Аналитика Публикации Согласно основным требованиям градостроительного законодательства выполнение работ, требующих наличия разрешения на строительство, допускается только после получения
Новые требования выдачи разрешения на строительство
18 июля 2011 года Президент России подписал Федеральный закон №224-ФЗ «О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения коснулись не только ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации «Разрешение на строительство», но и ст. 55 «Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию» в части порядка выдачи разрешений и полномочий соответствующих органов.
Разрешение на строительство
В соответствии с п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство и реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. Обязанность, связанная с получением разрешения, имеет публичное начало, обусловленное градостроительным законодательством.
Согласно п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории, а в случае строительства и реконструкции линейных объектов — проекту межевания территории. По сути, разрешение на строительство является основным документом, дающим застройщику право осуществлять строительство и реконструкцию объектов капитального строительства.
Органы власти, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство
По общему правилу разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Исключение составлял п. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, когда на земельный участок, эксплуатируемый для будущего строительства, не распространялось или не устанавливалось действие градостроительного регламента. В этом случае разрешение на строительство выдавалось федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Однако с введением в действие Закона №224-ФЗ ряд исключений из этого общего правила был дополнен. В зависимости от того, какой объект подлежит застройке или реконструкции, определяется уполномоченный орган, который дает разрешение на строительство. Указанные изменения были внесены в п. 5 и 6 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, для наглядности они приведены в таблице:
Орган, уполномоченный Ч на выдачу разрешения
Подпункт 1 п. 5 ст. 51 ГСК РФ
Объект капитального строительства на земельном участке, расположенном в границах особой экономической зоны
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на управление особыми экономическими зонами (Минэкономразвития России)
Подпункт 2 п. 5 ст. 51 ГСК РФ
Объект капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ местного значения)
Федеральный орган управления государственным фондом недр
Подпункт 3 п. 5 ст. 51 ГСК РФ
Объект использования атомной энергии
Уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения
Подпункт 4 п. 5 ст. 51 ГСКРФ
• Гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
• аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры;
• объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
• посольства, консульства и представительства РФ за рубежом;
• объекты обороны и безопасности;
• объекты космической инфраструктуры;
• объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы РФ;
• объекты, сведения о которых составляют государственную тайну;
• линии связи при пересечении Государственной границы и на приграничной территории РФ;
• объекты на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море
и исключительной экономической зоне РФ
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти
Подпункт 5 п. 5 ст. 51 ГСК РФ
Объект культурного наследия (если затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта)
Исполнительный орган государственной власти, осуществляющий функции в области охраны объектов культурного наследия (в соответствии с Федеральным законом от 25.06.02 №73-Ф3)
Пункт 6 п. 5 ст. 51 ГСК РФ
Объект, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов)
Федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория
Подпункт 1 п. 6 ст. 51 ГСК РФ
Объект, капитальное строительство или реконструкцию которого планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов РФ, в том числе линейного объекта — на территории закрытого админист-
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти
До введения в действие Закона №224-ФЗ исключения из общего правила выдачи разрешений на строительство кроме как в ГСК РФ предусмотрены не были. Теперь возможность пересмотра указанного порядка законодательно закреплена также за федеральными законами.
Важным моментом является то, что в случае, если разрешение на строительство объекта капитального строительства выдано до дня вступления в силу Федерального закона от 18.07.11 №224-ФЗ органами, отличными от приведенных в таблице, такое разрешение также признается действительным. В этом случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, выдавшими разрешение на строительство.
При получении разрешения на строительство помимо ГСК РФ следует также руководствоваться Примерным положением о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ, утвержденным Приказом Минстроя России от 03.06.92 №131. В соответствии с п. 2 Положения разрешение на выполнение строительно-монтажных работ выдается застройщику на основании решения территориальных органов исполнительной власти о строительстве (реконструкции, расширении) объекта. Разрешение выдается органами Государственного архитектурно-строительного надзора РФ (Госархстройнадзора России), а в городах и районах, где они отсутствуют, — органами архитектуры и градостроительства. При этом выдача разрешений на выполнение работ по сложным объектам производится с участием специалистов соответствующих территориальных органов Госархстройнадзора.
Изменения, вносимые в разрешение на строительство в случае перехода прав на земельный участок
В значительной мере изменения коснулись и п. 21 ст. 51 ГСК РФ. Статья регулирует сохранение срока действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства. Законом от 18.07.11 №224-ФЗ был введен п. 21.1 данной статьи, указывающий на исключения из общего правила. Теперь действие разрешения на строительство прекращается в случае:
1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
3) расторжения договора аренды (и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки);
4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Срок действия разрешения на строительство прекращается на основании решения органа, уполномоченного на выдачу разрешений. Решение принимается в срок до 30 рабочих дней со дня прекращения прав на земельный участок или права пользования недрами. Решение о прекращении действия разрешения также может быть принято в случае получения уполномоченными органами уведомления исполнительного органа государственной (исполнительной) власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении прав на земельный участок.
