По данным РБК (https://www.rbc.ru/society/26/08/2021/612639f29a79473d011e9e18) почти каждый регион России подвергался затоплению с 2013 по 2020 год.
Кроме того, в настоящее время мы переживаем процесс глобального потепления и, как следствие, подъем уровня мирового океана.
Поэтому не случайно на рынке недвижимости могут встречаться земельные участки, находящиеся в местах затопления/подтопления. Такие участки отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий (п. 17 ст. 105 Земельного кодекса РФ).
Данные земельные участки не ограничены и не изъяты из гражданского оборота (ст. 27 Земельного кодекса РФ). Их можно продавать и покупать, сдавать в аренду и передавать в залог точно так же, как и обычные земельные участки.
Как узнать, что земельный участок находится в зоне затопления?
Сведения об этом можно получить, не выезжая на участок.
На сайте Росреестра есть «Публичная кадастровая карта» (https://pkk.rosreestr.ru/), на которой можно посмотреть зоны затопления. Для этого необходимо на экране нажать кнопку «Слои» в правом верхнем углу и поставить галочку рядом со строчкой «Зона с особыми условиями использования территорий». На карте зеленым цветом отобразятся зоны с особыми условиями использования территорий (далее — ЗОУИТ), учтенные в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), в том числе зоны затопления и подтопления.
Зинаида Васильева: Капитальное строительство в границах зон затопления — категорически запрещено
Так, например, выглядит карта Санкт-Петербурга:
А так – карта Москвы:
Непосредственно зоны затопления можно поискать, нажав на панели слева ЗОУИТ (они выделятся желто-зеленым):
Зона затопления в Санкт-Петербурге (Лахта).
Зона затопления в Москве (река Москва)
Также вы можете получить сведения об участке, обратившись в Росреестр за получением выписки из ЕГРН о характеристиках объекта недвижимости. Достаточно знать кадастровый номер участка. Сведения в выписке из ЕГРН о нахождении земельного участка в зоне затопления содержатся в графе «Особые отметки» либо «Ограничения».
Какие особенности у участков, расположенных в зоне затопления/подтопления?
В отношении таких земельных участков действует ряд запретов, предусмотренных п. 6 статьи 67.1 Водного кодекса РФ.
Их всего четыре, но в повседневной жизни наиболее важен один, а именно: запрет строить объекты капитального строительства (например, дом, баню, гараж, сарай) без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
С точки зрения закона, запрет возведения объектов капитального строительства не является абсолютным, так как он обусловлен обеспечением инженерной защиты объектов.
В связи с этим нет противоречия в том, что земельный участок в зоне затопления может одновременно относиться, например, к категории земель населенных пунктов или земель сельскохозяйственного назначения.
Отнесение к зонам с особыми условиями использования территорий не влечет невозможность использовать земельный участок по целевому назначению (Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.01.2021 г. № 88-691/2021).
Определяем, попадает ли участок в границы зоны подтопления или затопления (ЗОУИТ)
Таким образом, если соблюдено условие об обеспечении инженерной защиты, то возведение объектов капитального строительства законно.
Необходимо обратить внимание, что ограничения, предусмотренные п. 6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, не являются основанием для отказа в предоставлении публичного сервитута (ст. 39.44 ЗК РФ, Определение Верховного Суда РФ от 04.05.2021 г. № 304-ЭС21-4918 по делу № А70-2910/2020). Например, сервитут — строительство и подключение участка тепловой сети (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.01.2021 N Ф04-6054/2020 по делу N А70-2910/2020).
Пока земельный участок не будет обеспечен инженерной защитой, невозможно получение разрешения на строительство (ст. 51 Градостроительного кодекса РФ) и впоследствии — разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 Градостроительного кодекса РФ). Данные разрешения будут подтверждением, что вами все условия при строительстве соблюдены.
В случае если объекты капитального строительства возведены без обеспечения инженерной защиты, получения разрешений, возникает риск признания их самовольными постройками (ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации), что означает обязанность снести их за свой счёт.
Если в выдаче разрешения на строительство отказано, можно обратиться в суд с иском об обжаловании решения. Для защиты своей позиции следует сделать экспертизу результатов инженерно-гидрометеорологических изысканий и представить ее результаты суду. Также необходимо обратить внимание на срок подачи иска — 3 месяца со дня получения решения об отказе.
