госконтракта, не изымая из оборота собственные средства, подрядчик может двумя способами: получением так называемого тендерного кредита либо оформлением банковской гарантии. Кредитные предложения у различных банков существенно отличаются, в связи с чем выбор наилучших условий требует всестороннего и тщательного анализа.
КСК групп не просто консультирует средний и крупный бизнес по данному вопросу. Мы понимаем, что клиенту требуется не совет, а комплексное решение его проблемы с заранее просчитанным экономическим эффектом и в оговоренные сроки.
Когда для привлечения финансирования подрядчик в очередной раз обращается к помощи профессиональной команды экспертов КСК групп, он знает, что в большинстве случаев может рассчитывать на получение кредита или оформление банковской гарантии на привлекательных условиях: под более низкий процент, чем в среднем по рынку, и на более продолжительный срок.
Добиться этого удается благодаря тщательной подготовке сделки, включающей предварительную диагностику компании-клиента, которая осуществляется нашими экспертами на основании финансовой документации и бухгалтерской отчетности. Посредством тщательного анализа удается подобрать соответствующий банк, структурировать сделку и согласовать условия. Именно поэтому заявки КСК групп, подготовленные для банка, всегда рассматриваются в приоритете, и в большинстве случаев мы добиваемся принятия положительного решения на кредитном комитете банка.
Тем самым мы помогаем не только привлечь финансирование, но и сэкономить на процентах по кредиту.
Отдельно стоит упомянуть об оперативности рассмотрения вопросов: мы всегда укладываемся в сроки, которые берем на себя».
P. S. Более полную информацию об услугах и кейсах КСК групп можно найти на сайте компании. Там же можно оставить заявку на бесплатную первичную консультацию. Менеджеры компании ответят на все интересующие вас вопросы и сориентируют по срокам и стоимости услуг.
Источник: www.kp.ru
11. Госконтракт на строительство объекта
В условиях рыночной экономики строительные, проектные и изыскательские работы выполняются на основе договоров, которые заключаются по свободному усмотрению сторон. Однако в таких работах нуждается и государство, реализующее свои целевые программы по обеспечению жильем малообеспеченных слоев населения, созданию объектов жизнеобеспечения, социального обслуживания и т.д. В связи с этим наряду с правилами, регламентирующими выполнение строительных работ при обычных условиях гражданского оборота, имеется специальное законодательство о подрядных работах для государственных нужд.
Основным источником правового регулирования являются «Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов на строительство объектов для федеральных государственных нужд в РФ».
Основная идея, содержащаяся в законодательстве, состоит в том, что выполнение
подрядных работ осуществляется на добровольной основе. принуждение подрядчиков
к вступлению в договорные отношения допускается лишь в исключительных случаях,
предусмотренных законом и при условии, что им будут возмещены все возможные в
связи с этим затраты.
Взамен принуждения законодательство устанавливает систему мер по стимулированию участия подрядчиков в такого рода работах. К их числу относятся кредитование подрядчиков на льготных условиях; выделение им целевых дотаций и предоставление льгот по налогам и т.д.
Кроме того, законодательством закреплены специальные гарантии, обеспечивающие возмещение подрядчикам их потерь, связанных с прекращением финансирования соответствующих работ, изменением условий государственных контрактов и т.д.
12. Договор подряда на строительство объекта.
Договоры строительного подряда заключаются на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт предприятий, зданий (в том числе жилых), сооружений или иных объектов, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимися объектами работ.
По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект, либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. В случаях, предусмотренных договором, подрядчик принимает на себя обязанность обеспечить эксплуатацию объекта после его приемки заказчиком в течение указанного в договоре .
Субъектами договора являются заказчик и подрядчик. В роли заказчиков могут выступать в принципе любые физические и юридические лица. Однако в области строительства выполнение функций заказчика, в частности осуществление эффективного контроля за деятельностью подрядчика, требует специальных знаний и навыков, а иногда и наличия особого разрешения на данный вид деятельности. Поэтому функции заказчика нередко передаются специальным предприятиям, которые действуют в качестве представителей тех лиц, для которых предназначен строящийся объект. Таким образом, в строительном подряде заказчик и
инвестор очень часто не совпадают в одном лице.
В качестве подрядчиков выступают различные строительные и строительно-монтажные организации независимо от форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на строительную деятельность.
Источник: studfile.net