Объект недвижимости необходимо снимать с кадастрового учета в случае уничтожения здания. Причиной уничтожения объекта является и добровольный снос, и разрушение в результате стихийного бедствия. Если сведения об объекте остаются в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), то объект продолжает облагаться налогом. Кроме того, на месте прекратившего существование объекта нельзя зарегистрировать в ЕГРН новый объект недвижимости.
Необходимо знать, что согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации установлен уведомительный порядок сноса ОКС . Это значит, что если вам необходимо осуществить снос здания, то сначала, до осуществления работ по сносу, необходимо направить в уполномоченный орган уведомление о планируемом сносе строения, а также результаты и материалы обследования, проект организации работ по сносу объекта капитального строительства. После завершения работ в орган местного самоуправления направляется уведомление о завершении сноса.
При этом в случае разрушения индивидуального гаража, садового или жилого дома, хозяйственных построек, расположенных на садовом земельном участке, объекта индивидуального жилищного строительства, строений вспомогательного использования, достаточно направить в орган местного самоуправления только уведомление о планируемом сносе объекта незавершенного строительства. После направления уведомления о завершении работ по ликвидации строения, представлять дополнительные документы не потребуется.
Уведомление о соответствии дает право на строительство жилого дома. Помощь юриста по недвижимости
Уведомления о планируемом сносе, а также уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства необходимо присылать по форме, утвержденной приказом Минстроя России от 24.01.2019 № 34/пр.
Далее заявителю необходимо направить документы в орган местного самоуправления. Это можно сделать несколькими способами:
- посредством личного обращения в орган местного самоуправления;
- через многофункциональный центр;
- посредством почтового отправления в орган местного самоуправления;
- через единый портал государственных и муниципальных услуг.
Чтобы снять с учета объект капитального строительства (ОКС), собственнику, либо его представителю с документом, подтверждающим его полномочия необходимо подать заявление о снятии с государственного кадастрового учёта и необходимые документы, в форме и порядке, установленным Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» :
- посредством личного обращения в орган регистрации прав;
- посредством личного обращения в многофункциональный центр;
- посредством почтового отправления в орган регистрации прав;
- через единый портал государственных и муниципальных услуг.
При этом в отдельных случаях, предусмотренных статьей 15 Закона о регистрации, заявление может подать собственник земельного участка, например, если собственник объекта, который снесен, умер, и на такой объект невозможно вступить в наследство ввиду того, что строение фактически не существует.
Разрешение на строительство дома больше не нужно И об окончании строительства достаточно уведомления
К заявлению необходимо приложить акт обследования объекта. Обращаем внимание, что акт обследования в соответствии со статьей 21 Закона о регистрации представляется в орган регистрации прав только в электронном виде.
В случае отсутствия в ЕГРН сведений о зарегистрированном праве заявителя на объект недвижимости, потребуется копия правоустанавливающего документа.
Подготовку акта обследования осуществляет кадастровый инженер на основании документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости. К таким документам могут быть отнесены:
- решения уполномоченных органов о признании объекта недвижимости ветхим или аварийным;
- решения собственника недвижимости в случае добровольного сноса;
- документы уполномоченных органов, подтверждающие факт стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций в случае прекращения существования объекта по причинам, не зависящим от воли собственника.
Все документы, необходимые для подготовки акта обследования, предоставляются кадастровому инженеру, так как непредставление указанных документов при подготовке акта обследования может стать причиной, препятствующей осуществлению процедуры снятия с государственного кадастрового учета.
Также стоит отметить, что уведомительный порядок сноса распространяется не на все случаи. Так, в случае сноса объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта недвижимости снос будет осуществляться на основании документов, которые подготавливаются для строительства нового объекта. Соответственно акт обследования будет подготовлен на основании иных, предусмотренных действующим законодательством и приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 №861 документов.
Источник kadastr.ruЧто проверяют при рассмотрении Уведомления об окончании строительства садового или жилого дома?
Уполномоченный сотрудник местной администрации при поступлении Уведомления об окончании строительства садового или жилого дома на соответствующем земельном участке проводит проверку документов по следующим основаниям:
- проводит проверку соответствия фактических параметров построенного или реконструированного объекта (площадь, высота, количество этажей, процент застройки участка, отступы от границ участка и др.) параметрам, установленным законом или иными документами: правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, Градостроительным кодексом и другими федеральными законами.