Как обеспечить инженерную защиту?
Видов инженерной защиты множество.
Так, инженерная защита может быть обеспечена путем строительства берегоукрепительных сооружений, дамб.
В силу п. 4.9. Свода правил СП 104.13330.2016 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», актуализированная редакция СНиП 2.06.15-85 (утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 г. № 964/пр, далее — Свод правил) в качестве основных средств инженерной защиты территорий следует предусматривать обвалование, искусственное повышение поверхности территории, руслорегулирующие сооружения и сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока, систематические дренажные системы, локальные дренажи.
Для предотвращения техногенного затопления и подтопления, обусловленного утечками из водонесущих коммуникаций и емкостей (сетей и резервуаров водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения), следует применять защитные футляры, обоймы, а также защитные прикорневые барьеры или проводить вырубку деревьев и кустарников на участках расположения ответственных инженерных сооружений.
Выбор решений по инженерной защите следует производить на основании технико-экономического сопоставления показателей сравниваемых вариантов (п. 4.15 Свода правил).
Согласно п. 4.1.1 Свода правил защита территории населенных пунктов должна обеспечивать:
— бесперебойное и надежное функционирование и развитие объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового назначения, социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, зон рекреационного назначения и других территориальных зон и отдельных сооружений;
— нормативные медико-санитарные условия жизни населения;
— нормативные санитарно-гигиенические, социальные и рекреационные условия защищаемых территорий.
Согласно п. 4.1.3 Свода правил защита сельскохозяйственных земель и природных ландшафтов должна обеспечивать:
— регулирование гидрологического и гидрогеологического режимов для безопасного и эффективного использования земель в соответствии с их функциональным назначением;
— условия для рационального использования и охраны земельных, водных, минерально-сырьевых и других природных ресурсов.
Более того, в некоторых случая для строительства сооружений инженерной защиты земельные участки могут быть изъяты для государственных или муниципальных нужд (п. 4 ст. 67.1 Водного кодекса РФ).
Таким образом, обеспечение инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод – затратный и трудоемкий процесс.
Несмотря на то, что юридически абсолютный запрет использования земельного участка не установлен, фактически строительство на данном участке может быть невозможно из-за несоразмерно высоких издержек на инженерную защиту.
Стоит ли покупать земельный участок в месте затопления/подтопления?
Земельный участок в месте затопления/подтопления можно приобрести, если он нужен сам по себе, и на нем не планируется возведение каких-либо построек. Также, скорее всего, цена будет не велика.
Если земельный участок планируется для застройки, то это вряд ли выгодная покупка.
На таком участке будет возможно построить только те объекты, которые не являются капитальными (киоски, навесы, общественные туалеты).
Возведение объекта капитального строительства вероятно будет либо несоразмерно дорогостоящим по сравнению с возведением аналогичного объекта на незатопленном участке, либо фактически невозможно.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что такие земельные участки имеют низкую ликвидность.
Вероятно, что срок продажи/сдачи в аренду такого земельного участка будет весьма длительным, а также, что цены необходимо будет снижать.
Низкая ликвидность может повлиять и на возможность передать такой участок в залог для обеспечения своих обязательств по договорам.
Можно ли признать договор купли-продажи земельного участка недействительным в связи с тем, что сведения о затоплении не были сообщены покупателю?
В случае если указанные сведения о земельном участке содержались в ЕГРН на момент покупки, шансы у покупателя выиграть суд невелики. Поскольку сведения в ЕГРН доступны для ознакомления, и покупатель не лишен возможности спросить другую сторону об особенностях земельного участка и ограничениях его использования, то предполагается, что, действуя разумно и добросовестно, покупатель должен был знать о нахождении земельного участка в зоне затопления и соответствующих последствиях.
Однако есть и другое мнение. Так, Ленинградский областной суд встал на сторону покупателя. В определении от 19.07.2012 г. по делу № 33-3106/2012 судом сделан вывод, что покупатель не является лицом, обладающим специальными познаниями в области землеустройства, поэтому информацию о возможных негативных последствиях ему должен был предоставить продавец земельных участков.
Сделка признана недействительности на основании ст. 178 Гражданского кодекса РФ как совершенная под влиянием заблуждения.