Помимо исключений к п. 21 ст. 51 ГСК РФ Законом от 18.07.11 №224-ФЗ были добавлены другие пункты, регулирующие, в частности, вопросы использования полученных разрешений на строительство в случаях образования земельных участков в результате объединения или разделения (п. 21.6 и 21.7 ст. 51 ГСКРФ).
В случае образования земельного участка путем объединения, в отношении которых (или одного из которых) выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо вправе осуществлять строительство на таком земельном участке на условиях, содержащихся в указанном разрешении. При разделе земельных участков, их перераспределении или выделе из земельных участков, в отношении которых выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо вправе осуществлять строительство на таких земельных участках на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство, соблюдая требования к размещению объектов, установленных в соответствии с градостроительным и земельным законодательством. То есть в таком случае требуется получение градостроительного плана образованного земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство или реконструкцию объекта. При этом ранее выданный градостроительный план разделенного (перераспределенного) земельного участка утрачивает силу со дня выдачи градостроительного плана на один из образованных земельных участков.
Следует обратить внимание, что в соответствии с п. 21.5 ст. 51 ГСК РФ физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство и реконструкцию объекта в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка. Такой же порядок пользования разрешением на строительство применяется и в случае переоформления лицензии на пользование недрами — новый пользователь недр вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта в соответствии с ранее выданным разрешением (п. 21.9 ст. 51 ГСК РФ).
При этом физические и юридические лица, у которых возникло право на земельный участок в связи:
• с приобретением такого права;
• с объединением земельных участков;
• с разделением (перераспределением, выделом) земельных участков;
• с переоформлением лицензии на пользование недрами —
обязаны уведомить в письменной форме о переходе к ним прав органы, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство. При этом в уведомлении необходимо будет указать соответствующие реквизиты:
1) правоустанавливающие документы на земельные участки в случае приобретения на них прав;
2) решения об образовании земельных участков в случаях (если решение об образовании земельного участка принимает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления);
3) градостроительный план земельного участка в случае его образования путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков;
4) решение о предоставлении права пользования недрами и решения о переоформлении лицензии на право пользования недрами.
Одновременно с подачей уведомления физические и юридические лица могут подать копии соответствующих документов. Срок подачи уведомления законодательно не установлен. А вот копии документов нужно подать в срок до 10 рабочих дней со дня получения уполномоченными органами уведомления, в течение этого срока принимается решение о внесении изменений в разрешение на строительство.
В случае если указанные документы не будут представлены заявителем, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы обязаны запросить такие документы или сведения, содержащиеся в них, в соответствующих органах государственной власти или органах местного самоуправления. А в случае если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не содержатся необходимые сведения, копию таких документов обязано представить физическое или юридическое лицо, обладающее правом на земельный участок.
Однако следует отметить, что в соответствии со ст. 6 Закона от 18.07.11 №244-ФЗ данная норма начнет действовать только с 1 июля 2012 года. Таким образом, до 1 июля 2012 года заявителям необходимо самим представлять копии названных документов. Непредставление заявителем копий в течение указанного срока будет являться основанием для отказа в принятий решения о внесении изменений в разрешение на строительство. Помимо этого правообладателю земельного участка также может быть отказано во внесении изменений в случае:
• если в представленном уведомлении отражены недостоверные сведения;
• планируемое размещение объекта капитального строительства не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство. Выданное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию подтверждает соответствие построенного (реконструированного) объекта градостроительному плану земельного участка, а в случае строительства, реконструкции линейного объекта — проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в органы, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Таким образом, определение органа, уполномоченного на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, никаким образом не связано с нововведениями Закона №224-ФЗ, поскольку разрешение выдает тот же орган, что выдал вам и разрешение на строительство. Приведенные в Законе №224-ФЗ изменения касательно органов, уполномоченных на выдачу разрешений, относятся только к объектам, разрешение на строительство которых получено уже после вступления в силу указанного Закона.
Документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию заявителю необходимо представить следующие документы (п. 3 ст. 55 ГСК РФ):
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта — проект планировки территории и проект межевания территории;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров объекта проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности, оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. Документ должен быть подписан лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
7) документы, подтверждающие соответствие объекта техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию участка. Документ также должен быть подписан лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации;
10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Также согласно п. 4 ст. 55 ГСК РФ Правительством РФ могут устанавливаться иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Указанные документы запрашиваются уполномоченными органами на основании полученных заявлений о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в органах, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
При этом наравне с порядком предоставления документов при внесении изменений в разрешение на строительство до 01.07.12 заявители обязаны подавать указанные документы самостоятельно.