Отметим, что параметры построенного или реконструированного объекта проверяются также на соответствие уведомлению о планируемом строительстве. Так, если сначала Вы планировали построить 2-х этажный дом, площадью 100 кв.м., а в процессе строительства решили, что дом должен быть 3-х этажный, площадью 150 кв.м., Вам необходимо приостановить строительство, направить Уведомление об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта, получить Уведомлении о соответствии, и только потом продолжать строить. - проверяет (путем осмотра построенного или реконструированного объекта) соответствие внешнего облика описанию внешнего вида такого объекта из приложения к Уведомлению о планируемом строительстве или на соответствие внешнего облика типовому архитектурному решению, указанному в Уведомлении о планируемом строительстве (в случае строительства или реконструкции объекта в границах исторического поселения федерального или регионального значения).
- Проверяет соответствие вида разрешенного использования построенного или реконструированного объекта виду разрешенного использования, указанному в Уведомлении о планируемом строительстве.
- Проверяет допустимость размещения построенного или реконструированного объекта в соответствии с ограничениями, установленными земельным и иным законодательством РФ на дату поступления Уведомления об окончании строительства (за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта и такой объект не введен в эксплуатацию).
Такая проверка осуществляется в том числе путем проверки наличия дополнительных согласований (от Росавиации, Минобороны, Комитета лесного хозяйства и др.), о необходимости проведения которых указано в Уведомлении, разрешающем строить объект (Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта параметров установленным параметрам и допустимости размещения объекта на земельном участке).
По результатам проверки в течение семи рабочих дней со дня поступления Уведомления об окончании строительства застройщику (собственнику земельного участка) направляется одно из следующих уведомлений:
- уведомление о соответствии построенного или реконструированного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности;
- уведомление о несоответствии построенного или реконструированного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления.
Получение уведомления о соответствии построенного или реконструированного объекта означает, что строительство объекта произведено в соответствии с законом, и такой объект недвижимости подлежит кадастровому учету и регистрации прав, после которых он становится объектом налогообложения.
Также отмечаем, что в соответствии с п. 16 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции садового или жилого дома должен подать Уведомление об окончании строительства в уполномоченный орган.
Косаруков, З. С. Что проверяют при рассмотрении Уведомления об окончании строительства садового или жилого дома? / З. С. Косаруков. – Текст : электронный // Учет недвижимости : электронный журнал : сайт «Кадастр.Москва». – Москва, 2019. – URL: http://кадастр.москва/news/244. – Дата публикации: 19.08.2019
Вам могут быть полезны наши услуги
Около двух недель. 38 тыс. руб. Если на участке есть капитальный гараж, баня или другая постройка, то дополнительный технический план на каждый такой объект обойдётся всего лишь 8 тыс. руб.
Источник xn--80aalw7afh.xn--80adxhksУведомление о планируемом строительстве – старт новой процедуры
С 1 января 2019 года стартовал запуск процедуры «уведомительного порядка» о строительстве ИЖС с правильной легализации прав на него. Данная процедура описывается ст.51.1. Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома Градостроительного Кодекса РФ (ГрК РФ).
Теперь для строительства или реконструкции объекта ИЖС и садового дома не требуется:
- подготовка проектной документации
- выдача разрешения на строительство
- выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
Про уведомление – с чего начать?
Уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома застройщик направляет в орган местного самоуправления (ОМСУ), в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг
В уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции указываются:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);
6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;
7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком
К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;
3) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Далее уполномоченная на выдачу разрешений на строительство инстанция проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
С этими документами можно смело обращаться к кадастровому инженеру, который в соответствии с нормами определенными законодательными актами подготовит документ – технический план, в котором соответственно будут прописаны и изображены (в графической части) по результатам натурных обмеров фактические границы ИЖС и его внутреннее обустройство.
В последствии с данным документом будущий собственник повторно обращается в орган местного управления с уведомлением об окончании строительства, в которые он вносит параметры, указанные в техническом плане кадастровым инженером, а также в пакет документов включается декларация об объекте недвижимости ранее составленная и заверенная собственником в ходе кадастровых работ. При этом необходимо оплатить госпошлину для осуществления дальнейшей регистрации прав и постановки на кадастровый учет.