Ленинградский областной суд постановил, что заблуждение имеет место тогда, когда участник сделки помимо своей воли и воли другого участника составляет себе неправильное мнение или остается в неведении относительно тех или иных обстоятельств, имеющих для него существенное значение, и под их влиянием совершает сделку, которую он не совершил бы, если бы не заблуждался. При этом существенным будет являться такое заблуждение, последствия которого либо вообще неустранимы, либо их устранение связано для заблуждающейся стороны со значительными затратами.
На вышеуказанное определение Ленинградского областного суда возможно ссылаться в защиту своих доводов при оспаривании договора купли-продажи. При этом, суд, рассматривающий дело, может как согласиться с такой позицией, так и отвергнуть ее.
Что делать, если приобретенный земельный участок впоследствии признан зоной затопления?
Требовать возместить убытки и упущенную выгоду.
Согласно п. 1 ст. 107 Земельного кодекса РФ со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны не допускаются строительство и использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям, предусмотренным решением об установлении зоны с особыми условиями использования территории. Реконструкция зданий, сооружений может осуществляться только путем их приведения в соответствие с ограничениями.
Следовательно, признание земельного участка находящимся в зоне затопления может повлечь для правообладателя такого земельного участка убытки и упущенную выгоду.
Например, на таком участке было запланировано строительство отеля. Новый собственник, построивший здание отеля, может потребовать возмещения убытков на строительство/реконструкцию/приведение здания в соответствие, а также потребовать упущенную выгоду.
Из статьи 57.1 Земельного кодекса РФ следует, что:
1) Убытки и упущенная выгода подлежат возмещению в полном объеме;
2) Убытки возмещаются собственникам, арендаторам земельных участков, собственникам зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства, если их строительство было начато до дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории и в отношении их не принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
3) Убытки определяются с учетом рыночной стоимости имущества на день, предшествующий принятию решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, и иных убытков, связанных со сносом зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, приведением их в соответствие с особыми условиями использования территории ограничениями.
Также постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 262 утверждены Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (далее — Правила).
Согласно п. 5 Правил размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Министерством экономического развития Российской Федерации.
При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав (п. 8 Правил).
К кому обращаться с требованием о возмещении убытков и упущенной выгоды?
Зоны затопления, подтопления устанавливаются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон (пункт 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 N 360 «О зонах затопления, подтопления»).
Следовательно, необходимо обращаться ко всем вышеуказанным органам власти с заявлением о возмещении убытков и упущенной выгоды. При получении отказа либо предоставлении несоразмерного возмещения – необходимо также в оперативном порядке обращаться в суд с исковым заявлением ко всем вышеуказанным органам власти.
Таким образом, при приобретении недвижимости внимательно изучайте все документы и обращайте внимание на то, где она расположена.
Источник: zakon.ru
Дума приняла закон об ужесточении норм строительства в зонах подтопления
МОСКВА, 20 апреля. /ТАСС/. Госдума на пленарном заседании в среду приняла в третьем чтении законопроект, запрещающий строительство объектов на подверженных затоплению или подтоплению территориях без обеспечения инженерной защиты от негативного воздействия вод.
Проект был внесен в Думу правительством в октябре прошлого года. Согласно документу, под негативным воздействием вод подразумевается затопление, подтопление или разрушение берегов водных объектов.
Новые нормы устанавливают запрет использования территорий, подверженных затоплению или подтоплению, для возведения объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями или методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод. Инициатива также уточняет, что к такой защите относится строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений, а также искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и другие методы.
При этом органы исполнительной власти регионов будут устанавливать или изменять границы зон затопления и подтопления, не обеспеченных инженерной защитой.
Источник: tass.ru
Зоны затопления и подтопления: понятия, их отличия, установление и использование территории
Каждую весну тема затоплений и подтоплений становится актуальной. Поэтому сегодня поговорим о том, что такое зоны затопления и подтопления, как, кто и зачем их организует.
Что такое зоны затопления и подтопления? Их отличия
Зоны затопления и подтопления (далее — ЗЗП) относятся к зонам с особыми условиями использования территорий и отображаются на всех видах документации, разрабатываемой при планировании развития территорий. Это необходимо для того чтобы на данных территориях соблюдался определённый режим в целях предотвращения негативного воздействия на них. Это важно, поскольку затопление может привести не только к большим имущественным потерям, но и человеческим жертвам.