В соответствии с п. 6.1 ст. 55 ГСК РФ неполучение (несвоевременное получение) указанных документов не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, но опять же только после вступления в силу данного пункта, т. е. с 01.07.12.
На данный момент основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию являются:
1) отсутствие документов, указанных в п. 3 ст. 55 ГСК РФ настоящей статьи;
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта — требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
На основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию посмотренный объект капитального строительства ставится на государственный учет. При реконструкции объекта капитального строительства в документы государственного учета вносятся соответствующие изменения.
Формы документов
Постановлением Правительства РФ от 24.11.05 №698 введена форма разрешения на строительство. В Приложении к Приказу министра от 19.10.06 №120 приведена инструкция о порядке ее заполнения.
Форма заявления на получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию приведена в Приложении №2 к Приказу Министра регионального развития РФ от 02.07.09 №251.
Сама форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию также приведена в Постановлении Правительства РФ от 24.11.05 №698. Инструкция по ее заполнению приводится в Приложении к Приказу министра от 19.10.06 №121.
Ответственность
Соблюдение требований, предъявляемых к порядку получения разрешения на строительство, а также внесения в него изменений — важный момент для организаций. Нарушение установленного законодательства грозит достаточно существенными штрафами для юридических и должностных лиц.
В соответствии с п.1 ст. 9.5. КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального c троительства без разрешения на строительство в случае, если наличие разрешения обязательно, влекут наложение административного штрафа:
• на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч руб.;
• на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч руб.;
• на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч руб. или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток;
• на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона руб. или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно п. 2 ст. 9.5. КоАП РФ штрафы предусмотрены и за нарушение сроков направления в уполномоченные органы уведомления о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства (или неуведомление о сроках завершения работ, которые подлежат проверке). В таком случае нарушение грозит наложением административного штрафа:
• на граждан в размере от пятисот до одной тысячи руб.;
• на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч руб.;
• на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до сорока тысяч руб.;
• на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч руб.
В соответствии с п. 5 ст. 9.5 КоАП РФ эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию (за исключением случаев, когда оно не требуется) влечет наложение административного штрафа:
ИсточникВ каких случаях разрешение на строительство в Крыму не нужно ? Не требуется разрешений для строительства временных построек, навесов, киосков, хозяйственных сооружений, то есть объектов , у которых нет жесткой привязки к земле. Упрощённый порядок уведомления о начале выполнения строительных работ в Крыму (ИЖС и садовые дома). Как подать и согласовать уведомление? … в) схема планировочной организации земельного участка (СПОЗУ) с указанием расположения линейного объекта в пределах красных линий, которые утверждены в документации по планировке территории применительно к линейным объектам ; г) схемы, отображающие архитектурные решения
Аналитика Публикации
Согласно основным требованиям градостроительного законодательства выполнение работ, требующих наличия разрешения на строительство, допускается только после получения подобного разрешения. Между тем нередко участники строительства действуют по принципу «главное ввязаться в драку, а потом посмотрим» и обращаются за разрешением уже в ходе строительства. Однако теперь такой подход может иметь для застройщика серьезные последствия.
Ранее судебная практика допускала возможность получения и разрешения на строительство post factum, хотя единого мнения и не существовало. Такая позиция основывалась на том, что в ч. 13 ст. 51 ГрК РФ предусматривается исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, среди которых:
– отсутствие необходимых документов, предусмотренных для выдачи разрешения;
– несоответствие представленных для выдачи разрешения на строительство документов требованиям градостроительного плана земельного участка или – в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта – требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Такого основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, как выполнение работ до получения разрешения, действующим законодательством не предусмотрено.
В связи с внесением в 2015 году изменений в ст. 222 ГК РФ, ужесточивших требования к самовольному строительству, направление судебной практики изменилось. Однозначно по данному вопросу высказался ВС РФ в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 16.06.2015 по делу № А07-7616/2014. По данному делу высшая судебная инстанция посчитала правомерным отказ в выдаче разрешения на строительство по тому основанию, что строительство фактически уже было начато в отсутствие разрешения. Приведенная позиция высшей судебной инстанции, по сути, положила конец спорам относительно того, может ли разрешение на строительство быть получено уже на этапе строительства объекта или после его завершения. И хотя законодательного закрепления данная позиция пока не нашла, последующая практика уже формируется с ее учетом.