Направление уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности
— Градостроительный кодекс Российской Федерации, № 190-ФЗ;
— Земельный кодекс Российской Федерации, № 136-ФЗ;
— Федеральный закон № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;
— Постановление Правительства Российской Федерации № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг»;
— Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 591/пр «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома»;
— Закон Вологодской области № 1446-ОЗ «О регулировании градостроительной деятельности на территории Вологодской области»;
— Постановление Правительства Вологодской области № 960 «Об утверждении предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения город Череповец»;
— Решение Череповецкой городской Думы № 144 «О Положении об управлении архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца»;
— Решение Череповецкой городской Думы № 132 «О Правилах землепользования и застройки города Череповца»;
— Решение Череповецкой городской Думы № 120 «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг мэрией города Череповца и ее органами и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг»;
— Постановление мэрии города № 2811 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг мэрией города»;
— Постановление мэрии города Череповца № 3030 «Об утверждении порядка подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органа мэрии, предоставляющего муниципальную услугу, многофункционального центра, а также их должностных лиц либо муниципальных служащих, работников» (с изменениями и дополнениями).
Постановление мэрии города Череповца № 709 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по направлению уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности» (в редакции постановления от 11.11.2021 № 4323, от 25.08.2022 № 2529).
Заявителями при предоставлении муниципальной услуги являются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, юридические лица, являющиеся застройщиками (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов местного самоуправления), либо их уполномоченные представители.
Срок предоставления муниципальной услуги составляет не более 7 рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее — уведомление, уведомление об окончании строительства) в Уполномоченный орган.
В случае подачи уведомления через МФЦ, срок регистрации уведомления и передачи их в Уполномоченный орган — 2 рабочих дня.
1) уведомление по форме согласно приложению 1 к настоящему Административному регламенту и утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 591/пр (далее — Приказ № 591/пр).
Уведомление должно содержать следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество (последнее при наличии), место жительства заявителя (застройщика), реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
б) наименование и место нахождения заявителя (застройщика) (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
в) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
г) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
д) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);
е) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
ж) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем (застройщиком);
з) сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;
и) сведения об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав;
к) сведения о способе направления заявителю (застройщику) уведомления.
2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае если уведомление об окончании строительства направлено представителем застройщика;
3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;
4) технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;
5) заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.
Основанием для отказа в приеме к рассмотрению заявления является:
— несоблюдение установленных статьей 11 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» условий признания действительности квалифицированной электронной подписи (в случае направления уведомления и прилагаемых документов в форме электронных документов).
— в случае:
1) отсутствия в уведомлении об окончании строительства сведений предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 Градостроительного Кодекса РФ, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 статьи 51.1 Градостроительного Кодекса РФ;
2) отсутствия документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 3 статьи 51.1 Градостроительного Кодекса РФ;
3) если уведомление об окончании строительства поступило после истечения десяти лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, в соответствии с которым осуществлялись строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;
4) если уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома ранее не направлялось (в том числе было возвращено застройщику в соответствии с частью 6 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ).
Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства возвращает заявителю уведомление об окончании строительства и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление об окончании строительства считается ненаправленным.
Оснований для приостановления муниципальной услуги не имеется.
Уполномоченный орган направляет застройщику уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности только в следующих случаях:
1) параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом РФ, другими федеральными законами;
2) внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, или застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;
3) вид разрешенного использования построенного или реконструированного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
4) размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.
Предоставление муниципальной услуги осуществляется для заявителей на безвозмездной основе.
Результатом предоставления муниципальной услуги является:
— уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности;
— уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Заявитель имеет право на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществленных) в ходе предоставления муниципальной услуги.
Досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществленных) в ходе предоставления муниципальной услуги, осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Порядком подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органа мэрии, предоставляющего муниципальную услугу, многофункционального центра, а также их должностных лиц либо муниципальных служащих, работников, утвержденным постановлением мэрии города № 3030.
Информация о порядке досудебного (внесудебного) обжалования действий (бездействия) и решений, принятых (осуществленных) в ходе предоставления муниципальной услуги, размещается на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Вологодской области.
Заявитель вправе оспорить действия (бездействие) и решения, осуществляемые (принятые) в ходе предоставления муниципальной услуги, в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уведомление о планируемом строительстве либо уведомление об изменении параметров и прилагаемые документы могут быть представлены следующими способами:
— путем обращения в Уполномоченный орган или в МФЦ лично либо через своих представителей;
— посредством почтовой связи;
— посредством Единого Портала государственных и муниципальных услуг;
— с использованием государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.