Для начала разберёмся, чем же отличается затопление от подтопления. Разница в том, что подтопление территории происходит за счёт того, что поднимаются из-под земли грунтовые воды. При затоплении же вода появляется не «снизу», а «сверху», то есть в результате впадения осадков или разлива водоёмов.
Зона возможного и катастрофического затопления
Важные определения понятий, касающиеся затопления, можно посмотреть в ГОСТе по чрезвычайным ситуациям. В нём зона возможного затопления определяется как территория, которая может быть покрыта водой в случае, например, если водоём выйдет из берегов или в случае разрушения гидротехнического сооружения (плотины, ГЭС, дамбы и пр.). Если в такой зоне предположительно могут погибнуть люди или повреждено имущество, то такая зона именуется зоной возможного катастрофического затопления.
Установление зон затопления и подтопления
Вопрос об установлении границ ЗЗП регулируется Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 N 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления». В Приложении к нему устанавливается, в отношении каких территорий должна быть установлена ЗЗП. Ведь в отношении не всех территорий целесообразно устанавливать ЗЗП.
Это делается в отношении только тех территорий, которые входят в группу риска. В основном к ним относятся территории, которые прилегают к различным водным объектам (водотокам, водохранилищам, естественным водоёмам) и затапливаемые с определённой периодичностью или при определённом уровне воды. Среди зон подтопления выделяют различные уровни в зависимости от глубины залегания грунтовых вод: чем глубже под землёй грунтовые воды, тем менее опасен уровень подтопления.
В Постановлении также определяется порядок установления зон ЗЗП. Вкратце рассмотрим его.
Орган исполнительной власти субъекта РФ готовит заявление об установлении ЗЗП. Проект установления границ должен содержать текстовое и графическое описание границ ЗЗП.
Оно должно быть согласовано одним из перечисленных в Постановлении органов в зависимости от того, является ли устанавливаемая зона зоной подтопления и затопления (МЧС), зоной затопления (Росгидромет) или зоной подтопления (Роснедра). После согласования заявления оно утверждается Росводресурсы. Срок согласования – 15 дней.
После согласования границ ЗЗП Росводресурсы направляет сведения об этом в Росреестр и МЧС, а сведения об этом вносит в соответствующий реестр. ЗЗП считаются определёнными с того момента, когда соответствующая запись будет внесена в кадастр недвижимости. Затем также данная информация должна быть отображена в градостроительной документации. Росводресуры может отказать в определении границ ЗЗП только в случае, если заявление не было согласовано, либо если территория не соответствует установленным в Постановлении требованиям.
Использование территории в зонах затопления и подтопления
В границах ЗЗП установлен особый режим использования территории. В связи с этим на данных территориях запрещается:
1) размещать новые населённые пункты и объекты кап. строительства без средств обеспечения защиты от затоплений;
2) использовать сточные воды в целях регулирования плодородия почв;
3) размещать кладбища, скотомогильники, свалки различных видов отходов;
4) распылять химикаты против вредителей с воздуха.
Кроме того, собственник водного объекта обязан осуществлять меры, препятствующие затоплению территории, а также ликвидации их последствий, если вдруг такое произошло.
Определение границ зон затопления и подтопления
Определение границ ЗЗП – сложный процесс, требующий учёта многих факторов. Для того чтобы правильно спрогнозировать, какая территория может быть затоплена, каковы её размеры, необходимо произвести расчёты, используя при этом различные данные. Существуют различные методы расчёта границ ЗЗП.
Наиболее используемыми являются картографическое моделирование и математическое моделирование. Методики расчёта не закреплены в каких-либо нормативных актах. Методику выбирает профильный специалист, который участвует в подготовке проекта при определении ЗЗП. Также существуют такие методы, как вероятностно-статистический и экономический (последний применяется для оценки возможного материального ущерба). Методику можно применять как при подготовке документов на установление границ ЗЗП, так и у ситуациях уже наступившего наводнения.
Каждый метод имеет свою область применения. Картографический метод не отличается точностью, зато является более простым и быстрым в применении. При таком методе используются данные о рельефе местности и особенностях водоемов. При построении математических моделей анализируется большее количество данных, что обеспечивает его большую точность. Но некоторые данные зачастую получить трудно, поэтому для предварительной оценки зачастую используется картографический метод.