Чем грозит несвоевременное обращение?
С учетом сформировавшейся позиции правоприменительной практики начало работ до получения разрешения грозит признанием объекта строительства самовольной постройкой. Право собственности на самовольную постройку может быть признано в судебном порядке за правообладателем земельного участка, на котором постройка возведена, в соответствии со ст. 222 ГК РФ, в частности, при условии, что постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах. При этом по сложившейся практике заявителю необходимо доказать, что до обращения в суд он предпринимал меры для получения разрешения1.
Ранее существовавшая судебная практика проверяла, как правило, наличие факта обращения заявителем за получением разрешения на строительство. При этом зачастую не имело принципиального значения, обращался ли заявитель за получением разрешительной документации до начала строительства, в ходе строительства или даже после окончания стройки. Однако с учетом общей тенденции к ужесточению требований к самовольным постройкам формирующаяся в последнее время судебная практика изменила подход к оценке данного вопроса. Так, теперь в удовлетворении требования о признании права собственности на самовольную постройку может быть отказано и в том случае, если заявитель предпринял меры к получению разрешения на строительство уже после начала работ, имея при этом возможность обратиться за получением разрешения на строительство заблаговременно2.
Неполучение разрешения на строительство до начала работ может повлечь невозможность легализовать возведенный объект и, как следствие, риски привлечения застройщика (заказчика по договору строительного подряда) и подрядчиков3, их должностных лиц к административной ответственности за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию, а также риски предъявления требований о сносе самовольной постройки и возмещении убытков.
Таким образом, цена вопроса велика. Участникам строительства рекомендуется проверять на стадии заключения договоров наличие необходимого разрешения на строительства либо предусматривать в соглашении порядок распределения рисков в случаях, если разрешение не сможет быть получено и т. п. (вопросы прекращения действия разрешения на строительство в настоящей статье не рассматриваются).
Изменить или оформить заново?
Вопрос, в каких случаях необходимо внесение изменений в разрешение на строительство, а в каких случаях требуется получение нового разрешения, по-прежнему остается дискуссионным.
Проблема связана с тем, что предусмотренные в ст. 51 ГрК РФ основания для внесения изменений в разрешение на строительство не являются исчерпывающими. Так, согласно положениям, содержащимся в ч. 21.5–21.7, 21.9 ст. 51 ГрК РФ, основаниями для внесения изменений в разрешение на строительство являются переход прав на земельный участок, раздел либо объединение земельных участков, а также переоформление лицензии на пользование недрами).
Вместе с тем зачастую необходимость внесения изменений в разрешение возникает в связи с корректировкой проектной документации, на основании которой было выдано разрешение на строительство. При этом в действующем законодательстве вопрос о возможности внесения изменений в разрешение на строительство в подобных случаях однозначно не урегулирован. Некоторую определенность в данный вопрос внес Постановление Президиума ВС РФ от 11.11.2015 № 301-ПЭК15 по делу № А65-4542/2014, в котором высшая судебная инстанция указала, что предусмотренные ст. 51 ГрК РФ основания внесения изменения в разрешение на строительство не являются исчерпывающими.
Такой подход был сформирован с учетом положений ч. 7 ст. 52 ГрК РФ, согласно которым допускается отклонение параметров объекта капитального строительства (высоты, количества этажей, площади, объема) от проектной документации, если необходимость отклонения выявилась в процессе строительства такого объекта.
Высшей судебной инстанцией было разъяснено: из положений ч. 7 ст. 52 ГрК РФ следует, что причины, повлекшие изменение проектной документации, должны быть объективными, обусловлены необходимостью, выявленной в процессе строительства объекта. Если же изменения проектной документации влияют на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства и при этом не связаны с объективными обстоятельствами, а вызваны предпринимательскими решениями, по мнению суда, в данном случае с учетом характера вносимых изменений необходимо получение нового разрешения на строительство, а не внесение изменений в выданные разрешения. Так, в рассматриваемом деле суд посчитал правомерным отказ в переоформлении разрешений на строительство, поскольку изменения, которые заявитель просил внести в выданные ему разрешения на строительство, были вызваны намерением названного лица увеличить этажность и количество секций жилых домов.
Безусловно, указанная выше позиция приведена с учетом обстоятельств конкретного дела и в отсутствие четкой правовой регламентации на данный момент не снимает все спорные моменты, которые возникают на практике при необходимости переоформления разрешений на строительство. Не исключено, что сформированный подход, который в настоящее время создал определенные ориентиры для участников строительства, по итогам анализа правоприменительной практики найдет и законодательное закрепление.
Достаточно остро стоит вопрос необходимости продления срока действия разрешения на строительство в свете текущей экономической ситуации, когда девелоперы в некоторых случаях вынуждены замораживать реализацию проекта. В частности, согласно ч. 20 ст. 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения, при этом в продлении разрешения на строительство должно быть отказано, если строительство не начато до истечения срока подачи такого заявления.
В настоящее время обсуждается законопроект, предусматривающий отмену требования о необходимости обращения за продлением разрешения на строительство не менее чем за 60 дней до истечения срока его действия (проект закона: http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=41616).
С учетом установленных законом требований и сформировавшейся правоприменительной практики возможность внести изменения в разрешительную документацию существенно ограниченна. Очевидно, что указанная позиция направлена на обеспечение стабильности и стимулирование участников строительства к тщательному продумываю бизнес-концепции строительства на стадии проектирования и получения необходимых разрешений.
Однако если корректировки, которые застройщик планирует внести, не влекут нарушений обязательных требований в области строительства и нарушений прав и законных интересов третьих лиц, то наличие гибкой процедуры, позволяющей оперативно применить принятые решения, могло бы оказаться полезным для бизнеса.
Последние изменения и тенденции
В июле 2016 года Президент России подписал Федеральный закон от 03.07.2016 № 370-ФЗ, которым, в частности, внесены изменения в ст. 51 ГрК РФ, направленные на повышение эффективности процедуры выдачи разрешений на строительство. Согласно указанным изменениям ряд документов, которые требуются для выдачи разрешения на строительство, которые застройщик не представил самостоятельно, могут быть запрошены уполномоченными органами в порядке межведомственного взаимодействия, при этом установлен трехдневный срок для представления документов по межведомственному запросу.
Неполучение или несвоевременное получение таких документов, запрошенных в порядке межведомственного взаимодействия, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Данные изменения, безусловно, носят позитивный характер для участников строительства, поскольку направлены на оптимизацию процедуры выдачи разрешения на строительство и способствуют недопущению отказов в выдаче разрешений по формальным основаниям.
Тенденция законодателя и правоприменительной практики, направленная на ужесточение требований к самовольному строительству, конечно, оправданна. Существовавшая до недавнего времени практика, по сути, позволяла строить в обход предусмотренных законом процедур, направленных на обеспечение безопасности строительства. Между тем, помимо превентивных мер, не менее важно, чтобы правовое регулирование предоставляло участникам строительства достаточно гибкие механизмы для внесения изменений в ранее выданные разрешения, в случае если такие изменения не влекут нарушений установленных законом требований, а также прав и законных интересов третьих лиц.
1. Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденный Президиумом ВС РФ 19.03.2014.
2. Определения ВС РФ от 11.08.2015 № 309-ЭС15-10049, от 14.10.2015 № 412-ПЭК15.
Источник• разрешений на строительство объектов капитального строительства (ОКС), срок действия которых истекает в период с 13.04.2022 до 01.08.2022; • использования указанной в градостроительном плане земельного участка (ГПЗУ) информации для целей подготовки проектной документации (ПД), выдачи разрешения на строительство ОКС и внесения в него изменений в случае , если указанный срок истекает в период с 13.04.2022 до 01.01.2023. … — ГПЗУ, представленный для получения РС или в случае строительства , реконструкции линейного объекта ППТ, а также проект межевания территории, ППТ в случае выдачи РВ линейного объекта , для размещения которого не требуется образование земельного участка
В каких случаях нужно разрешение на строительство линейного объекта
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории.
Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства
Как быть, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента
Если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации , параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
В каких случаях не допускается выдача разрешений на строительство
Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты , и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции:
Объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами , — федеральным органом управления государственным фондом недр;
Объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), — федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория
Разрешение на строительство, выдается:
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.
Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований.
Органом местного самоуправления муниципального района в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района.
Получение разрешения на строительство
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр.
Какие документы прикладываются к заявлению:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
6.1) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
8) документы, предусмотренные Законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, указанных выше, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Юридическая компания «ЮК ВЕРСИЯ — НН» оказывает всестороннюю поддержку по вопросам связанным со строительством. Обращайтесь к нам за эффективным сотрудничеством!
ИсточникВ случае , если при осуществлении строительства , реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, орган, выдавший разрешение на строительство , в течение 3 дней направляет в Региональную службу государственного строительного надзора Ростовской области копию выданного разрешения . Разрешение на строительство хранится у застройщика (последующего собственника) до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Вторые экземпляры разрешения на строительство вместе с заявлением на его…
В каких случаях нужно разрешение на строительство линейного объекта
Для того, чтобы построить какое-либо нежилое здание, недостаточно просто приобрести земельный участок. Потребуется разрешение на строительство. Данную бумагу получают у уполномоченных органов РФ.