Чтобы иметь хотя бы общее представление о том, как это происходит, приведём пример. Представим, что нам нужно определить границы затопления территории, прилегающей к реке. При этом можно использовать так называемый «пойменный подход».
Он заключается в том, что при анализе мы будем использовать данные о пойме – это территория, которая обычно затапливается во время выхода реки из берегов (весной или в период длительных дождей). Сведения о ширине поймы можно взять из постов в Гидрологических ежегодниках. Однако гидропосты (точки наблюдения за состоянием реки) расположены друг от друга слишком далеко.
Чтобы получить на выходе более точные данные, делим расстояние между гидропостами пополам и определяем в этой точке ширину поймы как среднее значение между шириной поймы на гидропостах. На местах, где таких постов нет, применим метод линейной интерполяции (если для Вас это просто набор букв – не растеривайтесь, значит, вы юрист до мозга костей). При этом также следует учесть следующие данные: как часто при паводках уровень воды превышает критический, насколько мощные обычно паводки в данной местности, как долго вышедшая из берегов вода не уходит и пр. Проанализировав данные, специалисты могут определить примерные границы территории, которая в следующий раз будет заполнена при розливе реки.
Однако ситуации затопления происходят не только на природных объектах, но и на гидротехнических сооружениях. В таких случаях картографического метода уже недостаточно, нужно прибегать к помощи формул. Чтобы определить границы ЗЗП при прорыве плотины, необходимы такие исходные сведения, как объем водохранилища; глубина воды перед плотиной (глубина прорана); ширина прорана, или участка перелива воды через гребень плотины; средняя скорость движения волны прорыва (попуска) — V, м/с; расстояние от плотины (водоема) до объекта (например, прилегающие к водохранилищу населённые пункты, заводы). При помощи формул можно вычислить высоту волны, дойдёт ли она до находящихся рядом объектов.
Расчёты по формулам – довольно специфическая деятельность. Интересующимся этой тематикой рекомендуем обратиться к следующим материалам:
Если ситуация затопления всё-таки наступила, не смотря на все предпринятые меры, необходимо произвести расчёт возможных негативных последствий. Данный вопрос урегулирован Приказом Ростехнадзора от 29.03.2016 N 120 «Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)». Методика применяется для расчётов возможных человеческих и имущественных потерь социального ущерба. В Методике описаны методы математического моделирования, методы детальной оценки, планшетный метод оценки вероятностного вреда. В ней приведены конкретные формулы, необходимые для расчёта ущерба со всеми необходимыми показателями и значениями.
Заключение
Таким образом, работа с ЗЗП – довольно сложная и комплексная деятельность, требующая усилий различных органов власти и высококвалифицированных специалистов в различных областях. Это неспроста, поскольку наводнение – это серьёзное стихийное бедствие, которое может обернуться пагубными последствиями для тех, кто попал в зону его поражения.
Похожие статьи
Как часто в своей жизни вы слышали слово «скотомогильник»? Ни разу? Это неудивительно, поскольку в…
Источник: zemsovet.ru
Зоны влияния природно-техногенных факторов
Зона затопления пойменных территорий рек паводком 1% обеспеченности обусловлена нормативным расчетным уровнем воды, который необходимо учитывать при освоении новых территорий или предусматривать инженерную защиту уже застроенных пойменных территорий.
В границах зон затопления паводком 1% обеспеченности использование земельных участков и объектов капитального строительства, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства осуществляется при условии проведения инженерной защиты территории от затопления паводковыми водами и подтопления грунтовыми водами путем подсыпки (намыва) грунта или строительства дамб обвалования, или совмещения подсыпки и строительства дамб обвалования.
Выбор методов инженерной защиты и подготовки пойменных территорий, подверженных временному затоплению, зависит от гидрологических характеристик водотока, особенностей использования территории, характера застройки. Выбор наиболее рационального инженерного решения определяется архитектурно-планировочными требованиями и технико-экономическим обоснованием.
Инженерная защита затапливаемых территорий проводится в соответствии со следующими требованиями:
— наличие проекта мероприятий инженерной защиты территории;
— отметку бровки подсыпанной территории следует принимать не менее чем на 0,5 м выше расчетного горизонта высоких вод с учетом высоты волны при ветровом нагоне;
— превышение гребня дамбы обвалования над расчетным уровнем следует устанавливать в зависимости от класса сооружений согласно СНиП 2.06.15-85 «Инженерная защита территорий от затопления и подтопления» и СНиП 2.06.01-86 «Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования»;
— за расчетный горизонт высоких вод следует принимать отметку наивысшего уровня воды повторяемостью:
а) один раз в 100 лет – для территорий, застроенных или подлежащих застройке жилыми и общественными зданиями;
б) один раз в 10 лет – для территорий парков и плоскостных спортивных сооружений.
2. Зона подтопления грунтовыми водами
Зона подтопления грунтовыми водами – это территория с неглубоким залеганием уровня грунтовых вод (до 2-5 м), на которой интенсивность притока поверхностных и грунтовых вод превышает интенсивность стока по поверхности, подземного оттока и потерь влаги на испарение. Подтопление территорий грунтовыми водами затрудняет застройку новых территорий, эксплуатацию уже застроенных территорий и ухудшает общие санитарные условия площадок.
Подтопление грунтовыми водами вызывается следующими причинами:
— высокое положение естественного уровня грунтовых вод, связанного с гидрогеологическими условиями и наличием слабопроницаемых грунтов;
— подпор со стороны рек и водоемов, часто связанный с прохождением паводков;
— нарушение естественных условий стока и испарения атмосферных осадков;
— инфильтрация в грунт различных водопотерь;
— утечки из водонесущих и водоотводящих коммуникаций;
— отсутствие организованной системы сбора и отвода поверхностного стока и прочие причины.
Подтопление грунтовыми водами вызывает потерю прочностных и деформационных свойств грунтов, неравномерные осадки и деформации зданий и сооружений и даже их разрушение, приводит к сырости в подвальных помещениях, вызывает необходимость частой перекладки подземных коммуникаций.
Мероприятия по понижению уровня грунтовых вод и осушение заболоченностей должны обеспечивать нормальные условия для осуществления строительства, эксплуатации зданий и сооружений, произрастания зеленых насаждений. Допустимая минимальная глубина залегания грунтовых вод (норма осушения):
— для зданий и сооружений с подвальными помещениями – 0,5-1,0 м от пола подвала;
— для зданий и сооружений без подвалов – 0,5 м от подошвы фундамента;
— для проезжей части улиц, площадей – 0,5 м от подстилающего слоя дорожной одежды;
— для зеленых насаждений общего пользования: 1,0-2,0 м – для древесных насаждений, 0,5-1,0 м – для газонов и стадионов, 2,5 м – для кладбищ.
3. Овражные и прибрежно-склоновые территории
Зона овражных и прибрежно-склоновых территорий является зоной непригодной или условно-непригодной для градостроительного освоения.
Овражные и прибрежно-склоновые территории отличаются совокупностью сложных неблагоприятных условий: изрезанностью рельефа со значительным процентом крутых оползневых склонов, активным проявлением геологических (размыв и переработка берегов рек и водотоков, интенсивное оврагообразование, гравитационные смещения масс пород разных типов) и гидрогеологических (разгрузкой на склонах водоносных горизонтов) процессов.
Причинами образования овражных и прибрежно-склоновых территорий является активное развитие эрозионных процессов, вызванных геолого-геоморфологическими, физико-географическими, антропогенными факторами, часто действующими в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляющимися по-разному в разных природно-территориальных комплексах и имеющими различную скорость развития.
При проектировании мероприятий инженерной защиты овражных и прибрежно-склоновых территорий должна быть предотвращена или сведена до минимума возможность развития опасных геологических процессов и обеспечена нормальная эксплуатация зданий и сооружений, а также обеспечена рентабельность градостроительного освоения с учетом возможного ущерба и расходов на специальные изыскания и дополнительные мероприятия.
Для повышения устойчивости склоновых территорий и предотвращения развития оползневых процессов необходимо выполнение мероприятий:
— строительство удерживающих сооружений;
— строительство перехватывающего горизонтального или вертикального дренажа с целью перехвата потока грунтовых вод с нагорной части склона;
— организация сбора и отвода поверхностного стока с территории склона и прилегающей территории.
Застройка верхней части склона допустима только при обязательной оценке влияния каждого проектируемого объекта на устойчивость склона и выполнении, в случае необходимости, дополнительной противооползневой и противоэрозионной защиты.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Источник: cyberpedia.su