Для чего же требуется разрешение на строительство, какие особенности есть при его получении, каковы основные требования со стороны законодательства, причины отказа в выдаче разрешения? В данной статье рассмотрим эти вопросы относительно объектов капитального строительства, кроме ИЖС (индивидуального жилищного строительства), так как для него требования при получении разрешения немного другие и более упрощенные.
Полное определение значения дается в статье 51 ГрК РФ. Обобщенно, разрешение на строительство является документом, подтверждающим соответствие проекта на планируемый объект строительства требованиям градостроительного регламента (за исключением случая, указанного в части 1.1 ст. 51 ГрК РФ), допустимость размещения объекта на данном земельном участке, соответствие такого размещения разрешенному виду использования участка и имеющимся ограничениям, установленным законодательством РФ.
Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта. Оно подтверждает, что соблюдены требуемые отступы от границ своего участка (если таковые имеются) и иные нормируемые отступы от объектов (например, от линий ЛЭП). Позволяет не переживать о том, не вылез ли проектируемый объект за границы Вашей территории и не превышены ли допустимые параметры строительства. Также позволяет избежать штрафов за незаконное строительство. Следует помнить, что за строительство без разрешительной документации (в случае, если для строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство) существует административная ответственность. Потому документ, о котором идет речь в данной статье, является важным и не стоит приуменьшать его значение.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения участка (за исключением случаев, указанных в ч.5-6 ст. 51 ГрК РФ). Подробный перечень необходимых документов для его получения указан в части 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Общий перечень документов:
- Заявление о выдаче разрешения на строительство.
- Правоустанавливающие документы на земельный участок.
- Градостроительный план (важно обратить внимание на дату его выдачи (п. 2 части 7 ст.51 ГрК РФ).
- Проектная документация.
- Положительное заключение экспертизы проектной документации, если данная документация подлежит экспертизе (на какие объекты она проводится-ст.49 ГрК РФ).
- В случае отклонения от разрешенных предельных параметров строительства или реконструкции – разрешение на такое отклонение (ст.40 ГрК РФ).
- Согласие всех правообладателей, если планируется реконструкция объекта (за исключением п.6.2 части 7 ст.51 ГрК РФ).
- В случае, если экспертиза проектной документации была негосударственной – копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение экспертизы.
- Если планируется проведение работ по сохранению объекта культурного наследия – документы, предусмотренные законодательством РФ о таких объектах (подробнее п.8 части 7 ст.51 ГрК РФ).
Также хорошо будет уточнить у органов, которые уполномочены на выдачу разрешения на строительство, перечень необходимых документов, форму самого заявления и какие документы заявитель направляет самостоятельно, а какие запрашиваются данным органом в порядке вневедомственного информационного взаимодействия. Часто информация о требуемых документах размещается на официальном сайте такого органа в свободном доступе.
Из-за чего можно получить отказ?
Причиной отказа в выдаче разрешения может являться:
- отсутствие документации, требуемой в соответствии со ст.51 ГрК РФ;
- несоответствие проекта требованиям градостроительного плана земельного участка;
- отсутствие разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (если таковые отклонения имеются).
Частые ошибки, приводящие к отказу:
- Ошибка заявителей может заключаться в том, что не приложены копии документов к пояснительной записке, указанные в подпункте «б» п.10 Постановления Правительства РФ № 87 от 16 февраля 2008г. (п.11 Постановления Правительства № 87).
- Распространенная ошибка связана с тем, что подают заявление и прикладывают проектную документацию спустя большое количество лет после разработки проекта и прохождения им экспертизы, не приведя проект в соответствие с нормами и правилами, действующими на данный момент, с действующим градпланом. В связи с этим могут возникнуть некоторые трудности:
- Например, проект был разработан 5 лет назад, но по финансовым соображениям стройку решили отложить до лучших времен и подали заявление для получения разрешения на строительство только сейчас. Таким образом, схема планировочной организации земельного участка (являющейся одной из составляющих проектной документации) не может быть учтена, так как разрабатывалась на основании положений старого градплана участка. (В соответствии с ГрК РФ градостроительный план земельного участка должен быть выдан не ранее, чем за три года до дня представления заявления). К тому же, за это время мог быть утвержден новый градостроительный план, в соответствии с которым функциональное назначение Вашей территориальной зоны могло стать другим, и функциональное назначение объекта, который планируете построить, не соответствует разрешенным и условно разрешенным видам использования земельного участка. Или же рядом с Вашей землей был пустырь, но через некоторое время его застроили, и теперь объект, на который есть проект пятилетней давности, близко расположен к новому соседнему зданию и препятствует требуемой непрерывной инсоляции его помещений (отбрасывает тень, заслоняет проникновение света). Соответственно, надо сдвигать свое проектируемое здание (если позволяет участок) или же уменьшать его габариты.
- Проблема при получении разрешения в данной ситуации может возникнуть еще из-за того, что спустя столько лет поменялись нормативы, которые должны были учитываться при разработке проекта. Например, изменились требования к доступности среды маломобильным группам населения (к примеру, уклон пандуса), а проект, который у Вас имеется, уже не соответствует и требует доработки.
По возможности, не стоит затягивать с получением разрешения на строительство, так как не всегда является возможным откорректировать проект в соответствии с действующими требованиями нормативных документов. И потому, возможно, придется разрабатывать новый проект, а это потребует дополнительного времени и финансовых затрат.
ИсточникЧто делать в случаях отказов и приостановок. Отказ в получении разрешения на строительство ; Отказ в продлении разрешения на строительство ; Отказ в получении разрешения на ввод в эксплуатацию; Документы для регистрации права собственности. Форум. … Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Для продление разрешений на строительство и реконструкцию. Перечень необходимых документов для проведения экспертизы проектной документации: Правоустанавливающие документы на земельный участок … Перечень необходимых документов для получения разрешения на реконструкцию
Разрешение на строительство в Крыму
2021: разрешение на строительство в Крыму или уведомление о планируемом строительстве?
Изменения Градостроительного кодекса РФ (ФЗ от 03.08.2018 г. №340 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации») с 4 августа 2018 г. значительно облегчили жизнь российских частных застройщиков. Начиная с указанной даты для строительства дачного дома или индивидуального жилого дома (ИЖС) не выше 20 м и не более 3-х этажей достаточно подать и согласовать с местными органами власти уведомление о начале строительных работ. Но! В Крыму до 21 мая 2019 г., на время переходного периода, действовал особый Порядок выполнения строительных работ, регулирующий градостроительные отношения.
Ситуация была приведена в соответствие с Федеральным законодательством с 21 мая 2019 года, когда были опубликованы соответствующие изменения к Постановлению госсовета РК №387-1/14 от 24.12.2014 г. Таким образом в Крыму был утверждён Порядок рассмотрения уведомлений о планируемом строительстве/ реконструкции частного жилого или садового дома и об окончании строительства объекта.
С 21 мая 2019 года приём деклараций о начале строительства объектов ИЖС и садовых домов в Крыму прекращен. И с этой же даты, в соответствии со ст. 51.1 Градостроительного Кодекса РФ, осуществляется приём и рассмотрение уведомлений о планируемом строительстве или реконструкции объектов ИЖС и садовых домов.
Важно!
С 14.09.2020 г. приём уведомлений в Крыму осуществляет Министерство жилищной политики и госстройнадзора РК. Эти изменения введены Указом Главы Республики Крым от 31 августа 2020 года № 281-У «О внесении изменений в Указ Главы Республики Крым от 6 августа 2020 года № 256-У».
С 1 октября 2020 г. ряд функций, связанных с получением разрешительной документации на ИЖС, передан муниципальным образованиям.
Служба государственного строительного надзора Республики Крым преобразована в Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (Указ Главы РК от 24 июля 2020 года № 235-У «О некоторых вопросах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым»).
Когда необходимо разрешение на строительство в Крыму в общем порядке?
Стоит отметить, что для начала строительства/реконструкции в Крыму объектов других категорий (т. е. НЕ ИЖС и НЕ садовые дома) необходимо получить разрешение на строительство в общем порядке, регламентируемом Градостроительным кодексом РФ. Подробнее читайте ниже.
В каких случаях разрешение на строительство в Крыму не нужно?
Не требуется разрешений для строительства временных построек, навесов, киосков, хозяйственных сооружений, то есть объектов, у которых нет жесткой привязки к земле.
Упрощённый порядок уведомления о начале выполнения строительных работ в Крыму (ИЖС и садовые дома)
Как подать и согласовать уведомление?
Упрощённый порядок уведомления о начале строительства / реконструкции объекта ИЖС или садового дома распространяется на объекты, которые имеют следующие признаки: отдельностоящий дом не более 3-х этажей, предназначен для проживания одной семьи.
С 21 мая 2019 г. для строительства такого дома в Республике Крым, как было сказано выше, необходимо подать и согласовать уведомления о начале выполнения строительных работ. Бланк уведомления установленной формы заполняется на основании правоустанавливающих и других документов, прилагаемых заполненному уведомлению:
- Правоустанавливающий документ на земельный участок.
- Параметры объекта планируемого строительства (можно использовать копии нескольких страниц проектной документации).
- Если процедуру оформляет представитель собственника, необходима доверенность на представление интересов.
Сроки рассмотрения уведомления
Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, получив уведомление, рассмотрит и, при отсутствии несоответствий, согласует его.
Министерство выдаст застройщику зарегистрированное уведомление в течение 7 рабочих дней.
Чтобы согласование уведомление прошло гладко, стоит поручить оформление и подачу документов специалистам архитектурно-строительной компании «Портал».
Обратите внимание!
В списке документов, прилагаемых к уведомлению, отныне нет СПОЗУ (схемы планирования земельного участка) и ГПЗУ (градостроительного плана земельного участка).
Однако мы всё-таки настоятельно рекомендуем получить ГПЗУ. Без этого документа невозможно точно определить «пятно застройки» и понять, нужны ли дополнительные согласования, например, с недропользованием, аэропортом, культурным наследием.
На этапе планирования строительства это может показаться неважным. А вот во время регистрации уже построенного дома могут возникнуть серьёзные проблемы. Чтобы предотвратить неприятности, получите ГПЗУ до начала строительства!
Юристы архитектурно-строительной компании «Портал» готовы взять на себя оформление всех документов, необходимых для обеспечения законного и безопасного строительства в Крыму.
Поручить специалисту АСК «Портал» заполнение, подачу и согласование уведомления о начале строительства
+7 978 076-03-70
Звонок со смартфона в 1 клик
(кликните на нужную иконку)
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Звоните! Наш разговор вас ни к чему не обяжет, но взаимно обогатит новыми знаниями, решениями интересных ситуаций.
+7 978 076-03-70 или +7 978 743-73-59
Общий порядок получения разрешения на строительство в Крыму
Какие документы необходимо подать для получения разрешения на строительство в Крыму?
Если вы намерены строить/реконструировать объект капитального строительства, который не относится к категориям ИЖС или садовый дом, то необходимо получить разрешение в общем порядке. Перечень необходимых документов указан в части 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ:
- а) пояснительная записка;
- б) схема планировочной организации земельного участка (СПОЗУ), разработанная в соответствии с ГПЗУ. На схеме указаны места размещения объекта капитального строительства, проходы и подъезды и к нему, границы зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
- в) схема планировочной организации земельного участка (СПОЗУ) с указанием расположения линейного объекта в пределах красных линий, которые утверждены в документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
- г) схемы, отображающие архитектурные решения;
- д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
- е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
- ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей.
4. Если проектная документация подлежит экспертизе (уточните в вашем случае!), необходимо положительное заключение экспертизы проекта объекта капитального строительства;
5. Если застройщику необходимо разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (ст. 40 Кодекса), предоставить это разрешение;
6. В случае реконструкции такого объекта капитального строительства, необходимо согласие всех правообладателей.
Сроки оформления разрешения
Разрешение на строительство/реконструкцию объекта капитального строительства оформляется в течение 10 дней с момента подачи заявления и прилагаемых документов (см. список).
При обнаружении несоответствий выдаётся отказ в выдаче разрешения на строительство. В случае отказа действия или бездействие уполномоченного органа можно оспорить в судебном порядке.
Выданное разрешение на строительство действительно в течение 10 лет.
Поручить специалисту АСК «Портал» получение разрешения на строительство
+7 978 076-03-70
Звонок со смартфона в 1 клик
(кликните на нужную иконку)
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Вывоз строительного мусора. Давайте беречь Крым!
Выдача разрешительных документов (в т. ч. согласование уведомлений о начале строительных работ) в Республике Крым с 1 апреля 2019 года не производится , если у застройщика на момент обращения нет договора на вывоз со стройплощадок грунта и строительных отходов или площадок по складированию отходов. Соответствующее распоряжение главы республики было зарегистрировано 26 марта 2019 г.
Для каждого отдельно взятого застройщика это может показаться проблемой. Но Правительство Республики Крым призывает граждан мыслить глобальнее и выполнять меры по недопущению появления несанкционированных свалок на территории полуострова.
ИсточникРазрешение на строительство — это документ, который подтверждает, что проектная документация застройщика соответствует градостроительным нормам, проектам межевания и планировки территории. Ст. 51 Градостроительного кодекса (ГрК) РФ устанавливает, что разрешение нужно получать при строительстве многоквартирных домов, нежилых зданий или их реконструкции. Документ обязателен для всех объектов капитального строительства . … Разрешение на строительство для капитальных объектов строительства выдается на полный срок, необходимый для возведения объектов . Этот срок указывается в ПОС (проект организации строительства ) будущего объекта капитального строительства .